Научная статья на тему 'Представления о счастье в связи с гендерной идентичностью у женщин разных возрастных групп'

Представления о счастье в связи с гендерной идентичностью у женщин разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1019
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ / IDEAS OF HAPPINESS / СЧАСТЬЕ / HAPPINESS / ГЕНДЕР / GENDER / ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / FEMALE PSYCHOLOGY / СТАРШЕКЛАССНИЦЫ / МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ / YOUNG WOMEN / ЗРЕЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ / MATURE WOMEN / РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ / ROLE OF THE WOMAN / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION / SENIOR PUPILS / SENSEORIENTATIONS AND LIFE-ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева О.С., Гаус Э.В., Омелечко С.С.

В данной статье речь идет о представлениях о счастье в связи с типом гендерной идентичности у женщин разных возрастов. Авторам эта тема представляется интересной, поскольку счастье это базовая человеческая ценность, без которой трудно представить полноценную жизнь человека; во-вторых, счастье влияет в целом на жизненные выборы индивида. Актуальность изучения представлений о счастье у женщин обусловлена изменением роли женщины в современном мире, а также несомненной важностью этой роли. Счастливая женщина обеспечивает основу здоровья, ее внутреннее состояние транслируется вовне и во многом определяет эмоциональную ситуацию в семье, обществе и цивилизации. Предмет исследования представления о счастье и их психологические корреляты, гендерная идентичность, смысложизненные ориентации и самоотношение. Объект исследования девушки-старшеклассницы (учащиеся 11-х классов гимназии), женщины молодого и зрелого возрастов (22-45 лет). Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. В среднем уровень переживания счастья по обобщенной выборке оценивается в 7,1 балл при 10-ти балльной системе оценивания, т. е. с тенденцией к высокому. 2. Счастье как конкретный жизненный план или цель рассматривается редко, наиболее часто оно присутствует как сопутствующая категория. 3. Женщины разных возрастных групп обнаруживают схожие показатели смысложизненных ориентаций и самоотношения. Уровень субъективного переживания счастья обнаруживает слабую прямую корреляционную связь с осмысленностью жизни. Новизна рассмотрение женских представлений о счастье в сравнении трех разновозрастных групп. Практическое применение психологическое консультирование, психолого-педагогическая практика обучения и общего развития самосознания девушек и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева О.С., Гаус Э.В., Омелечко С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas of Happiness in Connection with Gender Identity at Women of Different Age Groups

This article is about ideas of happiness in connection with type of gender identity at women of different age. This subject is represented to authors interesting as the happiness is a basic human value without which it is difficult to present full-fledged human life, secondly, the happiness influences in general vital elections of the individual. Relevance of studying of ideas of happiness at women is caused change of roles of the woman in the modern world, and also undoubted importance of this role. The happy woman provides a health basis, her internal state is broadcast outside and in many respects defines an emotional situation in a family, society and a civilization. Object of research ideas of happiness and their psychological correlates, gender identity, sense-orientations and life-orientations and the self-relation. Object of research the girls-senior pupils (pupils of the 11th classes of a gymnasium), the woman of young and mature age (22-45years). The conducted research allows drawing the following conclusions: 1. On average the level of experience of happiness on the generalized selection is estimated at 7,1 point at 10 mark system of estimation, i. e. with a tendency to the high. 2. The happiness as the concrete vital plan or the purpose is considered seldom, most often it is present as the accompanying category. 3. Women of different age groups find similar indicators of the sense-orientations and life-orientations and the self-relation. Level of subjective experience of happiness finds weak direct correlation link with intelligence of life. Novelty is consideration of female ideas of happiness in comparison of three uneven-age groups. Practical application psychological counseling, psychological and pedagogical practice of training and overall development of self-awareness of women and girls.

Текст научной работы на тему «Представления о счастье в связи с гендерной идентичностью у женщин разных возрастных групп»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ

В СВЯЗИ С ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Васильева О. С.

Гаус Э. В.

Омелечко С. С.

В данной статье речь идет о представлениях о счастье в связи с типом гендерной идентичности у женщин разных возрастов. Авторам эта тема представляется интересной, поскольку счастье - это базовая человеческая ценность, без которой трудно представить полноценную жизнь человека; во-вторых, счастье влияет в целом на жизненные выборы индивида. Актуальность изучения представлений о счастье у женщин обусловлена изменением роли женщины в современном мире, а также несомненной важностью этой роли. Счастливая женщина обеспечивает основу здоровья, ее внутреннее состояние транслируется вовне и во многом определяет эмоциональную ситуацию в семье, обществе и цивилизации.

Предмет исследования - представления о счастье и их психологические корреляты, гендерная идентичность, смысложизненные ориентации и самоотношение.

Объект исследования - девушки-старшеклассницы (учащиеся 11-х классов гимназии), женщины молодого и зрелого возрастов (22-45 лет).

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В среднем уровень переживания счастья по обобщенной выборке оценивается в 7,1 балл при 10-ти балльной системе оценивания, т. е. с тенденцией к высокому.

2. Счастье как конкретный жизненный план или цель рассматривается редко, наиболее часто оно присутствует как сопутствующая категория.

3. Женщины разных возрастных групп обнаруживают схожие показатели смысложизненных ориентаций и самоотношения. Уровень субъективного переживания счастья обнаруживает слабую прямую корреляционную связь с осмысленностью жизни.

Новизна - рассмотрение женских представлений о счастье в сравнении трех разновозрастных групп. Практическое применение - психологическое консультирование, психолого-педагогическая практика обучения и общего развития самосознания девушек и женщин.

Ключевые слова: представления о счастье, счастье, гендер, женская психология, старшеклассницы, молодые женщины, зрелые женщины, роль женщины, смысложизненные ориентации, самоотношение.

Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами.

Во-первых, счастье - это базовая человеческая ценность, что выражено в народной мудрости: «человек рожден для счастья как птица для полета» и «счастье отпало - ничего в доме не стало».

Во-вторых, счастье с точки зрения его влияния на общий характер отношения человека к себе, окружающей реальности и жизни в целом оказывает сильное, если не решающее влияние на все жизненные планы человека.

История наблюдений о нем пестрит именами (Аристотель, Т. Гоббс, Ж. О. Ламетри, И. Кант, Л. Н. Толстой, К. Маркс, Г. Торо, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Э. Фромм и десятки других имен) [8, 15]. Однако один из главных смыслов любой науки - понимание, моделируемость, и, в конечном итоге, управление процессом.

Эра научного психологического исследования счастья, по крайней мере для нашей страны, достаточно мала и ограничивается почти двадцатилетней историей. Первой появилось переводное обобщающее данные исследование американца М. Аргайла (1990) [2, 16], затем работа Г. и М. Айзенк (2001) [1]. Пионерскими можно назвать работы известного отечественного автора И. А. Джидарьян (2000, 2001) [8, 9]. Однако постепенно проблематика счастья вызывает все больший интерес у отечественных авторов: С. Г. Воркачев (2001) [4]; Л. И. Габдулина (2003) [5]; О. С. Васильева, Л. В. Полудненко (2006) [3].

Применительно к нашему исследованию представлений о счастье в русле понимания ген-дера имеются работы: Л. В. Карапетян (2009) [10]; Т. В. Семёнова (2013, 2014) [13]; в том числе и у лиц молодого возраста - С. А. Гапонова, И. В. Сальникова (2013) [6]; Н. В. Качур (2013) [11]. Есть работы по изучению представлений о счастье у подростков - О. С. Васильева, Л. В. Полудненко (2006) [3]; Т. Ю. Уварова (2013) [14], однако число последних крайне ограничено.

Актуальность изучения представлений о счастье у девушек-старшеклассниц, женщин молодого и зрелого возрастов, обусловлена рядом факторов. Роль женщины в семье, воспитании детей, отношениях с мужчиной, наконец, в культуре и общественной жизни как в веках, так, особенно, в условиях современных

реалий, трудно переоценить. В традиционных ипостасях своей гендерной роли женщина -и психолог, и педагог, и муза, и поэт, и актриса, и вдохновитель, и хранительница домашнего очага, и т. д. Психологическая комфортность женщины безусловно влияет на осуществление ею этих и множества других ролей. При этом невозможно переоценить влияние переживания женщиной счастья как на внутреннее состояние женщины, так и на трансляцию ею своего внутреннего мира вовне.

Предмет исследования - представления о счастье и их психологические корреляты, гендерная идентичность, смысложизненные ориентации и самоотношение.

Объект исследования - девушки-старшеклассницы (учащиеся 11-х классов гимназии), женщины молодого и зрелого возрастов (22-45 лет).

Гипотезы:

1) психологические параметры переживания счастья во многом обусловлены типом гендерной идентичности женщин;

2) женщины разных возрастных групп, обладающие схожим типом идентичности, могут по-разному оценивать значимость для себя отдельных психологических параметров счастья;

3) представления о счастье у девушек-старшеклассниц имеют качественные отличия от подобных представлений у женщин молодого и зрелого возрастов;

4) показатели самоотношения и смысло-жизненных ориентаций имеют схожую выраженность у женщин разных возрастных групп и не зависят от типа гендерной идентичности женщин;

5) субъективно оцениваемый уровень переживания счастья у женщин связан с уровнем осмысленности жизни.

С целью сбора сведений, касающихся представлений о счастье и его психологических коррелят, использована разработанная нами авторская анкета. С целью исследования гендерной идентичности девушек и женщин использован вопросник С. Бэм по изучению маскулинности-фемининности [7]. С целью исследования смысложизненных ориентаций использована методика СЖО Д. А. Леонтьева [12]. С целью исследования показателей самоот-

ношения использована «Методика исследования самоотношения» (МИС) С. Р. Пантилеева (таблица 1).

Достоверность полученных результатов обеспечена расчетом необходимых статистических показателей и критериев с использованием статистической системы SPSS для Windows.

Таким образом, мы видим, что показатели самоотношения и смысложизненных ориен-

таций имеют схожую выраженность у женщин разных возрастных групп и не зависят от типа гендерной идентичности женщин.

При этом показатель субъективного уровня переживания счастья имеет единственную прямую слабую корреляционную связь с итоговым общим показателем методики СЖО «Общий показатель осмысленности жизни» (г = 0,259, при p = 0,034).

Таблица 1.

Значимость различий в показателях смысложизненных ориентаций и самоотношения у женщин разных возрастных групп

Показатели СЖО Показатели МИС

Сравниваемые выборки Статистика бщий показатель мысленности жизни Цели сс е ff о Результат жус контроля - Я жус контроля - жизнь ь ь о т ы кр т ь сть о £ е еер 1 м о « о «0 ! м траженное самоот-шение ь s о н н е ff о м е и s ня и при о м ь сть о н н в g «0 и при о м и н § 1 енн рь утр сть е и X н и VO о о м

О о £ о 5 о х 5 но оо х д

U CD CD CD <0 CD CD CD сэ

Старшеклассницы-молодые жен- оо г^ un oo rs 1—. ■«гТ ■«гт оо оо г^ оо чО оо оо сэ ил 1—. оо

щины Р £ оо 1—. oo oo чО r^ чО L-O оо ■«гт ио оо чО 1— ио 1— оо оо оо

CD CD CD CD <0 CD CD CD CD CD

<o <о

U ио

Старшеклассницы - зре- 1— оо vjD un чО го г^ с^ оо сэ г^ г^

лые женщины Р оо чо оо 1— oo r^ oo oo L-O оо 1— ■«гТ оо ио 1— г^ ио 1— оо <о чО L-O ио

CD CD CD CD <0 CD CD CD CD CD сэ

U un un ио ио ио

Молодые -зрелые жен- чО оо oo чО оо о^ о^ CD о^ L-O

щины Р ю оо S? un 1— 1— r^ 1— ■«St оо s? чО чО чО чО

CD CD CD CD CD CD CD CD

Уровень субъективного переживания счастья

r = 0,259 p = 0,034

Общий показатель осмысленности жизни (СЖО)

Рисунок 1. Корреляционная плеяда связи субъективного уровня переживания счастья с общим показателем осмысленности жизни методики СЖО у женщин разных возрастных групп

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Обследованные нами выборки женщин трех возрастных групп по типу гендерной идентичности представлены неравнозначно: женщин с маскулинным типом идентичности нами не выявлено вообще, число лиц с фемининным типом идентичности представлено следующим образом: в выборке девушек-старшеклассниц -20,8 %, в выборке женщин молодого возраста - 19 %, в выборке женщин зрелого возраста - 13,6 %. Основная часть каждой выборки представлена женщинами с андрогинным типом гендерной идентичности.

2. Не выявлено различий как в разновозрастных выборках женщин, так и в выборках, сформированных по типу гендерной идентичности, по уровню субъективного переживания счастья, равно как и по уровню эмоциональной вовлеченности в любимое занятие. При этом в среднем уровень переживания счастья по обобщенной выборке оценивается в 7,1 балл при 10-ти балльной системе оценивания, т. е. с тенденцией к высокому.

3. Различия в понимании счастья, примерах его переживания, его «тональности» и «окраске» женщинами разных возрастных групп хорошо видны при анализе ассоциаций, представлениях и примерах переживания счастья девушками-старшеклассницами, женщинами молодого и зрелого возрастов. Наиболее образные, чувственно насыщенные ассоциации на слово «счастье» продуцируются девушками-старшеклассницами. Для женщин молодого возраста наиболее частыми ассоциациями на слово «счастье» являются: любовь, гармония, семья и дети. Для женщин зрелого возраста - любовь, гармония, семья, дети, счастье как эмоционально возвышенное чувство и разделенность, понимание, близость. Представления о счастье у девушек также широки. Переживание счастья женщинами часто опирается на реальные события их жизни, как общие, так и характерные для каждого возрастного периода: выполнение сложной работы, выздоровление родственника, встреча с любимым человеком, рождение брата или сестры, свадьба, рождение собственного ребенка, поступление на значимую работу и т. д. Отдельное место имеют переживания счастья как факт

разрешения личной кризисной ситуации, например, возвращение отца в семью - как ответ одной из девушек, или разрешение следствия возрастной кризисной ситуации - «создать семью и родить ребенка, как у всех», «семья и налаженный быт» - в представлениях женщин зрелого возраста.

4. Счастье как конкретный элемент жизненного плана рассматривается редко. Чаще всего в качестве такового оно фигурирует как сопутствующий фактор реализации основных жизненных целей - построения карьеры, создания семьи, создания условий материального благополучия, да и то у небольшой части респондентов как правило юного и молодого возрастов. Существенная часть респонденток всех возрастных групп не рефлексирует для себя проблему счастья в качестве требующей привлечения дополнительных усилий. Лишь небольшое число женщин молодого и зрелого возрастов связывают счастье с необходимостью психологической работы над собой.

5. Женщины разных возрастных групп обнаруживают схожие показатели смысло-жизненных ориентаций и самоотношения. Уровень субъективного переживания счастья обнаруживает слабую прямую корреляционную связь с осмысленностью жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении представлений о феноменологии счастья. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в сфере психологического консультирования, психолого-педагогической практике обучения и общего развития самосознания молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г., Айзенк М. Фактор счастья / Исследования человеческой психики. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 255-288.

2. АргайлМ. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 571 с.

3. Васильева О. С., Полудненко Л. В. Взаимосвязь субъективного уровня счастья у подростков с принятием ответственности за свою жизнь // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 3. - С. 66-78.

4. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН.

S

Серия: литература и язык. - 2001. - Т. 60. -№ 6. - С. 47-58.

5. Габдулина Л. И. Жизненная удовлетворенность, счастье и их обусловленность ценностными и смысложизненными ори-ентациями личности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2003. - № 1. -С. 59-65.

6. Гапонова С. А., Сальникова И. В. Представления о счастье современных студентов - юношей и девушек // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. - 2013. - № 2 (3). -С. 151-154.

7. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2007. -431 с.

8. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алетейя, 2001. - 242 с.

9. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 40-48.

10. КарапетянЛ. В. Экспериментальное исследование компонентов базовых жизненных установок // Известия Уральского федерального ун-та. - 2009. - Том 62. - № 1-2. -С. 60-67.

11. Качур Н. В. Молодежное восприятие счастья (по результатам социологического опроса) // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: социология, политология. -2013. - Т. 13. - № 4. - С. 44-48.

12. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 16 с.

13. Семёнова Т. В. Ценностно-смысловые характеристики представлений о мужском и женском счастье // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-5. -С. 1067-1073.

14. Уварова Т. Ю. Понятие самореализации личности и ее взаимосвязь с представлениями о счастье у подростков // Педагогика и современность. - 2013. - № 6. - С. 88-92.

15. Lentza V., Montgomery A. J., Georganta K., Panagopoulou E. Constructing the health care system in Greece: responsibility and powerlessness // British Journal of Health Psychology. - 2014. - 19. - pp. 219-230.

16. Malik S. H, Blake H., Suggs L. S. A systematic review of workplace health promotion interventions for increasing physical activity // British Journal of Health Psychology. - 2014. -19. - pp. 149-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.