Научная статья на тему 'Особенности, проблемы и перспективы социалбно-экономическогоразвития депрессивного региона (на примере Воронежской области)'

Особенности, проблемы и перспективы социалбно-экономическогоразвития депрессивного региона (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2148
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИННОВАЦИИ / КАПИТАЛ / ПРОДУКТЫ / УСЛУГИ / НАСЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / ДОХОДЫ / РЕСУРСЫ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / REGION / DEVELOPMENT / THE VORONEZH AREA / INNOVATIONS / THE CAPITAL / PRODUCTS / SERVICES / THE POPULATION / EMPLOYMENT / INCOMES / RESOURCES / AN ACCOMPLISHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова С. Ю.

В настоящее время Воронежская область потеряла возможности инерционного роста для будущего позитивного социального экономического развития. Реализация инновационного сценария предполагает развитие приоритетных «точек роста» в промышленности, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способных стать «локомотивами» роста всей экономики области на основе максимального использования инноваций в технологиях и организации производства. Такими отраслями должны стать машиностроение и пищевая промышленность, ориентированная на местное экологически чистое производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features, problems and prospects of social and economic development of depressive region (by the example of the Voronezh area)

Now the Voronezh area has lost opportunities of inertial growth for the future positive social economic development. Realization of the innovative script assumes development priority "points of growth" in the industry, providing its(her) competitiveness and capable to begin "locomotives" of growth of all economy of area on the basis of maximal use of innovations in technologies and the organization of manufacture. Such branches should become mechanical engineering and the food-processing industry focused on local nonpolluting manufacture.

Текст научной работы на тему «Особенности, проблемы и перспективы социалбно-экономическогоразвития депрессивного региона (на примере Воронежской области)»

решения, которые позволят нейтрализовать либо минимизировать действие негативных факторов, влияющих на образование недоимки.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая):

Федеральный закон № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 16 июля 1998 г.].

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая):

Федеральный закон № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 19 июля 2000 г.].

V.A. Gladkov

The estimation of a taxpayer's VAT payment condition.

The article describes the system of estimation indicators of a taxpayer's VAT payment condition.

Key words: the value-added tax, the tax bearer, an estimation of a condition of payment of the VAT.

УДК 332.12 (470.32)

С.Ю. Зеленцова аспирант Воронежского государственного университета, (Россия, Воронеж, ВГУ)

ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦПАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящее время Воронежская область потеряла возможности инерционного роста для будущего позитивного социального экономического развития. Реализация инновационного сценария предполагает развитие приоритетных «точек роста» в промышленности, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способных стать «локомотивами» роста всей экономики области на основе максимального использования инноваций в технологиях и организации производства. Такими отраслями должны стать машиностроение и пищевая промышленность, ориентированная на местное экологически чистое производство.

Ключевые слова: регион, развитие, Воронежская область, инновации, капитал, продукты, услуги, население, занятость, доходы, ресурсы, благоустройство.

Рыночная трансформация заметно изменила хозяйство Воронежской области. Возникло много предприятий (с 1991 по 1996 гг. число

предприятий увеличилось в пять раз), появились новые формы собственности, изменились структура хозяйства и занятость населения. Особенно тяжелым образом рыночная трансформация повлияла на развитие промышленности, поскольку происходила путем приватизации предприятий, сопровождаемой процессом их разукрупнения и формированием новых форм хозяйственной деятельности, в том числе малого предпринимательства, попытками проведения отраслевой реструктуризации. В Воронежской области, в связи с переходом к рынку, были созданы условия для формирования многоукладной экономики, в том числе малого предпринимательства на основе частной собственности на средства производства (таблица).

Распределение предприятий и организаций по формам собственности

(на начало года)

Годы 1996 2000 2005 2008 2009

Всего единиц 26298 34446 52761 56458 55804

Государственная 2316 1840 1928 1885 1886

Муниципальная 1358 2161 3668 3705 3769

Общественных организаций 1042 3692 4693 3799 3561

Частная 18665 25148 40384 45243 44910

Прочие формы 2917 1605 2088 1826 1678

Всего в % 100 100 100 100 100

Государственная 8,8 5,3 3,7 3,3 3,4

Муниципальная 5,2 6,3 6,9 6,6 6,8

Общественных организаций 4 10,7 8,9 6,7 6,4

Частная 71,0 73,0 76,5 80,2 80,5

Прочие формы 11,0 4,7 4,6 3,2 3,0

Уже к середине 90-х гг. число предприятий с частной собственностью в Воронежской области стало преобладающим среди всех предприятий (71 %), достигнув к началу 2009 г. 80,5 %. Только малых предприятий в Воронежской области в 1995 г. насчитывалось 8837, что составляло 33,6 % от общего их числа во всех сферах экономики [1]. В

2007 г. их количество возросло до 17 393 единиц, но удельный вес уменьшился до 30 %. В 2008 г. произошло уменьшение числа малых предприятий до 2072 (в связи с законом о развитии малого и среднего предпринимательства от 24 июля 2007 г.). К производству товаров в 2008 г. относились 14 704 предприятий, или 26,1 % от числа всех предприятий и организаций. Наибольшее число среди всех отраслей хозяйства составляют торговые предприятия: 20 662 предприятия, или 36,6 %. На

промышленные предприятия приходится 10,9 %, а на сельскохозяйственные — 7,0 % всех предприятий и организаций. За рыночные годы произошли существенные изменения в структуре занятых в экономике по формам собственности. Если в 1990 г. подавляющая часть

всех занятых была сконцентрирована на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, то в 2000 г. на предприятиях и организациях государственного сектора было занято 34,3 %, частного —

57,1 %, а в 2008 г. соответственно — 31,5 % и 60,8 %. В то же время большая часть занятых относилась к крупным предприятиям, организациям и учреждениям — 61,5 %. Переход к рыночным отношениям сопровождается заметным снижением показателей социальноэкономического развития, падением уровня жизни населения и снижением его занятости, растущей бюрократизацией и коррупцией общества и неэффективностью управления. Устойчивое развитие региона невозможно без социальной и экономической стабильности общества, оптимизации территориального управления. Во многом негативные явления, которые являются одновременно серьезными угрозами безопасности региона, возникли из-за того, что Воронежская область развивалась, не имея четкой приоритетной цели развития. Именно отсутствие целеполагания обусловило современную кризисную ситуацию в развитии промышленности и сельского хозяйства области, рост безработицы и преступности.

Цель развития региона — благосостояние населения

Перспективы развития региона значительно ухудшаются из-за современных тенденций развития населения. Падение рождаемости и рост смертности населения (в том числе и в трудоспособном возрасте) обусловил депопуляцию населения во всех муниципальных единицах Воронежской области. В настоящее время единственно реальным фактором положительной динамики населения является миграции населения, но он слабо реализуется в Воронежской области из-за ее низкого социально-экономического развития. Коренное население Воронежской области ее покидает. Не случайно в 2000-е годы выросла внешняя неофициальная миграция (отходничество) в другие субъекты Федерации. Учитывая, что в условиях Воронежской области есть все условия для развития АПК, необходимо вложиться в развитие всех его звеньев во всех формах: от личных подсобных хозяйств до крупных предприятий. Особое значение имеет создание в Воронежской области системы экологически чистого производства сельскохозяйственной продукции. Огромный научно-технологический потенциал Воронежской области в целом пока реализуется очень слабо и не выполняет задачи по обеспечению экономической безопасности.

В наиболее общем виде целью развития региона должно быть благосостояние его населения. Это понятие включает следующие главные элементы:

1) продукты / услуги. Благосостояние населения — главный «продукт» развития региона, который материализуется в конкретных видах продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности местного

населения и приносящих выгоды в результатах производства. Несмотря на то что число предприятий значительно выросло, наблюдается деградация производственной сферы. В настоящее время промышленность Воронежской области (как и сельское хозяйство) подошла в своем развитии к ситуации, при которой уже невозможно использовать инерционные пути для обеспечения экономического роста (рис. 1).

120 100 80 60 40 20 о

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Индекс физического объема промышленного производства

в % к 1990 г.

Падение физического объема производства продукции имело место во всех отраслях промышленности. В целом по данной сфере материального производства его уровень в 2009 г. составлял 72,8 % от величины в 1990 г. Причем спад промышленного производства носил затяжной характер и продолжался вплоть до 1999 г.; с этого времени начинается медленный и неравномерный рост производства: за 20012008 гг. он составил лишь 26,1 %. В целом за 2000-е годы рост объема промышленного производства в РФ был гораздо больше — 43,6 %, развитие промышленности Воронежской области характеризуются двумя кризисными спадами (2002 г. и 2007 г.) (рис. 2).

Л Л

1 -

100 - чА _ —■ т —•—Россия ■ Воронежская область

и н i i i i i i i i \ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Индекс промышленного производства в % к 2000 г.

При современных (инерционных) темпах развития промышленности уровень 1990 г. будет достигнут лишь к 2020 г. Именно падение промышленного производства самым непосредственным образом сказалось на состоянии экономики Воронежской области, а его восстановление является одним из главных рычагов общего экономического подъема хозяйства.

Реализация инновационного сценария предполагает развитие приоритетных «точек роста» в промышленности, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способных стать «локомотивами» роста всей экономики области на основе максимального использования инноваций в технологиях и организации производства. Такими отраслями должны стать машиностроение и пищевая промышленность, ориентированная на местное экологически чистое производство;

2) занятость и доходы. В 1990-2008 гг. изменения структуры занятости по отраслям экономики были весьма существенными. Особенно заметным было сокращение численности занятых в промышленности Воронежской области. В абсолютном выражении численность уменьшилась с 366,6 тыс. чел. в 1990 г. до 216,0 тыс. чел. в 2000 г. и до 198,1 тыс. чел. в 2008 г. (вместе с производством и распределением электроэнергии, газа и воды), что привело к обвальному падению ее доли в общем количестве всех занятых в экономике с 30,3 % в 1990 г. до 18,7 % в

2008 г. Создание рабочих мест является одной из важнейших задач развития местного сообщества. Новые рабочие места обеспечивают увеличение показателя «доходы населения». Хотя в регионе достаточно интенсивно шел прирост занятых в торговле и общественном питании (достигнув удельного веса в 2008 г. — 20,2 %, против 7,9 % в 1990 г.), общая численность занятых в экономике уменьшилась с 1210,8 тыс. чел. в 1990 г. до 1075,1 в 2008 г. Повышалась занятость в сфере финансовой деятельности, особенно она выросла в управлении (в 2,7 раза), что нельзя оценивать положительно. Постепенно мы становимся полицейско-бюрократической страной. Каждый четвертый мужчина служит или в охране, или в армии, или в милиции, почти каждый двадцатый житель Воронежской области является управленцем. Общая численность управленцев всех звеньев превышает 80 тыс. чел., или 7,7 % всех занятых. Негативной стороной структурных преобразований занятости следует считать абсолютное и относительное сокращение лиц, работающих в системе, культуры, искусства, науки и научного обслуживания. Уровень жизни населения Воронежской области заметно ниже, чем в РФ в целом (среднедушевые доходы составили в области в 2008 г. 2/3 от уровня страны). На две самые бедные группы населения (40 %) приходилось лишь

14.2 % доходов. Доходы ниже среднего уровня (10 397,4 руб.) имели

65.3 % населения, а численность населения, имеющего среднедушевые

доходы ниже прожиточного минимума, составила в 2008 г. около 436 тыс. чел., или 19,1 % населения области;

3) благоустройство — это необходимое условие как материального, так и духовного благосостояния человека. В Воронежской области наблюдается очень низкий (для староосвоенного региона) уровень благоустройства всего жилищного фонда. Так, в 2007 г. только 60-65 % всего жилищного фонда было оборудовано водопроводом, канализацией, 60-70 % — центральным отоплением, 50-60 % — ванными, 8-90 % — газом, 50-60 % — горячим водоснабжением. Обращает на себя внимание исключительно низкий уровень развития жилищно-коммунального хозяйства сельской местности. Реальная обеспеченность сел ваннами, канализацией, отоплением, газом и водопроводом в некоторых районах в 3-8 раз ниже, чем в городах. Благоустройство — понятие и социальное, и экономическое, поэтому его нельзя сводить к узкой трактовке жилищного и уличного благоустройства. Культура, отдых, внешний вид территории региона являются важнейшими составляющими духовного благосостояния. В 1990 г. мы занимали 30-е место в мире по уровню и качеству жизни. Высокий духовный потенциал России, к счастью, пока не полностью утраченный, обеспечивался ранее доступностью широких слоев населения ко всем культурным ценностям. Но он оказался под угрозой в связи с тем, что в объеме платных услуг в расчете на душу населения расходы на культуру в Воронежской области в 2005 г. составляли 0,6 %, а услуги в сфере образования — 1,9 %. В 2008 г. они изменились соответственно на 1,3 % и 1,5 %, но величина расходов на культуру остается низкой. Была свернута часть таких учреждений культуры, как клубные.

Стратегические ресурсы как основа экономического развития

Экономическое развитие региона связывается не только с наличием ресурсов, но и определенным их сочетанием. При отсутствии одного из них развитие невозможно, даже если другие ресурсы имеются в избытке. К так называемым стратегическим ресурсам относятся:

1) физический капитал составляют как природные ресурсы, так и созданные человеком оборудование, производственная инфраструктура и т. п.; (Воронежская область является одной из немногих в Российской Федерации, располагающих комфортными условиями для проживания людей, их хозяйственной деятельности и отдыха). В то же время низкий уровень обновления производственных фондов за многие годы обусловил их деградацию (износ основных фондов в машиностроении превышает 50 %);

2) «человеческий капитал» включает врожденные способности и таланты, а также полученное образование и приобретенную квалификацию. Величина совокупного «человеческого капитала» в

регионе зависит от численности и работоспособности населения, желания и способности людей трудиться. Для Воронежской области характерен высокий уровень образования населения. По переписи 2002 г. 378,3 тыс. чел. имели высшее или незаконченное высшее образование (18,6 % населения в возрасте 15 лет и старше), а 491,3 тыс. чел., или 24,2 %, получили среднее профессиональное образование. На начало 2009 г. численность экономически активного населения составляет около 48 % общей численности населения. В их составе 94,4 % были заняты в экономике, а 5,6 % активно ее искали (безработные). Численность безработных составила лишь 60 тыс. чел. В то же время 56 тыс. чел. в Воронежской области в возрасте от 15 до 72 лет относятся к экономически неактивному населению, а коэффициент экономической активности населения составил лишь 63,4 %. Если в 1990 г. только 80,2 тыс. чел. трудоспособного возраста не были заняты в экономике, то в 1995 г. — уже

214,2 тыс. чел., в 2000 г. — 233,9 тыс. чел., а в 2008 г. — 375,7 тыс. чел. соответственно. С учетом того, что имеющие подсобное хозяйство считаются занятыми в экономике, реальная безработица в Воронежской области составляет 30-35 % от численности трудовых ресурсов;

3) социальный капитал — это социальные сети (сети сотрудничества), социальные нормы и доверие, складывающиеся в рамках сообществ по интересам и способные передаваться из одной ситуации в другую. Этот вид капитала, воплощенный в нормах и сетях гражданского участия, создает условия для кооперации и координации действий ради взаимной выгоды, он облегчает заключение и соблюдение контрактов, направление сбережений и инвестиций в целевые проекты, увеличивает отдачу от вложений в физический и «человеческий» капитал. Опыт финансирования аграрного сектора из государственного бюджета показал неэффективность таких инвестиций. В современных условиях при отсутствии у государства необходимого количества средств нужен новый подход для поддержки сельского хозяйства в создании кредитной кооперации. Наибольшую часть сельскохозяйственной продукции (особенно животноводческой — 65,6 %) в 2000-е гг. производили личные подсобные хозяйства населения, хотя занимали только 6,6 % посевной площади. Поэтому социальные сети (кооперацию) необходимо широко применять в сельской местности, что позволит сформировать богатые подсобные хозяйства — будущих успешных фермеров. Особенно важна система государственных закупок для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Учитывая современную демографическую ситуацию, если не привлечь новых людей, нельзя рассчитывать не только на увеличение, но и сохранение достигнутого ими масштаба производства сельскохозяйственной продукции;

4) рынки можно определить как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара вступают в отношения друг с

другом с целью купли-продажи этого товара. В Воронежской области от условий обмена (высокие цены) страдает население, так как организаций оптовой торговли в 3,5 раза больше организаций розничной торговли, а цены в магазинах в несколько раз выше цен производителей;

5) финансовые ресурсы — средства, необходимые для реализации того или иного проекта. Заметим, что поиск денег чаще всего воспринимается большинством местных органов управления как выделение денежных средств, а не как финансирование. В регионе построена развитая финансовая инфраструктура. На территории области действуют такие специализированные институты, как банки, фонды, консалтинговые и страховые компании. Банковская сеть Воронежской области включает в себя 60 кредитных организаций — 56 региональных филиалов российских банков и 4 самостоятельных воронежских банка. Правда, это мало помогает предприятиям: до 85 % инвестиций

предприятий в разные годы обеспечиваются за счет собственных средств, что является главным тормозом экономического роста. С нашей точки зрения для ускоренного роста экономики необходимо заморозить на несколько лет (минимум на два года) розничные цены на все товары, предприятия от этого не пострадают. Следующим шагом должно стать резкое снижение учетной ставки для обеспечения эффективной кредитной политики. Современная величина процентной ставки даже по льготным кредитам способна остановить любое социально-экономическое развитие.

В целом современный уровень социально-экономического развития области недостаточен для обеспечения региональной безопасности. В Воронежской области развитие малого предпринимательства идет медленно, особенно в промышленности. Многие средние и крупные предприятия убыточны, что не позволяет активно обновлять основные фонды. Почти 1/3 всех занятых работают по найму у физических лиц или заняты в подсобном хозяйстве, что обусловливает развитие примитивного хозяйства. Огромная численность незанятого трудоспособного населения является угрозой социальной стабильности и понижает общий уровень жизни населения области. Открытие рынка в связи с вступлением РФ в ВТО в этих условиях поставит воронежские предприятия в заведомо проигрышное положение по сравнению с зарубежными производителями и усугубит промышленный и сельскохозяйственный кризис.

S.J. Zelentsova

Features, problems and prospects of social and economic development of depressive region (by the example of the Voronezh area).

Now the Voronezh area has lost opportunities of inertial growth for the future positive social economic development. Realization of the innovative script assumes development priority "points of growth" in the industry, providing its(her) competitiveness and capable to begin "locomotives" of growth of all economy of area on the basis of maximal use of innovations in technologies and the organization of manufacture. Such branches should

become mechanical engineering and the food-processing industry focused on local nonpolluting manufacture.

Key words: region, development, the Voronezh area, innovations, the capital, products, services, the population, employment, incomes, resources, an accomplishment.

УДК 658:382

Х.А. Мхитарян, канд. экон. наук, доцент кафедры управления, (Армения, Ереван, Армян. гос. экон. ун-т);

Т.С. Акопян, канд. экон. наук, докторант кафедры управления, (Армения, Ереван, Армян. гос. экон. ун-т)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Представлены существующие подходы к созданию благоприятных условии повышения эффективности управления денежного рынка Республики Армения и совершенствованию контрольной работы Центрального банка. Рассмотрены проблемы необходимости совершенствования деятельности отдельных структур денежного рынка. Для эффективной организации работ предлагается новая организационная структура денежного рынка РА.

Ключевые слова: денежный рынок, коммерческие банки, пункты обмена, операционные конторы, финансовый рынок, ликвидность, операционный риск, структура денежногорынка, кредитные организации, обменный курс.

Денежный рынок Республики Армения был сформирован в 1993 г. с внедрением национальной валюты — армянского драма. Для изучения денежного рынка Республики Армения в первую очередь необходимо учитывать степень экономического развития страны, что имеет непосредственное влияние на процессы, протекающие на денежном рынке. Ответственность за регулирование денежного рынка, т. е. за осуществление денежно-кредитной политики в Республике Армения, возложена на Центральный банк. В Республике Армения осуществляется долгосрочное и краткосрочное планирование денежно-кредитной политики в ежегодном, ежеквартальном и двухнедельном разрезе. На основании долгосрочной денежно-кредитной программы осуществляется краткосрочное планирование, при котором особое значение приобретает прогноз финансовых потоков, влияющих на элементы денежной базы. В этом плане важнейшим фактором является проводимая правительством политика и оценка ликвидности участников финансового рынка (в том числе оборачиваемых активов и субъектов, занятых в их торговле). При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.