16. Rassohina I. Yu., Pfetcer S. A., Pfetcer A. A. Podderzhka sverhnor-mativnoj aktivnosti molodezhi v situacii pandemii COVID-19 kak aktual'noe napravlenie molodezhnoj politiki [Support of excess activity of youth in the situation of the COVID-19 pandemic as an actual direction of youth policy]. Vocational education in Russia and abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 29-40.
17. Sergeeva V. P. Proektno-organizatorskaya deyatel'nost' uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie [Design and organizational activity of a teacher: an educational and methodical manual]. Moscow, 2008, pp. 78-80.
18. Stashkevich I. R., Afanas'eva S. A. Sovremennye formy nastavnichestva [Modern forms of mentoring]. Innovative development of vocational education, 2021, no.1 (29), pp. 147-171.
19. Hill P. Nauka i iskusstvo proektirovaniya: Metody proektirovaniya, nauchnoe obosnovanie reshenij: perevod s anglijskogo. [Science
and art of design: Design methods, scientific justification of solutions: translated from English]. Moscow: Mir, 1973, pp. 121.
20. Chelnokova E. A. Evolyuciya sistemy nastavnichestva v pedagog-icheskoj praktike [Evolution of the mentoring system in pedagogical practice]. Bulletin of the Minsk University, 2018, no. 4, p. 15.
21. Shchastnyj A. T., Konevalova N. Yu., Gorodeckaya I. V., Pash-kov A. A., Kuncevich Z. S., Golubcov V. V. Sistema nastavnich-estva v UO «VGMU» [System of mentoring in the educational institution "VSMU"]. Vestnik VSMU, 2019, Volume 18, no. 2, pp. 110-115, available at: file:///C:/Users/titov/Down-loads/sistema-nastavnichestva-v-uo-vgmu.pdf (accessed: 18.12.2021).
22. Yakovleva N. F. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Project activity in an educational institution]. Moscow: Flint, 2014. p. 14.
УДК/UDC 377
DOI10.54509/22203036_2023_2_101 EDN FEWCWY
Серова Наталья Анатольевна
методист центра профориентации, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово
Понамарева Елена Владимировна
методист центра профориентации, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово
Serova Nataliya A.
Career Guidance Center Methodologist,
Kuzbass Regional Institute of Professional Improvement,
Kemerovo
Ponamareva Elena V.
Career Guidance Center Methodologist,
Kuzbass Regional Institute of Professional Improvement,
Kemerovo
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE PECULIARITIES OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES USE IN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION TEACHER'S TRAINING
Введение. В статье рассматриваются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с целью улучшения работы по подготовке педагогов, ответственных за профориентацию обучающихся, в организации дополнительного профессионального образования.
Современное общество предъявляет новые требования к специалистам в самых разных сферах деятельности, и, как следствие, системе профориентационной работы в общеобразовательных организациях также отводится новая роль - помощь в изучении рынка современных профессий и требований, необходимых для их получения; психолого-педагогическое сопро-
вождение процесса профессиональной идентичности; формирование конкурентоспособности и стрессоустой-чивости; определение склонностей и профессиональных интересов с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Одним из решений соответствия новым требованиям при подготовке педагогов в организациях дополнительного профессионального образования (учет особенностей восприятия современных обучающихся и педагогов, снижение личностной детерминанты ответственности педагогов и др.) может выступать формирование у них необходимых профориента-
ционных компетенций. И в этом смысле продуктивным является сочетание различных подходов - личностно, социально, бизнес- и государственно ориентированных.
Методология. Исследование проводилось с 2018 по 2022 г. путем сбора информации, анкетирования, анализа полученных результатов. Респондентами анкетирования стали 1187 слушателей курсов повышения квалификации, обучавшихся по дополнительным профессиональным программам профориентационной направленности. Для анализа особенностей подготовки педагогов в учреждениях ДПО, ответственных за профориентацию, были использованы анкеты слушателей, мнения пользователей портала, собранные посредством обратной связи. При оформлении результатов исследования в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных.
Результаты. В статье предлагаются результаты анализа особенностей подготовки педагогов в организации дополнительного профессионального образования, ответственных за профориентацию обучающихся, а также приводится специфика применения цифровых образовательных ресурсов и их влияние на сформи-рованность профессиональных компетенций в рамках подготовки педагогов в системе ДПО, сформулированы предложения по применению ЦОР.
Заключение. Анализ использования цифровых образовательных ресурсов в подготовке педагогов, ответственных за профориентацию обучающихся, в организации дополнительного профессионального образования позволил выявить особенности применения цифровых образовательных ресурсов и их влияние на результативность подготовки педагогов. В дальнейшем это позволит повысить качество образовательного процесса.
Introduction. The article deals with digital educational resources (DER) in order to improve the work on the training of teachers responsible for vocational guidance of students in the organization of additional vocational education. Modern society imposes new requirements on specialists in various fields of activity, and, as a result, the system of career guidance in general education organizations is also assigned a new role - assistance in studying the market of modern professions and the requirements necessary to obtain them, psychological and pedagogical support of the process of professional identity, the formation of competitiveness and stress resistance, the definition of inclinations and professional interests, taking into account the individual student characteristics.
One of the solutions to meet the new requirements in the training of teachers in organizations of additional professional education (taking into account the peculiarities of
perception of modern students and teachers, reducing the personal determinant of teachers' responsibility, etc.) can be the formation of the necessary career guidance competencies. The combination of different approaches - personally, socially, economically and state-oriented ones is effective.
Methodology. The study (2018-2022) was conducted by collecting information, questioning, analyzing the results. The respondents of the survey were 1187 trainees of advanced training courses who studied additional professional programs of vocational orientation. To analyze the results, questionnaires of listeners, an analysis of the opinions of portal users on feedback and a statistical analysis of the portal's activities were used. When bringing the results of the study into a visual form, methods of data aggregation and consolidation were used.
Results. The article offers the results' analysis of the teachers training features in the organization of additional professional education, responsible for the vocational guidance of students, the specifics of the use of digital educational resources and their impact on the formation of professional competencies in the teachers training framework and also formulated proposals for the DER use.
Conclusion. The analysis of the digital educational resources use in the teachers training responsible for vocational guidance of students in the organization of additional professional education has revealed the features of the digital educational resources use and the impact on the effectiveness of teachers training. In the future, this will ensure an improvement in the quality of the educational process by optimizing the use of digital educational resources.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, подготовка педагогов к профориентации обучающихся, цифровизация образования, цифровые образовательные ресурсы.
Keywords: education digitalization, digital educational resources, career guidance, teachers' preparation for students' vocational guidance, teachers' training in professional education.
Введение
В последние годы образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных компетенций, навыков XXI века: критическое мышление и коллаборация, а также большой набор «жизненных» умений [6].
Сегодня требования к образованию, касающиеся повышения его качества и доступности, значительно возросли. Решению этих задач способствует использование цифровых ресурсов, позволяющих значительно
расширить возможности получения и передачи знаний. Благодаря доступности цифровой среды образование становится более доступным, так как любой желающий имеет возможность повысить свои профессиональные компетенции в удобное время и вне зависимости от местонахождения.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Это нашло отражение в национальном проекте «Образование» (01.01.2019 - 31.12.2024) -инициативе, направленной на достижение двух ключевых задач. Первая - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
По мнению В. И. Колыхматова, преобразование общего образования, ориентация на обучение навыкам XXI века возможны только путем внедрения в образовательный процесс современных цифровых технологий, соответствующих запросам общества, особенностям развития современных школьников и интересным современному поколению [5].
Авторы дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев цифровым образовательным ресурсом считают информацию образовательного характера, которая сохранена на цифровых носителях, а также совокупность данных в цифровом формате, применимую для использования в процессе обучения [3].
В 2017 году вышла Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, затрагивающая все сферы жизни общества, в том числе образование. Именно в данной стратегии дается определение понятия «цифровое образование» как учебной и воспитательной деятельности, основанной на преимущественно цифровой форме представления информации учебного и управленческого характера, а также на актуальных технологиях ее хранения и обработки, позволяю-
щих существенно повысить качество образовательного процесса и управление им на всех уровнях [8].
Проблемы профориентации в системе образования имеют тенденцию к росту, однако в условиях перехода «на цифру» существенно расширяются возможности решения данных проблем [7].
В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных ЦОР: демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др.
Предлагаемые в условиях цифровизации различные методики в области выбора будущей профессии позволяют хотя бы ориентировочно выявить личностные и профессиональные интересы и склонности. Также интернет-ресурсы позволяют в большей степени получать разнообразную информацию об интересующих видах труда как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, а также о тех требованиях, умениях и навыках, которые профессия предъявляет человеку.
Внедрение информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности как выбор будущей профессии помогает существенно повысить эффективность профориентационной работы [9].
Первое поколение цифророжденных профориен-тационных технологий появилось в контексте инструментальной трансформации. В его основе - адаптация хорошо известных профориентационных форм и методов работы, позволяющая использовать ЦОР. Разработчиками и пользователями такого рода цифровых решений выступают педагоги, психологи, про-фконсультанты, вовлеченные в процесс сопровождения профессионального самоопределения детей, молодежи и взрослых лиц [12].
Примерами цифророжденных профориентационных технологий первого поколения являются:
- виртуальные профориентационные экскурсии, которые можно понимать как развитие традиционной профориентационной экскурсии;
- «онлайн-профпробы» в варианте, использовавшемся в период противопандемических мероприятий в 2020 г. и предполагавшем применение средств видео-конференц-связи на этапах подготовки к выполнению практического задания, его видеофиксации, экспертной оценки и выдачи рекомендаций (само практическое задание выполнялось обучающимся самостоятельно, в большинстве случаев, без опоры на цифровые технологии);
- профориентационные веб-квесты, онлайн-мара-фоны и т.д. [12].
Второе поколение цифророжденных профори-ентационных технологий предполагает глубинную трансформацию процесса сопровождения профессионального самоопределения, включая получение качественно новых профориентационно значимых результатов. Разработка такого рода технологий требует, с одной стороны, понимания профориентацион-ного потенциала базовых цифровых технологий, с другой - достаточного уровня профориентологической компетентности, позволяющего существенно трансформировать имеющиеся формы и методы профори-ентационной работы или создавать новые. Для этого необходимо формирование смешанных команд разработчиков, объединяющих квалифицированных специалистов в области профориентации и специалистов IT-сферы (как вариант: студентов, обучающихся по IT-специальностям). Результатом работы таких команд становится появление цифровых профориен-тационных продуктов (аналог EdTech-продуктов), соединяющих в себе: цифровые технологии, направленные на решение профориентационных задач и цифро-рожденные профориентационные технологии, нацеленные на максимальное использование потенциала цифровых средств [12].
Возможные примеры цифророжденных профори-ентационных технологий второго поколения: виртуальные профпробы, использующие иммерсивные технологии и нейроинтерфейсы, и позволяющие сочетать субъективную самооценку и объективную оценку для решения задач предиктивной аналитики (предсказание успешности человека в данном виде деятельности); лонгитюдная профориентационная диагностика, основанная на комплексном анализе многолетнего цифрового следа человека с использованием технологии Big Data [12].
В обозримой перспективе можно ожидать появления третьего поколения цифророжденных профори-ентационных технологий, предполагающих не только делегирование цифровым технологиям (прежде всего, искусственному интеллекту) многих функций психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, но и появление у цифровых помощников признаков «третьего субъекта» профориентаци-онного процесса, наряду с оптантом и профориентато-ром. При этом интеллектуальный «цифровой субъект», сопровождающий процесс самоопределения человека, может, в зависимости от ситуации, занимать различные ролевые позиции: педагога-наставника, «старшего друга», тьютора, навигатора-трекера, тренера, мастера, партнера и т.д., принимать различный облик и стиль, отражая предпочтения пользователя [12].
Возможны и иные качественно новые решения, такие как развитие моделей «цифровых кентавров» (симбиоза человека и искусственного интеллекта) в процессе самоопределения и (или) его сопровождения, а также прокачка и использование персональных «цифровых двойников», расширяющих профессиональные возможности человека (обучение «двойников» профессиональным компетенциям) или решающих вспомогательные задачи профессионального самоопределения вместо самого человека, в том числе, создание и продвижение его «профессионального образа» в виртуальной среде [12].
В рамках профориентационной работы данный процесс проходит следующие этапы:
1) использование отдельных электронных средств, ресурсов и сервисов;
2) использование платформенных возможностей для решения профориентационных задач;
3) создание и использование готовых платформ;
4) развитие с учетом межплатформенных решений, обеспечивающих решение профориентационных задач совместно с другими (организационно-управленческими, образовательными и т.д.).
Создание, использование и развитие инновационного пространства в профориентации позволяет объединить и таким образом повысить результативность решения задач по организации и реализации профориентационной работы в территории, отрасли, образовательной сети. В том числе:
- создание единого регулярно обновляемого профессионально-информационного пространства, позволяющего обеспечить навигацию пользователей в профориентационной среде;
- систематизация всех профориентационных программ и событий на основе формирования общего календаря событий и единой системы регистрации участников;
- формирование единой нормативно-правовой и программно-методической базы обеспечения профориентационной работы в территории, доступной для всех участников;
- развитие сетевых форматов профориентационной работы, основанных на распределении функций между участниками, согласовании их действий и, совместном использовании ресурсов;
- развитие сетевых форм взаимной поддержки лиц с различным опытом самоопределения, а также сетевых механизмов обмена опытом и наставничества в среде профориентаторов;
- обеспечение согласованности различных форм профдиагностики, профконсультирования, нетворкинга, других форм работы;
- повышение заинтересованности, активности, самостоятельности и осознанности всех категорий пользователей в процессе профессионального самоопределения с помощью обеспечения возможностей для самостоятельного формирования ими сетевого профориентационно значимого контента;
- повышение степени вовлеченности в профори-ентационный нетворкинг всех категорий участников и благополучателей за счет доступности информации, принципа «единого окна», дружелюбия пользовательских интерфейсов, использования «цифровых помощников», а также с использованием инструментов анализа пользовательской активности и элементов гей-мификации;
- предоставление открытости профориентацион-ного процесса для различных категорий пользователей, прежде всего, для родителей обучающихся;
- сосредоточение и увеличение объема цифровых следов всех участников профориентационного процесса;
- непрерывный многоуровневый мониторинг проф-ориентационной деятельности, диагностика результатов и проблемных вопросов профессионального самоопределения обучающихся.
Кроме того, необходимо учитывать, что развитие функционала и повышение значимости профориентационных платформ обостряет риски:
- во-первых, создания программных версий различных физических объектов профориентационной работы, преобладания цифровых форматов над контактными;
- во-вторых, ограничения содержания, форм и средств профориентационной работы рамками созданной платформы;
- в-третьих, управления поведением пользователей платформ в интересах определенных лиц.
Применение ЦОР в профориентации, основы методологии которой сформулированы, а принципы, конкретные методы и формы на различных возрастных этапах давно и успешно апробированы [10], логично и обосновано. Главными направлениями при этом выступают сетевое взаимодействие, применение различных ЦОР, адаптация под запросы современного цифрового поколения, что становится возможным при наличии у педагогов соответствующих компетенций.
Методология
Методологической основой данного исследования является системный анализ использования ЦОР (проф-ориентационный портал Кузбасса «Профориентир», система дистанционного обучения Moodle и других
Интернет-ресурсов), в ходе которого проанализированы статистические данные, отчеты, публикации в сети Интернет, содержащие информацию, отражающую различные аспекты применения ЦОР при организации профориентационной работы сотрудниками центра профориентации Кузбасского регионального института развития профессионального образования в период с 2018 по 2022 г. На основе изучения отчетов о результатах исследования удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации профориентационной направленности качеством образовательных услуг получены средние данные по показателям: «Повышение компетентности в использовании ЦОР», «Качество презентационных учебных и методических материалов», «Освоение новых ЦОР для использования в профессиональной деятельности», «Использование преподавателями современных методов обучения» и другие. Рассчитан интегральный индекс удовлетворенности качеством образовательных услуг по указанным выше показателям. Выявлен средний показатель самооценки результативности обучения слушателей на курсах. Проанализированы формы использования ресурсов профориентационного портала Кузбасса «Профориентир» слушателями курсов повышения квалификации.
На основании записей в чатах, оставленных комментариев, регистрационных списков участников дистанционных мероприятий, произведено распределение педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу, по должностям и типам образовательных организаций, субъектам Российской Федерации и зарубежным странам, являющихся участниками профориентационных мероприятий, реализованных с применением цифровых ресурсов.
На основе проведенного системного анализа конкретизированы возможности использования дистанционных форм работы и системы электронного обучения в повышении квалификации, выявлены их преимущества и недостатки применения.
Результаты
Учеными описаны различные модели профориентационной работы с использованием цифровых средств, различающиеся количественными и качественными параметрами соотношения «цифрового» и «человеческого» компонентов, а также задачами, на решение которых направлена цифровизация профориентационного процесса [13].
Первая модель («Дополнительные средства») предполагает эпизодическое или систематическое использование отдельных цифровых средств в профориента-
ционной работе для решения частных задач. Примером может служить использование онлайн-тестов на портале «Профориентир» в профориентационной работе со школьниками [11]: методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т. В. Мато-лина, «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Определение типа будущей профессии» А. Е. Климова, тест по определению типа личности Дж. Голланда, «Информированность о мире профессий» Е. А. Климова и др.
Вторая модель («Автоматизация обеспечивающих процессов») основана на использовании цифровых платформ, ресурсов и сервисов, как средств организации профориентационных программ, проектов, комплексов активностей или отдельных событий (Пример -профориентационный портал Кузбасса «Профориентир») [11]. Обе модели могут быть отнесены к категории инструментальной трансформации.
Третья модель («Комбинированная профориентация») представляет собой сочетание форм профориентационной работы и сопровождения самоопределения, реализуемых средствами «живой коммуникации», и сетевых форм работы. Такое сочетание может быть либо стихийно сложившимся и эклектичным, либо научно обоснованным и методически проработанным. В зависимости от этого, практика реализации данной модели может тяготеть либо к инструментальной, либо к системной трансформации [11]. (Пример -имеющиеся практики «онлайн-профпроб» первого поколения: виртуальные профессиональные пробы Анжеро-Судженского политехнического колледжа глазами будущих абитуриентов; «Профессиональный вектор» (профессиональные пробы на базе ИП) и др.).
Четвертая модель («Гибридная профориентация») предполагает разработку и использование новых (смешанных, гибридных) форм сопровождения профессионального самоопределения, предусматривающих методически проработанный сценарий чередования и / или сочетания активностей в реальной и в виртуальной среде [11]. Ресурсы портала используются в профинформировании различных адресных групп, а также в деятельности образовательных организаций разных типов по профессиональной ориентации обучающихся. Примером использования профориентацион-ного портала Кузбасса «Профориентир» в деятельности образовательных организаций разных типов по профессиональной ориентации обучающихся может служить акция как одна из эффективных форм профориентационной работы. В январе 2022 года к дню рождения Кемеровской области - Кузбасса была проведена акция «Прекрасных профессий на свете не счесть. И каждой профессии - слава и честь!». В мероприя-
тии приняли участие 34 территории региона, 161034 обучающихся образовательных организаций разных типов Кемеровской области - Кузбасса. Для проведения акции были разработаны чек-листы для обучающихся разных возрастных категорий: 1-4-й классы, 5-8-й классы, 9-11-й классы, студенты профессиональных образовательных организаций.
Согласно чек-листам, обучающимся было предложено выполнить определенные задания. Так, обучающиеся 1-4-го классов отправились в увлекательное путешествие по миру профессий, которые окружают нас ежедневно. Ребята побывали на видеоэкскурсии в школе № 35 г. Осинники, ответили на вопросы авторов фильма, а затем разгадали кроссворд о профессиях.
Школьники 5-8-х классов, пройдя по предложенному маршруту, познакомились с основными факторами, влияющими на выбор будущей профессии, прошли диагностику «Информированность в мире профессий», посмотрели профориентационный ролик «Мифы и реальность выбора профессии», а затем ответили на вопросы онлайн-викторины «Профессии и здоровье».
Старшеклассники (9-11-й класс), используя ресурсы портала «Профориентир», пополнили свой информационный багаж на видеоуроке «Ступени карьеры», в ходе прохождения теста «Личная эгограмма»; ребята познакомились с «Энциклопедией профессий» на портале «Профориентир» и с помощью интерактивной карты стали участниками видеоэкскурсий в профессиональные образовательные организации Кузбасса.
Студентам профессиональных образовательных организаций было предложено пройти по ссылке и узнать о том, как сформировать у себя профессионально важные компетенции, благодаря которым можно стать востребованным на современном рынке труда.
Таким образом, цель акции - содействие профессиональному самоопределению обучающихся - была достигнута.
Пятая модель («Виртуальная профориентация») -смещение процесса сопровождения профессионального самоопределения в виртуальное, сетевое пространство - может быть эффективна для таких особых случаев, как профориентация лиц с ОВЗ или проф-ориентационная работа с населением труднодоступных территорий. Две последние модели предполагают системную трансформацию профориентационной работы в цифровой среде и могут рассматриваться как перспективные [11]. На портале «Профориентир» в разделе «Медиатека» можно совершить виртуальные экскурсии: «Профессия - врач-стоматолог», «Профессия - процедурная медицинская сестра», «Профессия - спортивный тренер», «Машинист локомотива»,
в ООО «Молочный край» (г. Анжеро-Судженск), в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова «Первым делом самолеты!», в филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический им. Т. Ф. Горбачева» в г. Белово, в ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум», в Кемеровский кооперативный техникум, АНО ПО «Колледж предпринимательских и цифровых технологий», Новокузнецкий техникум пищевой промышленности, МБОУ «СОШ № 35» г. Осинники «Наша школа», Кемеровский государственный университет: объединяем знания и людей, Анжеро-Суджен-ский педагогический колледж, Беловский педагогический колледж, Топкинский технический техникум, Кузнецкий индустриальный техникум, Кузнецкий металлургический техникум, Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум, Мариинский политехнический техникум, Новокузнецкий горнотехнический колледж, Новокузнецкий торгово-экономический техникум, Осинни-ковский политехнический техникум, Осинниковский горнотехнический колледж, Прокопьевский горнотехнический техникум, Прокопьевский техникум физической культуры, Прокопьевский строительный техникум, Прокопьевский электромашиностроительный техникум, Томь-Усинский энерготранспортный техникум, Кемеровский коммунально-строительный техникум, Кузбасский педагогический колледж, ГПОУ г. Новокузнецка, Кузбасский медицинский колледж, «Моя профессия - туризм. Моя родина - Кузбасс», а также стать участниками виртуальных мастер-классов: «Мультимедийные технологии в профориентации дошкольников», «Использование STEAM-технологии в профориентационной работе с обучающимися», «Форсайт-технология «Будущее рядом»», «Путешествие в страну экономики», «Воплоти творчество в профессию», «Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников», «Оформление дневника наблюдений», «Посадка семян бархатцев на рассаду», «Черенкование петунии», «Изготовление закрутки для проращивания семян», «Дарите людям красоту. Профессия флориста», «Развивающая фетровая книжка в профориентацион-ной работе с дошкольниками», «Играем - профессию выбираем», «Лепбук «Город мастеров»», «Карвинг - это просто», «Создание интеллектуальной карты для ознакомления дошкольников с профессией парикмахера», «Фотосъемка на короткой выдержке», «Флористика из шоколада», «Трюки науки».
В рамках каждой из обозначенных моделей допускается использование различных технологий, форм, методов и средств сопровождения профессиональ-
ного самоопределения, спектр которых расширяется по мере развития цифровой среды. В то же время в профориентационной работе, особенно в образовательной профориентации, должно сохраняться право каждого самоопределяющегося человека на приобретение опыта профориентационно значимой деятельности и коммуникации в реальной среде. Таким образом, по мере развития процессов цифровизации все большее значение приобретает принцип сбалансированности контактных, смешанных и виртуальных форм в профориентационной работе [1; 2].
Использование различных моделей в профориентационной работе дает возможность педагогам применять наиболее оптимальные формы работы в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся, максимально задействовать имеющиеся ЦОР, формировать у обучающихся навыки, необходимые для ориентации в условиях современных рынков образовательных услуг и труда.
С 2012 г. при обучении педагогов, ответственных за профориентацию, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (КРИРПО) реализует различные формы повышения квалификации с применением ЦОР. В последние годы в связи с пандемией COVID-19 особую значимость приобрели дистанционные формы обучения. В настоящее время актуальные вопросы организации профориентационной работы рассматриваются в рамках веби-наров, круглых столов, работы регионального методического объединения профконсультантов, мастер-классов, конкурсов и других - реализовывались в дистанционной форме. Большая часть мероприятий организуются на интернет-платформах, предоставляющих широкие возможности организаторам и участникам.
Организаторы имеют возможность приглашать на эти мероприятия в качестве лекторов, спикеров ведущих специалистов, известных ученых, педагогов-практиков из различных регионов Российской Федерации и других стран, которые «включаются» в работу из своих организаций. Такое представительство лекторского состава повышает качество предоставляемых образовательных услуг. Так, в 2022 году в веби-нарах, курсах повышения квалификации КРИРПО приняли участие представители РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), «Центр планирования профессиональной карьеры» ЦПО Самарской области, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», «Центр планирования профессиональной карьеры» ЦПО Самарской области. УО «Государственный профессиональный лицей № 9 им. А. П. Старовойтова» (г. Могилев), МОУ «Учебно-профориентаци-
онный центр» (г. Тирасполь), ГБОУ Школа № 595 Приморского района (г. Санкт-Петербург) и другие. Ценной представляется возможность ведения диалога с лекторами во время «прямого эфира», участники мероприятий имеют возможность задавать вопросы и получить на них ответы, а также оставлять комментарии в чате.
В условиях полномасштабного включения информационно-коммуникативных технологий во все отрасли реальной экономики и социальной сферы, цифровой трансформации образования необходимо обеспечить педагогов практическими умениями, позволяющими адаптироваться к требованиям современности и повысить продуктивность профориентационной деятельности. Следовательно, в ходе повышения квалификации педагогов необходимо знакомить с инновационными профориентационными и цифровыми технологиями, методикой организации профессиональной ориентации с применением ЦОР, т.е. произвести «прокачку» профориентационных и ИКТ-компетенций [4].
Кроме того, записи наиболее значимых, обзорных выступлений впоследствии предлагаются слушателям курсов повышения квалификации в качестве учебных материалов при изучении соответствующих тем. Для этого видеоматериалы размещаются в системе дистанционного обучения Moodle и в разделе «Медиа-тека» профориентационного портала Кузбасса «Профориентир». Изучая историю развития профориентации в России и за рубежом слушатели знакомятся с видео-лекциямии профориентологов Белоруссии, Казахстана, Молдовы. При освоении профориентационных методик, технологий в качестве примеров успешных практик слушатели знакомятся с опытом педагогов разных регионов Российской Федерации.
Для участников мероприятий, реализуемых посредством ЦОР, одним из преимуществ является возможность работы в удобное время, в том числе в течение продолжительного периода. 30 ноября 2022 г. центр профориентации КРИРПО организовал круглый стол «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Во время проведения круглого стола было зафиксировано 287 подключений. К 10 января 2023 г. количество просмотров достигло 1490, что подтверждает как актуальность обсуждаемой тем ы, так и доступность материалов, обеспеченную цифровыми образовательными ресурсами.
Весомым аргументом, подтверждающим более широкие возможности образовательных мероприятий с применением ЦОР по сравнению с другими, выступает география участников. Педагоги могут принять участие в мероприятиях, организуемых в разных регио-
нах. Например, 06.10.2022 г. центром профориентации КРИРПО проведен международный вебинар «Особенности профессионального консультирования обучающихся разных категорий». Участники - 297 педагогов из 21 субъекта Российской Федерации и зарубежных стран, в том числе Новосибирской, Иркутской, Нижегородской, Пензенской областей, Удмуртской, Тывинской республик, Приморского, Красноярского края и других.
Еще один плюс применения ЦОР в подготовке педагогов к профориентации обучающихся связан с содержанием трудовой деятельности данных педагогов. В соответствии с профессиональными стандартами, единым квалификационным справочником должностей работников учитель математики консультирует учащихся по особенностям профессий и специальностей, в которых особенно необходимы знания математики; учитель русского языка должен моделировать видов профессиональной деятельности, основным качеством работника которых выступает коммуникативная компетентность; педагог-библиотекарь выявляет творческие способности обучающихся, анализирует их достижения, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей и т.д. [12]. Поэтому для педагогов оптимальным представляется изучение конкретных вопросов профориентации обучающихся без отрыва от работы в рамках семинаров, веби-наров, консультаций и др. В мероприятиях центра профориентации, реализованных центром профориентации КРИРПО в 2018-2022 гг. для педагогов, приняли участие слушатели 29 педагогических должностей и специальностей: воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, заместители директора, педагоги-организаторы и другие.
Кроме того, в дистанционных мероприятиях одновременно могут принять участие больше человек, чем в очных. Максимальное количество участников онлайн-мероприятий центра профориентации 1983 человека (вебинар «Профилактика деструктивного поведения детей и молодежи в условиях цифровизации», 01.03.2022), в то время как количество участников очных мероприятий ограничивается вместимостью учебных аудиторий.
Повышенное внимание со стороны регионального и федерального руководства к профориентационной работе в последние годы обусловило назначение педагога, осуществляющего организацию профориентационной работы с обучающимися в каждой образовательной организации региона. Для этих педагогов в КРИРПО реализуются курсы повышении квалификации объемом 72-144 ч. На каждом курсе формировались группы от 39 до 192 слушателей, качественное обучение кото-
рых стало возможным благодаря использованию системы дистанционного обучения Moodle. Рассмотрим некоторые особенности данной системы.
Система дистанционного обучения Moodle позволяет размещать текстовые документы, видеоматериалы, презентации, которые будут доступны всем участникам учебного процесса или слушателям определенного курса.
В редакторе тестов доступно 15 типов заданий -от выбора одного правильного ответа до перетаскивания объектов. При необходимости можно ограничить время на решение теста и число попыток. Система автоматически проверяет ответы, показывает допущенные ошибки и указывает набранный балл. Это, с одной стороны, позволяет экономить время на проверку заданий преподавателям, с другой - дает возможность оперативно увидеть результат слушателям.
Общение вне занятий осуществляется посредством форума и комментариев: слушатели могут общаться в форуме, оставлять вопросы и комментарии после под курсом.
У сервиса есть мобильное приложение системы дистанционного обучения Moodle Mobil, поэтому слушатели могут участвовать в лекциях и решать тесты с планшета или смартфона.
Куратору курса полезна статистика, которая автоматически ведется системой дистанционного обучения Moodle: отслеживается успеваемость слушателей; составляются отчеты; показывает время, затраченное на выполнение заданий; фиксирует дату и время входа слушателей в систему и другие параметры.
Основными типами деятельности в системе дистанционного обучения Moodle являются проведение лекций, семинаров, тестирования, обмен файлами, чат и др. Самостоятельные работы слушателей включают следующие организационные формы: просмотр видеолекций, работу с электронными учебными пособиями, прослушивание аудиоматериалов, тестирование, изучение различных информационных, учебных и методических материалов. Проведение консультаций слушателей осуществляется посредством сетевого общения, а также в виде консультаций по электронной почте.
Проведенное комплексное исследование субъективных оценок качества образовательного процесса слушателями курсов показало высокий уровень удовлетворенности по критериям, отражающим различные аспекты, влияющие на качество образовательного процесса, в том числе использование ЦОР. Средний индекс удовлетворенности по критерию «Использование ИКТ в обучении» составил 97,2 %, «Использование преподавателями современных методов обучения» - 98,4%,
«Качество презентационных учебных и методических материалов» - 97,3 %, «Применимость ресурсов проф-ориентационного портала Кузбасса «Профориентир» в практической деятельности» - 96,1 %. Интегральный индекс удовлетворенности слушателей качеством обучения составил 96,6 %.
Повышение компетентности в использовании ЦОР, как результат обучения на курсах слушатели оценили в 4,4 балла (по 5 балльной шкале). Освоение новых цифровых образовательных ресурсов для использования в профессиональной деятельности - 4,8 балла, что указывает на высокую актуальность и практическую значимость знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе обучения.
В 2016 г. с целью оказания качественной, квалифицированной помощи в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации был создан профориентационный портал Кузбасса «Профориентир».
Целевая аудитория портала достаточно широка: школьники, их родители, абитуриенты, студенты; молодые люди, испытывающие трудности в поиске работы и трудоустройстве; различные категории педагогических работников, занимающиеся решением вопросов профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи.
В разделе «Образование» представлена информация обо всех образовательных организациях высшего, среднего профессионального, дополнительного образования области, пакет материалов по целевому обучению, включая форму договора. Подраздел «Профессионалитет» содержит не только новости о реализации данного федерального проекта в Кузбассе, но и нормативные и информационные материалы, фотогалерею и интернет-ресурсы.
Раздел «Профессии» включает подраздел «Энциклопедия профессий». Это самый объемный подраздел, содержащий более 160 профессиограмм различных профессий. В разделе представлены описание сфер профессиональной деятельности, классификация профессий, их характеристики, требования к индивидуальным особенностям, профессионально важным и личностным качествам специалиста, медицинские противопоказания и профессиональные риски, также в этом разделе представлены образовательные организации, в которых можно получить определенную профессию. В разделе «Профессии» можно найти информацию о профессиях, востребованных в Кузбассе и в России. Информация постоянно обновляется, при этом используются данные министерства труда и занятости Кузбасса.
С целью индивидуализации профессионального выбора в структуре портала выделен раздел «Тестирование», в котором размещены признанные профессиональным психологическим сообществом, валидизи-рованные тестовые методики, которые используются в работе по профориентации.
С помощью предложенных тестов можно определить свои профессиональные интересы и склонности к тем или иным сферам профессиональной деятельности, уровень готовности к совершению адекватного профессионального выбора, статус профессиональной идентичности; изучить вектор интерактивной направленности и личностной социализации, самооценку, коммуникативные и организаторские способности; продиагностировать коммуникативную и социальную компетентность, а также сформирован-ность навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности, самоорганизации; оценить силу мотивации к достижению успеха; измерить важные для выбора профессии интересы, специальности, должности; выбрать профессию по школьным предметам или по предметам ЕГЭ; разобраться в причинах профессионального выгорания; определить, какой из четырех ориентационных стилей - на действие, на процесс, на цель, на перспективу - доминирует в вашем профессионально-деятельностном общении; выявить основной (ведущий) рабочий стиль, уровень выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере; измерить свои профессиональные интересы.
Данный раздел не носит клинического диагностического характера. Он позволяет выделить узловые психологические аспекты профессионального самоопределения, получить первичные для многих школьников представления о наличии психологических требований к профессиональной деятельности, своих психологических особенностях. Тестирование в режиме онлайн можно пройти непосредственно на портале и получить результаты тестирования бесплатно и без предварительной регистрации.
Раздел портала «Методический кабинет» посвящен обобщению и распространению передового профори-ентационного опыта, повышению квалификации педагогов по вопросам профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями). Здесь размещены методические разработки профориентационных мероприятий, научные статьи ведущих специалистов по данной проблематике, полезные интернет-ресурсы. Отдельной площадкой раздела является «Медиатека». Здесь размещены виде-
оматериалы в формате видеоуроков профориентационной направленности, мастер-классы, видеоролики, посвященные наиболее востребованным профессиям, интерактивные материалы (онлайн-викторины и др.), ссылки на профильные интернет-ресурсы. Материалы этого раздела интересны как для школьников и абитуриентов, так и для педагогов, отвечающих за профори-ентационную работу, и родителей обучающихся.
Разные формы работы с ресурсами профориентационного портала Кузбасса «Профориентир» используются преподавателями в рамках курсов повышения квалификации: использование в качестве дополнительного учебного материала.
Например, при изучении планирования профориентационной работы в образовательной организации, предлагалось проанализировать одну из программ, представленных на портале, результат представить в аналитической справке с указанием структуры программы, соответствия компонентов «целевая аудитория - цель - задачи - формы работы - результат», рекомендаций.
Участие в мероприятиях. Слушатели могут участвовать в различных онлайн-мероприятиях, переходя на них по ссылкам, размещаемым на портале в разделе «Анонсы».
Проведение мероприятий. Слушателям предлагается разработать профориентационное мероприятие с обязательным использованием ресурсов портала «Профориентир», результат представить в виде плана-конспекта. Один из вариантов плана мероприятия для старшеклассников «Построение образовательно-профессионального маршрута»: 1) пройти диагностику (раздел «Тестирование»); 2) познакомиться с профессио-граммами наиболее подходящих профессий и выбрать одну из них (раздел «Профессии»); 3) выбрать образовательную организацию профессионального или высшего образования, в которой можно обучиться данной профессии (раздел «Образование»); 4) выбрать предприятие, где востребованы специалисты данной профессии (раздел «Трудоустройство»); 5) подготовить шаблон новости о «реализованном» мероприятии (для раздела «Новости»). Слушатель может провести разработанное мероприятие в своей образовательной организации, а впоследствие доработать и оформить в качестве итоговой работы.
Презентация опыта. Лучшие итоговые работы слушателей (программы, проекты, методические рекомендации, методические разработки мероприятий) размещаются на портале в разделе «Методический кабинет».
Анализ возможностей профориентационного портала Кузбасса «Профориентир» за период 2018-2022 гг.
30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
До 18 лет 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-54 года Остальные Рис. 1. Возраст посетителей профориентационного портала Кузбасса «Профориентир»
показывает, что наиболее посещаемыми разделами являются: «Новости», «Тестирование», «Проекты», «Полезная информация», «Профессии».
Возраст посетителей представлен в диаграмме (рис. 1).
Из данной диаграммы мы видим, что наибольшее количество посетителей портала - это обучающиеся (до 18 лет), а также студенты и молодые люди (18-24 лет), испытывающие трудности в выборе профессии и поиске работы. Таким образом, подтверждается востребованность ресурсов портала у целевых групп пользователей, на которых направлена деятельность профориентационного портала «Профориентир».
Если говорить об эффективности портала в проф-ориентационной работе с обучающимися и их родителями, стоит отметить, что сегодня:
- представлено более 40 профориентационных практик, публикаций;
- обеспечена профориентационная навигация по востребованным и перспективным профессиям Кемеровской области;
- сформировано положительное общественное мнение о значимости профориентационной работы с обучающимися и их родителями в регионе.
Востребованность портала с каждым годом растет. Динамика посещаемости представлена ниже (рис. 2).
Данные, указанные в диаграмме показывают увеличение количества посетителей портала по годам: 2018 г. - 38 952 чел, 2019 г. - 108 900 чел, 2020 г. -193 249 чел., 2021 г. - 241 229 чел., 2022 г. - 237 510 чел., что подтверждает его востребованность.
Заключение
Изменения, происходящие в российском образовании, предъявляют новые требования к педагогам и всем участникам образовательного процесса.
300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
Посетители
Рис. 2. Посещаемость профориентационного портала Кузбасса «Профориентир»
Современная образовательная среда уже не может существовать без использования цифровых образовательных технологий и ресурсов. Это, способствует развитию компетентности в использовании ЦОР каждым педагогом в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и обязательными трудовыми функциями.
Каждый педагог, включаясь в современную образовательную среду, должен понимать, что «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Для качественного выполнения своих трудовых функций педагогу необходимо постоянно быть включенным в процесс непрерывного образования, повышения профессионального мастерства и компетентности для успешного использования в своей профессиональной деятельности высокотехнологичных обучающих цифровых платформ и современных ЦОР. Решению данной задачи будет способствовать активное внедрение ЦОР в подготовку педагогов, ответственных за профориентацию обучающихся, в организации дополнительного профессионального образования и дальнейшее использование ими приобретенных профессионально важных компетенций на практике.
Литература
1. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Проектирование карьерной стратегии: от идеи до реализации. Ульяновск, 2019. 162 с.
2. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Становление профессиональной идентичности современного профессионала. Ульяновск, 2020. 124 с.
3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. 2020. 98 с.
4. Килина И. А., Богданова Л. А. Профессиональная ориентация в Кузбассе в условиях цифровизации Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 21-22 апреля 2021 г.): в 2 ч. Кемерово, 2021. Ч. 1. 168 с.
5. Колыхматов В. И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учеб-метод. Пособие. СПб., 2020. 157 с.
6. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. - М., 2019. 76 с.
7. Митрофанов, К. Г, Зайцева, О. В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестник ТГПУ - Томск, 2009. Вып. 10 (88). С. 64-68.
8. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
9. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н. В. Афанасьевой. СПб.: Речь, 2019.
10. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224-230.
11. Сергеев И. С., Махотин Д. А., Пронькин В. Н., Роди-чев Н. Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации. Педагогика. 2021. Т. 85. № 7. С. 5-19.
12. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: монография / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут. Кемерово, 2017. 168 с.
13. Сергеев И. С. Пять тезисов о развитии профессиональной ориентации в цифровой среде // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век цифровое образование: от прогнозов к реальности: мат-лы Международной
научно-практической конференции: в 2-х частях. Кемерово, 2021. С. 147-149.
References
1. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Designing a career strategy: from idea to implementation. Ulyanovsk, 2019. 162 p.
2. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Formation of professional identity of a modern professional. Ulyanovsk, 2020. 124 p.
3. The didactic concept of digital vocational education and training / P. N. Bilenko, V. I. Blinov, M. V. Dulinov, E. Y. Yesenina, A. M. Kondakov, I. S. Sergeev; under the scientific editorship of V. I. Blinov - 2020.- 98 p.
4. Kilina I. A., Bogdanova L. A. Professional orientation in Kuzbass in the conditions of digitalization Vocational education and youth employment: XXI century. Digital education: from forecasts to reality: materials of the International Scientific and Practical Conference (Kemerovo, April 21-22, 2021): at 2 a.m. / Ministry of Education and Science of Kuzbass, Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education, Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Society "Knowledge" of Mongolia, Moscow Pedagogical State University, Kemerovo State University, Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education. - Kemerovo: GBU DPO "KRIRPO", 2021. - Part 1. - 168 p. - ISBN 978-5-9572-0236-3, ISBN 978-5-9572-0237-0 (part 1). - Text: direct, p.123.
5. Kolykhmatov, V. I. New opportunities and learning resources of the digital educational environment: the study method. manual -St. Petersburg: GAOU DPO "LOIRO", 2020. - 157 p.
6. Competencies "4K": formation and evaluation in the lesson: Practical recommendations / author-comp. M. A. Pinskaya, A. M. Mikhailova. - M.: Corporation "Russian Textbook", 2019. -76 p.
7. Mitrofanov, K. G., Zaitseva, O. V. Application of innovative computer technologies in the field of education: main aspects and trends // Bulletin of TSPU. - Tomsk, 2009. - issue 10 (88). -pp. 64-68.
8. On the strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of May 09, 2017. - URL: http:// static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (accessed: 10/15/2022). - Text: electronic.
9. Career guidance training for high school students "Your choice" / edited by N. V. Afanasyeva. - St. Petersburg: Speech, 2019.
10. Pryazhnikova E. Yu. On the question of the history of the development of career guidance and professional self-determination // Education issues. 2006. No. 3. pp. 224-230.
11. Sergeev I. S., Makhotin D. A., Pronkin V. N., Rodichev N. F. Forecast of the development of the vocational guidance system in the conditions of digital transformation. Pedagogy. 2021, Vol. 85, No 7, pp. 5-19.
12. Kilina I. A., Osipova N. V., Ponamareva E. V., Trout D. V. Support of professional self-determination of students: monograph. Kemerovo, 2017. 168 p.
13. Sergeev I. S. Five theses on the development of professional orientation in the digital environment. In the collection: Vocational education and youth employment: XXI century digital education: from forecasts to reality. Materials of the International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Ministry of Education and Science of Kuzbass, Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education, Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Society "Knowledge" of Mongolia, Moscow Pedagogical State University, Kemerovo State University, Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education. Kemerovo, 2021. pp. 147-149.