Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / АНАЛИЗ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадисов Магомед-Рамзан Бувайсарович, Дацаева Лала Шамсутдиновна, Маташева Харзан Пашаевна

Проводится анализ научно-педагогических и методических концепций по проблеме организации учебных занятий на основе модульного е обучения. Данный анализ ориентирован на проектирование обучения, исходя из уровня познавательных возможностей обучающихся, который предполагает оптимальный отбор форм и методов обучения, обеспечивающих пошаговое продвижение к четко запланированному результату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хадисов Магомед-Рамзан Бувайсарович, Дацаева Лала Шамсутдиновна, Маташева Харзан Пашаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF MODULAR TRAINING

The article analyzes scientific, pedagogical and methodological concepts on the problem of organizing training sessions based on modular e-learning. This analysis is focused on the design of learning, based on the level of cognitive abilities of students, which involves the optimal selection of forms and teaching methods that provide step-by-step progress towards a clearly planned result.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Научная статья УДК 371

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-120-122 NIION: 2018-0077-2/23-333 MOSURED: 77/27-024-2023-02-532

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Анализ методических аспектов применения модульного обучения

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Лала Шамсутдиновна Дацаева2, Харзан Пашаевна Маташева3

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова,

Грозный, Россия, matash58@mail.ru

Аннотация. Проводится анализ научно-педагогических и методических концепций по проблеме организации учебных занятий на основе модульного е обучения. Данный анализ ориентирован на проектирование обучения, исходя из уровня познавательных возможностей обучающихся, который предполагает оптимальный отбор форм и методов обучения, обеспечивающих пошаговое продвижение к четко запланированному результату.

Ключевые слова: модульное обучение, методика, анализ, концепция

Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б., Дацаева Л. Ш., Маташева Х. П. Анализ методических аспектов применения модульного обучения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 120-122. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-2-120-122.

Original article

Analysis of methodological aspects of the application of modular training

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Lala Sh. Datsaeva2, Kharzan P. Matasheva3

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, matash58@mail.ru

Abstract. The article analyzes scientific, pedagogical and methodological concepts on the problem of organizing training sessions based on modular e-learning. This analysis is focused on the design of learning, based on the level of cognitive abilities of students, which involves the optimal selection of forms and teaching methods that provide step-by-step progress towards a clearly planned result.

Keywords: modular training, methodology, analysis, concept

For citation: Khadisov M.-R. B., Datsaeva L. Sh., Matasheva Kh. P. Analysis of methodological aspects of the application of modular training // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):120-122. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-2-120-122.

Исследование работ показало, что в методике накоплен определенный опыт разработки данных проблем. Так, Б. А. Влахопулов, Н. П. Покотило и другие уже во второй половине XIX в. стали активно продвигать идеи и методы активного самостоятельного изучения определенных учебных дисциплин.

В 20-х гг. ХХ столетия также решалась задача конструирования процесса преподавания историко-обще-ствоведческих школьных курсов. Что особенно ценно, были предприняты попытки разработать пути организации планирования школьниками своей самостоятельной познавательной деятельности в рамках больших тем. Разработкой таких путей занимались педагоги: Л. А. Вледенцев, А. Е. Кудрявцев.

В 50-е гг. масштаб проектировочной деятельности учителя в литературе сужается и главное внимание начинает уделяться локальным проблемам разработки занятий права и обществознания. Вместе с тем, глубокий смысл перспективного планирования, его потенциал был замечен методистами. В трудах методистов рассматривались вопросы определения целей изучения больших тем школьных курсов и способов планирования их содержания, укрупнения единиц курсов в сфере профессионального образования [1].

В 60-80-е гг. были разработаны различные методические аспекты реализации развивающего потенциала курсов правоведению оставлена проблема системного конструирования форм и методов организации позна-

© Хадисов М.-Р. Б., Дацаева Л. Ш., Маташева Х. П., 2023

120 PEDAGOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

вательной деятельности учащихся. В теории и практике преподавания права нашли свое освещение вопросы, связанные с организацией самостоятельной деятельности мучащихся, в том смысле проблема использования средств обучения.

На данный момент в методической литературе активно исследуются проблемы системно-деятельностно-го подхода к иерархическому конструированию целей обществоведческого и правового образования, а определения структурных моделей построения учебных курсов, ставятся и решаются на практике вопросы перспективного планирования процесса с поэтапного формирования умений учащихся, их умственных действий, а применения технологического подхода в изучении общественных и правовых явлений, в том числе использования облачно-модульных технологий.

Перспективность организации учебных занятий на основе модульного обучения заключается в увеличении объема самостоятельной работы учащихся как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного. Сюда же стоит добавить определение индивидуального темпа обучения и наличия принципа дифференцированности.

Кроме того, главнейшей целевой функцией модульного обучения является формирование и развитие личностных компетенций учащихся. Экспериментальная часть данного исследования началась с выявления познавательного уровня учащихся, насколько хорошо они способны самостоятельно осуществлять работу на учебных занятиях и, при этом, овладевать учебными действиями и учебной информацией. Для этого на учебном занятии, реализуемом в соответствии с системно-деятельностным подходом присутствовали задания предусматривающие наибольшую самостоятельность учащихся при достижении образовательных задач к тому же проведено тестирование для закрепления знаний учащихся с добавлением учебного материала по предыдущим параграфам.

После чего, по результатам проведенного урока началось планирование уроков на модульной основе и подбор необходимого учебного материала. Следующим шагом стала разработка серии уроков, выстроенных на основе технологии модульного обучения. Хотя, в рамках эксперимента, не было проведено ни одного подобного урока, так как изучение нормативных образовательных документов и требований к содержанию занятие и построению образовательной программы, показало, что модульное занятие будет противоречить всей структурной целостности содержания основной образовательной программы прилагаемой к ней рабочей программе учебного учреждения, хотя и способен реализовать требования к освоению основной образовательной программы.

Исходя из этого было принято решение выстроить один урок не на модульной основе, а лишь с некоторыми отдельными элементами технологии модульного обучения.

Данные достижения сделали возможным дальнейшее совершенствование с путей проектирования учеб-

ной деятельности учителем. Вместе с тем, на протяжении достаточно долгого времени весь процесс создания тематического планирования рассматривался с точки зрения отбора содержания и перспективного планирования деятельности преподавателя. Формы и типы занятий для активизации познавательной деятельности старшекурсников специально в контексте системного конструирования обучения в соответствии с закономерностями развития познавательных способностей учеников не изучались.

Для выявления современной картины состояния исследуемой проблемы был изучен и проанализирован инновационный педагогический опыт планирования учителями процесса изучения школьных курсов и способы организации самостоятельной познавательной деятельности старшекурсников. Так было определено, что в практике массового преподавания обществознания и права основной единицей проектирования учебного процесса остается занятий. Хотя подавляющее большинство учителей по данным учебным предметам считают необходимым этапом проектировочной деятельности тематическое планирование, на уровне проработки процесса изучения больших разделов курсов, оно как правило, затрагивает только вопросы деятельности учителя по раскрытию учебного содержания предмета.

При этом учителя предпочитают пользоваться готовыми материалами, предложенными методистами, одна часть из которых корректирует предлагаемые материалы с учетом условий обучения в своей школе. И лишь небольшой процент учителей отмечали полностью самостоятельное определение ими логики изучения материала учебного курса.

В ходе анализа практики массового преподавания выявились недостатки в умениях учителей целостно осмыслять содержание курсов, видеть их стержневые Проблемы, самостоятельно формулировать цели и опорные знания в рамках изучения больших тем курса, перспективно определять способы Поэтапного формирования умственных действий. Достаточно распространены типы уроков и формы организации учебного процесса, основанные на авторитарных подходах к обучению.

При всем этом, учителя прекрасно осознают необходимость перехода к личностно-ориентированному обучению, важность целостного, комплексного осмысления процесса изучения дисциплины, создания системы работы по реализации развивающего потенциала курсов права в соответствии с особенностями преподавания в данном образовательном учреждении.

Педагоги справедливо объясняют недостатки [2] существующей практики конструирования процесса изучения школьных курсов отсутствием в методической литературе единых требований к структуре и содержа-нию\перспективного планирования, слабой проработкой в современных учебных программах по обществоз-нанию и праву вопросов целей изучения школьных курсов, требований к формированию умений, отсутствием в учебниках четко обозначенных смысловых единиц нормативных знаний. Преподавателя ссыла-

СКИЕ НАУКИ 121

ются также на недостаток времени для основательной проектировочной деятельности, на слабую обеспеченность школ средствами обучения для организации самостоятельной деятельности студентов.

Вместе с тем, что анализ работы педагогов, творчески относящихся к з процессу обучения, позволял выявить пути повышения эффективности их 1 проектировочной деятельности.

Все вышеизложенные условия позволили доставить инструкцию или скорее рекомендации для разработки функционирующего варианта модульной программы:

- для вкачала нужно определить комплексную дидактическую цель модульной программы, которая будет определять весь смысл обучения, выделив обязательные требования по освоению УУД;

- из комплексной дидактической цели выделить интегрированные цели, которые будут решаться с помощью конкретного модуля;

- из интегрированной цели необходимо выделить частные дидактические цели, которые будут выполняться с помощью конкретных учебных элементов;

- выделить требования к результатам освоения учебной дисциплины, которые включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной деятельности;

- определение основных идей курса;

- структурное преобразование каждой идеи в отдельный соответствующий модуль.

Библиографический список

1. Каменских, Д. Д. Использование активных методов обучения в процессе формирования самостоятель-

ной деятельности старшеклассников / Д. Д. Каменских. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-v-processe-formirovaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-starsheklassnikov-2082647.html (дата обращения: 04.02.2023).

2. Хадисов, М-Р. Б. Цифровая грамотность и цифровые навыки как феномен в педагогической деятельности / М-Р. Б. Хадисов // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 3. С. 264-266. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=48697359.

3. Биндюкова, В. Д. Технология модульного обучения праву на профильном уровне в общеобразовательной школе / В. Д. Биндюкова. URL: http://elar.uspu.ru/ bitstream/uspu/9269/2/15Bindjukova2.pdf (дата обращения: 04.02.2023).

Bibliographic list

1. Kamenskikh, D. D. The use of active teaching methods in the process of forming independent activity of high school students / D. D. Kamenskikh. URL: https://infourok. ru/ispolzovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-v-processe-formirovaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-starsheklass-nikov-2082647.html (date of reference: 02/04/2023).

2. Hadisov, Mr. R. B. Digital literacy and digital skills as a phenomenon in pedagogical activity / Mr.-R. B. Hadisov // Education. The science. Scientific personnel. 2022. No. 3. Pp. 264-266. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=48697359 .

3. Bindyukova, V. D. Technology of modular law education at the profile level in a secondary school / V. D. Bindyukova. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/ uspu/9269/2/15Bindjukova2.pdf (accessed: 02/04/2023).

Информация об авторах

М-Р. Б. Хадисов - доцент кафедры «Экономика и управление в образовании» Чеченского государственного педагогического университета, и.о. декана факультета технологии, искусства и менеджмента в образовании, директор Педагогического технопарка «Кванториум» имени профессора Ш. М-Х. Арсалиева Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук;

Л. Ш. Дацаева - доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук;

Х. П. Маташева - доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук.

Information about the authors

M.-R. B. Khadisov - Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education Chechen State Pedagogical University, acting Dean of the Faculty of Technology, Art and Management in Education, Director of the Quan-torium Pedagogical Technopark named after Professor Sh. M-Kh. Arsaliev Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences;

L. Sh. Datsaeva - Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Candidate of Economic Sciences;

Kh. P. Matasheva - Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Candidate of Economic Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 25.05.2023. 122 PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.