Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнов Сергей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы цифровизации образовательного процесса, а также особенности преподавания в таких условиях. Перечислены основные положительные тенденции преподавания с использованием современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS: NEW OPPORTUNITIES AND DEVELOPMENT TRENDS

The article deals with the issues of digitalization of the educational process, as well as the features of teaching in such conditions. The main positive trends in teaching with the use of modern information technologies are listed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Научная статья

УДК 378.096; ББК 74.409

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-93-95

NIION: 2018-0077-2/22-141

MOSURED: 77/27-024-2022-02-340

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Особенности преподавания в условиях цифровизации образовательного процесса: новые возможности и тенденции

развития

Сергей Владимирович Бубнов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, serzh.bubnov.00@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровизации образовательного процесса, а также особенности преподавания в таких условиях. Перечислены основные положительные тенденции преподавания с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова: образование, цифровизация, преподавание, электронная образовательная среда

Для цитирования: Бубнов С. В. Особенности преподавания в условиях цифровизации образовательного процесса: новые возможности и тенденции развития // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 93-95. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-93-95.

Original article

Features of teaching in the context of digitalization of the educational process: new opportunities and development trends

Sergey V. Bubnov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

serzh.bubnov.00@inbox.ru

Abstract. The article deals with the issues of digitalization of the educational process, as well as the features of teaching in such conditions. The main positive trends in teaching with the use of modern information technologies are listed.

Keywords: education, digitalization, teaching, electronic educational environment

For citation: Bubnov S. V. Features of teaching in the context of digitalization of the educational process: new opportunities and development trends // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):93-95. (In Russ.). https://doi.org/! 0.24412/2658-63 8X-2022-2-93 -95.

Современный мир перешел в эпоху постиндустриального развития, в котором преобладают совершенно новые способы производства и регулирования управленческих процессов, основанные на достижениях высоких информационных технологий. Основными приоритетами стали повышение качества жизни населения, развития демократических институтов, развитие эффективности производства и забота об экологии.

© Бубнов С. В., 2022

Однако с переходом к данному этапу развития в Российской Федерации, как и во многих других странах, возникла необходимость в высококвалифицированных кадрах. Как следствие этого встал вопрос о совершенствовании национальной образовательной системы. Решение этой проблемы было найдено в активном развитии процесса информатизации образовательного процесса, призванной вывести его на новый, качественный уровень.

№ 2 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

В целом же процесс информатизации является общим трендом во всех сферах нашей жизни на протяжении последнего десятилетия, он затронул профессиональную деятельность, образование, досуг, коммуникацию людей между друг другом. Видоизменились также наши интересы и образ жизни в целом.

В последние годы, в условиях введенных ограничительных мер, связанных с пандемией коро-навируса Covid-19, изменение образовательного процесса было направленно на внедрение информационных технологий, направленных на формирование электронной-образовательной среды и развитие дистанционных технологий преподавания.

Данные ограничения показали нам, что существующая система образования является застоявшейся и негибкой, не позволяющей применять различные современные подходы и способы преподавания. Однако постепенно менялись образовательные стандарты, внедрялись те или иные технологии преподавания, в том числе дистанционного, что позволило вывести образовательный процесс на высокий уровень.

Высшие учебные заведения смогли построить очно-дистанционную систему обучения, которая позволяет обеспечивать непрерывный образовательный процесс в различных условиях и вызовах современности. При этом данный процесс не стоит на месте, продолжается дальнейшая цифровая трансформация способов и форм преподавания различных дисциплин, связанная с развитием электронных образовательных систем вузов, также уделяется внимание качеству дистанционного представления обучающих материалов и методам оценки знаний обучающихся.

Конечно, имеются определенные трудности, связанные как с экономическими, так и с организационными вопросами. К экономическим здесь относится тот факт, что для активного развития электронной образовательной среды, помимо разработки самих систем, требуется также и активное внедрение аппаратной части - компьютеров, серверов и т. д., что в свою очередь влечет дополнительные финансовые затраты, которые некоторые учебные заведения позволить себе могут только в ограниченном количестве. С организационной стороны данный вопрос представлен такой проблемой, как неготовность профессорско-преподавательского состава использовать имеющиеся и разрабатываемые технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. Такая неготовность выражена в отсутствии навыков работы с такими системами и технологиями, что требует их дополнительного обучения, а также в це-

лом нежелании использовать современные методы из своих внутренних убеждений, что требует уже дополнительной разъяснительной работы со стороны руководящих лиц.

Рассматривая разработанные и введенные новшества в процесс преподавания в период ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса Covid-19, в том числе в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, можно сказать, что многие из них остаются вполне пригодными для использования и в рамках обычных условий протекания образовательного процесса. А точнее их можно считать новыми возможностями преподавания в условиях продолжающейся цифровиза-ции образовательного процесса.

Рассмотрим данные возможности на примере Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Так, считаем, что в настоящий момент в некоторых случаях является вполне приемлемым применение дистанционного формата представления обучающего материала. Это связано с рациональным распределением рабочего времени преподавателей, а также учебного времени курсантов и слушателей. Зачастую в учебном процессе возникают ситуации, когда те или иные занятия проходят в рамках одного учебного дня в разных корпусах, находящихся достаточно далеко друг друга, особенно в условиях современного мегаполиса -Москвы. Такая ситуация требует дополнительных временных затрат для студентов и преподавателей.

Контроль усвоения материала в виде автоматизированной тестовой работы в электронной образовательной среде вуза также считаем возможным к применению. Это позволяет избавить преподавателя от некоторой бумажной работы и сэкономить его рабочее время. В настоящее время в нашем университете вполне успешно функционируют автоматизированные тесты на базе программы «Мооё1е», использование которых достаточно эффективно, поэтому считаем необходимым и в дальнейшем использовать данные возможности, а также развивать их.

Следующей возможностью преподавания в условиях цифровизации является возможность приглашать на очные учебные занятия специалистов из других учебных заведений или сторонних, специализирующихся на чем-либо, компаний и организаций в дистанционном формате. Порой из-за большой загруженности по основному месту работы такие люди не имеют возможности посещать данные мероприятия и учебные занятия. Поэтому в рассматриваемом случае дистанционный формат положительно влияет на обмен опытом и знаниями. К примеру, по дисциплине «Основы управления

94

PEDAGOGICAL SCIENCES

в органах внутренних дел» преподавателями университета проводятся занятия с использованием технологий дистанционного обучения, совместно со специалистами ФКУ НПО «СТиС» МВД России, реализующих в своей деятельности научно-техническую политику ведомства.

Касательно тенденций развития процесса преподавания в условиях цифровизации образовательного процесса, можно сказать, что здесь требуется дополнительная активная работа учебных заведений, имеющих достаточно большую практическую направленность, по внедрению в процесс обучения технологий виртуальной и дополненной реальности. Это позволит использовать виртуальные лаборатории и симуляторы той или иной деятельности, способствующих эффективной выработке практических навыков у обучающихся.

Рассматривая данный вопрос в рамках нашего университета, имеющего ярко выраженную практическую направленность, можно сказать, что использование технологий виртуальной реальности является несомненно актуальным. Данные технологии позволят сформировать материально-техническую базу, способствующую овладению курсантами и слушателями практическими навыками и умениями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в условиях информатизации современного мира, в том числе и образовательной системы, процесс преподавания подвергнут качественным изменениям, способствующим появлению новых возможностей по эффективной подготовке высококвалицированных кадров.

Библиографический список

1. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. № 2 (31). С. 15.

2. Карандеева А. М., Кварацхелия А. Г., Ильичева В. Н., Насонова Н. А., Гундарова О. П. К вопросу цифровизации системы высшего профессионального образования // Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2020. С. 47-50.

Bibliographic list

1. Strokov A. A. Digitalization of education: problems and prospects // Bulletin of Minin University. 2020. No. 2 (31). р. 15.

2. Karandeeva A. M., Kvaratskhelia A. G., Ilyiche-va V. N., Nasonova N. A., Gundarova O. P. On the issue of digitalization of the system of higher professional education // Collection of materials of the All-Russian scientific and methodological conference with international participation. 2020. рр. 47-50.

Информация об авторе

С. В. Бубнов - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

S. V. Bubnov - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 07.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.