Научная статья на тему 'Негативное самоотношение как одно из психологических условий социальной дезадаптации подростков'

Негативное самоотношение как одно из психологических условий социальной дезадаптации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
979
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / САМОУВЕРЕННОСТЬ / САМОПОНИМАНИЕ / САМОИНТЕРЕС / АСОЦИАЛЬНЫЕ ПОДРОСТКИ / SOCIAL DISADAPTATION / SELF-ATTITUDE / SELF-CONFIDENCE / SELF-UNDERSTANDING / SELF-INTEREST ASOTSIALNY TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ундуск Елена Николаевна

Статья посвящена изучению структурно-функциональных компонентов самоотношения асоциальных подростков, переживающих проблемы в разных жизненных областях. Приводится сравнение ряда показателей самоотношения в выборках асоциальных и просоциальных подростков с учетом полового и возрастного критерия. На теоретическом и эмпирическом уровнях устанавливается, что негативный фон самоотношения отражается в переживании проблем подростков и служит психологическим условием их социальной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Negative Self-attitude as One of Psychological Conditions of Social Disadaptation of Teenagers

The article describes the study of structural and functional components of the self-attitude of asocial teenagers experiencing problems in different life areas. A comparison is un dertaken of some of the indicators of self-attitude of asocial and pro-social teenagers taking into account gender and age criteria. It is argued that both theoretically and empirically that the negative background of self-attitude is reflected in the concerns of teenagers and serves as the psychological condition of their social exclusion.

Текст научной работы на тему «Негативное самоотношение как одно из психологических условий социальной дезадаптации подростков»

4. Orlov O. Ju. Ob evoljutsii tsvetovogo zrenija u pozvonochnyh // Problemy evoljutsii. Novosibirsk: Nauka, 1972. T. 2. 300 s.

5. Rudkevich L. A. Svjaz' intellektual'nyh harakteristik doshkol'nikov s parametrom «juvenil'nost'» // Anan'evskie chtenija, 2007. SPb.: SPbGU. 2007. S. 183.

6. Surnina O. E. Sposobnost' k razlicheniju korotkih dlitel'nostej vremennyh intervalov u detej i vzroslyh // Zhurnal VND im. I. P. Pavlova. 1997. T. 47. № 4. S. 658-663.

7. Fershil'dM. D. Modeli tsvetovogo vosprijatija / Per. A. Shadrina. USA: Rochester institute of technology, 2004. 439 s.

8. ShiffmanH. R. Oshchushchenie i vosprijatie. SPb.: Piter, 2003. 928 s.

Е. Н. Ундуск

НЕГАТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена изучению структурно-функциональных компонентов самоот-ношения асоциальных подростков, переживающих проблемы в разных жизненных областях. Приводится сравнение ряда показателей самоотношения в выборках асоциальных и просоциальных подростков с учетом полового и возрастного критерия. На теоретическом и эмпирическом уровнях устанавливается, что негативный фон самоотношения отражается в переживании проблем подростков и служит психологическим условием их социальной дезадаптации.

Ключевые слова: социальная дезадаптация, самоотношение, проблемные переживания, самоуверенность, самопонимание, самоинтерес, асоциальные подростки.

E. Undusk

Negative Self-attitude as One of Psychological Conditions of Social Disadaptation of Teenagers

The article describes the study of structural and functional components of the selfattitude of asocial teenagers experiencing problems in different life areas. A comparison is undertaken of some of the indicators of self-attitude of asocial and pro-social teenagers taking into account gender and age criteria. It is argued that both theoretically and empirically that the negative background of self-attitude is reflected in the concerns of teenagers and serves as the psychological condition of their social exclusion.

Keywords: social disadaptation, self-attitude, self-confidence, self-understanding, selfinterest asotsialny teenagers.

Проблема асоциальности среди подростков была и является весьма актуальной, поскольку связана с постоянно меняющимися условиями социально-экономического характера жизни общества неблагоприятными социальными условиями проживания подростка в семье, в частности, изменения его мировоззрения под влиянием СМИ, демонстрирующих не всегда социально приемле-

мые способы поведения человека в обществе и неконструктивные линии решения проблем. Все это затрудняет процесс воспитания и становления здоровой личности как в физическом, так и в социальном контекстах. На фоне таких и ряда других факторов уменьшается возможность самостоятельно или с привлечением других людей своевременно находить конструктивные способы

разрешения жизненно важных проблем, не провоцируя рост остроты и интенсивности их переживаний или связанных с ними различных проблем, кумулятивно накладывающихся друг на друга и определяющих выбор не всегда социально правомерного поведения.

Такое поведение зачастую носит асоциальный характер. К асоциальному поведению следует отнести совокупность явлений, образующих нарушение развития личности и социализации, включая внутрисемейное и внесемейное воровство, уходы и побеги из дома, уходы из школы, хулиганство, бродяжничество и попрошайничество, употребление психотропных веществ и т. д.

Причиной такого поведения служит неблагоприятная семейная обстановка (постоянные семейные скандалы, побои, асоциальный образ жизни родителей и др.), где подросток не получает необходимого внимания, поддержки, заботы, понимания, не приобретает необходимых социальных навыков общения, регуляции своего поведения, не обучен конструктивным способам разрешения проблемных жизненных ситуаций.

Вследствие этого, дефицит эмоциональных связей в семье затрудняет идентификацию с родителями, что вынуждает подростка искать образцы для сопереживания и подражания вне семьи, в большинстве случаев среди своих сверстников, составляющих асоциальные группировки. Асоциальные подростки это, прежде всего, социально дезадаптированные подростки, входящие в группу «социального риска» [4].

Часть из рассматриваемых явлений асо-циальности обусловлена не только конфликтами с общественными институтами, но и личностными факторами, влиянием воспитания и социальными условиями [5]. Так, ранее возникшая слабая вера в себя, низкая самооценка, боязнь получить отказ, страх быть осмеянным в обществе приво-

дит в дальнейшем к нарушениям поведения, закрепляющимся в подростковом возрасте.

Таким образом, негативный опыт социализации подростка, накладывающий отпечаток на отрицательное самоотношение, сильно переживается и отражается в его поведении, в деятельности и в отношениях с другими людьми.

В ходе проведенного нами исследования был обнаружен ряд особенностей структурно-функциональной организации самоот-ношения асоциальных подростков, переживающих проблемы в разных жизненных областях.

Рассмотрим особенности эмоциональноценностного отношения к себе у подростков с асоциальной направленностью поведения на примере некоторых структурных компонентов, функционирующих в разных режимах.

1. Функционирование самоотношения в режиме самоадаптации

Изучение функционирования самоотно-шения в данном режиме представлялось нам особенно интересным, поскольку позволило установить характер взаимосвязи особенностей «внутренней» адаптации подростков и их социальной адаптированности.

В качестве проявлений тенденции само-адаптации/дезадаптации нами выделялись такие показатели самоотношения, как само-принятие, самоуверенность, саморуководст-во, самообвинение и глобальная самооценка. Для большей наглядности полученные данные по выборке асоциальных подростков были сравнены с данными просоциаль-ных подростков (табл. 1). При этом учитывались половой критерий и возрастной (14, 15 и 16 лет).

При учете полового критерия отмечается следующая картина: у девочек-подростков фиксируется больше признаков самопри-способления, чем у мальчиков, через более высокие значения показателей самоуверенности, самопринятия и саморуководства и более низкие значения самообвинения.

Таблица 1

Средние значения показателей самоадаптированности мальчиков и девочек с асоциальным поведением (п = 151)

Подростки с асоциальным поведением СУв(+) СПр(+) СРук(+) СО(-) ГСо

Мальчики (п1 = 87) 4,76 4,90 3,74 11,54 67,24

Девочки (п2 = 64) 4,98 5,05 3,89 10,82 61,25

Условные обозначения:

СУв(+) — самоуверенность, СПр(+) — самопринятие, СРук(+) — саморуководство, СО(-) —самообвинение, ГСо — глобальная самооценка

При учете полового критерия отмечается следующая картина: у девочек-подростков фиксируется больше признаков самопри-способления, чем у мальчиков, через более высокие значения показателей самоуверенности, самопринятия и саморуководства и более низкие значения самообвинения. Применительно к саморуководству данное обстоятельство можно объяснить с позиции подходов Э. Г. Костяшкина [3] и Б. М. Алмазова [1]: хотя асоциальные девочки и симпатизируют смелости мальчиков-подростков, а порой и сами «лихачат», но все же предпочитают демонстрировать послушание, совершать одобряемые взрослыми поступки. Они стараются проявлять большую последовательность в своих внутренних побуждениях и целях. Однако различия по этому показателю между мальчиками и девочками не достигают статистически значимого уровня, поэтому здесь мы можем говорить о тенденции проявления данного показателя. Вместе с тем, асоциальные девочки, отмечая большую склонность к социально одобряемым формам взаимодействия, чем мальчики, по всей видимости, усматривают более «толерантные» отношения к себе со стороны окружающих людей и, как следствие, в большей степени (по сравнению с мальчиками) ощущают силу своего «Я», способность вызывать уважение у окружающих (фактор «самоуверенность»).

У мальчиков на фоне признаков дезадаптации отмечается более высокий, чем у девочек, уровень глобальной самооценки, который, очевидно, связан с защитной функцией. Исходя из концепции Т. В. Драгуно-вой [2], сосуществование высокой самооценки, высокого самообвинения, низкого самопринятия и самоуверенности у асоциальных мальчиков можно объяснить наличием у них представлений о несправедливом отношении к их личности других людей или их недооценки.

Однако, в связи с тем, что различия по данным показателям не носят достоверного характера, здесь следует говорить лишь о тенденции их проявления в выборке асоциальных подростков.

В результате исследования возрастной динамики самоадаптации (табл. 2) было установлено:

1. Максимальное значение средних показателей самоуверенности и самопринятия у асоциальных подростков обнаруживаются в 14 лет, в то же время у просоциальных — в 15 лет. Однако эти показатели принимают минимальные значения в 16 лет в обеих выборках. Возможно, снижение значений данных показателей связано с возрастающим к юношескому возрасту конфликтом между стремлением к личной автономии и боязни ее вследствие психологической неготовности к принятию личной ответственности за свои решения и совершаемые поступки.

Таблица 2

Значимые различия по показателям самоадаптированности между возрастными группами просоциальных и асоциальных подростков

(средние значения)

Показатели самоадаптированости Просоциальные Асоциальные

14 лет 15 лет 16 лет 14 лет 15 лет 16 лет

СУв(+) 5,38 5,58 5,14 5,08 5,02 4,58

СПр(+) 4,92 5,15 4,80 5,03 5,09 4,83

СРук(+) 3,77 3,66 3,86 3,92 3,68 3,82

СО(-) 4,22 4,03* 4,68* 4,38 3,85* 4,67*

ГСо 70,45** 65,75 63,73** 62,67 67,27 64,15

Условные обозначения: *р<0,05; **р<0,01

2. По показателю саморуководства значимых различий получено не было, однако по показателю самообвинения и глобальной самооценки было отмечено: у 16-летних подростков обеих выборок значимо чаще фиксируется факт самообвинения, чем у 15летних подростков (для просоциальных р =0,02; t= -2,352; для асоциальных р =0,02; t = -2,357).

2. Функционирование самоотношения в режиме психологической защиты (сохранение внутренней стабильности и континуальности «Я»)

Было установлено, что в выборке подростков большую защитную нагрузку несут такие структурные компоненты саоотноше-ния, как саморуководство и самоинтерес, чуть меньше — самоуверенность, самообвинение и самопонимание.

Прокомментируем некоторые полученные данные на примерах.

1. Самопринятие образует положительную значимую связь с защитным механизмом «отрицания» (г = 0,240 при р = 0,001). Подростки, у которых фиксируется потеря интереса к своему внутреннему миру, недооценка духовного «Я», актуализируют механизм защиты, направленный на игнорирование неприятной информации о себе. Так, подростки становятся особо невнимательными к той информации, которая противоречит установкам личности и провоцирует негативное самоощущение.

2. Самоинтерес образует положительную значимую связь с механизмом «компенсация» и отрицательную связь — с механизмом «вытеснения» (соответственно: г=0,170 при р=0,018 и г=-0,316 при р=0,000) — са-моинтерес подростка поддерживается за счет компенсации неудач, неуспехов в одной области успехами в другой. Таким образом, получаемый эффект от компенсаторного механизма «стимулирует» самоценность подростка, создание высокой эмоциональной оценки себя по внутренним интимным критериям богатства своего «Я». Однако у подростков с заниженными значениями са-моинтереса отмечается обратная тенденция: они не склонны прибегать к такому механизму. В данном случае срабатывает механизм «вытеснения», или забывания, причины, первоосновы неприятного действия, ситуации или негативного переживания.

Третьим, не менее интересным функциональным режимом самоотношения, выступает режим интракоммуникации, или внутреннего диалога, который, исходя из семантического содержания, раскрывается через компоненты самоинтереса, самопонимания и ожидания положительного отношения других.

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие данные:

1. Средние значения по шкале «самоин-терес» у асоциальных мальчиков (М1) и девочек (М2) — практически сходные (М1 = 4,87 и М2 = 4,90).

2. Факт самопонимания чаще отмечается у асоциальных мальчиков, чем у девочек, однако достоверных различий здесь не обнаружено (М1 = 2,65, М2 = 2,24 при р > 0,05).

3. Асоциальные девочки на достоверном уровне значимости в большей степени ожидают положительного отношения к себе от социального окружения (М2 = 9,31 и М1 = 8,29 при р < 0,01, t = -2,477).

4. В целом на уровне тенденции (р =

0,112) у асоциальных (М2) подростков отмечается более низкий уровень самопонимания, чем у просоциальных (М1) сверстников (М1=2,70 и М2=2,48), на достоверно значимом уровне — более низкие значения самоинтереса и ожидания положительного отношения других (табл. 3).

Таким образом, асоциальные подростки ожидают в большей степени, чем просоци-альные, антипатичного отношения к себе, имеют установку на самообвинение, сопровождаемое внутренней напряженностью и открытостью к восприятию отрицательных эмоций; ощущают потерю ценности собственной личности, интереса к своему «Я» и хуже понимают себя, свои достоинства и недостатки, возможности и способности. Они склонны недооценивать себя в ходе выполнения тех или иных заданий или при включении в субъект-субъектные отношения.

При этом пик становления самоинтереса у асоциальных подростков отмечается к 16

годам, в то время как лучшее понимание себя ими происходит к 15 годам, в отличие от их просоциальных сверстников, у которых максимальные значения показателя самопонимания фиксируются уже в 14 лет.

Имея в целом менее благоприятный фон эмоционально-ценностного отношения к себе, асоциальные подростки, в отличие от просоциальных, отмечают у себя несколько меньшую проблемную нагруженность по ряду жизненных областей. В частности, это касается проблем в области «будущего», «взаимоотношений с противоположным полом», отношения к свободному времени и школьных проблем. Объяснением этого могут служить высокая включенность механизмов психологической защиты, с одной стороны, и низкий уровень самопонимания, с другой.

Вместе с тем проблемы, связанные с взаимоотношениями с родителями и со своим собственным «Я», переживаются ими как более значимые, чем просоциальными подростками (табл. 4).

В нашей работе мы исходили из предположения, что негативный фон самоотноше-ния служит психологическим основанием асоциальности подростков. Другими словами, отрицательная модальность самоотно-шения подростков является субъективным условием негативных переживаний проблем и находит свое проявление в асоциальном поведении подростков.

Таблица 3

Значимость различий по показателям «самоинтереса», «самопонимания» и «ожидания положительного отношения других» между просоциальными и асоциальными подростками (средние значения, М)

Показатели Просоциальные подростки Асоциальные Подростки t Р

Самоинтерес 5,25 4,88 2,323 0,021

Самопонимание 2,70 2,48 1,595 0,112

Ожидание положительного отношения других 9,32 8,72 2,430 0,016

Таблица 4

Озабоченность проблемами в разных жизненных областях у подростков с просоциальным и асоциальным поведением ^ = 411), в баллах (таблица средних значений и рангов)

Ранг Подростки с просоциальным поведением (п = 260) Балл Подростки с асоциальным поведением (п = 151) Балл

1 Будущее* 3,12 Взаимоотношения с родителями 2,94

2 Взаимоотношения с родителями 2,89 Будущее* 2,87

3 Сверстники 2,73 Сверстники 2,54

4 Свободное время 2,51 Собственное «Я» 2,49

5 Школа 2,49 Свободное время 2,42

6 Противоположный пол 2,42 Школа 2,37

7 Собственное «Я» 2,36 Противоположный пол 2,29

Средний балл по всем проблемным областям 2,65 2,56

Условное обозначение: * р<0,01

Другими словами, отрицательная модальность самоотношения подростков является субъективным условием негативных переживаний проблем и находит свое проявление в асоциальном поведении подростков. Мы исходили из двух существующих в психологической литературе положений:

1. Внутреннее субъективное отношение личности возникает из реальных объективных отношений и имеет выражение в том или ином переживании, определяя модальность, характер и интенсивность этого переживания.

2. Самоотношение выступает в роли «побудительного мотива» деятельности и поведения личности. Поэтому модальность, «цельность», «уровень сознательности» и другие параметры самоотношения задают тон переживаниям и находят выражение в поведении и деятельности личности.

Наша задача состояла в раскрытии механизма «опосредованного» влияния негатив-

ной модальности самоотношения на проявление асоциальной направленности поведения подростков через переживание ими личностно значимых проблем.

Для проверки данного положения на начальном этапе нами был проведен корреляционный анализ, который позволил установить значимые связи между компонентами самоотношения и озабоченностью проблемами в разных жизненных областях в целом по всей выборке подростков (табл. 5).

Примечательным является тот факт, что все компоненты самоотношения образуют значимые связи с озабоченностью проблемами во всех областях. В первую очередь, это касается компонентов, служащих показателями самоадаптированности (глобальная самооценка, самообвинение, самопри-нятие), а также компонентов, условно обозначенных нами как «субъективные условия» интракоммуникативного процесса (са-моинтерес и самопонимание).

Таблица 5

Корреляционные связи между структурно-содержательными компонентами самоотношения и озабоченностью проблемами в разных жизненных областях в подростковом возрасте

Показа- тели Школа Будущее Взаимоотношение с родителями Сверст- ники Свободное время Противо- положный пол Собст- венное «Я»

СУв(+) -, 262 - 177** -,374

ООД -,270 -,108* -198*** -,231 -,349

СПр(+) -,257 -,287 -,263 -,387

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СРук(+) -,221***

СО(-) 192*** 189*** * * чо ,175** ,360

СИ(+) - 219*** -183** -,180** -,242

СПон(+) 217*** - 227*** -,237 -,289 -,273 -,222*** -,406

ГСо -,409 -150** -,318 -,305 -,285 -,543

Условные обозначения: СУв(+) самоуверенность, ООД ожидание отношения других,

СПр(+) самопринятие, СРук(+) саморуководство, СО(-) самообвинение, СИ(+) самоинтерес, СПон(+) самопонимание, ГСо глобальное самооценка; р<0,1; р<0,05; р<0,01; р<0,001

Примечательным обстоятельством является и то, что между рассматриваемыми переменными устанавливаются значимые отрицательные связи (за исключением самообвинения). Действительно, отрицательная модальность самоотношения подростков имеет выражение в отрицательных переживаниях, связанных с той или иной личност-но значимой для подростка проблемой или проблемами. Среди структурных компонентов самоотношения, оказывающих наибольшее влияние в качестве «стимула» на проблемную озабоченность подростков, нами выделяются: 1) самопонимание; 2) глобальная самооценка; 3) самообвинение.

При этом максимальное количество корреляционных связей устанавливается фактически между всеми рассматриваемыми компонентами самоотношения и озабоченностью проблемами, связанными с собственным «Я». Это обстоятельство указывает на то, что негативный фон самоотношения (неудовлетворенность своими возможностями, сомнения в способности вызывать уважение других по отношению к своей личности, неодобрение своих планов и поступков, установка на сомообвинение и др.),

в первую очередь сказывается на повышенной озабоченности проблемами, связанными со своей личностью (проблема своей внешности, одиночества, субъективной ненужности, бесполезности своего существования и др.). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что озабоченность теми проблемами, которые связаны с осуществлением социальных контактов подростка с другими людьми, отмечается на фоне низких значений по шкале «Ожидание отношения других». То есть такие подростки заведомо ожидают антипатического отношения к себе от других, отрицание ими своих внутренних качеств, достоинств и возможностей.

Итак, на основании теоретического анализа и проведенного корреляционного анализа мы установили, что проблемные переживания подростков проявляются на фоне негативного самоотношения, раскрываемого через отрицательную модальность его структурно-содержательных компонентов. То есть отрицательное самоотношение служит психологическим «фоном», на котором проявляются негативные проблемные переживания подростков в тех или иных лично-

стно значимых областях, в первую очередь, проблемы, связанные с собственной личностью подростка.

Установив связь между особенностями самоотношения и проблемными переживаниями, мы перешли к рассмотрению влияния негативной модальности самоотноше-ния на особенности поведения подростков по критерию «просоциальность/ асоциаль-ность». Для этого мы прибегали к эмпирической процедуре по установлению значимых различий между просоциальными и асоциальными подростками по показателям самоотношения (1-критерий Стьюдента для независимых выборок).

В ходе исследования было отмечено, что у асоциальных подростков (М2) значимо чаще, чем у просоциальных (М1), отмечается негативный фон самоотношения по показателям самоуверенности (М1=5,38, М2=4,86, t=2,833, р=0,005), самообвинения (М1=10,61, М2=11,24, 1=2,222, р=0,027), са-моинтереса (М1=5,25, М2=4,88, 1=1,600, р=0,021).

Таким образом, можно констатировать, что факты неуверенности в себе, неудовлетворенности своими возможностями, непонимание своих истинных желаний, потеря

интереса к своему внутреннему миру создают психологические условия для негативных переживаний асоциального подростка и подталкивают его к выбору неадекватных, общественно неприемлемых способов поведения.

В заключение на основании полученных нами данных следует отметить, что негативный фон самоотношения подростков, раскрываемый через самодезадаптацию, затрудненность процесса интрокоммуника-ции, отражается в отрицательных переживаниях проблемных областей и влияет на выбор, в первую очередь, асоциального поведения подростка, то есть проявляется в его социальной дезадаптации. К этому следует добавить и влияние негативных ситуационных факторов (негативная семейная обстановка, сопровождаемая частыми конфликтами, беспочвенными наказаниями, игнорированием личности ребенка, его вседозволенностью) на развитие и воспитание асоциального подростка. При таких условиях подросток не усваивает правовые нормы поведения, закрепленные в обществе, и прибегает к своим выработанным тактикам поведения, отражающим его «социальную незрелость».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. 151 с.

2. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.

3. Костяшкин Э. Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М.: Знание, 1971. 45 с.

4. Пежемская Ю. С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска: Дис. ... канд. психолог, наук. СПб., 2001.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 319 с.

REFERENCES

1. Almazov B. N. Psihologicheskaja sredovaja dezadaptatsija nesovershennoletnih. Sverdlovsk: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 1986. 151 s.

2. Dragunova T. V. Podrostok. M.: Znanie, 1976. 96 s.

3. Kostjashkin E. G. Individual'naja rabota v shkole s trudnymi podrostkami. M.: Znanie, 1971. 45 s.

4. Pezhemskaja Ju. S. Formirovanie motivatsionno-volevoj sfery podrostkov i junoshej grupp social'nogo riska: Dis. ... kand. psiholog. nauk. SPb., 2001.

5. RemshmidtH. Podrostkovyj i junosheskij vozrast: Problemy stanovlenija lichnosti. M.: Mir, 1994. 319 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.