Научная статья на тему 'Модель формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в вузе'

Модель формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS / SENSORY IMPAIRMENT / IMPAIRED HEALTH / ADAPTED PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP / PROFESSION-RELATED PHYSICAL QUALITIES / MODEL / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябцев Сергей Михайлович, Гончарова Марина Сергеевна

В статье обосновывается необходимость разработки и применения модели формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями, включающей комплексное взаимодействие целевого, организационного, содержательно-реализационного, аттестационно-оценочного и критериально-результативного блоков. Степень сформированности профессионально значимых физических качеств оценивается по мотивационному, деятельностному и аттестационному критериям и соответствующим им показателям. На основе выделенных критериев определены уровни профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями: высокий, оптимальный, допустимый. Сделан вывод, что применение модели позволит качественно усовершенствовать учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию в вузе: повысить мотивацию и осознанное отношение студентов к учебным занятиям в специальной медицинской группе, реализовать организационно-методические и психолого-педагогические условия в учебных занятиях по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, оценить уровень развития профессионально значимых физических качеств через применение контрольных испытаний (тестов), учитывающих нозологию и степень поражения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябцев Сергей Михайлович, Гончарова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Profession-Related Physical Qualities of Students with Sensory Impairment in the Adapted Physical Education at a University

The study substantiates the need to develop and use a model of profession-related physical qualities of students with sensory impairment which includes an integrated interaction of target, management, content-implementation, evaluation-assessment and criteria-result sections. The development level of profession-related physical qualities is assessed by motivational, active-based, evaluation criteria and their indices. Based on these criteria, the authors identify the high, optimal, and acceptable level of profession-related physical qualities of students with sensory impairment. The model under review makes it possible to improve the adapted physical educational process at a university. In particular, it allows one to increase motivation and conscientious attitude of students to training sessions in a special medical group, implement organizational and methodological, psychological and educational conditions of modules in physical education and sports, and assess the development level of profession-related physical qualities through tests considering the ICD code and the degree of students' impairment.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в вузе»

УДК [376.3+378.14+378.18]:796.011.3

htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2019.8.13

Рябцев Сергей Михайлович

доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры «Физическое воспитание и спорт» Севастопольского государственного университета

Гончарова Марина Сергеевна

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация:

В статье обосновывается необходимость разработки и применения модели формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями, включающей комплексное взаимодействие целевого, организационного, содержательно-реализационного, ат-тестационно-оценочного и критериально-результативного блоков. Степень сформированности профессионально значимых физических качеств оценивается по мотивационному, деятельност-ному и аттестационному критериям и соответствующим им показателям. На основе выделенных критериев определены уровни профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями: высокий, оптимальный, допустимый. Сделан вывод, что применение модели позволит качественно усовершенствовать учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию в вузе: повысить мотивацию и осознанное отношение студентов к учебным занятиям в специальной медицинской группе, реализовать организационно-методические и психолого-педагогические условия в учебных занятиях по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, оценить уровень развития профессионально значимых физических качеств через применение контрольных испытаний (тестов), учитывающих нозологию и степень поражения обучающихся.

Ключевые слова:

студенты, сенсорные нарушения, ограниченные возможности здоровья, адаптивное физическое воспитание, специальная медицинская группа, профессионально значимые физические качества, модель, профессиональное образование.

Ryabtsev Sergey Mikhaylovich

D.Phil. in Biological Sciences, Professor, Physical Education and Sport Department, Sevastopol State University

Goncharova Marina Sergeevna

PhD student, Professional Education Science and Psychology Department, Novosibirsk State Pedagogical University

MODEL OF PROFESSION-RELATED PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS WITH SENSORY IMPAIRMENT IN THE ADAPTED PHYSICAL EDUCATION AT A UNIVERSITY

Summary:

The study substantiates the need to develop and use a model of profession-related physical qualities of students with sensory impairment which includes an integrated interaction of target, management, content-implementation, evaluation-assessment and criteria-result sections. The development level of profession-related physical qualities is assessed by motivational, active-based, evaluation criteria and their indices. Based on these criteria, the authors identify the high, optimal, and acceptable level of profession-related physical qualities of students with sensory impairment. The model under review makes it possible to improve the adapted physical educational process at a university. In particular, it allows one to increase motivation and conscientious attitude of students to training sessions in a special medical group, implement organizational and methodological, psychological and educational conditions of modules in physical education and sports, and assess the development level of profession-related physical qualities through tests considering the ICD code and the degree of students' impairment.

Keywords:

students, sensory impairment, impaired health, adapted physical education, special medical group, profession-related physical qualities, model, vocational education.

Современные требования общества и работодателя к профессиональным компетенциям выпускника высшей школы, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его способности конкурировать на рынке труда, поддерживать продуктивную работоспособность с возможностью быстрой адаптации к изменяющимся условиям в трудовой деятельности активизируют поиск эффективных подходов к решению обозначенной проблемы в условиях образовательной системы вуза.

Инклюзивное обучение предполагает определенную модернизацию образовательной среды, включающую разработку и применение адаптированных учебных планов и рабочих программ по дисциплинам профиля, создание доступной среды, проведение коррекционно-развиваю-щей работы, выбор механизма оценивания получаемых компетенций и другие условия [1]. При этом актуальной становится проблема выявления эффективных организационно-методических и психолого-педагогических условий обучения студентов, обеспечивающих формирование профессионально значимых физических качеств в процессе адаптивного физического воспитания в вузе.

Особенности подготовки будущих специалистов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и осуществления ими в дальнейшем продуктивной профессиональной деятельности обусловлены недостаточным уровнем их физического развития, сниженными показателями уровня здоровья и физической подготовленности. Физическая культура как учебная дисциплина обладает значительным потенциалом в развитии физических качеств, формировании социальных, личностных и профессионально значимых качеств, составляющих основу компетентности будущего специалиста, способного конкурировать на рынке труда [2].

Вопросы развития профессионально важных физических качеств в области гуманитарных направлений отражены в трудах М.В. Степановой, Т.А. Жуковой, Ж.Н. Власовой [3]. О включении в учебный процесс по физической культуре студентов специальных медицинских групп упражнений профессиональной направленности говорится в исследованиях В.А. Петькова, Ю.В. Бесса-рабовой, В.В. Дорошенко, А.Ю. Жмыховой, А.Э. Бурова, О.Е. Чайковской и др. [4].

Анализ и обобщение научных трудов, результаты пилотажного исследования, проведенного с целью определения наиболее эффективных условий организации учебного процесса по адаптивному физическому воспитанию студентов с инвалидностью и ОВЗ, послужили основой для обоснования и разработки модели формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в условиях высшей школы. В структурном плане модель формирования профессионально значимых физических качеств у студентов с сенсорными нарушениями включает комплексное взаимодействие целевого, организационного, содержательно-реализационного, аттестационно-оценочного и критериально-результативного блоков (рис. 1). Обновленные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++), разработанные в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, формирующие трудовые функции, определили новые требования работодателей к профессиональным компетенциям выпускника высшей школы: его способность конкурировать на рынке труда, умение быстро принимать необходимые решения, адаптироваться к изменяющимся условиям трудовой деятельности без последствий для своего здоровья, умение поддерживать высокую работоспособность в профессиональной деятельности.

Суммарным результатом целевого блока является укрепление и коррекция состояния здоровья, компенсация функций и развитие двигательных качеств, формирование профессионального здоровья и профессионально значимых физических качеств у студентов с сенсорными нарушениями.

Деятельность ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) вуза отражена в организационном блоке модели. Работа центра включает в себя учебно-методическое, организационное сопровождение по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ: консультирование студентов и сотрудников университета о возможностях инклюзивного образования, мониторинг образовательных потребностей обучающихся, изучение доступности образовательной среды вуза, повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также совместную деятельность с региональным учебно-методическим центром [5].

В основу концепции центра включены базовые принципы и задачи реализации государственной политики, направленные на создание доступной среды, в том числе образовательной. Муль-тидисциплинарная команда специалистов, обеспечивающая сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ (тьюторы, переводчики жестового языка, волонтеры, сотрудники университета), обеспечивает работу профессионально-профилактической службы, направленной на реализацию мероприятий по предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний, организует волонтерское движение для сопровождения в обучении студентов с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивает выполнение организационно-методических и психолого-педагогических условий для качественной и эффективной реализации учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре» по формированию общекультурных и профессиональных компетенций у студентов, занимающихся в специальной медицинской группе.

Рисунок 1 - Модель формирования профессионально значимых физических качеств у студентов с сенсорными нарушениями, обучающихся по гуманитарным специальностям

Организационно-методическая и психолого-педагогическая деятельность по адаптивному физическому воспитанию осуществляется через реализацию условий обучения и реабилитации здоровья. К организационно-методическим условиям относятся:

- организационные, раскрывающие формы организации занятий, средства и методы адаптивной и лечебной физической культуры;

- методические, включающие взаимодействие с РУМЦ, разработку адаптированных учебных и рабочих программ дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом нозологии, степени поражения и направления подготовки, создание учебно-методических материалов, доступных в изучении лицам с ОВЗ и инвалидностью, обеспечение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по адаптивной физической культуре;

- адаптационные, обеспечивающие тьюторское сопровождение в процессе адаптивного физического воспитания и организацию волонтерского студенческого движения для сопровождения в обучении студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- учебные, направленные на реализацию учебных занятий по физической культуре в соответствии с формируемыми компетенциями, внедрение профессионально-прикладной физической подготовки в занятия специальной медицинской группы (СМГ) [6]. Физическую нагрузку для студентов СМГ, согласно разработанным адаптированным программам, в том числе индивидуальным, «...рекомендуется подбирать с учетом нозологии и степени поражения, по наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, по времени возникновения болезни (врожденные или приобретенные). При этом дополнительно учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА)» студента [7];

- медицинского сопровождения, обеспечивающие систематический врачебно-педагогиче-ский контроль в период обучения в вузе;

- материально-технического обеспечения, предоставляющие возможность расширения безбарьерной среды учебного заведения со свободным и беспрепятственным доступом к спортивным залам, площадкам и бассейнам.

Психолого-педагогические условия реализации адаптивного физического воспитания в вузе включают: систематическую работу по формированию положительной мотивации к обучению; составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуализацию учебной деятельности; создание эмоционально благоприятной микросреды в условиях инклюзивного обучения.

Содержательно-реализационный блок модели включает взаимодействие учебной и внеучебной работы кафедры физического воспитания вуза. Адаптивное физическое воспитание (АФВ) в рамках учебного процесса студентов с сенсорными нарушениями реализуется по адаптированным рабочим программам дисциплин «Физическая культура и спорт» в объеме 400 часов по следующим разделам: теоретический, теоретико-методический, практический и контрольный, в которых учитываются нозологическое состояние, степень поражения по заболеванию и период ремиссии в течение обучения в вузе.

В целях дифференцированного подхода к организации учебных занятий по АФВ студенты с сенсорными заболеваниями, требующие ограничения физических нагрузок по медицинским показателям, зачисляются в СМГ «А» и «Б». Инклюзивное обучение студентов-инвалидов выявило необходимость формирования отдельной СМГ «В», куда относят студентов, «.имеющих стойкие расстройства функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами со II, III либо IV степенью выраженности; а по категориям жизнедеятельности человека в "способности к обучению" с I и II степенью выраженности ограничений, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии» [8, а 228].

Применяя показатели Медицинской классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) и Международной классификации функционирования (МКФ), рекомендуется распределять студентов с сенсорными заболеваниями (слух, зрение) на 4 группы: с низкой, средней, высокой степенью поражения и с инвалидностью. Эти группы учитываются при формировании специальных медицинских групп [9, а 229].

В содержание практических занятий, кроме корригирующих и реабилитационных двигательных заданий, необходимо включать элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), способствующей подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности и профилактике профессиональных заболеваний. О необходимости включения в учебный процесс ППФП также пишут Ю.В. Бессарабова, В.В. Дорошенко и другие авторы. По их мнению, «.использование возможностей профессионально-прикладной физической подготовки значительно расширяет физический потенциал будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья» [10].

Внеучебная работа со студентами с ОВЗ и инвалидностью включает проведение занятий в группах здоровья и фитнеса, организуемые спортивным клубом вуза, проводимые как дополнительные занятия по компенсации и коррекции двигательных нарушений, а также занятия в секциях адаптивного спорта. Организация самостоятельных занятий способствует удовлетворению потребности в занятиях по физической реабилитации, в эмоциональной двигательной активности, социализации и самореализации [11].

Аттестационно-оценочный блок включает разработку фондов оценочных средств по определению уровня развития профессионально значимых физических качеств, отвечающих требованиям профессионального стандарта и показателей физической подготовленности студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в специальной медицинской группе. Предлагаемые разработанные нормативы [12, с. 230] позволяют оценить уровень развития физических качеств, в том числе профессионально значимых, на основе полученных данных сформировать индивидуальную программу коррекции и развития физических качеств студента и реализовать ее на учебных занятиях по физической культуре.

Критериально-результативный блок предполагает диагностику уровней сформированно-сти профессионально значимых физических качеств с учетом следующих критериев: мотивацион-ного, деятельностного и аттестационного. Охарактеризуем содержание каждого из критериев.

- Мотивационный - позволяет описать понимание цели формирования профессионально значимых физических качеств как положительную оценку готовности к будущей профессиональной деятельности. Данный критерий характеризуется наличием положительной мотивации к достижению личностных и профессиональных целей, адекватной самооценкой и стремлением к саморефлексии.

- Деятельностный - выражает степень сформированности компетенций, комплекса умений и навыков в адаптивной, оздоровительной и профессионально-прикладной физической культуре с возможностью разработки и применения комплексов специальных занятий, направленных на реабилитацию, развитие, укрепление и поддержание здоровья в профессиональной деятельности.

- Аттестационный - оценивает уровень развития профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями (высокий, оптимальный и допустимый). Уровни характеризуются количественными показателями (баллами) физической подготовленности студентов, включенными в дисциплины (модули) по физической культуре и спорту [13, с. 232], возможностью выполнения нормативов комплекса ГТО, разработанных для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Предлагаемая модель формирования профессионально значимых физических качеств была включена в образовательный процесс по адаптивному физическому воспитанию студентов с сенсорными нарушениями 1-3-х курсов, обучающихся по специальностям гуманитарного профиля Новосибирского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 62 студента, занимающихся в специальной медицинской группе. В результате формирующего эксперимента, проведенного в течение 2018/19 учебного года, были получены промежуточные результаты исследования, соответствующие критериально-результативному блоку.

Включение в учебный процесс по физической культуре раздела ППФП с возможностью развития профессионально значимых физических качеств, получение знаний об основных профессиональных заболеваниях в осваиваемой специальности с применением профессиограммы позволили увеличить потребность студентов в занятиях адаптивной физической культурой через мотивационные показатели на 24 % (х2 = 14,612; р < 0,01) [14].

Знания, умения и навыки, полученные студентами на организованных и неорганизованных занятиях физической культурой в период эксперимента, способствовали созданию условий для проектирования и применения индивидуальных программ с комплексами физических упражнений, позволяющих корректировать и укреплять состояние здоровья студентов с ОВЗ, развивать их физические качества. Это позволило увеличить общее время, затрачиваемое студентами на занятия физическими упражнениями, на 17 % (х2 = 6,395; р < 0,05).

Анализ полученных результатов контрольных испытаний у студентов СМГ в конце учебного года показал положительную динамику уровня развития физических качеств. Допустимый уровень развития физических качеств вырос на 14 % (х2 = 4,253; р < 0,05) по сравнению с первоначальными данными.

Таким образом, реализация предлагаемой модели позволит качественно совершенствовать учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию в вузе, повысить уровень здоровья занимающихся в специальной медицинской группе, сформировать профессионально значимые физические качества у студентов с инвалидностью и ОВЗ за весь период обучения, что обеспечит готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности и успешной социальной интеграции.

Ссылки:

1. Сафонова Ж.Б., Семенова Ю.В., Стратилатова Е.Н. Инклюзивное физическое воспитание студентов-инвалидов: проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. 2017. № 4. С. 52-54 ; Tomblin M.J., Har-ing K.A. Vocational Training for Students with Learning Disabilities: A Qualitative Investigation // Journal of Vocational Education and Training. 1999. Vol. 51, no. 3. P. 357-370. https://doi.org/10.1080/13636829900200093.

2. Бессарабова Ю.В. Организация физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте требований комплекса ГТО // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 286-288.

3. Жукова Т.А., Власова Ж.Н. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по педагогическим специальностям // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 13. С. 85-89 ; Степанова М.В. Профессионально-прикладная физическая культура студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений : методические рекомендации. Оренбург, 2007. С. 16.

4. Бессарабова Ю.В., Дорошенко В.В. Профессиональная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S1. С. 19-22 ; Жмыхова А.Ю., Ерохина О.А., Буров А.Э. Содержание профессиональной физической культуры студентов специальной медицинской группы // Вестник спортивной науки. 2012. № 4. С. 47-50 ; Чайковская О.Е., Стефанов-ский М.В., Стеблев А.А. Возможности физического воспитания в формировании профессионально важных физических качеств студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 384-387.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ipsdata/?docbody=&prevDoc=102399783&backlink=1&&nd=102544638 (дата обращения: 14.08.2019) ; Ресурсный центр сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». URL: https://nspu.ru/inno-vatsioonaya_activities/resursnie_centri/ovz/index.php (дата обращения: 14.08.2019).

6. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Организационно-методические условия занятий адаптивной физической культурой в специальной медицинской группе студентов с ОВЗ и инвалидностью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : сборник статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. (16-18 мая 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2 / под науч. ред. Ю.В. Глузман. Симферополь, 2019. С. 141-146.

7. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Оценка физической подготовленности студентов с сенсорными нарушениями по зрению в процессе адаптивного физического воспитания в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (дата обращения: 03.08.2019).

8. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Оценка физического развития студентов с нарушениями слуха в процессе адаптивного физического воспитания в вузе [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 227-232. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37062 (дата обращения: 03.08.2019).

9. Там же. C. 229.

10. Бессарабова Ю.В., Дорошенко В.В. Указ. соч.

11. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Адаптивное физическое воспитание студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск, 2018. С. 141-149.

12. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Оценка физического развития студентов ... С. 230.

13. Там же. С. 232.

14. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в занятиях адаптивной физической культурой в вузе [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2019. С. 273-282.

References:

Bessarabova, YuV 2015, 'Organization of Physical Education of Students with Disabilities and Physically Challenged People in the Context of the 'Ready for Labour and Defense' Program', Teoria i praktika obshchestvennogo razvitia, no. 21, pp. 286-288, (in Russian).

Bessarabova, YuV & Doroshenko, VV 2016, 'Professional Orientation of Physical Education of Students with Disabilities', Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl, no. S1, pp. 19-22, (in Russian).

Ryabtsev, SM & Goncharova, MS 2018a, 'Assessment of Physical Fitness of Students with Sensory Impairment of Vision in the Process of Adaptive Physical Education at the University', Sovremennye problemy nauki i obrazovania, no. 5, viewed 03 August 2019, <http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28097>, (in Russian).

Ryabtsev, SM & Goncharova, MS 2018b, 'Physical Fitness Evaluation of Hearing-Impaired Students in the Process of Adaptive Physical Education in the Higher Education Institution', Sovremennye naukoemkie tekhnologii, no. 6, pp. 227-232, viewed 03 August 2019, <http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37062>, (in Russian).

Ryabtsev, SM & Goncharova, MS 2019a, 'Organizational and Methodological Conditions of Adaptive Physical Culture in a Special Medical Group of Students with Disabilities', in YuV Gluzman (ed.), Social and Pedagogical Support of Persons with Disabilities: Theory and Practice: Collection of Articles on the Materials of the III International Scientific and Practical Conference, in 2 vols, vol. 2, Simferopol, pp. 141-146, (in Russian).

Ryabtsev, SM & Goncharova, MS 2019b, 'Professional and Applied Physical Training of Students with Disabilities in the Classroom Adaptive Physical Culture at the University', Aktualnye problemy adaptivnoy fizicheskoy kultury i sporta: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Omsk, pp. 273-282, (in Russian).

Safonova, ZhB, Semenova, YuV & Stratilatova, EN 2017, 'Inclusive Physical Education of Students with Impairments: Problems and Solutions', Teoria i praktika fizicheskoy kultury, no. 4, pp. 52-54, (in Russian).

Stepanova, MV 2007, Professionally-applied Physical Training of Students of Humanitarian Specialties of Higher Educational Institutions: Guidelines, Orenburg, p. 16, (in Russian).

Tchaykovskaya, OE, Stefanovsky, MV & Steblev, AA 2019, 'Opportunities of Physical Training in the Formation of Professionally Important Physical Qualities of Students with Limited Opportunities of Health', Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta, no. 2 (168), pp. 384-387, (in Russian).

Tomblin, MJ & Haring, KA 1999, 'Vocational Training for Students with Learning Disabilities: A Qualitative Investigation', Journal of Vocational Education and Training, vol. 51, no. 3, pp. 357-370, https://doi.org/10.1080/13636829900200093.

Zhmykhova, AYu, Erokhina, OA & Burov, AE 2012, 'Professional Content of Physical Education Students of the Medical Group', Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 47-50, (in Russian).

Zhukova, TA & Vlasova, ZhN 2011, 'The Features of Professional and Applied Physical Training of Students Studying on Pedagogical Directions', Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 13, pp. 85-89, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.