Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (СМГ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (СМГ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / HIGHER EDUCATION / COMPETENCE IN EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Надежда Алексеевна, Барахсина Анна Гаврильевна, Винокурова Лена Дмитриевна

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья обучающихся. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями обучающихся для сохранения их здоровья. Физическая культура - одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Компетенции в области физической культуры -это знания, умения, жизненный опыт. Поэтому мы и должны все это передать своим студентам. Это относится не только к их физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д. Таким образом, актуальность этой работы является формирование основных необходимых в жизни и в работе компетенций, чтобы у будущих профессиональных работников сформировались такие качества личности, чтобы обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность. Целью исследования стало формирование ключевых компетенций студентов специальной медицинской группы (СМГ) на занятиях по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Надежда Алексеевна, Барахсина Анна Гаврильевна, Винокурова Лена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP (SMG) IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS LESSONS

One of the most important tasks of education is to preserve the health of students. Therefore, our task, along with solving pedagogical problems, is to compare the teaching load with the individual characteristics of students in order to preserve their health. Physical culture is one of the components of a person's general culture, which largely determines his attitude to learning, behavior in everyday life, in communication. Competencies in the field of physical culture are knowledge, skills, life experience. Therefore, we must pass all this on to our students. This applies not only to their physical abilities, but also to their ability to lead a healthy lifestyle, organize their leisure time, etc. Thus, the relevance of this work is the formation of the basic competencies necessary in life and work, so that future professional workers develop such personality traits to ensure full-fledged social and professional activity. The aim of the study was the formation of key competencies of students of a special medical group (SMG) in physical culture and sports classes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (СМГ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Контактная информация: oktya.vinokurova.65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2020

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (СМГ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Гаври-льевна Барахсина, преподаватель, Лена Дмитриевна Винокурова, старший преподаватель, Северо-Восточный государственный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья обучающихся. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями обучающихся для сохранения их здоровья. Физическая культура - одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Компетенции в области физической культуры -это знания, умения, жизненный опыт. Поэтому мы и должны все это передать своим студентам. Это относится не только к их физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д. Таким образом, актуальность этой работы является формирование основных необходимых в жизни и в работе компетенций, чтобы у будущих профессиональных работников сформировались такие качества личности, чтобы обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность. Целью исследования стало формирование ключевых компетенций студентов специальной медицинской группы (СМГ) на занятиях по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: высшее образование, компетенции в образовании, физическая культура, специальная медицинская группа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p61-65

FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP (SMG) IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS LESSONS

Nadezhda Alekseevna Vinokurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Gavrilyevna Barakhsina, the teacher, Lena Dmitrievna Vinokurova, the senior teacher,

North-Eastern State University, Yakutsk

Abstract

One of the most important tasks of education is to preserve the health of students. Therefore, our task, along with solving pedagogical problems, is to compare the teaching load with the individual characteristics of students in order to preserve their health. Physical culture is one of the components of a person's general culture, which largely determines his attitude to learning, behavior in everyday life, in communication.

Competencies in the field of physical culture are knowledge, skills, life experience. Therefore, we must pass all this on to our students. This applies not only to their physical abilities, but also to their ability to lead a healthy lifestyle, organize their leisure time, etc. Thus, the relevance of this work is the formation of the basic competencies necessary in life and work, so that future professional workers develop such personality traits to ensure full-fledged social and professional activity. The aim of the study was the formation of key competencies of students of a special medical group (SMG) in physical culture and sports classes.

Keyword: higher education, competence in education, physical education, special medical group.

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений должны раскрыть способности каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [1]. Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение студентами. Причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций [4]. Компетенции - это ранее задаваемые нормы, являющиеся ожидаемым результатом обучения по каждому конкретному предмету, тем самым в понятии «компетенция» включается в такое важное качество, как личная ответственность, и опыт самостоятельной деятельности [2].

Следовательно, компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности студента выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.

Современное образование выделяет такие группы ключевых компетенций, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые [3]. Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья обучающихся. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями обучающихся для сохранения их здоровья [3]. Физическая культура - одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении [5].

Компетенции в области физической культуры - это знания, умения, жизненный опыт. Поэтому мы и должны все это передать своим студентам. Это относится не только к их физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д. [2]. Целью исследования стало формирование ключевых компетенций студентов специальной медицинской группы (СМГ) на занятиях по физической культуре и спорту.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ литературных данных; педагогическое наблюдение проводилось с целью корректировки технологии, изучения способов проведения занятий и для формирования компетенций у студентов СМГ на занятиях по физической культуре и спорту; опрос (беседа) для выявления образовательных потребностей студентов в знаниях и умениях, составляющих ключевых компетенцию, учащимся мы предложили комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме; тестирование проводилось в течение всего периода опытно-экспериментальных исследований; принцип педагогического эксперимента состоял в том, что экспериментальная группа занималась по разработанной технологией образовательной программы по дисциплине «Физическая культура и спорт», в том числе с самостоятельным внесением результатов тестов в МооШе в «Дневнике самоконтроля». Контрольная группа занималась так же, только без цифровизации с экспериментальной группой в рамках того же периода; метод математической статистики;

Исследование было организовано на базе ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" на кафедре физического воспитания института физической культуры и спорта на период 2019-2020 учебный год и заключался в анализе состояния проблемы по данной теме и выдвижения гипотезы исследования, в подборе методов и аппарата исследования.

Для выявления уровня развития физических качеств во время исследования необходимо сопоставить изменения внутригрупповых показателей, а также их различия по

уровню ЭГ (экспериментальной группы) и КГ (контрольной группы) в начале и в конце эксперимента (межгрупповые различия).

Проведенный эксперимент в конце исследования показал следующие результаты, которые представлены в таблице 1; в тесте «поднимание туловища из положения лежа на спине» (кол-во раз) студенты экспериментальной группы улучшили свои результаты, и разница составила 4,17 в сравнении с занимающимися в контрольной группе: - 3,50, что говорит об улучшении данных у экспериментальной группы; в тесте «вис на перекладине» (сек) показатель разницы контрольной группой составляет 2,42, тогда как у экспериментальной стало намного выше - 4,33; тест «бросок и ловля теннисного мяча» (кол.) показал данные у ЭГ - 3,33 и КГ - 1,00, где хорошо видно, что у ЭГ результаты стали намного выше; тест «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами» (см.) ЭГ-1,08; КГ - 0,75; тест «приседание на 2 ногах» (кол.) разница показателей измерения пятого теста у ЭГ - 4,00, у КГ в конце исследования составляет - 3,75).

Таблица 1 - Показатели разницы тестов в конце исследования

Недели Разница показателей тестов

Контрольная Экспериментальная

1 тест 3,50 4,17

2 тест 2,42 4,33

3 тест 1,00 3,33

4 тест 0,75 1,08

5 тест 3,75 4,00

В ходе проведенного исследования мы получили следующие данные, (рисунок 1). Анализ исходных данных показал, что статистически у экспериментальной группы разница на улучшение показателей результатов стало намного больше, чем у контрольной группы, так как студенты ЭГ визуализировали свои данные и вносили СДО МооШе знали, какие результаты им нужны, в связи с этим, мотивации улучшить свои результаты.

Полученные в результате предварительного педагогического эксперимента данные можно объяснить, опираясь на теоретический и практический опыт специалистов в области физической культуры.

Средний показатель обеих групп

illil.l-.il

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

«поднимание «вис на «бросок и ловля «наклон вперед из «приседание на 2

туловища из перекладине" теннисного мяча» положения стоя с ногах»

положения лежа на прямыми ногами»

Рисунок 1 - Средние показатели в конце исследования

Изменение уровня развития физических качеств у студентов говорит о том, что добиться положительных результатов не только с помощью целенаправленной и правильно организованной системы занятий, но и с помощью цифровизации, где студенты знают и визуализируют свои данные, а также необходимые сдачи нормативов вносят в СДО МооШе. Это свидетельствует межгрупповой анализ заключительного тестирования, который выявил статистически значимые различия между результатами студентов обоих групп.

На рисунке 2 можно наблюдать разницу показателей на всех 5 тестах, и наглядно видно в 4-х первых тестах, что у экспериментальной группы в конце исследования значения показателей намного выше, чем в начале исследования. У контрольной группы зна-

чения показателей, не превышают тех показателей, что были в начале исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования до и после у обеих групп

5 1,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

■ ЭГ До «ЭГ После «КГ До «КГ После Рисунок 2 - Результаты всех тестов до и после в обеих группах

ВЫВОД

Анализ педагогического эксперимента доказывает, что исследовательская работа дала значительное повышение уровня физического показателя у студентов специальной медицинской группы, так как экспериментальной группе было интересно следить за развитием своего состояния путем цифровизации и внесения данных в СДО Moodle.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что полученные нами результаты представляют собой только начало для дальнейшего углубленного исследования формирование ключевых компетенций студентов специальной медицинской группы (СМГ) на занятиях по физической культуре и спорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин Г. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : учебное пособие / Г.А. Ашмарин. - Москва : Просвещение, 1995. - 223 с.

2. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина [и др.]. - Москва : Просвещение, 1990. - 287 с.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 07.08.2014, № 935 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

4. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. -Москва : ТВТ Дивизион, 2001. - 172 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2006. - С. 430-433.

REFERENCES

1. Ashmarin G.A. (1995), Theory and methodology of pedagogical research in physical education: textbook, Education, Moscow.

2. Ashmarin, B.A., Vinogradov, Yu.V., Vyatkina Z.N. et al (1990), Theory and methodology of physical education: textbook for students fac. physical culture of pedagogical institutes, Education, Moscow.

3. Ministry of Education and Science of Russia (2014), "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture (bachelor's level)", Order of the of 07.08.2014 N 935, available at:

,|аа 1 II

H 1 1. ..1. II

Поднимание вис на перекладине Бросок и ловля Наклон вперед из приседание на 2

туловища из теннисного мяча положения стоя с ногах

южения лежа на прямыми ногами спине

http://fgosvo.ru/uploadfïles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (date of accessed: 01.10.2020).

4. Seluyanov, V.N. (2001), Health-improving physical culture technology, TVT Division, Moscow.

5. Kholodov Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2006), Theory and methodology of physical education and sports: textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow.

Контактная информация: nadezhda_vinok@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сергей Петрович Гарбузов кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация

Одной из важнейших проблем современного образования в Российской Федерации является повышение значимости самообучения с помощью цифровых технологий за счет снижения роли педагога в учебном процессе. В связи с этим в российском образовательном пространстве актуализировалась проблема определения и осознания важности развития информационной компетентности преподавателя. Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации авторского подхода к решению проблемы развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза. Задача исследования состояла в разработке и экспериментальной проверке методики развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза. В экспериментальной работе использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос преподавателей и студентов, психолого-педагогическая диагностика; педагогическое проектирования и др. Разработанная методика развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза может быть рекомендована к внедрению в деятельность по повышению информационной грамотности преподавателей кафедр физической культуры вузов.

Ключевые слова: информационная компетентность, преподаватель физической культуры, цифровая образовательная среда, дистанционные технологии, цифровая трансформация образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p65-69

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF

EDUCATION

Sergey Petrovich Garbuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Armavir

state pedagogical University

Abstract

One of the most important problems of modern education in the Russian Federation is to increase the importance of self-learning with the help of digital technologies by reducing the role of the teacher in the educational process. In this regard, in the Russian educational space, the problem of determining and realizing the importance of developing the information competence of a teacher has become relevant. The purpose of the study was to provide the theoretical justification and test the author's approach to solving the problem of developing the information competence of a University physical education teacher. The aim of the study was to develop and experimentally test the methodology for developing the information competence of a University physical education teacher. The following methods were used in the experimental work: the pedagogical observation, interviewing teachers and students, psychological and pedagogical diagnostics, pedagogical planning, etc. The developed methodology for developing the information competence of a physical culture teacher at a higher education institution can be recommended for imple-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.