Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМАНДИРА В ФОРМИРОВАНИИ КОМАНДНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМАНДИРА В ФОРМИРОВАНИИ КОМАНДНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОМАНДИР / КУРСАНТ / КОМАНДНЫЕ НАВЫКИ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев М.А.

В данной статье рассматривается влияние авторитарного стиля руководства командирами курсантских подразделений на качество развития командно-методических навыков курсантов военных ВУЗов. Недостаточный уровень профессиональной подготовки как офицеров педагогов, так и офицеров воспитателей с точки зрения управления воинскими коллективами, выражающийся в использовании авторитарного стиля в чистом виде, отрицательно влияет на качество привития военно-профессиональных навыков обучаемых. Как следствие, выпускники не способны эффективно выполнять свои функциональные обязанности по предназначению в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМАНДИРА В ФОРМИРОВАНИИ КОМАНДНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ»

музыки. Просмотр отрывков балетов, опер делают урок интересным, приобщают детей к высокому искусству, заставляют по-новому взглянуть на классику. Именно освоение классического наследия является основой музыкального воспитания учащихся. Не секрет, что современного ребенка очень сложно заставить слушать классическую музыку. Учителю приходится находить особые приемы подачи материала, чтобы мотивировать ребенка к прослушиванию. Информационные технологии позволяют учителю решить ряд задач: мотивация интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, воспитание музыкального и художественного вкуса, развитие навыков творческой деятельности.

Учитель музыки - учитель творчества. При подготовке урока учителю стоит серьезно подходить к подбору музыкального и певческого материала, учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе. Произведение, которое сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, наверняка будет неактуальным и для учеников. Нахождение музыкального материала в интересной интерпретации позволяет учителю заинтересовать детей, они с удовольствием исполняют эти произведения, для них они актуальны, не скучны и современны.

На уроке музыки учителем используются различные виды деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах. Вокальная работа на уроке и музицирование позволяют развить творческие способности каждого ученика. Исполнительская деятельность расширяет возможности активного восприятия музыки.

Современный урок музыки должен стать уроком, который заставляет думать, размышлять, анализировать, который вызывает разнообразную гамму чувств и эмоции. Учитель становится посредником между ребенком и музыкой. Легко работать учителю, когда он видит горящие, жаждующие знаний глаза детей, тогда хочется творить, искать новые методы, приемы. Зажечь искорки познания - основная задача учителя музыки.

Список использованной литературы:

1. http://worldofteacher.com/3960-1445.html

2. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19061/1/iurp-2011-92-16.pdf

3. Кольман В.Ф. Значение дополнительного музыкального образования в формировании личности человека / В.Ф. Кольман // Жур. «Методология и история психологии». - Санкт-Петербург, 2010.

© Купавцева Л. В., 2020г.

УДК 378

Лебедев М.А.

начальник курса ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМАНДИРА В ФОРМИРОВАНИИ КОМАНДНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние авторитарного стиля руководства командирами курсантских подразделений на качество развития командно-методических навыков курсантов военных ВУЗов. Недостаточный уровень профессиональной подготовки как офицеров педагогов, так и офицеров воспитателей с точки зрения управления воинскими коллективами, выражающийся в использовании авторитарного стиля в чистом виде, отрицательно влияет на качество привития военно-профессиональных навыков обучаемых. Как следствие, выпускники не способны эффективно выполнять свои функциональные обязанности по предназначению в войсках.

Ключевые слова

Стиль управления, командир, курсант, командные навыки, обучение и воспитание.

Одной из основных задач военных ВУЗов Министерства обороны Российской Федерации является подготовка для Вооруженных Сил страны офицеров, способных качественно исполнять свои функциональные обязанности по предназначению на должностях, соответствующих специальности обучения. Формирование в процессе подготовки военно-профессиональных навыков выпускников является важнейшим компонентом решения данной задачи и обеспечивается качественным педагогическим процессом на основе выполнения квалификационных требований, учебных планов и программ.

Военно-профессиональные навыки и умения представляют собой комплекс специальных знаний и умений, характеризующих офицера как военного профессионала, применяемые им для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач, способного решать поставленные боевые задачи в любых условиях обстановки. [3]

Именно в привитии этих навыков профессиональная деятельность начальника вуза, его заместителей и помощников, а так же преподавательского состава и офицеров курсового звена должна осуществляться не только в пределах комплексного плана, но и в повседневной деятельности, предусмотренной распорядком дня учебного заведения (участие в тренажах, мероприятиях военно-политической работы, спортивно- массовой работы).

Преобладающим условием при формировании и развитии военно-профессиональных навыков является то, что эти навыки должны быть прочными, уверенными, соответствовать современным требованиям предъявляемым к офицерам как командирам, так и специалистам, иметь потенциал для дальнейшего саморазвития.

Практическая реализация становления командно - методических навыков курсантов в период обучения в военном вузе вытекает из необходимости выполнения базовых военно-профессиональных задач, таких как:

- организация повседневной жизнедеятельности подразделения;

- эксплуатация вооружения и военной техники;

- боевая подготовка подразделений;

- воспитание физической выносливости и психологической устойчивости личного состава.

Одну из ключевых позиций в процессе формирования военно- профессиональной компетентности

курсантов занимают командиры учебных подразделений, на которых возложены функции непосредственного исполнения комплексных планов по привитию командно- методических навыков, а так же качественного контроля и анализа результатов уровня их сформированности.

Рассматривая командира как офицера- педагога, передающий определенный объем знаний в области управлением подразделением, необходимо уделить особое внимание стилю его руководства, имеющему место в подчиненном коллективе.

Анализ работы должностных лиц курсового звена показывает, что преобладающим стилем управления воинским коллективом является авторитарный, имеющий следующие признаки:

- единоличное принятие решений, ограничивающее коммуникативное пространство которое он при этом использует;

- отсутствие поощрений инициативы подчиненных, всяческое ее пресечение;

- ограничение информационного пространства в подчиненных коллективах;

- жесткий контроль деятельности подчиненных во всех отношениях;

- критика состояния дел в подразделении, а тем более принятого стиля управления, рассматривается как явление нежелательное и жестко пресекается.

В процессе формирования командных навыков курсантами, основным источником получения ими знаний в области управления подразделением являются те методы, способы и приемы, которые применяют в повседневной деятельности их руководители. В своих исследованиях Г. Кунц и С.О'Доннел утверждают «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60-65 % своих возможностей, просто выполнять свои обязанности удовлетворительно, что бы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей

подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик» [2, С.306].

Применение руководителем политики авторитарного управления приводит процесс развития командных навыков курсантов к дистрофии, в виду образования негативных процессов внутри коллектива (межличностные конфликты, отсутствие взаимовыручки, чувства коллективизма). Формируется пассивное отношение к развитию качеств, присущих современному офицеру- лидеру таких как:

- высокий профессионализм;

- уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;

- ответственность и надежность;

- способность к творческому решению задач;

- самостоятельность;

- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость [1, С63].

Таким образом, использование командирами курсантских подразделений авторитарного стиля в ходе развития командных навыков курсантов не только не оказывает положительного влияния на их развитие, а так же приводит к процессу дегенерации ранее приобретенных профессиональных компетенций. Оценка и анализ командиром качества полученных навыков подчиненными носит искаженный характер, по причине единоличной оценки действий подчиненных, не принимая во внимание мнение отзывы других должностных лиц, участвующих в процессе выполнения учебных программ.

Список использованной литературы:

1. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996

2. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2., М., 1981. С. 512.

3. Энциклопедия МО РФ [электронный ресурс].- Режим доступа:https://encyclopedia.mil.ru/ encyclopedia/dictionary/details.htm?id=12822@morfDictionary.- (дата обращения: 12.09.2020).

© Лебедев М.А., 2020

УДК 37.013

Перфильева И.Е.

магистрант 2 курса направления «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование»

г. Чита, РФ

Научный руководитель: Ульзутуева О.Д.

к.п.н., доцент, доцент кафедры ТМДНО ФГБОУ ВО «ЗабГУ» г. Чита, РФ ORCID: 0000-0002-8165-3024

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Забайкальского государственного университета (проект № 309-ГР «Электронный образовательный ресурс как инструмент повышения образовательного потенциала студенческого сообщества в контексте движения WorldSkills Russia»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.