Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налогообложение / специальные налоговые режимы / общая система налогообложения / малый бизнес / tax / taxation / special tax regimes / general taxation system / small business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.С. Хасанова, Р.С. Махматхаджиева

Предпринимательская деятельность является важным элементом любого государства в силу значимости малого бизнеса как фактора, обеспечивающего стабильное функционирование экономики. Развитие и укрепление деятельности субъектов малого бизнеса является ключевым направлением экономической политики государства. Инструментом поддержки предприятий малого бизнеса является налоговая политика. От действующего на предприятии режима зависит перечень налогов, которые будут уплачиваться предприятием, что обусловливает важность решения вопроса о применяемом режиме. В статье рассмотрены налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, находящимися на общем режиме налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF THE GENERAL TAXATION SYSTEM BY SMALL ENTERPRISES

Entrepreneurial activity is an important element of any state due to the importance of small business as a factor ensuring the stable functioning of the economy. The development and strengthening of the activities of small businesses is a key direction of the state’s economic policy. A tool for supporting small businesses is tax policy. The list of taxes that will be paid by the enterprise depends on the regime in force at the enterprise, which makes it important to resolve the issue of the applicable regime. The article examines taxes paid by small businesses subject to the general taxation regime.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

М.С. Хасанова1, старший преподаватель Р.С. Махматхаджиева2, старший преподаватель

1Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова

2Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-206-209

Аннотация. Предпринимательская деятельность является важным элементом любого государства в силу значимости малого бизнеса как фактора, обеспечивающего стабильное функционирование экономики. Развитие и укрепление деятельности субъектов малого бизнеса является ключевым направлением экономической политики государства. Инструментом поддержки предприятий малого бизнеса является налоговая политика. От действующего на предприятии режима зависит перечень налогов, которые будут уплачиваться предприятием, что обусловливает важность решения вопроса о применяемом режиме. В статье рассмотрены налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, находящимися на общем режиме налогообложения.

Ключевые слова: налог, налогообложение, специальные налоговые режимы, общая система налогообложения, малый бизнес.

Налоговый кодекс РФ предусматривает существование общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов. Общая система налогообложения подразумевает взимание нескольких обязательных платежей в зависимости от деятельности экономического субъекта, что означает большую налоговую нагрузку, чем при применении специальных льготных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут применять предприятия малого и среднего бизнеса, при их применении есть наличие определенных льгот и привилегий для налогоплательщиков, позволяющих им снизить налоговую нагрузку и упростить процедуры налоговой отчетности.

ОСНО работает по умолчанию, если налогоплательщик, в заявительном порядке не перейдет на применение других режимов налогообложения. Также налогоплательщик остается на общем режиме при нарушении им условий применения специального режима и при ведении деятельности, в отношении которой применение специального режима или совмещение с ним невозможно [1].

При применении ОСНО налогоплательщики малые предприятия в зависимости от вида деятельности могут уплачивать в бюджетную систему РФ следующие виды федеральных налогов:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный налог, который взимается с продажи товаров или услуг и передается государству. Он рассчитывается как процент от стоимости товара или услуги и включается в конечную цену для потребителя.

Порядок расчёта, исчисления и уплаты налога устанавливается главой 21 НК РФ. Плательщиками налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие перевозку товаров через границу РФ. Необходимость уплаты налога наступает при выполнении операций, признаваемых объектом налогообложения, их перечень содержится в статье 146 НК РФ [2].

НДС рассчитывается по следующим ставкам:

- 0% - в отношении экспортных операций, услуг по международным перевозкам и транспортно-экспедиционным услугам;

- 10% - в отношении продовольственных товаров, товаров для детей, периодических и книжных изданий, медицинских товаров и при осуществлении услуг внутренней воздушной перевозки пассажиров;

- 20% - во всех остальных случаях.

2. Акцизы - это косвенный федеральный налог, который регламентируется главой 22 НК РФ. Плательщиками признаются лица, совершающие операции по реализации, передаче, переработке, оприходованию, а также перевозу через границу страны товаров, входящих в категорию подакцизных. К подакцизным согласно статье 181 НК РФ относятся следующие виды товаров: алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, различные виды топлива, табачная продукция, автомобили и мотоциклы мощностью более 112,5 кВт (150 л.с.) и т.д.

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регламентируется главой 23 НК РФ. Организации выступают налоговыми агентами по данному платежу при наличии у них сотрудников, работающих по трудовым договорам, индивидуальные предприниматели уплачивают налог как с собственных доходов, так и с заработной платы сотрудников если таковые имеются.

Большинство видов доходов, размер которых менее 5 млн. рублей облагаются по ставке 13%, доходы выше данной суммы исчисляются со ставкой 15%. По ставке 30% облагаются доходы нерезидентов РФ. Также максимальная ставка 35% применяется в отношении доходов в виде выигрышей, призов, материальной выгоды [3].

Организация и ИП, исполняя роль налогового агента, исчисляют сумму налога со всех доходов сотрудников, источником которых они является.

При расчете платежа может возникнуть необходимость учета следующих вычетов:

- Стандартные - предоставляются определенным категория граждан, имеющим основание на получение льготы, а также лица с детьми в заявительном порядке (ст. 218 НК РФ).

- Социальные - предусмотрены для лиц, которые понесли затраты, связанные с лечением, обучением, благотворительной деятельностью, физкультурно-

оздоровительных услугами и дополнительными мерами по пенсионному и медицинскому страхованию. Вычет предоставляется по заявлению работника, при наличии документов, подтверждающих права на вычет (ст. 219 НК РФ).

- Имущественные - представляются в связи с покупкой жилья или земельных участков, а также в случае изъятия у гражданина недвижимости в пользу государства, обеспечиваются по заявлению работника, при условии представления подтверждения права на вычет (ст. 220 НК РФ).

- Профессиональный предусмотрен для ИП, выполняющих заказы по гражданским договорам, а также получающих авторские вознаграждения (ст. 221 НК РФ).

По итогам расчёта налоговый агент уплачивает налог за налогоплательщика по месту собственного учета [4].

4. Помимо налога с доходов сотрудников, у работодателя также возникает обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с целью обеспечения права на обязательное социальное страхование сотрудников (ст. 8 НК РФ).

Социальные взносы рассчитывается с учетом всех доходов работников, однако оплата производится за счет средств страхователя.

База по страховым взносам формируется в отношении каждого застрахованного лица по истечении месяца с начала года нарастающим итогом (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 423 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 420 НК РФ в базу по страховым взносам включаются все выплаты, произведенные учреждением-страхователем в пользу застрахованного лица. Объектом обложения признаются доходы, полученные в денежной или в натуральной форме (п. 1, 7 ст. 421 НК РФ). При формировании базы по страховым взносам не учитываются выплаты, поименованные в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Также в соответствии с п. 4 ст. 431 НК РФ страхователи обязаны вести учет сумм страховых взносов и начисленных в соответствии с ними выплат по каждому физическому лицу [5].

Стоит отметить, что начиная с 2023 года для исчисления страховых взносов установлены единый тариф страховых взносов (п. 3 ст. 425 НК РФ):

- в случае если база не превышает придельную величину - 30%;

- свыше единой предельной величины базы - 15,1%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2022 № 2143 единая предельная величина базы в отношении каждого физического лица составляет 1 917 000 руб.

Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам от 0,2 до 8,5%, которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).

5. Налог на прибыль организаций регламентируется главой 25 НК РФ. Это прямой налог, который взимается с доходов российских юридических лиц и иностранных компаний, которые получают доход от источников в России.

Налог начисляется на основании налоговой декларации, которую организация должна подать в налоговый орган по месту своей регистрации. Организации также имеют право списывать определенные расходы на производство или предоставление услуг, что позволяет уменьшить размер налога на прибыль.

Ставка налога на прибыль организаций составляет 20%. Однако для определенных категорий налогоплательщиков предусмотрены различные льготы в виде пониженных ставок, налоговых каникул и т.д. В ст. 284-284.6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобных льготы [6].

Позитивным отличием общей системы налогообложения от специальных налоговых режимов является отсутствие ограничений по числу сотрудников, доходам, видам деятельности и иным характеристикам. Также к достоинствам ОСНО можно отнести:

1. При отрицательных доходах можно не платить налог на прибыль.

2. Можно уменьшить налог на величину убытка в будущем.

3. Перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по НДФЛ и налогу на прибыль, открыт.

4. Можно выставлять покупателям счета-фактуры и начислять НДС, что привлекает крупные организации.

Но в то же время необходимо отметить и минусы применения общего режима:

1. Сложное и полное налогообложение;

2. Необходимо ведение бухгалтерского учета.

3. Всю первичную документацию необходимо сохранять не менее 4 лет [7].

Налоговая нагрузка при общем режиме высока. Сократить нагрузку можно, только если получить освобождение от НДС. Освободиться от НДС можно с 1 -го числа, если за три предшествующих месяца выручка без налога не превысила 2 млн. руб. (ст. 145 НК РФ). Получить освобождение можно с любого месяца.

Выводы:

1. Налогоплательщик может применять общую или специальную систему налогообложения в зависимости от видов деятельности и масштабов бизнеса.

2. Без заявления о переходе на специальный налоговый режим по умолчанию налогоплательщик остается на общей системе налогообложения.

3. Налогоплательщику необходимо сопоставить преимущества и недостатки, в зависимости от видов и масштабов деятельности и выбрать между общим и спе-

циальными налоговыми режимами. Библиографический список

Кайтмазов В.А. Налогообложение малого и среднего бизнеса: совре-и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - №4.

2. Задорожнева А. Налогообложение ИП в 2022 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kontur-extern.ru/info/25180-nalogooblozhenie_ip_v_2022_godu.

1. Гасиева З.П., менное состояние

3. Ломова Анна. Какие меры поддержки бизнеса предусмотрены в 2023 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goscontract.mfo/podgotovka-k-tenderu/kakie-mery-podderzhki-biznesa-predusmotreny.

4. Мустафаева С.Р., Абдульбакиева С.И. Особенности применения ИП специальных налоговых режимов в РФ // Вектор экономики. - 2019. - № 6.

5. Назаров В.С. Налоговая система России в 1991-2008 годах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-90.ru/node/1170.

6. Парамонов П.Ф., Стукова Ю.Е., Иваницкий Д.К. Тенденции развития малого и среднего предпринимательства // Вестник Академии знаний. - 2020. - №5 (40).

7. Теребова С.В. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях экономической нестабильности // Проблемы развития территории. - 2023. - №1.

FEATURES OF THE APPLICATION OF THE GENERAL TAXATION SYSTEM BY

SMALL ENTERPRISES

M.S. Khasanova1, Senior Lecturer

R.S. Makhmatkhadzhieva2, Senior Lecturer

1Akhmat Abdulhamidovich Kadyrov Chechen State University

2Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikov (Russia, Grozny)

Abstract. Entrepreneurial activity is an important element of any state due to the importance of small business as a factor ensuring the stable functioning of the economy. The development and strengthening of the activities of small businesses is a key direction of the state's economic policy. A tool for supporting small businesses is tax policy. The list of taxes that will be paid by the enterprise depends on the regime in force at the enterprise, which makes it important to resolve the issue of the applicable regime. The article examines taxes paid by small businesses subject to the general taxation regime.

Keywords: tax, taxation, special tax regimes, general taxation system, small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.