Научная статья на тему 'Анализ конкурентных преимуществ Липецкой области'

Анализ конкурентных преимуществ Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ХАРАКТЕРИСТИКА / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлин К.С.

Рассмотрены конкурентные преимущества Липецкой области, позволяющие ей превратиться в один из регионов «локомотивов роста», а также существующие в этом субъекте Федерации проблемы, затрудняющие экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентных преимуществ Липецкой области»

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

К. С. МИХАЙЛИН, аспирант кафедры экономики и управления E-mail: kmihaylin@gmail.com Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России

Рассмотрены конкурентные преимущества Липецкой области, позволяющие ей превратиться в один из регионов - «локомотивовроста», а также существующие в этом субъекте Федерации проблемы, затрудняющие экономическое развитие.

Ключевые слова:регион, характеристика, стратегия, конкурентное преимущество, проблемы развития, особая экономическая зона, промышленность.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 г. миссией области является достижение европейских стандартов качества жизни за счет производства товаров, соответствующих европейским стандартам качества [1]. Главные стратегические цели — повышение благосостояния и качества жизни населения на территории региона, обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста и усиление конкурентных позиций субъекта Федерации в России и в мире. Достичь этого можно за счет мобилизации экономической активности территорий и повышения эффективности использования их ресурсов. Липецкая область, образованная 6 января 1954 г., расположена в центральной части европейской территории России на пересечении важнейших транспортных магистралей страны, в 400 км на юг от Москвы. Территория изучаемого субъекта Федерации занимает 24,1 тыс. км2 и протянулась с севера на юг на 200 км, с запада на восток—на 150 км, а общая протяженность границ составляет 900 км. В области проживают 1 млн 163 тыс. чел. 1 Земельный фонд области составляет 2 404,7 тыс. га. Преобладающими типами почв являются черноземы, которые занимают свыше 85 % всей территории. Полезные

1 Поданным Федеральной службы государственной статис-

тики на01.01.2009.

ископаемые области представлены 300 месторождениями известняков, доломитов, песка, глины и цементного сырья. Область занимает 1-е место по запасам карбонатного сырья. Известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные еще в 1871 г.

Негативные процессы в мировой экономике обусловили замедление достигнутых в последние 2 года высоких темпов роста валового регионального продукта (ВРП) области. В 2008 г ВРП составил более 260 млрд руб. с индексом физического объема 102,6 % (рис. 1). За2000—2008гг приростВРП составил 72%.

В структуре ВРП преобладают обрабатывающие производства — 51 %, в торговле и бытовом обслуживании произведено 11 % валовой добавленной стоимости, в сельском хозяйстве — 9, в строительстве — 7, транспорте и связи — 5%. Но более важный показатель экономического развития региона—ВРП в расчете на душу населения — в 2008г. составил 223,6тыс. руб. По данному показателю Липецкая область занимает 2-е место в Центральном федеральном округе (ЦФО).

Основой экономического потенциала области является промышленное производство, на его долю приходится более 50 % ВРП. Наиболее развитыми видами деятельности являются: металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство строительных материалов, пищевых продуктов, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

По объему производства продукции обрабатывающих отраслей на душу населения область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е — в ЦФО. Этот показатель более чем в 2 раза превышает среднероссийский. В 2008 г. произведено продукции на сумму более 335,8 млрд руб., что в 1,2 раза выше уровня 2007 г. Промышленный комплекс региона насчитывает около 200 крупных и средних предприятий. Крупнейшими промыш-

Млрд руб 300 -|

250 -

200 -

150 -

100 -

50 -

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВРП в действующих ценах года (млрд руб.) * - Темп роста, в процентах к 1999 г.

Рис. 1. Динамика ВРП в 2000-2008 гг.

269

174

100

д

57

■ ■ ■

т

РФ

обл.

Липецкая обл.

Белгородская обл.

Курская обл.

Воронежская обл.

Рис. 2. Производство продукции обрабатывающих производств в расчете надушу населения в 2008 г., тыс. руб. /чел.

ленными предприятиями являются: ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», который выпускает десятки видов высококачественной металлургической и другой продукции, «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ», ОАО «Липецкэнерго», ОАО «Липецкхлебмакаронпром», ЗАО Завод «Росинка», ОАО «Лебедянский», ОАО «Липецкий хладокомбинат», ОАО «Липецкцемент», ОАО «Строймаш» и др. Предприятия области поддерживают отношения с фирмами более чем из 80 стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Отраслевая структура промышленного производства, %

Вид экономической деятельности 2007 г. 2008 г.

Виды деятельности, относящиеся к промышленному комплексу, всего 100 100

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6 5

Металлургическое производство 60 62

Производство машин и оборудования 9 8

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 2 3

Производство пищевых продуктов 18 17

Прочие производства 5 5

В целом промышленность области демонстрирует устойчивые темпы роста не только за последний год, но и на протяжении последних 10 лет (рис. 3).

Следует отметить, что в области сложилась моноотраслевая структура экономики. Доминирующее положение в структуре промышленности занимает черная металлургия (62% объема промышленного производства). В целях диверсификации экономики и развития производства машин и оборудования, строительства и производства пищевых продуктов осуществляются необходимые меры государственной поддержки, в числе которых:

1) снижение ставки по налогу на прибыль на 4 процентных пункта, предоставление льгот по налогу на имущество, компенсация части купонного дохода организациям, впервые привлекающим инвестиции путем выпуска облигаций [3];

2) предоставление гарантий администрации области по займам и кредитам, направляемым нареализа-цию инвестиционныхпроектов [4];

3) создание Залогового фонда для обеспечения исполнения обязательств области и субъектов инвестиционной деятельности, реализующих высокоэффективные инвестиционные проекты на территории области, по кредитам финансово-кредитныхорганизаций [1];

4) субсидирование процентной ставки предприятиям и организациям для внедрения технического перевооружения, технических разработок и инноваций [6];

5) предоставление бюджетного кредита на возмездной и возвратной основе [7];

6) предоставление субвенций органам местного самоуправления для развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях, выделение субсидий на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан, осуществление имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, осуществление информационного и методического обеспечения, а также подготовка кадров для малого бизнеса [5].

Тамбовская обл.

113

106

104

102

112

107

1Э9В 1599 2000 2001 2002 2003 200Л 2005 2 0 06 2 007

I I Производство промышленной продукции, млрд руб.

^ Индекс физического объема производства, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года Рис. 3. Объем и динамика промышленного производства в 1998—2008 гг.

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал предприятий Липецкой области в 2000—2008 гг., млрдруб.

В целях налаживания производства новых видов продукции, развития наукоемких высокотехнологичных производств различных отраслей промышленности и внедрения инновационных технологий 18.01.2006 между Правительством РФ, областью и Грязинским муниципальным районом заключено Соглашение о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) «Липецк» [8, 12]. По итогам 2008 г. резидентами ОЭЗ стали 15 предприятий. Общий объем заявленных инвестиций составил 45,7 млрд руб., из которых уже освоено 6,2 млрд руб., создано более 800 новых рабочих мест. Объем производства за истекший период превысил 2,1 млрд руб. Кроме того, по инициативе органов местного самоуправления, решением конкурсной комиссии и постановлением администрации области, в 2006 г. созданы региональные ОЭЗ промышленно-про-изводственного типа на территории Тербунского

района, г. Чаплыгина и в октябре 2008 г. — на территории г. Данкова [11]. Общий объем заявленных инвестиций составляет около 15 млрдруб. В целом за 2008 г. участниками уплачено в бюджеты всех уровней 46 млн руб., предоставлено налоговых льгот около 16 млн руб. http://www. admlr.lipetsk.ru/rus/app/roez/ oz-316.rtf Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2008 г. превысили 81 млрд руб. (рис. 4).

По объему инвестиций на душу населения область занимает ведущие позиции: за 2008 г. данный показатель увеличился на 27,5% и составил 61,7тыс. руб. Доля инвестиций в ВРП составляет 29,9% при среднероссийском уровне 20,3 %.

В области интенсивно развивается сельскохозяйственное производство, в котором занято около 300 сельскохозяйственных предприятий, 1,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 200тыс. личных подсобных хозяйств. Площадь сельскохозяйственных угодий превышает 1,9 млн га, в том числе пашни — 1,5 млн га. Объем производства продукции сельского хозяйства всех производителей (валовое производство) за 2008г. составил 45,7 млрд руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства (индекс физического объема) в хозяйствах всех категорий составил 118 %, что на 14,2 % выше, чем принято в соглашении между администрацией Липецкой области и Минсельхозом России по реализации мероприятий Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг.», являющейся продолжением реализации мероприятий, определенных приоритетным национальным проектом «РазвитиеАПК» (рис. 5).

В 2008 г. произведено 3 млн т зерна (с ростом в 1,6 раза), 1,9 млн т сахарной свеклы, 288тыс. т сахара из сахарной свеклы, 296 тыс. т цельномолочной продукции, 166 тыс. т мяса, 482,5 млн шт. яиц. Урожайность зерновых культур превысила 42 ц/га, сахарной свеклы — 386 ц/га, надой на корову — 4,3 тыс. кг. В 2008 г. государственная поддержка селу была оказана в объеме 3,5 млрд руб., что составило 133% куровню 2007 г.

2000

2007

2008

2005 2006

1= Производство продукции, млрд руб. —Индекс физического объема к предыдущему году, %

Рис. 5. Динамика производства валовой продукции сельского хозяйства в 2000—2008 гг.

Активно развиваются межрегиональные связи: за пределы области вывозится более 90 % макаронных изделий, плодоовощных консервов и соков, более 80 % — сахара, 75 — мяса, 60 — кондитерских изделий, 30 — зерна, 25 % — молочных продуктов. С начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» осуществлено 43 инвестиционных проекта, в том числе в мясомолочном скотоводстве — 24, свиноводстве — 14, птицеводстве — 5. Создано более Зтыс. новых рабочих мест. Существенный вклад в продовольственное обеспечение области вносят малые формы хозяйствования. На личных подворьях занято более 32тыс. сельских жителей. Ими производится около 50% валовой продукции сельского хозяйства, 98 — картофеля, 90 — овощей и меда, 80 — шерсти, 40 % — молока, мяса, плодов и ягод.

В сфере жилищного строительства области в предкризисный год наблюдался небольшой рост.

Рис. 6. Жилищное строительство в Липецкой области в 2000—2008 гг.

Так, в 2008 г. в области построено и введено в эксплуатацию 721,9тыс. м2 жилья с ростом 102%, в том числе индивидуальными застройщиками — 366,5 тыс. м2(рис. 6). Ввод жилья надушу населения составил 0,61 м2, что превышает среднероссийский уровень наОДбм2.

В рамках реализации областных жилищных программ построено 356тыс. м2 жилья, заключено около 2 тыс. договоров. Государственная поддержка составила 461,6 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета — 119,6 млн руб., областного — 342 млн руб.

В экономику области за счет всех источников финансирования инвестировано 81,5 млрд руб. с ростом 107%, что почти в 2 раза превышает доходы бюджета области. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП составила 31,2%, что соответствует показателям интенсивно развивающихся индустриальных стран (рис. 7).

Объем иностранных инвестиций в 2008 г. составил 1,8млрддолл.,чтов 14раз больше, чем в 2007 г. Иностранные вложения в основном направлялись в обрабатывающие производства, в том числе в металлургическое. Значительный их рост достигнут в связи с привлечением ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» синдицированного кредита для реализации мероприятий Программы технического перевооружения.

Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая органично интегрирована в транспортную систему Российской Федерации. Современные автомобильные магистрали связывают областной центр со всеми сопредельными областями, а также с трассами федерального значения: Москва—Ростов, Москва—Волгоград. Протяженность автомобильных дорог составляет 7,4тыс. км. По плотности автомобильных дорог область входит в первую десятку регионов России. Общая протяженность железнодорожной сети составляет 757 км. Территорию пересекают три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России — Воронежем, Ростовом, с Северным Кавказом и Донбас-

2002 2003 2004

-♦— Темпы роста инвестиций, % о ДоляинвестицийвВРП,% ■ Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

Рис. 7. Динамика инвестиций в основной капитал и темпы роста инвестиций по отношению к предыдущему году сом, с Поволжьем, а также с западными городами: Орлом, Брянском, Смоленском.

Сфера потребительского рынка как вид экономической деятельности определяет не только динамику товарно-денежных отношений населения на рынке товаров и услуг, но и отражает социально-экономическое состояние общества и региона в целом. В рассматриваемом регионе данный вид деятельности формирует значительную долю в производстве ВРП: в 2007г. — 10,7%, в 2008 г. — 11,2 %, превосходя по этому показателю все остальные отрасли экономики (кроме обрабатывающих производств).

Объем поступлений налоговых платежей в бюджетную систему РФ от сферы потребительского рынка региона составил 3,5 млрд руб. Доля отрасли в налоговых поступлениях постоянно увеличивалась: 2006г. - 8,3%, 2007г. -10,2,2008г. - 11,7%.

В условиях финансового кризиса сохранились высокие показатели развития отрасли. Объем продаж в 2008 г. составил более 93 млрд руб. с темпом роста по отношению к предыду-

щему году 117% (по РФ — 113%). Прирост оборота в секторе общественного питания составил 10%, что на 2 % превышает уровень 2007 г. (рис. 8).

По обороту розничной торговли и общественного питания надушу населения Липецкая область занимает 1-е место среди областей Центрально-Черноземного района, среди областей ЦФО - 3-е место. В 2008 г. сохранялась тенденция замедления продаж товаров на розничных рынках. Объем продаж товаров на розничных рынках составил 84 % от объема 2007г., доля рынков в обороте розничной торговли сократилась до 14 % против 19в 2007 г.

На территории области осуществляют свою деятельность структурные подразделения 53 российских банков и 2 региональных банка: ОАО «Липецкоблбанк», ОАО «Липецккомбанк». Общая сумма банковских ресурсов действующих кредитных организаций и филиалов увеличилась за 2008г. на 8% и составила около 73 млрд руб. Ресурсная база банков формируется в основном за счет привлеченных средств (вклады граждан, депозиты юридических лиц). Кредитные вложения увеличились на 16% и превышают 69 млрд руб. В

Рис 8. Характеристика развития потребительского рынка Липецкой области в2003—2008 гг. ,в процентах по отношению к предыдущему году

экономику региона банками инвестировано 74 % всего кредитного портфеля. За 2008 г. сальдированный финансовый результат (прибыль) составил 117 млрд руб., что в 1,7 раза превышает уровень предыдущего года. На территории области функционируют 6 региональных страховых компаний и 33 филиала (представительства) страховых компаний других регионов Российской Федерации.

В целом можно сделать вывод: прибыльными в области являются все основные виды деятельности, кроме транспорта. Прибыль увеличилась по всем видам деятельности, кроме производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также операций с недвижимым имуществом. Доля прибыльных предприятий составляет 78 %. В то же время ухудшилось состояние расчетов в экономике. Уровень просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2009 составил 6 %. Основная доля в структуре просроченной кредиторской задолженности принадлежит предприятиям обрабатывающих производств и сельского хозяйства. Доля просроченной дебиторской задолженности превышает 8 % от общего объема. Наибольшая часть в ее структуре приходится на предприятия обрабатывающих производств.

По расчетам Всероссийского центра уровня жизни, регион относится к субъектам с высоким уровнем развития человеческого потенциала и занимает 3-е место в ЦФО после г. Москвы и Белгородской области по основным индикаторам качества жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы за 2008г. увеличились на 11 %, среднедушевые доходы — на 29,6%, пенсии — на 23 %. Среднемесячная заработная плата возросла на26 %и составила 13 509 руб., опередив рост инфляции на 8 процентных пунктов.

По оценкам ведущих мировых рейтинговых агентств, регион занимает высокие позиции. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings

повысило долгосрочные рейтинги Липецкой области: в иностранной валюте — долгосрочный ВВ; в национальной валюте — долгосрочный ВВ; по национальной шкале — АА- (rus).

По результатам конкурсного отбора Минэкономразвития России область заняла 1-е место среди высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по оказанию поддержки проведения административной реформы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценке Института региональной политики, область вошла в число регионов — лидеров конкурентоспособности: 4-е место по ЦФО, 14-е — по России.

Исследование позволяет также сделать вывод о том, что кадровый потенциал, имеющийся в регионе, достаточен для обеспечения специалистами нужд ОЭЗ промышленно-производственного типа.

Что касается проблем в социально-экономическом развитии области, то можно выделить 5 групп, тормозящих ее успешное поступательное развитие: экономические, структурные, социальные, экологические, инфраструктурные и проблемы, связанные с недостаточной эффективностью управления региональным развитием.

В числе экономических структурных трудностей главная — моноотраслевая структура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезныхрисков, в том числе для социальной сферы, при изменении экономических условий. Так, в последние три года на долю предприятий черной металлургии приходилось 62 % от общего объема промышленной продукции, 95 — экспорта, свыше 50 % — налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Ухудшение мировой конъюнктуры рынка черных металлов, снижение деловой активности основных потребителей металлопродукции на внутреннем рынке оказали влияние на снижение внешнеторгового

Таблица 2

Уровень жизни населения области в 2007—2008 гг.

Показатель Фактическое значение в 2008 г. Изменение по отношению к

2007 г., % 2000 г., количество раз

Денежныедоходы населения, млрдруб. 174,7 129 6,7

Наличие денег на руках у населения, млрд руб. 30,7 151 9,0

Куплено валюты населением валюты, млрд руб. 6,3 170 9,6

Объем сбережений во вкладах и ценных бумагах, млрд руб. 3,1 52 3,9

Расходы на покупку недвижимости, млрд руб. 4,2 97 12,0

Среднемесячный душевой денежный доход населения, руб. 12 459 129,6 7,0

Среднемесячная заработная плата, руб. 13 617 124 7,2

Средний размер пенсии, руб. 4 256,5 123 5,4

Объем реальныхрасполагаемыхденежныхдоходов населения, млрдруб. 111 - 2,4

оборота области в 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 24%. Произошло снижение объемов экспорта на 29%, сократилось производство стали на 7, чугуна — на И, проката — на 7%. В структуре промышленного производства остается значительной доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Несмотря на то, что промышленность формирует около 60 % ВРП, всего 10% предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции. Инновационно активными являются лишь около 6 % промышленных предприятий. Физический и моральный износ основных фондов составляет более 50 %. Использование производственных мощностей в ряде случаев составляет от 30 до 50 %. Сохраняется высокой доля убыточных предприятий (40 %).

Наблюдается снижение конкурентоспособности ряда отраслей экономики региона. Внедрение международных стандартов управления качеством идет крайне медленно. Системы управления качеством сертифицированы только на 30 предприятиях. В этих условиях предприятия не только не подготовлены к вхождению во Всемирную торговую организацию (ВТО), но и неспособны конкурировать даже на внутреннем рынке. Целый ряд проблем связан с неэффективной пространственной организацией, снижением конкурентоспособности и экономического потенциала территорий. Усугубляется территориальная асимметрия социально-экономического развития, из 20 муниципальных образований у 12 — темпы роста объемов промышленного производства ниже среднеобластных показателей. В общем объеме промышленного производства доля трех территорий составляет 95 %. Более четко прослеживается монофункциональный характер экономики большинства муниципальных образований.

Среди социальных проблем следует выделить следующие. Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смертности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 67 лет), продолжается сокращение численности населения вследствие естественной убыли — 8,5на 1 000 чел. населения. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и лишь частично компенсируют естественные потери населения. На демографической ситуации региона продолжают сказываться последствия системных кризисов, которые переживает как Россия в целом, так и Липецкая область. При пессимистическом варианте прогноза численность

населения к 2020 г. снизится на 150тыс. чел., или на 13 %. Среднегодовой темп составит — 0,8 %. Практически необратимым стало старение населения. Доля населения в возрасте 65 лет и старше в 2004 г. составила 15,8% (по России — 13,4, по ЦФО — 15,7%). Прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения трудоспособного возраста. Область остается одним из регионов РФ с низким уровнем официально зарегистрированной безработицы — 0,8 % от экономически активного населения. Вместе с тем снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочихпрофессий.

Липецкая область вследствие большой техногенной нагрузки относится к регионам с высокой экологической напряженностью. По загрязнению сточными водами поверхностных водных объектов занимает 8-е место в ЦФО и 39-е — в РФ; атмосферного воздуха — 1-е место в ЦФО и 13-е — в РФ. Это обусловлено высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного производства. Антропогенное воздействие на окружающую среду год от года увеличивается. Наибольшую нагрузку испытывают города Липецк, Данков, Елец. Динамика общей заболеваемости населения области значительно превышает среднероссийские показатели. В связи с этим ключевыми задачами по охране окружающей среды являются стабилизация и улучшение экологической обстановки.

Что касается инфраструктурных проблем, то сложившаяся на территории области медико-демографическая ситуация диктует необходимость повышения структурной эффективности здравоохранения, приведения организационной структуры, мощностей и имущества лечебно-профилактических учреждений в соответствие с потребностями населения в доступной и качественной медицинской помощи с учетом меняющегося спроса на медицинские услуги, развития клинической практики и технологий при одновременной оптимизации системы управления финансами.

Региональный рынок труда испытывает потребность в специалистах рабочих профессий, при этом потенциальные возможности системы образования области вследствие слабой материально-технической базы явно недостаточны. Укомплектованность учебным, научным оборудованием, информационными ресурсами составляет от 30 до 50 %. Остро стоит вопрос обеспеченности дошкольными учреждениями — потребность составляет более 10 тыс. мест. В общеобразовательных школах почти четверть детей обучаются в 2—3 смены, что не соответству-

ет санитарным нормам и уровню безопасности. Необходим капитальный ремонт существующего аэродромного комплекса, требуется модернизация транспортной инфраструктуры и инженерных систем тепло-, водоснабжения и канализации.

Следует выделить также проблемы в управлении региональным развитием. До 2008 г. Липецкая область относилась к числу регионов-доноров, полностью обеспечивающих расходные полномочия за счет собственных источников. Реализация федеральных законов [2, 9, 10] еще в 2005 г. увеличила расходные обязательства бюджета на 2,5 млрд руб., из которых на повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений в сроки и размерах, установленных для федеральных служащих, направлено 1,9 млрд руб. Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная организация большинства муниципальных территорий не обеспечивает их самодостаточности. Из 331 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Все остальные муниципальные образования являются дотационными, при этом доля средств, поступающих в порядке межбюджетного регулирования из областного бюджета, в отдельных местных бюджетах достигает 80 %. В условиях действия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ [10] это приводит к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отражающихся на устойчивости социально-экономической ситуации, как в отдельных поселениях, так и на развитии региона в целом.

Список литературы

1. О залоговом фонде: закон Липецкой области от 29.09.2004 № 127-03 (в ред. закона Липецкой области от 05.09.2005 № 213-03).

2. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 24.07.2009, принят Государственной Думой 02.06.2000).

3. О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области: закон Липецкой области от 25.02.1997 № 59-03 (в ред. закона Липецкой области от 16.10.2007 № 99-03).

4. О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам: закон Липецкой области от 30.12.2004 № 162-03 (в ред. закона Липецкой области от 06.04.2007 № Зб-ОЗ). 3

5. О Программе поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005—2008 гг.: постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18.11.2004 № 628-пс (в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов от31.01.2008 № 563-пс).

6. О Программе развития промышленности Липецкой области на 2006—2010 годы: постановление Липецкого областного Совета депутатов от 20.10.2005 № 985-пс (в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов от 24.05.2007 № 247-пс).

7. О Программе реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на2007—2010гг.: постановление Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.2006 № 1414-пс (в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов от

15.11.2007 № 445-пс).

8. О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа: постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 782.

9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009, принят Государственной Думой 22.09.1999).

10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 27.12.2009, принят Государственной Думой 27.12.2009).

И. Об особых экономических зонах регионального уровня: закон Липецкой области от 18.08.2006 № 316-03 (в ред. закона Липецкой области от

30.05.2008 № 155-03).

12. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.