ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ
В СВЯЗИ С ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Васильева О. С.
Гаус Э. В.
Омелечко С. С.
В данной статье речь идет о представлениях о счастье в связи с типом гендерной идентичности у женщин разных возрастов. Авторам эта тема представляется интересной, поскольку счастье - это базовая человеческая ценность, без которой трудно представить полноценную жизнь человека; во-вторых, счастье влияет в целом на жизненные выборы индивида. Актуальность изучения представлений о счастье у женщин обусловлена изменением роли женщины в современном мире, а также несомненной важностью этой роли. Счастливая женщина обеспечивает основу здоровья, ее внутреннее состояние транслируется вовне и во многом определяет эмоциональную ситуацию в семье, обществе и цивилизации.
Предмет исследования - представления о счастье и их психологические корреляты, гендерная идентичность, смысложизненные ориентации и самоотношение.
Объект исследования - девушки-старшеклассницы (учащиеся 11-х классов гимназии), женщины молодого и зрелого возрастов (22-45 лет).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В среднем уровень переживания счастья по обобщенной выборке оценивается в 7,1 балл при 10-ти балльной системе оценивания, т. е. с тенденцией к высокому.
2. Счастье как конкретный жизненный план или цель рассматривается редко, наиболее часто оно присутствует как сопутствующая категория.
3. Женщины разных возрастных групп обнаруживают схожие показатели смысложизненных ориентаций и самоотношения. Уровень субъективного переживания счастья обнаруживает слабую прямую корреляционную связь с осмысленностью жизни.
Новизна - рассмотрение женских представлений о счастье в сравнении трех разновозрастных групп. Практическое применение - психологическое консультирование, психолого-педагогическая практика обучения и общего развития самосознания девушек и женщин.
Ключевые слова: представления о счастье, счастье, гендер, женская психология, старшеклассницы, молодые женщины, зрелые женщины, роль женщины, смысложизненные ориентации, самоотношение.
Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами.
Во-первых, счастье - это базовая человеческая ценность, что выражено в народной мудрости: «человек рожден для счастья как птица для полета» и «счастье отпало - ничего в доме не стало».
Во-вторых, счастье с точки зрения его влияния на общий характер отношения человека к себе, окружающей реальности и жизни в целом оказывает сильное, если не решающее влияние на все жизненные планы человека.
История наблюдений о нем пестрит именами (Аристотель, Т. Гоббс, Ж. О. Ламетри, И. Кант, Л. Н. Толстой, К. Маркс, Г. Торо, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Э. Фромм и десятки других имен) [8, 15]. Однако один из главных смыслов любой науки - понимание, моделируемость, и, в конечном итоге, управление процессом.
Эра научного психологического исследования счастья, по крайней мере для нашей страны, достаточно мала и ограничивается почти двадцатилетней историей. Первой появилось переводное обобщающее данные исследование американца М. Аргайла (1990) [2, 16], затем работа Г. и М. Айзенк (2001) [1]. Пионерскими можно назвать работы известного отечественного автора И. А. Джидарьян (2000, 2001) [8, 9]. Однако постепенно проблематика счастья вызывает все больший интерес у отечественных авторов: С. Г. Воркачев (2001) [4]; Л. И. Габдулина (2003) [5]; О. С. Васильева, Л. В. Полудненко (2006) [3].
Применительно к нашему исследованию представлений о счастье в русле понимания ген-дера имеются работы: Л. В. Карапетян (2009) [10]; Т. В. Семёнова (2013, 2014) [13]; в том числе и у лиц молодого возраста - С. А. Гапонова, И. В. Сальникова (2013) [6]; Н. В. Качур (2013) [11]. Есть работы по изучению представлений о счастье у подростков - О. С. Васильева, Л. В. Полудненко (2006) [3]; Т. Ю. Уварова (2013) [14], однако число последних крайне ограничено.
Актуальность изучения представлений о счастье у девушек-старшеклассниц, женщин молодого и зрелого возрастов, обусловлена рядом факторов. Роль женщины в семье, воспитании детей, отношениях с мужчиной, наконец, в культуре и общественной жизни как в веках, так, особенно, в условиях современных
реалий, трудно переоценить. В традиционных ипостасях своей гендерной роли женщина -и психолог, и педагог, и муза, и поэт, и актриса, и вдохновитель, и хранительница домашнего очага, и т. д. Психологическая комфортность женщины безусловно влияет на осуществление ею этих и множества других ролей. При этом невозможно переоценить влияние переживания женщиной счастья как на внутреннее состояние женщины, так и на трансляцию ею своего внутреннего мира вовне.
Предмет исследования - представления о счастье и их психологические корреляты, гендерная идентичность, смысложизненные ориентации и самоотношение.
Объект исследования - девушки-старшеклассницы (учащиеся 11-х классов гимназии), женщины молодого и зрелого возрастов (22-45 лет).
Гипотезы:
1) психологические параметры переживания счастья во многом обусловлены типом гендерной идентичности женщин;
2) женщины разных возрастных групп, обладающие схожим типом идентичности, могут по-разному оценивать значимость для себя отдельных психологических параметров счастья;
3) представления о счастье у девушек-старшеклассниц имеют качественные отличия от подобных представлений у женщин молодого и зрелого возрастов;
4) показатели самоотношения и смысло-жизненных ориентаций имеют схожую выраженность у женщин разных возрастных групп и не зависят от типа гендерной идентичности женщин;
5) субъективно оцениваемый уровень переживания счастья у женщин связан с уровнем осмысленности жизни.
С целью сбора сведений, касающихся представлений о счастье и его психологических коррелят, использована разработанная нами авторская анкета. С целью исследования гендерной идентичности девушек и женщин использован вопросник С. Бэм по изучению маскулинности-фемининности [7]. С целью исследования смысложизненных ориентаций использована методика СЖО Д. А. Леонтьева [12]. С целью исследования показателей самоот-
ношения использована «Методика исследования самоотношения» (МИС) С. Р. Пантилеева (таблица 1).
Достоверность полученных результатов обеспечена расчетом необходимых статистических показателей и критериев с использованием статистической системы SPSS для Windows.
Таким образом, мы видим, что показатели самоотношения и смысложизненных ориен-
таций имеют схожую выраженность у женщин разных возрастных групп и не зависят от типа гендерной идентичности женщин.
При этом показатель субъективного уровня переживания счастья имеет единственную прямую слабую корреляционную связь с итоговым общим показателем методики СЖО «Общий показатель осмысленности жизни» (г = 0,259, при p = 0,034).
Таблица 1.
Значимость различий в показателях смысложизненных ориентаций и самоотношения у женщин разных возрастных групп
Показатели СЖО Показатели МИС
Сравниваемые выборки Статистика бщий показатель мысленности жизни Цели сс е ff о Результат жус контроля - Я жус контроля - жизнь ь ь о т ы кр т ь сть о £ е еер 1 м о « о «0 ! м траженное самоот-шение ь s о н н е ff о м е и s ня и при о м ь сть о н н в g «0 и при о м и н § 1 енн рь утр сть е и X н и VO о о м
О о £ о 5 о х 5 но оо х д
U CD CD CD <0 CD CD CD сэ
Старшеклассницы-молодые жен- оо г^ un oo rs 1—. ■«гТ ■«гт оо оо г^ оо чО оо оо сэ ил 1—. оо
щины Р £ оо 1—. oo oo чО r^ чО L-O оо ■«гт ио оо чО 1— ио 1— оо оо оо
CD CD CD CD <0 CD CD CD CD CD
<o <о
U ио
Старшеклассницы - зре- 1— оо vjD un чО го г^ с^ оо сэ г^ г^
лые женщины Р оо чо оо 1— oo r^ oo oo L-O оо 1— ■«гТ оо ио 1— г^ ио 1— оо <о чО L-O ио
CD CD CD CD <0 CD CD CD CD CD сэ
<о
U un un ио ио ио
Молодые -зрелые жен- чО оо oo чО оо о^ о^ CD о^ L-O
щины Р ю оо S? un 1— 1— r^ 1— ■«St оо s? чО чО чО чО
CD CD CD CD CD CD CD CD
Уровень субъективного переживания счастья
r = 0,259 p = 0,034
Общий показатель осмысленности жизни (СЖО)
Рисунок 1. Корреляционная плеяда связи субъективного уровня переживания счастья с общим показателем осмысленности жизни методики СЖО у женщин разных возрастных групп
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Обследованные нами выборки женщин трех возрастных групп по типу гендерной идентичности представлены неравнозначно: женщин с маскулинным типом идентичности нами не выявлено вообще, число лиц с фемининным типом идентичности представлено следующим образом: в выборке девушек-старшеклассниц -20,8 %, в выборке женщин молодого возраста - 19 %, в выборке женщин зрелого возраста - 13,6 %. Основная часть каждой выборки представлена женщинами с андрогинным типом гендерной идентичности.
2. Не выявлено различий как в разновозрастных выборках женщин, так и в выборках, сформированных по типу гендерной идентичности, по уровню субъективного переживания счастья, равно как и по уровню эмоциональной вовлеченности в любимое занятие. При этом в среднем уровень переживания счастья по обобщенной выборке оценивается в 7,1 балл при 10-ти балльной системе оценивания, т. е. с тенденцией к высокому.
3. Различия в понимании счастья, примерах его переживания, его «тональности» и «окраске» женщинами разных возрастных групп хорошо видны при анализе ассоциаций, представлениях и примерах переживания счастья девушками-старшеклассницами, женщинами молодого и зрелого возрастов. Наиболее образные, чувственно насыщенные ассоциации на слово «счастье» продуцируются девушками-старшеклассницами. Для женщин молодого возраста наиболее частыми ассоциациями на слово «счастье» являются: любовь, гармония, семья и дети. Для женщин зрелого возраста - любовь, гармония, семья, дети, счастье как эмоционально возвышенное чувство и разделенность, понимание, близость. Представления о счастье у девушек также широки. Переживание счастья женщинами часто опирается на реальные события их жизни, как общие, так и характерные для каждого возрастного периода: выполнение сложной работы, выздоровление родственника, встреча с любимым человеком, рождение брата или сестры, свадьба, рождение собственного ребенка, поступление на значимую работу и т. д. Отдельное место имеют переживания счастья как факт
разрешения личной кризисной ситуации, например, возвращение отца в семью - как ответ одной из девушек, или разрешение следствия возрастной кризисной ситуации - «создать семью и родить ребенка, как у всех», «семья и налаженный быт» - в представлениях женщин зрелого возраста.
4. Счастье как конкретный элемент жизненного плана рассматривается редко. Чаще всего в качестве такового оно фигурирует как сопутствующий фактор реализации основных жизненных целей - построения карьеры, создания семьи, создания условий материального благополучия, да и то у небольшой части респондентов как правило юного и молодого возрастов. Существенная часть респонденток всех возрастных групп не рефлексирует для себя проблему счастья в качестве требующей привлечения дополнительных усилий. Лишь небольшое число женщин молодого и зрелого возрастов связывают счастье с необходимостью психологической работы над собой.
5. Женщины разных возрастных групп обнаруживают схожие показатели смысло-жизненных ориентаций и самоотношения. Уровень субъективного переживания счастья обнаруживает слабую прямую корреляционную связь с осмысленностью жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении представлений о феноменологии счастья. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в сфере психологического консультирования, психолого-педагогической практике обучения и общего развития самосознания молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г., Айзенк М. Фактор счастья / Исследования человеческой психики. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 255-288.
2. АргайлМ. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 571 с.
3. Васильева О. С., Полудненко Л. В. Взаимосвязь субъективного уровня счастья у подростков с принятием ответственности за свою жизнь // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 3. - С. 66-78.
4. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН.
S
Серия: литература и язык. - 2001. - Т. 60. -№ 6. - С. 47-58.
5. Габдулина Л. И. Жизненная удовлетворенность, счастье и их обусловленность ценностными и смысложизненными ори-ентациями личности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2003. - № 1. -С. 59-65.
6. Гапонова С. А., Сальникова И. В. Представления о счастье современных студентов - юношей и девушек // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. - 2013. - № 2 (3). -С. 151-154.
7. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2007. -431 с.
8. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алетейя, 2001. - 242 с.
9. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 40-48.
10. КарапетянЛ. В. Экспериментальное исследование компонентов базовых жизненных установок // Известия Уральского федерального ун-та. - 2009. - Том 62. - № 1-2. -С. 60-67.
11. Качур Н. В. Молодежное восприятие счастья (по результатам социологического опроса) // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: социология, политология. -2013. - Т. 13. - № 4. - С. 44-48.
12. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 16 с.
13. Семёнова Т. В. Ценностно-смысловые характеристики представлений о мужском и женском счастье // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-5. -С. 1067-1073.
14. Уварова Т. Ю. Понятие самореализации личности и ее взаимосвязь с представлениями о счастье у подростков // Педагогика и современность. - 2013. - № 6. - С. 88-92.
15. Lentza V., Montgomery A. J., Georganta K., Panagopoulou E. Constructing the health care system in Greece: responsibility and powerlessness // British Journal of Health Psychology. - 2014. - 19. - pp. 219-230.
16. Malik S. H, Blake H., Suggs L. S. A systematic review of workplace health promotion interventions for increasing physical activity // British Journal of Health Psychology. - 2014. -19. - pp. 149-180.