Научная статья на тему 'Перспективы развития кластера в молочном подкомплексе Пензенской области'

Перспективы развития кластера в молочном подкомплексе Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО / ПОДКОМПЛЕКС / КЛАСТЕР / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КЛАСТЕРООБРАЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова О. А., Подлеснов В. С.

В статье отмечается, что наличие ценового диспаритета, отсутствие отлаженных связей в системе движения товарных потоков являются одними из основных причин низкой эффективности производства, реализации молока и всего молочного подкомплекса в целом. Упорядочение организационно-экономических процессов развития молочного подкомплекса возможно на основе создания молочного кластера путем формирования системы взаимодействия всех его участников и общности интересов, основанных на сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития кластера в молочном подкомплексе Пензенской области»

УДК 631.115.8

перспективы развития кластера в молочном подкомплексе пензенской области

О. а. стОЛЯРОВА, кандидат экономических наук, доцент заведующая кафедрой экономики АПК E-mail: [email protected]

в. с. подлеснов,

аспирант кафедры экономики АПК E-maП: vl. [email protected] Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

В статье отмечается, что наличие ценового диспаритета, отсутствие отлаженных связей в системе движения товарных потоков являются одними из основных причин низкой эффективности производства, реализации молока и всего молочного подкомплекса в целом. Упорядочение организационно-экономических процессов развития молочного подкомплекса возможно на основе создания молочного кластера путем формирования системы взаимодействия всех его участников и общности интересов, основанных на сотрудничестве.

Ключевые слова: молоко, подкомплекс, кластер, организационно-экономические отношения, класте-рообразующее звено.

Сельское хозяйство в Пензенской области по объему валовой продукции является второй составляющей отраслью товарного производства. В отраслях сельского хозяйства производится 11 % валового регионального продукта. Общий объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий в 2010 г. составил 25,5 млрд руб.

Молочное скотоводство всегда было и остается одним из стратегических направлений устойчивого развития сельского хозяйства в Пензенской области. Его удельный вес в ценовом отношении в общей продукции животноводства составляет более 35 %. В связи с этим развитие молочного скотоводства

имеет принципиальное значение в обеспечении продовольственной независимости области и страны в целом.

В настоящее время в молочной скотоводстве Пензенской области складывается довольно сложная ситуация. Анализ динамики объема производства молока показывает, что оно в последние годы имеет устойчивые темпы роста (рис. 1). В 2000-2010 гг. производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось на 7,1 % (с 435,9 тыс. т в 2000 г. до 466,6 тыс. т в 2010 г.). Но в то же время в области продолжается процесс сокращения поголовья коров (на 29,1 % за 2000-2010гг.), главным образом, из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства.

Приросту объемов производства молока в немалой степени способствовали принятые в Пензенской области целевые программы:

- «Создание высокопродуктивного дойного стада в Пензенской области в 2002-2007 гг.»,

- «Развитие личных подсобных хозяйств населения на 2002-2007 гг.».

Региональная программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009-2012 гг.» направлена на увеличение производства животноводческой продукции. На реализацию отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства

600

-в—11ротводство

Л{М>--моликн.тыс. 1

__ж Пш ОЛП^КС

* А * *-*—^ А_*—коров.тыс. гол.

100

И _!_

Рис. 1. Динамика объемов производства молока и численности поголовья коров в хозяйствах всех категорий Пензенской области в 2000-2010 гг

и увеличение производства молока в Пензенской области на 2010-2012 гг.» из областного бюджета планируется выделить 142,5 млн руб.

На фоне наращивания объемов производства молока в последние годы становится четко виден дисбаланс мощностей производства и переработки молока в Пензенской области. На промышленную переработку предприятиям молочной отрасли и организациям оптовой торговли в 2010 г. поступило 146,4тыс. т молока, что ниже уровня 2009г. на 8,2 % (см таблицу). При этом в условиях развития рыночных отношений производители молока и молочных продуктов вынуждены искать новые каналы сбыта молока-сырья, ориентированные на рынки и систему общественного питания.

Нельзя не отметить низкого процента использования мощностей переработки в районах Пензенской области, который связан прежде всего с отсутствием интереса руководителей перерабатывающих предприятий использовать полную мощность переработки. Производители молока, недовольные закупочной ценой, реализуют произведенное молоко в соседних областях.

Ситуация с закупочными ценами на молоко связана с дисбалансом прибыльности производства молока, переработки и реализации молочной

продукции. При этом ценовые эквиваленты складываются крайне не благоприятно для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цены сельхозпроизводителей на молоко остаются относительно низкими, розничные же превышают их в 4-5 раз и постоянно растут.

Уровень рентабельности производства молока в сельскохозяйственных организациях Пензенской области остается относительно низким. В 2010 г. данный показатель составил 15,1 %. Основными причинами низкой рентабельности молочного скотоводства являются:

а) неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля»;

б) недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в целом по стране составляет около 5 % от производственных издержек, т. е. ничтожно малая сумма дотирования.

Одним из перспективных направлений повышения эффективности молочного подкомплекса является создание кластера. Родоначальником теории кластеров можно считать А. Маршалла. Однако, по мнению авторов, он не сформулировал определения кластера и не разработал четкой в научном плане концепции кластеров [4]. Наиболее завершенную форму данная теория получила в работах М. Портера, который определил кластер как географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, связанных с ними организаций (органы государственного управления, образовательные учреждения, инфраструктурные компании, торговые объединения), действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и конкурирующих [5].

В западной экономической литературе кластеры структурированы в 4 группы:

Каналы сбыта молока и молочных продуктов в Пензенской области в 2000-2010 гг., тыс. т

Год Реализовано, всего Реализовано

предприятиям и организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд перерабатывающим предприятиям и организациям оптовой торговли по прочим каналам

2000 139,8 23,0 108,2 8,6

2005 133,3 - 130,8 2,5

2006 151,7 - 149,0 2,7

2007 164,2 - 161,2 2,9

2008 171,3 - 166,8 4,5

2009 160,5 0,2 159,5 0,8

2010 147,4 - 146,4 1,0

- сконцентрированные на ограниченной территории конкурирующие компании, выпускающие дифференцированный продукт и имеющие особую маркетинговую стратегию за ее пределами (европейская модель);

- совокупность территориально сконцентрированных компаний, связанных между собой экономическими отношениями по принципу территориальной специализации (североамериканская модель);

- вертикально интегрированная специализированная территория, созданная в рамках государственной экономической политики (азиатская модель);

- совокупность малых организаций и фирм, сконцентрированных вокруг организации-монополиста, специализирующихся на выпуске товаров по заказу головной организации и конкурирующих между собой по цене и качеству за право поставки (японская модель) [7].

В российской экономической литературе принято различать 3 вида кластеров:

- региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов;

- промышленности (промышленные кластеры). Они часто привязаны к научным школам;

- вертикальные производственные цепочки: узкие определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера и отраслевые кластеры.

В отличие от многих стран (Франции, Японии, Финляндии, США, Дании и др.), которым реализация кластерной политики позволила занять лидирующие позиции на мировом рынке, в России отсутствует концепция государственной кластерной политики. Это обстоятельство является одной из основных причин спонтанного формирования организационных структур и технологий, выдаваемых за кластерные, хотя в действительности многие из них таковыми не являются [3].

На взгляд авторов, в Пензенской области необходимо создание отраслевых кластеров. Можно привести пример создания молочных кластеров в Самарской, Тамбовской, Курской и др. областях. В Самарской области молочный кластер основан на частно-государственном партнерстве. Участниками его являются четыре тесно взаимодействующие компании:

- государственное унитарное предприятие «Центр управления проектами АПК» - координатор проекта;

- ОАО Агрохолдинг «Би-Моло» - молочное производство;

- ООО «Био-Тон» - покупка и обработка земель;

- ЗАО «Молочная ферма» - строительство молочно-товарных ферм. Ключевым производственным звеном является ОАО Агрохолдинг «Би-Моло» [6].

В сельском хозяйстве кластер представляет собой объединение ресурсов товаропроизводителей через кооперацию, которая охватывает:

- производство,

- переработку,

- реализацию продукции,

- снабженческую, заготовительную и кредитную сферы.

Это аграрно-индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей основных производителей, специализированных поставщиков и потребителей, связанных технологической цепочкой [8].

Кооперативные формы деятельности западных фермеров составляют неотъемлемую часть их хозяйственной жизни. Они являются членами не одного, а двух и более кооперативов - сбытовых, снабженческих, кредитных и т. д. Зарубежные фермеры имеют двойную защиту - государственную и кооперативную. Кластерная форма организации производства позволяет им добиваться высокой рентабельности. Неразвитость кооперации у российских товаропроизводителей приводит к тому, что им достается всего 15-20 % выручки от реализации готового продукта. Остальное получают перерабатывающие и торговые организации.

В региональной организации молочного подкомплекса выделяется его локальная структура: локальный подкомплекс обычно соответствует территории административного района. В него входят сельскохозяйственные организации, поставляющие молоко-сырье, и перерабатывающие предприятия. Таким образом, заготовка молока ведется перерабатывающим предприятием в примыкающем к нему районе по схеме «сельскохозяйственная организация - молокозавод». Локальные подкомплексы могут иметь различную специализацию:

- цельномолочную;

- сыродельную;

- маслодельную и т. д.

Сельскохозяйственные товаропроизводители для ослабления локального монополизма стремятся

к организации собственной переработки молока и реализации конечной молочной продукции. Они строят перерабатывающие цеха, создают собственные торговые точки. Одни ученые отмечают преимущества первичной или малой переработки молока: сокращаются затраты на транспортировку и потери продукции [3].

Другие ученые сходятся во мнении (авторы с ними согласны), что:

а) открытие небольших перерабатывающих предприятий в хозяйствах неперспективно, так как не обеспечивается достаточной глубины переработки, ассортимента продукции, что очень важно в условиях конкуренции;

б) важно сохранить от разрушения существующий потенциал перерабатывающих предприятий - выполнить эту задачу малая переработка не сможет;

в) предприятия малой мощности низкоэффективны, они не могут решить проблемы убыточности молочного скотоводства и создать конкуренции крупным высокотехнологичным производствам [1, 2].

Для совершенствования организационно-экономических отношений в молочном подкомплексе Пензенской области необходимо, по мнению авторов, создание отраслевого кластера «Молоко», который будет сочетать принципы кооперации и интеграции. Такой кластер будет играть важную роль - обеспечивать быстрое продвижение в молочном производстве и завоевание новых рыночных ниш. Отраслевой кластер «Молоко» должен формироваться по принципу технологической цепочки, налаживая при этом тесную взаимосвязь производства, переработки молока и реализации конечной продукции.

Конкурентными преимуществами кластера являются:

- применение высоких технологий разведения и выращивания высокопродуктивных породных животных молочного направления;

- использование наиболее производительного современного оборудования;

-обеспечение квалифицированного обслуживания.

Формирование единой технологической цепочки кластера должно начинаться с организации опытно-селекционной станции ООО «Пензенское», осуществляющей селекционно-племенную работу по развитию молочного скотоводства.

По мнению авторов, в отраслевой кластер должны войти предприятия комбикормовой промышленности, так как от их состояния и развития

зависит производство молока-сырья. Крупным предприятием комбикормовой промышленности является ООО «Комбикормовый завод Ардымский», который расположен в 20 км от г. Пензы.

Кластер предлагается формировать на базе холдинга ООО «Русская молочная компания», так как в нем уже имеется производственная и коммерческая инфраструктура. Агрохолдинг ООО «Русская молочная компания» был создан в 2007 г. и объединяет 9 предприятий в Пачелмском, Пензенском, Кузнецком, Наровчатском, Нижнеломовском и Каменском районах. В состав агрохолдинга входят:

- РАО «Кондольское» Пензенского района;

- ООО «Пригородное» Кузнецкого района;

- ООО «Агрокомплекс» Кузнецкого района;

- ООО «Мегаферма» Кузнецкого района;

- РАО «Троицкое» Пензенского района;

- ООО «ПензаМолИнвест» Пачелмского района;

- РАО «Наровчатское» Наровчатского района;

- ООО «ПензаАгроРегион» Нижнеломовского района;

- ОАО «Мочалейское» Каменского района.

Общее поголовье крупного рогатого скота по

всем хозяйствам в 2009 г. составило 3,9 тыс. гол., валовое производство молока - 9,3 тыс. т, площадь посевов - 47 тыс. га. Кроме восстановления старых ферм ООО «Русская молочная компания» ведет строительство новых животноводческих комплексов. Особое внимание уделяется растениеводческой деятельности. За два года работы введено в оборот 14 тыс. га залежных земель. Агрохолдингом используется мощная современная техника, применяются новые технологии, активная работа проводится по сортообновлению, вводятся новые сельскохозяйственные культуры (рапс, соя). В 2010 г. агрохолдинг ООО «Русская молочная компания» завершил строительство двух крупных животноводческих комплексов европейского уровня. В Кузнецком районе построен и сдан в эксплуатацию комплекс на 1 тыс. 200 гол., а в Наровчатском районе - на 3 тыс. 600 гол. дойного стада.

В качестве кластерообразующего звена предлагается агрохолдинг ООО «Русская молочная компания», в рамках которого представлен замкнутый цикл производства молока, его переработка, реализация готовой продукции. Возглавляет агро-холдинг управляющая компания (рис. 2), где организационно-экономические отношения основаны на конкуренции.

Рис. 2. Существующая модель организационно-экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур в агрохолдинге

В состав кластера, предположительно, войдут различные организации (сельхозпроизводители, предприятия молочной промышленности, НИИ, индивидуальные предприниматели, органы государственного управления, общественные организации, Пензенская ГСХА, на базе которой создана информационно-консультационная служба).

Конкурентным преимуществом кластера является применение высоких технологий разведения

г > Региональный уровень: региональный потребсоюз

Универсальные оптово-распределительные базы Специализированные оптово-распределительные базы

Торговые центры Супермаркеты Универсальные магазины Продовольственные магазины Региональные оптовые рынки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г > Районный городской уровень: районные, городские потребительские общества

Магазины у дома Универсальные магазины Продовольственные магазины Передвижная торговля Районные оптовые рынки

Г У Сельский уровень: сельские потребительские общества

Магазины у дома Универсальные магазины Продовольственные магазины Передвижная торговля Минирынки

Рис. 3. Схема организационной структуры региональной сетевой торговли потребительской кооперации

и выращивания высокопродуктивных породных животных молочного направления, наиболее производительного современного оборудования, квалифицированного обслуживания. Причем породными животными предусматривается обеспечивать и неплатежеспособные предприятия на условиях товарного кредита с последующим расчетом продукцией. Кластерный подход при дальнейшем развитии интеграционных процессов в молочном подкомплексе позволит решить сразу три проблемы:

- увеличить производство молока;

- повысить эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала;

- оздоровить неплатежеспособные организации. Основная роль в кластере должна принадлежать каналам сбыта. Поэтому многие перерабатывающие предприятия молочной промышленности должны иметь собственные оптовые компании, для того чтобы контролировать наличие молочной продукции в супермаркетах. Значительное внимание должно уделяться маркетингу. Следовательно, в молочный

кластер должны входить маркетинговые и рекламные агентства, полностью специализирующиеся на обслуживании молочного кластера (рис. 3).

Предлагаемая схема организационной структуры региональной сетевой торговли приемлема, на взгляд авторов, для кластера, производящего определенный вид однородной продукции. С целью снижения издержек, упрощения стандартизации и позиционирования определенных торговых структур, работающих под единой маркой со-

ответствующей конкретной молочной продукции, целесообразно в системе единой торговой сети потребительской кооперации иметь специализированные оптово-распределительные базы и сетевые магазины.

Таким образом, в организации управления отраслевого кластера важен методический подход, который представляет собой систему взаимодействия его участников, общность интересов, основанных на сотрудничестве, с помощью которых возможно упорядочение организационно-экономических процессов развития молочного подкомплекса.

Список литературы

1. Беспахотный Г. В. Продуктовые программы регулирования рынка в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 9.

2. Брылев А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции // АПК: экономика, управление. 1998. № 10.

3. Гончаров В. Д. Рынок молочных продуктов в России: состояние, проблемы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 3.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки. М. 1993.

5. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Ви-льямс. 2005.

6. Романов А. Формирование агропромышленных кластеров в России // АПК: экономика, управление. 2008. № 3.

7. Семина Л. Инвестиционный кластер как элемент региональной инвестиционной политики АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 3.

8. Тускаев Т. Р. О некоторых проблемах и факторах развития АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.