Об отдельных вопросах виктимологической профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов и средств индивидуальной мобильности (СИМ)
Багуцкий Николай Владимирович,
доцент кафедры уголовного права и криминологии, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
E-mail: sociology_sar@mail.ru
Дадаева Юлия Владимировна,
доцент кафедры уголовного права и криминологии, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
E-mail: juli-dadaeva@list.ru
В статье предпринята попытка, осмыслить проблему викти-мизации пешеходов, в контексте все большего распространения средств индивидуальной мобильности (далее СИМ). Складывающаяся негативная динамика увеличения травматизма и смертности пешеходов в дорожно-транспортных происшествиях с участием СИМ, обусловила необходимость в рефлексии СИМ, как фактора виктимизации пешеходов и разработку виктимологической профилактики такого рода дорожно-транспортных происшествий. В работе затронуты такие факторы виктимизации пешеходов, как: превышение максимально допустимой скорости движения СИМ; сложность идентификации СИМ и лиц ими управляющих; низкая культура управления СИМ; низкая заметность СИМ для других участников дорожного движения; низкая культура пешеходного движения. Анализ данных факторов позволил авторам прийти к определению мер виктимологической профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ и пешеходов, среди которых: меры законодательного, правоприменительного, организационного, технического, воспитательного и образовательного характера.
Ключевые слова: виктимность, виктимологическая профилактика, средства индивидуальной мобильности, пешеход, дорожно-транспортное происшествие.
S2
со см о см
1Л
Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности демонстрирует неуклонную тенденцию к росту. По данным ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России», если в 2019 году таких ДТП было меньше полутора сотен, то в 2022 году - 941, а погибших в них - 19 человек [1, с. 88]. Наметившаяся негативная тенденция напрямую связана с увеличением числа СИМ на дорогах, что в свою очередь обусловлено, как их возросшей экономической доступностью, так и популяризацией данной разновидности транспортных средств (далее - ТС), как в сферах личного, так и коммерческого применения. Особенно активно растет рынок аренды самокатов, демонстрирующий 60% рост в год, что опережает мировые темпы в 4 раза [2]. К 2025 году их численность может вырасти до 439 тысяч электросамокатов, при этом, количество частных ТС на электротяге составляет около трехсот тысяч» [3].
Возросшая виктимность пешеходов в новых условиях обусловливает потребность, как факторов повышающих виктимность пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях с участием СИМ, так и разработки комплекса мер, направленных на снижение виктимности.
Под виктимностью принято понимать свойство, как конкретного человека, так и группы лиц иметь повышенную возможность жертвой преступления или правонарушения, при возникновении неблагоприятных обстоятельств [4, с. 40].
В свою очередь под виктимологической профилактикой мы будем понимать совокупность общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на выявление и снижение индивидуальной и массовой виктимности посредством устранения негативных виктимных предрасположений, активизации защитных возможностей потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности [5, с. 54].
В ходе исследования нами были выявлены следующие факторы виктимизации пешеходов, как одного из участников дорожного движения, а также определены меры, направленные на ее профилактику:
Превышение максимально допустимой скорости движения СИМ
Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 марта 2023 года, максимальная скорость движения СИМ не может более 25 км/ч (п. 24.6 Правил дорожного
движения [6] (далее - ПДД). Стоит заметить, что при прочих равных, при столкновении всегда больше страдает объект, имеющий меньшую массу и скорость движения, т.е. в большинстве случаев - это пешеход. В сети Интернет доступны ролики, где стоящего человека сбивает бегун, скорость которого, судя по кадрам вряд ли была выше 20 км/ч, а вес не превышал 80 кг., но этого вполне хватило, чтобы сбитого отбросило на расстояние 2 метров [7]. В случае же столкновения с СИМ, к 35 кг максимального веса самого транспортного средства добавляем, как минимум 50 кг взрослого лица, управляющим СИМ и получаем минимальную цифру в 85 кг объекта, движущегося с предельной скоростью 25 км/ч. При этом, тяжесть последствий при прочих равных усугубится ударным воздействием на пешехода самого СИМ. Проведенные испытания с участием манекена, показали, что при столкновении пешеход испытывает ударные нагрузки в три раза большие по силе, чем лицо управляющее СИМ [8]. А учитывая, то, что ГОСТ 70514-2022 [9] на данный вид ТС введен только 01.02.20023 г., то можно предположить, что далеко не все ввезенные на территорию России СИМ имеют заводское ограничение предельной скорости, а в отдельных случаях и вовсе могут быть подвергнуты и программно-аппаратной модификации со стороны пользователя, то реальные скорости, и, следовательно, тяжесть последствий может быть значительно выше. Примеров, более тяжких последствий, столкновений, лиц, управлявших СИМ и пешеходов, видится намного больше [10, 11].
В этой связи нам видится целесообразным реализация следующих мер законодательного характера:
- введение ответственности, вплоть до уголовной, за программную или техническую модификацию ТС, позволяющую увеличить его максимальную скорость или изменять режим работы. Ответственности должен подлежать не только собственник ТС, но и лицо, которое по его просьбе эту модификацию осуществило. При этом тяжесть наказания должна определяться тяжестью наступивших последствий;
- в ГОСТ 70514-2022 пунктом 8.1, к СИМ (классов 2 и 4), введено требование обязывающее производителей оснащать ТС средствами автоматического контроля скорости, основываясь на данных спутникового позиционирования. При этом единой цифровой карты (действующей на территории всех субъектов), с указанием мест, где и какие будут действовать скоростные режимы - не существует. Отдельные попытки решения этого вопроса предприняты в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и др., а более мелкие населенные пункты такой возможности лишены. В сложившейся ситуации возникает острая необходимость в разработке единого цифрового ресурса, который бы поддерживался в актуальном состоянии. Функционирование такого ресурса требует согласованных усилий органов законодательной, исполнительной власти и производителей СИМ.
Также, следует отметить, что система автоматического контроля скорости, основанная на данных спутникового позиционирования, встречается преимущественно на арендных самокатах, а приобретенные в частном порядке, как правило, лишены такой функции [12]. В таком случае, помимо доос-нащения таких самокатов устройствами автоматического контроля скорости, основанных на спутниковом позиционировании, на помощь могут прийти системы искусственного интеллекта, которые основываясь на показаниях различных датчиков (видео, аудио, гиро, ускорения и т.д.) в соответствии со встроенным алгоритмом способны вмешиваться в процесс управления ТС [13];
- в ГОСТ 70514-2022 п. 3.16 для СИМ (классов 2 и 4), введено требование о реализации производителем «пешеходного режима» в котором максимальная скорость ограничена 8 км/ч. При этом ни сам ГОСТ, ни иные нормативные акты не закрепляют сценариев использования данной функции. Считаем целесообразным законодательно обязать лицо, управляющее СИМ активировать данный режим в условиях плохой видимости, при плохих дорожных условиях или в условиях плотного пешеходного или транспортного потока;
- для повышения дисциплинированности лиц, управляющих СИМ, ориентируясь на опыт Турции в этом вопросе [14], предлагаем также внести изменения в ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения», установив, что к управлению СИМ не допускаются лица младше 16 лет. С 16 до 18 лет разрешается управлять электросамокатом, но при наличии водительского удостоверения категории «М» (мопеды и легкие квадроциклы (с объемом двигателя до 50 куб. см), а с 18 лет не предъявляются требования по наличию водительского удостоверения;
- дополнительное снижение максимальной скорости для малолетних лиц, управляющих СИМ. Здесь согласимся с мнением депутата Госдумы РФ С.В. Бурлако, предлагающего законодательно ограничить максимальную допустимую скорость для несовершеннолетних 20 км/ч [15]. Схожей точки зрения придерживается и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова [16].
Сложность идентификации СИМ и лица им управлявшего, в случае нарушениям им норм российского законодательства
Обозначенная проблема определяет возможность для лиц, управляющих СИМ быть привлеченным к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности в случае, если они стали виновникам ДТП, нарушили административное законодательство (например, превысили максимально допустимую скорость движения) или причинили моральный, физический или материальный вред.
5 -о
сз ж
■с
В настоящее время, если лицо, управлявшее СИМ скрылось с места ДТП только компании предоставляющее услуги аренды СИМ способы обеспечить привлечение таких лиц к ответственности, выдав по запросу следственных органов информацию о местонахождении конкретного СИМ (при необходимости и персональный идентификационный номер СИМ) в тот или ной момент времени, а также данные о лице арендовавшего его. И даже в этом случае речь не идет, ни об оперативном производстве по административным правонарушениям (не говоря уже о его автоматизации при помощи фото-видео фиксации), ни об эффективной реализации оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Также следует отметить то, что если владельцем СИМ является частное лицо, то шансы идентификации СИМ и/или лицо им управлявшее, в подобных условиях и вовсе стремятся к нулю.
В свете вышесказанного актуальной становится процедура государственной регистрации СИМ и оснащение их доступным для визуальной фиксации регистрационным номером. Важным шагом в этом направлении может стать разработка депутатами Государственной думы законопроекта с поправками в закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» [17], согласно которой предполагается, что в течение десяти дней после приобретения СИМ, его владелец должен будет поставить ТС на учет посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, таким образом, не потребуется предоставлять СИМ в Госавтоинспекцию для его постановки на государственный учет. Порядок регистрации СИМ предлагается установить отдельным постановлением правительства. После регистрации, СИМ присваивается государственный регистрационный номер, и владелец СИМ обязан разместить на нем государственный регистрационный знак, соответствующий стандартам. В случае если конструкция СИМ не допускает установки регистрационного номера, то предлагается эксплуатацию такого СИМ на дорогах общего пользования и пешеходных зонах запретить [18]. Полагаем, что реализация данной меры будет способствовать не только привлечению правонарушителей к ответственности уголовной, административной или гражданской, но и выступать в качестве мощного превентивного механизма, в основе которого, лежит осознание лицом управляющим СИМ, реальную возможность его идентификации и привлечения к ответственности.
Очевидно, что реализация данной меры - это дело не одного дня и даже года, и помимо законотворческой работы предстоит серьезная работа по созданию программно-технической инфраструктуры по регистрации и перерегистрации СИМ, выдаче в физическом виде регистрационных — номеров, совмещении баз данных СИМ и других 2 ТС подлежащих государственной регистрации, на-Я стройка средств фото-видеофиксации, наделение ° сотрудников полиции дополнительными полномо-ав чиями по пресечению правонарушений соверша-
емых лицами управляющими СИМ и их задержанию и пр.
Низкая культура управления СИМ
В российском обществе, традиционно характеризующимся развитым правовым нигилизмом, вслед за Н.В. Моджиной, обозначим две его формы:
- правовой негативизм, выражающийся в осознанном игнорировании требований закона, проявляющийся в скептическом отношении к праву, вплоть до полного неверия в его возможности. Здесь, действенной мерой его снижения может стать только система реально работающих законодательных, правоприменительных, организационных и технических механизмов основанных на принципах законности, равенства, целесообразности и неотвратимости наказания.
- правовой инфантилизм, который выражается в пробельности, недоразвитости и несфор-мированности правовых взглядов, установок, знаний, представлений. Для решения данной проблемы требуется всеобъемлющая работа со всеми субъектами (начиная от семьи, и заканчивая деятельностью по виктимологической профилактике со стороны государственных органов) имеющих отношение к формированию правильных правовых взглядов, установок, знаний, представлений [19, с. 458]. Обозначим наиболее актуальные направления
этой работы. Во-первых, это вовлечение в данных процесс школ. Варианты реализации могут быть различными: от урочных (как это, например, было реализовано в некоторые годы существования советской образовательной системы, в формате «юных инспекторов движения» [20]) и, следовательно, обязательных, до внеурочных занятий (факультативных). Первый вариант представляется более предпочтительным, поскольку позволит увеличить охват детской аудитории, а само изучение теории и практики управления СИМ может стать частью более общего курса по изучению безопасности дорожного движения. К слову, подобная инициатива, только в форме внеурочных занятий уже нашла свою реализацию в ряде школ Москвы [21]. Вариант организации факультативных занятий на базе школ для детей предложили в Министерстве транспорта Российской Федерации, а в Госдуме предложили распространить эту инициативу и на взрослых [22].
Стоит также отметить и приверженность значительного числа российских граждан идее организации соответствующих курсов для школьников. Так, 48% из принявших участие в опросе, высказались в пользу изучения ПДД в рамках школьной программы. А 27% опрошенных полагают, что полезным могло бы стать моделирование дорожных ситуаций и разбор правонарушений на классных часах [23].
Другим важным субъектом формирования правовой культуры использования СИМ является се-
мья. Примечательно здесь, что по данным ВЦИОМ, лишь чуть более половины граждан (53%) считают ключевым фактором формирования нужных качеств у своих детей. В этой связи актуализируется потребность в работе с семьями, которые наряду со школами прививали бы подросткам правильные установки и ориентиры в части использования СИМ на дорогах общего пользования. Реализовы-ваться это может, например, в формате классных часов, в рамках которых, сотрудники ГИБДД, общественные организации, неравнодушные родители или сам педагог доносили бы до родителей правовые, моральные, технические и медицинские аспекты управления СИМ, с акцентом на правовые последствия для родителей и самого несовершеннолетнего лица, управлявшего СИМ и совершившего административное, уголовное правонарушение или гражданско-правой деликт. В этой связи, ряд авторов совершенно справедливо призывает использовать наглядные средства демонстрации последствий подобных ДТП, например в формате видеофильмов о причинах и последствиях ДТП с участием детей и подростков [4, с. 42].
Другим проблемным моментом здесь выступает недооценка значительной частью граждан правовых последствий причинения при управлении СИМ охраняемым законами РФ правам и интересам других субъектов. В частности, существует стереотип, что СИМ не относится к категории источников повышенной опасности и, следовательно, не порождает целый ряд правовых последствий для лица им управляющего. Это, безусловно, ошибочное мнение, поскольку судебная практика говорит о том, что суды все чаще признают СИМ источником повышенной опасности [25, с. 120-121]. Следует оговориться, что поскольку исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен и установлен быть не может, возможность отнесения того или иного СИМ к источникам повышенной опасности сопряжена с оценкой соответствия конкретного СИМ требованиям к колесным транспортным [25]. Таким образом, мы можем говорить о возможности применении к лицам управляющими СИМ, как минимум ст. 1079 ГК РФ [26] и ст. 264 УК РФ [27].
Признание СИМ (пусть и в каждом случае - это будет происходить индивидуально) источником повышенной опасности, позволяет более эффективно урегулировать правоотношения, возникающие не только с участием пешеходов, но и с участием владельцев других ТС являющиеся источниками повышенной опасности, среди которых лица управляющие другими СИМ, велосипедами, мопедами, мотоциклами, гужевыми повозками, автомобилями и пр. Считаем, что и сами велосипеды (электровелосипеды с 1 марта 2023 года относятся к СИМ пунктом 1.1. ПДД, как «иные аналогичные устройства») имеет смысл приравнять к СИМ, учитывая схожесть выполняемых функций и повышенную опасность (см. аргументацию здесь [24, с. 122]). Говоря о СИМ, речь главным образом идет не столько о восстановлении нарушенного права,
сколько о превенции действий, которые могут привести к его нарушению, в силу осознания субъектом, повышенной ответственности за те или иные противоправные действия или бездействия.
Низкая заметность СИМ
Если с визуальной заметностью СИМ вопросы если и остаются, то они либо решаются, либо решаемы относительно просто (оснащением их световозвра-щающими элементами, фарами, фонарями, специфической экипировкой и пр.), то со звуковой заметностью СИМ дело обстоит гораздо хуже.
Практически бесшумное передвижение транспорта на электротяге не позволяет другим участникам дорожного движения заблаговременно подготовиться к встрече с ним (путем изменения скорости или траектории движения), что резко повышает риск непреднамеренного столкновения. В связи с этим, предлагаем дополнить ГОСТ Р 70514-2022, требованием к производителю оснащать СИМ независимо от класса, устройством, обеспечивающим его однозначное звуковое обозначение. При этом звук, обозначающий СИМ должен включаться автоматически при начале движения и быть стандартным для любого ТС. Опционально можно предусмотреть возможность автоматического изменения громкости звука, в зависимости от уровня фоновых звуков. К слову, о подобной отечественной разработке шла речь еще в 2020 году [28].
Низкая культура пешеходного движения
Говоря о пешеходах, как об одном из участников дорожного движения, следует отметить традиционное приуменьшение их роли в создании опасных ситуаций и ДТП. Указанная недооценка, связана в первую очередь с их относительно небольшой массой, невысокой скоростью передвижения повышенной маневренностью, что в совокупности значительно снижает силу соударения. Указанные качества действительно серьезно снижают степень опасности пешеходов для иных участников дорожного движения и для себя самих, однако не устраняют этой опасности полностью. Далее обозначим распространенные ситуации, при которых пешеход может представлять опасность для других участников дорожного движения и/или для себя: - труднопредсказуемые перемещения пешехода. Очевидно, что для безопасности дорожного движения требуется соблюдения целого комплекса требований, одним из которых выступает требование предсказуемости траектории движения любого участника дорожного движения, в том числе и пешехода. Выполнение этого требования позволяет участникам дорожного движения заблаговременно предсказывать траекторию движения другого участника(ов) и подстраиваться под нее, изменив свою скорость и/или направление движение. Требование предсказуемости становится тем актуаль-
5 -о
сз ж
■с
нее, чем сильнее возрастает средняя скорость и масса движущихся объектов, что в совокупности резко повышает травмоопасность любых соударений.
Обозначим наиболее типичные ситуации, при которых перемещение пешехода становится мало предсказуемым для лиц управляющих СИМ: совершение зигзаобразных перемещений; неожиданное замедление или ускорение; резкое появление из-за угла; выход из прилегающего к тротуару здания, в поперечном основному потоку направлению; движение против основного потока (например, движение по левой стороне тротуара) и т.д. И если для лиц совершеннолетнего возраста и имеющих нормальный уровень здоровья двигаться по предсказуемой траектории - не составляет особых проблем (хотя и безусловно требует дополнительных энергозатрат), то для несовершеннолетних лиц, лиц пожилого возраста, лиц имеющих проблемы со здоровьем - это представляет значительную трудность. Согласимся здесь с мнением Е.В. Шацких и А.В. Володина, видящих в качестве фактора повышения виктимности пешеходов в их неподготовленности к изменившимся условиям движения транспортных средств, связанной с ограниченными психофизиологическими возможностями человека [29, с. 3]. Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что относительно простого решения этой проблемы - нет, кроме полного запрета движения СИМ по тротуарам или, по крайней мере, обязании их двигаться только по выделенным для этого полосам и дорожкам. Здесь стоит обратить внимание на опыт Турции, которая с 2021 года полностью запретила движение СИМ по тротуарам и пешеходным зонам [30, с. 83]. А в Париже пошли на более радикальные меры, запретив аренду самокатов, после того, как 89% жителей, выразивших свое мнение на референдуме, высказались в пользу соответствующего запрета [31]. Наиболее же радикальное предложение озвучил 3 мая 2023 года председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству А.А. Клишас, предложив запретить езду на электросамокатах на улицах городов, допустив ее только в парках и частных поселках [32]. В целом, подобные настроения в России и мире отражают сложность правового регулирования данного вида ТС, требующих создания соответствующей дорожной инфраструктуры, правового регулирования, систем фиксации правонарушений, формирования культуры пешеходного движения и культуры передвижения СИМ. Очевидно, что с учетом относительно новизны данного социально-правового явления, все вышесказанное находится в зачаточном состоянии и в силу этого приводит к столь радикальным предложениям.
В заключении хотелось бы отметить, что по— явление на дорогах общего пользования СИМ, S2 с одной стороны позволило решить проблему Я транспортной мобильности для определенной ча-° сти граждан, снижает нагрузку на общественный ¡в транспорт, снижает углеродную нагрузку на горо-
да, дало новое дыхание сервисам доставки товаров и пр., одновременно с этим создало и массу проблем, одной из которых является возросшая виктимность пешеходов. Законодательные нововведения и совершенствование правоприменения в этой сфере, безусловно, меняют сферу индивидуальной мобильности в позитивном направлении, делая ее более комфортной и безопасной для всех участников дорожного движения. Тем не менее, остается и масса нерешенных вопросов, которые требуют безотлагательного решения. Очевидно, что решены они могут только путем объединения усилий всех участников данных правоотношений, включая законодателя, правоприменителя, производителей СИМ, общественных организаций, представителей арендных компаний и служб доставки и др.
Литература
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 126 с.
2. Экологичный, но опасный транспорт. Запретят ли электросамокаты в России? - Текст: электронный - URL: // https://rg.ru/2023/04/04/ku-da-dokatilis.html (дата обращения: 10.04.2023).
3. Минтранс хочет посадить самокатчиков за парты - Текст: электронный - URL: // https:// www.pnp.ru/social/mintrans-khochet-posadit-samokatchikov-za-party.html (дата обращения: 11.04.2023).
4. Чепурных О.В. Виктимность пешеходов как детерминирующий фактор дорожно-транспортных преступлений / О.В. Чепурных // Общество и право. 2018. № 4 (66). С. 40-43.
5. Жалкиева О.В. Виктимологическая профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних / О.В. Жалки-ева // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 3 (25). С. 54-58.
6. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
7. Бегун сбил девушку - Текст: электронный -URL: https://www.youtube.com/watch?v=JzcLtG-nU4EI (дата обращения: 18.04.2023).
8. Краш-тест показал опасность электросамокатов для пешеходов - Текст: электронный -URL: https://rg.ru/2021/06/07/krash-test-pokazal-opasnost-elektrosamokatov-dlia-peshehodov.html (дата обращения: 18.04.2023).
9. ГОСТ Р 70514-2022 (национальный стандарт Российской Федерации. Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний) -
Текст: электронный - URL: https://docs.cntd. ru/document/1200194451 (дата обращения: 16.04.2023).
10. В Челябинске самокатчик сбил пенсионерку и уехал - Текст: электронный - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=UCW4NtRGqX0 (дата обращения: 18.04.2023).
11. В Красноярске самокатчик сбил женщину на «зебре» - Текст: электронный - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=Sshi0TZYqqQ (дата обращения: 18.04.2023).
12. «Пешеход нигде не будет в безопасности». Почему ужесточения правил для самокатов недостаточно - Текст: электронный - URL: https:// www.gazeta.ru/auto/2023/03/30/16474495.shtml (дата обращения: 19.04.2023).
13. Искусственный суперинтеллект изменит способ внедрения технологий - Текст: электронный - URL: https://rg.ru/2020/11/23/iskusstvennyj-superinteNekt-izmenit-sposob-vnedreniia-tehnologij.html (дата обращения: 19.04.2023).
14. В Турции ограничили использование самокатов - Текст: электронный - URL: https:// rg.ru/2020/09/14/v-turcii-ogranichili-ispolzovanie-samokatov.html (дата обращения: 19.04.2023).
15. Депутат поддержал ограничение скорости при использовании детьми электросамокатов - Текст: электронный - URL: https://iz.ru/1384973/2022-08-25/deputat-podderzhal-ogranichenie-skorosti-pri-ispolzovanii-elektrosamokatov-detmi (дата обращения: 19.04.2023).
16. Львова-Белова предложила снизить скорость электросамокатов для детей - Текст: электронный - URL: https://ria.ru/20221114/elek-trosamokat-1831328754.html (дата обращения: 19.04.2023).
17. О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5076.
18. СИМ повелеваем: рассматривается вопрос регистрации электросамокатов - Текст: электронный - URL: https://iz. ru/1504568/kirill-sazonov-roman-soldatov/sim-povelevaem-rassmatrivaetsia-vopros-registratcii-elektrosamokatov (дата обращения: 19.04.2023).
19. Моджина Н.В. Правовой нигилизм и правосознание россиян / Н.В. Моджина // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 2. С.455-459.
20. Миссия выполнима: Движение юных инспекторов движения отмечает свое 50-летие - Текст: электронный - URL: https://iz.ru/1479112/kirill-sazonov/missiia-vypolnima (дата обращения: 20.04.2023).
21. Школьников начали обучать вождению электросамокатов - Текст: электронный - URL: https://rg.ru/2022/10/26/reg-cfo/gonki-po-pravil-am.html (дата обращения: 20.04.2023).
22. В Минтрансе предложили включить обучение езды на электросамокате в школьный курс -Текст: электронный - URL: https://www.gazeta. ru/auto/news/2023/04/07/20161423.shtml (дата обращения: 20.04.2023).
23. Дорожно-транспортные происшествия: причины, следствия, профилактика - Текст: электронный - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/dorozhno-transportnye-proisshestvija-prichiny-sledstvija-profilaktika (дата обращения: 20.04.2023).
24. Багуцкий Н. В. К вопросу о правовом статусе средств индивидуальной мобильности и велосипедов / Н.В. Багуцкий, Ю.В. Дадаева // Epomen. Global. 2022. № 28. С. 114-126.
25. Верховный суд РФ разрешил относить электросамокаты к транспортным средствам -Текст: электронный - URL: https://rapsinews.ru/ judicial_analyst/20220330/307839964.html (дата обращения: 21.04.2023).
26. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч. 2): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
27. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
28. Электромобили и самокаты с 2020 года смогут ездить с ревом «КамАЗа» - Текст: электронный - URL: https://ria.ru/20190705/1556226025. html (дата обращения: 21.04.2023).
29. Шацких Е.В. Сокращение дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов / Е.В. Шацких, А.В. Володин // Техника и технология транспорта. - 2020. - № 1(16). С. 1-5.
30. Вислогубова О.И. Международный опыт государственного управления в сфере контроля за передвижением на электросамокатах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. № 6. - С. 81-84.
31. Почему в Париже запрещают аренду электросамокатов - Текст: электронный - URL: https:// rg.ru/2023/04/03/seli-batarejki.html (дата обращения: 21.04.2023).
32. Сенатор Клишас предложил запрет на электросамокаты в городах, исключая парки - Текст: электронный - URL: https://rg. ru/2023/05/03/senator-klishas-predlozhil-zapret-na-elektrosamokaty-v-gorodah-iskliuchaia-parki. html (дата обращения: 21.04.2023).
ON CERTAIN ISSUES OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS INVOLVING PEDESTRIANS AND MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY (MIM)
Bagutsky N.V., Dadaeva Yu.V.
Mid-Volga Branch of the All-Russian State University of Justice (Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of Russia)
The article attempts to comprehend the problem of victimization of pedestrians in the context of the increasing spread of means of individual mobility (hereinafter referred to as MIM). The emerging negative dynamics of the increase in injuries and deaths of pedestrians
5 -a
C3 ж
<
in road traffic accidents involving MIM necessitated the reflection of MIM as a factor in the victimization of pedestrians and the development of victimological prevention of this kind of traffic accidents. The work touches upon such factors of victimization of pedestrians as: exceeding the maximum allowable speed of the IM; the difficulty of identifying and persons managing them; low culture of MIM management; low visibility of MIM for other road users; low culture of pedestrian traffic. The analysis of these factors allowed the authors to come to the definition of measures of victimological prevention of road traffic accidents involving MIM and pedestrians, including: legislative, law enforcement, organizational, technical, educational and educational measures.
Keywords: victimization, victimological prevention, means of individual mobility, pedestrian, traffic accident.
References
1. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022. Informational and analytical review. Moscow: FKU "NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia", 2023. 126 p.
2. Eco-friendly, but dangerous transport. Will electric scooters be banned in Russia? - Text: electronic - URL: // https:// rg.ru/2023/04/04/kuda-dokatilis.html (date of application: 10.04.2023).
3. The Ministry of Transport wants to put scooters at desks - Text: electronic - URL: // https://www.pnp.ru/social/mintrans-khochet-posadit-samokatchikov-za-party.html (accessed: 11.04.2023).
4. Chepurnykh O.V. Victimization of pedestrians as a determinant factor of traffic crimes / O.V. Chepurnykh // Society and law. 2018. No. 4 (66). pp.40-43.
5. Zhalkieva O.V. Victimological prevention of road traffic accidents involving minors / O.V. Zhalkieva // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3 (25). pp. 54-58.
6. On the Rules of the road (together with the "Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety"): Decree of the Government of the Russian Federation No. 1090 of 23.10.1993 // Collection of Acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1993. No. 47. St. 4531.
7. Runner knocked down a girl - Text: email - URL: https://www. youtube.com/watch?v=JzcLtGnU4EI (date of application: 04/18/2023).
8. Crash test showed the danger of electric scooters for pedestrians - Text: electronic - URL: https://rg.ru/2021/06/07/krash-test-pokazal-opasnost-elektrosamokatov-dlia-peshehodov.html (accessed: 04/18/2023).
9. GOST R70514-2022 (national standard of the Russian Federation. Electric means of individual mobility. Technical requirements and test methods) - Text: electronic - URL: https://docs. cntd.ru/document/1200194451 (date of appeal: 04/16/2023).
10. In Chelyabinsk, a scooter knocked down a pensioner and left - Text: electronic - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=UCW4NtRGqX0 (date of appeal: 04/18/2023).
11. In Krasnoyarsk, a scooter rider knocked down a woman on a zebra - Text: electronic - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Sshi0TZYqqQ (accessed: 04/18/2023).
12. "The pedestrian will not be safe anywhere." Why tightening the rules for scooters is not enough - Text: electronic - URL: https:// www.gazeta.ru/auto/2023/03/30/16474495.shtml (accessed: 04/19/2023).
13. Artificial superintelligence will change the way technology is implemented - Text: electronic - URL: https://rg.ru/2020/11/23/ iskusstvennyj-superintellekt-izmenit-sposob-vnedreniia-tehnologij.html (accessed: 04/19/2023).
14. Turkey has restricted the use of scooters - Text: electronic -URL: https://rg.ru/2020/09/14/v-turcii-ogranichili-ispolzovanie-samokatov.html (accessed: 04/19/2023).
15. The deputy supported the speed limit when using electric scooters by children - Text: electronic - URL: https://iz. ru/1384973/2022-08-25/deputat-podderzhal-ogranichenie-skorosti-pri-ispolzovanii-elektrosamokatov-detmi (date of appeal: 04/19/2023).
16. Lvova-Belova proposed to reduce the speed of electric scooters for children - Text: electronic - URL: https://ria.ru/20221114/el-ektrosamokat-1831328754.html (accessed: 04/19/2023).
17. On the State registration of vehicles in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 283-FZ of 03.08.2018 // SZ RF. 2018. No. 32 (Part I). Article 5076.
18. WE hereby command: the issue of registration of electric scooters is being considered - Text: electronic - URL: https:// iz.ru/1504568/kirill-sazonov-roman-soldatov/sim-povelevaem-rassmatrivaetsia-vopros-registratcii-elektrosamokatov (accessed: 04/19/2023).
19. Modzhina N.V. Legal nihilism and legal consciousness of Russians / N.V. Modzhina // Bulletin of Bashkir University. 2010. Vol. 15. No. 2. pp. 455-459.
20. Mission accomplished: The Movement of Young Traffic Inspectors celebrates its 50th anniversary - Text: electronic - URL: https://iz.ru/1479112/kirill-sazonov/missiia-vypolnima (date of application: 04/20/2023).
21. Schoolchildren began to be taught how to drive electric scooters - Text: electronic - URL: https://rg.ru/2022/10/26/reg-cfo/ gonki-po-pravilam.html (accessed: 04/20/2023).
22. The Ministry of Transport proposed to include electric scooter riding training in the school course - Text: electronic - URL: https://www.gazeta.ru/auto/news/2023/04/07/20161423.shtml (date of application: 04/20/2023).
23. Traffic accidents: causes, consequences, prevention -Text: electronic - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/dorozhno-transportnye-proisshestvija-prichiny-sledstvija-profilaktika (accessed: 04/20/2023).
24. Bagutsky N.V. On the issue of the legal status of individual mobility aids and bicycles / N.V. Bagutsky, Yu.V. Dadaeva // Epomen. Global. 2022. No. 28. pp. 114-126.
25. The Supreme Court of the Russian Federation allowed electric scooters to be attributed to vehicles - Text: electronic - URL: https://rapsinews.ru/judicial_analyst/20220330/307839964.html (date of appeal: 21.04.2023).
26. Civil Code of the Russian Federation Part 2 (Civil Code of the Russian Federation Part 2): Federal Law No. 14-FZ of 26.01.1996 // SZ RF. 1996. No. 5. St. 410.
27. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law No. 63-FZ of 13.06.1996 // SZ RF. 1996. No. 25. St. 2954.
28. Electric cars and scooters from 2020 will be able to ride with the roar of "KAMAZ" - Text: electronic - URL: https://ria. ru/20190705/1556226025.html (date of appeal: 04/21/2023).
29. Shatskikh E.V. Reduction of traffic accidents involving pedestrians / E.V. Shatskikh, A.V. Volodin // Technique and technology of transport. - 2020. - № 1(16). Pp. 1-5.
30. Vislogubova O.I. International experience of public administration in the field of control over movement on electric scooters // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2022. No. 6. - pp. 81-84.
31. Why do they prohibit the rental of electric scooters in Paris -Text: electronic - URL: https://rg.ru/2023/04/03/seli-batarejki. html (accessed: 04/21/2023).
32. Senator Klishas proposed a ban on electric scooters in cities, excluding parks - Text: electronic - URL: https://rg.ru/2023/05/03/ senator-klishas-predlozhil-zapret-na-elektrosamokaty-v-gorodah-iskliuchaia-parki.html (accessed: 04/21/2023).
U3