Научная статья на тему 'Особенности проблемных сфер старших подростков, обучающихся в разных образовательных системах, в связи с их личностными характеристиками'

Особенности проблемных сфер старших подростков, обучающихся в разных образовательных системах, в связи с их личностными характеристиками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
924
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / САМООТНОШЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / PROBLEM AREAS / DIFFICULT LIVING SITUATIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MEANINGFULNESS OF LIFE / SELF-ATTITUDE / COPING STRATEGIES / SENIOR TEENS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна, Кравчик Константин Борисович

В исследовании изучалось переживание трудных ситуаций в связи со смысложизненными ориентациями, самоотношением и копинг-стратегиями у старших подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений. В исследовании приняли участие 98 человек в возрасте 15– 16 лет: учащиеся Академической гимназии СПбГУ, средней школы № 510 и первого курса техникума ЭМПЛ № 2. Применялись следующие методики: Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО), Копинг-тест Р. Лазаруса, Методика изучения самоотношения Р. С. Пантелеева (МИС), Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, Проблемная анкета И. Сейффже-Кренке. По результатам исследования было обнаружено, что специфика переживаний проблемных ситуаций у старших подростков изменяется не только в связи с типом образовательной системы, но и зависит от пола учащихся. Наибольшие отличия от старшеклассников разных исследуемых групп были выявлены у девушек, обучающихся в техникуме. Исследование также показало, что в каждой из изучаемых выборок имеется своя специфика преодоления проблемных ситуаций, а переживание проблемных ситуаций в каждой из них связано с разными личностными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic areas of older adolescents enrolled in diff erent educational systems in relation to their personal characteristics

The research focuses on difficult situations experienced by adolescents, studying in diff erent educational institutions, namely: academic gymnasium of SPbSU; secondary school №510; technical secondary school EMPL №2, in connection with their personal traits and coping strategies. Total amount of respondents participated in this research was 98 students aged 15–16 years old. The research focused on the specifi cs of the problems which are experienced by pupils from different educational institutions, correlation between experiences of difficult situations and meaning of life, self-attitude, and types of coping strategies. We applied the following methods: PLO test (by Leontief D.A); Coping-test (by R.Lazarus); Methodology of investigation of self-attitude (MIS by R.S Panteleev); Methodology of diagnostics of psychosocial adaptation (K. Rodgers & R Diamond); Problem blank of Seiffege-Krenke. According to the research findings we discovered that the specifics of experience of difficult situations of adolescent should be observed not only in connection with educational system, but also with gender. The largest differences among senior pupils from diff erent researched groups are common for girls from technical secondary school. The research revealed that overcoming problem situations has its own peculiarities in each of the researched samples. The experience of difficult situations in each group of samples is determined by different personal traits.

Текст научной работы на тему «Особенности проблемных сфер старших подростков, обучающихся в разных образовательных системах, в связи с их личностными характеристиками»

УДК 159.923

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 2

С. С. Савенышева, К. Б. Кравчик

ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ СФЕР СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, В СВЯЗИ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Старший подростковый возраст — один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений, когда происходит бурный рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Характерными для этого возраста являются стремление к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода типичны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса, с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Все это создает сферу трудных жизненных ситуаций. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржову, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, Л. А. Регуш, М. Тышкову [1-6] и др.

Трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения, или в случае несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность [7].

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации по нескольким причинам: во-первых, они в целом обыденны; во-вторых, они не всегда травмируют личность; в-третьих, они благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

Существует несколько классификаций трудных жизненных ситуаций. Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека: 1) трудные жизненные ситуации; 2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи; 3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием [7]. Ф. Е. Василюк выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт и кризис [2]. По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев: по интенсивности, по величине потери или угрозы,

Савенышева Светлана Станиславовна — канд. психол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

Кравчик Константин Борисович — магистр психологии, методист Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга; e-mail: [email protected] © С. С. Савенышева, К. Б. Кравчик, 2013

по длительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), по уровню влияния [4]. К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска: ситуации первого типа связаны с отсутствием или утратой чувства защищенности, ситуации второго типа — с беззащитностью вследствие отрыва от семьи [8].

В настоящее время проводятся различные исследования переживания трудных жизненных ситуаций подростками. Так, в исследовании М. Гольдман, проводимым под руководством Л. А. Регуш, было обнаружено, что подростки 12 лет наиболее остро переживают взаимоотношения со сверстниками, проблемы, связанные с родительским домом и собственным будущим, а подростки 15 лет наиболее остро переживают проблемы, касающиеся будущего, взаимоотношений со сверстниками и возможности распоряжаться свободным временем [5].

Проанализировав научный материал по данной проблеме, мы обнаружили, что тема трудных жизненных ситуаций, проблемных сфер подростка разрабатывается и активно изучается, однако редко встречаются работы, где переживание трудных ситуаций рассматривается в связи с личностными особенностями и совладающим поведением, что дало бы возможность более глубоко проанализировать возможные причины этих проблем и понять, как они чаще всего решаются подростками. Кроме того, на наш взгляд, было бы интересно проанализировать особенности проблемных сфер у подростков, находящихся в разных образовательных средах, так как эти различные среды создают свою специфическую ситуацию развития подростка.

В связи с этим целью нашего исследования являлось изучение особенностей проблемных сфер старших подростков, обучающихся в разных образовательных системах, в связи с их самоотношением, ценностно-смысловой сферой и совладающим поведением.

Нашими гипотезами являлись следующие предположения: 1) выраженность проблемных сфер различна у юношей и девушек в каждой из образовательных систем; 2) старшеклассники из разных образовательных учреждений при значимости одних и тех же проблемных ситуаций характеризуются различными личностными особенностями и разными видами совладающего поведения.

В исследовании приняли участие 98 человек в возрасте 15-16 лет (54 юноши и 44 девушки). Это были учащиеся Академической гимназии СПБГУ (17 девушек и 12 юношей, всего 29 человек), общеобразовательной средней школы № 510 (12 юношей и 15 девушек, всего 27 человек) и техникума ЭМПЛ № 2 (30 юношей и 12 девушек, всего 42 человека).

Использовались следующие методики: Проблемная анкета И. Сейффже-Кренке, Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО), Копинг-тест Р. Лазаруса, Методика изучения самоотношения Р. С. Пантелеева (МИС), Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Для обработки эмпирических данных применялись: однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ.

Анализ проблемных сфер старших подростков, обучающихся в разных образовательных системах. Изучение наиболее значимых проблемных ситуаций по методике И. Сейффже-Кренке у учащихся техникума, старшеклассников, обучающихся в средней общеобразовательной школе (далее — учащиеся средней школы), и старшеклассников из Академической гимназии СПбГУ (далее — одаренные старшеклассники)

41

показало следующее (см. таблицу 1). Учащихся средней школы больше всего беспокоят проблемы, связанные со школой и будущим, одаренных старшеклассников больше всего волнуют проблемы, связанные с будущим, а вот учащиеся техникума оценивают как наиболее острые те проблемные ситуации, что связаны со взаимодействием со сверстниками, и проблемы, касающиеся их самих.

Анализ различий в уровне выраженности различных проблемных переживаний у старших подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений, выявил статистически достоверные различия по общему среднему показателю переживаний, а также по следующим пяти шкалам: переживание проблем, связанных с полом, отношением к себе, школой, временем и будущим. Так, в уровне выраженности шкал переживаний, связанных со школой, временем и будущим, были обнаружены сходные тенденции в различиях: больше всего данные проблемы переживают учащиеся средней школы, чуть меньше — одаренные старшеклассники, и меньше всего — учащиеся техникума (р<0,001). Проблемы, связанные с противоположным полом и с отношением к себе, меньше всего беспокоят одаренных старшеклассников (р<0,05), по сравнению с учащимися техникума и средней школы.

Изучение средних значений по общему среднему показателю переживаний, который говорит об уровне выраженности переживаний в целом, выявил наибольшее среднее у учащихся средней школы, наименьшее — у учащихся техникума (р<0,001).

Сравнение полученных результатов с данными исследования М. Гольдман [5] показывает, что эти данные в наибольшей степени сходны с результатами школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, и значительно отличаются от показателей, полученных у учащихся техникума и Академической гимназии, что доказывает специфику переживания проблем старшими подростками из данных выборок.

Таблица 1

Выраженность проблемных сфер у старших подростков (по методике И. Сейффже-Кренке)

Средние Техникум Гимназия Школа F р ст. откл. ст. откл. ст. откл.

Школа 2,020 2,222 2,937 18,979 0,001 0,548 0,678 0,618

Будущее 2,295 2,692 3,005 7,007 0,001 0,698 0,989 0,551

Род. дом 2,190 2,217 2,475 1,630 0,201 0,725 0,736 0,539

Сверстники 2,700 2,304 2,707 2,961 0,057 0,724 0,848 0,428

Время 1,930 2,289 2,661 9,684 0,001 0,663 0,722 0,651

Пол 2,518 2,092 2,726 3,7388 0,027 0,684 1,082 0,762

Я 2,685 2,204 2,756 4,524 0,013 0,659 0,906 0,666

Общее среднее 2,02 2,276 2,753 18,558 0,001 0,482 0,587 0,330

Изучение наиболее значимых параметров социальной адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда у учащихся техникума, школьников, обучающихся в средней школе, и одаренных школьников показало следующее. Достоверно более высокий уровень адаптивности и низкий — деазаптивности был обнаружен у одаренных старшеклассников, по сравнению с учащимися техникума и учащимися средней школы (р<0,001).

42

Сравнительный анализ отдельных параметров подтвердил полученные тенденции: принятие себя у одаренных старшеклассников выше, а непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм — ниже, чем у учащихся техникума и средней школы (р<0,01). Изучение средних значений по параметру «непринятие себя» показало, что таковое наиболее характерно для учащихся техникума и менее всего — для одаренных старшеклассников (р<0,001). Исследование особенностей внутреннего контроля выявило его достоверно более низкий уровень у учащихся средней школы (р<0,05).

Изучение совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения на выраженность проблемных сфер у старших подростков с помощью двухфакторного дисперсионного анализа показало следующее.

Статистически достоверные различия в выраженности проблем были обнаружены в сферах проблем со сверстниками, противоположным полом и собой, а также по общему среднему показателю проблемных переживаний (р<0,01). Так, у девушек, учащихся в техникуме, уровень выраженности переживаний, связанных с проблемами со сверстниками, оказался достоверно выше, чем у юношей. У учащихся средней школы различия не выраженные — точно так же, как и у одаренных старшеклассников. Таким образом, отношения со сверстниками сильно беспокоят девушек, учащихся в техникуме, и меньше всего — одаренных старшеклассников.

Переживания, связанные с противоположным полом и собой, выражены больше всего у девушек, учащихся в техникуме, а также у девушек, учащихся в средней школе. Среди одаренных старшеклассников выраженных различий по полу не наблюдается. Следовательно, именно девушки, учащиеся в техникуме и в средней школе, больше переживают о том, что касается их самих и отношений с противоположным полом.

Анализ совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения по общему среднему, т. е. по общей выраженности нагрузки переживаний, показал, что эта нагрузка больше всего выражена у девушек, учащихся в средней школе. У учащихся техникума нагруженность переживаниями немного больше выражена у юношей по сравнению с девушками. У одаренных старшеклассников выраженных различий нет. Таким образом, девушки, обучающиеся в средней школе, склонны больше остальных погружаться в различные переживания. Парадоксально более низкие результаты по общей нагруженности проблемными переживаниями у девушек, учащихся в техникуме (при том что по сферам отношений со сверстниками, противоположным полом и отношения к себе у них были выявлены наиболее высокие результаты), связаны с тем, что у них наблюдаются самые низкие в исследуемых выборках результаты по сферам «школа» и «будущее» и низкие — по сферам «родительский дом» и «время» (так же как и у юношей, учащихся в техникуме). Таким образом, для них характерны очень сильные переживания из-за проблем с другими и собой, но низкие — в других сферах.

Изучение совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения на социальную адаптированность показало следующее. По параметру «адаптивность/ дезадаптивность» статистически достоверных различий обнаружено не было. Анализ различий по отдельным шкалам выявил достоверные различия только по параметру «принятие других» (р<0,05). Так, у девушек, обучающихся в техникуме и Академической гимназии, самый высокий уровень выраженности этого параметра выше, чем у юношей. У учащихся средней школы тенденция обратная. Таким образом, девушки, обучающиеся в техникуме, отличаются безусловным принятием других, также высокий уровень принятия наблюдается у одаренных девушек и юношей из средней школы.

Рассмотрим теперь особенности самоотношения, смысложизненных ориентаций и копинг-стратегий у старших подростков, обучающихся в разных системах.

Изучение показателей смысложизненных ориентаций по методике Д. А. Леонтьева у учащихся техникума, старшеклассников, обучающихся в средней школе, и одаренных старшеклассников выявило наиболее высокий общий показатель осмысленности жизни у старшеклассников из Академической гимназии, а наиболее низкий — у старшеклассников из общеобразовательной средней школы (см. таблицу 2). У одаренных старшеклассников его уровень достоверно выше, чем у учащихся других образовательных систем (р<0,001). Та же закономерность была обнаружена по всем показателям смысложизненных ориентаций (р<0,001).

Таблица 2

Средние значения показателей смысложизненных ориентаций по методике Д. А. Леонтьева у старших подростков

Средние Техникум Гимназия Школа F р ст. откл. ст. откл. ст. откл.

Цели 29,41 33,69 27,22 8,11 0,001 5,92 7,46 5,65

Процесс 29,71 34,24 27,70 8,18 0,001 4,49 8,01 5,91

Результат 25,98 27,90 23,22 7,16 0,001 4,55 4,75 4,66

ЛК-Я 21,52 22,55 18,22 10,46 0,001 3,65 3,96 2,87

ЛК-жизнь 28,76 33,93 27,30 11,78 0,001 4,24 7,28 4,77

Общая ОЖ 135,38 152,31 123,67 11,72 0,001 19,69 27,42 19,72

Изучение особенностей самоотношения по методике МИС Р. С. Пантелеева у учащихся техникума, старшеклассников, обучающихся в средней школе, и одаренных старшеклассников выявило статистически значимые различия только по шкалам «саморуководство» и «конфликтность» (см. таблицу 3). Параметр «саморуководство» достоверно ниже у учащихся средней школы, тогда как наиболее высокий его уровень наблюдается у старших подростков из Академической гимназии (р<0,01). Показатели конфликтности достоверно ниже у одаренных старшеклассников, а у учащихся техникума — выше (р<0,001).

Таблица 3

Средние значения параметров самоотношения по методике МИС Р. С. Пантелеева у старших подростков

Средние Техникум Гимназия Школа F р ст. откл. ст. откл. ст. откл.

Самоуверенность 5,71 5,52 5,00 0,98 0,38 1,30 1,83 1,18

Саморуководство 3,88 4,38 2,82 5,51 0,01 1,93 2,17 0,48

Зеркальное Я 4,71 3,97 4,41 1,78 0,17 1,38 1,86 1,19

Самооценка 6,79 6,62 7,30 0,92 0,40 2,69 1,91 1,84

Самопринятие 6,21 6,03 6,82 1,45 0,24 2,08 1,83 1,52

Самопривязанность 5,26 5,52 5,07 0,47 0,63 2,13 1,41 1,82

Конфликтность 6,00 4,24 5,44 8,09 0,001 1,55 1,52 1,83

Самообвинение 4,83 4,14 4,93 1,27 0,29 1,85 2,04 1,88

44

Изучение копинг-стратегий по методике Р. Лазаруса у учащихся техникума, учащихся средней школы и одаренных старшеклассников показало, что у одаренных старшеклассников, по сравнению с учащимися других образовательных учреждений, достоверно менее ярко выражены копинг «дистанцирование» и конфронтационный копинг (р<0,001) (см. таблицу 4). Были также получены статистически достоверные различия по использованию копинга «бегство-избегание»: его уровень достоверно ниже у одаренных подростков (р<0,001) и выше у учащихся средней школы. Таким образом, можно отметить, что для учащихся из Академической гимназии менее характерно применение копинг-стратегий, которые относятся к неконструктивным.

Таблица 4

Выраженность различных копинг-стратегий по методике Р. Лазаруса у старших подростков

Средние Техникум Гимназия Школа F р ст. откл. ст. откл. ст. откл.

Положительная переоценка 12,69 12,69 13,15 0,18 0,84 4,46 3,59 2,67

Планирование решения проблемы 13,05 12,03 11,30 1,95 0,15 3,11 3,53 1,94

Бегство-избегание 13,36 10,45 14,93 11,32 0,001 3,48 3,91 3,17

Принятие ответственности 7,38 7,03 8,11 1,56 0,22 2,41 3,07 1,74

Поиск социальной поддержки 10,93 11,10 11,74 0,78 0,46 3,27 3,67 2,96

Самоконтроль 13,00 12,00 13,04 0,85 0,43 2,76 3,69 1,89

Дистанцирование 10,43 6,79 10,85 17,55 0,001 2,02 3,33 2,82

Конфронтационный копинг 10,29 8,07 10,04 5,68 0,001 3,35 2,81 2,56

Изучение совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения на смысложизненные ориентации с помощью двухфакторного дисперсионного анализа показало следующее. Были выявлены достоверные различия по общему показателю осмысленности жизни (р<0,001): у девушек из техникума он выражен больше, чем у юношей; у одаренных старшеклассников различия по полу не выражены; среди учащихся средней школы у юношей параметр осмысленности жизни выше. Таким образом, высокий уровень осмысленности жизни характерен для девушек, обучающихся в техникуме, и для одаренных старшеклассников.

По отдельным параметрам осмысленности жизни были обнаружены те же тенденции, что и по общему параметру осмысленности жизни: более высокий уровень постановки целей в будущем, восприятия процесса своей жизни как более интересного, продуктивного и осмысленного, удовлетворенности прожитой частью жизни, представления себя как сильной личности, способной строить свою жизнь согласно своим целям и склонной контролировать свою жизнь, характерен для девушек, обучающихся в техникуме, и одаренных старшеклассников, а наиболее низкий — для юношей из техникума и учащихся средней школы (р<0,001).

45

Изучение совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения на особенности самоотношения личности позволило обнаружить статистически достоверные различия по шкалам закрытости, самоуверенности и саморуководства (р<0,001).

Выше всего уровень выраженности по шкале закрытости у девушек, учащихся в техникуме, а также у юношей из Академической гимназии. У старших подростков средней школы различия по полу не выражены. Таким образом, девушки, учащиеся в техникуме, а также одаренные старшеклассники имеют высокий уровень выраженности этого параметра, т. е. не желают сообщать о себе какую-то значимую информацию. Наиболее низкие результаты были получены у юношей, обучающихся в техникуме, т. е. для них характерна повышенная рефлексивность и критичность, а также способность не скрывать от себя и других даже неприятную информацию.

По шкале «самоуверенность» показатели достоверно выше у девушек, учащихся в техникуме, нежели у юношей; в средней школе они также незначительно выше у девушек; а вот среди старших подростков Академической гимназии этот параметр больше выражен у юношей. В целом среди старшеклассников всех выборок наиболее высокий уровень уверенности наблюдается у девушек, обучающихся в техникуме.

Большая выраженность показателей по шкале «саморуководство» была выявлена у девушек, учащихся в техникуме, по сравнению с юношами. Менее выражены различия у учащихся Академической гимназии, но и здесь девушки больше, чем юноши, стремятся сами руководить своим поведением. У учащихся средней школы различий по полу нет. Наиболее высокий уровень стремления руководить своим поведением характерен для девушек, обучающихся в техникуме, также высокий уровень можно отметить у одаренных девушек.

Изучение совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения на выбор копинг-стратегий у старших подростков позволило обнаружить различия по копингам «поиск социальной поддержки», «положительная переоценка», «планирование решения проблемы» и «самоконтроль» (р<0,01).

У девушек, учащихся в техникуме, копинги «поиск социальной поддержки» и «положительная переоценка» более выражены, чем у юношей. У юношей, учащихся в средней школе и Академической гимназии, эти копинги выражены больше, чем у девушек. Таким образом, девушки, учащиеся в техникуме, больше всего склонны прибегать к помощи со стороны и прикладывать усилия по созданию положительного значения проблемы. Также такие стратегии более свойственны юношам, обучающимся в средней школе и Академической гимназии.

Копинг-стратегия «планирование решения проблемы» также намного больше выражена у девушек, учащихся в техникуме, чем у юношей. Кроме того, данный копинг больше выражен у юношей, учащихся в средней школе, чем у девушек. Среди учащихся Академической гимназии выраженных гендерных различий нет. Таким образом, мы можем говорить о том, что девушки, учащиеся в техникуме, в случае трудной ситуации стремятся проанализировать ситуацию и разработать план конкретных мероприятий для преодоления проблемы; такая копинг-стратегия менее характерна для девушек, обучающихся в средней школе.

Копинг «самоконтроль» также значимо больше выражен у девушек, учащихся в техникуме. Среди старшеклассников средней школы и Академической гимназии выраженных гендерных различий нет. Отсюда мы можем заключить, что девушки, учащиеся

46

в техникуме, в случае проблемной ситуации чаще стремятся контролировать свои чувства и действия. У девушек и юношей из средней школы и Академической гимназии такое поведение проявляется в равной мере.

В целом, анализируя совместное влияние факторов пола и типа образовательного учреждения по различным копинг-стратегиям, можно отметить большую их выраженность у девушек, учащихся в техникуме, по сравнению со всеми другими выборками.

Корреляционный анализ взаимосвязей выраженности проблемных сфер с особенностями самоотношения и смысложизненными ориентациями у старших подростков, обучающихся в техникуме, показал следующее. У учащихся техникума показатель сферы переживаний, касающихся отношений со сверстниками, положительно связан со всеми параметрами смысложизненных ориентаций, выделяемыми методикой СЖО. Сфера переживаний, относящихся к противоположному полу, также связана со всеми параметрами СЖО, кроме параметра «процесс». Переживания относительно «Я» связаны со всеми параметрами СЖО, кроме параметров «процесс» и «локус контроля — жизнь». Таким образом, мы можем говорить о том, что обучающиеся в техникуме старшие подростки с более высоким уровнем осмысленности жизни, направленности в будущее, удовлетворенные своей жизнью, чаще отмечают у себя проблемы со сверстниками и противоположным полом, а также с отношением к себе.

Изучение взаимосвязей между выраженностью переживаний различных проблемных ситуаций и особенностями самоотношения показало, что в наибольшей степени с параметрами самоотношения связана у учащихся техникума выраженность проблем со сверстниками, с противоположным полом и собой. При этом выраженность данных проблемных сфер выше при более высоком уровне параметров саморуководства, самоуверенности, самомнения, но также внутренней конфликтности и при более низком уровне самопривязанности, ригидности и нежелании меняться. Таким образом, можно отметить, что выраженность проблем со сверстниками, противоположным полом и собой у учащихся техникума в наибольшей степени связана с самоотношением и смысло-жизненными ориентациями, причем у старших подростков с более высоким уровнем осмысленности жизни отмечается большая выраженность данных проблем.

Изучение взаимосвязей между показателями переживания проблемных ситуаций и смысложизненными ориентациями у старших подростков, обучающихся в Академической гимназии, показало, что переживания проблем, касающихся времени, пола и самого себя, отрицательно связаны с параметром «процесс», а переживания, касающиеся школьных проблем, положительно связаны с локусом контроля — Я. Иными словами, одаренные подростки, воспринимающие свою жизнь как эмоционально насыщенную и наполненную смыслом, меньше отмечают у себя внутриличностные проблемы, а также проблемы с противоположным полом и временем, а вот одаренные подростки, ощущающие себя сильной личностью, чаще отмечают у себя проблемы со школой и учебой.

Изучение взаимосвязей между показателями переживания проблемных ситуаций и особенностей самоотношения показывает, что переживание школьных проблем у одаренных старшеклассников положительно связано с самопривязанностью, конфликтностью и самообвинением. Переживание проблем, связанных с собой, также положительно связано с самопривязанностью и самообвинением и отрицательно — с Я-зеркальным. Переживание проблем со сверстниками положительно связано с самопринятием, а показатель общей нагруженности проблем положительно связан с конфликтностью. Таким образом, одаренные старшеклассники с более высоким уровнем

47

внутренних конфликтов, сомнений, интрапунитивности, самообвинения, готовности поставить себе в вину свои неудачи отмечают у себя большую значимость проблем, связанных с собой и со школой. Одаренные подростки с высокой внутренней конфликтностью также обнаруживают большее количество проблем в различных сферах.

В целом можно отметить, что у одаренных подростков с параметрами самоотношения и смысложизненными ориентациями в большей степени связана выраженность таких проблемных сфер, как школа и отношение к себе.

Анализ взаимосвязей между показателями переживания проблемных ситуаций и параметрами смысложизненных ориентаций у учащихся средней школы показывает, что показатели переживания проблем, связанных со временем, своим будущим, и общий средний показатель нагруженности проблем отрицательно связаны с параметром «результат». Иначе говоря, старшие подростки, обучающиеся в школе и удовлетворенные своей жизнью, реже отмечают у себя проблемы, связанные с будущим, временем, и в целом их меньше волнуют различные проблемы.

При изучении взаимосвязей между переживанием проблемных ситуаций и самоотношением у учащихся средней школы было обнаружено, что переживания проблем, касающихся пола и самого себя, отрицательно связаны с самопривязанностью, а переживание проблем, касающихся своего будущего, отрицательно связано с параметром «открытость». Следовательно, как и у учащихся техникума, у учащихся средней школы, которым свойственна ригидность Я-концепции, нежелание меняться, наблюдается меньшая выраженность проблем с собой и противоположным полом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы видим, что у старших подростков, обучающихся в средней школе, выраженность разных проблемных сфер в меньшей степени связана с различными параметрами самоотношения, а у учащихся техникума, наоборот, очень сильно детерминируется ими.

В целом можно отметить, что более высокие показатели осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций у старших подростков, обучающихся в техникуме, связаны с большей выраженностью проблем, тогда как у старших подростков, обучающихся в средней школе и Академической гимназии, более высокий уровень отдельных показателей смысложизненных ориентаций связан с меньшей выраженностью различных проблемных сфер.

Анализ взаимосвязей выраженности проблемных сфер и копинг-стратегий у старших подростков, обучающихся в техникуме, показал, что с копинг-стратегиями у них связаны сферы переживаний, касающихся сверстников и «Я», и общее среднее по всем проблемным ситуациям: старшеклассники, переживающие из-за отношений со сверстниками и с противоположным полом, чаще прикладывают усилия по регулированию своих чувств и действий, но при этом те из них, кто отмечает большую выраженность у себя различных проблем (кроме межличностных проблем), реже используют данную копинг-стратегию.

Анализ взаимосвязей выраженности проблемных сфер и копинг-стратегий у старших подростков, обучающихся в Академической гимназии, показал, что одаренные подростки, отмечающие у себя проблемы со временем, редко используют для решения проблем общение и поиск поддержки у других.

Наконец, у старших подростков, обучающихся в средней школе, изучение взаимосвязей между проблемными переживаниями и копинг-стратегиями показало, что переживания, связанные с будущим, положительно коррелируют с копингом бегство-избегание и конфронтационным копингом. Переживания, касающиеся родительского дома, положительно связаны с копингом «положительная переоценка». Переживания,

48

касающиеся отношений со сверстниками, положительно связаны с копингом «самоконтроль». Можно заключить, что старшеклассники, обучающиеся в средней школе, при выраженности разных проблем используют различные копинг-стратегии.

Таким образом, анализ взаимосвязей выраженности различных проблемных сфер и копинг-стратегий у старших подростков показал, что для старшеклассников из данных типов учебных учреждений при разных проблемах характерно использование различных копингов.

Выводы. 1. Изучение различных проблемных сфер показало, что старшие подростки, обучающиеся в разных образовательных системах, отмечают значимость разных проблемных ситуаций. Проблемы, связанные со школой, свободным временем и будущим, больше всего переживают учащиеся средней школы, меньше — одаренные старшеклассники и меньше всего — учащиеся техникума. Проблемы, связанные с противоположным полом и с отношением к себе, меньше всего беспокоят одаренных старшеклассников, по сравнению с учащимися техникума и средней школы. Наибольший уровень переживаний в целом был достоверно выявлен у учащихся средней школы, тогда как наиболее низкий — у учащихся техникума. Изучение особенностей социальной адаптации выявило достоверно более высокий ее уровень у одаренных старшеклассников, по сравнению с учащимися других образовательных систем.

2. Изучение влияния факторов пола и типа образовательного учреждения показало значительные отличия в выраженности проблемных сфер у девушек, обучающихся в техникуме: у них наблюдается достоверно большая выраженность проблем со сверстниками, противоположным полом, собой и наименьшая — в остальных сферах, что проявляется в меньшей выраженности у них общего показателя нагруженности проблем. У одаренных старшеклассников гендерные различия не наблюдаются.

3. Анализ смысложизненных ориентаций у старших подростков показал, что достоверно более высокий уровень осмысленности жизни наблюдается у старшеклассников, учащихся в Академической гимназии, а наиболее низкий — у старшеклассников, обучающихся в средней школе. Изучение особенностей самоотношения показало, что саморуководство достоверно ниже у учащихся средней школы, а конфликтность — достоверно ниже у одаренных старшеклассников.

4. Анализ самоотношения и смысложизненных ориентаций с учетом пола обнаружил, что как общий показатель, так и отдельные показатели смысложизненных ориен-таций больше выражены у девушек из техникума и у старших подростков, обучающихся в Академической гимназии, и являются наиболее низкими у юношей из техникума и у учащихся средней школы. Кроме того, у девушек, учащихся в техникуме, сильнее, чем у юношей и у учащихся других образовательных учреждений, выражены параметры «саморуководство», «самоуверенность» и «закрытость».

5. Исследование копинг-стратегий старших подростков показало, что во всех исследуемых выборках наиболее выражены стратегии «самоконтроль» и «положительная переоценка». Анализ различий показал достоверно меньшую выраженность таких неконструктивных копинг-стратегий, как «бегство-избегание», «дистанцирование» и «конфронтационный копинг», у одаренных старшеклассников. Анализ совместного влияния факторов пола и типа образовательного учреждения на выбор различных ко-пинг-стратегий выявил большую их выраженность у девушек, учащихся в техникуме, по сравнению со всеми другими выборками.

6. Анализ взаимосвязей между выраженностью различных проблемных сфер и параметрами смысложизненных ориентаций и самоотношения у старших подростков

показал, что более высокий уровень выраженности различных проблемных сфер наблюдается у учащихся техникума при более высоком уровне осмысленности жизни, тогда как у учащихся Академической гимназии наблюдается меньшая выраженность различных проблем, если они воспринимают свою жизнь как насыщенную и интересную, а у учащихся средней школы — если они удовлетворены своей жизнью. Исследование также показало, что у старших подростков, обучающихся в средней школе, выраженность разных проблемных сфер в меньшей степени определяется, а у учащихся техникума, наоборот, сильно детерминируется различными параметрами самоотношения.

7. Анализ взаимосвязей выраженности различных проблемных сфер и копинг-стра-тегий у старших подростков из разных типов образовательных учреждений показал, что для старшеклассников из исследуемых учебных учреждений при разных проблемах характерно использование различных копингов.

Резюмируя, можно заметить, что старшие подростки из Академической гимназии более социально адаптированы, демонстрируют в целом меньше различных проблем, обладают более высоким уровнем осмысленности жизни и реже используют неконструктивные копинг-стратегии. У них меньше выражены гендерные различия, которые в максимальной степени представлены у учащихся техникума. Наибольшая выраженность проблемных сфер и наименьший уровень осмысленности жизни обнаружились у учащихся общеобразовательной школы. Таким образом, учащиеся различных образовательных систем характеризуются разными уровнями выраженности проблемных переживаний, социальной адаптированности, осмысленности жизни и разным копинг-поведением.

Интересным результатом, на наш взгляд, оказалась противоположная по знаку связь параметров осмысленности жизни и проблемных переживаний у учащихся техникума (у которых при более высоком уровне осмысленности жизни отмечается большая выраженность переживаний, связанных с отношениями со сверстниками, противоположным полом и собой) и учащихся средней школы и Академической гимназии (у которых отдельные параметры смысложизненных ориентаций отрицательно связаны с выраженностью различных переживаний). Можно предположить, что высокий уровень осмысленности жизни, направленность в будущее, удовлетворенность своей жизнью в данной образовательной среде являются фактором, препятствующим установлению отношений со своими сверстниками и противоположным полом.

Литература

1. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.

2. Василюк Ф. Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991. С. 230-247.

3. Данилова Е. Н. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. 248 с.

5. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.

6. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 27-34.

7. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 191 с.

8. Flake-Hobson С. Child development and relationships. Reading, Mass.: Addison-Wesley Pub. Co., 1983. 581 р.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.