Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОПОР'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОПОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПОРА / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАЗОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Елена Михайловна

В статье сделана попытка осмысления современных тенденций организации образовательного процесса в вузе. Необходимость в изменениях в сфере образования обусловлена социальным заказом цифрового общества. Рассмотрены возможности модернизации организации образовательного процесса в вузе на основе педагогических опор, формирования метапредметной компетенции, изменения взаимодействия преподавателя и студента, цифровизации и с учетом психологических особенностей поколения Z, представители которого в основном не имеют выраженного канала восприятия информации (являются дигиталами) и хорошо взаимодействуют с цифровыми устройствами. С учетом современной образовательной парадигмы обучения в высшей школе описаны метапредметные результаты, приводящие к формированию метапредметной компетенции студента и метаграмотности и метарефлексии преподавателя. Показаны микромодели организации современного образовательного процесса в вузе от репродуктивной до эвристической. Предложены варианты использования педагогических опор для формирования базовых навыков (мягких и твердых) будущего специалиста в рамках профессионально-личностного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY WITH THE USE OF PEDAGOGICAL SUPPORT

The article makes an attempt to comprehend the current trends in the organization of the educational process at the university. The need for changes in the field of education is due to the social order of the digital society. The author considers the possibilities of modernizing the organization of the educational process at the university on the basis of pedagogical supports, the formation of metasubject competence, changes in the interaction of a teacher and a student, digitalization, taking into account the psychological characteristics of generation Z, which basically do not have a pronounced channel of information perception (they are digital) and interact well with digital devices. Taking into account the modern educational paradigm of teaching in higher education, metasubject results are described that lead to the formation of the student’s metasubject competence and the teacher’s meta-literacy and metareflection. The micromodels of the organization of the modern educational process at the university from reproductive to heuristic are shown. Variants of the use of pedagogical supports for the formation of basic skills (soft and hard) of a future specialist in the framework of professional and personal development are proposed

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОПОР»

УДК 378.147

Е. М. Зорина

(Санкт-Петербург)

современные тенденции организации образовательного процесса в вузе с учетом применения педагогических опор

modern trends in the organization of the educational process at the university with the use of pedagogical support

В статье сделана попытка осмысления современных тенденций организации образовательного процесса в вузе. Необходимость в изменениях в сфере образования обусловлена социальным заказом цифрового общества. Рассмотрены возможности модернизации организации образовательного процесса в вузе на основе педагогических опор, формирования метапредметной компетенции, изменения взаимодействия преподавателя и студента, цифровизации и с учетом психологических особенностей поколения Z, представители которого в основном не имеют выраженного канала восприятия информации (являются дигиталами) и хорошо взаимодействуют с цифровыми устройствами. С учетом современной образовательной парадигмы обучения в высшей школе описаны метапредметные результаты, приводящие к формированию мета-предметной компетенции студента и метаграмотности и метарефлексии преподавателя. Показаны микромодели организации современного образовательного процесса в вузе от репродуктивной до эвристической. Предложены варианты использования педагогических опор для формирования базовых навыков (мягких и твердых) будущего специалиста в рамках профессионально-личностного развития.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая опора, метапредметная компетенция, базовые навыки, цифровизация.

The article makes an attempt to comprehend the current trends in the organization of the educational process at the university. The need for changes in the field of education is due to the social order of the digital society. The author considers the possibilities of modernizing the organization of the educational process at the university on the basis of pedagogical supports, the formation of metasubject competence, changes in the interaction of a teacher and a student, digitalization, taking into account the psychological characteristics of generation Z, which basically do not have a pronounced channel of information perception (they are digital) and interact well with digital devices. Taking into account the modern educational paradigm of teaching in higher education, metasubject results are described that lead to the formation of the student's metasubject competence and the teacher's meta-literacy and metareflection. The micromodels of the organization of the modern educational process at the university from reproductive to heuristic are shown. Variants of the use of pedagogical supports for the formation of basic skills (soft and hard) of a future specialist in the framework of professional and personal development are proposed.

Key words: educational process, pedagogical support, metasubject competence, basic skills, digitalization.

В соответствии с быстро растущими запросами общества меняется и образовательная парадигма, которая предполагает

обучение в течение всей жизни (Lifelong Learning). Современные студенты должны быть конкурентоспособными и умеющими

самостоятельно получать необходимую информацию, а также быстро и правильно ее обрабатывать. От качества саморазвития и обученности зависит профессионализм будущего специалиста.

Современное общество старается стать гуманным и информационным. В основных законодательных документах по образованию делается акцент на гуманистический характер преобразований, ведущих к повышению качества обучения. Эти тенденции влияют на необходимость модернизации как системы образования в целом, так и технологий образовательного процесса.

Теперь каждое направление воздействия на образовательный процесс рассмотрим подробнее. Цифровизация образовательного пространства предполагает внедрение в процесс обучения цифровых педагогических опор, которые используются или создаются с помощью информационно-коммуникационных технологий [3].

Ареал применения педагогических опор охватывает все образовательное пространство. Они могут служить основой для создания занятия или курса, являться поддержкой для выполнения учебной задачи или стимулом для творческого задания, а также педагогическим инструментом для развития компетенций и навыков.

С одной стороны, педагогическая опора - это информационные ориентиры (вербального или невербального вида), побуждающие обучающихся сконцентрировать свое внимание на существенном, сокращая меру неопределенности в интерпретации полученного знания, что приводит к уменьшению ошибок в учебной деятельности. С другой стороны, это отвечающий определенным целям полифункциональный педагогический инструмент, который служит как для временной поддержки учебных действий, мотивирующего воздействия, генерализации знаний, развития различных видов мышления (критического, творческого, алгоритмического), так и для реализации идей комплексности, интерактивности, цифровизации и адаптивности учебного процесса. Ее семантическое поле должно быть понятно обучающемуся, то есть содер-

жать известные ему знаки. Кроме того, педагогическая опора может быть и частью педагогического дизайна, то есть влиять не только на студента, но и на преподавателя.

Авторская система педагогических опор состоит из 164 элементов, которые разделены на четыре группы (вербальные, невербальные, смешанные и бинарные), а также имеют ряд других признаков, позволяющий упростить их подбор для конкретной учебной задачи.

Педагогические опоры в вузе ориентируют студентов на актуализацию существенных признаков изучаемых понятий, то есть реализуют идею генерализации знаний. Педагогический смысл опор выражается в реализации принципов наглядности, адаптивности, интерактивности, систематизации знаний и развития критического, творческого и алгоритмического мышления. В качестве технологического инструментария педагогические опоры выступают цифровое и информационное сопровождение и поддержка усвоения и применения знаний.

Модернизация образовательного процесса на основе педагогических опор требует от преподавателя знакомства с таким инновационным педагогическим инструментарием, как система педагогических опор и связанная с ней комплексная технология. Только внедрение новых педагогических технологий и изменение способа поиска, обработки и передачи учебной информации могут изменить современный процесс обучения, улучшив качество образования и повысив мотивацию обучающихся.

Образовательный процесс в вузе - это целенаправленная, специально организованная система учебной деятельности, направленная на взаимодействие преподавателей и студентов для формирования компетенций и базовых навыков, а также для профессионально-личностного развития.

Организация образовательного процесса на основе использования педагогических опор проходит естественный процесс эволюции и развивается от репродуктивной к эвристической микромодели.

Репродуктивная микромодель предусматривает усвоение, закрепление знаний на

основе педагогических опор. Деятельность субъектов образовательного процесса (ОП): преподаватель использует традиционные методы изложения учебного материала, студент конспектирует учебную информацию и в самостоятельной деятельности использует педагогические опоры для закрепления знаний и применения их для решения учебной задачи. В вузе это лекционная форма организации ОП.

Поисковая микромодель предполагает углубление, совершенствование и развитие знаний в предметной области. Деятельность субъектов ОП: преподаватель формирует базовое ядро знаний (передача информации, тренировка для преобразования в умения и применения для формирования навыков). Студенты на основе предоставленных преподавателем педагогических опор расширяют свои представления по теме и одновременно дополняют готовые опоры. Развивается критическое, конструктивное и алгоритмическое мышление. В вузе это коллоквиумы, семинары и частично практические работы.

Эвристическая микромодель направлена на развитие метапредметной компетенции студентов (в том числе развитие «мягких» и «твердых» навыков); усвоение, преобразование и систематизацию знаний. Деятельность субъектов ОП: преподаватель ставит познавательную или проблемную задачу, организует восстановление опорных знаний за прошлые этапы обучения и предлагает на основе лекционного материала самостоятельно составить педагогическую опору. Очно или дистанционно студенты формируют авторские варианты опор в предметной области. Создают собственный образовательный продукт. Организуется рефлексия по оценке творческого продукта (самооценка и ее обоснование и взаимооценка). В вузе наиболее приближенный вариант - проектная деятельность.

Применение педагогических опор предполагает учёт того факта, что современные студенты старших курсов - это обучающиеся поколения Y (миллениалы), а младших курсов - поколения 2 (цифровые аборигены), которые уже не готовы рассматривать

преподавателя как единственный источник знаний, а лекцию - как оптимальный вид получения информации. Для их мотивации требуется заинтересованность в получаемой информации, часто в стиле эдьютей-мента, то есть обучения с развлечением. Несмотря на то, что студенты быстро взрослеют, они не всегда умеет самостоятельно организовывать свой учебный процесс, и поэтому преподаватель, как наставник, должен по возможности разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию, оказать поддержку в виде педагогических опор и учитывать ведущий канал восприятия информации - перцептивную модальность.

Считалось, что люди делятся на три вида

- визуалы, аудиалы и кинестетики, но сейчас, когда цифровые технологии и устройства сопровождают человека практически с рождения, появился новый вид - дигита-лы. Первоначально предполагалось, что это люди с логическим мышлением, склонные к анализу и работе с техническими устройствами. Однако на основе проведенного эксперимента (тест С. Ефремцева) среди 253 студентов 1-5 курсов Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета было установлено, что 78% испытуемых не имеют ярко выраженного ведущего канала восприятия информации и все три канала развиты равномерно. Анкетирование, связанное с частотностью использования средств ИКТ в процессе обучения, также показало, что именно дигиталы (от англ. digital -цифровой) склонны не столько к анализу и логике, сколько к тесному взаимодействию с цифровыми устройствами для получения и обработки информации.

Американский писатель Майкл Пренски [12] в 2001 году назвал людей, родившихся после 2000 года, «цифровыми аборигенами» (digital natives), также называемыми поколением Z («сетевым поколением»), потому что они родились уже в цифровую эпоху. Он считает, что они обладают клиповым мышлением, то есть разговору предпочитают текст, а вербальной информации

- визуальную, при этом удерживая в памяти только небольшие фрагменты информации

и чаще всего только интересные. Представители этого поколения - многозадачные, с клиповым мышлением, мыслящие гиперс-сылочно, интуитивно обучающиеся, легко образующие связи, активно участвующие в социальных сетях, предпочитающие изображения, видео-, аудиоинформацию текстовой. «Цифровые аборигены» считают, что обучение должно быть актуальным, практичным и занимательным. Об их предпочтении аудиовизуальной информации и работе с гаджетами рассказывают и такие исследователи, как Р.М. Шерайзина, Е.А. Медник, С.А. Тращенкова [9]

В то же время американский профессор Марк Бауэрлейн [10] подвергает сомнению интеллектуальные способности «цифрового поколения» и утверждает, что овладение большим объемом информации не делает молодых людей более образованными или знающими. Напротив, кругозор молодежи сужается, ей достаточно заимствования чужих текстов, картинок, видео и т.д., а имеющиеся знания преимущественно дискретны и суррогатны, но зато такие обучающиеся легко воспринимают различное кодирование. Это мнение опровергает отечественный педагог и психолог Д.И. Фельдштейн [7], который считает, что у современной молодежи постоянно повышается уровень интеллекта и среди этого поколения становится все больше одаренных спортсменов, лидеров и мастеров-творцов.

Модернизация обучения именно «цифрового поколения» должна нивелировать негативные черты его представителей (клиповое мышление, снижение уровня коммуникативной компетенции, любознательности, энергичности, умения принимать решения и доводить работу до конца) и помочь преодолеть возникающие трудности, вызванные нахождением в «цифровой среде». Это напрямую связано с изменением взаимодействия преподавателей и студентов. Поэтому одним из базовых навыков современного специалиста становится наряду с самообразованием еще и наставничество или обучение других. Преподаватель лишь поддерживает и направляет студентов в работе с учебной информацией, корректируя

возможные ошибки, или организует группы для взаимообучения студентов. Одним из современных методов обучения, в котором реализуется идея модернизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ВО, является «метод управляемых (направляемых) открытий» (guided discovery), где исследователем, находящимся в поисках новых знаний и правил, выступает сам студент, а преподаватель является только тьютором, наблюдателем, который подготавливает почву для открытий и направляет по нужному пути [1].

Американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» [4], предлагает внести психологические изменения в стиль общения преподавателя с представителями поколения Z. К ним относится быстрый темп обучения, переключение с одной учебной задачи на другую, работа в группах и парах, обязательная быстрая обратная связь, точные требования и критерии оценки, устное взаимодействие и наглядность. На основании этих рекомендаций можно уточнить, что индивидуальный подбор педагогических опор, возможный при электронном обучении, и использование смешанных (вербально-невербальных) педагогических опор позволяют улучшить качество образовательного процесса.

Согласно указу о развитии информационного общества в России, когда более 50% работников должны быть заняты в сфере ИТ, современное обучение должно представлять собой не только синтез теории и практики, но и сочетание традиционных элементов и цифровых технологий. На обеспечение эффективного функционирования сферы образования и смену ее парадигмы указывает Президент Российской Федерации В.В. Путин (Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), отмечая значимость повышения качества российского образования в целом и модернизацию профессионального высшего образования в первую очередь посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ.

Адаптивные программы необходимы при электронном обучении в различных его видах - дистанционном, смешанном, гибридном, когда обратная связь осуществляется практически без прямого участия преподавателя [11], а помощь и коррекция ошибок заложены педагогом в компьютерную программу или тест. Гибкие курсы, которые любой преподаватель может создать на образовательной платформе «Юрайт» (https://urait.ru/info/courses), направлены на индивидуализацию обучения и использование педагогического проектирования для комбинации различного вида информации (отдельные главы, параграфы и разделы других курсов и учебников, а также ссылки на такие внешние источники, как Moodle, Youtube, СМИ, веб-сайты и научные статьи). Эта модульность тоже позволяет преподавателю проявить свой творческий потенциал и сделать свой курс наиболее практикоориентированным и полезным для студентов.

Развитие творческого потенциала как преподавателя, так и студента тесно связано с модернизацией образовательного процесса в вузе для поколения Z. Креативность входит в базовые навыки специалиста XXI века, которые принято делить на так называемые «мягкие» и «твердые» навыки (Soft and Hard Skills). Считается, что 85% успеха в любой профессиональной сфере составляют «мягкие» навыки, а «твердые» - только 15%. Иногда в литературе их объединяют в термин «профессионально важные качества» [6]. Soft skills - это «мягкие» или «гибкие» навыки, надпрофессиональные компетенции, которые напрямую связаны с развитием человека как личности и его взаимодействием с окружающим миром. Hard skills - это «жесткие» или «твердые» профессиональные навыки, необходимые для выполнения рабочих задач.

В силу того, что все «мягкие» и часть «твердых» навыков (вербальность, алгоритмическое мышление и т.п.) требуются для решения различных учебных задач, не связанных с конкретной дисциплиной, считаем их частью метапредметной компетенции. Так как такая компетенция служит

как профессионально-личностному росту студента, так и развитию педагогического мастерства преподавателя, рассматриваем метапредметную компетенцию преподавателя как часть методической компетентности, а студента - как часть общеучебной.

Метапредметная компетенция преподавателя - это «готовность и умение передавать информацию обучающимся и анализировать их ответную реакцию для повышения качества обучения, способность к решению универсальных профессиональных задач, качества личности, позволяющие успешно самосовершенствоваться, быть мобильным, информационно грамотным и креативно мыслящим для эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса и всем обществом в целом» [2]. Метапредметная компетенция студента - «это способность воспринимать, обрабатывать и применять полученную информацию для продуктивной деятельности по отношению к любому объекту» [2].

Метапредметные результаты, как часть метапредметной компетентности, подробно описаны для общего образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Понятия метадеятельности, метаумений и метазнаний предполагают универсальность: речь должна идти о креативности, нетрадиционных подходах и самообразовании через обработку больших потоков информации. Отечественные исследователи А.Е. Марон и Л.В. Резинкина вводят термины «метагра-мотность» и «метарефлексия», имеющие отношение к профессиональному развитию педагога. Несомненно, метаграмотность, как «проявление творческого потенциала личности, способности эффективно осуществлять поисковый процесс в сфере развития надпредметных умений и навыков обучаемых с привлечением теоретических абстракций и элементов рефлексии, практического опыта» [5], положительно влияет на модернизацию образовательного процесса. Метарефлексия характеризуется «постоянным интересом и готовностью к созданию нового, а также высокой результативностью инновационной деятельно-

сти» [5]. Метапредметость в целом служит обогащению современных тенденций в образовательной сфере, позволяя развивать как у студента, так и у преподавателя универсальный и инновационный набор знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для формирования конкурентоспособного профессионала.

Психологические, педагогические и материально-технические особенности взаимодействия в цифровую эпоху с представителями поколения 2 предполагают изменение стандартных лекционных и практических занятий с учетом цифровизации. Ком-петентностный и комплексный подходы позволяют привнести необходимые новации в образовательный процесс вуза, формируя метапредметную компетенцию как препо-

давателя, так и студента, а также развивая творчество, самообразование и рефлексию.

Таким образом, модернизации образовательного процесса в вузе происходит как на уровне студентов, так и преподавателей и поэтому включает в себя:

- организацию образовательного процесса на основе педагогических опор;

- учет психологических особенностей обучения студентов поколений Y и 2;

- изменение видов взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- организацию образовательного пространства студентов с помощью инструментов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- развитие метапредметной компетенции преподавателей и студентов.

Литература

1. Зорина Е. М. Использование педагогических опор в методе управляемых открытий // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: кол. моногр. Вып.13.

- Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 78-85.

2. Зорина Е. М. Метапредметная компетенция участников образовательного процесса как часть методической компетентности // Вопросы педагогики. - 2019. - №8-2. - С. 43-54.

3. Зорина Е. М., Монахова Л. Ю. Цифровые педагогические опоры в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Человек и образование. - 2020. -№2(63). - С. 116-121.

4. КоатсДж. Поколения и стили обучения / пер. с англ. Л. Е. Колбачева. - М.: МАПДО - Новочеркасск: НОК, 2011. - 121 с., ил.

5. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Этапы личностно-профессионального становления педагога: от адаптации в профессии к метадеятельности // Человек и образование. - 2015. -№3(44). - С. 74-78.

6. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е. А. Развитие личности, как стратегическая линия современной системы профессионального образования // Человек и образование. - 2018. - №2.

- С. 336-344.

7. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. -2011. - №1(26). - С.45-53.

8. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. - 2009. - №3. - С. 10-16.

9. Шерайзина Р.М., Медник Е.А., Тращенкова С.А. Использование возможностей web-кве-стов в образовательном пространстве вуза и школы // Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей. - Нижний Новгород, 2019. - С. 189-194.

10. Bauerlein M. (2008) The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 264 p.

11. Chirkova E. I., Zorina E. M., Chernovets E. G. (2021) Adaptive Testing in E-Learning in High School. In: Bylieva D., Nordmann A., Shipunova O., Volkova V (eds) Knowledge in the Information Society. PCSF 2020, CSIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 184. Springer, Cham, 192-202.

12. Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. MCB University Press, Vol. 9, № 5, 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.