Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе'

Педагогические условия формирования профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Вадим Аркадьевич, Кечаев Владимир Васильевич, Кечаева Наталия Викторовна, Петров Александр Владимирович, Питеркина Марина Валентиновна

В статье рассматриваются педагогические условия, влияющие на профессиональную культуру студентов, а также мотивирующие к занятиям физической культурой. В настоящей статье представлены результаты анкетирования студентов по вопросам, связанным с их вовлечённостью в процесс занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Даётся оценка современным тенденциям в организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт». Мы приходим к выводу о необходимости целенаправленной работы по формированию самообразовательных компетенций в вопросах самосохранения здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонов Вадим Аркадьевич, Кечаев Владимир Васильевич, Кечаева Наталия Викторовна, Петров Александр Владимирович, Питеркина Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of professional health of students in the course of physical training in higher education institution

The article deals with the pedagogical conditions that affect the professional culture of students, as well as motivating them to physical culture lessons. This article presents the results of the questioning of students on issues related to their involvement in the process of the study of physical education discipline. The assessment of the influence of the modern tendencies in the organization of educational process is given. We concluded about the need for targeted work on the formation of self-educational competencies in questions of self-saving of health.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе»

6. Pfeiffer, W. and Boogerd, J. (2007), Technical Communication: A Practical Approach, Third Canadian Edition, Prentice Hall, Toronto.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.08.2018

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

ВУЗЕ

Вадим Аркадьевич Антонов, старший преподаватель, Владимир Васильевич Кечаев,

кандидат технических наук, доцент, Наталия Викторовна Кечаева, старший преподаватель, Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Марина Валентиновна Питеркина, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия, влияющие на профессиональную культуру студентов, а также мотивирующие к занятиям физической культурой. В настоящей статье представлены результаты анкетирования студентов по вопросам, связанным с их вовлечённостью в процесс занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Даётся оценка современным тенденциям в организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт». Мы приходим к выводу о необходимости целенаправленной работы по формированию самообразовательных компетенций в вопросах самосохранения здоровья.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, профессиональная культура, студенты, вуз, учебный процесс.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH OF STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Vadim Arkadievich Antonov, the senior teacher, Vladimir Vasilyevich Kechaev, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Natalya Viktorovna Kechaeva, the senior teacher, Alexander Vladimirovich Petrov, the senior teacher, Marina Valentinovna Piterkina, the senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan

Annotation

The article deals with the pedagogical conditions that affect the professional culture of students, as

well as motivating them to physical culture lessons. This article presents the results of the questioning of students on issues related to their involvement in the process of the study of physical education discipline. The assessment of the influence of the modern tendencies in the organization of educational process is given. We concluded about the need for targeted work on the formation of self-educational competencies in questions of self-saving of health.

Keywords: physical culture, sport, professional culture, students, higher educational institution,

study.

ВВЕДЕНИЕ

Одно из ведущих направлений в современной государственной политике является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, с каждым годом отмечается рост количества студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Выпускники вузов должны не только обладать профессиональными компетенциями, но и быть способными плодотворно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Соблюдение данного условия возможно лишь при высоком уровне профессионального здоровья [1].

Формированию профессионального здоровья способствуют высокий уровень мотивации оздоровительной деятельности, которая обеспечивается оптимальным физическим, умственным и эмоциональным состояниями. Но традиционные подходы к организации и проведению занятий физической культурой в высших учебных заведениях малоэффективны и требуют совершенствования [2].

В связи с этим, цель настоящей работы - выявление педагогических условий, способствующих повышению эффективности организации процесса физического воспитания и направленных на формирование профессионального здоровья студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании, проводившемся на кафедре физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ) в 2014-2017 г. приняли участие 50 студентов Казанского национального исследовательского технического университета, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе: контрольная группа в составе 25 человек (КГ) и экспериментальная - 25 человек (ЭГ).

Для решения поставленной в работе цели были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования; 2. Педагогическое наблюдение; 3. Педагогический эксперимент; 4. Педагогическое тестирование.

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «^аЙБЙса 7.0». Для сравнения результатов использовался ^критерий Стью-дента, различия считались значимыми при р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Под педагогическими условиями понимается совокупность факторов, которая способствует формированию профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в техническом вузе [3]. В результате работы нами выделено несколько педагогических условий.

Первое условие - целевая направленность процесса физического воспитания на оздоровительную деятельность. Это обусловлено объективной необходимостью обеспечить системность и целостность процесса формирования профессионального здоровья через воспитание культуры здоровья как составляющей профессиональной культуры.

Формирование профессионального здоровья осуществляется в единстве и взаимосвязи сопутствующих профессиональной видов деятельности, которые обеспечивают развитие его структурных компонентов. Основополагающим компонентом данного процесса является физическое воспитание. Сопутствующими видами деятельности являются: 1) воспитательный потенциал познавательной активности студентов вузов на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт»; 2) учебно-спортивная деятельность во время участия в спортивно-массовых мероприятиях; 3) постепенный переход от решения частных задач физического воспитания к организации и проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями для приобщению к ведению здорового образа жизни.

В случае, если отдельные элементы воспитательной системы находятся в функциональной зависимости и каждый из элементов является следствием состояния предыдущего элемента, такая система обретает целостность. При этом, самостоятельное существование этих элементов становится невозможным, а изменение одного элемента приводит к изменению другого. Поэтому все виды активности сказываются на всех компонентах профессионального здоровья, вследствие их взаимной детерминации.

Второе педагогическое условие - взаимосвязь теории и практики профессионально-прикладной физической культуры. Принцип единства теории и практики в процессе формирования профессионального здоровья предполагает достижение цели при условии, что

процесс усвоения теоретических знаний осуществляется во взаимосвязи с развитием практических умений и навыков, необходимых для поддержания должного уровня профессионального здоровья на протяжении всей профессиональной деятельности. Таким образом, практические навыки служат не только базисом для закрепления теоретических знаний, но и основой для углубленного освоения теории. Кроме того практика выступает способом контроля качества усвоения способности поддерживать высокий уровень профессионального здоровья как интегрального качества личности. Благодаря данному принципу осуществляется восходящее, поступательное движение развивающего обучения, углубление и расширение теоретических знаний, практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

Для формирования профессионально-важных качеств, необходимых для укрепления профессионального здоровья процесс физического воспитания дополняется практическими заданиями, направленными на развитие необходимых физических качеств, определенной группы мышц или совершенствование определенного двигательного навыка. В результате у студентов развиваются волевые качества, уверенность в себе, настойчивость, решительность, сознательность, умение работать в команде и творческий подход к решению поставленных задач.

Таким образом, совершенствование процесса физического воспитания с опорой на взаимосвязь теории и практики, невозможно без создания специальных условий, соответствующих психологической и физической атмосфере будущей профессиональной деятельности специалиста.

Эффективность процесса физического воспитания напрямую зависит от качества дидактических средств обучения, в соответствии с содержанием дисциплины, и их научно-методического сопровождения.

Третье педагогическое условие - программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Для обеспечения условий реализации компетентностного подхода к формированию профессионального здоровья студентов технического вуза в процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» и ее интеграции в другие виды учебно-воспитательного процесса необходимо использование в учебных, внеучебных и самостоятельных занятиях студентов следующего программно-методического комплекса:

1. Мобильные приложения, доступ к среде дистанционного обучения МооШе.

2. Наличие электронных образовательных ресурсов (в основном обучающие видеоролики).

3. Электронные учебно-методические пособия.

4. Методические указания для организации самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями.

5. Дидактический материал в виде рисунков, схем, диаграмм, карточек для устного и письменного опроса.

Комплекс электронных учебно-методических материалов по дисциплине «Физическая культура и спорт» включал в себя дидактические материалы различного методического назначения с учетом в содержании как обязательных часов (отводимых в соответствии с учебным планом), так и самостоятельных (добавленных в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности).

По дисциплине нами разработаны следующие структурные единицы.

1. Вариативная часть программы по дисциплине «Физическая культура и спорт», основанная на специфике будущей профессионально деятельности и направленная на формирование профессионального здоровья.

2. Конспект лекций, разработанный в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

3. Темы бесед (диалогов) по блокам.

4. Раздаточный материал для студентов и преподавателя.

5. Компьютерная программа контроля уровня физического развития и физической подготовленности.

6. Практические задания на развитие профессионально-важных качеств, определенной группы мышц или совершенствование необходимого двигательного навыка.

7. Видеопоказ физических упражнений, которые используются в качестве иллюстрированного материала, источника новой информации, а также для самообразования студентов.

Четвертое педагогическое условие - интегративный контроль в учебно-воспитательном процессе.

Пятое педагогическое условие - материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. В целях его оптимизации при организации занятий и спортивных мероприятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», способствующих повышению уровня профессионального здоровья, использовалось следующее материально-техническое оснащение: стандартный легкоатлетический стадион с травяным футбольным полем УСК «Мирас»; кроссовая дорожка (включающая подъемы и спуски разной степени уклона) длиной 1 км; городок ГТО, включающий 20 перекладин (два уровня высоты) и 10 пар брусьев; лыжная база; площадка для обучения технике лыжных ходов; лыжная трасса с кругами 500 м, 2 км и 5 км; компьютерный класс с выходом к сети Интернет.

Результаты педагогического эксперимента представлены средними значениями по каждой группе (± стандартная ошибка среднего) (таблица).

Таблица - Показатели физической подготовленности участников эксперимента

Тесты До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Челночный бег 10x5, с 17,82±0,24 17,94±0,15 17,59±0,22 17,11±0,17*

Бег на 100 м, с 14,11±0,15 14,03±0,11 14,34±0,17 14,02±0,10*

Подъем туловища, кол-во раз 28,56±0,88 28,22±0,96 29,18±0,83 31,45±0,96*

Подтягивания, кол-во раз 8,68±0,91 9,32±0,94 9,99±0,97 14,27±1,05*

Отжимания, кол-во раз 42,13±1,88 45,41±2,41 45,89±1,73 58,86±2,23*

Наклон (см) 10,68±1,42 10,27±1,55 6,67±1,47 6,41±1,66*

Прыжок в длину с места (см) 232,83±3,14 233,68±2,08 237,87±3,68 243,14±1,75*

Бег на 1000 м (мин:сек) 3:51,4±0:04,3 3:48,9±0:03,7 3:59,8±0:04,3 3:40,5±0:03,5**

* Различия достоверны при р <0,05; * Различия достоверны при р <0,01.

Результаты педагогического эксперимента показывают, что уровень физической подготовленности в ЭГ значительно повышается за время обучения в вузе: так, разница результатов в беге на 1000 м между группами в начале обучения составляет 1,1%, а к концу третьего курса уже 8,4% (р <0,01).

ЛИТЕРАТУРА

1. Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 87-88.

2. Кудрявцев, Ю.М. Здоровый образ жизни - основа здоровьесберегающих технологий / Ю.М. Кудрявцев, А.Ф. Халилова // Казанская наука. - 2013. - № 10. - С. 22-28.

3. Лифанов, А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.

REFERENCES

1. Fazleeva, E.V. (2009), "Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 87-88.

2. Kudryavtsev, Yu.M. and Khalilova, A.F. (2013), "Healthy living is basis of the health saving technologies", Kazanskaya nauka, No. 10, pp. 22-28.

3. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "To the question of using the mobile learning resources at physical culture lessons in the lifelong learning system", Vestnik sportivnoy nauki, No. 3, pp. 43-48.

Контактная информация: pasha_gt88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2018

УДК 796.062

О ВЫПОЛНЕНИИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА

ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор,

Андрей Николаевич Кочергин, кандидат педагогических наук, Вадим Владимирович Рябчиков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с выполнением целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Анализируется динамика выполнения целевых показателей, а также прогнозируются возможности их достижения. Сформулированы выводы и рекомендации, касающиеся разработки целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.

Ключевые слова: стратегия, физическая культура, спорт, Российская Федерация, целевые показатели, официальные статистические наблюдения.

ON IMPLEMENTATION OF TARGET INDICATORS FOR THE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT DEVELOPMENT STRATEGY IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2020

Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Nikolaevich Kochergin, the candidate of pedagogical sciences,

Vadim Vladimirovich Ryabchikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article involves issues related to the implementation of the targets for the Physical Education and Sport Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2020. The authors analyze trends in the implementation of the targets and predict the possibilities of their attainment. They provide some conclusions and recommendations relating to making the targets for the Physical Education and Sport Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2030.

Keywords: strategy, physical education, sport, the Russian Federation, targets, official statistical surveys.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время научные работники и профессорско-преподавательский состав НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург выполняют научно-исследовательскую работу по теме «Разработка научно обоснованных предложений по формированию проекта Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.