ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность
ISSN 2073-2872 (Print)
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ*
Магомед-Рамзан Бувайсарович ХАДИСОВ
старший преподаватель кафедры прикладной математики,
Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова,
Грозный, Российская Федерация
История статьи:
Принята 15.09.2015 Одобрена 15.01.2016
УДК 332.12 JEL: F52
Ключевые слова:
экономическая безопасность, регион, мониторинг, программно-целевой метод, пороговое значение
Аннотация
Цели. Исследование социально-экономических показателей Чеченской Республики за 2009-2013 гг. Выявление основных угроз региональной экономической безопасности региона, выработка рекомендаций по их устранению.
Задачи. Анализ 26 базовых показателей официальной статистики, агрегированных по пяти блокам (направлениям), определение шкалы критериальных зон для оценки состояния экономической безопасности, разработка алгоритма управления экономической безопасностью региона, анализ и обоснование полученных результатов, а также разработка рекомендаций по устранению угроз экономической безопасности республики. Методология. В работе с помощью интегрального метода проанализировано состояние социально-экономического развития Чеченской Республики с 2009 по 2013 г., определены границы интегральных зон по шкале, которая выступает критерием оценки экономической безопасности.
Результаты. Основные социально-экономические характеристики региона -демографический рост, процессы консолидации населения и уровень восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики - в целом можно считать стабильными. При этом растущая социальная дифференциация, рост цен на услуги и товары, особенно на энергоносители, высокий уровень финансовой и продовольственной зависимости, а также коррупция и взяточничество порождают дополнительные угрозы экономической безопасности региона.
Выводы. В 2009-2013 гг. имела место определенная экономическая нестабильность в Чеченской Республике. Однако наблюдаемая положительная тенденция развития основных макроэкономических показателей региона позволяет предположить благоприятный среднесрочный экономический прогноз развития региона. Разработан алгоритм системы управления экономической безопасности региона, функционирующий за счет создания более эффективного механизма управления и совершенствования основных характеристик экономической безопасности региона с учетом противостояния внутренним и внешним угрозам региона, даны рекомендации по улучшению экономической безопасности Чеченской Республики.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Социально-экономические диспропорции
регионов России провоцируют риски
социально-В условиях существенно обеспечения как одного из государственного
общественно-политической и экономической безопасности. структурных трансформаций возросла роль системы экономической важнейших
безопасности механизмов
регулирования социально-экономического
положения региона. Исследование проблемы экономической безопасности применительно к Чеченской Республике в постконфликтный период особенно актуально, учитывая особую и сложную геополитическую, социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию в регионе.
Теоретической основой исследования социально-экономических характеристик региона, выявления критических ситуаций и определения точек роста в настоящей работе послужили труды: Ф. Перру (теория «полюсов роста») [1], П. Потье (теория «осей развития») [2], Т. Хагерстранда (теория «диффузии инноваций») [3], Дж. Фридмана (теория «центр - периферия») [4], Х. Ричардсона (теория эффекта городской агломерации) [5] и др.
Кроме того, в исследовании использовались основные положения работ отечественных ученых,
посвященных Л. Абалкина, Ю. Любимцева, С. Маиляна,
экономической Б. Губина, О. Романовой, C. Липиной,
* Автор выражает глубокую благодарность своему научному руководителю - профессору Сайд-Эмину Сайдалиевичу ДАУРБЕКОВУ за оказанную помощь при проведении данного исследования и постоянный интерес к работе.
Н. Эриашвили. Анализу и оценке безопасности ряда субъектов
безопасности: А. Логвиной, А. Татаркина, А. Куклина, экономической нашей страны
посвящены труды А. Жандарова, С. Даурбекова, Ф. Шиллера и других исследователей.
Формирование индикаторов экономической безопасности осуществляется по различным сферам жизнедеятельности (сферам
экономической безопасности); для территорий на региональном уровне выделены следующие:
1) инвестиционная;
2) производственная;
3) научно-техническая;
4) внешнеэкономическая;
5) финансовая;
6) энергетическая;
7) демографическая;
8) продовольственная;
9) инфраструктурная;
10)экологическая[6];
11) сфера потребления (уровень жизни населения)1.
В связи военным конфликтом 1991-2000 гг. Чеченская Республика долгое время оставалась одним из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные
предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети [7].
Известно, что ущерб, нанесенный Чеченской Республике в ходе двух военных кампаний, составил колоссальную сумму. Только в 1995 г. дополнительные расходы в связи с войной достигали 220 млн долл. США. Гораздо существеннее оказались расходы на восстановление разрушенного. Общий ущерб от первой военной кампании составил около 5,5 млрд долл. США, а по подсчетам чеченской стороны, сумма нанесенного ущерба составила 1 500 млрд руб., при этом учитывался и моральный ущерб, и
1 Татаркин А.И., Куклин А.А., Васильева Е.В., Никулина Н.Л. Качество жизни как системная доминанта повышения экономической безопасности региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 11. С. 38-49.
138 №р://йп-^й.1
ущерб, нанесенный флоре, фауне и экологии региона в целом.
Вторая кампания была значительно дороже: за август - декабрь 1999 г. и за весь 2001 г. государство потратило на военные действия около 10 млрд руб., а в 2000 г. было израсходовано 25 млрд руб. (29% военного бюджета). Расходы на восстановление выросли с 8 млрд руб. в 2000 г. до 14,5 млрд руб. в 2001 г.2 Таким образом, военный конфликт «выкачал» из национального бюджета десятки миллиардов рублей. Такую цену заплатило российское и чеченское общество за вооруженное противостояние, которого не удалось избежать.
На данный момент бюджет республики остается одним из самых дотационных в России. Добыча нефти и ее реализация на внешних рынках является единственным ресурсом
конкурентоспособности Чечни, дающей 98,6% общего объема промышленной продукции. Глубина и характер экономических проблем разрушенного хозяйственного комплекса Чеченской Республики свидетельствуют о том, что без целенаправленной помощи государства региону будет трудно добиться устойчивого социально-экономического развития при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.
Начиная с 2000 г. восстановление и развитие Чеченской Республики происходит в рамках различного рода целевых программ (ФЦП, РЦП, ведомственных программ) и внепрограммных мероприятий. За эти годы республика участвовала примерно в 50 программах развития. Главными из них по масштабам и значимости для республики были федеральные целевые программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.»3.
В целом в последние годы основные социально-экономические характеристики Чеченской Республики стали улучшаться, что может подтвердить положительная динамика основных показателей. Так, валовой региональный продукт
2 Цветкова В.Ф. «Цена» чеченского конфликта. URL: http://cyberleninka.ru/article/ntsena-chechenskogo-konflikta-po-materialam-otechestvennoy-periodicheskoy-pechati
3 О Федеральной целевой программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)»: пост. Правительства РФ от 21.12.2001 № 889 (ред. от 29.12.2007); О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики в 2008-2012 гг.»: пост. Правительства РФ от 15.07.2008 № 537 (ред. от 08.12.2011).
региона в период 2009-2013 гг. вырос на 43,5%. За этот период увеличились значения и других важных показателей: численность населения выросла на 5,8%, среднегодовая численность занятых в экономике - на 25,2, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - на 36,5, основные фонды в экономике увеличились на 48,6, уровень развития обрабатывающих производств вырос на 81,9, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 32,8, продукции сельского хозяйства - на 29,4, оборота розничной торговли - на 69,8%4. На сегодняшний день сохраняющаяся положительная тенденция развития основных макроэкономических показателей региона позволяет предположить среднесрочный благоприятный экономический прогноз развития Чеченской Республики (при условии общей экономической стабильности в целом по России).
Вместе с тем с 2009 по 2013 г. наблюдается резкое снижение объема инвестиций в основной капитал (рис. 1) и объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» (рис. 2). Это связано с завершением реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.»5, что свидетельствует о снижении инвестиционной привлекательности и нарастающей угрозе экономической безопасности региона.
На современном этапе своего экономического роста Чеченская Республика развивается в русле общих тенденций рыночной экономики и обладает специфическими особенностями, которые характеризуются как позитивными, так и негативными тенденциями. Попытаемся
определить возможности и потенциал для определения вектора развития экономики региона.
Одним из главных показателей, характеризующих способность экономики к устойчивому росту, служит индекс физического объема (ИФО) промышленного производства и ИФО продукции сельского хозяйства к предыдущему году. В 2013 г. в республике добыто полезных ископаемых на общую сумму 4 115,9 млн руб., что составляет 104,4% от показателей соответствующего периода прошлого года. Добыча нефти составила 456,1 тыс. т, или 76,3% к аналогичному периоду 2012 г. В течение 2013 г. потребителям было
4 Решиев С.С. Основные характеристики Чеченской Республики на современном этапе ее развития: стат. сборник. Грозный: Изд-во АН ЧР, 2013.
5 Там же.
отгружено продукции обрабатывающих производств на 2 329,1 млн руб., или 155% к уровню 2012 г. Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий республики в 2013 г. в действующих ценах составил 13 602,5 млн руб., или 119,6% к уровню 2012 г.6
В последние годы улучшилось финансовое состояние экономики региона, о чем свидетельствуют показатели дефицита и профицита консолидированного бюджета, а также индекса потребительских цен. Дефицит консолидированного бюджета, наблюдаемый в 2009-2013 гг., характеризует невысокую динамику роста, однако пороговое значение при этом не превышается. Индекс потребительских цен за этот период показывает хороший результат на фоне средних показателей СКФО и РФ, однако наметилась тенденция к его снижению в 2012 г. Это связано с тем, что темпы роста численности населения республики и темпы роста расходов консолидированного бюджета превзошли темпы роста доходов консолидированного бюджета.
В целом в регионе наблюдается финансовая неустойчивость и высокая степень зависимости от федерального центра, что обусловливает определенную угрозу финансовой безопасности региона.
Такие показатели как «Доля численности занятых в науке в общей численности занятых в экономике», «Расходы НИОКР от ВРП», характеризующие поддержку научного
потенциала, не соответствуют средним показателям в СКФО и по России, хотя за период с 2009 по 2013 г. наблюдалась некоторая положительная тенденция. В то же время расходы на образование в Чеченской Республике в 2013 г. составляли около 21% к объему ВРП, тогда как по СКФО - 9,4%.
Многие ученые отмечают, что острота данной проблемы обусловлена разрушением научного потенциала региона в ходе военного конфликта. На реабилитацию потребуется время, поскольку она носит долгосрочный характер. Данное обстоятельство без применения оперативных комплексных мер может стать существенным ограничением в социально-экономическом развитии Чеченской Республики.
6 Социально-экономическое положение Чеченской Республики, 2014. URL: http://chechenstat.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_ts/chechenstat/ru/publications/official_publicatio ns/electronic versions
Одним из худших показателей, характеризующих внешнеэкономическую безопасность региона, является зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции. Данный индикатор в 2009-2013 гг. составлял 98,7%, в то время как среднероссийский уровень составляет 20%.
Уровень качества жизни населения характеризуется социальным и демографическим благополучием региона. Правда, его количественная оценка осложняется тем, что для ряда индикаторов отсутствует статистическая информация. Например, для региона официально не определены такие показатели, как коэффициент фондов, темп роста реальных доходов населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения. Основными доступными индикаторами, отражающими социальное благополучие граждан, являются уровень безработицы и уровень занятости (рис. 3).
На рис. 3 отчетливо заметны определенные тренды в период с 2009 по 2013 г. по уровню занятости и безработице. Несмотря на все еще острую проблему занятости, уровень безработицы в Чеченской Республике за последние годы сократился вдвое, а занятость увеличилась в 1,3 раза. Это говорит о наметившейся тенденции по снижению социальной напряженности и, соответственно, укреплению экономической безопасности региона.
Показатель обеспеченности жильем (м2 на одного жителя) в период с 2009 по 2013 г. увеличился на 41%, однако среднего уровня по СКФО и России (а также порогового значения) еще не достиг. Несмотря на строительный восстановительный бум, строительство и аренда помещений являются возможными только для граждан с высокими доходами. Основными причинами сложившейся ситуации являются недостаточная развитость финансовых институтов кредитования, высокие процентные ставки ипотечных займов, а также сопутствующие риски и издержки.
Показатель «Количество преступлений на 1 000 чел. населения» среднего уровня по СКФО и РФ не достигает, однако установленного порога в 20 ед. не превышает, что говорит об относительной стабильности и безопасности региона [7].
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Чеченской Республике в 2013 г. составляла 19,7% от общей численности населения, тогда как 9% уже считается
140 http://fin-izdat.r
критическим значением. Наряду с общим падением жизненного уровня населения существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Так, в Чеченской Республике степень социального расслоения в 2013 г. достигла 13,4 раза, а в СКФО - 12,4.
Показатель «Расходы на здравоохранение» в ряде случаев достигает среднего уровня по СКФО, но установленного порога в 10% не превышает. За период с 2009 по 2013 г. расходы на здравоохранение увеличились на 27% к ВРП. Фактические показатели экономической безопасности уровня и качества жизни населения свидетельствуют о том, что в республике по-прежнему имеет место сложная демографическая ситуация. В частности, значение показателя «Коэффициент младенческой смертности» остается достаточно тревожным. В 2013 г. он составлял 17,2%, то есть в 3,5 раза превышал критическую отметку, что свидетельствует о низком качестве оказываемых медицинских услуг населению. Низкая укомплектованность первичного звена здравоохранения врачебными кадрами, особенно узкими специалистами (неврологами, кардиологами, фтизиатрами, эндокринологами), негативно влияет на уровень здоровья населения Чеченской Республики. При этом показатель «Коэффициент рождаемости» для региона в 2013 г. составлял 24,7% и был признан одним из самых высоких в СКФО и России (при пороговом значении 8%).
Численность населения в регионе динамично растет, покрывая при этом отрицательный миграционный прирост населения. При этом наблюдается высокий уровень внутренней и внешней миграции, особенно среди молодой части населения республики, ввиду нехватки рабочих мест.
Изложенное позволяет утверждать, что демографический рост, процессы консолидации населения и восстановления экономики и социальной сферы в Чеченской Республике в целом можно считать стабильными. При этом растущая социальная дифференциация, рост цен на товары и услуги, особенно на энергоносители, а также коррупция и взяточничество порождают дополнительную тревогу относительно
экономической безопасности Чеченской Республики.
Анализ развития региона по базовым социально-экономическим показателям в сравнении с
другими субъектами СКФО и в целом по России позволяет определить ключевые экономические комплексы и выполнить дальнейшую оценку экономической безопасности республики.
В современной экономике риск ошибок и цена расплаты за на них постоянно растут. Снижение или ослабление влияния таких ошибок, обеспечение экономического иммунитета региона должны стать специальным объектом анализа для разработки алгоритма комплексной системы управления экономической безопасности региона.
В связи с этим основные направления совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности региона должны лечь в основу создания единой системы управления экономической безопасности страны. Систему управления экономической безопасностью региона (далее - систему) целесообразно рассматривать как превентивную, то есть систему заблаговременного предупреждения и
нейтрализации риска возникновения кризисных ситуаций на территориях. Построение такой системы позволит существенно усовершенствовать процесс обеспечения экономической безопасности региона7.
Главной целью эффективно функционирующей системы является достижение устойчивого развития экономики региона и предотвращение угроз для региональной экономической стабильности и безопасности. Полагаем, что процесс реализации механизма единой системы управления экономической безопасностью в регионе должен проходить в два этапа: 1) мониторинг экономической безопасности региона; 2) управление экономической
безопасностью региона. Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Мониторинг экономической безопасности региона. Мониторинг безопасности - непрерывное и регулярное наблюдение за возникновением негативных воздействий на экономику региона, определение их видов и причин возникновения8. Законом «О безопасности»9 установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества
7 Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2006. 154 с.
8 Там же.
9 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
http://fin-izdat.r
и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет Безопасности РФ может создавать специальные межведомственные комиссии [8]. Деятельность межведомственной комиссии по вопросам экономической безопасности должна быть нацелена на проведение комплексного аудита социально-экономического потенциала региона и разработку действенных механизмов по повышению эффективности обеспечения экономической безопасности.
Мониторинг должен являться результатом комплексного взаимодействия органов
государственной власти, профильных ведомств как на уровне региона, так и на вертикали «регион -федеральный центр». В ходе мониторинга необходимо придерживаться принципа
непрерывности и периодичности наблюдения за состоянием экономической стабильности региона, а также системного развития экономики, общественно-политической обстановки,
активности других общесистемных факторов. Мониторинг целесообразно проводить
ежеквартально, а в исключительных случаях, по решению межведомственной комиссии по вопросам экономической безопасности региона, можно отслеживать кризисные ситуации ежемесячно. Проведение ежеквартального мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности региона соответствует системе регионального стратегического управления Чеченской Республики и Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 г.
Нельзя сказать, что проблема аудита безопасности совсем не решается в практике государственного регулирования, однако эти решения, как правило, носят случайный характер и растворяются в череде оценок эффективности и результативности тех или иных решений законодательной власти и правительства. Акцентом на финансовых проблемах и ряде социальных и технологических отодвигает обеспечение национальных интересов, особенно в стратегическом плане, на задний план10.
Целесообразность и необходимость проведения мониторинга определяется включением в общий тренд развития социально-экономического потенциала ряда дополнений, обеспечивающих возможности определения вектором развития региона, отдельных отраслей и муниципальных
10 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник. М.: Дело, 2005. 896 с.
)игпа1/пайопа1/ 141
образований. Основными задачами такого мониторинга являются:
— разработка соответствующих разделов для прогнозирования социально-экономического развития Чеченской Республики;
— проведение всеми региональными органами исполнительной власти диагностики экономической безопасности региона по соответствующей сфере экономики за отчетный и прогнозный периоды;
— разработка мер по преодолению и снижению уровня угроз экономической безопасности Чеченской Республики.
Предложенный в данной работе научно-методический подход, инструменты анализа и оценки состояния экономики региона позволяют с достаточной полнотой исследовать различного рода кратко- и долгосрочные угрозы для безопасности экономики региона, скрытые диспаритеты и вторичные негативные эффекты принимаемых решений. В процессе исследования экономической безопасности предложенный перечень индикаторов и пороговых значений может корректироваться и уточняться. Собственно процесс мониторинга состоит из следующих этапов:
1) формирование системы индикаторов экономической безопасности региона и их закрепление в государственных документах;
2) сбор и анализ статистических и социально-экономических данных, характеризующих состояние экономической безопасности региона;
3) выявление угроз экономической безопасности региона и их распределение по критериальным зонам;
4) определение количественных и качественных характеристик угроз, порождающих критические тяжелые последствия;
5) анализ и аудит выявленных угроз в целях определения наиболее критических, могущих привести к кризисным явлениям в экономике региона;
6) анализ и оценка эффективности внедрения методов и их применения при реализации механизмов противодействия критическим угрозам.
В процессе реализации механизма единой комплексной системы управления экономической безопасностью в регионе необходимо учитывать все стадии мониторинга. Важно также взаимодействие с соответствующими
профильными министерствами и ведомствами региона на каждой стадии.
Завершением мониторинга должна стать передача в межведомственную комиссию по вопросам экономической безопасности отчета о выявленных угрозах экономической безопасности региона. Окончательным этапом завершения всех стадий является передача в Правительство Чеченской Республики аналитических записок:
• о выявленных угрозах экономической безопасности и причины их возникновения;
• о принятии комплекса эффективных мер по предотвращению кризисных явлений.
В процессе мониторинга должны принимать участие не только органы государственной власти, но и институты гражданского общества, научно-исследовательские учреждения, СМИ, эксперты-аналитики. После сбора, обработки и анализа информации по угрозам экономической безопасности региона завершается процесс мониторинга и начинается этап управления безопасностью.
Управление экономической безопасностью. Управление безопасностью - это непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости функционирования и потенциала развития региона11.
Система управления экономической
безопасностью региона в современной науке представляется как достаточно сложная совокупность элементов, реализующая основные принципы и функции управления и объективно обладающая способностью обеспечить экономическую безопасность региона. Ряд исследователей пришли к выводу, что система управления экономической безопасностью (обеспечения экономической безопасности) региона должна иметь свойства постоянно адаптирующейся и совершенствующейся системы. Ее цели и структура, силы и средства,
11 Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России:
основы теории и методологии исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2006. 154 с.
направления, формы и методы деятельности должны изменяться в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды, обеспечивая при этом приемлемое состояние экономической
безопасности региона в каждый конкретный
12
момент времени .
Основными задачами управления безопасностью являются:
— выработка основных приоритетных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности региона;
— выработка прогнозных оценкок (пороговых значений) по основным социально-экономическим показателям угрозы экономической безопасности Чеченской Республики;
— разработка перспективных программ, проектов совершенствования системы безопасности по устойчивому развитию региона;
— проведение экспертизы нормативно-правовых документов как на федеральном, так и региональном уровнях, оценка эффективности обеспечения экономической безопасности региона;
— планирование и проведение профилактических мероприятий по системному и аналитическому изучению региональной безопасности.
В данном исследовании рассмотрены лишь некоторые вопросы и определены основные направления обеспечения экономической безопасности региона и его выхода из кризиса. Однако готовых рецептов для такой масштабной задачи нет. Необходимы творческий поиск, нестандартные решения, социально-
экономические эксперименты. Но при этом выбранные методы должны иметь научное обоснование, трезвое ожидание социальных и экономических последствий и минимальный риск возможных ошибок.
Последовательное выполнение всех стадий мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности13. Основными свойствами
12 Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества // Корпоративный менеджмент. Электронный журнал. 2001. № 6. URL: http://cfin.ru/press /management/2001-6/02.shtml
http://fin-izdat.
(преимуществами) предлагаемого подхода являются:
• низкая стоимость при реализации, то есть отсутствие необходимости создания новой структуры или подразделения;
• мобилизация существующих и формирование новых функционально эффективных связей между профильными министерствами, ведомствами и общественными организациями;
• простота и гибкость системы, а также ее способность к трансформации под влиянием внешних и внутренних факторов;
• стабильность и непрерывность при отслеживании негативных изменений в социально-экономических отношениях региона, возможность немедленно определять проблемные области экономики и социальной сферы;
• оперативность создания иммунитета по кризисным точкам и угрозам экономической безопасности региона.
Одним из наиболее эффективных способов управления экономической безопасностью региона является программно-целевой метод управления (ПЦМ), представляющий собой систему специфических форм и методов управления, направленных на реализацию комплексных программ. В общем смысле он представляет собой совокупность приемов, позволяющих представить решение той или иной проблемы в форме иерархии целей, способствующих их поэтапному достижению через реализацию системы взаимосвязанных мероприятий. Одной из самых сильных сторон данного метода является комплексный подход к решению социально-экономических проблем в целях обеспечения экономической безопасности региона [8]. Стоит отметить, что постконфликтный период восстановления экономики и социальной сферы осуществлялся именно по программно-целевому методу; на эти цели из федерального бюджета, по разным оценкам, было выделено порядка 140 млрд руб.
На данном этапе развития общества очевидна необходимость разработки системы программно-целевого управления экономической
безопасностью региона, позволяющей перейти от
13 Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2006. 154 с.
>игпа1/пайопа1/ 143
сюжетных сценариев к разработке стабильного механизма целевой ориентации всех элементов процесса обеспечения экономической
безопасности на регулярное выявление и решение всей совокупности проблем.
Использование ПЦМ управления в процессе обеспечения экономической безопасности региона получило конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности, представляющей собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей:
— создание единой информационно-аналитической базы данных (системы индикаторов и пороговых значений) для мониторинга угроз и оценки ущерба экономики региона;
— определение и распределение основных угроз по зонам и разработка комплекса мер по их нивелированию на уровне региональной экономики;
— разработка механизма стимулирования за предоставление информации о попытках подкупа должностных лиц;
— экспертиза финансовых и хозяйственных документов с позиции региональной экономической безопасности;
— разработка программы подготовки специалистов по антикризисному управлению и повышение их квалификации в плане экономической безопасности Чеченской Республики;
— активизация деятельности институтов гражданского общества (религиозных, общественных) по профилактике в области экономической преступности [9];
— координация и методическое руководство деятельностью муниципалитетов, государственных предприятий и учреждений, иных организаций региона по вопросам, связанным с антикризисным управлением;
— разработка экономических карт развития проблемных территорий региона;
— создание площадки для межсекторного взаимодействия «бизнес - государство» в целях аккумуляции денежных потоков и наращивания инвестиционного потенциала региона;
— реализация принципов государственной политики по финансовому оздоровлению экономики региона;
— установление межрегиональных связей со структурами, имеющими опыт и ведущими активную работу по обеспечению экономической безопасности региона;
— создание единых региональных стандартов и технологий в практике антикризисного управления;
— создание специализированной платформы для освещения через СМИ деятельности по антикризисному управлению;
— повышение научной и инновационной деятельности различных организаций, участвующих в разработке стандартов и технологий антикризисного управления.
Рассмотренные положения и рекомендации
комплексной системы управления экономической
безопасностью приоритетным стратегических национальной Федерации до
региона соответствуют
направлениям таких
программ, как Стратегия безопасности Российской 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г., Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 г., Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 г., а также ряду программ и проектов, нацеленных на развитие Чеченской Республики.
Исходным пунктом разработки программы социально-экономического развития региона является прогнозирование14. Создание более эффективного механизма по управлению и совершенствованию основных характеристик экономической безопасности региона должно опираться на разработку прогнозов и программ социально-экономического развития региона.
14Хайруллов Д.С. Проблемы экономической безопасности региона: тезисы докладов вузовской конференции. Казань: КФУ, 2012.
Рисунок 1
Инвестиции в основной капитал в Чеченской Республике в 2009-2013 гг., % ВРП
Рисунок 2
Стоимость вводимой общей площади жилых домов в Чеченской Республике в 2009-2013 гг., млн руб.
Рисунок 3
Показатели занятости в Чеченской Республике с 2009 по 2013гг., %
1 - уровень занятости; 2 - уровень безработицы
Рисунок 4
Количество преступлений в России (1), СКФО (2) и Чеченской Республике (3) в 2009-2013 гг., ед. на 1 000 чел. населения
Рисунок 5
Алгоритм управления экономической безопасностью региона
Список литературы
1. Perroux F.L. L'Economie du XX siecle. Presses Universitaires Grenoble, 1961. 814 р.
2. Pottier P. Axes de communication et development economique // Revue Economique. 1963. Vol. 14. Iss. 1. P. 63-95.
3. Hagerstrand T. Aspects of the Spatial Structure of Social Communication and the Diffusion of Information // Papers and Proceedings of the Regional Science Association. 1966. Vol. 16. Iss. 1. Р. 27-42.
4. Friedmann J. Urbanisation, Planning and National Development. Beverly Hills, Sage Publications, 1973. 351 р.
5. Richardson H. W. Growth Centers, Rural Development and National Urban Policy. А Defence // International Regional Science Review. 1978. Vol. 3. Iss. 2. P. 133-152.
6. Яндыганов Я.Я., Власова Е.Я., Никулина Н.Л. Экологическая безопасность региона // Экономика региона. 2008. № 3. С. 144-153.
7. Хадисов М.-Р.Б. Оценка угрозы экономической безопасности Чеченской Республики в социально-экономических отношениях: материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения экономической безопасности и качественной социохозяйственной динамики: экономико-правовые аспекты». Краснодар: КубГУ, 2013. С. 321-327.
8. Кострова Ю.Б., Минат В.Н. Региональная экономическая безопасность и антикоррупционная политика: оценка, управление, совершенствование: монография. Рязань: Концепция, 2014. 312 с.
9. Хадисов М.-Р.Б., Даурбеков С.С. Особенности геоэкономической безопасности в системе социально-экономических отношений Чеченской Республики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2011. № 2. С. 206-209.
ISSN 2311-875X (Online) Economic Security
ISSN 2073-2872 (Print)
ECONOMIC SECURITY OF THE CHECHEN REPUBLIC: ISSUES AND SOLUTIONS Magomed-Ramzan B. KHADISOV
Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 15 September 2015 Accepted 15 January 2016
JEL classification: F52
Keywords: economic security, region, monitoring, management by objectives, threshold value
Abstract
Objectives The research examines socio-economic indicators of the Chechen Republic for the 2009-2013 period. I identify the main threats to the region's economic security and provide recommendations for their elimination. I analyze 26 baseline indicators of official statistics aggregated into five groups, determine the scale of criteria thresholds to assess the economic security, devise an algorithm for managing the region's economic security, analyze, substantiate results and formulate recommendations for eliminating the threats to the region's economic security. Methods Using the integral method, I analyzed the socio-economic development of the Chechen Republic for the period of 2009 through 2013, and determined thresholds of integral ranges in the scale, which is used as a criterion to assess the region's economic security.
Results The region demonstrates stable socio-economic indicators, i.e. demographic growth, population consolidation processes and the level of recovery of the economy and social sector. However, increasing social differentiation, prices for goods and services, high financial and food dependence, corruption and bribery engender additional threats to the region's economic security. Conclusions and Relevance The Chechen Republic had not demonstrated economic stability for 2009-2013. However, it is possible to observe positive trends in key macroeconomic indicators, thus implying a favorable mid-term economic forecast of the region's development. The article presents the algorithm for the region's economic security management.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
I express my deep gratitude to Said-Emin S. DAURBEKOV for assistance in this research and continuing interest in my work.
References
1. Perroux F.L. L'Economie du XX siecle. Presses Universitaires Grenoble, 1961, 814 p.
2. Pottier P. Axes de communication et development economique. Revue Economique, 1963, vol. 14, iss. 1, pp.63-95.
3. Hâgerstrand T. Aspects of the Spatial Structure of Social Communication and the Diffusion of Information.
Papers of the Regional Science Association, 1966, vol. 16, iss. 1, pp. 27-42.
4. Friedmann J. Urbanisation, Planning and National Development. Beverly Hills, Sage Publications, 1973, 351 p.
5. Richardson H.W. Growth Centers, Rural Development and National Urban Policy. A Defence.
International Regional Science Review, 1978, vol. 3, iss. 2, pp. 133-152.
6. Yandyganov Ya.Ya., Vlasova E.Ya., Nikulina N.L. Ekologicheskaya bezopasnost' regiona [Environmental security of the region]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2008, no. 3, pp. 144-153.
7. Khadisov M.-R.B. [Evaluating the economic security threat to the Chechen Republic as part of socioeconomic relations]. Problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti i kachestvennoi sotsiokhozyai-stvennoi dinamiki: ekonomiko-pravovye aspekty: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Ensuring Economic Security and Positive Social and Economic Trends]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2013, pp. 321-327.
8. Kostrova Yu.B., Minat V.N. Regional'naya ekonomicheskaya bezopasnost' i antikorruptsionnaya politika: otsenka, upravlenie, sovershenstvovanie: monografiya [Regional economic security and anti-corruption policies: evaluation, management, improvement: a monograph]. Ryazan, Kontseptsiya Publ., 2014, 312 p.
9. Khadisov M.-R.B., Daurbekov S.S. Osobennosti geoekonomicheskoi bezopasnosti v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh otnoshenii Chechenskoi Respubliki [Specifics of geoeconomic security as part of socioeconomic relations in the Chechen Republic]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series Economics, 2011, no. 2, pp. 206-209.