нит в себе черты различных культур, бесконечно интересных и открывающих душу народа. Они узнали также, что такое импрессионизм и как, погрузившись в звуковой поток импрессионистской музыки можно почти увидеть полдневное солнце, услышать особую звуковую живопись, они узнали, как создается оркестровка, и что делает музыку симфонической.
Трудно переоценить ту роль в просвещении и художественно-эстетическом воспитании российской молодежи, которую сыграла деятельность Д.Б. Кабалевского, выдающегося композитора, пианиста, дирижера и общественного деятеля. Основной урок, преподанный великими музыкантами-просветителями прошлых веков нашим современникам, заключается в том, что идея музыкального просветительства осуществима только в том случае, если она наполнена подлинной любовью к музыке и страстным желанием «заразить» этой любовью и своих коллег, и миллионы сердец, которые обретают, благодаря учителю-просветителю, возможность реализовать свое право на владение высочайшими ценностями художественной культуры человечества. Этот опыт людей, благодаря которым человечество открывает для себя «новые миры звучаний» (Б. Асафьев), несомненно, является примером и для музыканта XXI века.
Список литературы:
1. Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.
2. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М., 2007. - 439 с.
3. Минаев Е.А. Музыльно-информационное поле в эволюционных процессах искусства. - М.: Музыка, 2000. - 392 с.: ил.
4. Семиченко В.А. Психология личности. - К.: Мапстр-8, 2001. - 427 с.
5. Юдина М.В. Вы спасетесь через музыку. Литературное наследие. -М.: Классика-ХХ1, 2005. - 412 с.: ил.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ФВО
© Фомичева О.В.*
Морской государственный университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск
Статья посвящена описанию новаторской технологии формирования у курсантов ФВО, будущих офицеров запаса ВМФ, лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности. Разработанная педагогическая модель позволяет подойти к их подготовке как к целостному педагогическому процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное
* Старший преподаватель кафедры Истории и философии.
взаимодействие педагогического коллектива ФВО с курсантами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития лидерских качеств у будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинским коллективом. В статье дается подробное описание данной модели, ее составных блоков. В целях успешной реализации данной модели разработан комплекс педагогических условий (социальных, организационных, психологический и проч.). Данная педагогическая модель легла в основу опытно-экспериментальной работы. Результативный компонент которой предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов ЛД; умения в осуществлении ЛД в воинских коллективах; положительная мотивация к осуществлению ЛД; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике организаторской и воспитательной работы.
Изучение опыта обучения и воспитания курсантов ФВО, специфики их профессиональной подготовки показывает, что организация, используемые методы, формы отбора, обучения и воспитания при соответствующем системном, творческом и целенаправленном подходе, вооружении командиров курсантских подразделений, воспитателей факультетов и педагогов военных кафедр педагогической моделью и технологией формирования готовности к лидерской деятельности (ЛД) у будущих офицеров запаса ВМФ позволяют воспитать у данной категории лиц необходимые лидерские качества и обеспечить необходимый уровень готовности к руководству воинским подразделением [1-4].
Следует считать, что системный уровень организации подготовки будущих офицеров к осуществлению ЛД обеспечивается его применением в рамках разработанной модели. При этом под моделью «формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ» понимается словесно-логическое описание и графическое представление процесса подготовки курсантов к осуществлению ЛД (рис. 1).
Успешность реализации модели подготовки будущих офицеров запаса к ЛД обеспечивается комплексом педагогических условий.
Первое условие (социально-педагогическое) - учет требований военнопрофессиональной среды к формированию готовности будущих офицеров запаса ВМФ к осуществлению ЛД, содержанием которого являются повышение личной ответственности курсантов - будущих офицеров запаса за освоение учебной программы, формирование способностей и умений по выполнению учебно-боевых задач; переход на контрактную основу обучения на ФВО.
Второе условие (организационно-педагогическое) - наличие командных и преподавательских кадров, способных к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них готовности к ЛД. Содержанием данного условия выступает неготовность командного состава рот и профессорско-преподавательского состава к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них готовности к ЛД, обусловленная преобладанием коллективных и групповых форм подготовки офицерского состава. В
связи с этим появляется необходимость подбора, целенаправленной подготовки преподавателей и командиров курсантских подразделений к оказанию содействия в формировании готовности будущих офицеров запаса к ЛД на основе разработанного нами программно-методического обеспечения.
Особенности социально-экономических и политических условий в РФ
Социальный заказ и требования заказчика на военного специалиста - офицера запаса ВМФ Требования нормативных документов
Определение цели и задач формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ
т
Формулировка основного противоречия и концептуальных положений
Педагогический процесс и воспитательная работа на ФВО
Этапы формирования готовности к лидерской деятельности
Входной Обучение Воспитание Формирование
- диагностика ЛК; - анализ готовности к лидерской деятельности. изучение факультативного курса «Офицер-лидер» - воздействие на личностную мотивацию; - воздействие на эмоционально-волевую сферу личности. - умелости к ЛД; - адекватной самооценки; - установки на самовоспитание, саморазвитие.
I
£
I
Условия эффективного формирования готовности к лидерской деятельности
Технологии и методика формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ
Показатели оценки уровня сформированности готовности к лидерской деятельности
т
т
Контроль, оценка результатов и коррекция программы формирования готовности к лидерской деятельности
Рис. 1. Педагогическая модель формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ
Третье условие (организационно-педагогическое) - поэтапное формирование готовности будущих офицеров запаса к ЛД. В ходе исследования
были выделены следующие этапы формирования готовности будущих офицеров запаса к ЛД:
- входной (диагностика ЛК; анализ готовности к лидерской деятельности);
- обучение (изучение факультативного курса «Офицер-лидер». Цель этапа: формирование знаний о лидерах, лидерстве, педагогических основ и направленности на осуществление ЛД);
- воспитание (воздействие на личностную мотивацию; воздействие на эмоционально-волевую сферу личности);
- формирование (умелости к ЛД; адекватной самооценки; установки на самообучение, самовоспитание, саморазвитие).
Четвертое условие (психолого-педагогическое) - перевод характера отношений преподаватель-курсант в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к осуществлению ЛД с субъект-объектного на субъ-ект-субъектный характер. Существенным обстоятельством является то, что процесс формирования готовности к ЛД у будущих офицеров должен быть связан не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием воспитателя и воспитанника, с переводом объекта воспитания в статус субъекта; цель в этом случае определяется не как воздействие с целью подавления личности, а как взаимодействие двух субъектов, ориентированное на подготовку курсанта как будущего военного профессионала и руководителя воинского подразделения, командира-воспитателя, способного эффективно управлять воинским коллективом, проводить организаторскую и воспитательную работу с подчиненными, так как еще на стадии обучения будет овладевать навыками ЛД и выступать в роли руководителя-лидера.
Функционирование модели будет способствовать интеграции образовательных структур учебного заведения (руководящий состав, факультет, военные кафедры) и создаст условия для вариативной реализации одних и тех же профессиональных образовательных программ в области подготовки будущих офицеров запаса к осуществлению военно-профессиональной деятельности и воспитательных задач различными категориями педагогов и воспитателей (профессорско-преподавательским составом, командирами курсантских подразделений, руководством ФВО).
Таким образом, модель формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса разработана на основе совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов педагогического процесса, обеспечивающих целеустремленное формирование комплекса качеств, способствующих занятию будущим офицером позиций не только формального (назначаемого), но и неформального лидера в воинском подразделении [2, 3].
Модель предполагает тесное взаимодействие командира курсантского подразделения, воспитателей факультетов, педагогов кафедр и курсантов, и состоит из пяти блоков: 1) целевой блок (цели, задачи); 2) диагностико-ана-
литический блок (исследование характерологических особенностей и лидерского потенциала курсантов, анализ полученных результатов); 3) блок содержания (теоретический и практический компоненты содержания деятельности); 4) организационно-деятельностный блок (технология работы с педагогами и курсантами); 5) оценочно-результативный блок (показатели и уровни сформированности готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров).
Следовательно, составляющими педагогической модели формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса являются: цели и задачи; необходимые информационные объемы; различные виды деятельности; организация быта и досуга; формы, методы, способы взаимодействия и педагогического воздействия на курсанта; должностные лица, участвующие в воспитании и обучении курсантов; контроль, осуществление обратной связи и коррекция результатов.
При разработке целевого блока изучались подходы к пониманию цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Вопреки традиционным представлениям конечной целью профессиональной подготовки курсантов являлась не передача знаний, а профессиональноличностное становление будущего офицера запаса.
Достижимость целей определялась адекватностью представлений преподавателя ФВО о закономерностях и характере развертывания психических процессов обучаемого, становлении и смене его эмоциональных состояний, их корреляционных связей. Цели учебно-образовательного процесса определялись как конкретные характеристики познавательной деятельности курсантов [1, 4].
По мнению И.Ф. Харламова «цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить» [4, с. 48]. В этом смысле под целью формирования готовности к лидерской деятельности следует понимать заранее прогнозируемые результаты, конкретные качества курсанта, которые будут достигнуты в процессе учебно-воспитательной работы, реализации программы «Курсант-лидер».
Целевая направленность настоящей модели имеет следующее значение:
а) обстоятельное знание целей и задач формирования показывают непосредственное влияние на разработку не только педагогической теории, но и деятельности педагогов и курсантов, в интересах формирования целенаправленной, всесторонне подготовленной, профессионально компетентной, творческой, свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности;
б) непосредственно практическое значение для деятельности педагогов и воспитателей.
в) подбор, исследование и оптимизация методов, средств, форм формирования готовности к лидерской деятельности осуществлялись
на основе действующей на ФВО системы обучения и воспитания
курсантов при обязательном обеспечении следующих условий:
1. обучение командиров курсантских подразделений, военных преподавателей ФВО, воспитателей факультетов, других должностных лиц ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова педагогическому мастерству по формированию у курсантов готовности к лидерской деятельности;
2. применение наиболее рациональных и действенных методов, форм воспитания, позволяющих эффективно сформировать готовность курсантов ФВО к лидерской деятельности;
3. знание структуры, элементов и особенностей профессиональной деятельности педагогического состава ФВО;
4. целостный профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу на ФВО, последующее тщательное индивидуальное изучение, учет индивидуальных особенностей курсантов при проведении ИВР;
5. психолого-педагогическое сопровождение курсантов в процессе их обучения на ФВО, внесение при необходимости корректив в процесс формирования готовности к лидерской деятельности.
Цель определяет и средства педагогической коммуникации, посредством которых она достигается. Каждой цели соответствуют конкретные средства управления учебной деятельностью, психическими процессами и эмоционально-интеллектуальными состояниями, средства объективного контроля и мониторинга за уровнем их достижения, а также средства самооценки курсантов.
Второй блок данной модели - диагностико-аналитический. Его главная особенность - исследование характерологических особенностей и лидерского потенциала курсантов, и на основе полученных данных осуществление серьезного анализа полученных результатов.
Третий блок - содержательный - составляет профессиональные знания, умения и навыки, а также профессиональные свойства личности, определяющие направленность учебно-образовательного процесса в целом, формирования опыта творческой военно-профессиональной деятельности.
Лихачев Б.Т. пишет: «Обучение - процесс социальный. По своему содержанию он складывается из информации, умений и навыков, которые уже сегодня нужны каждому ребенку для регулирования своего поведения, ориентации в социальной и природой среде... Но вместе с тем процесс обучения включает в себя знания, умения и навыки, которые направлены на перспективное развитее личности, а практически пригодятся лишь в будущем» [1, с. 354].
В процессе обучения на ФВО реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств развития будущего офицера запаса ВМФ. В традиционном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью, заслоняют самого человека и приводят к
ориентации на среднего ученика, другим негативным последствиям. В настоящее время все более утверждается личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах Е.В. Бондаревской, В.С. Леднева, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, И.С. Якиманской и др. Его применение обеспечивает удовлетворение образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности курсанта и его развитие через усвоение содержания образования.
Четвертый блок модели - организационно-деятельностный. Блок содержит технологии работы с педагогами и курсантами. Для реализации содержания данной модели была использована разработанная педагогическая технология.
В данном блоке включены этапы осуществления деятельности по формированию готовности курсантов к лидерской деятельности и средства педагогической коммуникации (табл. 1).
Таблица 1
Основные этапы формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ
Этап Характеристика Действия
Входной Определяется исходный уровень наличия ЛК у курсантов, их готовности к лидерской деятельности а) проводится тестирование; б) проводятся индивидуальные беседы с курсантами, выяснение их мнения о предстоящей учебе на ФВО, мотивов обучения в ГМУ и на ФВО, уточняется уровень развития личностных качеств; в) осуществляется формирование и закрепление психологической готовности к лидерской деятельности.
Обучения по программе «Офицер-лидер» Формирование ЛК в комплексе с остальными значимыми качествами, их реальное проявление в ходе обучения, привития определенного стиля лидерства, взаимоотношений с командирами, преподавателями и со своими товарищами. - осуществляется обучение кадета требуемым знаниям по программе «Офицер-лидер»; - овладение знаниями в области психологии военного моряка, особенностей психологии воинского коллектива; - организуется процесс самовоспитания курсанта; - обучение умениям и навыкам по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций, правильному поведению в нестандартных ситуациях, общения, решению бытовых проблем, участию в организации и проведении различных спортивных и досуговых мероприятий.
Итогов и контроля Мониторинг уровня сфор-мированности у курсантов ЛК и готовности к лидерской деятельности 1. итоговое тестирование; 2. аттестование; 3. закрепление знаний и навыков готовности к лидерской деятельности; 4. установки на дальнейшее саморазвитие и само-формирование.
Обратной связи Осуществление обратной связи, анализ деятельности курсантов-выпускников. а) осуществляется сбор и обработка информации о деятельности выпускников; б) вносятся необходимые изменения и дополнения в педагогическую систему формирования готовности к лидерской деятельности будущих офицеров.
Таким образом, данный блок педагогической модели формирования готовности курсантов к лидерской деятельности реализуется посредством комплекса методов, средств и организационных форм обучения, а также осуществлением поэтапной деятельности этого процесса.
Пятый компонент педагогической модели - оценочно-результативный. Анализ психолого-педагогической литературы и практика подготовки курсантов на ФВО позволяют выделить наряду с традиционными формами текущего и итогового контроля ряд методов, которые могут применяться для оценки результатов подготовки будущих офицеров к лидерской деятельности. Это, например, методы пробных перемещений, общественных поручений, деловых игр, решения управленческих задач, анализа конкретных ситуаций, опроса и др. Данные методы в общей системе «выходного контроля» ориентированы на выпускника ФВО и его реальную военно-профессиональную деятельность. Они позволяют обнаружить недостатки в профессиональной подготовке, показать курсантам основные направления работы по устранению данных недостатков, объективно оценить способности и уровень усвоения программы по окончании очередного этапа подготовки.
Результативный компонент модели предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов ЛД; умения в осуществлении ЛД в воинских коллективах; положительная мотивация к осуществлению ЛД; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике организаторской и воспитательной работы.
Педагогическая модель формирования готовности будущих офицеров запаса ВМФ к лидерской деятельности позволяет подойти к их подготовке как к целостному педагогическому процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное взаимодействие педагогического коллектива ФВО с курсантами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития лидерских качеств у будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинским коллективом.
Реализованная педагогическая модель способствует в оптимальной степени созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к ЛД у будущих офицеров запаса ВМФ.
В результате проведенных мероприятий педагоги и воспитатели участники опытно-экспериментальной работы достаточно хорошо представляли себе феномен лидерства, стили руководства, факторы и условия, способствующие занятию курсантом лидирующего положения в группе, качества, которые необходимо формировать и развивать для этого.
Все это позволило участникам эксперимента объективнее анализировать действия и поступки курсантов, глубже видеть за ними мотивы, потребности, которые руководят ими, объективнее определять неформальный статус, прогнозировать их поведение в той или иной ситуации и т.п.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что ведущими педагогическими факторами, влияющими на процесс формирования готовности к лидерской
деятельности у будущих офицеров запаса, являются педагогическое мастерство, ППП преподавателей ФВО, командиров курсантских подразделений и воспитателей факультетов. Они проявляются не только в том, насколько успешно воспитываются ЛК у курсантов, формируются необходимые знания, умения и навыки, но и в том, насколько эти факторы способствуют целенаправленному развитию у будущих офицеров интереса и ценностей, побуждают и поддерживают их стремление к самосовершенствованию лидерских качеств.
Список литературы:
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
2. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л.: ЛГПИ, 1973. - 143 с.
3. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 29-41.
4. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Университетское, 1998. - 560 с.