Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов ФВО'

Педагогическая модель формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов ФВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичева О. В.

Статья посвящена описанию новаторской технологии формирования у курсантов ФВО, будущих офицеров запаса ВМФ, лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности. Разработанная педагогическая модель позволяет подойти к их подготовке как к целостному педагогическому процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное взаимодействие педагогического коллектива ФВО с курсантами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития лидерских качеств у будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинским коллективом. В статье дается подробное описание данной модели, ее составных блоков. В целях успешной реализации данной модели разработан комплекс педагогических условий (социальных, организационных, психологический и проч.). Данная педагогическая модель легла в основу опытно-экспериментальной работы. Результативный компонент которой предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов ЛД; умения в осуществлении ЛД в воинских коллективах; положительная мотивация к осуществлению ЛД; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике организаторской и воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомичева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов ФВО»

нит в себе черты различных культур, бесконечно интересных и открывающих душу народа. Они узнали также, что такое импрессионизм и как, погрузившись в звуковой поток импрессионистской музыки можно почти увидеть полдневное солнце, услышать особую звуковую живопись, они узнали, как создается оркестровка, и что делает музыку симфонической.

Трудно переоценить ту роль в просвещении и художественно-эстетическом воспитании российской молодежи, которую сыграла деятельность Д.Б. Кабалевского, выдающегося композитора, пианиста, дирижера и общественного деятеля. Основной урок, преподанный великими музыкантами-просветителями прошлых веков нашим современникам, заключается в том, что идея музыкального просветительства осуществима только в том случае, если она наполнена подлинной любовью к музыке и страстным желанием «заразить» этой любовью и своих коллег, и миллионы сердец, которые обретают, благодаря учителю-просветителю, возможность реализовать свое право на владение высочайшими ценностями художественной культуры человечества. Этот опыт людей, благодаря которым человечество открывает для себя «новые миры звучаний» (Б. Асафьев), несомненно, является примером и для музыканта XXI века.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

2. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М., 2007. - 439 с.

3. Минаев Е.А. Музыльно-информационное поле в эволюционных процессах искусства. - М.: Музыка, 2000. - 392 с.: ил.

4. Семиченко В.А. Психология личности. - К.: Мапстр-8, 2001. - 427 с.

5. Юдина М.В. Вы спасетесь через музыку. Литературное наследие. -М.: Классика-ХХ1, 2005. - 412 с.: ил.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ФВО

© Фомичева О.В.*

Морской государственный университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

Статья посвящена описанию новаторской технологии формирования у курсантов ФВО, будущих офицеров запаса ВМФ, лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности. Разработанная педагогическая модель позволяет подойти к их подготовке как к целостному педагогическому процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное

* Старший преподаватель кафедры Истории и философии.

взаимодействие педагогического коллектива ФВО с курсантами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития лидерских качеств у будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинским коллективом. В статье дается подробное описание данной модели, ее составных блоков. В целях успешной реализации данной модели разработан комплекс педагогических условий (социальных, организационных, психологический и проч.). Данная педагогическая модель легла в основу опытно-экспериментальной работы. Результативный компонент которой предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов ЛД; умения в осуществлении ЛД в воинских коллективах; положительная мотивация к осуществлению ЛД; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике организаторской и воспитательной работы.

Изучение опыта обучения и воспитания курсантов ФВО, специфики их профессиональной подготовки показывает, что организация, используемые методы, формы отбора, обучения и воспитания при соответствующем системном, творческом и целенаправленном подходе, вооружении командиров курсантских подразделений, воспитателей факультетов и педагогов военных кафедр педагогической моделью и технологией формирования готовности к лидерской деятельности (ЛД) у будущих офицеров запаса ВМФ позволяют воспитать у данной категории лиц необходимые лидерские качества и обеспечить необходимый уровень готовности к руководству воинским подразделением [1-4].

Следует считать, что системный уровень организации подготовки будущих офицеров к осуществлению ЛД обеспечивается его применением в рамках разработанной модели. При этом под моделью «формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ» понимается словесно-логическое описание и графическое представление процесса подготовки курсантов к осуществлению ЛД (рис. 1).

Успешность реализации модели подготовки будущих офицеров запаса к ЛД обеспечивается комплексом педагогических условий.

Первое условие (социально-педагогическое) - учет требований военнопрофессиональной среды к формированию готовности будущих офицеров запаса ВМФ к осуществлению ЛД, содержанием которого являются повышение личной ответственности курсантов - будущих офицеров запаса за освоение учебной программы, формирование способностей и умений по выполнению учебно-боевых задач; переход на контрактную основу обучения на ФВО.

Второе условие (организационно-педагогическое) - наличие командных и преподавательских кадров, способных к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них готовности к ЛД. Содержанием данного условия выступает неготовность командного состава рот и профессорско-преподавательского состава к квалифицированному содействию курсантам по формированию у них готовности к ЛД, обусловленная преобладанием коллективных и групповых форм подготовки офицерского состава. В

связи с этим появляется необходимость подбора, целенаправленной подготовки преподавателей и командиров курсантских подразделений к оказанию содействия в формировании готовности будущих офицеров запаса к ЛД на основе разработанного нами программно-методического обеспечения.

Особенности социально-экономических и политических условий в РФ

Социальный заказ и требования заказчика на военного специалиста - офицера запаса ВМФ Требования нормативных документов

Определение цели и задач формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ

т

Формулировка основного противоречия и концептуальных положений

Педагогический процесс и воспитательная работа на ФВО

Этапы формирования готовности к лидерской деятельности

Входной Обучение Воспитание Формирование

- диагностика ЛК; - анализ готовности к лидерской деятельности. изучение факультативного курса «Офицер-лидер» - воздействие на личностную мотивацию; - воздействие на эмоционально-волевую сферу личности. - умелости к ЛД; - адекватной самооценки; - установки на самовоспитание, саморазвитие.

I

£

I

Условия эффективного формирования готовности к лидерской деятельности

Технологии и методика формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ

Показатели оценки уровня сформированности готовности к лидерской деятельности

т

т

Контроль, оценка результатов и коррекция программы формирования готовности к лидерской деятельности

Рис. 1. Педагогическая модель формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ

Третье условие (организационно-педагогическое) - поэтапное формирование готовности будущих офицеров запаса к ЛД. В ходе исследования

были выделены следующие этапы формирования готовности будущих офицеров запаса к ЛД:

- входной (диагностика ЛК; анализ готовности к лидерской деятельности);

- обучение (изучение факультативного курса «Офицер-лидер». Цель этапа: формирование знаний о лидерах, лидерстве, педагогических основ и направленности на осуществление ЛД);

- воспитание (воздействие на личностную мотивацию; воздействие на эмоционально-волевую сферу личности);

- формирование (умелости к ЛД; адекватной самооценки; установки на самообучение, самовоспитание, саморазвитие).

Четвертое условие (психолого-педагогическое) - перевод характера отношений преподаватель-курсант в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к осуществлению ЛД с субъект-объектного на субъ-ект-субъектный характер. Существенным обстоятельством является то, что процесс формирования готовности к ЛД у будущих офицеров должен быть связан не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием воспитателя и воспитанника, с переводом объекта воспитания в статус субъекта; цель в этом случае определяется не как воздействие с целью подавления личности, а как взаимодействие двух субъектов, ориентированное на подготовку курсанта как будущего военного профессионала и руководителя воинского подразделения, командира-воспитателя, способного эффективно управлять воинским коллективом, проводить организаторскую и воспитательную работу с подчиненными, так как еще на стадии обучения будет овладевать навыками ЛД и выступать в роли руководителя-лидера.

Функционирование модели будет способствовать интеграции образовательных структур учебного заведения (руководящий состав, факультет, военные кафедры) и создаст условия для вариативной реализации одних и тех же профессиональных образовательных программ в области подготовки будущих офицеров запаса к осуществлению военно-профессиональной деятельности и воспитательных задач различными категориями педагогов и воспитателей (профессорско-преподавательским составом, командирами курсантских подразделений, руководством ФВО).

Таким образом, модель формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса разработана на основе совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов педагогического процесса, обеспечивающих целеустремленное формирование комплекса качеств, способствующих занятию будущим офицером позиций не только формального (назначаемого), но и неформального лидера в воинском подразделении [2, 3].

Модель предполагает тесное взаимодействие командира курсантского подразделения, воспитателей факультетов, педагогов кафедр и курсантов, и состоит из пяти блоков: 1) целевой блок (цели, задачи); 2) диагностико-ана-

литический блок (исследование характерологических особенностей и лидерского потенциала курсантов, анализ полученных результатов); 3) блок содержания (теоретический и практический компоненты содержания деятельности); 4) организационно-деятельностный блок (технология работы с педагогами и курсантами); 5) оценочно-результативный блок (показатели и уровни сформированности готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров).

Следовательно, составляющими педагогической модели формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса являются: цели и задачи; необходимые информационные объемы; различные виды деятельности; организация быта и досуга; формы, методы, способы взаимодействия и педагогического воздействия на курсанта; должностные лица, участвующие в воспитании и обучении курсантов; контроль, осуществление обратной связи и коррекция результатов.

При разработке целевого блока изучались подходы к пониманию цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Вопреки традиционным представлениям конечной целью профессиональной подготовки курсантов являлась не передача знаний, а профессиональноличностное становление будущего офицера запаса.

Достижимость целей определялась адекватностью представлений преподавателя ФВО о закономерностях и характере развертывания психических процессов обучаемого, становлении и смене его эмоциональных состояний, их корреляционных связей. Цели учебно-образовательного процесса определялись как конкретные характеристики познавательной деятельности курсантов [1, 4].

По мнению И.Ф. Харламова «цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить» [4, с. 48]. В этом смысле под целью формирования готовности к лидерской деятельности следует понимать заранее прогнозируемые результаты, конкретные качества курсанта, которые будут достигнуты в процессе учебно-воспитательной работы, реализации программы «Курсант-лидер».

Целевая направленность настоящей модели имеет следующее значение:

а) обстоятельное знание целей и задач формирования показывают непосредственное влияние на разработку не только педагогической теории, но и деятельности педагогов и курсантов, в интересах формирования целенаправленной, всесторонне подготовленной, профессионально компетентной, творческой, свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности;

б) непосредственно практическое значение для деятельности педагогов и воспитателей.

в) подбор, исследование и оптимизация методов, средств, форм формирования готовности к лидерской деятельности осуществлялись

на основе действующей на ФВО системы обучения и воспитания

курсантов при обязательном обеспечении следующих условий:

1. обучение командиров курсантских подразделений, военных преподавателей ФВО, воспитателей факультетов, других должностных лиц ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова педагогическому мастерству по формированию у курсантов готовности к лидерской деятельности;

2. применение наиболее рациональных и действенных методов, форм воспитания, позволяющих эффективно сформировать готовность курсантов ФВО к лидерской деятельности;

3. знание структуры, элементов и особенностей профессиональной деятельности педагогического состава ФВО;

4. целостный профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу на ФВО, последующее тщательное индивидуальное изучение, учет индивидуальных особенностей курсантов при проведении ИВР;

5. психолого-педагогическое сопровождение курсантов в процессе их обучения на ФВО, внесение при необходимости корректив в процесс формирования готовности к лидерской деятельности.

Цель определяет и средства педагогической коммуникации, посредством которых она достигается. Каждой цели соответствуют конкретные средства управления учебной деятельностью, психическими процессами и эмоционально-интеллектуальными состояниями, средства объективного контроля и мониторинга за уровнем их достижения, а также средства самооценки курсантов.

Второй блок данной модели - диагностико-аналитический. Его главная особенность - исследование характерологических особенностей и лидерского потенциала курсантов, и на основе полученных данных осуществление серьезного анализа полученных результатов.

Третий блок - содержательный - составляет профессиональные знания, умения и навыки, а также профессиональные свойства личности, определяющие направленность учебно-образовательного процесса в целом, формирования опыта творческой военно-профессиональной деятельности.

Лихачев Б.Т. пишет: «Обучение - процесс социальный. По своему содержанию он складывается из информации, умений и навыков, которые уже сегодня нужны каждому ребенку для регулирования своего поведения, ориентации в социальной и природой среде... Но вместе с тем процесс обучения включает в себя знания, умения и навыки, которые направлены на перспективное развитее личности, а практически пригодятся лишь в будущем» [1, с. 354].

В процессе обучения на ФВО реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств развития будущего офицера запаса ВМФ. В традиционном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью, заслоняют самого человека и приводят к

ориентации на среднего ученика, другим негативным последствиям. В настоящее время все более утверждается личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах Е.В. Бондаревской, В.С. Леднева, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, И.С. Якиманской и др. Его применение обеспечивает удовлетворение образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности курсанта и его развитие через усвоение содержания образования.

Четвертый блок модели - организационно-деятельностный. Блок содержит технологии работы с педагогами и курсантами. Для реализации содержания данной модели была использована разработанная педагогическая технология.

В данном блоке включены этапы осуществления деятельности по формированию готовности курсантов к лидерской деятельности и средства педагогической коммуникации (табл. 1).

Таблица 1

Основные этапы формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ

Этап Характеристика Действия

Входной Определяется исходный уровень наличия ЛК у курсантов, их готовности к лидерской деятельности а) проводится тестирование; б) проводятся индивидуальные беседы с курсантами, выяснение их мнения о предстоящей учебе на ФВО, мотивов обучения в ГМУ и на ФВО, уточняется уровень развития личностных качеств; в) осуществляется формирование и закрепление психологической готовности к лидерской деятельности.

Обучения по программе «Офицер-лидер» Формирование ЛК в комплексе с остальными значимыми качествами, их реальное проявление в ходе обучения, привития определенного стиля лидерства, взаимоотношений с командирами, преподавателями и со своими товарищами. - осуществляется обучение кадета требуемым знаниям по программе «Офицер-лидер»; - овладение знаниями в области психологии военного моряка, особенностей психологии воинского коллектива; - организуется процесс самовоспитания курсанта; - обучение умениям и навыкам по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций, правильному поведению в нестандартных ситуациях, общения, решению бытовых проблем, участию в организации и проведении различных спортивных и досуговых мероприятий.

Итогов и контроля Мониторинг уровня сфор-мированности у курсантов ЛК и готовности к лидерской деятельности 1. итоговое тестирование; 2. аттестование; 3. закрепление знаний и навыков готовности к лидерской деятельности; 4. установки на дальнейшее саморазвитие и само-формирование.

Обратной связи Осуществление обратной связи, анализ деятельности курсантов-выпускников. а) осуществляется сбор и обработка информации о деятельности выпускников; б) вносятся необходимые изменения и дополнения в педагогическую систему формирования готовности к лидерской деятельности будущих офицеров.

Таким образом, данный блок педагогической модели формирования готовности курсантов к лидерской деятельности реализуется посредством комплекса методов, средств и организационных форм обучения, а также осуществлением поэтапной деятельности этого процесса.

Пятый компонент педагогической модели - оценочно-результативный. Анализ психолого-педагогической литературы и практика подготовки курсантов на ФВО позволяют выделить наряду с традиционными формами текущего и итогового контроля ряд методов, которые могут применяться для оценки результатов подготовки будущих офицеров к лидерской деятельности. Это, например, методы пробных перемещений, общественных поручений, деловых игр, решения управленческих задач, анализа конкретных ситуаций, опроса и др. Данные методы в общей системе «выходного контроля» ориентированы на выпускника ФВО и его реальную военно-профессиональную деятельность. Они позволяют обнаружить недостатки в профессиональной подготовке, показать курсантам основные направления работы по устранению данных недостатков, объективно оценить способности и уровень усвоения программы по окончании очередного этапа подготовки.

Результативный компонент модели предполагает, что у будущих офицеров сформированы знания целей, содержания, форм, методов ЛД; умения в осуществлении ЛД в воинских коллективах; положительная мотивация к осуществлению ЛД; способности, обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике организаторской и воспитательной работы.

Педагогическая модель формирования готовности будущих офицеров запаса ВМФ к лидерской деятельности позволяет подойти к их подготовке как к целостному педагогическому процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное взаимодействие педагогического коллектива ФВО с курсантами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития лидерских качеств у будущих офицеров, необходимых для эффективного управления воинским коллективом.

Реализованная педагогическая модель способствует в оптимальной степени созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности к ЛД у будущих офицеров запаса ВМФ.

В результате проведенных мероприятий педагоги и воспитатели участники опытно-экспериментальной работы достаточно хорошо представляли себе феномен лидерства, стили руководства, факторы и условия, способствующие занятию курсантом лидирующего положения в группе, качества, которые необходимо формировать и развивать для этого.

Все это позволило участникам эксперимента объективнее анализировать действия и поступки курсантов, глубже видеть за ними мотивы, потребности, которые руководят ими, объективнее определять неформальный статус, прогнозировать их поведение в той или иной ситуации и т.п.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ведущими педагогическими факторами, влияющими на процесс формирования готовности к лидерской

деятельности у будущих офицеров запаса, являются педагогическое мастерство, ППП преподавателей ФВО, командиров курсантских подразделений и воспитателей факультетов. Они проявляются не только в том, насколько успешно воспитываются ЛК у курсантов, формируются необходимые знания, умения и навыки, но и в том, насколько эти факторы способствуют целенаправленному развитию у будущих офицеров интереса и ценностей, побуждают и поддерживают их стремление к самосовершенствованию лидерских качеств.

Список литературы:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

2. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л.: ЛГПИ, 1973. - 143 с.

3. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 29-41.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Университетское, 1998. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.