1 2 Яворская В.В. , Шашеро А.Н .
Доктор географических наук, профессор, кандидат географических
наук, доцент
Одесский национальный университетт имени И. И. Мечникова СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОДЕМОГРАФИИ
Аннотация
В статье представлена схема формирования геодемографии как новой междисциплинарной предметной области. Важной составляющей государственной региональной политики должна стать региональная демографическая политика, которая требует новых методологических принципов, связанных с проблемой регионализации страны.
Ключевые слова: демография, география населения, расселения населения, геодемографии, региональная геодемографическая политика.
На рубеже XX-XXI веков в общественно-географическом развитии человечества произошли значительные трансформации, которые сказались на всех аспектах его жизнедеятельности. В 2001 г. Указом Президента в Украине провозглашена государственная региональная политика, которая является управленческой нормой для большинства развитых стран. В контексте государственной региональной политики Украина нуждается в официальной, законодательно утвержденной регионализации. Это прямое требование Европейского Союза к странам, которые хотят быть членами ЕС. В настоящее время государственная региональная политика в Украине разрабатывается на основе современного административно-территориального устройства - на уровне областей и АР Крым. Вместе с тем такой подход не отвечает европейским нормам. Областные регионы слишком малы для внедрения принципов региональной политики. Первоочередной задачей становиться выделение более крупных регионов, которые по нормам ЕС должны стать базовыми регионами (NUTS-2). Заметим, что у Украины уже
есть такой опыт. Традиционно, территорию Украины подразделяют на крупные историко-географические регионы, такие как Слобожанщина, Донбасс, Причерноморье, Подолье, Полесье, Карпатский край и др. Но такое региональное деление не имеет официального статуса. И это задачи требующие решения в ближайшем будущем.
Опыт прямой взаимосвязи регионализации с административнотерриториальной реформой демонстрируют страны Центральной и Восточной Европы. На официальном уровне проблема нового
административно-территориального устройства (АТУ) Украины была задекларирована в 2000 году созданием государственной комиссии по вопросам АТУ страны. Одна из задач нового АТУ - согласовать схему регионализации Украины с ее административно-территориальным делением. На современном этапе обсуждаются вопросы замены областей на регионы, а районов на уезды.
Важным фактором, который обусловил новые подходы к проблемам народонаселения, стал значительный демографический кризис в Украине. Начиная с 1991 года, именно этот демографический кризис, привел к депопуляции населения. С учетом демографической волны (соответствие возрасту вхождения населения в фертильный (детородный) возраст) основы депопуляции были заложены в поколении 1960-х годов, и именно там следует искать исходные факторы глубокого демографического кризиса. Преодоление демографического кризиса остро нуждается в разработке качественно новой государственной демографической политики, в которой стабильное демографическое развитие должно стать главным показателем социально-экономического развития страны. Важной составляющей
государственной региональной политики станет региональная
демографическая политика. Существует необходимость в разработке и реализации концепций и программ демографического развития регионов и управления демографическими процессами.
Важное место в системе анализа общественного развития должно отводиться исследованиям геодемографических проблем. Особую роль в формировании основных качественных характеристик общества играют демографические, этнонациональные, экономические, социальные,
исторические (генетические) и расселенческие (экистические) процессы. Осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, между этими процессами должно способствовать усилению комплексных геодемографических исследований.
Современное развитие отечественной (украинской) географической науки происходит в условиях коренных изменений общественной ориентации развития, в условиях поиска нового пути развития. Формируется новое направление географии населения - геодемография как наука про интегрированные территориальные социально-демографические
(демосоциальные) комплексы (ИТСДК). Развитие предметной области географии населения (ГН) меняеться от изучения размещения населения до форм его территориальной организации и до интегрированных территориальных социально-демографических (демосоциальных)
комплексов (ИТСДК).
Существует много наук изучающих народонаселение. Систему знаний о народонаселении можно рассматривать как межпредметную область знаний разных наук о человеке, которая позволяет сформировать целостное представление о народонаселении и процессах, которые в нем происходят. Геодемография своей предметной областью непосредственно пересекается с демографией, географией и регионалистикой. Формирование предметной области геодемографии схематично мы разделили на три этапа (рис. 1).
На рисунке показана трансформация предметной области по трем условным дисциплинам, которые мы определили, как базовые - демография, география населения и геодемография.
На первом этапе определенно, что центральное место в системе знаний о народонаселении принадлежит демографии, которая в свою очередь, по мнению многих ученых, является системой демографических наук.
В процессе развития демографических исследований с конца ХУШ ст. ученые пытаются выявить законы воспроизводства населения - его рождаемости и смертности, естественного прироста и характерных особенностей половозрастной структуры.
Демографы, изучая предпосылки и факторы формирования населения, вплотную подошли к изучению пространственных особенностей развития населения, а это уже пересечение с предметной областью географии населения.
На втором этапе усиливается взаимодействие демографии с соседними науками, в частности с географией. На их стыке формируется новая дисциплина - география населения, изучающая географические различия состава и воспроизводства населения, территориальное распределение и размещение населения, трудовые ресурсы и территориальные особенности их использования, населенные пункты и их территориальные системы. География населения комплексно характеризует
Население
я
о
e
о
43
2
я
43
О
И
8
я
<4
Я
43
<4
<4
н
я
о
Яс
О
о\
to
р
о
н
я
"1
<4
О
to
<4
Р
«*
Я
я
<4
О
Я
Я
о
о
to
<4
to
о
и
р
я
я
ЯС
BS
*■
в
л
п
п
В
В
Л
в
п
£
S
О
СВ
SB
ЕС
ЕС
Ей
/••s
П
X
3
о
-1
■о
«©■
я
я
я
3
3
3
3
я
я
1а
Л
2
о
■ч
■о
ЕС
в-
в
Л
rt
о
В
В
Л
в
S
в
в
8
В
В
/ i \
43 В 3 о
2 Л Ё О X 0 1
я в а X о
Воспроизводство населения, качественный состав, структура
Передумови i чинники формування населения
1 5 J
|§
>з ё
-Я--—S"
s? й О ЧЭ
sj 3 о 1 а •а 1
g 1 -е* | 3 ? 3 о -е* зя а ?
8 О ' о о 1 о
-■-Я я
toi
Н
я
Расселение населения
Элементарные формы территориальной организации населения
поселения административно- административно-
территориальные единицы политические единицы
Интегрированные формы ТО населения
Системы расселения / территориальные общины Региональные территориальные социумы
Население в контексте государственной региональной политики
Т
т
"I
Я
н
я
регионы административно-территориальные единицы
Демографическая ситуация / обстановка
Участие населения в социально-географических процессах
-------------1 I >
хозяйственное природопользование расселение демографическое освоение воспроизводство
Территориальные комплексы демографического воспроизводства
Геодемографическая ситуация Геодемографические процеси Геодемографическая политика
население страны и его территориальную организацию. Выявляет закономерности и региональные особенности формирования населения, проблемы развития.
Становление и развитие географии населения как научной дисциплины произошло в Украине во второй половине ХХ в. Хотя исследования отдельных демографических, этнических проблем и проблем расселения наблюдались значительно раньше. Как любая отраслевая географическая наука, география населения включает в себя практически все территориальные аспекты, связанные с населением.
Базовыми понятиями расселения населения выступают функциональный тип поселения и система расселения. Населенные пункты различаются между собой по их статусу (город, поселок городского типа, село), административным рангам, населением. Но главными признаками, характеризующими роль данного поселения среди других, являются его функции: административно-управленческие, экономические (производ-
ственные), социальные, политические. Как правило, главные признаки поселений взаимосвязаны: чем больше численность населения в населенном пункте, тем выше его административный статус и тем более важные и разнообразные социально-экономические функции он выполняет.
Именно эта вторая составляющая изучения расселения и является зоной соприкосновения, которая изучается и географией населения, и геодемографией. Географы и демографы уже традиционно пользуются понятием «системы расселения».
В отечественной географии традиционно рассматривают областные (региональные), межрайонные (субрегиональные) и районные (локальные) системы расселения. Для анализа систем расселения регионального и макрорегионального уровней пользуются понятием, опорного каркаса расселения (по Г.М. Лаппо). Речь идет о размещении крупных городов, которые определяют общий характер расселения, его конфигурацию, плотность,
концентрацию или дисперсность. Опорный каркас - это костяк системы расселения, вокруг которого она формируется и растет.
В географии населения с ее пространственной ориентацией почти теряются динамические аспекты в изучении населения. О них якобы и помнят, но не уделяют достаточного методологического внимания: жесткая привязка к административно-территориальному делению, доминирование концепции систем расселения, геопространственный подход с анализом расселения и форм территориальной организации населения. В отечественной географии населения мало обозначены генетические, историко-географические аспекты формирования и развития систем расселения.
Третий этап методологических трансформаций в науках о народонаселении обусловлен становлением в Украине государственной региональной политики. Возникла объективная необходимость изучать демографические процессы и расселение населения в соответствии с регионами страны, сеть (каркас) которых находится в стадии активной разработки. Напомним, что по требованиям ЕС все страны, претендующие на членство в ЕС, обязательно должны иметь официальные, законодательно утвержденные схемы регионализации. К тому же действующие областные регионы, по которым в настоящее время в Украине реализуют региональную политику, не соответствуют европейским стандартам. Следовательно, формируется новое направление географии населения, ориентированное на исследования региональных различий населения и расселения, и разработку региональной демографической политики, которое мы называем геодемографией.
Г еодемография акцентирует региональные аспекты процессов воспроизводства населения, движения населения, расселения населения. Традиционный концептуально-понятийный аппарат демографии и географии населения требует соответствующего развития, содержательных и
функциональных трансформаций. Основная задача геодемографии
заключается в раскрытии системы связей воспроизводства народонаселения с общественным развитием на региональном уровне. Геодемографии принадлежит ведущая роль в обеспечении комплексного изучения населения.
Основные составляющие геодемографии, как новой дисциплины, представлены на рис.1. Базовым понятием нового направления выступают демографический воспроизводственный территориальный комплекс, геодемографическая ситуация, геодемографические процессы,
геодемографическая политика, региональные системы расселения.
А.У. Хомра, одним из первых предложил авторам, которые работают в области демогеографических исследований выйти за пределы так называемого «ползучего эмпиризма» и руководствоваться в своих поисках истины теорией демографического воспроизводства, которая в совершенстве разработана нашими отечественными демографами В.С. Пискуновым и В.С. Стешенко.
А.У. Хомра считал, что характеристика демографической обстановки будет неполной, если абстрагироваться от такого понятия, как демо-воспроизводственный территориальный комплекс (ДТК) [7]. Индикаторами выделения ДТК, по мнению А.У.Хомры, выступает тесные взаимосвязи между учреждениями демогенерирования и их территориальная близость друг к другу. В ДТК входят не только материальные компоненты (учреждения социальной инфраструктуры), но и носители трудовых функций (трудовые коллективы), взаимосвязи в системе «природа - экономика -социальная жизнь». Критерием функционирования ДТК выступает качество населения. А несущей его конструкцией (каркасом) являются процессы жизнедеятельности. Основная его функция - демовоспроизводство
населения, поколений.
По мнению А.У.Хомры, такая категория как социально-экономический территориальный комплекс (СЭТК) на сегодня уже исчерпал свою
познавательную способность, и поэтому в будущем эта категория будет заменена на геодемографический территориальный комплекс (ГТК). Социально-экономические районы трансформируются в демографические на основе концепции ДТК.
Геодемографический процесс (ГДП) - изучает временное развитие населения определенной территории, его количественные и качественные изменения, общее направление и характер таких изменений. В широком смысле ГДП охватывает и изменения в пространственном распределении населения, тенденции развития его расселения. Но такие изменения относительно замедленные, и на первый план выходит «временная траектория» движения населения. В свою очередь, ключевая задача геодемографии это изучение геодемографических процессов и их типизация.
Основой для осуществления взвешенной государственной политики в области народонаселения является государственная демографическая политика. Основной задачей, которой есть регулирование на
государственном уровне процессов воспроизводства населения.
Каждый регион страны имеет природную специфику, свои территориальные особенности. В них образуются своеобразные исторические, экономические и социальные условия, определяющие особенности их демографического развития. Следовательно, возникает объективная необходимость в проведении определенной региональной (в том числе и геодемографической) политики на местах.
Несмотря на значимость региональной геодемографической политики, ее важность на сегодняшний день недостаточно осознана. Формирование и реализация региональной (наряду с общегосударственной) демографической политики необходима как из-за наличия существенных социальноэкономических различий между регионами, так и из-за сохранения значительных различий в показателях и тенденциях социальнодемографического развития. Наряду с существованием традиционных
демографических проблем (темпы естественного воспроизводства,
продолжительность жизни населения и др.) появляются все новые и новые (проблемы занятости и переподготовки кадров, обострение
межнациональных и межэтнических конфликтов, проблема эмиграции и т.д.).
В условиях современных реформ региональная демографическая политика должна находить новые возможности, принципы и формы. Так, существенно возрастает роль национального фактора в формировании демографической политики (в отдельных случаях уже может идти речь не о региональной, а о национальной демографической политике). Вопросы формирования региональной демографической политики должны рассматриваться в тесной связи с проблемами комплексного социальноэкономического районирования разных территориальных уровней (экономическое микрорайонирование, выделение внутриобластных районов и т.д.) [6].
Проведение эффективной геодемографической политики без учета региональных демографических особенностей практически невозможно. Инструментом благоприятного комплексного решения задач регионального развития могут быть региональные программы воспроизводства населения. Эти программы должны быть составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории и финансироваться за счет местных источников [1]. При отсутствии материальных возможностей для проведения демографической политики ее отдельные направления можно реализовывать в рамках программ по социальной поддержке наиболее незащищенных категорий населения, а так же исходить из приоритетности мер по стабилизации геодемографической ситуации для тех районов и городских поселений, где она наиболее неудовлетворительная [5].
Разработка геодемографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития. При ее проведении следует учитывать множество элементов, которые не учтены
общегосударственной демографической политикой, а иногда попросту ею игнорируются.
Исследование социально-демографических процессов в отдельных областных регионах должно быть тесно связанно с задачами региональной политики, в том числе и демографической. Преимущество региональных социально-демографических исследований в том, что они дополняют общегосударственную демографическую политику с учетом специфики демографической ситуации в различных областях страны. В связи с этим очевидно, что содержание региональной демографической политики и способы ее осуществления необходимо четко дифференцировать в территориальном плане, одновременно не нарушая при этом основных принципов общегосударственной политики.
Итак, региональную геодемографическую политику можно понимать как системную деятельность местных органов власти в сфере развития населения, направленную на согласование с одной стороны интересов страны и региона, с другой стороны стратегических целей развития населения и текущих вопросов социально-экономического развития.
Применительно к новым условиям реорганизации хозяйства, формирования основ рыночного экономического механизма необходимо переосмыслить систему принципов, содержание целей и задач разработки и реализации демографической политики любого территориального образования. Процесс создания новых подходов к этому вопросу требует пересмотра методики и методологии изучения проблем геодемографической политики, выбора ее новых приоритетов.
Вывод: очевидно, что в сложной системе социально-экономической географии существенно возрастет значение комплексных геодемографических исследований. Это объективно связано с современной социально-политической ситуацией и необходимостью решения
практических проблем управления процессами естественного воспроизводства населения.
Литература
1. Гршенко А.Ю. Прюр^етш напрями регюнально!' демографiчноi пол^ики [Електронний ресурс]. - Режим доступу:
www.nbuv.gov.ua/portal/chem_biol/nvnau/2010_154_2/10gai.Pdf
2. Демография: учебник / [под общ. ред.Н.А. Волгина]. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : РАГС, 2007. - 440 с.
3. Комплексний демографший прогноз Украши на перюд до 2050 р. / [за ред. Е.М. Лiбановоi]. - К. : УЦРС, 2006. - 138 с.
4. Муромцева Ю.1. Демогрфiя : навч. пошб. - К. : Кондор, 2009. - 300с.
5. Топчieв О.Г., Яворська В.В. Теоретичш постулати нового
адмiнiстративно-територiального устрою Украши. Зб.наукових праць: Науковi пошуки географiчноi громадськостй вчора, сьогоднi, завтра./ -
Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2009.- С.29-32.
6. Указ Президента Украши № 341/2001 Про Концепцш державно!' регiональноi полiтики вщ 25.05.2001. http://www.uapravo.net.
7. Хомра А.У. Региональная демография // Система знаний о народонаселении. - М.: 1991.- С. 126-132.