Научная статья УДК 343.2.7
ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
МОБИЛЬНОСТИ
Василий Евгеньевич Трофимов
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
Аннотация. В научной статье осуществляется исследование дорожно-транспортных преступлений и правонарушений, совершенных с участием лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности. В ходе работы рассматриваются статистические данные, связанные с дорожно-транспортным травматизмом, при этом особое внимание уделяется участившимся случаям травматизма, произошедшим при помощи данных средств передвижения. Автором анализируется судебная практика привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, управляющих ими. Предлагаются направления совершенствования отечественного законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, дорожно-транспортные преступления, электрический самокат, транспортное средство, электрический двигатель.
Для цитирования: Трофимов В.Е. Особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 111-117.
FEATURES OF BRINGING TO CRIMINAL RESPONSIBILITY OF PERSONS MANAGING MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY
Vasily E. Trofimov
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia
Abstract. The presented scientific article is a study of road traffic crimes and offenses committed with the participation of persons managing means of individual mobility. In the course of the work, statistical data related to road traffic injuries are considered, with special attention being paid to the increased cases of injuries that occurred with the help of these vehicles. The author analyzes the judicial practice of bringing to administrative and criminal responsibility the persons managing them. The directions of improvement of domestic legislation in this area are proposed.
Keywords: means of individual mobility, road traffic crimes, electric scooter, vehicle, electric motor.
For citation: Trofimov V.E. Features of bringing to criminal responsibility of persons managing means of individual mobility // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. 2022. No. 4(93). Р. 111-117.
Транспорт и его система во все времена выступают одним из ключевых элементов экономики, а следовательно, удостаиваются повышенного государственного внимания. Такое внимание заключается не только в развитии транспортной отрасли непосредственно, но и в совершенствовании законодательства, регулирующего данную сферу. Тесное взаимодействие административного и уголовного закона позволяет наиболее полно использовать арсенал существующих правовых мер противодействия дорожно-транспортным нарушениям.
Тем не менее в течение последнего десятилетия зафиксировано 2 123 849 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых пострадали 2 680 254 человека, из них 274 818 получили травмы, не совместимые с жизнью [1, с. 3]. Одной из наметившихся устойчивых тенденций выступает увеличение количества зарегистрированного автомобильного транспорта в России - с 34 млн единиц в 2007 году до практически 60 млн единиц в 2017. При этом стоит отметить постоянный рост этого показателя, что, в свою очередь, повышает нагрузку на транспортную инфраструктуру и провоцирует рост нарушений в рассматриваемой сфере. Экономическому сектору России в результате различного рода ДТП и их последствий причиняется значительный урон, который, по оценкам экспертов, может составлять 4-5% валового национального продукта. При этом дополнительного внимания заслуживает то обстоятельство, что более 70% потерпевших, получивших смертельные ранения в результате ДТП, находились в трудоспособном возрасте. В этом случае необходимо учитывать невосполнимые потери, которые образовались в результате непроизведенного материального и интеллектуального продукта [2, с. 3].
Однако развитие науки и техники позволяет человечеству создавать дополнительные виды транспорта, а также совершенствовать и модернизировать уже имеющиеся многие годы образцы, делая передвижение на них удобнее, экономичнее, быстрее. Во многом именно с этим связано появление значительного количества различных электрических транспортных средств (далее - ТС): электросамокатов, гиробордов, гироскутеров, моноколес, сегвеев, электрических роликовых коньков, электровелосипедов, электроскейтов и т. п. Популярность нового электрического транспорта подтверждается данными института территориального планирования «Урбаника», согласно которым количество электросамокатов в российских шеринговых сервисах превысило число велосипедов еще в 2019 году [3, с. 60]. Вполне естественной представляется необходимость регулирования правоотношений, которые возникают в связи и по поводу эксплуатации перечисленных средств, начиная с определения, указывающего, какие именно средства обладают присущими только им признаками.
Данная работа проведена Министерством транспорта России, которым разработан Проект постановления Правительства, предусматривающий ряд изменений в Правилах дорожного движения1 (далее - ПДД). Указанный Проект различные виды электрических ТС объединяет в категорию «средства индивидуальной мобильности» (далее - СИМ).
Проведенная работа не осталась без внимания, и Правительство России внесло ряд изменений в ПДД . Значительным достижением новой редакции Правил следует считать то, что электросамокаты и различные виды их электрических аналогов получили свое нормативное закрепление и официально определены как СИМ. Кроме того, изменения коснулись и правил управления вышеуказанными средствами, что, несомненно,
1 О внесении изменений в постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [Электронный ресурс]: Проект постановления Правительства Рос. Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации:постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769 // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2022 г. - № 41. Ст. 7100.
способствует качественным изменениям на дороге, а также вносит ясность в их действия.
Так, лица, использующие СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов или при выезде из жилой зоны уступить дорогу иным участникам дорожного движения и др. При этом обязательным условием применения данных средств является наличие фар или фонарей. Особое внимание необходимо обратить на определенные возрастные ограничения. Лица в возрасте от 7 до 14 лет должны использовать СИМ только в пределах пешеходных зон, а младше 7 лет - только в сопровождении взрослых. Вполне обоснованным видится ввод ряда технических ограничений к СИМ, например, при использовании в пешеходной зоне их масса не должна превышать 35 кг. Ограничена скорость движения таких средств и составляет не более 25 км/ч; подчеркивается необходимость поддержания скоростного режима исходя из приоритета пешеходов. При этом запрещается совершать обгон или объезд ТС с левой стороны в случаях использования СИМ на правом крае проезжей части. Движение в таких случаях должно осуществляться только в один ряд.
ПДД пополнились специальными дорожными знаками. Внесенные изменения содержат подробное описание требований, соблюдение которых обеспечит комфортное и безопасное использование СИМ как для лиц, управляющих данными средствами, так и для других участников дорожного движения. Понятные правила их применения уже продолжительное время были необходимы как для правовой системы государства, так и для общества, которое все более широко использует любые современные достижения науки и техники. Базовым критерием эффективности нормотворчества выступает своевременность, которая, в свою очередь, не только вовремя устраняет возможные пробелы права, но и регулирует правоотношения, которые только начали складываться и будут в дальнейшем интенсивно развиваться. Необходимость нормативного регулирования представленных правоотношений подтверждается объективной действительностью. Однако вступление в силу вышеуказанных изменений определено с 1 марта 2023 года, оставляя без нормативной регуляции значительный промежуток времени.
В статистических показателях дорожно-транспортной преступности все заметнее становится роль лиц, управляющих такими СИМ. В 2021 году зарегистрировано 672 ДТП с их участием, что на 67% больше, чем в 2020. При этом в результате таких происшествий погибли 20 человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, что представляет собой рост более чем на 185% по сравнению с 2020 годом. Ранения различной степени тяжести получили 704 человека, среди которых 133 ребенка в возрасте до 16 лет.
Следует отметить, что разница в технических характеристиках СИМ определила необходимость различного учета ДТП с их участием. Так, при учете СИМ как персонального электрического средства передвижения малой мощности зарегистрировано 483 ДТП, в которых погибли 11 и ранены 509 человек. Особенностью регистрации указанных ДТП выступает то, что лицо, осуществляющее управление средством передвижения, определяется как пешеход. Именно в связи с этим такого рода происшествия фиксируются как наезд на пешехода.
При регистрации ДТП с участием СИМ, электрический двигатель которых по своим характеристикам соответствует мопеду, лицо, управляющее им, определяется в качестве водителя. За 2021 год зарегистрировано 189 ДТП с участием вышеприведенных средств, в них погибли 9 человек, 195 получили различные ранения. Большая часть такого рода происшествий регистрировалась как столкновение ТС.
Обращая внимание на место совершения преступления, стоит отметить, что 98% ДТП с участием СИМ зарегистрировано в границах населенных пунктов. Во многом это связано с тем обстоятельством, что в городах получили широкое распространение сервисы краткосрочной аренды СИМ (кикшеринг). Значительную часть
пострадавших в результате ДТП с участием СИМ представляет собой группа лиц в возрасте от 20 до 34 лет.
Среди лиц, управляющих СИМ и ставших участниками ДТП, только 5% находились в нетрезвом виде. По такому относительному показателю они опережают велосипедистов и пешеходов, однако заметно отстают от нетрезвых водителей мототранспорта (кроме мопедов с электродвигателем).
Более половины (65%) погибших приходится на случаи использования СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт [4, с. 84].
Между тем в настоящее время законодательно закрепленных определений или эксклюзивных правил эксплуатации для таких СИМ не применяется, что негативно сказывается на судебно-следственной практике.
Наличествуют судебные решения, которые не относят электросамокаты и другие СИМ к числу транспортных.
Так, А. управлял электросамокатом без государственного регистрационного знака, мощностью 500 Ватт, который при этом может развивать максимальную скорость 55 километров в час, в состоянии алкогольного опьянения. В судебном решении отмечено, что к ТС, подлежащим государственной регистрации, электросамокат не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), применительно к другим статьям гл. 12 Кодекса, ТС признано быть не может. На основании вышеизложенного определено, что и управляющий электросамокатом А. не может рассматриваться в качестве водителя ТС, а следовательно, и признаваться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ1.
Представляют интерес решения, инициирующие переквалификацию действий лица, управляющего электрическим самокатом в нетрезвом виде.
Так, Ш. осуществлял управление электрическим самокатом мощностью 200 Вт и максимальной скоростью 20 км/ч в состоянии алкогольного опьянения. Рассмотрение административного материала позволило суду принять решение о переквалификации с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ. В обосновании указано, что Ш. использовал электросамокат, который нельзя отнести к какому-либо ТС, в качестве передвижения, управление им в состоянии алкогольного опьянения образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. При этом участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, а также должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда2.
Однако судебной практике знакомы и иные подходы в определении статуса СИМ, что подтверждается соответствующими решениями, которые с учетом мощности и скорости признают электрический самокат механическим ТС, приравнивая его к мопедам (категория ТС «М») , следовательно, для управления им, в соответствии с законодательством, необходимо наличие специального права.
Привлечение к административной ответственности за управление ТС в состоянии опьянения получило дополнительное внимание с момента возрождения в июле 2015 года института административной преюдиции в данной сфере и дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ст. 2641.
1 Решение судьи Советского районного суда города Казани от 9 декабря 2019 г. № 12-1983/2019 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/hYuk9vCW345v/ (дата обращения: 08.07.2022).
2 Постановление от 08.07.2015 мирового судьи судебного участка № 3 города Ливны и Ливенского района Орловской области [Электронный ресурс]. URL:https://sudact.ru/magistrate/doc/cZIeh5Y45TZt/ (дата обращения: 08.07.2022).
3 Официальный сайт Прокуратуры Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_72/mass-media/news?item=74694518 (дата обращения: 08.07.2022).
В настоящее время складывается ситуация, когда лицо, управляя в нетрезвом виде СИМ определенной мощности, может быть привлечено не только к административной ответственности, но и впоследствии к уголовной. При этом четких разъяснений на этот счет ни законодательством России, ни Пленумом Верховного Суда России нет. Однако стоит отметить, что Верховным Судом России вынесено решение от 30 марта 2022 года, в котором указано на отсутствие противоречий в действующем законодательстве России в части отнесения некоторых СИМ к транспортным. При этом ДТП, произошедшие в результате нарушения ПДД лицами, управляющими СИМ, и повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть участников, должны быть квалифицированы по соответствующим пунктам и частям ст. 264 УК РФ. Так, житель г. Тюмени приговором Ленинского районного суда признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 2641 УК РФ, за управление в нетрезвом виде электрическим самокатом в декабре 2021 года. Установлено, что ранее, в декабре 2020 года, он привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26. КоАП РФ1. Факты привлечения лиц, управляющих СИМ, в которых наличествует электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и (или) максимальная конструктивная скорость которых более 50 км/ч, к уголовной ответственности в соответствии со ст. 264 и 2641 УК РФ являются законной и обоснованной практикой.
Подобные разъяснения приводятся различными подразделениями Госавтоинспекции, обращающими свое внимание на то обстоятельство, что некоторые устройства, схожие по конструкции с СИМ, могут иметь электродвигатель, обладающий вышеуказанными показателями, следовательно, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» такие СИМ относятся к мототранспортным средствам категории I и должны соответствовать требованиям ТР ТС 018/2011 , а значит, для управления ими необходимо наличие специального права управления ТС категории М или А . В данном случае можно сделать вывод о возможности совершения угона электрического самоката, ответственность за который предусмотрена ст. 166 УК РФ. Следует отметить, что около 70% угонов осуществляется лицами, которые на момент совершения преступного деяния находятся в нетрезвом виде [5, с. 375].
Приведенные выше примеры судебной практики свидетельствуют об отсутствии единого подхода в определении места СИМ в уголовно-правовых отношениях. Такая ситуация стала возможной во многом из-за отсутствия конкретно определенного правового статуса СИМ, что порождает определенные споры среди правоприменителей при принятии судебных и иных решений. Несомненно, в установлении правового статуса вышеуказанных средств поможет определиться цель их создания и использования, а именно отдых в местах, удаленных от дорог общего пользования, или применение по аналогии с мопедом и т. п. [6, с. 92-93]. Нормативный дефицит рассматриваемой сферы правоотношений схож по своей сути с еще одним быстроразвивающимся направлением в транспорте - беспилотными ТС. Однако уже несколько лет государство активно включилось в регулирование этой перспективной отрасли автомобильного производства и использования. Полученный опыт, а также примеры зарубежных стран, которые уже начали активное законодательное регулирование функционирования СИМ, помогут внедрить их в жизнь современного российского общества. Дополнительные меры безопасности способствуют привлечению внимания участников дорожного движения
Официальный сайт Прокуратуры Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_72/mass-media/news?item=74694518 (дата обращения: 08.07.2022).
2Отделение пропаганды ОГИБДДУМВД России по г. Екатеринбургу [Электронный ресурс]. URL: https://екб.66.мвд.рф/news/item/24383725/?year=2021&month=8&day=2 (дата обращения: 08.07.2022).
3 Госавтоинспекция по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL:https://78.мвд.рф/news/item/29755560/ (дата обращения: 08.07.2022).
к лицам, использующим СИМ, в особенности к несовершеннолетним. Применение индивидуальных средств защиты обеспечит снижение тяжести дорожно-транспортного травматизма среди указанной категории лиц, а светоотражающие жилеты привлекут внимание к новому участнику движения [7, с. 53].
Совершенствование и модернизация современного российского законодательства в исследуемой сфере, как и в любой другой, должны осуществляться системно, регулирование вновь возникающих правоотношений происходить своевременно, чему поспособствует создание наиболее универсальных норм, действие которых могло бы распространяться на изменяющийся или возникающий впервые предмет правоотношений [8, с. 138].
В условиях повышенной роли транспортных средств в повседневной жизни людей, установленные законодателем нормативные рамки способствуют выработке единой судебно-следственной практике, устранению противоречий и споров, оказывающих негативное влияние на многие отрасли юридической науки [9, с. 21].
1. Квалификация преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: учебное пособие / М. В. Бавсун, К. Н. Карпов, С. А. Комарикова. Омск: Омская академия МВД России, 2020. 84 с.
2. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография. М.: Проспект, 2018. 256 с.
3. Ноговицина Е. Н. К вопросу о проблеме эксплуатации средств индивидуальной мобильности в части соблюдения ПДД РФ // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 1(90). С. 59-65.
4. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦБДД МВД России», 2022, 126 с.
5. Беспилотники на дорогах России (уголовно-правовые проблемы): монография / под ред. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2022. 520 с.
6. Вальтер А. В. Актуальные проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2(17). С. 87-95.
7. Волков П. А. Средства индивидуальной мобильности: вопросы теории и практики использования // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С. 51-55.
8. Зенкова Ю. Е. Особенности определения административно правового статуса пользователей средств индивидуальной мобильности в качестве участников дорожного движения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11-1(62). С. 136-138.
9. Баранчикова М. В. Транспортные средства как предмет преступлений, совершенных из корыстных побуждений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2021. № 1(86). С. 20-26.
1. Kvalifikaciya prestupny'x narushenij pravil dorozhnogo dvizheniya i e'kspluatacii transportny'x sredstv: uchebnoe posobie / M. V. Bavsun, K. N. Karpov, S. A. Komarikova. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2020. 84 s.
2. Chuchaev A.I., Pozharskij A.Yu. Transportny'e prestupleniya: ponyatie, vidy\ xarakteristika: monografiya. M.: Prospekt, 2018. 256 s.
3. Nogovicina E. N. K voprosu o probleme e'kspluatacii sredstv individuaFnoj mobilnosti v chasti soblyudeniya PDD RF // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2022. № 1(90). S. 59-65.
4. Dorozhno-transportnaya avarijnosf v Rossijskoj Federacii za 2021 god. Informacionno-analiticheskij obzor. M.: FKU «NCzBDD MVD Rossii», 2022, 126 s.
5. Bespilotniki na dorogax Rossii (ugolovno-pravovy'e problemy'): monografiya / pod red. A.I. Chuchaeva. M.: Prospekt, 2022. 520 s.
6. Val'ter A. V. Aktual'ny'e problemy' kvalifikacii prestuplenij, predusmotrenny'x stat'ej 264.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Vestnik Tyumenskogo instituta povy'sheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2021. № 2(17). S. 87-95.
7. Volkov P. A. Sredstva individual'noj mobil'nosti: voprosy' teorii i praktiki ispol'zovaniya // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. 2021. № 1. S. 51-55.
8. Zenkova Yu. E. Osobennosti opredeleniya administrativno pravovogo statusa pol'zovatelej sredstv individual'noj mobil'nosti v kachestve uchastnikov dorozhnogo dvizheniya // Mezhdunarodny'j zhurnal gumanitarny'x i estestvenny'x nauk. 2021. № 11-1(62). S. 136-138.
9. Baranchikova M. V. Transportny'e sredstva kak predmet prestuplenij, sovershenny'x iz kory'stny'x pobuzhdenij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2021. № 1(86). S. 20-26.
Информация об авторе
Василий Евгеньевич Трофимов. Преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
Information about the author
Vasily E. Trofimov. Lecturer of the Department of Criminal Law, Criminology and Psychology.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, 2 Ignatov str.
Статья поступила в редакцию 08.07.2022; одобрена после рецензирования 19.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.
The article was submitted July 8, 2022; approved after reviewing october 19, 2022; accepted to the writing of the article for publication november 1, 2022.