Научная статья на тему 'Основные направления развития образования в условиях цифровизации '

Основные направления развития образования в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / образовательные технологии / цифровые навыки и компетенции / digitalization / educational technologies / digital skills and competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов

В статье обозначены основные цифровые навыки и компетенции, основанные на трех ключевых принципах. Выявлены параметры модели организации образовательного процесса в условиях цифровизации, соответствующей всем признакам открытой образовательной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions for the development of education in the context of digitalization

The article outlines the main digital skills and competencies based on three key principles. Also, the parameters of the model of organization of the educational process in the conditions of digitalization corresponding to all the signs of an open educational technology are revealed.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития образования в условиях цифровизации »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 255 — 257. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):255 — 257.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 378 NIION: 2007-0062-2/22-128

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-255-257 MOSURED: 77/27-004-2022-02-328

Основные направления развития образования в условиях цифровизации

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов2

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, maia_yusupova@mail.ru

Аннотация. В статье обозначены основные цифровые навыки и компетенции, основанные на трех ключевых принципах. Выявлены параметры модели организации образовательного процесса в условиях цифровизации, соответствующей всем признакам открытой образовательной технологии.

Ключевые слова: цифровизация, образовательные технологии, цифровые навыки и компетенции Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б., Абдулхамидов С.-М. С. Основные направления развития образования в условиях цифровизации // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 255 — 257. doi: 10.24412/20733305-2022-2-255-257.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The main directions for the development of education in the context of digitalization

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Said-Magomed S. Abdulhamidov2

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, maia_yusupova@mail.ru

Abstract. The article outlines the main digital skills and competencies based on three key principles. Also, the parameters of the model of organization of the educational process in the conditions of digitalization corresponding to all the signs of an open educational technology are revealed.

Keywords: digitalization, educational technologies, digital skills and competencies

For citation: Khadisov M.-R. B., Abdulhamidov S.-M. S. The main directions for the development of education in the context of digitalization // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):255 — 257. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-255-257.

В значительной степени мировым сообществом уже признано, что педагогические подходы необходимо преобразовать, чтобы поддержать приобретение цифровых навыков.

В современном образовательном пространстве, где приоритетное место занимают информационно-коммуникационные технологии, появилось новое поколение обучающихся, которые отличаются по своей сути от предыдущих. Американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» [3], предлагает внести психологические изменения в стиль общения препо-

давателя с представителями поколения 7. К ним относятся быстрый темп обучения, переключение с одной учебной задачи на другую, работа в группах и парах, обязательная быстрая обратная связь, точные требования и критерии оценки, устное взаимодействие и наглядность. На основании этих рекомендаций можно уточнить, что индивидуальный подбор педагогических инструментов, возможный при электронном обучении, и использование смешанных (вербально-невербальных) опор позволяют улучшить качество образовательного процесса.

Педагогические науки

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» спрогнозировали свою целевую модель компетенций на 2025 г. [2], в число которых входят и цифровые навыки:

■ когнитивные навыки;

■ социально-поведенческие навыки;

■ цифровые навыки.

Исходя из этой модели можно сделать вывод, что большинство описанных навыков и компетенций относится как к профессионально-личностному развитию будущего специалиста, так и к развитию метапредметной компетенции. В 2016 г. Клаус Шваб [4] объявил, что началась Четвертая технологическая революция и перечислил десять самых необходимых навыков (skills), которыми должен владеть каждый востребованный сотрудник к 2020 г. Частично они совпадают с целевыми компетенциями, которые имеют свои отечественные специфики, к которым можно отнести, например, знание иностранного языка и языка программирования, т.е. все более тесное переплетение гуманитарных и технических наук.

Новая программа развития навыков для Европы определила необходимость цифровой компетентности в качестве приоритета и призвала государства — члены Европейского союза обеспечить наличие всеобъемлющих стратегий для повышения цифровой компетентности людей, таким образом, призывая к повышению цифровых компетенций.

Кроме того, Европейский учебный фонд определил набор базовых цифровых навыков, охватывающих информационную грамотность, он-лайн-общение и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем, формирующих в итоге цифровую компетентность [1]. Например, использование компьютеров и мобильных вычислительных устройств для извлечения, оценки, хранения, создания, представления и обмена информацией; общение и участие в виртуальных сетях для совместной работы; уверенное и критическое использование социальных сетей и интернета в целом.

Цифровые навыки складываются из знаний и отношений, способность уверенно применять их, критически и ответственно осмысливать их в определенном контексте формирует цифровую компетентность. Таким образом, определение цифровых навыков и компетенций базируется на трех основных принципах:

1) цифровая компетентность как набор базовых цифровых навыков для граждан для обучения на протяжении всей жизни;

2) профессиональные цифровые навыки для тех, кто работает на рабочих местах, включая использование и обслуживание цифровых инструментов;

3) цифровые навыки для специалистов в области ИКТ, отвечающих за сложные и инновационные цифровые технологии.

Одним из базовых навыков, необходимых будущему специалисту, являются сотрудничество, умение работать над общим проектом, разделять решение задачи с партнером. Однако одним из свойств поколения Ъ является эгоцент-ричность и аутичность, которые мешают правильно социализироваться в обществе.

Практические навыки владения определенной профессией также относятся к «твердым» навыкам, но они оттачиваются только постоянной практикой (как и компетенции) и методом проб и ошибок, а также через наставничество, т.е. обучение других.

Модель организации образовательного процесса в условиях цифровизации соответствует всем признакам открытой образовательной технологии:

■ пригодна для работы с любыми возрастными категориями обучающихся, т.е. возможно ее применение на любой ступени обучения;

■ позволяет работать с любым предметным содержанием: несет в себе не только ме-тапредметное содержание и условия для формирования метапредметной компетенции, но и способствует метапредметному результату;

■ дает возможность работать в любых организационных условиях: несмотря на то, что для результативного внедрения технологии требуется соблюдение некоторых организационно-педагогических условий, возможно ее применение и в ограниченном формате.

Среди обязательных качеств современного педагогического инструмента (в том числе и педагогической опоры) обязательно наличие комплексности, т.е. многофакторность и содержательное разнообразие образовательного процесса требуют координации и взаимодействия педагогических, психологических, организационно-управленческих и других элементов.

Список источников

1. Европейская комиссия (2016). Новая программа развития навыков для Европы: совмест-

256

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

ная работа по укреплению человеческого капитала, возможностей трудоустройства и конкурентоспособности [Электронный ресурс] / / Режим доступа: Ь'йрБ://eur-lex.europa.eu/legal-content/ ЕК/ТХТ/?иг1=СЕЬЕХ:52016БС0381.

2. Исследования в областях трансформации университетов и образовательных экосистем [Электронный ресурс] / / Режим доступа: Ь^рБ:// www.skolkovo.ru/centres/sedec/sedec-research/

3. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО — Новочеркасск: НОК, 2011.

4. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016.

References

1. European Commission (2016). New skills development program for Europe: working together to strengthen human capital, employability and competitiveness [Electronic resource] / / Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri= CELEX:52016DC0381.

2. Research in the fields of transformation of universities and educational ecosystems [Electronic resource] // Access mode: https://www.skolkovo. ru/centres/sedec/sedec-research/

3. Coats J. Generations and learning styles. M.: MAPDO — Novocherkassk: NOC, 2011.

4. Schwab K. The fourth industrial revolution. M.: Eksmo, 2016.

Информация об авторах

М.-Р. Б. Хадисов — доцент кафедры экономики и управления в образовании Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук;

С.-М. С. Абдулхамидов — доцент кафедры высшей и прикладной математики Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors M.-R. B. Khadisov — Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education of the Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences;

S.-M. S. Abdulhamidov — Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 28.03.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 28.03.2022; accepted for publication 28.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.