Экономика
Таблица 2
Основные принципы организации деятельности и управления саморегулируемых организаций (СРО)
Организационно-экономические принципы деятельности Организационно-функциональные принципы деятельности
1. Некоммерческая организация (включение в государственный реестр). 2. Стандартизируемые и регулируемые правила предпринимательской и профессиональной деятельности. 3. Имущественная ответственность членов. 4. Членство - добровольное. 5. Защита информации. 6. Открытость информации. 7. Учредительные документы. 8. Организация структуры контроля. 9. Источники финансирования имущества. 10. Органы управления. 1. Предмет регулирования и сфера действия. 2. Взаимодействие членов, потребителей, органов власти. 3. Самостоятельная инициативная деятельность (разработка стандартов и правил деятельности). 4. Функции: - разработка требований к членству субъектов; - меры дисциплинарного воздействия; - третейский суд; - анализ деятельности членов; - представление интересов в органах власти; - обучение и аттестация работников; - информационная открытость деятельности.
люции саморегулируемых организаций -естественное развитие института саморегулирования, которое должно происходить по принципу "снизу вверх", т.е. фактическое встраивание саморегулирования бизнеса в механизм государственного управления.
Результаты обследования деятельности СРО Пермского края позволили выделить три основополагающих критерия. Первый - вступление в организацию осуществляется не только на основе принципа добровольности, отраслевой принадлежности, но и учитывая
качественные характеристики и позиции претендента в рыночной инфраструктуре. Второй критерий - это формирование в большей мере регламентированной системы качества агропродукции, работ и услуг на основе внутренних стандартов качества. Третий критерий - это система комплексной материальной ответственности за результаты деятельности собственными материальными средствами.
Наличие указанных критериев объективно определяет необходимость фор-
мирования специфических особенностей организационного менеджмента, менеджмента качества, компенсационного менеджмента. Данная позиция подтверждена социологическим опросом.
В действующей хозяйственной практике отсутствуют конкретизированные положения по содержанию стандартов и правил. Практическое использование правил и стандартов позволяет создать новую технологию информационно-аналитической поддержки любого стандарта, которая формулирует основные принципы.
Предложенные научные положения и практические рекомендации позволяют на более высоком научно-методическом уровне решать задачи регулирования и саморегулирования в процессе формирования и эффективного функционирования регионального АПК в условиях современной аграрной сферы экономики, мирохозяйственных связей.
Разработанные предложения и рекомендации могут быть использованы для расширения возможностей саморегулирования в качестве основного инструмента целостной системы регулирования деятельности регионального АПК, рационализации межрегиональных продовольственных и сырьевых связей, при подготовке необходимых нормативных и правовых документов регионального назначения, при определении направлений совершенствования системы подготовки кадров.
Литература
1. Алтухов А. И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. М. : Агропромиздат, 1997. 112 с.
2. Гордеев А. В. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление. 2008. № 7.
3. Крылатых Э. Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года // Аграрный вестник Урала. 2006. № 5-6.
4. Милосердов В. В. Сценарии экономического роста в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 5.
5. Сёмин А. Н., Зырянова Т. В. Особенности государственного регулирования АПК: вопросы теории и практики. М. : АгриПресс, 2001. 716 с.
6. Черданцев В. П. Регулирование регионального АПК. Пермь : ПГСХА, 2007. 220 с.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Т.И. БУХТИЯРОВА,
доктор экономических наук, профессор,
Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь И.Н. БАТУРИНА (фото), старший преподаватель, Курганская ГСХА Т. С. Мальцева, Курганская область
им
Ключевые слова: молочно-продуктовый подкомплекс, интегрированные формирования, эффективное управление затратами, областная программа «Молоко».
Вопросы функционирования национального агропромышленного комплекса и обеспечения продовольствен-
российское производство продукции сельского хозяйства (табл. 1).
Так, например, по показателям производства зерновых на душу населения область занимает 5-е место по
ной безопасности относят к приоритетным задачам. Курганская область вносит существенный вклад в обще-
Dairy-grocery subcomplex, the integrated formations, efficient control expenses, the regional program “Milk”.
Таблица 1
Рейтинг Курганской области в общероссийском производстве продукции сельского хозяйства в 2007 г*
Показатели Валовой сбор зерновых и зернобобовых культу (в весе после доработки) Валовой сбор картофеля Всего, тыс. т 1559,0 392,9 Уд. вес в об ъеме РФ 1,9 1,1 На душ у ьвселения, кг 1615,8 407,2 Рейтинг на душу населения 5 20
Валовой сбор овощей 209,0 1,3 216,6 6
Производство мяса (скоти 62,4 0,7 64,7 36
птица на убой в живом весе)
Производство молока 349,8 1,1 362,5 18
Производство яиц, млн шт. 120,1 0,3 124,5 63
Таблица 2
Динамика валового производства молока и продуктивности коров
в УрФО*
2006 г.
Регионы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. в %к 2003 г.
Российская Федерация 2979 3090 3292 3574 3798 127,5
Уральский фе дера льньй округ 3029 3137 3 360 - - -
В том числе области:
Кур ганска я 2627 2629 2816 3256 3471 132,1
Свердловская 3468 5447 3651 4162 4207 121,3
Тюменская 3206 3538 3917 4210 4330 135,1
Челябинская 2493 2609 2762 3228 3522 141,3
Российская Федерация, млн т 33,4 32,2 31,0 31,1 32,2 96,4
Уральский фе дера льньй округ 2206,1 2119,2 2013,8 2038,4 2076,9 94,1
В том числе области:
Кур ганска я 411,1 366,4 331,4 334,2 349,3 85,1
Свердловская 676,6 678,7 654,9 635,2 611,6 90,4
Тюменская 498,8 500,3 499,8 496,7 524,6 105,2
Челябинская 619,6 573,8 527,7 568,4 590,9 95,4
* По данным Курганского областного комитета государственной статистики.
России (в 2005 году Курганская область занимала 9-е место).
В развитии АПК Курганской области особое место занимает производство молочных продуктов, которое не только обеспечивает население продовольственными товарами, но и служит основой экономики большинства сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
Поскольку отрасль животноводства имеет важное народнохозяйственное значение для сельского хозяйства области, то основное внимание акцентируем на эффективности ее развития. На отрасль животноводства Курганской области приходится более половины валовой продукции сельского хозяйства.
Курганская область полностью обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания и экспортирует сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие во многие регионы России и другие государства. В 2007 году за пределы Курганской области вывезено 406,2 тыс. т зерна, 220,8 тыс. т продуктов переработки зерна, 61,9 тыс. т молока и молокопродуктов, 7,2 тыс. т мяса и мясопродуктов, 18,9 тыс. т овощей, 2,3 тыс. т картофеля. Уровень самообеспеченности по молоку составил 110,5% в 2007 году. В динамике по годам он
имеет скачкообразный характер. Так, в 2002 году он составлял 88,0% и до 2006 года имел тенденцию к сокращению.
Одной из главных стратегических задач должно быть обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности путем организации наполнения продовольственного рынка отечественными товарами, доступными по уровню цен как можно большему числу населения страны.
Молочно-продуктовый подкомплекс
- это открытая сложная многофункциональная система, экономически и социально необходимая для решения проблем продовольственного обеспечения молоком и молочными продуктами.
На уровне региона реализация данной цели направлена на повышение уровня самообеспечения молоком и продуктами его переработки населения до научно обоснованной нормы.
На уровне молочно-продуктового подкомплекса Курганской области реализация данной цели направлена на производство конкурентоспособной продукции высокого качества по доступной всем слоям населения цене.
Для конкретного хозяйствующего субъекта цель исследования должна предусматривать выявление внутрихозяйственных резервов повышения
Экономика
рентабельности производства молока.
Анализируя данные производства продукции, необходимо отметить, что значительный позитивный сдвиг наблюдается с 2004 года (табл. 2), но рост продуктивности животных не смог компенсировать недобор продукции от сокращения поголовья. Так, продуктивность коров в Российской Федерации составила в 2007 году 3798 кг, что выше, чем в 2003 году, на 819 кг (или на 27,5%). В Свердловской и Тюменской областях Уральского федерального округа (УрФО) продуктивность коров выше, чем в Российской Федерации.
Как показали исследования, для молочно-продуктового подкомплекса Курганской области характерной является тенденция постепенного спада производства за период с 1990 по 2007 годы. Так, наблюдается сокращение производства молока с 411,1 до 351,4 тыс. т или на 14,5% (табл. 3).
Наиболее значимое сокращение производства молока произошло в сельскохозяйственных организациях. За анализируемый период (2003-2007 годы) производство молока в сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 100,9 тыс. т до 87,6 тыс. т, то есть в 1,2 раза.
Резкое снижение производства молока сопровождалось структурными изменениями состава его производителей. Если в 1990 году основными производителями молока были сельскохозяйственные предприятия, и их доля в валовом производстве составляла 76,2%, то в 2001 году она составила лишь 28,5% и до 2003 года имела тенденцию к снижению. 2003 год был переломным. Реализация областной программы "Молоко" позволила обеспечить в 2007 году удельный вес сельскохозяйственных предприятий 24,9%. Отрицательным моментом является то, что вклад сельскохозяйственных предприятий незначителен и в последние годы остается на одном уровне.
На фоне резкого снижения производства молока в сельскохозяйственных предприятиях возросла роль хозяйств населения. Их удельный вес в производстве молока в 2007 году составил 73,1%, что на 49,3% больше, чем в 1990 году. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в 2007 году составил 2,0% от всего объема производства.
В настоящее время происходит сокращение объемов производства молока не только в сельхозорганиза-циях, но и в хозяйствах населения, что связано с трудностями в приобретении кормов и сокращением помощи со стороны сельскохозяйственных предприятий (выделение техники, кормов, продажа молодняка скота). Поэтому мы считаем, что хозяйства населения нельзя рассматривать как значительный резерв для молочной промышленности, поскольку характер их произ-
Таблица 3
Динамика развития молочного животноводства в хозяйствах всех категорий Курганской области*
Показатели 1990 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 1990 г.
Крупный рогатый скот, тыс. гол. 1028,6 286,9 245,5 222,5 225,7 214,3 20,8
В том числе коров 840,5 126,6 110,3 102,0 100,9 97,5 11,6
Валовое производство молока, тыс. т 870,5 411,1 366,4 331,4 338,1 351,4 40,4
Надой молока на 1 корову в среднем по области, кг 2619 2627 2629 2816 3238 3478 132,8
Производство молока на душу населения в год, кг 784 405 367 336 347 363 46,3
* По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области.
водства в основном потребительский с низкой товарностью.
Одна из главных причин снижения объемов производства молока - это сокращение поголовья. Так, например, поголовье крупного рогатого скота за анализируемый период сократилось в 1,5 раза и в 2007 году составило 68,1 тыс. гол. Поголовье коров в сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 36,8 тыс. гол. до 25,7 тыс. гол. или в 1,4 раза.
Снижение поголовья скота за последние годы происходило в результате отсутствия у товаропроизводителей оборотных средств, больших расходов на содержание животных, низких закупочных цен, слабой кормовой базы, высоких цен на комбикорма, низкого уровня воспроизводства стада.
Несмотря на увеличение продуктивности коров в сельскохозяйственных предприятиях Курганской области в 2007 году по сравнению с 2003 годом на 32,4%, она по-прежнему остается крайне низкой, и составила в 2007 году в среднем 3478 кг. Аналогичный показатель в Российской Федерации в 2007 году составил 3769 кг. Приведенные данные свидетельствуют о том, что продуктивность животных не смогла компенсировать недобор продукции от сокращения поголовья и не обеспечила существенного роста валового надоя молока.
Проблема финансового положения сельскохозяйственных предприятий имеет в качестве результата незначительные денежные поступления от реализации продукции, низкий уровень цен на продукцию, ограничение сбыта, недоступность бюджетного кредита, недостаточные размеры государственной поддержки, низкий уровень внедрения инноваций, что значительно сдерживает развитие сельского хозяйства, особенно рынка молока.
Анализ сложившихся финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий свидетельствует, что при сохраняющемся сложном и нестабильном состоянии сельского хозяйства происходят и
позитивные сдвиги. Несмотря на то, что свыше 70% молока в области производится в индивидуально-частном секторе, продовольственное обеспечение и повышение эффективности производства молока его переработчики связывают с дальнейшим развитием молочного скотоводства в крупнотоварных сельхозпредприятиях. Создание оптимальных условий производства реально только в относительно крупных предприятиях, располагающих достаточно большим производственно-ресурсным потенциалом при постоянном его качественном улучшении и повышении эффективности использования.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо определить в качестве приоритетных направлений развития молочно-продуктового подкомплекса Курганской области интеграцию сельскохозяйственного и промышленного производства; специализацию хозяйств с учетом природно-климатических условий; создание автоматизированного банка информационных данных для производителей молока; внедрение инновационных технологий доения, хранения и переработки, обеспечивающих получение экологически чистого и высококачественного молока.
В целях защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, укрепления позиций внутреннего рынка молочной продукции и ориентации его формирования на модель чистой конкуренции, развития интеграционных процессов на базе кооперативно-корпоративных связей целесообразно разработать эффективный механизм экономического управления, который в наибольшей степени позволял бы использовать ресурсный, биопроизводственный, адаптивный и маркетинговый потенциалы, человеческий капитал, создавал условия для повышения мотивации трудовой активности, был бы восприимчив к инновациям, способен противостоять дестабилизирующим внутренним и внешним факторам.
Необходимость создания интегрированных структур, обеспечивающих
Экономика
координацию совместной деятельности в сфере производства, переработки и реализации молока и молочных продуктов и контроль использования производственного потенциала всех ее участников, объективна в силу:
- многоотраслевого характера производства в структурах системы;
- отсутствия в каждом отдельном предприятии, особенно в сфере производства, возможности внедрения интенсивных технологий и обновления основных производственных фондов;
- наличия необходимого объема оборотных средств для эффективного функционирования данной формы хозяйствования.
В Курганской области общий объем произведенного молока вырос в 2007 году на 3,9% по сравнению с предыдущим годом. Причем 80% сырья произведено участниками областной программы "Молоко", в которой в 2007 году принимали участие 62 хозяйства.
На основе методики, которая предложена Ю.И. Лазаревой (2006), нами были сгруппированы обследуемые предприятия в четыре блока: лидеры рынка, претенденты на лидерство, ведомые и аутсайдеры рынка. Наибольший удельный вес занимает группа "Ведомые" с уровнем рентабельности молока 25%-40,0% всех организаций, производящих молоко. В число лидеров вошло 8 хозяйств (20,0% от общего количества). На долю претендентов на лидерство, у которых рентабельность составляет от 25 до 50%, приходится 32,5% от всего числа или 13 хозяйств. Количество аутсайдеров -7,5%, то есть всего лишь 3 хозяйства. Приведенные данные свидетельствуют, что данные хозяйства за анализируемый период занимают прочные позиции и являются конкурентоспособными. Противостоять изменениям неблагоприятной внутренней среды, выжить в рыночной среде, занять лидирующее положение и получать отдачу от вложенного капитала способны интегрированные образования. Объединение ресурсного потенциала позволит повысить конкурентоспособность и финансовую стабильность агропродуцентов, устойчивое развитие аграрной сферы и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Объединение ресурсного потенциала предприятий требует рассмотрения эффективности их функционирования как единого целого. Для определения оптимального сочетания отраслей в интегрированном образовании по производству молока нами сформирована экономико-математическая модель оптимизации производственной структуры интегрированного образования по производству молока, которая позволяет наиболее выгодным образом использовать производственные возможности и обеспечить достаточное производство продукции.
Как показали исследования, боль-
Экономика
Таблица 4
Объем и структура товарной продукции интегрированного образования по производству молока*
Отрасли и виды продукции Фактически* (в среднем за 20032007 гг.) По решению (на 2010 г.) Решение по отношению к факту, %
сумма, млн руб. в % к итогу сумма, млн руб. в % к итогу
Растениеводство, всего 1181180 65,9 625959 42,3 53,0
В том числе: зерно 1179829 65,8 621937 42,0 52,7
картофель 1351 0,1 4022 0,3 297,7
Животноводство, всего 610157 34,1 855517 57,7 140,2
В том числе скотоводство 583598 32,6 825702 55,7 141,5
Из него: молоко 301077 16,8 480611 32,4 159,6
скот в живой массе 282521 15,8 345091 23,3 122,3
свиноводство 26559 1,5 29815 2,0 112,3
Всего 1791337 100,0 1481476 100,0 82,7
* Рассчитано авторами по данным годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий Курганской области.
шое внимание необходимо уделить направлению развития молочного скотоводства (табл. 4).
По результатам решения можно сделать вывод о том, что специализация интегрированного образования -скотоводческо-зерноводческая. При этом наиболее рационально, чтобы в растениеводстве преобладало производство зерна, а в животноводстве -мяса и молока. А приоритетными направлениями развития интегрированного образования являются производство картофеля (его рост составит 197,7% по сравнению с фактическими данными) и производство молока (59,6%).
Для того чтобы обеспечить оптимальное сочетание отраслей в интегрированном образовании по производству молока, необходимо увеличить производство животноводческой продукции: производство молока - на 59,6%, мяса крупного рогатого скота -на 22,1% и свинины - на 12,3%. Кроме того, необходимо уделить внимание производству овощеводческой продукции. Производство картофеля необходимо увеличить в 3 раза, для чего требуется увеличение посевных площадей кормовых культур на 61,3% или на 21849 га, и сократить площади зерновых и зернобобовых на 8% или на 13963 га. Поголовье крупного рогатого скота необходимо увеличить на 9490 гол., в том числе поголовье коров - на 22,6%, свиней, лошадей и личного скота оставить без изменения.
В итоге по решению предполагается: в растениеводстве - сокращение валового производства зерна на 48,0% и увеличение производства картофеля на 15,4%; в животноводстве - увеличение производства молока на 23,3% и мяса крупного скота на 22,1%, а увеличение производства мяса свиней не предполагается.
Успешное функционирование молочно-продуктового подкомплекса как единого целого возможно лишь при наличии тесных интегрированных связей между всеми его отраслями.
Процесс объединения предприятий требуется проводить на добровольной основе с равной экономической возможностью развития интеграционного звена. Формы отношений в интегрированных молочных формированиях не должны приводить к поглощению сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижению их хозяйственной самостоятельности, а создавать условия для равноправного сотрудничества.
Следовательно, основные принципы создания: добровольность, прибыльность, ответственность за нормальное функционирование всех предприятий и соблюдение деловой этики.
Одной из проблем функционирования интегрированных структур, создаваемых в России, является несовершенство распределительных отношений между участниками. Мы предлагаем распределение прибыли между предприятиями интегрированного образования по производству молока проводить по следующей методике: для каждого сельхозтоваропроизводителя находится коэффициент соотношения, определяемый делением средневзвешенной себестоимости 1 ц молока интегрированного образования по производству молока на фактическую себестоимость 1 ц молока у конкретного товаропроизводителя. Например, в интегрированном образовании по производству молока средневзвешенная себестоимость 1 ц молока равна 482,5 руб., в СПК "Разлив" Кетовского района фактическая себестоимость 1 ц молока равна 550,9 руб., тогда коэффициент соотношения равен 0,88. Затем определяется величина производственных затрат, принимаемых к за-
чету при распределении прибыли. Для этого коэффициент соотношения умножается на фактически сложившийся уровень производственных затрат у каждого товаропроизводителя.
Долю затрат каждого сельхозтоваропроизводителя в производственных затратах сырьевой зоны рекомендуется определять путем деления производственных затрат, принимаемых к зачету у каждого товаропроизводителя, на общую сумму производственных затрат, принимаемых к зачету по интегрированному образованию по производству молока.
Величину прибыли, причитающейся каждому предприятию интегрированного образования по производству молока определяем путем умножения общей прибыли предприятий интегрированного образования по производству молока на долю каждого сельскохозяйственного предприятия в производственных затратах интегрированного образования по производству молока.
Исходя из данной методики распределения прибыли по нашим расчетам определяем, что наибольшую прибыль получают те организации, которые имеют наименьшую фактическую себестоимость 1 ц молока, чего можно добиться с помощью эффективного управления затратами и результатами.
Эффективного управления затратами можно достигнуть с использованием системы планирования и оптимизации затрат, поэтому каждый хозяйствующий субъект должен разрабатывать текущие планы исходя из возможностей и ресурсов предприятия.
В планах часто остаются нерешенными фундаментальные вопросы, какие именно ресурсы имеются и как их следует использовать для достижения целей. Для решения этих вопросов в сельскохозяйственных предприятиях целесообразно использовать такой инструмент планирования, как бюджеты.
На основании технологической карты и плана производства молока в исследуемом хозяйстве "Глинки" Кетовского района нами был рассчитан бюджет затрат и бюджет финансовых результатов при соблюдении внутрихозяйственных норм, то есть была доказана эффективность внедрения системы бюджетирования в хозяйствах молочного скотоводства.
Распределение прибыли с учетом себестоимости 1 ц молока будет способствовать повышению экономической эффективности производственной деятельности предприятий интегрированного образования по производству молока. Это является основой эффективности деятельности интегрированного образования, которая занимает важное место в системе мер по улучшению состояния экономики молочного подкомплекса страны.
В условиях открытости и прозрач-
ности отечественного продовольственного рынка ("рынка без границ") смогут конкурировать с зарубежными лишь те отечественные предприятия, которые обладают высокой технологичностью, выпускают высококачественную и экологически безопасную продукцию с меньшими производственными и трансакционными издержками. В настоящее время в Курганской области таковыми являются ЗАО "Разлив" и ЗАО "Глинки" Кетовского района, СПК "Путь к коммунизму" Юр-гамышского района, ШМКК г. Шадринс-ка, ОАО "Молоко Зауралья".
Интегрированные формирования по сравнению с обычными предприятиями имеют преимущества, которые
получают от местных администраций. Эти преимущества имеют разовый или постоянный характер. Как правило, это предоставление налоговых льгот, различного рода субсидий, льготных кредитов, лизинговых поставок и т.д. Интеграция способствует улучшению обеспечения технологического процесса финансами, кормами и материально-техническим обслуживанием.
Неотъемлемая часть интеграционного процесса - это расширение рынков сбыта. С одной стороны, оно вызвано ростом объемов производства производимой участниками интеграции продукции и может рассматриваться как следствие интеграционных процессов. С другой стороны, завоевание
Экономика
новых рыночных сфер и победа в конкурентной борьбе - это условие развития производства, действующего на принципах интеграции.
Формирование новых хозяйствующих субъектов, вызванное интеграционными процессами, сопровождается совершенствованием планово-учетной работы путем создания финансово-расчетных центров, освоения внутрихозяйственного и коммерческого расчета.
Считаем, что если мы осуществим реализацию всех вышеперечисленных мероприятий, это позволит обеспечить конкурентоспособность конечного продукта молочно-продуктового подкомплекса.
Литература
1. Гордеев А. В. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2006. № 4. С. 2-4.
2. Мухина Е. Г. Особенности формирования и стратегия развития регионального молочно-продуктового подкомплекса. Курган : Зауралье, 2007. 340 с.
3. Рыкалина О. А. Молочно-продуктовый подкомплекс: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА. 2006. 229 с.
4. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в Курганской области за 2000, 2003-2007 гг. : стат. сб. № 140. 93 с.
5. Смагин Б. И., Пушкина Т. Н. Мотивация создания интегрированных формирований в молочном подкомплексе АПК // АПК: достижения науки и техники. 2006. № 2. С. 16-18.
6. Лазарева Ю. И. Экономическое обоснование направлений повышения конкурентоспособности продукции молочного подкомплекса АПК : дис. ... канд. экон. наук. Вологда. 2006. 172 с.
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛПХ СРЕДНЕГО УРАЛА (В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММ)
О.Н. МИХАЙЛЮК,
кандидат экономических наук, доцент,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург________________
Ключевые слова: концепция, личное подсобное хозяйство (ЛПХ), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
В течение последних 18 лет в аграрном секторе России в ходе экономических реформ произошли кардинальные изменения. В результате структурных преобразований сформировалась многоукладность, функционируют различные формы собственности и развиваются рыночные отношения. В этих условиях возникает потребность научно обосновать и роль многих форм хозяйствования в формировании продовольственных ресурсов страны, выявить и оценить перспективы их дальнейшего развития. Среди форм хозяйствования в условиях сложившейся многоукладной сельской экономики личным подсобным хозяйствам граждан отводится роль самых живучих.
Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве Рос-сельхозакадемии занимается вопросами устойчивого развития личного подсобного хозяйства. В 2008 году была разработана Концепция устойчивого развития ЛПХ.
Цель концепции - разработка направлений и системы мер устойчивого развития ЛПХ, обеспечивающего не только удовлетворение возрастающих потребностей его владельцев в продовольствии и доходах, а устойчивое его развитие, которое не зависит от политической конъюнктуры в стране, позволяющее выполнять свои основные функции в любой социально-экономической обстановке.
В целях выработки основных концептуальных направлений развития этой малой формы хозяйствования в Свердловской области были проведены социологические исследования на предмет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
Социологические исследования проводились в 2008 году по заданию Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук. Опрос представи-
Conception, personal subsidiary plot, Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production.