Экономика
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ПОДСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Н.Д. БАГРЕЦОВ,
кандидат экономических наук, доцент,
Н.В. РОЗНИНА,
аспирант, Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева
Ключевые слова: подсобные производства и предприятия, факторы развития, принципы взаимодействия, оценочные показатели.
Сельское хозяйство Курганской области является важнейшей составляющей экономики региона после обрабатывающей промышленности. Его доля в АПК составляет более 16%. Численность сельского населения составляет 43,2%. За последние восемь лет она сократилась почти на 9%.
В ходе реализации Национального проекта по развитию АПК в Курганской области произошли серьёзные структурные преобразования. Ликвидирована государственная монополия на землю, созданы новые формы хозяйственной деятельности и основы многоукладной экономики. Сформированы основные группы товаропроизводителей: сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения. К концу 2008 года в Курганской области действовало 58 крупных и средних и 396 малых предприятий по производству сельскохозяйственной продукции; 194,7 тыс. семей имели личные подсобные хозяйства.
За последние три года только в 2008 году сельскохозяйственными организациями получен положительный финансовый результат - 483 млн руб. прибыли. Однако следует отметить, что без учёта дотаций животноводство и в 2008 году убыточно - 29,2 млн руб.
Сложные социально-экономические условия, в которых находится сельское
Таблица
Показатели качества и уровня жизни населения Уральского федерального округа (2007 г.)
Показатели Российская Федерация Уральский федеральный округ Челябинская область Свердловская область Курганская область
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)* 0,805 0,888 0,796 0,802 0,755
Покупательная способность доходов 3,26 5,86 3,12 3,78 2,46
Уровень бедности по доходам, % 13,4 10,4 11,2 10,9 21,7
Коэффициент Джини 0,422 0,453 0,395 0,420 0,396
Душевой ВРП, долл. 13173 67840 10450 11867 5531
хозяйство, усугубляются не только тем, что Курганская область относится к зоне рискового земледелия, но и тем, что существует резкое разграничение сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, взаимоотношения которых сегодня регулируются договорами, не позволяющими выстроить равноправные отношения между ними, так как последние присваивают большую часть полученной прибыли [3, с. 49]. Эту идею разграничения отстаивала ещё академик Т.И. Заславская в работе «Социальные проблемы трудовых ресурсов села и миграция сельского населения».
Основные социальные показатели уровня и качества жизни населения Курганской области приведены в таблице [1, с. 28].
Данные таблицы свидетельствуют о том, что Курганская область относится к социально неблагополучным субъектам Российской Федерации и Уральского федерального округа, так как показатели уровня и качества жизни самые низкие в УрФО и ниже среднероссийских.
Следует отметить, что уровень безработицы в соответствии со стандартами МОТ в Курганской области составляет 7,9%, что соответствует 56-му месту среди субъектов РФ. По денежным доходам населения область нахо-
641300, Курганская обл.,
Кетовский р-н, с. Лесниково;
тел. 8-9091452910____________
дится на 65-м месте (111000,7 руб.), по среднемесячной начисленной заработной плате на одного работника - на 59-м месте (8957,6 руб.).
Вместе с тем сельскохозяйственные предприятия и сельские территории, на которых они находятся, обладают достаточным количеством рабочей силы, сельскохозяйственного сырья, природных ресурсов, а также неплохими условиями для развития этно- и агротуризма, народных промыслов и других направлений в развитии диверсификации сельскохозяйственного производства [2, с. 23]. В рамках сельскохозяйственных предприятий производства по переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и промышленной продукции из местного сырья на основе инновационных технологий, народным промыслам, агро- и этнотуриз-му получили название подсобных, несмотря на то, что они порой генерируют больше денежных средств, чем другие виды деятельности.
Поэтому мы будем называть их центрами ответственности в рамках сельскохозяйственных предприятий, генерирующих денежные потоки. Развитие таких подсобных производств решает ряд конкретных задач.
■ С точки зрения государства: увеличение налоговых поступлений, повышение продовольственной безопасности, финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, достижение высоких социальных стандартов, обеспечение комплексного развития территорий.
■ С точки зрения сельскохозяйственных предприятий: повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, их гибкости и адаптивности, обеспечение ликвидного денежного потока.
■ С точки зрения сельского населения: возможность получения хорошо оплачиваемой работы, улучшение социально-культурной сферы территории, возможность профессионального и ка-
* Для показателя ИРЧП источник: проект Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 год // Программа развития ООН, 2008.
Supplementary business and enterprises, factors of development, principles of interaction, estimation rates.
рьерного роста.
■ С точки зрения потребителей: возможность приобретения экологически чистых продуктов по конкурентным ценам, а также получения услуг в виде этно- и агротуризма, покупки оригинальных товаров народных промыслов и народных умельцев и т.д.
Таким образом, сформулируем гипотезу о том, что развитие подсобных производств с последующей их эволюцией до уровня предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов, промышленной продукции, народным промыслам и предоставлению услуг, учредителями которых являются сельскохозяйственные предприятия, органы местного самоуправления и муниципальные органы власти, может способствовать комплексному развитию сельскохозяйственных предприятий и территорий, повышению их социально-экономического уровня и конкурентоспособности, снижению сезонных колебаний занятости.
Генезис развития подсобных производств в России и Курганской области. С развитием производства сельскохозяйственной продукции формировалось промышленное производство, пусть и примитивное на первых этапах общественного разделения труда в виде необходимых средств производства сельскохозяйственной продукции и её переработки. Учитывая степень развития товарно-денежных отношений и уровень разделения общественного труда, выделим следующие этапы развития подсобной производственной деятельности.
■ Зарождение ремёсел, домашней промышленности и приобретение ими высокого технологического и художественного уровня (с VI до конца XVII века).
■ Бурное развитие сельской промышленности в виде семейных кустарных предприятий, постепенно превращающихся в промышленные центры (предприятия) (с конца XVII до второй половины XIX века).
■ Возникновение более развитой формы промышленного производства, мануфактуры и фабрично-заводской промышленности, развитие которых способствовало снижению производства кустарных изделий и мелких перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий (со второй половины XIX до начала XX века).
■ В XX веке отношение власти к сельской промышленности было неоднозначным. Революция 1917 года и начало политики «военного коммунизма» привели к постепенному упадку кустарных промыслов. С введением НЭПа наблюдалось активное возрождение промышленных производств, особенно на принципах крестьянской кооперации (в том числе различные промысловые артели). С началом форсированной коллективизации были отвергнуты все формы коо-
перации кроме колхозной. Во все времена рыночных отношений подсобные производства были порой «спасательным кругом» в вопросе финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, тем более, если государство не оказывало финансовой поддержки (с начала XX до 90-х годов XX века).
■ Этап трансформации прежней экономической системы в рыночную, возрождение подсобных производств на селе (с 90-х годов XX по н.в.).
Этап перехода к рыночной экономике и отсутствие государственной поддержки привели АПК к упадку. Поставка продуктов по импорту составляла более 50%. Посевные площади в Курганской области сократились более чем в 2 раза, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти в 5 раз, производство мяса - в 4 раза. Ценовая политика на сельскохозяйственную продукцию находилась в руках переработчиков, особенно по скоропортящейся продукции. Сельскохозяйственные предприятия активно создавали производства по переработке сельскохозяйственной продукции (мини-цеха). Однако отсутствие необходимых специалистов, в первую очередь технологов по переработке и менеджеров по маркетингу, привело к тому, что выжили немногие. А те, что выжили, успешно развиваются и сегодня: ОАО «Боровская птицефабрика», ЗАО «Глинки», СПК «Разлив» Кетовско-го района, ЗАО «Тагильское» Каргаполь-ского района, ЗАО «Куйбышевское» Целинного района и др.
Каждому из выделенных исторических этапов присущи свои характерные признаки и особенности, обусловленные достигнутым уровнем развития государственности и товарно-денежных отношений. На всех этапах развития этой деятельности была одна, но очень важная цель - получение дополнительного дохода и обеспечение занятости.
В результате анализа развития сельских подсобных производств нами выявлены и сгруппированы факторы, являющиеся экономической основой их существования в Курганской области сегодня.
■ Производственные: наличие свободной рабочей силы, достаточно квалифицированной и сравнительно дешёвой; наличие обширных запасов и низкая стоимость сырья (природные ресурсы и сельскохозяйственное сырьё); объективная необходимость переработки сельскохозяйственного сырья до конечной потребительской продукции; увеличение ассортимента продукции; сезонность сельскохозяйственного производства; недостаток денежных средств и товаров; совершенствование экономических отношений в сельском хозяйстве; сглаживание сезонных колебаний и увеличение доходной части денежных потоков; устойчивый спрос на экологически чистую продукцию.
■ Социально-культурные: низкий
Экономика
уровень социального развития сельских поселений; низкий уровень доходов их жителей; высокий уровень безработицы; наличие национальных особенностей.
■ Территориальные: удалённость от райцентров, г. Кургана и путей транспортного сообщения; нерациональное размещение производств.
■ Инфраструктурные: плохое состояние дорог; наличие свободных производственных площадей и энергетических ресурсов; миграция трудоспособного населения из сельской местности в связи с отсутствием рабочих мест несмотря на благоустройство села (газификация, наличие детских садов, школ, жилья).
В современной экономике организационная структура конкурентоспособных сельскохозяйственных организаций должна включать в себя не только производство сельскохозяйственного сырья, но и предприятия по его переработке, и потребителей. Её создание и эффективное функционирование зависит от множества факторов (обеспеченность кадрами, наличие собственных средств и производственной инфраструктуры, специализация, природноклиматические и технологические факторы, уровень воздействия государства, степень монополизации рынка, наличие потребительского спроса). Изучение данных факторов позволило выделить следующие организационные типы подсобных производств: внутрихозяйственные подсобные производства, хозяйственные и межхозяйствен-ные подсобные предприятия (рис.). Целесообразность развития каждого типа обусловлена сложной совокупностью объективно существующих естественных, экономических, социальных и других факторов.
Внутрихозяйственные подсобные производства (подразделения хозяйствующих субъектов) создаются отдельными сельскохозяйственными организациями на свои средства и являются их собственностью. Влияние внутренних (отсутствие необходимой сырьевой базы для полной загрузки имеющихся достаточно высокотехнологичных мощностей) и внешних (ограничения в системе налогообложения для получения льгот) факторов вызывает необходимость трансформации внутрихозяйственных подсобных производств в хозяйственные и межхо-зяйственные предприятия со статусом малых предприятий, а в дальнейшем - в прогрессивные формы хозяйствования (агрофирмы, агрохолдинги). Выделение подсобных производств в самостоятельные хозяйствующие субъекты со статусом малых предприятий обеспечивает поддержку со стороны государства.
При таком подходе к развитию подсобных предприятий позволят выстроить равноправные отношения между участниками экономических отношений
предлагаемые нами принципы, которые способствуют ликвидации существующих разграничений сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции:
■ принцип единогласного принятия решений (отсутствие контрольного пакета акций в одних руках);
■ принцип имущественной принадлежности всех участников или учредителей (участие учредителей и участников в деятельности хозяйствующих субъектов частью своих имущественных ценностей);
■ принцип общих целей и задач (согласование производственных планов между сельскохозяйственными организациями и предприятиями перерабатывающей промышленности для достижения соответствующих конкретным планам целей);
■ принцип управления по целям и результатам (принятие новых решений о направлении деятельности производств только после достижения каких-либо результатов по ранее поставленным целям).
В современных условиях деятельность любого хозяйствующего субъекта, в том числе и подсобных производств, должна быть оценена с позиции не только экономической эффективности, но и социальной, что продиктовано современной критической социальноэкономической ситуацией на селе.
Поэтому мы считаем необходимым для определения эффективности работы подсобных производств применять сбалансированную систему оценочных показателей, которая позволит оценить их конкурентоспособность и охарактеризовать степень влияния на уровень развития сельских территорий. Наиболее важными экономическими показателями являются объём продаж, прибыль, производительность труда и ликвидный денежный поток, социальными - обеспеченность населения продовольственными товарами и услугами, уровень оплаты труда, занятость.
В результате проведённого исследования деятельности подсобных производств за период с 1999 по 2008 год выявлено снижение объёмов производства: цельномолочной продукции -на 49,6%, хлебобулочных изделий и муки - на 70,2 и 95,9% соответственно. В 2005 году прекращено производство консервов, в 2008 году - крупы и масла животного. Увеличение объёмов производства отмечено по швейным изделиям (более чем в 2,3 раза), улову рыбы (в 3,8 раза), колбасным изделиям и полуфабрикатам мясным (на 9,3%). Сокращение количества сельских подсобных производств и объёмов производства, несомненно, оказало влияние на социально-экономические показатели развития области. В 1999 году обеспеченность населения мясом и мясопродуктами I и II категории, производимыми в подсобных производствах, составляла 1,5%, а в 2008 году - 0,2%. Изготовление растительного масла сельскими подсобными производствами в 2003 году обеспечило потребность в нём на 14,6%, в 1999 году - на 1,8%, а в 2008 году - на 0,1%. По цельномолочной продукции данное соотношение в 1999 году составляло 2,4%, в 2008 году - 2,1%; по хлебобулочным изделиям - 2,9% в 1999 году и 0,9% в 2008 году.
Деятельность большинства сельских подсобных производств является убыточной. Однако сумма убытка в 2008 году по сравнению с 1999 годом сократилась в Северо-Западной зоне на 93720 тыс. руб., в Восточной - на 30082 тыс. руб., в Юго-Западной - на 24822 тыс. руб., в Центральной - на 7593 тыс. руб., что, в частности, вызвано сокращением объёмов производственной деятельности.
Удельный вес занятых в подсобных производствах от общего числа занятых в Курганской области в 2008 году по сравнению с 1999 годом сократился на 0,8% и составил 0,2%. Данная тенденция вызвана уменьшением численности работников подсобных производств
Сельскохозяйственная организация
Внутрихозяйственные подсобные производства
Сельскохозяйственная организация
Сельскохозяйственная организация
г:
Межхозяйственные подсобные предприятия
Сельскохозяйственная
организация
Хозяйственные
подсобные
предприятия
б
а
в
Агрохолдинговая компания
Сельскохозяйствеї ная организация
Перерабатывающее предприятие
Рисунок. Организационные типы сельских подсобных производств
г
Экономика
на 3,7 тыс. человек.
Анализ предлагаемой системы оценочных показателей социально-экономической эффективности подсобных производств в среднем по Курганской области свидетельствует о недостаточно эффективной их деятельности.
Несмотря на это есть хозяйства, имеющие подсобные производства, обеспечивающие положительный финансовый результат деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, в ЗАО «Глинки» Кетовского района рентабельность производства цельномолочной продукции (57,2%) значительно выше рентабельности производства молока (16,7%).
В результате проведённого исследования было выявлено, что в других регионах сельские подсобные производства развиваются эффективнее, чем в Курганской области. Примером является Иркутская область. За период с 1995 по 2007 год количество цехов только по переработке сельскохозяйственной продукции увеличилось на 177 ед., что позволило увеличить общий объём продукции.
Для комплексного развития сельских подсобных производств (предприятий) с целью повышения финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, обеспечения устойчивого развития сельских территорий и улучшения качества жизни на селе необходимо применение серьёзных мер по их поддержке со стороны государства, что нашло отражение в поручении В.В. Путина по итогам совещания в Кисловодске [4, с. 33].
На федеральном уровне необходимо:
■ внести поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» в части включения несельскохозяйственной деятельности в разрешённые для сельскохозяйственных потребительских кооперативов виды деятельности;
■ внести поправки в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части конкретизации механизмов государственной поддержки для несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (регулирование налогово-бюджетной, кредитно-денежной и амортизационной политики);
■ разработать концепции развития сельских подсобных производств в РФ.
На региональном уровне необходимо:
■ разработать целевую программу «Развитие сельских предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, добыче и переработке природных ресурсов, народных художественных промыслов, включая сферу услуг, в Курганской области на 2011-2015 годы»;
■ организовать бесплатное обучение и профессиональную переподготовку кадров, проведение семинаров в целях обмена опытом и знаниями для развития творческой и предпринимательской инициативы в сфере подсобных производств, налаживания межрайонных и
межрегиональных культурных и производственных связей;
■ создать технопарки с целью образования в них секций для разработки бизнес-проектов по переработке сельскохозяйственной продукции, природного сырья, оказанию услуг (этно- и агротуризм);
■ создать сельскохозяйственные кооперативные рынки в каждом районе.
На уровне муниципальных образований необходимо:
■ повысить уровень технической и технологической оснащённости сельскохозяйственных предприятий, их подсоб-
ных производств и предприятий на основе развития лизингового инвестирования и долгосрочного кредитования с привлечением частного капитала;
■ разработать и реализовать региональную программу двухступенчатого образования по инновационному менеджменту;
■ разработать положение о приоритетной поставке продовольственных товаров подсобных производств и предприятий для муниципальных заказов;
■ ввести дополнительные налоговые льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вкладывающих
Экономика
свои средства в развитие предприятий по переработке сельскохозяйственного и природного сырья и оказанию услуг;
■ распространить налоговые льготы аграрных хозяйств с 70% выручки от реализации сельскохозяйственной продукции на сельские подсобные производства (предприятия);
увязать оплату труда органов местного самоуправления и муниципальных органов власти с показателями развития сельскохозяйственных предприятий и подсобных предприятий и показателями социально-экономического развития муниципальных образований.
Литература
1. Бобков В. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез (по данным за 2007 г.) // Экономист. 2009. № 1. С. 27-33.
2. Гриценко Г. Стратегия развития сельских территорий на основе диверсификации сельхозпроизводства // Теоретический и научно-практический журнал. 2006. № 4. С. 21-24.
3. Долотов А. П. Отношения сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и торговлей. М. : Экономика, 1995.
4. Информационный бюллетень Минсельхоза России. 2008. № 5-6. С. 32-34.
5. Методические рекомендации по формированию модели организации народных промыслов и ремёсел в сельской местности. М., 2008. 117 с.
6. Lev B., Zarowin P. The Market Valuation of R&D Expenditures. New York University, Stern School of Business, 1998.