Научная статья на тему 'Характеристика законов жизненного цикла продукта'

Характеристика законов жизненного цикла продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
жизненный цикл / продукт / концепция / рынок / товар / life cycle / product / concept / market / product

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Асет Алиевна Тазбиева, Лариса Аусовна Джамолдинова

В статье раскрывается характеристика законов жизненного цикла продукта. Анализируется последовательное прохождение фаз жизненного цикла продукта на примере смартфона марки iPhone, а также рассматриваются все стадии жизненного цикла данного товара. Авторы выдвигают предположение, что многие продукты не проходят типичный 4-фазный цикл, а имеют нестандартные кривые жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the laws of the product life cycle

The article reveals the characteristics of the laws of the product life cycle. The sequential passage of the phases of the product life cycle is analyzed on the example of a smartphone brand iPhone, and all stages of the life cycle of this product are considered. The authors suggest that many products do not go through a typical 4-phase cycle, but have non-standard life cycle curves.

Текст научной работы на тему «Характеристика законов жизненного цикла продукта»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 137—139. ЛибЩоигпв!. 2022;(1): 137—139.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 330

doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-137-139 МЮ^ 2017-0074-1/22-024 MOSURED: 77/27-021-2022-01-224

Характеристика законов жизненного цикла продукта

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Асет Алиевна Тазбиева2, Лариса Аусовна Джамолдинова3

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2' 3 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия

2 smus ggntu@mail.ru

3 larisa7819@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается характеристика законов жизненного цикла продукта. Анализируется последовательное прохождение фаз жизненного цикла продукта на примере смартфона марки iPhone, а также рассматриваются все стадии жизненного цикла данного товара. Авторы выдвигают предположение, что многие продукты не проходят типичный 4-фазный цикл, а имеют нестандартные кривые жизненного цикла. Ключевые слова: жизненный цикл, продукт, концепция, рынок, товар

Для цитирования: Хадисов М.-Р.Б., Тазбиева А.А., Джамолдинова Л.А. Характеристика законов жизненного цикла продукта // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 137 — 139. Сог 10.24411/1727-80582022-1-137-139.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Characteristics of the laws of the product life cycle

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Aset A. Tazbieva2, Larisa A. Dzhamoldinova3

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru 2' 3 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia

2 smus ggntu@mail.ru

3 larisa7819@mail.ru

Abstract. The article reveals the characteristics of the laws of the product life cycle. The sequential passage of the phases of the product life cycle is analyzed on the example of a smartphone brand iPhone, and all stages of the life cycle of this product are considered. The authors suggest that many products do not go through a typical 4-phase cycle, but have non-standard life cycle curves.

Keywords: life cycle, product, concept, market, product

For citation: Khadisov M.-R.B., Tazbieva A.A., Dzhamoldinova L.A. Characteristics of the laws of the product life cycle // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 137-139. (In Russ.). doi: 10.24411/17278058-2022-1-137-139.

© Хадисов М.-Р.Б., Тазбиева А.А., Джамолдинова Л.А., 2022

Жизненный цикл любого товара состоит из последовательных и заранее известных этапов, которые отличаются по динамике спроса и объема продаж. Длительность жизненного цикла не одинакова у разных товаров. Но цикл жизни любого продукта ограничен. Продолжительность жизненного цикла зависит от вида товара, способа его применения, бренда, действий конкурентов. Для каждой стадии жизненного цикла товара требуются свои маркетинговые стратегии. Скорость перехода из одной стадии в другую зависит от специфики рынка и продукта. Один и тот же продукт может одновременно находиться на разных фазах жизненного цикла, если он реализуется на разных рынках: внутреннем и внешнем (при торговле на международном уровне). Срок жизни больше будет у того товара, который завоевал доверие потребителей. Но даже его срок жизни ограничен пользой, которую он может приносить.

В XXI в. наблюдается тенденция сокращения средней продолжительности жизненного цикла товара. Никогда еще товары не были с таким коротким жизненным циклом, как сейчас. Вспомните, с какой скоростью появляются новые iPhone.

В качестве примера стадий жизненного цикла рассмотрим последовательное прохождение фаз жизненного цикла товара смартфонов iPhone:

• 2007 г. — вывод на рынок. Старт продаж в США. Лаконичный дизайн, отсутствие кнопок (что потом будет скопировано остальными производителями);

• 2007—2013 гг. — рост. Появление новых функций, вариаций по цветовой гамме. Увеличение диагонали. Регулярные обновления;

• 2013—2021 гг. — зрелость. Новые усовершенствования (защита от воды, мощный аккумулятор, камера для превосходного качества съемки). Регулярный выход обновлений. Стабильный спрос.

Причины: научно-технический прогресс и возросшая требовательность и искушенность потребителей. Маркетологам стоит учитывать: вскоре после выхода нового товара на рынок необходимо задумываться о том, чем его заменить.

На рис. 1 приведены наиболее характерные варианты жизненного цикла товара, встречающиеся в практике работы различных фирм и предприятий [1].

Время Бремя Время

Рис. 1. Виды жизненных циклов товара

Многие продукты не проходят типичный 4-фазный цикл и имеют нестандартные кривые жизненного цикла.

1. Бум (постоянный рост, продолжительное увлечение). Такое бывает с популярным

товаром, лидером рынка, спрос на который не падает в течение долгого времени, годами и десятилетиями. Для этого производитель регулярно усовершенствует продукт, вкладывает в него существенные средства, обеспечивает

мощную маркетинговую поддержку. Долгий бум в свое время наблюдался у продукции Apple, Coca-Cola.

2. Краткий бум (кратковременное увлечение). Популярность товара резко возрастает и так же резко падает. Часто это товары fashion-индустрии, любые продукты, появление которых вызвано краткосрочными трендами. Пример: спиннеры, тамагочи.

3. Плато. Товар быстро проходит фазу роста и входит в фазу зрелости. Продажи стабилизируются и больше не растут. Дальше кривая продаж представляет собой прямую линию. Это характерно для многих продуктов сферы IT.

4. Провал. Нет стадии роста и зрелости, продажи постепенно падают с самого начала, кривая бесконечно нисходящая. Пробные покупки не переходят в повторные. Потребители не оценили товар.

5. Повторный цикл (новый рост, возобновление спроса). Это может быть вызвано маркетинговыми мероприятиями по стимулированию сбыта, появлением новых технологий, модернизацией продукта, открытием новых способов его использования, появлением нового сегмента покупателей. Иногда новый всплеск интере-

са к товару бывает вызван модой, трендами, ностальгией. Примером повторного цикла можно считать вернувшийся спрос на кассеты или виниловые пластинки с приходом моды на стилистику 1980-х и 1990-х. Кривая на графике жизненного цикла товара при новом росте спроса будет иметь повторный виток.

6. Сезонный цикл. Возобновляющийся цикл резкого спада и резкого роста продаж. Примеры: солнцезащитные очки и купальники, садовый инвентарь, снаряжение для сноубор-динга, елочные игрушки.

7. Гребешковая кривая. Жизненный цикл такого товара характеризуется несколькими быстрыми фазами небольшого спада и повторного роста. В данном случае ведется постоянная работа с ассортиментом и отслеживание изменений в потребностях покупателей.

Список источников

1. URL: http://ibooks.ru/reading.php ?short= 1&productid=344303.

References

1. URL: http://ibooks.ru/reading.php ?short= 1&productid=344303.

Информация об авторах

М.-Р. Б. Хадисов — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании; А.А. Тазбиева — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии; Л.А. Джамолдинова — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

M.-R. B. Khadisov — candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and management in education;

A.A. Tazbieva — candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and management at the enterprise;

L.A. Dzhamoldinova — candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and management at the enterprise.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 10.03.2022. The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.