Научная статья на тему 'Реализация метапредметного подхода в рамках профессиональной подготовки студентов-педагогов'

Реализация метапредметного подхода в рамках профессиональной подготовки студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андерсон Мария Николаевна

В статье рассмотрено понятие метапредметного подхода на разных ступенях образования и пути его реализации. Особый акцент сделан на проблеме применения данного подхода в высшем профессиональном образовании: представлена специфика реализации данного подхода в системе профессиональной подготовки студентов-педагогов профиля «Начальное образование». Указаны критерии успешности протекания процесса интеграции выпускников педагогических вузов в профессиональную среду. Рассмотрена проблематика реализация метапредметного подхода к организации обучения при подготовке студентов-педагогов начального образования на базе кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ имени А.С. Пушкина. Проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» с точки зрения системы общекультурных компетенций: рассмотрен ряд компетенций данного типа, формируемых у студентов-педагогов начального образования в ходе образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андерсон Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация метапредметного подхода в рамках профессиональной подготовки студентов-педагогов»

Реализация метапредметного подхода в рамках профессиональной подготовки студентов-педагогов

Андерсон Мария Николаевна;

кандидат психологических наук, кафедра педагогики и педагогических технологий, ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», maria.anderson@yandex.ru

В статье рассмотрено понятие метапредметного подхода на разных ступенях образования и пути его реализации. Особый акцент сделан на проблеме применения данного подхода в высшем профессиональном образовании: представлена специфика реализации данного подхода в системе профессиональной подготовки студентов-педагогов профиля «Начальное образование». Указаны критерии успешности протекания процесса интеграции выпускников педагогических вузов в профессиональную среду. Рассмотрена проблематика реализация метапредметного подхода к организации обучения при подготовке студентов-педагогов начального образования на базе кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ имени А.С. Пушкина. Проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» с точки зрения системы общекультурных компетенций: рассмотрен ряд компетенций данного типа, формируемых у студентов-педагогов начального образования в ходе образовательного процесса.

Ключевые слова: метапредметный подход, профессиональная подготовка, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее профессиональное образование, педагогическое образование, начальное образование, компетенция, общекультурная компетенция.

Отличительной особенностью современной цивилизации является нарастающий темп развития и обновления научных знаний, методов и технологий, применяемых не только в профессиональной сфере, но и в быту, в досуговой деятельности - во всех сферах повседневной жизни современного человека. Именно по этой причине, на наш взгляд, в настоящее время является актуальным формирование у студентов знаний, умений и навыков, способствующих их полноценной социализации и интеграции в окружающую среду не только и не столько в узкопрофессиональном смысле. Основными критериями успешности протекания данного процесса в наше время являются сформированная поисковая способность, а также способность работать с различными источниками информации; способность принимать решения в нестандартных ситуациях; способность к самовоспитанию; способность к коммуникации и др. Формирование перечисленных способностей содержится в числе приоритетных задач Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, и решение данных задач требует новых подходов к организации учебного процесса. Одним из таких подходов, мы полагаем, является мета-предметный подход, ориентированный на достижение новых образовательных результатов.

Понятие метапредметного подхода в образовании имеет глубокие исторические корни, первое упоминание о нем относится еще ко временам Аристотеля [2]. Однако, несмотря на долгую историю, до сих пор нет общепринятого определения данного феномена. Так, Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимает деятельность, не относящуюся к обучению конкретной дисциплине. Скорее, наоборот, автор трактует метапредметный подход как организацию процесса обучения в рамках любой учебной дисциплины [1].

А.В. Хуторской выделяет понятие метадея-тельности как универсальной деятельности, или «надпредметной» [5].

Возвращаясь к Федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения, отметим, что мета-предметный, или универсальный, подход выступает основой требований к результатам образования. Так, согласно новой редакции статьи 7 «Федеральные образовательные стандарты» Закона «Об образовании», цель образования - развитие личности студента на основе освоения универсальных способов деятельности [4].

Предметом нашего рассмотрения является реализация метапредметного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-педагогов начального образования, и нашей задачей будет проанализировать ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» с точки зрения совокупности компетенций, которыми должен обладать выпускник. Данные компетенции, общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, заложены в контексте требований к результатам образования. Таким образом, представим проблематику реализации метапредметного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-педагогов начального образования на примере перечня компетенций, представленных в учебном плане подготовки бакалавров профиля «Начальное образование», разработанном на базе кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ имени А.С. Пушкина. В частности, мы акцентируем внимание на группе общекультурных компетенций, поскольку, согласно логике рассматриваемого явления, именно данная группа компетенций является метапредметной, или универсальной, формируемой вне содержания конкретных учебных дисциплин.

Так, рассмотрим спектр дисциплин, в ходе освоения которых формируется ОК-1, а именно, способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. Согласно учебному плану, данная компетенция формируется в процессе изучения философии, культуры речи, возрастной анатомии, физиологии и гигиены, культурологии, психологии девиантного поведения детей и подростков и др. Согласно логике метапредметного подхода, в ходе обучения будущих педагогов система знаний по данным дисциплинам занимает особое место, поскольку позволяет сформировать общую базу, на основе которой уже строится узкопрофессиональная подготовка.

Формирование такого рода базы в ходе подготовки педагога начального образования является своеобразной предпосылкой для развития профессионально значимых качеств личности. Так, согласно Г.И. Щукиной, такого рода качествами для педагога начальной ступени образования, в числе прочих, являются общая культура и широкий кругозор [6], что, несомненно, формируется в ходе освоения перечисленных дисциплин. В качестве примера, можно отметить, что учитель начальных классов, как профессионал, должен владеть базой знаний возрастной физиологии, философии и психологии девиантного поведения с целью успешного решения проблемных педагогических ситуаций. Данный тезис соответствует значению понятия метапредметного подхода, а именно, универсальности, или «надпредметности», формируемых — знаний [5].

ч- Следующая общекультурная компетенция (ОК-

® 2), согласно ФГОС ВПО по направлению «Педаго-м гическое образование», предполагает способность 2 анализировать основные этапы и закономерности

исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции [4]. По учебному плану, данная компетенция формируется в ходе освоения педагогики, методики обучения и воспитания (начальное образование), сравнительной педагогики, социальной педагогики и др. - другими словами, по большей части, профильных дисциплин. Если конкретизировать значение данной компетенции, то, мы полагаем, ее основной планируемый результат - формирование способности к реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Которая является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [3].

ОК-3 предполагает способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве, и формируется данная компетенция в ходе освоения будущими педагогами основ математической обработки информации, информационных технологий, естественнонаучной картины мира, технических средств обучения и др. Мы полагаем, что в эпоху виртуального образовательного пространства, овладение которым становится естественным для современного, как педагога, так и обучающегося, формирование данной компетенции способствует успешной интеграции выпускника педагогического вуза в профессиональную среду, что предполагает, прежде всего, способность быть «в ногу со временем».

Последняя из изучаемых нами общекультурных компетенций - это ОК-4, предполагающая способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Согласно рассматриваемому учебному плану, данная компетенция формируется у студентов-педагогов в ходе освоения иностранного языка, культуры речи, этнопедагогики, а также факультативного курса техники публичного выступления. В первую очередь, данная компетенция предполагает способность к расширению собственного профессионального кругозора путем изучения иностранных источников информации. Кроме того, немаловажным фактором успешности педагогической деятельности является умение организовывать учебный процесс с учетом этнических особенностей обучающихся. И, наконец, не подлежит сомнению факт значимости для педагога навыка публичных выступлений.

Таким образом, мы рассмотрели ряд общекультурных компетенций, формируемых в ходе подготовки студентов-педагогов профиля «Начальное образование», с целью анализа проблематики реализации метапредметного подхода в высшей школе. В качестве заключения, отметим, что мета-предметные, универсальные знания, получаемые студентами-педагогами в ходе подготовки, играют не менее важную роль в их профессиональном становлении, чем узкопредметные, поскольку создают базу для формирования основных профес-

сионально значимых качеств и способностей педагога, что, в свою очередь, позволяет ему продуктивно расти как узкому специалисту.

Литература

1. Громыко, Н. В. Метапредметный подход в образовании: как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие, реализуя новые образовательные стандарты // Н. В. Громыко. - М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010-2011. -С. 114-119.

2. Колесниченко, Н. А. Метапредметные подходы в профильной деятельности образовательных организаций системы высшего образования / Н. А. Колесниченко, Т. Ю. Баева, В. П. Гречушкина, Ю. В. Настаченко // Успехи современной науки и образования. - 2017. - №1. - Т. 4. - С. 57-59.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2011

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр») // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011 - 544 С.

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Академия, 2008 - 352 с.

7. Антонов Н.В. Особенности профессионального развития педагога в системе управления общего образования города Москвы. // Инновации и инвестиции. 2014. №6. с.228-231

8. Ватащак И.С. Профессиональные интересы молодых педагогов и исследование их динамики. // Инновации и инвестиции. 2015. №6. с.155-159

Realization of metasubject approach within professional

training of the pedagogical profile students Anderson M.N.

Pushkin Leningrad State University

In article the concept of metasubject approach of education and a way of its realization is considered. The emphasis is placed on a problem of application of this approach in higher education: the specifics of realization of this approach in the system of professional training of students of the Primary education profile are presented. Criteria of successful integration of graduates of pedagogical higher education institutions on professional area are specified. The perspective realization of metasubject approach to the organization of pedagogical profile students training based on department of pedagogics and pedagogical technologies, Pushkin Leningrad State University is considered. Federal state educational standard in the Pedagogical education direction from the point of view of the system of common cultural competences is analysed: several competences of this type formed at the Primary school profile students during educational process are considered. Key words: metasubject approach, professional training, Federal state educational standard, high professional education, pedagogical education, Primary education, competence, common cultural competence.

References

1. Gromyko, N. V. Metasubject approach in education: how to stsenirovat and give educational "metasubject" classes, realizing new educational standards//N.V. Gromyko. - M.: Scientific Research Institute ISROO, Pushkin institute, 20102011. - Page 114-119.

2. Kolesnichenko, N.A. Metasubject approaches in profile activity of

the educational organizations of system of the higher education / N.A. Kolesnichenko, T.Yu. Bayeva, V.P. Grechushkina, Yu.V. Nastachenko//Progress of modern science and education. -2017. - No. 1. - T. 4. - Page 57-59.

3. Concept of spiritual and moral development and education of the

identity of the citizen of Russia / [сост. A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov] — M.: Education, 2011

4. The federal state educational standard of higher education in the

direction of preparation 050100 Pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor")//yTB. order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 1/17/2011 of No. 46.

5. Farm A.V. Modern didactics: the textbook for higher education

institutions / A.V. Hutorskoy. - St. Petersburg [etc.]: St. Petersburg, 2011 - 544 Pages.

6. Schukina G.I. A problem of cognitive interest in pedagogics. - M.:

Academy, 2008 - 352 pages.

7. Antonov N.V. Features of professional development of a teacher

in the general education management system of the city of Moscow. // Innovation and investment. 2014. No.6. p. 228-231

8. Vatashchak I.S. Professional interests of young teachers and

study of their dynamics. // Innovation and investment. 2015. No.6. p. 155-159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.