Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития агротуризма в регионе'

Проблемы и перспективы развития агротуризма в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1036
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ЭКОНОМИКА / АГРОТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА / RURAL ECONOMY / AGRI-TOURISM / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / NECESSARY CONDITIONS / AGRI-TOURISM DEVELOPMENT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чермянина Валентина Васильевна

Представлены результаты научных исследований проблем многофункциональности сельской экономики, развитии несельскохозяйственных видов деятельности, в частности, агротуризма, представлены проблемы и обоснованы необходимые условия, перспективы развития агротуризма в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития агротуризма в регионе»

Отметим, что традиционные системы учета пока не могут обеспечить организации АПК информацией, обеспечить экономию на трансакционных издержках [2]. Проблема регулирования трансакционных издержек может быть решена при построении системы как бухгалтерского, так и управленческого учета, ориентированного на контроль операций, связанных с возникновением трансакционных издержек на всех этапах воспроизводственного процесса и находящих свое отражение также и на счетах учета общехозяйственных, общепроизводственных и других расходов (табл. 2). При этом управление затратной составляющей строится на системе бюджетирования, позволяющей в каждом из бюджетов выделить трансформационные и трансакционные затраты.

В рамках организационной структуры при внедрении бюджетирования выделяются центры ответственности, отражающие специфику деятельности каждого подразделения. Целью учета затрат по центрам ответственности является анализ и контроль затрат и оценка результатов деятельности центров. Для каждого из центров ответственности определяются статьи расходов, закрепленные за данным подразделением, прописывается регламент бюджетирования, определяются бизнес-процессы. Задачей построения системы бюджетирования является повышение эффективности работы предприятия, осно-

ванной на регулировании производственных и бизнес-процессов организации.

Учет затрат по центрам ответственности и построение бюджетов позволяет получать достоверную и полную информацию о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия: оценить уровень и динамику трансакционной составляющей,

осуществлять планирование и контроль, анализировать откло-нения затрат от плановых формировать информационную базу для принятия уп-равленческих решений, способствовать повышению эффективности информацион-ного

обмена, сокращению затрат, предотвращению оппортунистического поведения.

Библиографический список

1. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. - М.: Дело АНХ, 2008. -568 с.

2. Стукач В.Ф. Проблемно-ориентированный анализ трансакционных издержек в сельскохозяйственных организациях: монография / В.Ф. Стукач, О.В. Шумакова. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008 - 148 с.

3. Стукач В.Ф. Механизм регулирования трансакционных издержек на агро-продовольственном рынке / В.Ф. Стукач // Международный журнал экспериментального образования. — 2009. — № 6. — С. 39.

+ + +

УДК 631.15;338.431;303.43:330.131.7 В.В. Чермянина

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА

В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: сельская экономика, агротуризм, социально-экономические проблемы, необходимые условия, механизмы развития агротуризма.

Проблемы и перспективы развития аг-ротуризма обусловлены тенденциями и изменениями в сельском хозяйстве, проблемами социально-экономического развития сельских территорий. Аграрное рыночное производство в настоящее время, как известно, дает только треть рабочих

мест в сельской местности. Излишнее или высвобождающееся в условиях экономического кризиса трудоспособное население вытесняется, прежде всего, в сектор личного подсобного хозяйства, которое производит конкурирующую сельскохозяйственную продукцию, но с меньшей продуктивностью. При этом обостряются проблемы занятости молодежи, остаются проблемы социально-бытового обслуживания, сельской инфраструктуры и другие.

В целях устойчивого развития сельских территорий в России особое значение придается политике сельского развития как части аграрной политики страны, включающей в себя некий начальный механизм поддержки альтернативной занятости в селе. Это не предполагает искусственного поддержания развития несельскохозяйственных производств, не аграрных рабочих мест в селе, а поддержку развития предпринимательства в направлениях, не требующих больших стартовых инвестиций. К таким направлениям отнесены развитие сельского туризма, сбор и переработка дикоросов (плодов, ягод, грибов, лекарственных растений и других), народных промыслов, социально-бытового обслуживания сельских жителей.

Отличительной особенностью Алтайского края в связи с его природно-климатическими особенностями и агропромышленной специализацией является высокая доля сельского населения — 46,4% (по России — 27%). Малые формы хозяйствования в крае представлены 436 тыс. личных подсобных хозяйств, около 5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 47 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Ими производится более 60% всего объема сельскохозяйственной продукции в крае. В настоящее время уровень доходов сельского населения края (средняя заработная плата 4,7 тыс. рублей) значительно отстают от средних краевых показателей и России. Это заставляет людей увеличивать личное подсобное хозяйство и искать дополнительные источники доходов.

Вопросы занятости сельского населения актуальны в связи с тем, что безработица на селе по официальным данным (7,6%) в два раза выше краевой.

Одним из возможных вариантов занятости населения и повышения его доходов является развитие сельского туризма. Основная цель развития туризма на селе — улучшение условий жизни местного населения. Развитие агротуризма мультипликативно будет стимулировать развитие местной экономики путем формирования малых экономических оборотов местных ресурсов. Этого можно добиться путем инициирования межотраслевого сотрудничества, при котором местная продукция, в том числе продукция дикоросов, народных промыслов и услуги используются в производстве туристского продукта. В на-

стоящее время к такой кооперации местные предприниматели не совсем готовы. Однако интерес к относительно новому делу, особенно в условиях начала реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственных производственных, потребительских, кредитных кооперативов в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [1].

Особый интерес проявляется к сельскому туризму. Начало развитию агроту-ризма было положено еще в 1970-х гг. с целью приостановки массового оттока населения из села в город. По подсчетам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, обустройство сельского человека в городе обходится в 20 раз дороже, чем создание нормальных условий для его жизни и работы в деревне. В то же время у жителей мегаполисов появилась потребность в общении с природой, чистом воздухе, природной тишине. Поэтому массовое распространение агро-туризм получил, прежде всего, в про-мышленно развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях (в США — на 4%, в Западной Европе — на 2-3%).

На первых этапах своего становления агротуризм был относительно дешевым, по-настоящему спартанским и не пользовался большой популярностью. Перелом произошел около 10 лет назад, когда возникла необходимость не только в отдыхе на лоне природы, но и в приобщении к сельскому образу жизни, продуктах питания, полученных на основе органического земледелия, знакомстве с национальной культурой и традициями. Сегодняшний спрос в мире на сельский туризм изменил его концепцию. Для многих фермеров агротуризм превратился в основной, наиболее прибыльный вид деятельности и рассматривается во взаимосвязи с сельскохозяйственным производством.

По статистике, более 50% европейцев предпочитают отдых в сельской местности. Кроме того, в основу агротуризма положена ориентация на «экологичность» всех направлений — места проживания, питания, досуга. Этими преимуществами располагает Алтайский край.

Существующие в мировой практике концепции агротуризма помимо экономических целей призваны решать социокуль-

турные и экологические проблемы: создание рабочих мест, снижение уровня бедности, охрана природной и историко-культурной среды обитания, сохранение и воссоздание культурного наследия и т.д.

Формы организации агротуризма, применяемые в мировой практике, представлены в виде: микрогостиниц, организованных на базе малого семейного гостиничного хозяйства, усадеб; специализированных частных отелей в форме стилизованных агротуристических деревень, культурно-этнографических центров и других; создание сельскохозяйственных парков в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Эта модель преследует цели популяризации и пропаганды достижений сельского хозяйства страны, сохранения в нем традиционных практических навыков, демонстрации приемов национального сельскохозяйственного производства.

В России развитие сельского туризма находится в начальной стадии. Это подтверждает имеющийся на сегодняшний день опыт Калининградской, Московской и других областей, Алтайского края, где имеются гостевые дома, но большей частью отсутствует инфраструктура сельского туризма [2-5]. Следовательно, наиболее приемлемо назвать сельский туризм пока более скромно — «сельское гостеприимство». Возможно, это даже более правильно с исторической точки зрения, так как русские люди всегда отличались хлебосольством по отношению к гостям.

Сельское гостеприимство — первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно, и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, шашлыки, совместный поход за ягодами и грибами, рыбалка, охота, верховая езда т.д.). Не исключено привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов, не исключено оказание помощи с детьми гостей и другое.

Потребителем или целевой группой в России могут быть: семьи с детьми; пожилые люди; пожилые люди с внуками; компании молодых людей; люди, любящие спорт (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж и т.д.), охоту, рыбалку.

Некоторые считают, что ехать в сельскую местность бессмысленно, ведь многие имеют дачу. Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию «сельского гостеприимства». Во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги — не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе, при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности. Во-вторых, «сельское гостеприимство» дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям. В-третьих, оно позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые траты для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма возрастает интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности. От «сельского гостеприимства» в первую очередь ожидают: спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов, комфорта условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получения новых впечатлений, возможности развлечения для детей и проведения досуга для взрослых [4, 5].

В Алтайском крае принята Ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма Алтайского края на 20082012 годы» [3]. Целью программы является создание в Алтайском крае благоприятных условий для развития сельского туризма, обеспечение повышения уровня жизни и занятости сельского населения. Среди основных задач — повышение уровня занятости сельского населения; улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфра-

структуры; расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств.

Исполнителями программы являются Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Алтайская региональная ассоциация туризма «Арат»; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ООО «Алтайский центр сертификации».

В рамках Программы определены субъекты сельского туризма:

- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»), владельцы сельских жилых домов, квартир и других строений, предоставляющие туристам услуги и проживание на территории Алтайского края;

- турист, проживающий в сельской местности и удовлетворяющий свои потребности в отдыхе, укреплении здоровья, впечатлениях и т.д. и вступивший в экономические отношения с сельским хозяином и другими субъектами туристической деятельности;

- крестьянские (фермерские) хозяйства — хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы — сбытовые, снабженческие, перерабатывающие, обслуживающие, заготовительные кооперативы, зарегистрированные на территории Алтайского края, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Алтайский край обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития туризма, в том числе сельского. Разнообразие природных ландшафтов, наличие большого количества водных объектов и историко-культурных памятников создают благоприятную среду для жизни и отдыха людей, развития экономики и социальной сферы.

Специфика природного ландшафта края такова, что в ней имеются горные и предгорные части, расположенные на юго-востоке и востоке края, равнинная центральная часть и Кулундинская и Алей-ская степи на западе и юго-западе, система ленточных боров, протянувшихся с юга-запада на северо-восток.

Положение Алтайского края (юг Западной Сибири) и развитая транспортная система делают его привлекательным для всего региона.

С учетом динамичного роста потребностей в туристско-рекреационных услугах и развитием альтернативной занятости в сельской местности, несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в деревнях, повышению уровня жизни сельского населения и роста его доходов, созданию современной инфраструктуры, повышения престижности проживания в сельской местности.

В настоящее время население 9 районов (Алтайского, Солонешенского, Краснощековского, Чарышского, Змеино-горского, Курьинского, Советского, Со-лтонского, Шипуновского) края занимается сельским туризмом. Услуги по приему туристов оказывают 46 личных подсобных и 4 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые способны единовременно принять около 500 человек.

Изучение проблем развития агроту-ризма в регионе проводится нами методами экспертных оценок, экономического анализа, анкетных опросов. Выборочные опросы жителей Усть-Калманского и Петропавловского районов активного трудоспособного возраста от 30 до 40 лет показали основные проблемы и причины, сдерживающие развитие предпринимательства и агротуризма: прежде всего, недостаточные знания организационно-правовых основ бизнеса, разработки бизнес-планов, уровень образования для успешного ведения бизнеса, составления отчетности и других документов. На втором месте — неуверенность в успехе и отсутствие денежных средств, невозможность получения кредитов для обустройства жилья для туристов, на третьем месте — бюрократические барьеры, высокие налоги.

Сдерживающими факторами развития сельского туризма, по нашему мнению, являются:

1) правовая неграмотность и слабая информированность местных жителей о сельском туризме;

2) низкие финансовые возможности для организации «зеленого дома»;

3) недостаточное благоустройство сельских домов, усадеб;

4) отсутствие дорог в населенных пунктах;

5) продвижение турпродукта сельского туризма на рынка туристических услуг;

6) отсутствие связи туризма с культурой;

7) крайняя недостаточность государственной поддержки, как на краевом, так и местном уровне.

Основными целями и задачами программы являются:

- увеличение количества малых форм хозяйствования, оказывающих услуги сельского туризма;

- обеспечение устойчивого развития сельских поселений районов края на основе формирования конкурентоспособности турпродукта;

- привлечение населения, особенно молодежи, в сферу туристической деятельности;

- создание новых рабочих мест;

- создание и развитие системы рекламного и информационно-издательского обеспечения развития сельского туризма;

- государственная поддержка развития крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, оказывающих услуги сельского туризма.

В систему программных мероприятий включены пять основных блоков:

I. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по организации сельского туризма:

- разработка и принятие нормативно-правовой базы, предусматривающей организацию, развитие и государственную поддержку сельского туризма Алтайского края;

- создание единой структуры управления сельским туризмом;

- создание широкой сети сельского туризма в Алтайском крае.

Формирование нормативно-правовой базы позволит стимулировать деловую активность в муниципальных образованиях и сельских поселениях, оптимизировать инфраструктуру, совершенствовать систему подготовки кадров, привлечь личные подсобные, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы к участию в развитии сельского туризма в Алтайском крае.

II. Мероприятия по государственной поддержке ЛПХ, КФХ и потребительских кооперативов, оказывающих услуги сельского туризма:

- субсидирование части затрат, связанных со строительством гостевых домиков

в сельской местности, мест отдыха (в т.ч. жилых и подсобных помещений индивидуальных подворий и усадеб, предназначенных для приема и размещения туристов), включая работы, связанные с инженерным обустройством, в том числе подведение и подключение газа, воды, канализации и электросетей;

- субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования на срок до 5 лет, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Мероприятия повысят доступность крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и потребительских кооперативов к кредитным ресурсам, что позволит увеличить количество мест проживания, число туристов, объем реализованной сельскохозяйственной продукции. Это приведет к повышению занятости и росту доходов сельского населения.

III. Создание и развитие инфраструктуры сельского туризма:

- разработка и внедрение системы классификации жилья, используемого для развития сельского туризма.

IV. Информационно-рекламное продвижение турпродукта, повышение имиджа сельских территорий края:

- создание базы данных субъектов сельского туризма, разработка и выпуск рекламно-информационной продукции (каталога, буклета, др.);

- участие в выставках-ярмарках по продвижению услуг сельского туризма Алтайского края;

- разработка культурно-познавательных программ о народных обычаях местного населения;

- выпуск методических рекомендаций по организации сельского туризма для субъектов туристической деятельности и органов местного самоуправления;

- создание информационного сайта в сети Интернет по сельскому туризму;

- установление взаимовыгодных отношений с туристическими фирмами и агентствами по продвижению турпродукта на внешний рынок;

- налаживание деловых контактов по вопросам сельского туризма с соседними регионами;

- организация регулярного взаимодействия со средствами массовой информации края.

V. Кадровое обеспечение: - оказание методической помощи по организации сельского туризма: органам местного самоуправления муниципальных районов; хозяевам личных подворий по приему и размещению туристов (проведение обучающих семинаров об особенностях сельского туризма с привлечением представителей туристических фирм, агентств, центра сертификации и стандартизации).

Всего на реализацию программы планируется истратить из регионального бюджета более 57 млн руб. [3].

В целом, развитие сельского туризма края находится на стадии становления, в то же время его развитие будет способствовать занятости сельского населения, реализации излишков сельскохозяйственной продукции, расширению ее ассортимента, повышению культурно-образовательного уровня сельского населения, улучшению благоустройства усадеб и сел, развитию инженерной и соци-

Ключевые слова: агропромышленный кластер, кластерные отношения, инвестиционная привлекательность, региональное развитие, региональная политика.

Введение

В Российской Федерации в настоящее время остро стоит проблема продовольственной безопасности, что вызывает целесообразность рационального использования агроресурсного потенциала и предполагает программно-целевое социально-экономическое развитие аграрных территорий. Развитие аграрных территорий подразумевает государственную инвестиционную поддержку проектов, ресурсного обеспечения сельского хозяйства, а для

альной инфраструктуры, в конечном итоге, — повышению качества жизни сельского населения.

Библиографический список

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Пост. Правительства от 14.07.2007 г. № 446. — М., 2007.

2. Закон Калининградской области от 27.11.1997 г. (с изменениями 19.07.2000 г., 07.04.2002 г.) «О туристской деятельности в Калининградской области».

3. Постановление Администрации Алтайского края от 12.03.2009 г. № 88 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 годы».

4. http://www.agrotourism.narod.ru.

5. http: //www.agro.altai.ru.

регионов инвестиционно привлекательных — создание инвестиционных и инновационных условий, способных стратегически вносить значимый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост аграрных территорий обеспечивают факторы, стимулирующие внедрение новых технологий. Учитывая то обстоятельство, что современные конкурентные преимущества практически полностью обеспечиваются за счет преимуществ в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности предприятий возможно при формировании на аграрной территории агропромышленного кластера.

+ + +

УДК 330.322 (571.15) Л.А. Семина

КЛАСТЕР КАК ПРИОРИТЕТ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.