Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / SPECIAL TAX REGIMES / PRINCIPLES AND METHODS OF TAXATION / CRITERIA FOR DETERMINING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / EXPRESS ANALYSIS OF THE SMALL BUSINESS TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова М.К.

В статье рассматриваются принципы и системы налогообложения для малого бизнеса. Актуальным на сегодняшний день является выбор специальных налоговых режимов, при которых предприниматель или организация должны рассчитывать общую налоговую нагрузку в соответствии с различными экономическими показателями деятельности с учетом всех нюансов и перспектив будущего развития бизнеса. Малое предпринимательство представляет собой сектор, благоприятное развитие которого крайне важно для определения темпов экономического роста национальной экономики, уровня занятости населения, качества и структуры валового национального продукта. Развитие малого бизнеса во многом зависит от внутренней и внешней политики государства. В современных условиях малое предприятие - это небольшая фирма, управляющим которой является независимый владелец. Также эта фирма не занимает доминирующую позицию на рынке в своей отрасли и отвечает определенным нормам закона, критериям по числу работников, которые работают на фирме за отчетный период и доходу, который она получает. В статье рассмотрены актуальные критерии определения организаций и отнесения их к категории именно малого бизнеса. В соответствии с чем объект налогообложения, а в данном случае именно малые предприятия, определяют подходящие специальные режимы. В работе предложено планирование налогов с помощью метода налогового экспресс-анализа с использованием аналитических показателей. В завершении описывается анализ налоговых рисков, что необходимо для эффективного налогового планирования малого бизнеса. В целом, в исследовании предлагается оптимизировать систему налогообложения малого бизнеса, с целью эффективного его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистякова М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE SMALL BUSINESS TAX SYSTEM

The article discusses the principles and systems of taxation for small business. Today, that choice of special tax regimes is relevant, in which an entrepreneur or organization must calculate the total tax burden in accordance with various economic indicators of activity, taking into account all the nuances and prospects for future business development. Small business is a sector which favorable development is extremely important for determining the rate of economic growth of the national economy, the level of employment, the quality and structure of the gross national product. The development of small businesses largely depends on the domestic and foreign policy of the state. In modern conditions, a small enterprise is a small firm managed by an independent owner. Also, this company does not occupy a dominant position in the market in its industry and meets certain legal norms, criteria for the number of employees who work for the company during the reporting period and the income that it receives. The article considers the current criteria for determining organizations and classifying them as small businesses. The object of taxation, and in this case small business, determines the appropriate special regimes. The paper proposes tax planning using the method of tax express analysis using analytical indicators. In conclusion, we describe the analysis of tax risks that are necessary for effective tax planning of the small business. In general, the study suggests optimizing the tax system for small business in order to develop it effectively.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК / UDC 336.22:334.012.64

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

OPTIMIZATION OF THE SMALL BUSINESS TAX SYSTEM

Чистякова M.K., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Chistyakova M.K., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Department ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

*E-mail: chmk162@yandex.ru

В статье рассматриваются принципы и системы налогообложения для малого бизнеса. Актуальным на сегодняшний день является выбор специальных налоговых режимов, при которых предприниматель или организация должны рассчитывать общую налоговую нагрузку в соответствии с различными экономическими показателями деятельности с учетом всех нюансов и перспектив будущего развития бизнеса. Малое предпринимательство представляет собой сектор, благоприятное развитие которого крайне важно для определения темпов экономического роста национальной экономики, уровня занятости населения, качества и структуры валового национального продукта. Развитие малого бизнеса во многом зависит от внутренней и внешней политики государства. В современных условиях малое предприятие - это небольшая фирма, управляющим которой является независимый владелец. Также эта фирма не занимает доминирующую позицию на рынке в своей отрасли и отвечает определенным нормам закона, критериям по числу работников, которые работают на фирме за отчетный период и доходу, который она получает. В статье рассмотрены актуальные критерии определения организаций и отнесения их к категории именно малого бизнеса. В соответствии с чем объект налогообложения, а в данном случае именно малые предприятия, определяют подходящие специальные режимы. В работе предложено планирование налогов с помощью метода налогового экспресс-анализа с использованием аналитических показателей. В завершении описывается анализ налоговых рисков, что необходимо для эффективного налогового планирования малого бизнеса. В целом, в исследовании предлагается оптимизировать систему налогообложения малого бизнеса, с целью эффективного его развития. Ключевые слова: малый бизнес, специальные налоговые режимы, принципы и методы налогообложения, критерии определения малого и среднего бизнеса, экспресс-анализ системы налогообложения малого бизнеса.

The article discusses the principles and systems of taxation for small business. Today, that choice of special tax regimes is relevant, in which an entrepreneur or organization must calculate the total tax burden in accordance with various economic indicators of activity, taking into account all the nuances and prospects for future business development. Small business is a sector which favorable development is extremely important for determining the rate of economic growth of the national economy, the level of employment, the quality and structure of the gross national product. The development of small businesses largely depends on the domestic and foreign policy of the state. In modern conditions, a small enterprise is a small firm managed by an independent owner. Also, this company does not occupy a dominant position in the market in its industry and meets certain legal norms, criteria for the number of employees who work for the company during the reporting period and the income that it receives. The article considers the current criteria for determining organizations and classifying them as small businesses. The object of taxation, and in this case small business, determines the appropriate special regimes. The paper proposes tax planning using the method of tax express analysis using analytical indicators. In conclusion, we describe the analysis of tax risks

that are necessary for effective tax planning of the small business. In general, the study suggests optimizing the tax system for small business in order to develop it effectively. Key words: small business, special tax regimes, principles and methods of taxation, criteria for determining small and medium-sized businesses, express analysis of the small business tax system.

Введение. Малый бизнес по праву считается основой экономики государства - большинство статей Налогового кодекса посвящено его регулированию. Частные предприниматели с низким оборотом наличности составляют основу целых секторов (торговля, услуги, производство ряда товаров и т.д.). Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предлагаемых законом для юридических лиц, этот конкретный вид бизнеса по праву считается наиболее нестабильным перед лицом внезапных рыночных изменений и требует особых условий.

Каждый субъект хозяйствования, будь то организация или индивидуальный предприниматель, обязан платить налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время государство ввело в действие различные налоговые режимы, которые оказывают основное влияние на налоговое бремя организации (предпринимателя). Современная ситуация в сторону ухудшения экономики в целом и застой рыночных тенденций ставит под удар целые отрасли. В этих условиях выявление особенностей выбора налоговой системы для малого бизнеса представляется особенно актуальным.

Основной целью исследования является рассмотрение теоретических и методологических аспектов налогового планирования и выработка предложений по оптимизации системы налогообложения малого бизнеса.

Условия, материалы и методы. Информационную базу исследования составили: годовая бухгалтерская отчетность малых предприятий Орловской области, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и его территориального органа по Орловской области; научные публикации по теме исследования, нормативная и справочная литература. В ходе исследования применялись экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный методы анализа.

Основная часть. Стремление уменьшить свои налоговые обязательства -это объективное социальное явление. Можно выделить следующие причины: моральные (нравственно-патологические); политические; экономические; технико-юридические. В этой связи государство ускоренными темпами вырабатывает механизмы защиты малых предпринимателей, предлагая ряд специальных режимов налогообложения и альтернативных схем уплаты отчислений в казну.

Специальные режимы включают: упрощенный налоговый режим, единый налог на вмененный доход, режим патентного налога, единый сельскохозяйственный налог. Прежде всего, специальные налоговые режимы просты для налогоплательщиков по сравнению с общим налоговым режимом. На протяжении существования специальных налоговых режимов государство регулярно их модифицировало - улучшение фундаментальных реформ [1, с. 87].

В целях стимулирования развития малого бизнеса в налоговых целях в государстве разработаны специальные налоговые системы:

1) упрощенная система налогообложения (УСНО);

2) налоговый режим в отношении единого налога на вмененный доход (UTII);

3) система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (USCH);

4) система патентного налогообложения (PSN), введенная с 2013 года, используется только индивидуальными предпринимателями.

При любом специальном налоговом режиме основные бюджетные налоги не уплачиваются: подоходный налог (НДФЛ для индивидуального предпринимателя), налог на имущество и НДС.

Рассмотрим, кто принадлежит малому бизнесу. Малый бизнес соответствует определенным правовым нормам, критериям, касающимся количества сотрудников и дохода, который организация получает. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 г.) это потребительские кооперативы и коммерческие организации; индивидуальные предприниматели; крестьянские (сельскохозяйственные) хозяйства, соответствующие следующим критериям.

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии определения малого и среднего бизнеса

Тип МСП Среднесписочная численность работников Предельное значение дохода Примечания

Микропредприятие До 15 человек включительно 120 млн. рублей Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам

Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно 800 млн. рублей

Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно 2 млрд. рублей

От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Численность работников (по данным предыдущего календарного года) должна составлять: для средних предприятий - от 101 до 250 человек (включая); для малого бизнеса - до 100 человек (включая); для микропредприятий - до 15 человек.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС: для микропредприятий - 120 млн. руб.; малый бизнес - 800 миллионов рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей, согласно критериям малых предприятий, в 2020 году, которые установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Таким образом, при выборе налогового режима предприниматель или организация должны рассчитывать общую налоговую нагрузку в соответствии с различными налоговыми режимами с учетом всех нюансов и перспектив развития своей деятельности.

На первом этапе выбора налогового режима необходимо рассчитать сумму этих налогов и взносов, которые не зависят от результатов деятельности - это страховые выплаты, ЕНВД и патент. Кроме того, в отличие от других налоговых систем, патенты оплачиваются заранее.

Если сложно предсказать результаты хозяйственной деятельности, лучше выбрать упрощенную систему налогообложения и принять во внимание, что в рамках упрощенной системы налогообложения с объектом «доход» взносы Страхование индивидуального предпринимателя без работников полностью вычитается из рассчитанного налога. При успешном и устоявшемся бизнесе выбор, скорее всего, будет в пользу иТ11 или патента, хотя эти схемы не гарантируют низкую налоговую нагрузку.

Для эффективного развития малого бизнеса необходимо применять методы налогового планирования. При налоговом планировании могут быть использованы известные в экономике принципы. Принципы - это базовые идеи и положения, в соответствии с которыми осуществляется налоговое планирование. Вместе с тем особенности отношений налогоплательщиков с бюджетом таковы, что регламентирующее действие отдельных принципов, связанных с экономическим механизмом хозяйствования самого предприятия несколько занижается (принципы планирования, снижения издержек производства, материальной заинтересованности и ответственности), а влияние других, наоборот, завышается [2, с. 210].

Планирование налоговых показателей производится в общем контексте финансовой деятельности и осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: расчетно-аналитический; нормативный; оптимизация плановых решений; экономико-математическое моделирование.

Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа величины налоговых платежей за прошлые налоговые периоды прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем использования этого метода может быть установлена плановая потребность в сумме денежных средств для выполнения обязательств перед бюджетом по фискальным платежам. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

В налоговом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся:

- ставки федеральных налогов;

- нормы амортизации по отдельным группам основных средств;

- ставки рефинансирования коммерческих банков, утверждаемые Банком России;

- тарифные ставки на государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование;

- минимальная месячная оплата труда;

- нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ.

Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах Российской Федерации. Эти два метода являются самыми простыми и доступными [3, с. 3].

Следующим по сложности является метод оптимизации налоговых плановых решений. Этот метод требует наличия на предприятии серьезной информационно-аналитической базы по налогам.

В соответствии с этим методом производится сравнение различных вариантов деятельности предприятия на предмет определения их «налоговой эффективности» на короткий промежуток деятельности и длительный. Правильное использование принципов налогового планирования и учет существующего налогового законодательства определяют необходимость выбора критериев «налоговой эффективности». Очевидно, что в качестве таких критериев не могут быть использованы косвенные показатели, такие как рост объемов продаж, снижение себестоимости, размер начисленных налогов. Как показывает практика, совсем не обязательно, что в высоком уровне и низком уровне других показателей будут реализованы конечные цели предприятия. Например, вполне возможно, что из-за неотработанности механизма расчетов за реализованную продукцию предприятия, имея большие объемы продаж, будут постоянно испытывать недостаток денежных средств как для текущей производственной деятельности, так для полного и своевременного выполнения своих налоговых обязательств.

Организационный анализ целесообразно проводить по основным функциям налогового планирования: оптимизация налогообложения; планирование сумм налогов, подлежащих уплате; отслеживание сроков уплаты налогов; выявление и анализ налоговых рисков; прогнозирование изменений налогового законодательства. В рамках этого анализа выясняется, какие функции выполняют подразделения. Выявляются дублирующиеся функции (функции, которые осуществляются двумя и более сотрудниками или подразделениями) и функции, которые в настоящее время не выполняются.

Таким образом, критериями эффективности предприятий будут те показатели, которые отражают не промежуточные, а конечные цели, а именно:

- Нупл. - Ннач. ^ 0 - условие своевременного и полного выполнения налоговых обязательств, то есть сумма уплаченных фискальных платежей должна быть равна или превышать сумму начисленных. Сумму незначительной переплаты налогов в данном случае можно рассматривать как один из элементов налогового планирования;

- НДС упл. > НДС пол., обязательное условие для сельскохозяйственных предприятий, сельские товаропроизводители реализуют, в основном, сельскохозяйственную продукцию, облагаемую по ставке налога НДС 10%, а приобретают материальные ценности, работы, услуги, облагаемые по ставке 18%, следовательно, суммы НДС, уплаченные поставщикам, должны превышать суммы НДС, полученные от покупателей. И результатом налоговых отношений по НДС должны быть «сумма НДС, подлежащие зачету или возмещению из бюджета»;

- ^ штраф = 0 - необходимое условие соблюдения налогового законодательства;

- выручка - НДС - затраты (в т. ч. налоги, относимые на себестоимость) > 0, условие получения положительного финансового результата в процессе производства и реализации продукции;

- ФР - налоги (относимые на финансовые результаты) > 0, необходимое условие для образования чистой прибыли;

- ^ инвестиций - 1/8 часть стоимости основных фондов > 0, необходимое условие для расширенного производства основных фондов, то есть источниками финансирования инвестиций являются амортизационный фонд и прибыль.

Все вышеназванные критерии в совокупности можно рассматривать для оценки эффективности налогового планирования. Основным результатом

налоговых отношений предприятий с государством является такая сумма начисленных согласно законодательству и уплаченных налогов, которая позволяет иметь прибыль, остающуюся в распоряжении организации.

Опыт функционирования российских организаций показывает, что при выборе модели экономического поведения, связанной с уплатой налогов, руководителей предприятий интересуют в первую очередь эффективность и риски. Все остальные факторы менее существенны и практически не учитываются.

Несмотря на некоторую неопределенность терминов «эффективность» и «риск» применительно к налоговому планированию, опытные бухгалтера и финансисты при обсуждении конкретной схемы оптимизации налогов могут оценить их параметры в количественном выражении с высокой точностью.

Соотношение расходов по оплате налогов, расходов по проведению минимизации и рисков налогоплательщика можно представить в виде формулы:

Снм + Сфп + Снв < Н, (1)

где Снм - стоимость мероприятий по налоговой минимизации;

Сфп - возможные финансовые потери - риски;

Снв - сумма уменьшения налоговых платежей, которые представляют собой налоговые выгоды налогоплательщика;

Н - налоговые платежи в обычном режиме без минимизации.

Поэтому организации минимизации налогов должны предшествовать расчеты, доказывающие налоговые выгоды налогоплательщика. В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения и адаптации налогоплательщиков российской налоговой системы.

Налоговое бремя по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке. Однако данный показатель не раскрывает влияние налогов на финансовое положение предприятия. По этому показателю нельзя судить о налоговой нагрузке предприятия, которое начисляет к уплате фискальные платежи, но их уплачивает не в полном объеме [4, с. 378].

В связи с этим Кирина Л.С. предлагает абсолютную и относительную налоговую нагрузку. Этот показатель характеризует лишь один аспект налоговой тяжести - начисленную величину налоговых изъятий. Исследования показали, что на практике встречается много предприятий с различными размерами производства, имеющих совершенно одинаковую налоговую нагрузку. Следовательно, можно сказать, что этот показатель не отражает напряженность суммарных налоговых обязательств.

По нашему мнению, налоговую нагрузку, как совокупность установленных законодательством налоговых изъятий в условиях неплатежей, следует расчленить на три показателя:

- начисленное налоговое бремя, то есть суммарная величина налоговых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами на 1 рубль выручки;

- реализованное налоговое бремя, то есть величина реально погашенной задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на 1 рубль выручки;

- дополнительное налоговое бремя - сумма средств, которые предприятия вносят или должны внести в бюджет и внебюджетные фонды в результате неправильного или несвоевременного выполнения налоговых обязательств (штрафы и пени) в расчете на 1 рубль выручки.

Дополнительное налоговое бремя, в свою очередь, может быть начисленным и реализованным. Формирование налоговой нагрузки малых предприятий определяется большим количеством факторов. Причем в

последнее время наряду с факторами, носящими объективный характер, значительную, а иногда и определяющую роль играют субъективные.

К объективным факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся формирование системы налогового законодательства Российской Федерации, установление экономической характеристики налоговой системы, определение доли изъятия денежных средств налогоплательщиков для обеспечения деятельности государства [5, с. 385].

К субъективным факторам относятся профессиональная подготовленность и налоговая квалификация руководителя и специалистов хозяйств, их личная мотивация (интересы) в производственно-финансовом развитии организации, организация налогового производства.

Целью налогового экспресс-анализа является оперативная, наглядная и простая оценка состояния и динамики налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка для большинства организаций в среднем колеблется от 15% до 25%.

Совокупность аналитических показателей, характеризующих налоговую нагрузку, приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа по годам

Показатели Го цы

20.... 20..

1. Кредиторская задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, тыс. руб. 2. Начислено текущих налоговых платежей, тыс. руб. 3. Уплачено текущих налоговых платежей, тыс. руб. 4. Начислено штрафных санкций, тыс. руб. 5. Уплачено штрафных санкций, тыс. руб. 6. Годовой объем продаж, тыс. руб. 7. Приходится на 1 рубль выручки, коп.: - кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; - начисленных текущих налоговых платежей; - уплаченных текущих налоговых платежей; - начисленных штрафных санкций; - уплаченных штрафных санкций. 8. Площадь земельных угодий, га 9. Приходится на 1 га земельных угодий, тыс. руб.: - кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; - начисленных текущих налоговых платежей; - уплаченных текущих налоговых платежей; - начисленных штрафных санкций; - уплаченных штрафных санкций. 10. Среднегодовая численность работников, чел. 11. Приходится на 1 среднегодового работника, тыс. руб.: - кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; - начисленных текущих налоговых платежей; - уплаченных текущих налоговых платежей; - начисленных штрафных санкций; - уплаченных штрафных санкций.

Налоговую нагрузку можно определить не за год, а за более короткий период. Если авансовые платежи исчисляются путем определения налоговой базы по итогам отчетного периода, то такие авансовые платежи следует учитывать при расчете налоговой нагрузки. Примером таких платежей являются авансовые платежи по страховым взносам во внебюджетные фонды. Они называются авансовыми платежами, но по сути - это уплата налога по итогам отчетного периода.

Если же авансовые платежи исчисляются без привязки к налоговой базе по итогам отчетного периода, то такие авансовые платежи учитывать при определении налоговой нагрузки не надо.

Как следует из этих цифр, величина налоговой нагрузки в США близка к таковой для российских налогоплательщиков. Кроме того, разница между налоговыми нагрузками фирм IBM и «Джонсон и Джонсон» достаточно велика, что наводит на мысль об удачных мероприятиях налогового планирования последней.

Далее подвергаются анализу доли каждого из налогов в совокупной сумме уплаченных организацией налоговых платежей, с целью выявления тех, которые составляют наибольшую долю. Как правило, наиболее значимые по сумме налоги: НДС; налог на прибыль организаций; страховые взносы; акцизы; ввозные и вывозные пошлины; налог на добычу полезных ископаемых [6, с. 15].

При расчете уплачиваемых налогов целесообразно сгруппировать налоги по объектам обложения. Суть этой группировки в следующем. Каждый налог связан с определенным объектом обложения. Эти объекты можно объединить в группы. Так, в группе объектов обложения, связанных с получением доходов, можно отнести прибыль, доходы. Соответственно в одну группу можно включить те налоги, которые связаны с получением доходов. В другую группу можно включить налоги, связанные с владением имуществом, и т.д. Суть такой группировки в том, чтобы проанализировать, какие операции приносят наибольшие налоговые потери. Такой анализ позволит выявить группы операций, которые должны в первую очередь подвергнуться анализу.

Для целей налогового анализа необходимо выделить следующие группы налогов (табл. 3).

Таблица 3 - Группы налогов налогового для проведения экспресс-анализа

Группы налогов Налоги

Налоги, связанные с получением доходов налог на прибыль; НДС; акцизы

Налоги, связанные с владением имуществом налог на имущество организаций; транспортный налог; земельный налог

Налоги, связанные с выплатой доходов физическим лицам Страховые взносы

Налоги, связанные с использованием природных ресурсов водный налог; налог на добычу полезных ископаемых

Таможенные платежи таможенная пошлина; таможенный НДС

Прочие налоги.

Итоговым мероприятием завершения экспресс-анализа необходимо проводить анализ налоговых рисков.

Налоговые риски (риск взимания дополнительных налогов и наложения штрафов налоговыми органами) возникают, как правило, в следующих случаях: если налоговое законодательство нечетко регулирует условия налогообложения того или иного вопроса; если сделки налогоплательщика могут быть переквалифицированы (притворные или мнимые сделки); если цены сделки могут быть подвержены контролю цен налоговыми органами (ст. 40 НК РФ); организационного налогового риска.

Последняя группа рисков связана с внутренней организацией работы по определению налоговых обязательств налогоплательщика. Так, организационный налоговый риск возникает в случае, если у налогоплательщика неэффективная система внутреннего контроля, которая приводит к ошибкам в бухгалтерском учете, при исчислении налогов, отсутствии первичных документов или их ненадлежащем оформлении.

Как показывает практика, в рамках проведения налоговых проверок большие суммы НДС не принимаются налоговыми органами к вычету из-за неправильного оформления счетов-фактур. Дело в том, что в соответствии со ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка согласно пп. 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В указанных пунктах установлены требования к формированию счетов-фактур, многие из которых предъявляются к их оформлению. В результате отсутствие или неправильное указание некоторых реквизитов приводит к невозможности принятия НДС к вычету [7, с. 218].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К выявленным налоговым рискам может быть применена процедура риск-менеджмента. Она заключается в том, что все налоговые риски разбиваются на три группы (составляется карта рисков): риски, которые налогоплательщик готов принять (это те риски, которые налогоплательщик считает минимальными и которые он готов принять); риски, которые налогоплательщику следует контролировать; риски, которыми нужно управлять (например, постараться получить разъяснение налогового органа в свою пользу, оценить перспективность отставания своих прав в суде); риски, которые необходимо немедленно предотвращать.

Это та группа налоговых рисков, которые необходимо немедленно устранять, так как существует большая вероятность того, что при налоговой проверке будут взысканы налог, пени и штрафы [8, с. 32].

Выводы. Таким образом, для развития малого бизнеса государством созданы условия по выбору системы налогообложения. Предприниматель самостоятельно выбирает условия в зависимости от состояния бизнеса и предстоящих перспектив. В этой связи четко необходимо проанализировать все текущие налоговые платежи, учесть риски и выбрать наиболее оптимальный режим налогообложения. Данные мероприятия, помогут малому бизнесу снизить расходы и эффективно развиваться.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кожанчикова Н.Ю. Оценка налогообложения в сельском хозяйстве // Основные направления развития агробизнеса в современных условиях: материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2019. С. 86-90.

2. Кожанчикова Н.Ю. Направления оптимизации региональной налоговой политики по имущественному налогообложению // Инновационная экономика, стратегический

менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса: материалы I Международной научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 206-211.

3. Мальцева Е.С., Плахов A.B. актуальные проблемы налогообложения и развития малого бизнеса в России // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 3.

4. Сопина Е.С., Алентьева Н.В. Государственная поддержка малого бизнеса -приоритетное направление развития АПК Орловской области // Первая ступень в науке: материалы VIII международной научно-практической студенческой конференции. Казань, 2020. С. 377-380.

5. Алентьева Н.В. Проблемы и перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе // Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 385-389.

6. Чистякова М.К. Оценка и перспективы выбора использования системы налогообложения субъектами малого бизнеса // Вестник сельского развития и социальной политики. 2019. № 4 (24). С. 14-18.

7. Чистякова М.К. Эффективность применения системы налогообложения организаций малого бизнеса в АПК // Паритетность отношений в аграрном секторе экономики: научно-практическое обеспечение и механизмы реализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 217-220.

8. Баринов C.B., Дударева А.Б. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент стимулирования инвестиций в расширенное воспроизводство основного капитала // Банковский сектор: состояние, тенденции и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 29-34.

REFERENCES

1. Kozhanchikova N.Yu. Otsenka nalogooblozheniya v selskom khozyaystve // Osnovnye napravleniya razvitiya agrobiznesa v sovremennykh usloviyakh: materialy III Vserossiyskoy (natsionalnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kurgan, 2019. S. 86-90.

2. Kozhanchikova N.Yu. Napravleniya optimizatsii regionalnoy nalogovoy politiki po imushchestvennomu nalogooblozheniyu // Innovatsionnaya ekonomika, strategicheskiy menedzhment i antikrizisnoe upravlenie v subektakh biznesa: materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Orel, 2018. S. 206-211.

3. Maltseva Ye.S., Plakhov A.V. aktualnye problemy nalogooblozheniya i razvitiya malogo biznesa v Rossii // Biznes i dizayn revyu. 2018. № 1 (9). S. 3.

4. Sopina Ye.S., Alenteva N.V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa -prioritetnoe napravlenie razvitiya APK Orlovskoy oblasti // Pervaya stupen v nauke: materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy studencheskoy konferentsii. Kazan, 2020. S. 377-380.

5. Alenteva N.V. Problemy i perspektivy razvitiya malykh form khozyaystvovaniya v agrarnom sektore // Innovatsionnaya ekonomika, strategicheskiy menedzhment i antikrizisnoe upravlenie v subektakh biznesa: sbornik statey I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Orel, 2018. S. 385-389.

6. Chistyakova M.K. Otsenka i perspektivy vybora ispolzovaniya sistemy nalogooblozheniya subektami malogo biznesa // Vestnik selskogo razvitiya i sotsialnoy politiki. 2019. № 4 (24). S. 14-18.

7. Chistyakova M.K. Effektivnost primeneniya sistemy nalogooblozheniya organizatsiy malogo biznesa v APK // Paritetnost otnosheniy v agrarnom sektore ekonomiki: nauchno-prakticheskoe obespechenie i mekhanizmy realizatsii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Orel, 2018. S. 217-220.

8. Barinov S.V., Dudareva A.B. Investitsionnyy nalogovyy kredit kak instrument stimulirovaniya investitsiy v rasshirennoe vosproizvodstvo osnovnogo kapitala // Bankovskiy sektor: sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Orel, 2018. S. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.