Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНВАЛИДИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНВАЛИДИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕЙРОСЕТЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / INCLUSIVE TRAINING / STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH (LOH) / PHYSICAL TRAINING / NEURONETWORK MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Карпов Владимир Юрьевич, Аленуров Эльдар Асафович, Шакиров Марат Ринатович

Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных подходов по проблеме моделирования физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и различной степенью инвалидизации с учетом имеющихся нозологий, дифференцированного подхода и информационных технологий. Цель исследования - разработать модель физического воспитания студентов с инвалидностью и ОВЗ на базе принципов инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ВО. Исследование проводилось на базе Московского государственного психолого-педагогического, Российского государственного социального университета в 2018-2019 гг. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты с инвалидностью и ОВЗ. Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) были организованы с соблюдением принципа инклюзивного обучения для лиц с различными группами здоровья и инвалидов. Методы исследования: обзор научно-методической литературы, моделирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, психологическое тестирование, тестирование уровня компетенций. Для статистической обработки материалов исследования применялся стандартный пакет Microsoft Excel 2019, достоверность межгрупповых и внутригрупповых различий в результатах тестирования определялись посредством t-критерия Стьюдента. Результаты исследования. Предлагаемая модель ориентирована на индивидуальный и дифференцированный подход и включает: 1) практические программы физического воспитания студентов с ОВЗ; 2) научно-методический блок «Neuronet technology. Accessible environment», базирующийся на информационно-программном подходе с применением нейросетевого моделирования; 3) программы для семинарских занятий. Вывод. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что превосходство в полученных знаниях и навыках студентов ЭГ обусловлено применением предлагаемой инновационной модели инклюзивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Карпов Владимир Юрьевич, Аленуров Эльдар Асафович, Шакиров Марат Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INCLUSIVE PEDAGOGICAL APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND VARIOUS INVALIDIZATION DEGREE

Relevance of research is caused by need of introduction of innovative approaches on a problem of modeling of physical training of students with the limited opportunities of health (LOH) and various degree of invalidization taking into account the available nosology, the differentiated approach and information technologies. Research objective was to develop the model of physical training of the students with disability and LOH based on the inclusive education principles considering FSS IN requirements. Research was conducted based on the Moscow State University of Psychology and Education and Russian State Social University in 2018-2019. Students have taken part in pedagogical experiment with disability and LOH. Occupations in control (CG) and experimental (EG) groups have been organized with observance of the principle of inclusive training for persons with various groups of health and disabled people. Research methods: review of scientific and methodical literature, modeling, pedagogical supervision, pedagogical experiment, psychological testing, testing of level of competences. The standard Microsoft Excel 2019 package was applied to statistical processing of research materials, reliability of intergroup and intra group distinctions in results of testing were defined by means of T-criterion. Results of research. The offered model is focused on the individual and differentiated approach and includes: 1) practical programs of physical training of students with LOH; 2) scientific and methodical block "Neuronet technology. Accessible environment", based on information and program approach with application of neuronetwork modeling; 3) programs for seminar occupations. Conclusion. Based on the obtained data it is possible to draw a conclusion that the superiority in the gained knowledge and skills of students of experimental group is caused by application of offered innovative inclusive training model.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНВАЛИДИЗАЦИИ»

УДК 376.4

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНВАЛИДИЗАЦИИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных подходов по проблеме моделирования физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и различной степенью инвалидизации с учетом имеющихся нозологий, дифференцированного подхода и информационных технологий.

Цель исследования - разработать модель физического воспитания студентов с инвалидностью и ОВЗ на базе принципов инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ВО. Исследование проводилось на базе Московского государственного психолого-педагогического, Российского государственного социального университета в 2018-2019 гг. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты с инвалидностью и ОВЗ. Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) были организованы с соблюдением принципа инклюзивного обучения для лиц с различными группами здоровья и инвалидов. Методы исследования: обзор научно-методической литературы, моделирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, психологическое тестирование, тестирование уровня компетенций. Для статистической обработки материалов исследования применялся стандартный пакет Microsoft Excel 2019, достоверность межгрупповых и внутригрупповых различий в результатах тестирования определялись посредством t-критерия Сть-юдента. Результаты исследования. Предлагаемая модель ориентирована на индивидуальный и дифференцированный подход и включает: 1) практические программы физического воспитания студентов с ОВЗ; 2) научно-методический блок «Neuronet technology. Accessible environment», базирующийся на информационно-программном подходе с применением нейросетевого моделирования; 3) программы для семинарских занятий. Вывод. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что превосходство в полученных знаниях и навыках студентов ЭГ обусловлено применением предлагаемой инновационной модели инклюзивного обучения.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, физическое воспитание, нейросетевое моделирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p27-33

MODEL OF INCLUSIVE PEDAGOGICAL APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND VARIOUS

INVALIDIZATION DEGREE

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor ofpedagogical science, professor, Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Annotation

Relevance of research is caused by need of introduction of innovative approaches on a problem of modeling of physical training of students with the limited opportunities of health (LOH) and various degree of invalidization taking into account the available nosology, the differentiated approach and infor-

mation technologies. Research objective was to develop the model of physical training of the students with disability and LOH based on the inclusive education principles considering FSS IN requirements. Research was conducted based on the Moscow State University of Psychology and Education and Russian State Social University in 2018-2019. Students have taken part in pedagogical experiment with disability and LOH. Occupations in control (CG) and experimental (EG) groups have been organized with observance of the principle of inclusive training for persons with various groups of health and disabled people. Research methods: review of scientific and methodical literature, modeling, pedagogical supervision, pedagogical experiment, psychological testing, testing of level of competences. The standard Microsoft Excel 2019 package was applied to statistical processing of research materials, reliability of intergroup and intra group distinctions in results of testing were defined by means of T-criterion. Results of research. The offered model is focused on the individual and differentiated approach and includes: 1) practical programs of physical training of students with LOH; 2) scientific and methodical block "Neuronet technology. Accessible environment", based on information and program approach with application of neuronetwork modeling; 3) programs for seminar occupations. Conclusion. Based on the obtained data it is possible to draw a conclusion that the superiority in the gained knowledge and skills of students of experimental group is caused by application of offered innovative inclusive training model.

Keywords: inclusive training, students with limited opportunities of health (LOH), physical training, neuronetwork modeling.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическая установка развития образования в России для лиц с инвалидностью и ОВЗ закономерно актуализируется [1, 7]. При этом мейнстримом в последние годы становится инклюзивное вузовское обучение лиц с ОВЗ [5], о чем свидетельствует повышение количественных показателей, характеризующих общую динамику контингента студентов-инвалидов в вузах страны [2, 6].

Сложность педагогического подхода к организации учебного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью заключается, в дифференциации средств физической культуры для различных нозологий [3, 4]. Проблема заключается в сложной организации образовательного процесса для каждой категории обучающихся, подборе упражнений, нетрадиционных видов спорта, например, бильярд, бочча, гольф и т.д.

Цель исследования - разработать модель физического воспитания студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на базе принципов инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ВО 3+.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базе Московского государственного психолого-педагогического и Российского государственного социального университета в период 2018-2019 гг., в нем приняли участие 28 студентов бакалавриата с ОВЗ и различной степенью инвалидизации (нарушениями ОДА; болезнями органов дыхания (с про-гредиентным течением, сопровождающимся стойкой дыхательной недостаточностью, в сочетании с недостаточностью кровообращения); нарушениями органов зрения и слуха (нейросенсорной тугоухостью)).

Занятия в КГ и ЭГ были организованы с соблюдением принципа инклюзивного обучения для лиц с различными группами здоровья и инвалидов в объеме 72 академических часов.

Контрольную группу составили студенты (n = 14), которые в процессе физического воспитания были задействованы в научной деятельности и занимались реферативной работой и альтернативными формами физического воспитания для лиц с ограниченными возможностями, выбрав в качестве элективных курсов по физической культуре и спорту шахматы и дартс.

Экспериментальную группу составили студенты (n = 14), которые помимо научно-методической деятельности занимались по индивидуальной программе физического воспитания с учетом из физических возможностей и специфики соматического здоровья. Для

студентов ЭГ было организовано участие в научной деятельности с использованием информационных технологий (ИТ), дистанционного обучения на основе нейросетевого моделирования, которое позволило адаптировать информационные ресурсы под особенности студентов с ограниченными возможностями и тем самым расширить возможности инклюзивного обучения.

Основные методы исследования: обзор научно-методической литературы, моделирование инклюзивного образовательного процесса, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, психологическое тестирование (тест «САН»), тестирование уровня компетенций. Для статистической обработки материалов исследования применялся стандартный пакет Microsoft Excel 2019, достоверность межгрупповых и внутригруппо-вых различий в результатах тестирования определялись посредством t-критерия Стью-дента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Модель инклюзивного педагогического подхода к физическому воспитанию студентов с ОВЗ и различной степенью инвалидизации (рисунок 1) разработана для категорий с нарушением ОДА, органов дыхания, зрения и слуха и состоит из 5 основных блоков. Объем времени, отводимого на изучение элективного курса «Физическая культура и спорт» в ходе проводимого эксперимента, представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Объем времени, отводимого на изучение элективного курса «Физическая культура и спорт»_

№ п/п Показатели КГ (n = 14) Показатели экспериментальной программы ЭГ (n = 14)

кол-во часов удельный вес, % кол-во часов удельный вес, %

1 Объем модуля 72 100,0 Объем модуля 72 100,0

2 Контактная работа обучающихся с преподавателем 32 44,4 Контактная работа обучающихся с преподавателем: 52 72,2

2.1 занятия лекционного типа 12 16,7 семинарские занятия по энергетическому балансу, шагометрии и пульсомет-рии. энергозатрат в повседневной жизнедеятельности, производственной гимнастики, гимнастики для глаз и пр. 6 8,3

2.2 практические занятия (шахматы, дартс) 20 27,8 практические занятия (дартс, бильярд, настольный теннис, шоудаун, голбол, бочча, стретчинг, оздоровительная аэробика) 46 63,9

3 Самостоятельная работа обучающихся 40 55,6 Научная деятельность с использованием ИТ, дистанционного обучения на основе нейросетевого моделирования 20 27,8

Испытуемые ЭГ принимали участие в инновационном проекте «Neuronet technology. Accessible environment», суть которого заключалась в том, что студенты с инвалидностью и с ОВЗ в ходе эксперимента занимались научной деятельностью с использованием ИТ и дистанционного обучения на основе нейросетевого моделирования для решения задач в условиях нечеткой информации. Данный подход позволил адаптировать информационные ресурсы под особенности студентов с ограниченными возможностями и тем самым расширить возможности инклюзивного обучения. С помощью нейросети, подстраивающейся под специфику студентов с различной нозологией, возможно разрешать ряд проблем возникающих у данной категории пользователей в ходе работы за компьютером.

На практические занятия студентов ЭГ с ОВЗ отводилось 46 академических часов. Бочча, голбол, бильярд, дартс, представляющие собой средства двигательной активности с низкой и средней интенсивностью, способствовали снижению психоэмоционального напряжения, нормализации симпатического и парасимпатического влияния на централь-

ную нервную систему, содействовали тренированности глазных мышц, развитию глазомера, точности и ловкости движений. Стретчинг и оздоровительная аэробика способствовали развитию гибкости и улучшению функционального состояния студентов с ОВЗ.

Модель педагогического подхода физического воспитания студентов с ОВЗ и различной степенью инвалидизации на основе нейросетевого моделирования и ИТ

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель — теоретико-методическое обоснование реализации физического воспитания студентов с ОВЗ и различной степенью инвалидизации

ЗАДАЧИ:

1) повышение качества инклюзивного обучения;

2) физическая реабилитация, социальная адаптация и интеграция студентов с ОВЗ;

3) формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ БЛОК

Традиционное содержание

Инновационные педагогические подходы к содержанию занятий

Лекции, рефераты, презентации, тесты

КОНТРОЛИРУЮЩИМ БЛОК

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ БЛОК

1) Научная деятельность студентов с использованием ИТ, дистанционного обучения на основе нейросетевого моделирования для решения задач в условиях нечеткой информации;

2) Семинарские занятия на основе дифференцированного подхода к студентам с ОВЗ в различными нозологиями;

3) практические занятия (дартс, бильярд, настольный теннис, шоудаун, голбол, бочча, электронная стрельба из пистолета)

1) расширение круга двигательных умений и навыков;

2) развитие физических качеств и функциональных возможностей.

3) участие студентов с ОВЗ в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях в качестве судей и организаторов, а также в качестве соревнующихся;

4) динамика общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

5) сформированность компетенций.

Рисунок 1 - Модель инклюзивного педагогического подхода к физическому воспитанию студентов с ОВЗ и различной степенью инвалидизации (А.С. Болдов)

Семинарские занятия (6 часов) включали: лабораторные работы по энергетическому балансу, шагометрии и пульсометрии. энергозатрат в повседневной жизнедеятельности, гимнастики для глаз.

В ходе проводимого эксперимента у студентов ЭГ была отмечена положительная динамика в двигательной активности, координации, ловкости движений (таблица 2). Динамку показателей в координации и ловкости определяли посредством бильярдных тестов. Все межгрупповые различия до эксперимента были статистически незначимы (р

>0,05), в соответствии с этим можно сделать вывод о том, что ЭГ и КГ соответствуют требованиям статистики к идентичности исходного состояния испытуемых. Предложенная нами модель педагогического подхода физического воспитания студентов на основе нейросетевого моделирования и информационных технологий ориентирована на научный подход и дает возможность четкого мониторинга состояния занимающихся, коррекции образовательной программы, расширению границ доступной среды инклюзивного образования в высшем учебном заведении.

Таблица 2 - Показатели функционального состояния и физической подготовленности студентов с ОВЗ контрольной (п = 14) и экспериментальной (п = 14) групп_

Показатели тестов Группы Период эксперимента

констатирующий контрольный

XX G А, % Р XX G А, % Р

ЖЕЛ, см3 ЭГ 2608,6 12,3 -0,04 >0,05 2679,3 12,9 3,4 <0,05

КГ 2607,5 12,8 2769,1 11,9

ЧСС, уд мин ЭГ 94,1 1,11 -0,6 >0,05 77,8 1,81 18,9 <0,05

КГ 93,5 1,91 92,5 1,77

Гиперэкстензия на гимнастическом коврике, с ЭГ 17,4 5,6 4,6 >0,05 25,6 6,6 -20,3 >0,05

КГ 18,2 7,4 20,4 5,9

Приседания, кол-во раз ЭГ 17,9 5,2 -1,7 >0,05 32,4 6,3 -26,5 <0,05

КГ 17,6 6,9 23,8 7,7

Наклоны вперед из положения сидя, см ЭГ 6,5 2,1 3,1 >0,05 14,2 3,2 -33,1 <0,05

КГ 6,7 2,3 9,5 3,3

Гибкость плечевого сустава со скакалкой, кол-во раз ЭГ 8,3 1,4 -2,4 >0,05 17,9 3,2 -37,43 <0,05

КГ 8,1 2,2 11,2 3,9

Прокат в один размер, балл ЭГ 2,3 0,77 -4,35 >0,05 2,9 1,69 -48,28 <0,05

КГ 2,2 0,96 4,3 0,69

Накат в центральную лузу, балл ЭГ 2,6 0,99 3,85 >0,05 4,5 0,50 17,78 <0,05

КГ 2,7 0,74 3,7 0,66

Накат в угловую лузу, балл ЭГ 2,2 1,11 -4,55 >0,05 4,3 0,61 23,26 <0,05

КГ 2,1 1,12 3,3 0,74

После окончания эксперимента межгрупповые различия во всех тестах оказались статистически значимы (р <0,05), исключение составляют показатели в тесте гиперэкстензии на гимнастическом коврике (р >0,05). У испытуемых ЭГ по сравнению с испытуемыми КГ максимальное относительное отклонение составляет в тесте на гибкость плечевого сустава со скакалкой (37,43% при р <0,05) и показатели ловкости в бильярдном тесте «Прокат в один размер» (48,28% при р <0,05). Также у студентов ЭГ значительно улучшилась координация и техника наката бильярдного шара в центральную и угловую лузы - соответственно (17,78% при р <0,05) и (23,26% при р <0,05).

В ходе эксперимента для студентов с ОВЗ и различной степенью инвалидизации проводились соревнования, в которых они принимали активное участие в качестве игроков, и в качестве судей. После эксперимента студенты ЭГ и КГ были протестированы по шкале «САН» (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели самочувствия активности и настроения студентов с ОВЗ ЭГ до и после эксперимента_

Период эксперимента Отклонение

Показатель, баллы до после абсолютное, ед. относительное, % t Р

XX ±G

Самочувствие 33,3±3,2 44,1±2,7 10,8 32,43 9,30 <0,05

Активность 29,2±3,8 56,3±2,1 27,1 92,81 22,51 <0,05

Настроение 32,3±3,1 63,1±3,3 30,8 95,36 24,53 <0,05

Как видно из представленных в таблице 3 данных, по показателям самочувствия, активности и настроения (САН) в ЭГ произошли достоверные изменения (р<0,05). Так, в ЭГ наибольший прирост составил в показателе настроения - среднее значение по группе увеличилось на 95,36% (р <0,05). Чуть меньший относительный прирост имеет показа-

тель активности - 92,1% (р <0,05). Показатель самочувствия имеет самый низкий, но также достаточно значительный прирост 32,43% (при р <0,05).

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования показывают возможную направленность образовательной деятельности студентов с ОВЗ и различной степенью инвалидизации по дисциплине «Физическая культура и спорт» с использованием информационных технологий, дистанционного обучения на основе нейросетевого моделирования, что позволит адаптировать информационные ресурсы под особенности студентов с ограниченными возможностями. Такие виды как дартс, бильярд, настольный теннис, шоудаун, голбол, бочча способствуют улучшению настроения, снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют симпатические и парасимпатические влияния на ЦНС, способствуют тренировке мышц глаз, развивают глазомер, точность, ловкость и координацию движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : коллективная монография / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов. - Москва : Перспектива, 2017. - 131 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Карпов, В. Ю. Влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их адаптацию к обучению в вузе / В. Ю. Карпов // Физическая культура. - 2005. - № 1. - С. 78-81.

3. Карпов, В.Ю. Характеристика некоторых параметров функционального состояния организма студентов, занимающихся по методике оздоровительной физической тренировки (ОФТ) / В. Ю. Карпов, Ю.И. Сапожникова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - №

7 (41). - С. 38-42.

4. Карпов, В.Ю. Проектирование содержания и методики учебных занятий по физическому воспитанию коррекционной направленности со студентами специальных медицинских групп / В. Ю. Карпов, Ю. И. Сапожникова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - №

8 (42). - С. 41-44.

5. Моделирование системы инклюзивного физического воспитания в вузе / Глазкова Г.Б., Шакирова Ю.В., Столяр Л.М., Щербина Ф.А. // Теория и практика физической культуры. - 2019. -№ 10. - С. 47-49.

6. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 43-52.

7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), Formation of interest to sports and recreational activity at students of special medical groups, collective monograph, Perspective, Moscow.

2. Karpov, V.Yu. (2005), "Influence of student's fitness and sport experience to their adaptation at training in higher education institution", Physical education: education, training, No.1, pp.78-81.

3. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Characteristic of some parameters of a functional condition of an organism of the students who are engaged by a technique of improving physical training of OFT", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 38-42.

4. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Designing the content and methods of training classes in physical education of a corrective orientation with students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 41-44.

5. Glazkova, G.B., Shakirova, Yu.V., Stolyar, L.M. and Scherbina, F.A. (2019) "Modeling of system of inclusive physical training in higher education institution", Theory and practice ofphysical culture, No.10, pp.47-49.

6. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

7. Russian Federation (2012) Federal law No.273-FL "About education in Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2020

УДК 796.91

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ НА ДИСТАНЦИИ 500 МЕТРОВ

Екатерина Юрьевна Бутрамеева, аспирант, Константин Викторович Диких, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье отражена проблема технико-тактических действий при беге по прямой и повороту у конькобежцев 13-17 лет на дистанции 500 метров. В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что в соревновательных условиях спортсмены преодолевают дистанцию с увеличением расстояния. Для расчета фактической длины пробегаемого круга было подсчитано количество шагов, ширина шага и высчитан радиус пробегания поворота. На основе проведенных измерений было получено время, потраченное на преодоление увеличенного расстояния на дистанции 500 метров. Представленные данные способствуют разработке модельных характеристик технико-тактических действий конькобежцев.

Ключевые слова: конькобежный спорт, технико-тактические действия, юношеский спорт, траектория, тактика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p33-37

FEATURES OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF YOUNG SKATERS AT

DISTANCE OF 500 METERS Ekaterina Yurievna Butrameeva, the post-graduate student, Konstantin Viktorovich Dikikh,

the candidate ofpedagogical sciences, Siberian State University of Physical Culture and

Sports, Omsk

Abstract

The article reflects the problem of technical and tactical actions when running in the straight line and round the turn for skaters aged 13-17 years at the distance of 500 meters. In the course of pedagogical observation, it was revealed that in competitive conditions, the athletes overcome the course with increasing distance. To calculate the actual length of the run circle, the number of steps, the width of the step, and the radius of the turn run were all calculated. Based on the measurements, the time spent on overcoming the increased distance at the distance of 500 meters was obtained. The presented data contribute to the development of model characteristics of technical and tactical actions of skaters.

Keywords: speed skating, technical and tactical actions, youth sports, trajectory, tactics.

ВВЕДЕНИЕ

Конькобежный спорт является одним из бурно развивающихся видов спорта. Совершенствуется программа соревнований, корректируются правила соревнований, внедряются новые технологии в инвентарь спортсменов, что неизбежно затрагивает процесс подготовки. Данные изменения могут приводить к изменению техники движений спортсмена, траектории его перемещения и, как правило, направлены на повышение соревновательной скорости. При этом мы можем отметить, что в конькобежном спорте нет четких и объективных критериев оценки многих параметров тренировочной и соревновательной деятельности, в том числе связанных с технико-тактической подготовленностью. Не раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.