Научная статья на тему 'Особенности применения имитационных методов обучения в учебном процессе'

Особенности применения имитационных методов обучения в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имитационные методы / учебный процесс / экономическая наука / методика / simulation methods / educational process / economic science / methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Марьям Саид-Эмиевна Завриева

В статье проведен анализ над сложившимися нестыковками между востребованностью теоретико-методологических знаний в области экономической науки и слабой научной состоятельностью данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Марьям Саид-Эмиевна Завриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the use of simulation teaching methods in the educational process

The article analyzes the existing inconsistencies between: the demand for theoretical and methodological knowledge in the field of economic science and the weak scientific inconsistency of this problem.

Текст научной работы на тему «Особенности применения имитационных методов обучения в учебном процессе»

УДК 316:37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-246-248 EDN: https://elibrary.ru/ynplcy NIION: 2015-0066-3/23-745 MOSURED: 77/27-011-2023-03-944

Особенности применения имитационных методов обучения в учебном процессе

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Марьям Саид-Эмиевна Завриева2

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, smusggntu@gmail.com

Аннотация. В статье проведен анализ над сложившимися нестыковками между востребованностью теоретико-методологических знаний в области экономической науки и слабой научной состоятельностью данной проблемы. Ключевые слова: имитационные методы, учебный процесс, экономическая наука, методика Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б., Завриева М. С.-Э. Особенности применения имитационных методов обучения в учебном процессе // Вестник экономической безопасности. 2023. N° 3. С. 246-248. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-246-248. EDN: YNPLCY.

Original article

Features of the use of simulation teaching methods in the educational process

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Maryam S.-E. Zavrieva2

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, smusggntu@gmail.com

Abstract. The article analyzes the existing inconsistencies between: the demand for theoretical and methodological knowledge in the field of economic science and the weak scientific inconsistency of this problem. Keywords: simulation methods, educational process, economic science, methodology

For citation: Khadisov M.-R. B., Zavrieva M. S.-E. Features of the use of simulation teaching methods in the educational process. Bulletin of economic security. 2023;(3):246-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-246-248. EDN: YNPLCY.

Существует много интересных активных методов обучения, но преподаватели недостаточно используют их в учебно-воспитательном процессе по причине того, что это трудоемкий процесс с большими затратами времени на подготовку урока. При разработке урока с применением активных методов обучения основные затраты времени уходят на выбор и продумывание содержания того или иного метода. Поэтому, мы решили рассмотреть примерную программу А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова. Учебный процесс строится так, чтобы были достигнуты цели.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от умелого использования преподавателем многообразия методов обучения и форм его организации. Занятие является основной формой организации образовательного процесса. Занятие включает все компоненты

© Хадисов М.-Р. Б., Завриева М. С.-Э., 2023

учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. На занятиях преподаватель может использовать различные методы обучения. При планировании занятия преподаватель может использованием как один метод обучения, так и несколько.

Выбор того или иного метода обучения зависит от того, какую образовательную задачу поставит педагог. Немецкие ученые проводили исследование, которое показало, что человек запоминает и усваивает материал при самостоятельной работе, самостоятельной постановке и решении проблем.

Исходя из данного исследования, можно сделать вывод о важном применении методов обучения, где обучающиеся включены в активную самостоятельную работу. Одним из таких методов обучения являются имитационные [2].

246

Вестник экономической безопасности

№ 3 / 2023

PEDAGOGICAL SCIENCE

Выбор методов обучения зависит от поставленных учителем целей и задач занятия:

1. Активные методы обучения можно применять при любом в формате преподавании дисциплин.

2. Учителю необходимо определить, какой из активных методов больше всего подходит для усвоения темы занятия.

3. Преподаватель во время проведения занятия должен постоянно наблюдать за включенностью обучающихся в учебный процесс.

4. Преподаватель также должен быть включен в процесс обучения.

5. Преподаватель должен уметь вызывать интерес к изучаемой темы занятия.

6. Поэтому необходимо, чтобы уровень теоретической, практической и методической подготовки педагога был высоким.

По содержанию они существенно отличаются, важнейшая их задача - включение обучающегося в процесс имитационного обучения, взаимодействие на всех этапах педагогического процесса, а также развитие учебной деятельности и интереса к дисциплине (рис. 1).

В подростков возрасте восприятие более целенаправленно и организованно. Ученик не умеет связывать восприятие окружающей среды с учебным материалом. Учителю при планировании урока важно тщательно отбирать учебный материал, связывая его с примерами из жизни, так как внимание у детей подросткового возраста избирательное [1]. Запоминание информации у обучающихся происходит в понятиях, связанно оно с осмыслением, анализом и систематизацией информа-

Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства

Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развития в игровой деятельности

ции. Мышление становится более системным, последовательным и зрелым. Мышление подростка приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Возраст - наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости [1]. В данном возрасте у обучающихся активно идет нравственное и социальное формирование. В подростков возрасте мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы еще не приобрели устойчивости [1].

Организация учебной деятельности в подростковом возрасте является самой сложной и важной задачей, как для учителя, так и для семьи. Преподаватель, планируя занятие, может использовать игровой метод обучения, проблемный метод обучения, метод учебных проектов. Для обучающихся в соответствии с возрастной характеристикой подходит применение проблемного метода, «кейс-метода», дискуссии, метода учебных проектов, игрового метода обучения.

Обобщив полученные ответы, выделили следующие причины:

- трудоемкий метод при подготовке к уроку,

- сложен в применении,

- считают, что данный метод обучения не эффективен.

Принцип моделирования содержания и форм профессиональной деятельности

Принцип совместной деятельности

Принцип диагностического общения

Принцип двуплановости

№ 3 / 2023

Рис. 1. Принципы конструирования имитационного метода обучения

- Bulletin of economic security -

247

Подводя итоги проведенного пилотного исследования, можно сделать следующие выводы:

- использование имитационных методов обучения характеризуется повышением успеваемости [3] обучающегося,

- оптимизируются затраты времени на освоение учебного материала,

- повышается интерес обучающихся к изучаемой дисциплине.

Важнейшим фактором развития личности обучающихся является стремление строить жизненные планы, построение жизненных перспектив.

Исходя из возрастных особенностей обучающихся, можно сделать вывод, что необходимо применять в учебном процессе следующие активные методы обучения: «Проблемный метод обучения», «Мозговой штурм», «Метод учебных проектов», «Кейс-метод», «Дискуссия».

В ходе использования активных методов обучения на занятиях, обучающийся самостоятельно получает новые знания и применяет их на практике.

Таким образом, от умения учителя применять активные методы обучения на занятиях будет зависеть успех всего образовательного процесса. Качество применения активного метода обучения будет зависеть от того, как хорошо педагог разбирается в классификации, понимает функции, знает особенности организации активных методов обучения, владеет знаниями о возрастной физиологии и психологии обучающихся. А также будет зависеть от того, на какую педагогическую деятельность он направлен.

Список источников

1. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/resource/distant/music/ sekret/tihova/tih_gl2.html.

2. Каменских Д. Д. Использование активных методов обучения в процессе формирования самостоятельной деятельности старшеклассников [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-v-processe-formirovaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-starsheklassnikov-2082647. html (дата обращения: 04.02.2023).

3. Хадисов М-Р. Б., Тазбиева А. А. Роль информационных технологий в условиях цифровизации / Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 176-177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43021276.

References

1. Game types and forms of testing students' knowledge. Their characteristics. URL: http://www.iro.yar. ru/resource/distant/music/sekret/tihova/tih_gl2.html.

2. Kamenskikh D. D. Use of active teaching methods in the process of formation of independent activity of high school students. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-v-processe-formirovaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-starsheklassnikov-2082647.html.

3. Khadisov M-R. B., Tazbieva A. A. The role of information technology in the context of digitalization // Education. The science. Scientific personnel. 2020. № 4. P. 176-177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43021276.

Информация об авторах

М-Р. Б. Хадисов - доцент кафедры «Экономика и управление в образовании» Чеченского государственного педагогического университета, и.о. декана факультета технологии, искусства и менеджмента в образовании, директор Педагогического технопарка «Кванториум» имени профессора Ш. М-Х. Арсалиева Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук;

M. С-Э. Завриева - старший преподаватель кафедры «Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.

Information about the authors

M.-R. B. Khadisov - Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education of the Chechen State Pedagogical University, Acting Dean of the Faculty of Technology, Art and Management in Education, Director of the Quantorium Pedagogical Technopark named after Professor Sh. M-Kh. Arsaliev of the Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences;

M. S.-E. Zavrieva - Senior Lecturer of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 05.05.2023; принята к публикации 10.07.2023.

The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 05.05.2023; accepted for publication 10.07.2023.

248

Вестник экономической безопасности

№ 3 I 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.