3. Rzhanov, A.A., Matrosova, E.N. and Tiguntsev, S.A. (2020), "Vestibular stability and balance as an obligatory attribute of the coordination readiness of volleyball players", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 6-8.
4. Rzhanov, A. A., Nesmeyanov, A. I. and Matrosova E. N. (2020) "Psychomotor latent period and the development of attention as an element affecting the general psychomotor performance of a volleyball player", Modern science: actual problems theory and practice. Series: Human sciences, No. 4, pp. 86-88.
5. Rzhanov, A.A., Shishlyannikova, O.A. and Balzhinimaev, E.B. (2020) "The method of selective selection of athletes for the specialization "volleyball" on psychomotor inclinations", Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical university named after V. P. Astafiev, No. 2 (52), pp. 127-135, DOI: /10.25146/1995-0861-2020-52-2-206.
6. Feroyan, E.V. (2016), "Comparative assessment of functional indicators of the cardiorespira-tory system of young cyclists of different ages", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, Vol. 11, No. 1, pp. 102--113.
7. Cherkesov, R. M. (2016), "Innovative methods of developing endurance", Historical and so-cio-educational thought, Vol. 8, No. 3/1, pp. 209-212, DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-209-212.
8. Shelkov, M.V. Shelkov, M.V., Shcherbinina, F.A. and Shcherbinina M.V., (2019), "Influence of hypoxic training on homeostasis indices in speed skaters in the preparatory period", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 7-1, International Journal of Humanities and Natural Sciences, pp. 84-86, D0I:10.24411/2500-1000-2019-11375.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2020
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Сергей Михайлович Рябцев, доктор биологических наук, профессор, Севастопольский государственный университет, Марина Сергеевна Гончарова, старший преподаватель, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация
В условиях реализации государственных программ РФ, по вопросам трудоустройства выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, актуальными становятся исследования по определению их уровня профессиональной подготовленности к трудовой деятельности, степени сформированности профессионально важных качеств будущих специалистов. В статье представлены результаты экспериментальной работы по внедрению модели формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию, в условиях вузовского обучения. Выполнен анализ сформированности уровней (высокого, оптимального и допустимого) профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями, обучающихся гуманитарно-педагогическим специальностям по мотивационному, деятельностному и аттестационному критериям. Показатели мотивационного критерия позволили определить динамику мотивации к достижению личностных и профессиональных целей, самооценку и стремление к саморефлексии. Показатели деятельностного критерия оценивались по участию в организованных и самостоятельных занятиях физической культурой. По показателям аттестационного критерия определялся уровень развития физических качеств, в том числе профессионально значимых, характеризующих степень физической готовности студента с сенсорными нарушениями к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенты с инвалидностью и ОВЗ, сенсорные нарушения, адаптивное физическое воспитание, педагогическая модель, профессионально значимые физические качества, профессиональное образование, профессионально-прикладная физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p309-321
EVALUATION OF FORMATION EFFICIENCY OF PROFESSIONALLY
SIGNIFICANT PHYSICAL ABILITIES OF STUDENTS WITH SENSORY IMPAIRMENT DURING THEIR STUDY AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Sergey Mikhaylovich Ryabtsev, the doctor of biological sciences, professor, Sevastopol State University, Marina Sergeevna Goncharova, the senior teacher, Novosibirsk State Pedagogical
University
Abstract
In the context of the implementation of state programs of the Russian Federation, on the employment of graduates with special needs or disabilities, the studies aimed at evaluating the level of their professional preparedness for work, the degree of formation of professionally important physical abilities required for future specialists appear to be relevant. The article presents the results of experimental work on the implementation of a model to form professionally significant physical abilities of students with sensory impairments in the course of the adaptive physical education at the higher education institution. The levels (high, optimal and acceptable) of professionally significant physical abilities of students with sensory impairments, studying humanitarian and pedagogical specialties, have been analyzed according to motivational, activity and performance criteria. The indicators of the motivational criterion allowed us to determine the dynamics of motivation to achieve personal and professional objectives, self-esteem and the need for self-reflection. The indicators of the activity criterion were assessed of participation in organized and independent physical education lessons. The indicators of the performance criteria allowed us to determine the level of physical abilities development including those professionally significant, characterizing the degree of physical readiness of a student with sensory impairments for professional activities.
Keywords: students with special needs and disabilities, sensory impairments, adaptive physical education, pedagogical model, professionally important physical qualities, vocational education, professionally-oriented physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных и актуальных проблем современного общества, на сегодняшний день, является трудоустройство выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. На законодательном уровне государство предоставляет социальную защищенность «особым» выпускникам, обеспечивает квотирование рабочих мест, предусматривает возможности особых условий труда. Но у большинства работодателей появляются сомнения в уровне образования и недостаточной профессиональной подготовленности лиц с ОВЗ и инвалидностью, в соответствии с его требованиями. Также большинство работодателей предубеждены о более низкой работоспособности и производительности труда данной категории лиц, так как они заинтересованы в специалистах, соответствующих современному духу времени, направленному на интенсификацию производственных процессов.
На современном этапе развития инклюзивного образования, проблемы совершенствования системы обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью обусловлены потребностью в оптимизации содержания образовательных программ, учитывающих возможности обучающихся, в формировании профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе, с возможностью оценивания результатов образовательной деятельности, в соответствии с требованиями работодателей к содержанию профессиональных стандартов.
Особенность подготовки будущих специалистов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, осуществление в дальнейшем продуктивной профессиональной деятельности, обусловлена уровнем их физического развития, сниженными показателями уровня здоровья и физической подготовленности, повышение которых возможно через реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в форме адаптивного физического воспитания. Физическая культура как учебная дисциплина обладает значительным потенциалом в формировании социальных, личностных и профессионально
значимых физических качеств, составляющих основу компетентности будущего специалиста, способного конкурировать на рынке труда [1].
Включение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в систему адаптивного физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья, в ходе учебного процесса, способствует развитию профессионально значимых физических качеств, профессионального здоровья, повышению физической работоспособности в профессиональной деятельности и как следствие, способности конкурировать на рынке труда. Проблемы качества подготовки специалистов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, их готовность к профессиональной деятельности и будущая конкурентоспособность являются предметом пристального внимания широкого круга специалистов, считающих, что совокупность и уровень развития профессионально важных качеств, является одним из важных компонентов подготовки будущего профессионала [4, 5]. Будущие специалисты должны обладать не только фундаментальными базовыми знаниями в профессиональной сфере, но и совокупностью устойчивых свойств, характеризующих готовность к профессиональной деятельности в различных условиях и отвечающих требованиям работодателей.
Изучение вопросов содержания и способов развития профессионально важных качеств специалистов рассматривались в рамках психологических и педагогических исследований В.Д. Шадриковым, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, В.И. Лазуткиным, А.В. Карповым, А.К. Марковой, В.М. Меншиковым, Д.О. Поляковым, Г.В. Коло шиной и другими учеными. О необходимости формирования «важных» качеств используемых и применяемых в трудовой деятельности защищены диссертационные исследования В.М. Меншиковым (профессиональные способности), Д.О. Поляковым (профессионально-значимые личностные качества), Г.В. Колошиной (профессионально важные качества), И. А. Ковачевой (профессионально важные психофизические качества).
Формирование профессионально значимых физических качеств у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья возможно средствами профессионально-прикладной физической подготовки на занятиях по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». О включении в учебный процесс по физической культуре студентов специальных медицинских групп упражнений профессиональной направленности раскрывают исследования Ю.В. Бесса-рабовой, А.Э. Бурова, В.В. Дорошенко, А.Ю. Жмыховой, О.Е. Чайковской и других ученых [2, 3]. Профессионально значимые физические качества, формируемые средствами профессионально-прикладной физической культуры, значительно влияют на качество будущей профессиональной деятельности выпускников, в том числе, с отклонениями в состоянии здоровья, обеспечивают возможность лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности. В рамках настоящего исследования была разработана и внедрена в учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию студентов с сенсорными нарушениями модель формирования профессионально значимых физических качеств [11].
Цель нашего исследования состояла в экспериментальной проверке эффективности внедрения педагогической модели формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в условиях инклюзивного образования в вузе.
Методы исследования включали теоретический анализ научно-методической литературы, изучение нормативно-правовых документов, методических материалов, рабочих программ дисциплин по физической культуре для студентов специальной медицинской группы, анкетирование, моделирование, экспертную оценку, методы математической статистики для обработки результатов экспериментальной работы, определение количе-ственных и качественных изменений в уровнях сформированности профессионально значимых физических качеств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальное исследование проводилось в период 2017-2020 гг. на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирского государственного технического университета со студентами, занимающимися по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» отнесенными к специальной медицинской группе. Были определены экспериментальная и контрольная группы, участники которых были дополнительно разделены на подгруппы: с низкой, средней, высокой степенью поражения и инвалидностью по каждой сенсорной нозологии (зрение, слух) [8, 9 С. 229]. В экспериментальной группе (студенты гуманитарно-педагогических специальностей НГПУ) - 149 студентов с ограниченными возможностями здоровья (71 - с нарушением зрения, 64 - с нарушением слуха) и 14 студентов с инвалидностью, из которых 7 - с нарушениями зрения и 7 студентов - с нарушением слуха. В контрольной группе (студенты гуманитарных специальностей НГТУ) - 160 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с нарушением зрения 76 студентов, с нарушением слуха - 67 человек и с инвалидностью - 17 (8 с нарушением зрения и 9 - с нарушением слуха). Показатели исследуемых критериев по формированию профессионально значимых физических качеств студентов контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента были примерно одинаковыми. В учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию экспериментальной группы была внедрена педагогическая модель формирования профессионально значимых физических качеств [11].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование уровней сформированности профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями: высокого, оптимального и допустимого оценивалось в соответствии с выделенными критериями и показателями внедренной педагогической модели [11] (рисунок 1).
мотивационныи критерий Показа тели: положительная мотивация кдостижению личностныхи профессиональных целей, понимание цели формирования профессионально значимых физических качеств; самооценка; стремление к саморефлексии деятельносгный критерий Показатели:участие в организованных и самостоятельных занятиях ФК знания механизмов улучшения/ухудшения состояния здоровья, условий компенсации утра ченного здоровья г аттестационный критерий Показатели: уровень физической подготовленности; уровень работоспособности г
Г уровни сформированности профессионально значимых физических качеств
высокий ✓ 1 оптимальный г | допустимый ✓
Рисунок 1. Критерии сформированности профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями
Анализ полученных в ходе исследования результатов по показателям мотивацион-ного критерия показывает положительную динамику в повышении мотивации к достижению профессионально-личностных целей, формированию адекватной самооценки и стремлению к саморефлексии. В оценивании показателей мотивационного критерия полученные результаты в каждой исследуемой группе (экспериментальной и контрольной) суммировались, определялось по бальной системе среднее арифметическое значение результатов тестирования.
Профессиональная мотивации студентов с сенсорными нарушениями оценивалась по шкале «Овладение профессией» по методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Анализ полученных данных по данной шкале после проведения эксперимента по-
казал более высокие показатели готовности к получению профессиональных знаний, умений и навыков у студентов экспериментальной группы (рисунок 2).
15
б
а 10
л
л 5
ы
0
II
M 1
± 10 9 ± 9
11
5 4
I I
ЭГ (до эксперимента)
высокая степень поражения
ЭГ (после эксперимента)
КГ (до эксперимента)
КГ (после эксперимента)
средняя степень поражения
низкая степень поражения
Рисунок 2 - Результаты исследования по методике Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» студентов с
сенсорными нарушениями
Максимальное количество баллов, в соответствии с ключом к опроснику по исследуемой шкале, которые могут набрать испытуемые - 10 баллов. У студентов экспериментальной группы повышение показателей улучшились до 9 баллов в группах со средней и низкой степенью поражения и до максимальных 10 баллов - в группе с высокой степенью поражения. Чем больше отклонений в состоянии здоровья студентов, тем большую мотивацию приобретают для него занятия физическими упражнениями и готовность к формированию профессионально важных качеств. В контрольной группе показатели по шкале «Овладение профессией» улучшились незначительно. Результаты оценивания мотивации к достижению цели по опроснику А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), полученные после проведения эксперимента представлены на рисунке 3.
20
б 15
а
л 10
л 5
ы
0
1 J 14 12 I 14 I т
Т т —1— - т х 1 11 10 ± 10
1 I 8 8 9 х I 9 8 1 8
ЭГ (до эксперимента)
высокая степень поражения
ЭГ (после эксперимента)
КГ (до эксперимента)
КГ (после эксперимента)
средняя степень поражения
низкая степень поражения
Рисунок 3 - Результаты исследования по опроснику А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)
студентов с сенсорными нарушениями
Обработка полученных данных проводилась согласно ключа к опроснику, за каждый совпадающий ответ с которым, начислялся один балл. Диагностика исходного уровня участников эксперимента показала, что в экспериментальной группе и в контрольной прослеживается определенная мотивация на неудачу (менее 9 баллов).
После проведения эксперимента, количество набранных баллов по опроснику МУН у студентов экспериментальной группы увеличилось до 12-ти - в группе со средней степенью поражения и до 14-ти - в группах с высокой и низкой степенью поражения, что определяет тенденцию мотивации на успех. Студенты обрели уверенность в своих силах, почувствовали потребность в достижении успеха, стали проявлять настойчивость в достижении цели. Улучшение результатов в контрольной группе до 10-ти и 11-ти баллов указывает на не выраженность мотивационного полюса, при этом, надежда на успех к достижению цели остается.
Уровень самооценки личности оценивался с помощью теста-опросника С.В. Ковалева. Испытуемым необходимо было выразить свое отношение по 32 суждениям по предлагаемым вариантам ответов: «очень часто», «часто», «иногда», «редко», «никогда», ко-
торые оценивались от 4-х до нуля баллов. Результаты тестирования студентов, полученные после проведения эксперимента, представлены на рисунке 4.
100
б 80
а 60
л
40
л
ы 20
0
■ 81 69
Т
55 I i.
1 51 41 1 35
т
X
60
65 57 51
ЭГ (до эксперимента)
высокая степень поражения Рисунок 4
ЭГ (после эксперимента)
средняя степень поражения
КГ (до эксперимента)
КГ (после эксперимента) низкая степень поражения
Результаты исследования по тесту-опроснику С.В. Ковалева «Определение уровня самооценки» студентов с сенсорными нарушениями
Полученные после эксперимента результаты показывают, что студенты экспериментальной группы, имеющие исходный низкий уровень самооценки, повысили его до среднего уровня в группе с низкой степенью поражения (35 баллов) и со средней степенью поражения - до 41 балла. Они трезво, без эмоциональных переживаний стали оценивать свои действия, не отрицать недостатки, понимая, что их можно нивелировать посредством специализированных занятий физическими упражнениями. По нашему мнению, стимулом к повышению самооценки испытуемых послужило внедрение педагогической модели в учебную и внеучебную деятельность студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, с включением реабилитационных и абилитационных упражнений в занятиях.
В экспериментальной группе с высокой степенью поражения и в контрольной группе показатели уровня самооценки студентов улучшились, но остались на низкой ступени. Возможными причинами могли выступать отсутствие веры в перспективность будущего, наличие проблем во взаимоотношениях в учебной группе, так как таким обучающимся остались свойственны болезненные замечания в свой адрес, застенчивость, отсутствие самокритики. По результатам математико-статической обработки полученных в ходе исследования данных по мотивационному критерию модели формирования профессионально значимых физических качеств, были получены достоверно значимые показатели у студентов экспериментальной группы: мотивация к достижению личностных и профессиональных целей, самооценка, стремление к саморефлексии (р<0,05).
Показатели деятельностного критерия оценивались в различных формах организованных занятий (учебные и секционные) и неорганизованных занятий (самостоятельные) студентов. Основной формой проведения занятий по дисциплинам и элективным курсам по физической культуре и спорту (адаптивному физическому воспитанию) являются учебные занятия, включающие элементы обучения, развития, профилактики, коррекции и компенсации утраченных функций здоровья. Учебные занятия, в форме адаптивного физического воспитания для студентов с ОВЗ и инвалидностью, прежде всего, направлены на развитие, совершенствование и оценку физических кондиций, усвоение теоретических знаний, приобретение методико-практических умений и навыков, осмысление необходимости систематических занятий физической культурой и спортом, что служит основой формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни, повышения самооценки и уверенности в себе, готовности к будущей профессиональной деятельности [7, 10]. Изучение журналов посещаемости учебных занятий по физической культуре позволили сделать вывод о систематических посещениях указанных занятий в рамках учебного расписания и наличие пропусков по болезни студентов экспериментальной группы. Студенты контрольной группы дополнительно имели пропуски без уважительной причины. Внеучебные формы занятий, организуемые спортивным клубом вуза, проводятся как до-
полнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, рекреативные занятия или занятия в секциях адаптивного спорта. Самостоятельные мотивированные занятия способствуют удовлетворению потребности в занятиях физической реабилитации, эмоциональной двигательной активности, социализации и самореализации [6, 10].
Анализ наполняемости секционных групп студентами специальной медицинской группы показал, что они выбирают в большей степени оздоровительное направление современных фитнесс программ или самостоятельные занятия в групповых и индивидуальных видах спорта. Мы считаем, что положительные изменения связаны с расширенной теоретической подготовкой, получаемой на лекционных занятиях по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту и возможностью применения полученных знаний на теоретико-методических и практических занятиях, через самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих упражнений и комплексов специальных (в том числе и индивидуальных) упражнений, направленных на коррекцию, развитие, укрепление и поддержание состояния здоровья на должном уровне [6, 10].
Знания, умения и навыки, полученные студентами в организованных и неорганизованных занятиях физической культурой в период экспериментального внедрения модели формирования профессионально значимых физических качеств, способствовали созданию условий для умения проектировать и применять индивидуальные программы с комплексами физических упражнений позволяющих корректировать и укреплять состояние здоровья, развивать физические качества, что позволило увеличить общее время затрачиваемое студентами на занятия физическими упражнениями на 17% (х2=6,395; р<0,05) [10].
В определении уровня развития физической подготовленности и уровня сформи-рованности профессионально значимых физических качеств студентов с инвалидностью и ОВЗ, характеризующих аттестационный критерий, применялись контрольные испытания (тесты), нормативы которых были разработаны в соответствии с критериально-ориентированным подходом и применением понижающих корректировочных коэффициентов, величины которых обусловлены влиянием основного заболевания и степенью поражения. Все контрольные тесты адаптированы для студентов с инвалидностью и ОВЗ и позволяют оценить уровень физической подготовленности студентов с отклонениями в состоянии здоровья и определить готовность к профессиональной деятельности.
Необходимым требованием по оценке уровня развития физических качеств, в том числе профессионально значимых, испытуемых студентов с сенсорными нарушениями являлось выполнение не менее 6-ти контрольных тестов, результаты которых затем переводятся в соответствующие баллы [8, 9]. По итогам выполнения выбранных студентом испытаний (тестов), при суммированном показателе не менее 6-ти баллов, оценивается уровень его физической подготовленности. Для студентов с полной потерей слуха (глухотой) или имеющих тотальное поражение зрения (тотальная слепота) рекомендуется участие в не менее 6-ти контрольных испытаниях, без учета результатов.
На контрольном этапе педагогического эксперимента уровень развития физических качеств студентов с нарушением зрения (девушек и юношей) и студентов (юношей) с нарушением слуха экспериментальной группы по всем 6-ти испытаниям статистически достоверно улучшились (р<0,05; р<0,01). Результаты экспериментальной группы, полученные в ходе эксперимента по внедрению педагогической модели, позволили выявить улучшения показанных результатов (таблица 1, 2).
Полученные результаты подтверждают наше предположение, что обеспечение процесса по адаптивному физическому воспитанию студентов с ОВЗ и инвалидностью с сенсорными нарушениями специальными организационно-методическими условиями, с включением в учебные занятия обучающихся специальной медицинской группы профессионально-прикладной физической подготовки, не только повысят общий уровень физической подготовленности, но и позволят обеспечить формирование профессионально
значимых физических качеств: выносливость (общая, динамическая, статическая), сила мышц опорно-двигательного аппарата, быстрота реакции, точность и четкость двигательных действий, ориентирование в пространстве, ловкость и координация, частота и быстрота движений и др.
Таблица 1 - Уровень развития физических качеств у студентов с нарушение слуха ЭГ, занимающихся в СМГ в период эксперимента_
Результаты контрольных тестов ЭГ
Контрольные испытания юноши уровень значимости девушки уровень значимости
(тесты) до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
Высокая степень поражения
Бег 100 м (с) 14,8±0,05 14,7±0,05 р<0,05* 18,6±0,05 18,4±0,07 р<0,05*
Кросс по пересеченной местности (без учета времени) (км) 2,445±0,04 2,577±0,03 р<0,05* 1,650±0,04 1,800±0,04 р<0,05*
Подтягивание из виса на
высокой перекладине (кол-во раз) 5,9±0,35 7,2±0,50 р<0,05* - - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - - - 8,25±0,41 9,5±0,38 р<0,05*
Наклон вперед из положения
«сед с прямыми ногами» (см) (+5,9)±0,32 (+8,3)±0,32 р<0,01* (+7,5)±0,42 (+8,2)±0,44 р<0,05*
Поднимание туловища из положения лежа на спине 33,2±0,83 36,8±0,71 р<0,01*
(кол-во раз в 1 мин)
Прыжок в длину с места (см) - - - 143,4±3,06 148,6±3,76 р>0,05
Метание теннисного мяча в
цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 9,1 ±0,44 10,7±0,62 р<0,05* 8,1±0,44 11,1±0,39 р<0,01*
Средняя степень поражения
Бег 100 м (с) 14,5±0,05 14,3±0,05 р<0,01* 18,1±0,5 18,0±0,04 р<0,05*
Кросс по пересеченной местности (без учета време- 2,925±0,03 3,120±0,04 р<0,01* 1,794±0,04 2,005±0,39 р<0,01*
ни) (км)
Подтягивание из виса на
высокой перекладине (кол-во раз) 6,5±0,34 7,9±0,55 р<0,05* - - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - - - 10,1±0,45 12,1±0,63 р<0,05*
Наклон вперед из положения
«сед с прямыми ногами» (см) (+8,6)±0,45 (+9,8)±0,31 р<0,05* (+10,9)±0,73 (+12,6)±0,55 р>0,05
Поднимание туловища из положения лежа на спине 37,1±0,72 47,6±0,79 р<0,01*
(кол-во раз в 1 мин)
Прыжок в длину с места (см) - - - 158,1±2,30 163,2±2,96 р>0,05
Метание теннисного мяча в
цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 13,7±0,49 15,4±0,452 р<0,05* 9,8±0,389 12,1±0,246 р<0,01*
Низкая степень поражения
Бег 100 м (с) 14,1±0,04 13,9±0,03 р<0,01* 18,1±0,37 17,8±0,4 р<0,01*
Кросс по пересеченной местности (без учета времени) (км) 2,933±0,04 3,104±0,03 р<0,01* 1,792±0,04 2,018±3,63 р<0,01*
Подтягивание из виса на
высокой перекладине (кол-во раз) 7,9±0,03 8,9±0,29 р<0,05* - - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - - - 12,1±0,46 13,7±0,45 р<0,05*
Наклон вперед из положения «сед с прямыми ногами» (см) (+8,8)±0,32 (+10,0)±0,44 р<0,05* (+11,1)±0,49 (+12,5)±0,40 р<0,05*
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин) 41,9±0,53 48,8±0,82 р<0,01* - - -
Прыжок в длину с места (см) - - - 168,3±1,92 173,5±1,49 р>0,05
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 14,3±0,39 16,0±0,44 р<0,05* 11,9±0,44 14,9±0,60 р<0,01*
* достоверные различия Таблица 2 - Уровень развития физических качеств у студентов с нарушение зрения ЭГ, занимающихся в СМГ в период эксперимента
Контрольные испытания (тесты) Результаты контрольных тестов ЭГ
юноши уровень значимости девушки уровень значимости
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
Высокая степень поражения
Бег 100 м (с) 17,4±0,04 17,0±0,03 р<0,01* 18,8±0,65 18,4±0,06 р<0,01*
Кросс по пересеченной местности (без учета времени) (км) 1,092±0,03 1,201 ±0,02 р<0,05* 0,714±0,06 0,87±0,04 р<0,05*
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 2,6±0,18 3,7±0,17 р<0,01* - - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - - - 4,4±0,26 6,3±0,37 р<0,01*
Наклон вперед из положения «сед с прямыми ногами» (см) (+5,9)±0,25 (+8,1)±0,29 р<0,01* (+7,9)±0,29 (+10,1)±0,39 р<0,01*
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин) 21,7±0,41 26,1±0,46 р<0,01* - - -
Прыжок в длину с места (см) - - - 104,8±0,87 110,1±1,19 р<0,01*
Метание теннисного мяча в озвученную цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 5,6±0,50 7,0±0,41 р<0,05* 4,9±0,39 6,0±0,27 р<0,05*
Средняя степень поражения
Бег 100 м (с) 16,6±0,11 16,3±0,03 р<0,05* 18,3±0,03 18,2±0,05 р<0,05*
Кросс по пересеченной местности (без учета времени) (км) 1,723±0,03 1,809±0,02 р<0,05* 1,103±0,53 1,322±0,05 р<0,01*
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 3,6±0,23 4,8±0,17 р<0,01* - - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - - - 6,7±0,26 8,5±0,42 р<0,01*
Наклон вперед из положения «сед с прямыми ногами» (см) (+7,3)±0,26 (+8,2)±0,21 р<0,05* (+9,5)±0,379 (+10,8)±0,39 р<0,05*
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин) 31,9±0,25 35,25±1,09 р<0,05* - - -
Прыжок в длину с места (см) - - - 124,7±0,043 127,8±0,66 р<0,01*
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 9,7±0,33 10,7±0,31 р<0,05* 8,4±0,42 10,8±0,32 р<0,01*
Низкая степень поражения
Бег 100 м (с) 15,9±0,06 15,4±0,04 р<0,01* 17,9±0,04 17,3±0,06 р<0,01*
Кросс по пересеченной 2,125±0,08 2,332±0,02 р<0,05* 1,307±0,02 1,506±0,02 р<0,01*
местности (без учета времени) (км)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 5,8±0,35 7,9±0,40 р<0,01* - - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - - - 8,0±0,26 8,8±0,24 р<0,01*
Наклон вперед из положения «сед с прямыми ногами» (см) (+8,7)±0,29 (+9,9)±0,31 р<0,05* (+11,8)±0,29 (+12,8)±0,28 р<0,01*
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин) 37,6± 1,04 41,3±0,74 р<0,01* - - -
Прыжок в длину с места (см) - - - 150,3±0,59 152,8±0,85 р<0,01*
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 10,7±0,37 13,1±0,31 р<0,01* 9,5±0,27 11,6±0,59 р<0,01*
* достоверные различия
При переводе результатов контрольных испытаний (тестов) в соответствующие баллы [8, 9], студенты экспериментальной группы с нарушением зрения (девушки и юноши) всех степеней поражения набирали более 6-ти баллов, что соответствует высокому уровню сформированности профессионально значимых физических качеств по аттестационному критерию (таблица 3).
Таблица 3 - Уровень развития физических качеств студентов с нарушением зрения, занимающихся в СМГ в период эксперимента (в баллах)_
Исследуемая группа Количество баллов
юноши девушки
до эксперимента | после эксперимента до эксперимента | после эксперимента
Высокая степень поражения
Экспериментальная 4 9 4 6
Контрольная 3 7 3 5
Средняя степень поражения
Экспериментальная 5 9 4 6
Контрольная 3 6 3 3
Низкая степень поражения
Экспериментальная 4 9 5 6
Контрольная 4 8 4 5
Высокий уровень физической подготовленности девушек и юношей экспериментальной группы характеризуется положительной мотивационной направленностью к занятиям физической культурой и включением рекомендаций медико-социальной экспертизы по физической реабилитации в занятия специальной медицинской группы, так как имеющиеся нарушения здоровья лучше всего корректируются упражнениями адаптивной и лечебной физической культуры.
Результаты студентов (юношей) контрольной группы с нарушением зрения с высокой и низкой степенью поражения показавших высокий уровень сформированности профессионально значимых физических качеств (более 6-ти баллов), можно объяснить их целеустремленностью, отсутствием чувства страха и, проявлением волевых качеств, при выполнении новых и сложных упражнений, преодолением неуверенности в своих физических способностях и уровне технической подготовки к выполнению физических упражнений.
Также, высокий уровень сформированности профессионально значимых физических качеств по аттестационному критерию (более 6-ти баллов), после окончания эксперимента был выявлен у студентов (девушек и юношей) с нарушением слуха всех степеней поражения экспериментальной группы (таблица 3).
Таблица 4 - Уровень развития физических качеств студентов с нарушением слуха, занимающихся в СМГ в период эксперимента (в баллах)_
Исследуемая группа Количество баллов
юноши девушки
до эксперимента | после эксперимента до эксперимента | после эксперимента
Высокая степень поражения
Экспериментальная 4 9 4 6
Контрольная 4 8 4 5
Средняя степень поражения
Экспериментальная 5 9 4 6
Контрольная 3 6 3 3
Низкая степень поражения
Экспериментальная 4 9 5 6
Контрольная 3 7 3 5
Наилучшую сумму, характеризующую уровень развития физических качеств по окончанию эксперимента показали студенты (юноши) с нарушением слуха, как в экспериментальной группе - по 9 баллов, так и в контрольной - по 6 баллов. Высокие баллы, продемонстрированные студентами (юношами) с нарушением слуха контрольной группы после эксперимента, подтверждают, что мотивированные систематические занятия физическими упражнениями повышают уровень развития физических качеств, способствующих в дальнейшем формированию профессионально важных качеств. Благоприятным условием выполнения нормативных показателей в тестировании являлся исходный уровень физической подготовленности (в среднем 4-5 баллов) и физические возможности юношей, так как при нарушении слуха, последствия заболевания в меньшей степени влияют на развитие физических качеств.
У девушек контрольной группы уровень сформированности профессионально значимых физических качеств не изменился. При этом, прослеживается улучшение результатов до 5-ти баллов только в группах с высокой и низкой степенью поражения. Невысокие показатели уровня развития физических качеств у студентов (девушек) с нарушением слуха объясняются наличием у испытуемых чувства осторожности и самосохранения при выполнении технически сложных координационных упражнений, сниженными показателями морально-волевых качеств, присутствием неуверенности в своих физических и функциональных возможностях.
По мотивационному и деятельностному критериям уровень сформированности профессионально значимых физических качеств у студентов экспериментальной группы улучшился до оптимального; по аттестационному критерию повысился до высокого уровня. Таким образом, разработанная педагогическая модель подтвердила свою эффективность в формировании профессионально значимых физических качеств у студентов с инвалидностью и ОВЗ имеющих сенсорные нарушения.
ВЫВОДЫ
Проведение контрольного эксперимента позволило выявить статистически достоверные улучшения показателей у студентов экспериментальной группы (р<0,05) по моти-вационному, деятельностному и аттестационному критериям. Практическая реализация педагогической модели формирования профессионально значимых физических качеств в образовательном процессе по адаптивному физическому воспитанию студентов с сенсорными нарушениями обеспечивает эффективность в подготовке к профессиональной деятельности выпускника вуза и лучшей социализации в общество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессарабова, Ю.В. Организация физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте требований комплекса ГТО / Ю.В. Бессарабова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. - С. 286-288.
2. Бессарабова, Ю.В. Профессиональная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Ю.В. Бессарабова, В.В. Дорошенко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № S1. - С. 19-22.
3. Буров, А.Э. Эффективность применения средств и методов профессиональной физической культуры для студентов СМГ / А.Э. Буров, О.А. Ерохина, А.Ю. Жмыхова // В мире научных открытий. - 2013. - № 3-3 (39). - С. 199-211.
4. Егорычев, А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорычев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 53-56.
5. Заплатила, О.А. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности : автореф. ... канд. пед. наук / Заплатина Ольга Алексеевна. - Кемерово, 2007. - 24 с.
6. Рябцев, С.М. Адаптивное физическое воспитание студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании / С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2018. - С. 141-149.
7. Рябцев, С.М. Здоровьесберегающие (адаптивные) технологии обучения студентов с инвалидностью и ограниченных возможностей здоровья с нарушениями слуха и зрения: учебно-методическое пособие / С.М.Рябцев. - Новосибирск : А - СИБ, 2017. - 112 с.
8. Рябцев, С.М. Оценка физической подготовленности студентов с сенсорными нарушениями по зрению в процессе адаптивного физического воспитания в вузе / С. М. Рябцев, М. С. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (дата обращения: 26.09.2020).
9. Рябцев, С.М. Оценка физического развития студентов с нарушениями слуха в процессе адаптивного физического воспитания в вузе / С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 6. - С. 227--232. - URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37062 (дата обращения: 26.09.2020).
10. Рябцев, С.М. Организационно-методические условия занятий адаптивной физической культурой в специальной медицинской группе студентов с ОВЗ и инвалидностью / С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика»: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. - Симферополь, 2019. - Ч. 2. - С. 141-146.
11. Рябцев, С. М. Модель формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в вузе / С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 8 (64). - С. 80-86.
REFERENCES
1. Bessarabova, Yu.V. (2015), "Organization of physical education of students with disabilities and physically challenged people in the context of the 'ready for labor and defense' program", Theory and practice of social development, No. 21, pp. 286-288.
2. Bessarabova, Yu.V. and Doroshenko V.V. (2015), "Professional direction of physical education of students with limited health capacities and persons with disabilities", Historical and social educational idea, No. S1, pp. 19-22.
3. Burov, A.E., Erokhina, О.А. and Zhmykhova А^. (2013), "The effectiveness of the use of means and methods of professional physical education for students of a special medical group", In the world of scientific discovery, № 3-3 (39), pp. 199-211.
4. Egorychev, A.O. (2003), "Student health from a professional perspective", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 53-56.
5. Zaplatina, O.A. (2007), The role ofphysical education in preparing university students for future professional activities, dissertation, Kemerovo.
6. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2018), "Adaptive physical education of students with disabilities and with limited health capacities in vocational education", Actual problems of adaptive physical culture and sports: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Omsk, pp. 141-149.
7. Ryabtsev, S.M. (2017), Health-saving (adaptive) technologies for teaching students with disabilities and limited health capacities with hearing and vision impairments: textbook, Novosibirsk.
8. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2018), "Physical fitness evaluation of students with vision sensory impairment in the process of adaptive physical education in the higher education institution", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (accessed 26.09.2020).
9. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2018), "Physical fitness evaluation of hearing-impaired students in the process of adaptive physical education in the higher education institution", Modern high technologies, No. 6 (64), pp. 227-232.
10. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2019), "Organizational and methodological conditions for adaptive physical education classes in a special medical group of students with disabilities and with limited health capacities", Socio-pedagogical support of persons with disabilities: theory and practice: a collection of articles based on the materials of the III International scientific and practical conference, May 16-18, 2019, Simferopol, Part 2, pp. 141-146.
11. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2019), "Model of forming professionally important physical qualities of students with sensory impairments in the process of adapted physical education at the university", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 8 (64), pp. 80-86.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2020
УДК 796.011.3
ОБРАЗ СПОРТСМЕНА В ПОНЯТИИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО
ВУЗА
Евгения Ивановна Саввинова, старший преподаватель, Ариан Егорович Тарасов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
В статье анализируются ответы студентов негуманитарного вуза Республики Саха (Якутия) о представлении спортсменов в их сознании. Статья может быть использована для сравнения с другими регионами, вузами и т.д. Введение. Как никак, основная цель физического воспитания - оздоровление человека. Для получения практических навыков, необходимо знать теорию, в том числе и о спортсменах, о качествах спортсменов, о пословицах и поговорках о спортсменах, из каких источников они узнают информацию. Цель исследования. Определить образ спортсмена различного уровня, качеств спортсменов в понятии студентов нефизкультурного вуза. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, на кафедре «Физическое воспитание». В исследовании приняли участие 55 студентов нефизкультурных специальностей отнесенные к разным медицинским группам: основная, подготовительная, специальная медицинские группы. Применялись методика анкетирования, анализ газетных материалов и математико-статистическая обработка данных полученных ответов. Результаты исследования и их обсуждение. Анкета состояла из 5 открытых вопросов по 8 пунктам. Было получено 1653 ответов. Выводы. Из полученных результатов анкетирования можно прийти к выводу, что студенты нефизкультурных специальностей мало осведомлены о действующих спортсменах своего страны, мира, но больше осведомлены и спортсменах своего региона.
Ключевые слова: студенты, не физкультурные специальности, спортсмены, качества спортсменов, образ спортсмена.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p321-324
IMAGE OF AN ATHLETE IN THE CONCEPT OF STUDENTS OF A NON-PHYSICAL
CULTURE UNIVERSITY Evgeniya Ivanovna Savvinova, the senior teacher, Arian Egorovich Tarasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, North-Eastern Federal University,
Yakutsk