Научная статья на тему 'Теоретические аспекты жизненного цикла продукта и его компоненты'

Теоретические аспекты жизненного цикла продукта и его компоненты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненный цикл / продукт / концепция / рынок / life cycle / product / concept / market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Харзан Пашаевна Маташева

В статье рассматриваются теоретические аспекты жизненного цикла продукта, а также последовательные этапы, которые проходит товар с момента появления на рынке до ухода с рынка. Анализируется необходимость учета различных факторов (рыночные реалии, поведение потребителей, действия конкурентов, появление новых технологий), выявления причин изменений и выбора товарной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the product life cycle and its components

The article discusses the theoretical aspects of the product life cycle, as well as the successive stages that a product goes through from the moment it enters the market until it leaves the market. An analysis is also made of the need to take into account various factors (market realities, consumer behavior, the actions of competitors, the emergence of new technologies), identify the causes of changes and choose a product policy.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты жизненного цикла продукта и его компоненты»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 160—162. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):160—162.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 332 NIION: 2007-0062-1/22-037

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-160-162 MOSURED: 77/27-004-2022-01-237

Теоретические аспекты жизненного цикла продукта

и его компоненты

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Харзан Пашаевна Маташева2

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, matash58@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты жизненного цикла продукта, а также последовательные этапы, которые проходит товар с момента появления на рынке до ухода с рынка. Анализируется необходимость учета различных факторов (рыночные реалии, поведение потребителей, действия конкурентов, появление новых технологий), выявления причин изменений и выбора товарной политики. Ключевые слова: жизненный цикл, продукт, концепция, рынок

Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б., Маташева Х.П. Теоретические аспекты жизненного цикла продукта и его компоненты // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 160—162. doi: 10.2441 1/2073-3305-2022-1-160-162.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Theoretical aspects of the product life cycle and its components

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Kharzan P. Matasheva2

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, matash58@mail.ru

Abstract. The article discusses the theoretical aspects of the product life cycle, as well as the successive stages that a product goes through from the moment it enters the market until it leaves the market. An analysis is also made of the need to take into account various factors (market realities, consumer behavior, the actions of competitors, the emergence of new technologies), identify the causes of changes and choose a product policy. Keywords: life cycle, product, concept, market

For citation: Khadisov M.-R. B., Matasheva Kh.P. Theoretical aspects of the product life cycle and its components // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):160—162. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-160-162.

Сама концепция жизненного цикла продукта — это фундаментальная теория, которая применяется практически во всех отраслях. Основная идея состоит в том, что любой продукт рано или поздно перестанет быть востребованным [3].

Жизненный цикл продукта — это его путь от вывода на рынок и до снижения популярности.

Модель жизненного цикла продукта применяется:

■ к классу продукта (например, телефон);

■ разновидности продукта (сотовый телефон);

© Хадисов М.-Р. Б., Маташева Х.П., 2022

■ конкретной марке продукта (сотовый телефон фирмы Samsung). Самый продолжительный жизненный цикл — у классов продукта, более короткий — у его марок и разновидностей.

Таким образом, жизненный цикл продукта — это интервал времени с момента его появления на рынке до полного исчезновения (рис. 1) [2].

Жизненный цикл продукта в экономической науке не стоит путать с производственным жизненным циклом, который включает в себя научные изыскания, разработку, производство и снятие с производства. Жизненный цикл продукта в маркетинге всегда связан с изменением пока-

Региональная и отраслевая экономика

зателей объема продаж, ростом и уменьшением прибыли.

Модель жизненного цикла продукта отображает экономические законы, согласно которым растет и снижается спрос на любой товар или услугу. Даже самый популярный продукт не может быть востребованным вечно. Возникают новые технологии, благодаря которым на рынке появляются более современные и технически

Продукт Рынок

Почему так важна модель жизненного цикла в маркетинге? Она находит широкое практическое применение. Концепция жизненного цикла продукта и знание стадии, на которой находится товар, помогает:

■ выбрать стратегию ценообразования и продвижения товара;

■ грамотно выстроить конкурентную борьбу;

■ правильно преподносить товар на том или ином этапе;

■ прогнозировать динамику продаж;

■ анализировать товары конкурентов, выявлять их и свои сильные и слабые стороны;

■ проводить ретроспективный анализ продаж, строить прогноз объема продаж и прибыли;

■ определять необходимые объемы производства для каждой стадии;

■ управлять ассортиментом: принимать решение о его расширении или замене продуктов на другие;

■ предсказывать варианты развития бизнеса.

Недостатки концепции:

■ невозможность предсказать поведение покупателей, востребованность товара и длительность жизненного цикла: у одних товаров он длится всего год, у других — десятилетия;

■ частое отклонение динамики продаж от ожидаемого роста интереса может не произойти;

■ продуктовая, а не маркетинговая ориентация теории жизненного цикла продукта, тогда как главная концепция марке-

совершенные аналоги. Тогда потребители перестают выбирать некогда популярный продукт и переключаются на новый [1].

Пример: кнопочные мобильные телефоны, которые заменили стационарные аппараты, и пришедшие им затем на смену смартфоны с сенсорным экраном и множеством дополнительных функций.

Время Рынок

тинга — фокусировка на удовлетворении потребностей клиентов.

Суть каждого из этапов представляется следующим образом (рис. 2).

Нельзя принимать управленческие решения только на основе знания этапов жизненного цикла продукта. Необходимо учитывать множество других факторов (рыночные реалии, поведение потребителей, действия конкурентов, появление новых технологий), сосредоточиться на выявлении причин изменений и выборе товарной политики, максимально к ним адаптированной [3].

Наглядно жизненный цикл товара представляет собой график: на горизонтальной оси X — время, прошедшее с момента вывода товара на рынок, на вертикальной оси У — объемы продаж.

Для его построения необходима статистика продаж по продукту.

Кривая продаж на каждой из основных фаз жизненного цикла продукта выглядит так.

1. В фазе роста кривая резко поднимается от оси X — объем продаж вырастает за короткое время.

2. На стадии зрелости кривая приближается к прямой линии: продажи стабилизировались.

3. На стадии спада нисходящая кривая стремится вниз к оси X: продажи падают с течением времени.

Рис. 1. Жизненный цикл продукта

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

161

Рис. 2. Вид традиционной кривой жизненного цикла продукта

Список источников

1. Поченский О. Жизненный цикл товара: что это значит в маркетинге, стации и концепции ЖЦТ, что является причиной ограниченного срока жизни продукта / / URL: https: //www.cleve-rence.ru/articles/biznes/zhiznennyy-tsikl-tovara-chto-eto-znachit-v-marketinge-statsii-i-kontseptsii-zhtst/.

2. Спирина T.B., Косьмина О.И. Обоснование предпринимательского выбора управленческих решений // Kant. 2012. № 2 (5). С. 25—28.

3. Levitt T. Exploit the Product Life Cycle. HBR. Nov. — Dec., 1965.

References

1. Pochensky O. Product life cycle: what does it mean in marketing, stations and the concept of life cycle, what is the reason for the limited life of the product // URL: https://www.cleverence.ru/ articles/biznes/zhiznennyy-tsikl-tovara-chto-eto-znachit-v-marketinge-statsii-i-kontseptsii-zhtst/.

2. Spirina T.V., Kosmina O.I. Justification of entrepreneurial choice of managerial decisions // Kant. 2012. No. 2 (5). pp. 25-28.

3. Levitt T. Exploit the Product Life Cycle. HBR. Nov. — Dec., 1965.

Информация об авторах

М.-Р. Б. Хадисов — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании; Х.П. Маташева — доцент кафедры высшей и прикладной математики.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors M.-R. B. Khadisov — candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and management in education;

Kh.P. Matasheva — candidate of economic sciences, associate professor of the department of higher and applied mathematics.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.