Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития агротуризма в России'

Анализ состояния и перспективы развития агротуризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3172
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ГОСТИНИЦЫ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / AGRI-TOURISM / RURAL / RURAL TOURISM / HOTELS / HOSPITALITY / AND SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печерица Елена Васильевна, Шевченко Мария Игоревна

В настоящей работе выявлены преимущества и основные проблемы развития агротуризма в России. Приведены примеры программ и концепций развития сельского туризма в РФ. Представлена модель развития агротуризма в РФ. Сделан вывод о перспективности развития данного вида туризма в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the situation and prospects agritourism in Russia

In this paper identified the benefits and challenges of rural tourism in Russia. Examples of programs and concepts of rural tourism development in Russia. The model of the development of agro-tourism in the Russian Federation. It is concluded that the prospects of development of this type of tourism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития агротуризма в России»

Природный и социально-экономический потенциал ООПТ как доминанты

_формирующихся туркластеров

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosnation.ru/ (дата обращения 20 мая 2012).

2. Кострюкова О.Н., Карпова Е.Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. 2011. №4(40) [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3866 (дата обращения 20 мая 2012).

3. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000.

4. Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В. Экотуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. 2002, Тула: Гриф и К. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecology.md/section.php?section=turism&id=46 / (дата обращения 20.10.2012).

5. Лукичев А.Б. Сущность устойчивого и экологического туризма // Российский журнал экотуризма. 2011. №1. С. 3-6.

6. ООПТ России [Электронный ресурс]. URL: ttp://oopt.info/index.php?page=22/(дата обращения 18.10.2012).

7. Письмак В.Н. Новые формы организации инновационного процесса / В.Н. Письмак // Экономист. 2003.N 9.С. 53-65.

8. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. RL: http://base.garant.ru/10107990/(дата обращения 18.10.2012).

УДК 338.48-53:63 ББК 65.9

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА

В РОССИИ

Е.В. Печерица, М.И. Шевченко

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

Агротуризм в России - это достаточно молодое туристское направление. В настоящее время данный вид отдыха пока не имеет среди российских туристов столь широкого распространения как, например, в Финляндии или Испании, но с каждым годом становится все более популярным, отмечается необходимость его развития на государственном уровне. Сегодня во многих регионах существуют примеры удачной реализации идей агро-туризма[1].

Цель агротуризма в России - сформировать такой новый комплексный туристский продукт, который бы способствовал устойчивому развитию сельских территорий, внутреннего и въездного туризма.

Актуальность развития агротуризма в России обусловлена:

• низким уровнем социально-экономического развития в сельской местности;

• продолжающимся оттоком жителей из села;

• отсутствием возможности для малых и средних хозяйств, не способных к модернизации или объединению в крупные единицы, не производящие продукции на рынок, заняться другим видом деятельности;

• удаленностью внутренних сельских территорий от крупных центров;

• низким уровнем развития организованного внутреннего туризма;

• спросом на недорогой отдых.

По данным «России в цифрах», количество безработных сельских жителей - 36% от числа всех безработных. 2009

32%; 2008 - 37,5%; 2007 - 41,1%. Это самая большая группа безработных в России [2].

Общая занятость на селе постоянно падает. Отсюда понятен интерес к сельскому туризму: он воспринимается как один из способов решения проблем безработицы.

Учитывая реальную и прогнозируемую ситуацию на аграрном рынке труда, обусловленную ожидаемой модернизацией отрасли, становится очевидной огромная значимость развития на селе малого предпринимательства, особенно в несельскохозяйственной сфере. Проблема занятости на селе, несмотря на определенные подвижки в ее решении, остается острой, особенно учитывая недостоверность информации об уровнях занятости и безработицы. Виды дея-тельности, которыми стали бы зани-маться жители села в случае потери работы и получения субсидии на организацию своего дела в необходимом для них размере, по опросу в 2011 г.:

- сельскохозяйственное предпринимательство - 45,4; сельский туризм - 5,9; сельская торговля - 29,3; бытовое обслуживание - 13,7; народные промыслы, ремесла - 29,3 (% от числа респондентов,

работающих на предприятиях и в организациях).

Что интересно, сами крестьяне «сельский туризм» как решение своих проблем в большинстве своем не видят. На вопрос о том, чем бы хотел заняться крестьянин, если бы ему выдали субсидию для открытия собственного дела, лишь 5,9% опрошенных отметили сельский туризм. Большинство же предпочитает традиционные виды дея-тельности [4]. Но при этом еще почти 35 процентов опрошенных собираются ра-ботать в так называемых обслуживающих туризм сферах (в торговле, народных ремеслах и т.д.).

С другой стороны, в основе спроса на путешествия в сельскую местность, лежит важная тенденция: индустриальные страны достигли такой стадии, когда движущей силой экономического роста является уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание «живых впечатлений и опыта». Агроту-ризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различ-ных групп среднего класса [1]. Агроту-ризм - одно из перспективных направ-лений развития туризма, который имеет ряд преимуществ, но и проблем (См. табл. 1).

Таблица 1. Преимущества развития и основные проблемы организации агротуризма в России

Преимущества развития Основные проблемы

Перевод избытка трудовых ресурсов аграрного сектора экономики в альтернативный сектор туристских услуг и создание новых рабочих мест в сельской местности Отсутствие общенациональной концепции по развитию аграрного туризма

Рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей Отсутствие четко сформулированной государственной политики по аграрному туризму и, соответственно, системы нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности

Улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инфраструктуры Отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области аграрного туризма в РФ

Развитие малого предпринимательства на селе Отсутствие стандартов и нормативов, применимых в сфере сельского туризма как специального сектора туриндустрии

Повышение экологической привлекательности сельской местности

Расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств

Стимулирование охраны местных достопримечательностей Отсутствие квалифицированных кадров

Повышение культурного уровня сельского населения Отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов

Дополнительные поступления в местные бюджеты

Диверсификация, то есть развитие других сфер деятельности (общественное питание, отельный бизнес, народные промыслы и т.д.) Низкий уровень жизни сельского населения и, как следствие, отсутствие комфортных и качественных условий для проживания туристов

Сокращение миграции сельской молодежи в город Ограниченность или отсутствие внешних коммуникаций в сельской местности

Расширение границ туристского сезона Необеспеченность централизованного и системного подхода к организации аграрного туризма

Повышение занятости сельского населения

Составлено авторами

Анализ опыта развития аграрного туризма показал, что в мире сложились три модели развития данного туризма. Для России в качестве наиболее приемлемой и перспективной была выбрана модель создания сети туристских хозяйств на базе существующих ресурсов сельской местности, то есть создание сети малых гостевых домов. Это обосновано тем, что в России уже есть определенный опыт применения данной модели. Выбор данной модели обусловлен тем, что она в большей степени способствует развитию малого предпринимательства, не требует привлечения больших инвестиций, создает новые рабочие места, является источником дохода для сельского населения в ситуации кризиса аграрного сектора.

При формировании модели российского агротуризма нашли свое отражение две концепции.

Первая концепция исходит из того, что небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристским уклоном. В этом случае агротуризм развивается за счет собственных ресурсов без привлечения необходимых инвестиций извне. Однако рассчитывать на значительный приток туристов в сельскую местность при таких условиях финансирования не приходится. Если усилия предприятий-предпринимателей дополняются деятельностью туроператоров и турагентов, то результат будет чуть лучше. Однако без кардинального повышения степени комфорта для потенциальных отдыхающих спрос на услуги сельского туризма так и останется на низком уровне, формируясь лишь за счет

немногочисленных любителей: рыболовов, специалистов-этнографов и др. Семейные же туристы будут игнори-ровать эту сферу, потому что им требу-ется совершенно иное качество услуг.

Вторая концепция предполагает комплексное развитие туризма в сель-ской местности. Агротуризм рассматри-вается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех привлекательных для туристов аспектов сельской жизни. К числу таких аспектов можно отнести, например, наличие благоприятных экологических и эстетических условий, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и т. д.

Эти две концепции являются непротиворечивыми, если рассматривать их как последовательные этапы одного и того же процесса [3].

Агротуризм - это та деятельность, которая будет способствовать решению социальных проблем в сельской местности, а сельское хозяйство в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности этой деятельности.

Рассматривая внутренний туризм, необходимо отметить, что он является одним из приоритетных направлений развития туризма в России. Основные мероприятия по его развитию заложены в рамках Федеральной целевой программы по «Развитию внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы». ФЦП имеет два направления: стимулирование спроса на внутренние туристские продукты, упаковка и консолидация инвестицион-

ных предложений и проектов туристской отрасли.

Общий объем финансирования ФЦП на 2011 - 2018 годы составляет 332 млрд рублей, в том числе:

• за счет средств федерального бюджета - 96 млрд рублей (28,9 процента);

• за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 25 млрд рублей (7,5 процента);

• за счет средств внебюджетных источников - 211 млрд рублей (63,6 процента )[4].

В условиях острой конкуренции с зарубежными странами вопрос развития туристской отрасли России стоит особенно остро, следовательно, для повышения популярности российского туризма, необходимо решение трех базовых задач:

1) повышение качества турпродукта;

2) снижение транспортных затрат туристов;

3) создание новых курортов и новых видов отдыха [5].

Основными туристскими направлениями в России остаются Москва, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца, регионы Краснодарского края и некоторые регионы Поволжья и Сибири. И такая неравномерность по отношению к общей территории РФ обусловлена историческими и экономическими причинами [6].

Туристский потенциал России используется всего на 30%. При этом Российская Федерация обладает ресур-сами для активного отдыха практически во всех регионах, а по уникальным природным богатствам занимает в мировом рейтинге 4-е место.

При эффективном и рациональном использовании данных ресурсов и при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкой информационной поддержке въездного и внутреннего туризма, повышении качества услуг и привлечении в отрасль профессиональных кадров и высококвали-

фицированных специалистов в совокупности смогут, обеспечить повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в средней и долгосрочной перспективе [4].

Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротури-стического рынка является то, что он строится «снизу» - практически без участия центральных структур. Отсутствует четко артикулированное политическое решение о поддержке агротуризма, соответственно, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.). Инициаторами и пропагандистами агротуризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т. п.[7].

Несмотря на отсутствие единого нормативного регулирования, какая-то работа в этой области все-таки ведется. Регулирование агротуристической деятельности осуществляется по двум направлениям: государственному и рыночному.

На государственном уровне содействие развитию сельского, агро- и эко-туризма предусматривает «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р [9]. А утвержденная постановлением Правительства РФ от 2.08.2011 № 644 ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» относит экологический и сельский туризм к наиболее перспективным видам туризма [9].

На региональном уровне агротуризм в России развивается как в рамках региональных программ развития туризма, так и отдельно, в рамках разработанных программ и концепциях развития агроту-ризма. Примеры программ и концепций развития агротуризма в регионах отражены в таблице 2.

Таблица 2. Примеры программ и концепций развития агротуризма

Регион Документ Период

Белгородская область Долгосрочная целевая программа развития сельского туризма 2011-2013годы

Алтайский край Целевая программа развития сельского туризма 2009 - 2012 годы

Калужская область Концепция развития аграрного туризма До 2012 года

Ульяновская область Концепция развития сельского туризма До 2020 года

Самарская область Концепции развития сельского туризма 2010-

Составлено авторами [10; 11; 12; 13]

Среди негосударственных некоммерческих организаций агротуристской направленности следует отметить ассоциации развития агротуризма в России (в соответствии с рис.1). Большую работу по пропаганде сельского туризма прово-

дит ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» через конференции, круглые столы, демонстрационные мероприятия, оказывает консультационную помощь при организации этого вида деятельности.

Рис. 1 Ассоциации развития агротуризма в России

Деятельность «АгроТуризмАссоциа-ции» направлена на расширение сотрудничества с учреждениями, организациями, заинтересованными в развитии сельского, аграрного туризма в регионах, на выявление и установление деловых контактов с агротуристическими кресть-янско-фермерскими хозяйствами. «Агро-ТуризмАссоциацией» проведен ряд экспедиций в крестьянско-фермерские хозяйства, гостевые дома с целью изуче-ния опыта работы в сфере аграрного, сельского туризма; продолжается научно-исследовательская работа по разработке концепции развития сельского туризма на отдельных территориях страны и для подготовки методических материалов в этом направлении туризма. «АгроТу-ризмАссоциация» активно участвует на

московских и региональных выставках по туризму.

Информирование потенциальных туристов о возможностях отдыха в сельской местности происходит путем включения сельского объекта в многочисленные и различные по форме и содержанию интернет-ресурсы, на которых можно найти информацию, касающуюся различных аспектов сельской жизни.

Удачным интернет-ресурсом является проект www.naselo.ru (насело.рф), аккумулирующий предложения для туристов в плане размещения, событийных мероприятий, туристских достопримечательностей и доводящий их до непосредственных потребителей, систематизируя данную информацию и структурируя ее.

Цель проекта - поднять престиж сельской местности не только в плане туризма, но и как места для постоянного проживания, сделать отдых на селе прибыльным делом, вовлечь в него сельских жителей, которых не привле-кает фермерство, и дать горожанам альтернативу отдыху на зарубежных курортах, возможность познакомиться с достопримечательностями той или иной местности и народными традициями.

Создается единая база данных туристских ресурсов сельских поселений разных районов и регионов страны, и у туриста появляется возможность выбора -приобрести путевку у своего туристского агента или самостоятельно выбрать в информационной сети интересующий объект для сельского отдыха.

Несмотря на то что в России работа по развитию агротуризма еще только начинается, уже сегодня можно говорить о наличии позитивного опыта в этой сфере: в стране уже реализуются десятки проектов по сельскому туризму, таких, напри-

область), «Зеленый дом» (Горный Алтай), так называемая сеть «B&B» (Прибайкалье), имеется опыт организации аг-ротуристских предпри-ятий по таким моделям, как «пансион», «тур с проживанием в кочевом тради-ционном жилище», «национальная дерев-ня», «сельская гостиница», «гостевой дом» и другие.

Лидерами по освоению нового вида туризма в России являются: Владимирская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Архангельская, Ленинградская, Пензенская, Псковская, Самарская, Тверская, Тульская, Ярославская области, республик Карелия и Чувашия, а также Подмосковье и пригороды Санкт-Петербурга.

Оценить привлекательность РФ для развития агротуризма можно с точки зрения совместного развития сельского хозяйства и сельского туризма на основе рейтинговых оценок российских макрорегионов, разработанных специалистами Всемирной туристской организации (табл. 3.).

мер, как «Дорога к дому» (Ленинградская

Таблица 3.Пригодность европейских регионов России для совместной сельскохозяйственной и агротуристской деятельности (рейтинговые оценки по 10-балльной шкале)

Отрасль Регионы РФ

Северный Центральный ЦЧР Южный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельское хозяйство 2 5 7 9

Сельский туризм 8 9 3 7

Агрегированная оценка по обеим отраслям 5 7 5 8

Как следует из оценок, возможности для ведения сельского хозяйства в Центральном районе ограничены, но при этом условия для агротуризма в нем близки к максимальным. В то же время в Центрально-Черноземных областях, столь привлекательных для ведения сельского хозяйства, условия для агротуризма оцениваются весьма низко.

Кроме того, сельский туризм способен снизить отрицательное влияние сезонности туризма, столь распространенной в данном секторе экономики. Аг-ротуризм - один из немногих видов туризма, способный функционировать в течение всего года: в выходные, праздники, новогодние и рождественские ка-

никулы, почти не подвергаясь влиянию климатических изменений.

Агротуризм - одно из важных направлений в политике развития села, поскольку является альтернативой его индустриализации, создает новые рабо-чие места, а также позволяет найти сред-ства и способы для сохранения природы. Местные жители находят работу не только в сфере обслуживания туристов, но и в смежных отраслях, таких, как производство сувенирной и кустарно-ремесленной продукции, национальных костюмов и продуктов питания, предоставление разнообразных услуг, работа по обустройству ландшафтов, уборка и утилизация бытовых и произ-водственных отходов (см. рис. 3).

ПРОБЛЕМЫ

Социально- Неудовлет- Массовое пере- Высокий уро- Высокая зависи-

экономическое воренность селение в горо- вень безрабо- мость от первично-

неравенство населения да тицы го сектора эконо-

РЕШЕНИЕ

Диверсификация экономики

АГРОТУРИЗМ

Необходимые аспекты организации агротуризма

Наличие мест размещения Наличие сельхоз-производства Возможность организации питания Экскурсионное обслуживание Окружение (природа, памятники истории) Возможность заниматься активными видами отдыха и спортом Транспортная доступность

РЕЗУЛЬТАТ

1. Развитие агротуристического сектора в российской провинции залог роста - экономического, социального, культурного и духовного.

2. Туротрасль обеспечивает достаточно быструю отдачу в бюджеты, с одной стороны, и инициирует рост сопутствующих отраслей, прежде всего обеспечивающих макро- и микроинфраструктуру туризма.

3. Увеличения количества рабочих мест, в том числе для квалифицированных работников.

4. Реализация потенциала сельских регионов на основе развития агротуристического сектора необходима для преодоления экономического, социального и духовного кризиса российской провинции.

5. Социокультурный и духовный эффект в результате активизации местных творческих ресурсов, сохранение и развитие национального природного, историко-культурного и духовного наследия, повышение самооценки местных сообществ, появление позитивной социальной перспективы.

6. Диверсификация сектора, уменьшение зависимости от первичного сектора

Составлено авторами

Рис. 3. Модель развития агротуризма в Российской Федерации

Таким образом, агротуризм представляет собой ключевой элемент для всего социально-экономического развития села, выступая также и в роли распределителя доходов.

Агротуризм - это реальная возможность восстановления и поддержания благополучия сельских территорий, развитие внутреннего и въездного туризма, а

также решение крайне острых социальных проблем, которые необходимо решать первостепенно, в частности, проблемы занятости сельского населения, здоровья, образования, досуга. Решение этих проблем за счет развития агроту-ризма будет способствовать социальному подъему села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.