Научная статья на тему 'Особенности принятия Концепции государственной этнонациональной политики Украины'

Особенности принятия Концепции государственной этнонациональной политики Украины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андрияш В. И.

В статье анализируется процесс принятия Концепции государственной этнонациональной политики Украины, его актуальность и возможные варианты дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности принятия Концепции государственной этнонациональной политики Украины»

меньшинств, что есть в этом документе, охватывают значительно более широкий спектр, чем Заключительный Хельсинкский Акт. Венгерская сторона предоставляет и финансовую помощь районам, где проживают венгры.

Итак, в процессе создания государства в основном сформировались основы государственной политики Украины в области межнациональных отношений и их правового регулирования, хотя некоторые положения и позиции требуют законодательной доработки. Украина является одним из европейских государство, которое одним из приоритетных направлений своей политики определило задачи обеспечения через соответствующее законодательство, государственные программы равных возможностей для развития всех граждан независимо от их национальностей. Это должно стать залогом ее безопасности и вхождения в мировое сообщество.

Список литературы:

1. Закон Укра!ни «Про вибори народних депутапв Укра!ни» // В1домосп Верховно! Ради Украши. - 2004. - № 27-28. - Ст. 1098-1160.

2. Закон Украши «Про мюцеве самоврядування в Украш» // Мюцеве са-моврядування. - 1997. - № 3-4 (5). - Ст. 110-136.

3. Закон Украши «Про нацюнальш меншини в Укра!ш» // 1нформацш-ний бюлетень Мшютерства Украши у справах нацюнальностей, шграцд та культ1в. - 1995. - № 2. - С. 8-12.

4. Закон Украши «Про об'еднання громадян» // Ввдомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 1992. - № 34. - Ст. 504.

5. Закон Укра!ни про змши i доповнення до Закону Укра!ни «Про об'еднання громадян» // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 1993. - № 46. - Ст. 427.

6. Котигоренко В. Мовний аспект державно! етнополтгики в Укра!ш // Стратепчш прюритети: науково-аналтгачний щоквартальний збiрник Нацю-нального шституту стратегiчних досл1джень. - К., 2007. - № 2 (3). - С. 142.

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

© Андрияш В.И.*

Институт государственного управления Черноморского государственного университета им. Петра Могилы, Украина, г. Николаев

В статье анализируется процесс принятия Концепции государственной этнонациональной политики Украины, его актуальность и возможные варианты дальнейшего развития.

* Доцент, кандидат политических наук, докторант кафедры Государственной службы.

Актуальность темы обусловлена тем, что современные тенденции интеграционных процессов мирового и национального развития все больше актуализируют проблемы межнациональных отношений в Украине, консолидации нации, этнополитического консенсуса, диктуют необходимость проведения взвешенной и демократической государственной этнополитики. Поэтому весьма важной является утверждение Верховной Радой Украины Концепции государственной этнонациональной политики. Необходимость принятия такого закона обусловлено необходимостью развития положений преамбулы, ст. 10, 11, 12 и 92 Конституции Украины, которые сегодня реализованы в законодательных актах Украины лишь фрагментарно [5].

Каждый раз при подаче нового проекта возникало множество вопросов относительно его содержания, основных понятий и положений, что, в свою очередь, приводило к откладыванию принятия этого документа. Таких проектов было много и каждый раз они назывались по-разному: «Концепция государственной этнонациональной политики», «Об Основах государственной этнонациональной политики» и др. Их разработчиками и экспертами были работники Госкомнацмиграции и Минюста Украины, народные депутаты, ученые, представители национальных меньшинств, но и по сегодня эти проекты остались лишь проектами на бумаге [10, с. 7].

В 2012 году было сделано новую попытку принятия такого проекта. Кабинет Министров Украины 29 февраля 2012 года одобрил проект Закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» [9]. На этот раз, законопроект был разработан Министерством культуры во исполнение Указа Президента Украины № 615/2010 от 14 мая 2010 г. «О дополнительных мерах по обустройству крымских татар, других лиц, депортированных по национальному признаку, и их потомков, которые вернулись или возвращаются на постоянное место жительства в Украину» [11].

В пояснительной записке отмечено, что разработка проекта Закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» обусловлено необходимостью приведения нормативно-правовой базы в сфере межнациональных отношений в соответствие с Конституцией Украины, а также соответствующих международных документов, которые вступили в силу в установленном порядке, в частности, с учетом выводов Венецианской комиссии и в соответствии с Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств [9]. Стоит отметить, что разработка этого проекта является также необходимостью в связи с взятым Украиной курсом на евроинтеграцию.

Законопроект также не лишен определенных недостатков, но в большей мере учитывает все замечания, сделанные предыдущим проектам. При его доработке преимущество, пожалуй, следует предоставить обеспечению индивидуальных и групповых прав на основе приоритетности первых. Выбор такой концептуальной модели снимет проблему поиска оптимальных пра-

вовых форм обеспечения «статусов» этнических общностей и ранжирование этих сообществ за «статусами». Если не отказаться от ориентации на приоритетность групповых прав, логично встанет вопрос и о законодательном упорядочении государственного статуса украинской этнической нации. Для украинской этнополитики сегодня крайне актуальны слова Карла Поп-пера, которые цитирует в своей книге известный немецкий исследователь и политический деятель Ральф Дарендорф: «Мы можем вернуться к племени, но если мы хотим остаться людьми, мы должны двигаться вперед к гражданскому обществу» [3, с. 24].

Концепция государственной этнонациональной политики Украины должно стать нормативно-правовым актом, который должен определять цели, задачи, принципы и направления государственной этнонациональной политики, механизм ее реализации, поэтому она нуждается в тщательном научном изучении, сочетании теории и практики межэтнических отношений как и других стран, так и самой Украины. Основными направлениями ее совершенствования на данном этапе и на ближайшее будущее, по мнению ученых, должны быть:

1. внесение изменений в действующее законодательство в сфере межэтнических отношений, учитывающих и международный опыт;

2. формирование материально-финансовой базы удовлетворения этнокультурных потребностей различных компонентов этнострукту-ры общества;

3. децентрализация управленческой власти с одновременным составлением системы расширения возможностей участия представителей этнических сообществ в принятии решений на различных уровнях [7, с. 31].

После принятия Концепции государственной этнонациональной политики важными правотворческими шагами могло бы стать принятие на ее основе новой редакции Закона о языках и Закона о национально-культурной автономии. Требует скорейшего законодательного упорядочения государственная политика обеспечения социальных, культурных, политических и других прав репатриантов - крымских татар, болгар, греков, армян, немцев, депортированных с территории современной Украины, и их потомков.

Ожидание появления такой концепции и ее действенности - очень высокие и неотложные. Ведь именно благодаря этому документу должна сформироваться эффективная модель этнонациональной политики в Украине.

Существует два варианта развития. В первом случае, если законопроект будет принят, Концепция может начать реформирование межнациональных отношений в Украине: между государством и этнонациональными субъектами, как внутри государства, так и за ее пределами; приведения законодательства в соответствие с международными стандартами и предложенной модели этнонациональных отношений. В противном случае, она останется

очередной Концепцией лишь на бумаге. Примеры подобных вариантов уже были, практически все предыдущие Концепции были отклонены парламентом, поскольку не соответствовали общепринятым взглядам среди парламентариев на принципы этнонациональной политики Украины. Впрочем, на сегодняшний день, политическая конъюнктура помешать не должна. Правительство, на сегодняшний день, имеет стабильное ситуационное большинство, следовательно, Концепция государственной этнонациональной политики имеет все шансы на принятие.

На постсоветском пространстве большинство государств приняли подобные политические документы, но это не всегда означало окончательное решение проблем межэтнических отношений. В большинстве этих стран концепции так и остались политическими документами, которые имели больше декларативно-политическую нагрузку, чем конкретный правовой смысл. Но, например, в России на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года были приняты законы, направленные на решение конкретных этнонациональных проблем страны, например, законы о правах коренных немногочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, о противодействии всем формам расовой, межнациональной вражды, экстремизма [2]. Зато в Молдове на основе Концепции не было принято ни одного закона [1].

Принятие Закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» обеспечит эффективность реализации государственной этнонациональной политики, будет способствовать регулированию со стороны государства межэтнических отношений, консолидации украинского общества, укреплению социально-политической стабильности, создаст благоприятные условия для развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности представителей всех национальностей в Украине. Принятие Закона продемонстрирует последовательное вхождение Украины в единое правовое и культурное европейское пространство, будет способствовать укреплению международного авторитета Украины, а также позволит создать основу для совершенствования государственной этнонациональной политики, которая будет: во-первых, ориентирована на демократические европейские ценности; во-вторых, будет способна адекватно и эффективно реагировать на изменения в этнополитической ситуации в мире и Украине, которые сегодня взаимосвязаны с процессами глобализации и регионализации; в-третьих, будет способствовать консолидации всего украинского общества, укреплению стабильности и межнационального согласия в Украине.

Список литературы:

1. Вг™ан К. Державна етнонацюнальна полгтика Украши: чергова спроба концешуал1заци [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vis-nyk.com.ua.

2. Вггман К. Полiтико-правовi засади етнонацюнально! полтгики пост-соцiалiстичних кра!н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.disserta-tion.com.ua.

3. Дарендорф Р. Современный социальный конфлшт // Иностранная ль тература. - 1993. - № 4. - С. 240.

4. Заключний звгт про виконання наукових дослвджень за темою «Роз-робка проекту Стратеги державно! етнонацюнально! полтики Укра!ни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nas.gov.ua.

5. Конститущя Укра!ни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.za-kon.rada.gov.ua.

6. Котигоренко В. До питания про концептуальш засади етнонацюналь-но! полiтики Укра!ни // Полiтичний менеджмент. - 2006. - № 4. - С. 20-43.

7. М1жеттчна штегращя: постановка проблеми в укра!нському контекстi: навч. посiб. / В.Б. £втух, В.П. Трощинський, Л.О. Аза. - Ки!в, 2003. - С. 58.

8. Пилипенко Т.1. Етнонацюнальний фактор в ходi реалiзацi! «Проекта Укра!на» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dialogs.org.ua.

9. Пояснювальна записка до проекту Закону Укра!ни «Про Концепцш державно! етнонацiонально! полiтики Укра!ни» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.zakonoproekt.org.ua.

10. Проект Закону Укра!ни «Про Концепцш державно! етнонацюналь-но! полiтики Укра!ни» // Кримськ1 студи. Пояснювальна записка до проекту Закону Укра!ни «Про Концепцш державно! етнонацюнально! поливки Ук-ра!ни» / Н. Белщер, В. £втух, О. Майборода та iн. - 2005. - № 1-2. - С. 6-17.

11. Указу Президента Укра!ни № 615/2010 ввд 14 травня 2010 р. «Про додатковi заходи з облаштування кримських татар, iнших оаб, депортова-них за нацiональною ознакою, та !х нащадк1в, як1 повернулися чи поверта-ються на постшне мiсце проживання в Укра!ну» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.zakon.rada.gov.ua.

12. Уряд схвалив проект Закону Укра!ни «Про Концепцш державно! етнонацюнально! полгтики Укра!ни» [Электронн^гй ресурс]. - Режим доступа: www.novoselica-rda.cv.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.