собностей. Данным путем шли такие ученые, как В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина.
Исследованием уровней развития занималась Н.В. Кузьмина, функции же широко раскрываются И.А. Щербаковым. Представители другого направления исследователей говорили об индивидуально-типологических способностях и о своеобразии нервной системы учителей. Приверженцами данного подхода были Э.А. Голубева, Н.А. Аминов. Имелось в виду, что вероятное и актуальное единство в индивиде представляют именно способности.
Считается, что личностный компонент педагогических способностей изучен меньше всего. С точки зрения Т.И. Артемьевой и В.Э. Чудновского, человек представляется как субъект, который сам несет ответственность за формирование и применение личностных способностей, которые, в свою очередь, анализируются с точки зрения отношения человека к самому себе, другим индивидам, к окружающему миру. В последних исследованиях А.К. Марковой, Л.М. Митиной, И.М. Юсупова на тему профессионального становления учителя развивается мысль о профессиональной самореализации и самосознании.
Можно сказать, что профессиональные обязанности педагога шире, чем у учителя-предметника. Учитель начальных классов преподает большинство предметов в классе, которые имеют разную специфику, а также является классным руководителем. Поэтому студенту необходимо иметь хорошие психолого-педагогические и методические знания, нравственные ценности для обучения и воспитания подрастающего поколения. Полагается, что формирующиеся в вузе
Библиографический список
основные профессиональные компетенции должны соответствовать запросам современного общества. Для того чтобы учитель чувствовал себя комфортно в данной среде, его необходимо индивидуально подготавливать к интенсивной, независимой, интеллектуальной работе. С целью более глубокого уточнения профессионального становления личности учителя, необходимо конкретизировать особенности данной профессии [8].
Подводя итог можно сказать, что все современные ученые считают важнейшим личностным и профессиональным качеством педагога любовь к детям, без которой нельзя представить продуктивную педагогическую деятельность. Первостепенным лозунгом для учителя должна стать «работа с радостью»; учитель своим примером должен вести за собой учеников. Также многие исследователи говорят о том, что педагог должен стремиться к познанию нового - к самообразованию.
Таким образом, у студента - будущего педагога необходимо формировать социально активную позицию, в которой он может беспристрастно давать оценку действительности, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, принимать активное участие в жизни страны и общества. Педагогу необходимо постоянно улучшать профессиональный уровень и педагогическое мастерство, быть в постоянном творческом поиске. Многие исследователи говорили о том, что учитель должен обладать педагогической рефлексией, стремлением к самообразованию, эмоциональной эмпатией, педагогической гибкостью, должен быть общительным и, безусловно, любить детей.
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1989; Т. 2.
2. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва, 2014.
3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Издательство «Принтер», 1993. Available at: http://psych1ib.ru/inc/absid.php?absid=18520
4. Додонов Б.И. Диагностика уровня общей эмоциональной направленности личности. Определение общей эмоциональной направленности личности. Available at: http:// psytests.org/emotional/dodemo.html
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Москва, 2005.
6. Маклаков А.Г Общая психология. Санкт-Петербург, 2001.
7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.
8. Зязюн И.Я. Педагогическое мастерство: учебник. Киев, 2010.
References
1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1989; T. 2.
2. Pidkasistyj P.I. i dr. Pedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2014.
3. Klimov E.A. Razvivayuschijsya chelovek v mire professij. Obninsk: Izdatel'stvo «Printer», 1993. Available at: http://psych1ib.ru/inc/absid.php?absid=18520
4. Dodonov B.I. Diagnostika urovnya obschej 'emocional'noj napravlennosti lichnosti. Opredelenie obschej 'emocional'nojnapravlennostilichnosti. Available at: http://psytests.org/ emotional/dodemo.html
5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik. Moskva, 2005.
6. Maklakov A.G. Obschaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2001.
7. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.
8. Zyazyun I.Ya. Pedagogicheskoe masterstvo: uchebnik. Kiev, 2010.
Статья поступила в редакцию 25.05.20
УДК 372
Bushueva E.V., teacher, Department of Foreign Languages and Speech Communication, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia),
E-mail: [email protected]
METASUBJECT METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article deals with theoretical and practical issues of implementing a metasubject approach in the system of teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. The relevance of the research is determined by the need to form a holistic worldview of future specialists based on metasubject integration. A review of Russian and foreign psychological, pedagogical and linguodidactic literature covering the experience of applying the meta-subject approach in university practice is performed. The concepts of "meta-competence", "meta-subject competence", "supra-professional competence", "soft skills", etc., included in the scope of the problem under study, were studied. The article analyzes the pedagogical conditions for implementing the meta-subject approach in teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. An approximate list of competencies that can be effectively formed in the process of foreign language training in higher education is presented.
Key words: metasubject, metacompetencies, metasubject approach in non-linguistic university, metasubject integration, metasubject in teaching foreign language.
Е.В. Бушуееа, преп., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы реализации метапредметного подхода в системе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования целостного мировоззрения будущих специалистов на основе метапредметной интеграции. Выполнен обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической и лингводидактической литературы, освещающей опыт применения метапредметного подхода в вузовской практике. Осуществлена проработка понятий «метакомпетенции», «метапредметные компетенции», «надпрофессиональные компетенции», «мягкие навыки» и др., входящие в круг исследуемой проблемы. Проанализированы педагогические условия реализации метапредметного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Представлен примерный перечень метаком-петенций, которые могут эффективно формироваться в процессе иноязычной подготовки в высшей школе.
Ключевые слова: метапредметность, метакомпетенции, метапредметный подход в неязыковом вузе, метапредметная интеграция, метапред-метный подход при обучении иностранному языку.
В последнее время ориентация на фундаментальные принципы языковой политики приобретает всё большую значимость для отечественной системы образования. Её актуализация знаменует собой переход к новой парадигме язы-ковогообразованиявРФ. ВФедеральном государственномобразовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) цель освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» состоит в том, чтобы сформировать р ныпускннков спосоОнвсть «к межкультурному общению», а также «развитие профессионального профилированного владения иностранным языком» [1]. Последнее, в свою очередь, должно давать выпускникам возможность не только «успешно работать в избранной сфере деятельности», но при этом также овладеть «универсттнными ипоермррвоолациаливвртвонными компетенциями», которые, в свою очередь, будут способствовать «расширению кругозора» выпускников, а также развитию у них «профессиональных умений и навыков». По затыслу авторыыФГОС реалпзоцияыымевровбрёьнвсн положений на практике должна способствовать «повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда» [1].
На протяжении последнего десятилетия фиксируется трансформация ино-сттаыного языкаккучеУнбго поедмета в один из базовых элементов современной системы образования. Имеются все основания предполагать, что в таком качестве он окажет положительное влияние на процесс профессиональной ре-ализрциилочвоете выпосиииеа.Оааевим тасо,нте оНнсвевение ввюскаго качо-ства вузовской подготовки на сегодняшний день представляется невозможным без широко применения инновационных подходов и технологий, в том числе в процессе преподавания иностранных языков в неязыковых вузах. Так, в числе вaабблeб зуaпптолзнв.xоннoеaсий находился вреорвниив виотвмуфрофильзон подготовки в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования, метапредметного подхода. Последний, как известно, направлен на формирование целостного мировоззрения будущих специалистов посредством развития у них надпрофессиональ-ных метакомпетенций на основе практико-ориентированной направленности образования и интеграции между учебными предметами. Выявление методоло-циалатввго конхода, а равеооцрнза возуожностеЫ примеоелит последнего в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе представляет большой исследовательский интерес.
Сегодня можно с определённой долей уверенности утверждать о факте складывания в современной педагогической науке интегративного подхода. Последний занимает одну из лидирующих позиций в современном образовании. Теория метапредметного образования представлена в работах таких авторов, кск Ло. Оуббдыева, СА^т^ы^^ы, А.ПАсмолов,А.П Бормуо,С.П Вагини Т.О. Боброва, Н.В. Гераскевич, И.В. Домбровская, Е.Г Гришкова, Т.А. Зотова, Н.Ю. Милютинская, РП. Мильруд, О.А. Обдалова.
Затрагивая тему адаптации концепции метапредметного обучения к текущим потребностям системы ВО, педагоги в качестве необходимых условий называют различные факторы. С точки зрения раскрытия основной проблематики статьи целесообразно представить их точки зрения в форме таблицы.
Таблица 1
Взгляды различных исследователей на необходимые условия реализации вoныeпбиимлтапрeдрeтьoФобыaзовонся
ФИО исследователя Основной фактор, необходимый для реализации концепции метапредметного образования
С.Н. Северин Интеграция между учебными предметами на основе межпредметных учебных модулей с включением минимум одного иностранного языка в каждый из них
Н.Ф. Ильина Формирование метакомпетенций у действующих педагогов
Л.Н. Макарова Формирование метакомпетенций у аспирантов
И.Ю. Буханова Формирование метакомпетенций у магистрантов
Т.М. Плеханова Формирование метакомпетенций у студентов бакалавриата
При этом на настоящий момент теоретическая база интересующего нас подхода лишь формируется. Так, метапредметные компетенции зачастую отождествляются с такими понятиями, как «метапрофессиональные качества еикнoоти>>[ЫЫ<<зссфооеисналзнмeмссaкoмпeсeзцие>>[Ы]кле<<нaспpефвccи о-нальные компетенции» [4]. Подобный терминологический плюрализм со всей наглядностью демонстрирует отсутствие прямой зависимости между той или иной компетенцией с одной стороны и конкретной учебной дисциплиной - с другой. В этой связи актуальной дидактической задачей является создание специальных учебных курсов. Последние должны быть ориентированы на складывание у обучающихся метапредметных компетенций, необходимых современному специалисту для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с современными стандартами.
В такой ситуации наиболее актуальная задача - поэтапное введение модульной системы организации учебного процесса, основанного на метапредмет-ном подходе. Её решение требует как чёткого научно-теоретического обоснования, так и тщательной практической разработки. В этой связи в качестве основы изучения профессионально ориентированного иностранного языка в рамках неязыковых направлений подготовки выступает способ отражения профессиональных знаний через коммуникативно-адекватное использование его ресурсов. Таким образом, фиксируется возможность уточнить понятие в контексте интере-оммLбeе нсcлpoбыelрвlмeлoдлкиеоeвoаавaнив итострмтого ср. Bcoвpeмоз-ном понимании метапредметный подход представляет собой не только межпредметность как объединение знаний по разным предметам, но и формирование у студентов способности применять полученные при изучении одного предмета зьтлля, yмоньявеaззlгее pбшeеив зтоычнзсрогихобеастей знания [6 - 9].
Как видим, владение иностранным языком - важная составляющая квалификации будущего специалиста. И поэтому неудивительно, что иноязычная компетенция указывается в качестве одной из основополагающих во всех российских образовательных стандартах, независимо от конкретного направления профессиональной подготовки. В них она определяется не просто как «владение иностранным языком», но владение на таком уровне, который позволяет спеLфaжиттиы увирынностою«бсыщыстсыыь поофеосиснольноы oбмоннe».Гlo этой причине можно говорить о возникновении необходимости внесения изменений в направления языкового образования в неязыковом вузе. В центре внимания должны оказаться не языковые, но метапредметные компетенции. Реализация подобной смены вектора возможна при условии введения модульного обучения [5]. И недаром в российских вузах последнее набирает популярность в последние годы.
Bобвpсмрнн ых ьродлх и ^^гогж^ ^чс ный обнеыр^/^^г^лтся пбсрр-ному. В наиболее распространённых расшифровках данного понятия он предстаёт в качестве:
• «пакета учебных материалов»;
• «законченного блока информации»;
• «самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности» [6 - 7].
При внедрении модульной системы в процесс преподавания иностранных
язию пьтовербзыееозбрlаl«чe вое знаеесе рмelыттлсдооми«нpее ципь о
1) вариативность,
2) самостоятельность;
3) метапредметность;
4) гибкость.
Можно предположить, что после введения модульного обучения эффективность языкового образования в неязыковых вузах существенно возрастёт.
Для примера успешного использования модульного обучения при освоении иностранного языка в неязыковом вузе возьмём формирование метапредмет-ных компетенций в процессе освоения учебного модуля «Ведение переговоров на экономическом форуме». Последний изучается студентами направления 38.03.01 Экономика. Данная методика реализуется в ходе обучении иностранному языку студентов-экономистов Гжельского государственного университета. Представим структуру этого модуля в схематической форме.
Определение метакомпетенций данного учебного модуля и результатов его изучения производилось при помощи рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» для направления подготовки 38.03.01 Экономика. Метакомпетен-
Модуль «Ведение переговоров на экономическом
Блок
«Самопредставление как вид публичной коммуникации»
Блок «Выражение точки зрения по текущим вопросам»
Блок «Тактика ведения переговоров»
Блок «Построение аргумента»
Блок «Построение контраргумента»
Блок «Проведение опроса. Цели сторон и тактика поведения во время переговоров »
у
Рис. 1. Структура учебного модуля «Ведение переговоров на экономическом форуме»
ции, на развитие которых у выпускников бакалавриата нацелен рассматриваемый модуль, могут быть представлены в форме таблицы.
Таблица 2
Метакомпетенции бакалавра, развиваемые в ходе изучения модуля «Ведение переговоров на экономическом форуме»
Категория Компетенции
Коммуникативные компетенции Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межкультурного взаимодействия (ОК-5)
Регулятивные компетенции Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
Когнитивные компетенции Навыки критического, аналитического и творческого мышления
Общепрофессиональные компетенции Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности (ОПК-3)
При изучении интересующего нас учебного модуля работа с текстовым материалом на иностранном языке предполагает использование следующих форм работы:
Библиографический список
• проблематизация;
• поиск по ключевым словам, понятиям;
• задания на сравнение;
• выдвижение и доказательство гипотез;
• обобщение.
Модульное структурирование учебного процесса на сегодняшний день представляет собой наиболее эффективную и перспективную технологию, обеспечивающую будущим специалистам возможность самостоятельно выстраивать образовательную траекторию. В дальнейшем это позволяет надеяться на рост их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. При этом изучение отечественных и зарубежных исследований, так или иначе затрагивающих проблемы метапредметного подхода, наглядно демонстрирует нерешённость ряда вопросов его теоретической и практической разработки. Не существует, например, единого понимания такого важного термина, как «мета-компетенция». При этом мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что формирование «надпрофессиональных» компетенций во многом способствует эффективной подготовке будущих специалистов. По этой причине в настоящее время в российских ОО, осуществляющих деятельность в рамках программ ВПО, активно применяется метакомпетентный подход к освоению студентами различных учебных предметов, в том числе иностранных языков в неязыковых вузах. Кроме того, благодаря общегуманитарной направленности обучение в них языкам предоставляет достаточно широкие возможности для изучения специальной информации, необходимой будущему выпускнику в дальнейшей профессиональной самореализации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Available at: http:// www.edu.ru/db/ mo/Data/d_14/m940.pdf 3
2. Гришенкова Е.Г Метапрофессиональные личностные качества как условие формирования универсальности специалиста-лингвиста. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5391
3. Орбодоева Л.М. Уровни профессиональной метакомпетенции (иноязычное образование). Мир науки, культуры, образования. 2015: № 3 (52): 72 - 76.
4. Гатулин РР Проблемы формирования надпрофессиональных компетенций у студентов вуза. Инноватика-2016: сборник материалов XII Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: STT, 2016:432 - 435.
5. Локтюшина Е.А. Интегрированная профессиональная иноязычная компетентность как цель языкового образования. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012; № 6. Available at: http://wwwemissia.org/offline/2012/1818.html
6. Попова Н.В. Модульное проектирование интегративной основы обучения иностранному языку в вузе: междисциплинарный подход: монография. Под редакцией проф. М.А. Акоповой. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2012.
7. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Удэ, 1994.
8. Тарева Е.Г Развитие лингвообразовательных практик: оптимистичная проекция. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015; № 2 (18): 75 - 85.
9. Тарева Е.Г Обучение языку и культуре: инструмент «мягкой силы»? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016; № 3 (23): 94 - 101.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya: bakalavriat. Available at: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/ m940.pdf 3
2. Grishenkova E.G. Metaprofessional'nye lichnostnye kachestva kak uslovie formirovaniya universal'nosti specialista-lingvista. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5391
3. Orbodoeva L.M. Urovni professional'noj metakompetencii (inoyazychnoe obrazovanie). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015: № 3 (52): 72 - 76.
4. Gatulin R.R. Problemy formirovaniya nadprofessional'nyh kompetencij u studentov vuza. Innovatika-2016: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj shkoly-konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Tomsk: STT, 2016:432 - 435.
5. Loktyushina E.A. Integrirovannaya professional'naya inoyazychnaya kompetentnost' kak cel' yazykovogo obrazovaniya. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn: 'elektronnyjnauchnyjzhurnal. 2012; № 6. Available at: http://www.emissia.org/offline/2012/1818.html
6. Popova N.V. Modul'noe proektirovanie integrativnoj osnovy obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: mezhdisciplinarnyjpodhod: monografiya. Pod redakciej prof. M.A. Akopovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo politehnicheskogo universiteta, 2012.
7. Yazykova N.V. Formirovanie professional'no-metodicheskoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskih fakul'tetov inostrannyh yazykov. Ulan-Ud'e, 1994.
8. Tareva E.G. Razvitie lingvoobrazovatel'nyh praktik: optimistichnaya proekciya. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2015; № 2 (18): 75 - 85.
9. Tareva E.G. Obuchenie yazyku i kul'ture: instrument "myagkoj sily"? Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2016; № 3 (23): 94 - 101.
Статья поступила в редакцию 18.05.20
УДК 378
Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Zhamborov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia)
THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN MODERN EDUCATION. The article explores the modern theoretical aspects of the use of distance learning in the educational process. Distance learning should be interactive, i.e. students should be able to communicate with both the teacher and each other through not only e-mail or various messengers, but directly, through so-called "virtual classes" in real time. It is concluded that distance learning is a modern independent form of learning, implemented by specific means of Internet technologies or other means of providing interactivity. Distance learning has its positive and negative psychological aspects. In modern conditions of 2020, with distance learning, it is important to remain calm and use recommendations aimed at improving the effectiveness of the educational process.
Key words: distance learning, training, education, educational process, information technology, distance learning, Internet, virtual communication.