Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УРОВНИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянец Анна Николаевна

Цель исследования - анализ механизма формирования технологической компетенции студентов педагогического образования. В статье особое внимание уделяется уровням технологической компетенции, достижение которых способствует получению определенных знаний, умений и навыков. В статье акцентировано внимание на взаимодействии между цифровизацией общества и формированием технологической компетенции. В результате выявлены основные признаки по оцениванию уровня формирования технологической компетенции. Подчеркивается, что формирование технологической компетенции студентов педагогического образования предполагает разделение процесса исследовательской деятельности студентов на ряд этапов, которые подробнее рассмотрены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянец Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TEACHER EDUCATION

The purpose of the research is to analyze the mechanism of formation of technological competence of students of pedagogical education. The article pays special attention to the levels of technological competence, the achievement of which contributes to the acquisition of certain knowledge, skills and abilities. The article focuses on the interaction between the digitalization of society and the formation of technological competence. As a result, the main features for assessing the level of formation of technological competence were identified. It is emphasized that the formation of the technological competence of students of pedagogical education presupposes the division of the process of students' research activities into a number of stages, which are considered in more detail.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ъс >

<

LH

s ъс о ш =г

< а

ш

FORMAT/ON OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TEACHER EDUCATION

Lukyanets Anna Nikolaevna, Postgraduate student, Department of Pedagogy of Professional and Additional Education, Surgut State University, Surgut

The purpose of the research is to analyze the mechanism of formation of technological competence of students of pedagogical education. The article pays special attention to the levels of technological competence, the achievement of which contributes to the acquisition of certain knowledge, skills and abilities. The article focuses on the interaction between the digitalization of society and the formation of technological competence. As a result, the main features for assessing the level of formation of technological competence were identified. It is emphasized that the formation of the technological competence of students of pedagogical education presupposes the division of the process of students' research activities into a number of stages, which are considered in more detail.

Keywords:

D0I10.24923/2222-243X.2021 -41.50

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

©ЛукьянецА.Н., 2021

278

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель исследования - анализ механизма формирования технологической компетенции студентов педагогического образования. В статье особое внимание уделяется уровням технологической компетенции, достижение которых способствует получению определенных знаний, умений и навыков. В статье акцентировано внимание на взаимодействии между цифровизацией общества и формированием технологической компетенции. В результате выявлены основные признаки по оцениванию уровня формирования технологической компетенции. Подчеркивается, что формирование технологической компетенции студентов педагогического образования предполагает разделение процесса исследовательской деятельности студентов на ряд этапов, которые подробнее рассмотрены,

Ключевые слова: компетенция; технология; технологическая компетенция; уровни; цифровизация; педагогическое образование.

ЛУКЬЯНЕЦАнна Николаевна, аспирантка кафедры Педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный университет, Сургут

Введение

В конце XX - начале XXI в. развитие общества значительно ускорилось, что обусловило кардинальное преобразование системы социальных, политических, правовых и духовных отношений. В результате сформировались основы социума, который принято называть "цифровым обществом". Наряду с производственными технологиями в нем появились технологии социальные и гуманитарные, что привело к изменению принципов функционирования и развития материального и духовного производства. Инфраструктурная перестройка производственных отношений в этих сферах обусловила возрастание интереса к проблеме интеллектуального ресурса, технологической ментальности человека, формирования у него способностей к выполнению определенных операций, что делает актуальными исследования формирования технологической компетенции [4, с 97].

Регулятивное воздействие технологии побуждает ученых и практиков повышать эффективность своей деятельности; уделять большое внимание ее прогнозированию и проектированию; использовать теоретические и технологические достижения науки для получения требуемого результата; применять информационные средства и т.п. Технологичность становится доминирующей характеристикой жизнедеятельности современного человека. В цифровом обществе главным фактором развития является не сама информация, а ее электронно-цифровой способ получения, хранения и распространения, т.е. электронно-цифровое обеспечение социальных связей и отношений. Это влечет за собой существенные изменения в сфере образования. Применение новейших информа-

ционных технологий позволяет эффективно формировать нужные обществу компетенции 18, с. 55].

А ктуальностьданного исследования за кл ю-чается в анализе механизма формирования технологической компетенции студентов педагогического образования.

Цель исследования конкретизирована в ряде задач. 1) выявить уровни технологической компетенции; 2) определить основные показатели, по которым можно оценить технологическую компетенцию; 3) показать связь между технологической компетенцией и циф-ровизацией. Анализируя проблему формирования технологической компетенции студентов педагогического образования, мы использовали следующие методы: формализации, моделирования, восхождения от абстрактному к конкретному, наблюдение, эксперимент.

Теоретической базой исследования послужили труды И.Г. Галямина, В.П. Беспаль-ко, А.К. Маркова, в которых раскрываются пси-холого-педагогические основы формирования профессиональных знаний и умений; работы В.А. Сухомлина, Ю.Ф. Тельнова, в которых анализируется формирование компетенций в ходе подготовки будущих специалистов в области информационных технологий.

Практическая значимость заключается в описании структурных компонентов формирования технологической компетенции. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы при разработке и реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров.

Основная часть

В педагогической литературе широко употребляются термины "компетенция" и "компетентность". Их использование обусловлено необходимостью модернизации (обновления) содержания направления. По объему первое понятие шире, чем второе. Понятие "компетентность" включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую" составляющие. Конкретизацией этих понятий является понятие "технологическая компетенция". Под технологической компетенцией, вслед за С.А. Маруевым, мы понимаем владение знаниями, навыками и способностями для решения комплекса схожих деятельностных задач с внедрением определенной технологии [11, с. 121]. Это некое ин-тегративное профессиональное свойство,

которое позволяет посредством применения ряда навыков, знаний и умений добиться результата - эффективной и полезной для общества педагогической деятельности [9, с. 76]. Данное понятие рассматривалось многими авторами, включая А.А. Вербицкого, Е.И. Никифорову, Д.В. Санникова и др. Тем не менее точное, конвенционально принятое определение в отечественной литературе отсутствует. При ее дефиниции авторы акцентируют внимание на различныхаспектах данного вопроса [2, с. 32].

Технологическая компетенция формируется при переходе от одного уровня освоения знаний и навыков к другому. Чтобы спланировать формирование данной компетенции у студентов педагогического образования, необходимо сначала определить, какие именно уровни данной компетенции должны быть раскрыты [1,с. 121].

1. Эмпирический уровень. Он предполагает наличие определенных знаний по психологии, социологии, полученных в результате обучения и при помощи личного опыта. Данный уровень является начальным и базовым.

2. Теоретический уровень. Под ним понимается владение основными категориями, которые приняты в педагогической науке, а также умение свободно ими оперировать.

3. Алгоритмический уровень. Помимо теоретических знаний и практических навыков, у педагога формируется алгоритм, посредством которого он может реализовывать свою деятельность системно и последовательно. Для этого уровня характерно глубинное понимание причинно-следственных связей в педагогическом процессе.

4. Креативный уровень. На данном уровне технологическая компетенция уже сформирована. Это выражается в том, что помимо общего алгоритма, педагог меняет свои ценностные ориентации, получает возможность реализовывать себя посредством изменения педагогических алгоритмов и создания новых.

Для формирования технологической компетенции студентов педагогического образования необходимо разработать четкие критерии, свидетельствующие о наличии у обучающихся данной компетенции. По нашему мнению, к ним относятся следующие показатели [12, с. 135].

1. Целесообразность. Если педагог обладает данным качеством, то все действия, которые он предпринимает, приводят к определенной цели.

2. Творчество. Если педагог владеет технологической компетенцией, он имеет возможность творчески преобразовывать дидактический материал на основании своих представлений и опыта.

3. Технологичность. Уровень подготовки педагога соответствует высоким стандартам, он владеет рядом педагогических технологий, которые повышают эффективность обучения 17, с. 130].

4. Оптимальность. Педагог может подстраиваться под ту или иную аудиторию или ситуацию, изменяя дидактический инструментарий.

5. Продуктивность. Все перечисленные выше качества способствуют осуществлению эффективной педагогической деятельности. Именно эффективность является ключевым признаком технологической компетенции студентов педагогического образования.

При формировании технологической компетенции должны быть учтены процессы циф-ровизации, которые связаны с системой образования через решение двух фундаментальных задач: технико-технологическое оснащение образовательных процессов и планируемую результативность - подготовку кадров для цифровой экономики [3, с. 31]. Под влиянием цифровых технологий происходят радикальные изменения в организации и методах научных исследований, формах занятости в науке, механизмах защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [5, с. 128].

В условиях, когда темпы развития новых технологий обгоняют наши возможности по их освоению, главной задачей образовательных программ для педагогов должно стать формирование у них мотивационной основы для самостоятельного освоения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их внедрения в учебно-воспи-тательный процесс, а также готовности обучаться вместе со своими учениками и у своих учеников [6, с. 159].

Цифровизация делает науку более открытой, стимулируя исследователей к адаптации практик открытого доступа и совместной работы через новые цифровые инструменты. Формирование цифровых платформ для научных исследований позволяет сократить временные и материальные затраты на проведение экспериментов. Применение цифровых технологий позволяет в полном объеме учитывать мнение общества при принятии социально значимых решений в науке, вовлекать

население в процессы сбора данных и постановку исследовательских вопросов.

Формирование технологической компетенции студентов педагогического образования предполагает разделение процесса исследовательской деятельности студентов на ряд этапов [13, с. 140].

Этап 1. Планирование.

На данном этапе студент должен:

- найти проблему - то, что надо изучить;

- сформулировать тему научного исследования;

- выявить актуальность своей работы;

- определить цель и поэтапно расписать задачи;

- составить план своего будущего исследования, освоить научную литературу;

- выбрать способ представления результатов работы (текстовое описание работы; наличие диаграмм, презентаций, фотографий процесса исследования или эксперимента; аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов экспериментов и конечного результата).

Это предполагаетактуализациюусвоенных знаний, формирование метапредметных связей, ориентацию на практику.

Этап 2. Создание системы.

Для этого он должен освоить определенный перечень научной литературы. Сопоставление различных точек зрения помогает студенту совмещать творчество и научную деятельность, что способствует формированию технологической компетенции.

Этап 3. Применение системы на практике.

В этой части исследовательской работы студенту предстоит реализовать свою систему на практике, т.е. показать, как его система позволяет решить реальные проблемы в выбранной сфере. Другими словами, он должен провести эксперимент, который бы свидетельствовал о том, что его система эффективно реализуется на практике.

Переход от теории к практике очень важен, поскольку позволяет студенту воспринимать теорию не как совокупность абстрактных формулировок, а как базовый компонент реальных практических нововведений. Умение связать теорию с практикой является фундаментальным качеством для формирования технологической компетенции.

Этап 4. Обработка результатов.

Этот этап позволяет студенту понять, помогло ли его нововведение на практике. На

этот вопрос можно ответить при помощи методов математической обработки экспериментальных данных. Эксперимент предполагает внедрение в практику педагогических идей и методических рекомендаций, их проверку в конкретных условиях. Его необходимость появляется в ходе осмысления результатов работы будущего педагога - диагностирования педагогической действительности [10, с. 24]. В результате студент сможет сформулировать как практические, так и теоретические выводы, которые помогут дополнить область его исследования.

Этап 5. Оценка результатов.

На этом этапе оценивают степень достижения поставленной цели, результаты предварительной деятельности (определение критериев и кратности оценки результата), а также деятельности после выполнения работы. Оценка эффективности складывается:

- из оценки достижения целей;

- из определения аспектов, влияющих на достижение целей;

- из анализа мнения экспертов и самих студентов.

Этап 6. Итоги и выводы.

В заключении студент подводит итоги своей работы, формулирует выводы. Здесь должны быть определены метапредметные связи, получены данные о практическом применении теоретических знаний, сформировано умение творчески преобразовывать научные материалы.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Для формирования технологической компетенции студентов педагогического образования мы определили эмпирический,теоретический, алгоритмический и креативный уровни, в каждом из которых можно оценить степень ее сформированности.

2. Определены основные показатели: целесообразность, творчество, технологичность, оптимальность, продуктивность, - по которым можно оценить технологическую компетенцию.

3. В целом цифровизация образовательного процесса предполагает эффективное использование цифровых средств и технологий, их адаптацию и встраивание в процесс обучения для решения педагогических задач. Современная школа призвана подготовить студентов к жизни в цифровом обществе, способствовать организации профессиональ-

ной деятельности в условиях цифровой экономики.

Метапредметный характер исследовательской деятельности проявляется в той совокупности обобщенных знаний и умений, а также в уровне развития интеллектуальных способностей студентов, которые позволяют им применять сформированные методологические (исследовательские) навыки и умения в различных видах педагогической деятельности. Исследовательскую деятельность следует отнести к ключевым аспектам формирования технологической компетенции студентов педагогического образования. Она имеет большое значение для осуществления профессиональной педагогической деятельности, развития педагогического мастерства и про-

характеристикуровня профессиональной зрелости.

Литература:

1. Алдашева A.A. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.- 2012. - № 4. - С. 121-128.

2. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. -2012. -№1.- С. 32-39.

3. Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 1. - С. 29-31.

4. Золотарюк A.B., КижнерА.И., Фомичева Т.Л. Роль облачных сервисов в формировании профессиональных информационно-технологических компетенций студентов // Известия Института инженерной физики. - 2015. - № 36. - С. 96-100.

5. Иванова Т.В. Формирование информационно-технологической компетентности будущих инженеров: система дидактических элементов // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. -С. 123-128.

6. Инютин Н.Г. Формирование информационно-технологической компетенции будущего "переводчика в сфере профессиональной коммуникации": дис. кан. пед. наук: 13.00.08. - Н. Новгород, 2006.-320 с.

7. Исмагилова Л.А., Гилева Т.А., Галимова М.П. Орга-низационно-экономические аспекты формирования центров технологических компетенций // Научно-технические ведомости Санкт-Петербур-гского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 5. -С. 125-132.

8. Крылов Э.Г. Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция будущего инженера // Вестник Пермского национального ис-

следовател ьского пол итехн ического ун и версите-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2013.

- №7.-С. 51-58.

9. Лопанова Е.В., Лонская А.В. Структурный анализ технологической компетентности педагога // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. -2009.-№4(3).-С. 54-57.

10. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015.

- № 3. - C. 19-25.

11. Маруев C.A. Технологии дистанционного обучения: учеб. пособие / C.A. Маруев. - М. : РГАЗУ, 2005.-121 с.

12. Медведев П.Н., Сергеев A.N., Сергеева A.B. Критерии и показатели сформированности проект-но-технологической компетенции бакалавров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, - 2014. - №4. - Ч. 2. - С. 134-139.

13. Москалева О.И. Информационно-технологи-ческая компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего экономиста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 11. -С. 136-141.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR DESIGNING A HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE REGIONAL LEVEL

Mamadiev AUk Khozhakhmetovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Physical Education, Grozny State Oil Technical University, Grozny, Chechen Republic

Khazova Snezhana Aleksandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University Krasnodar

The purpose of the study is to determine the totality and content of key methodological approaches as conceptual foundations for designing the process of improving human resources of physical culture and sports. The article discusses the key provisions of resource, regional, functional, optimization; attention is focused on the concretization of the immanent principles of these approaches in relation to the problem of optimal management of human resources of physical culture and sports in the regional aspect. The scientific novelty lies in the determination of the methodological contribution to the design of the concept of human resources management of physical culture and sports at the regional level of four basic approaches and their pairwise integration. As a result, the methodological contribution of the basic approaches to the developed concept was revealed and the key importance of their pairwise integration as target, meaningful, methodological guidelines for management was determined.

Keywords: physical culture and sports; human resource management; methodological approaches to management; resource approach;regionalization of management; optimization of'management; functionalapproach;management concept.

DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.51

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОТРА СЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования

цесса совершенствования человеческих ресурсов физической культуры и спорта. В статье рассматриваются ключевые положения ресурсного, регионального, функционального, оптимизационного; акцентировано внимание на конкретизации имманентных принципов данных подходов применительно к проблеме оптимального управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта в региональном аспекте. Научная новизна заключается в определении методологического вклада в проектирование концепции управления человеческими ресурсами физической культуры и спорта на региональном уровне четырех базовых подходов и их попарной интеграции. В результате выявлен методологический вклад базовых подходов в разрабатываемую концепцию и определено ключевое значение их попарной интеграции как целевых, содержательных, методических ориентиров управления. Ключевые слова: физическая культура и спорт; управление человеческими ресурсами; методологические подходы к управлению; ресурсный подход; регионализация управления; оптимизация управления; функциональный подход; концепция управления.

УДК 796.011.3 ВАК РФ 13.00.04

© МамадиевА.Х., 2021 © Хазова С. А., 2021

МАМАДИЕВ Алик Хожахметович, кандидат экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет, Грозный, Чеченская республика

ХАЗОВА Снежана Александровна, доктор педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.