Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомиров Сергей Николаевич, Третьяченко Евгений Игоревич

Образовательный процесс в ведомственном вузе системы МВД России характеризуется высокой интенсивностью, личной и дисциплинарной и правовой ответственностью за успешность в учебно-служебной деятельности. В этой связи возникает актуальная задача по формированию рефлексивного компонента у курсантов при изучении гуманитарных дисциплин. Проведен анализ научной литературы, дано собственнонаучное понимание рефлексивности курсантов, как будущих специалистов ОВД. Схематически представлен алгоритм проведения рефлексивного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомиров Сергей Николаевич, Третьяченко Евгений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF A REFLEXIVE COMPONENT IN CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA THROUGH THE STUDY OF HUMANITIES

The educational process in the departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia is characterized by high intensity, personal and disciplinary and legal responsibility for success in educational and service activities. In this regard, there is an urgent task of forming a reflexive component in cadets when studying humanities. The analysis of scientific literature is carried out, the proper scientific understanding of the reflexivity of cadets as future specialists of the Department of Internal Affairs is given. The algorithm of the reflexive lesson is schematically presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Научная статья УДК 37.013.32; ББК 74.48 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-169-172 NIION: NIION: 2018-0077-2/22-158 MOSURED: 77/27-024-2022-02-357

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

К вопросу о формировании рефлексивного компонента у курсантов образовательных организации МВД России посредством изучения

гуманитарных дисциплин

Сергей Николаевич Тихомиров1, Евгений Игоревич Третьяченко2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 5103720@gmail.com

2 trethohol@mail.ru.

Аннотация. Образовательный процесс в ведомственном вузе системы МВД России характеризуется высокой интенсивностью, личной и дисциплинарной и правовой ответственностью за успешность в учебно-служебной деятельности. В этой связи возникает актуальная задача по формированию рефлексивного компонента у курсантов при изучении гуманитарных дисциплин. Проведен анализ научной литературы, дано собственно-научное понимание рефлексивности курсантов, как будущих специалистов ОВД. Схематически представлен алгоритм проведения рефлексивного занятия.

Ключевые слова: курсанты, рефлексивность, гуманитарные дисциплины, высшее образование Для цитирования: Тихомиров С. Н., Третьяченко Е. И. К вопросу о формировании рефлексивного компонента у курсантов образовательных организаций МВД России посредством изучения гуманитарных дисциплин // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 169-172. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-169-172.

Original article

To the question of the formation of a reflexive component in cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia

through the study of humanities

Sergey N. Tikhomirov1, Evgeny I. Tretyachenko2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 5103720@gmail.com

2 trethohol@mail.ru

Abstract. The educational process in the departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia is characterized by high intensity, personal and disciplinary and legal responsibility for success in educational and service activities. In this regard, there is an urgent task of forming a reflexive component in cadets when studying humanities. The analysis of scientific literature is carried out, the proper scientific understanding of the reflexivity of cadets as future specialists of the Department of Internal Affairs is given. The algorithm of the reflexive lesson is schematically presented.

Keywords: cadets, reflexivity, humanities, higher education

For citation: Tikhomirov S. N., Tretyachenko E. I. To the question of the formation of a reflexive component in cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia through the study of humanities // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):169-172. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-169-172.

© Тихомиров С. Н., Третьяченко Е. И., 2022

Отечественный педагогический опыт образовательных организаций высшего образования предопределил стратегическое направление в решении сложных задач современности, одной из которых является обновление методического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления применяемых в преподавании дисциплин педагогических технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст современного общества [2].

Успешность повседневной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел, как правило, зависит от глубокого анализа ее организации, осмысления и понимания причин достигнутых результатов служебного коллектива, от способности осознания вариативных действий подчиненных, понимания причин возможных неудач, что позволяет исследователям профессиональную правоохранительную деятельность рефлексивной по своей природе.

На расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшейся 3 марта 2021 года Президент России В. В. Путин в очередной раз подчеркнул: «Рассчитываю, что вы в полной мере используете свой оперативный, кадровый, технический потенциал, чтобы выйти на новые рубежи в повышении уровня безопасности людей, в обеспечении надежной защиты их прав, свобод и собственности. И прежде всего будете более решительно, наступательно бороться с криминальной угрозой» [1]. Это свидетельствует в том числе, о необходимости совершенствования образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях высшего образования системы МВД России, посредством расширения материально-технической базы, внедрения новых теоретико-методологических подходов в профессиональную подготовку обучающихся, привлечения практических специалистов органов внутренних дел и пр.

Рефлексия и рефлексивные принципы рассматриваются в научной литературе как универсальные инструменты, которые позволяют использовать потенциал рефлексивного подхода не только для осмысления, но и для преобразования образовательной практики в ведомственных образовательных организациях системы МВД России.

Существующая между становлением информационного общества и кардинальными изменениями в образовании причинно-следственная связь отражает основополагающие изменения в сфере производства и потребления информации и знаний [3]. Суть изменений сводится к тому, что информация и знания являются главной преобразующей силой современного общества. Новизна, быстротечность, ускорение - наиболее характерные черты жизнедея-

тельности современного человека. Цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет несколько лет, заметно опережая темпы смены поколений.

Успешность выполняемых служебных задач зависит от способности сотрудника полиции своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию, полагаем, что этому способствует рефлексивность.

Понимание и переосмысление собственного опыта обеспечивает рефлексия, которая является одним из механизмов самопознания. Современному обществу необходима личность, способная осуществлять саморазвитие в условиях рефлексии собственных способностей, знаний, умений, деятельности, ее результатов. Способность личности к осуществлению деятельности рефлексивного характера является одним из важнейших показателей ее компетентности, конкурентоспособности, успешности в осуществлении профессиональной деятельности [4]. Рефлексивное осмысление своего сознания, деятельности, поведения, опыта является конструктивным путем профессионального развития личности.

На методологическом уровне проблемы рефлексии представлены в исследованиях О. С. Анисимо-ва, К. Я. Вазиной, Ю. В. Громыко, В. В. Краевско-го, Г. П. Щедровицкого; педагогические аспекты рефлексии, ее значимость для профессиональной деятельности - в исследованиях К. А. Абульхано-вой-Славской, А. А. Вербицкого, Б. З. Вульфова, В. И. Загвязинского, О. К. Поздняковой, В. Г. Рын-дак, Л. Б. Соколовой, Г. С. Сухобской, Г. И. Щукиной. В методологическом плане понятие рефлексии является сложным и дискуссионным. Однако все авторы отмечают связь рефлексии с психическими процессами и механизмами саморегуляции деятельности.

Знания, наполненные личностным смыслом, преодолевают разобщенность, которая зачастую существует между изучаемым и постигнутым. Это позволяет сделать знания стимулами развития личностной сферы в целом, существенным компонентом разнообразных видов деятельности, активатором сознания, самопознания. Такой подход позволяет привнести в педагогическую науку рефлексивную парадигму.

Проведенная аналитическая работа позволяет нам определить рефлексивность курсантов образовательных организаций МВД России как будущих специалистов органов внутренних дел как интегра-тивное качество, основанное на способности к самоанализу и прогнозу возможных последствий от своих действий и принятых решений в различных условиях оперативно-служебной деятельности.

Полагаем, что при изучении гуманитарного цикла дисциплин профессорско-преподавательский

170

PEDAGOGICAL SCIENCES

состав образовательных организаций МВД России при проведении плановых учебных занятий должен использовать педагогические технологии, направленные на активизацию исследовательского, проектного, рефлексивного обучения в сочетании с технологиями развития критического мышления.

В качестве необходимого условия формирования рефлексивного компонента курсантов на учебном занятии является создание рефлексивной среды. Создание рефлексивной среды осуществляется с целью формирования следующих рефлексивных умений обучающихся: умения выделять главные элементы оперативной обстановки, фиксировать «знание о незнании»; находить пути выхода из затруднений

с коррекцией способа деятельности; прогнозировать конечный результат деятельности, умения проводить объективацию деятельности. Главным условием создания рефлексивной среды обучения служит использование на разных этапах занятий гуманитарного цикла приемов, актуализирующих разворачивание механизма рефлексии, проявляющегося в рефлексивных действиях: остановка, фиксация, отстранение, объективация, оборачивание.

Каждый этап учебного занятия предполагает включение механизма рефлексии в результате внедрения рефлексивных приемов. В связи с этим этапы учебного занятия можно представить следующим образом (см. рис. 1).

рефлексия результатов предыдущей работы

визуализация нового материала

1

Г'

рефлексивная практика под руководством преподавателя

рефлексия учебного занятия

рефлексивная самостоятельная практика курсантов

визуализация нового материала

н

самоконтроль знании курсантов

Рис. 1. Этапы учебного занятия с элементами рефлексии

Подводя итог исследованию отметим, что рефлексия (как один из механизмов мышления) обеспечивает важнейшие процессы будущей оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции: осознание целей оперативно-служебной задачи, самостоятельный выбор алгоритмов и стратегии ее выполнения; самостоятельную постановку служебной задачи посредством сопоставления достигнутых результатов с намеченными ранее; соотнесение текущих задач с насущными потребностями и необходимостью для профессиональной деятельности; мотивацию служебной деятельности; оценку и корректировку достигнутых результатов; анализ и обобщение результатов, сравнение и сопоставление требований задачи с освоенными методами, схемами, приемами оперативно-служебной деятельности; саморегуляцию, самооценку и самоконтроль личности.

Библиографический список

1. http://kremlin.ru/events/president/news/65090.

2. Русскова Ю. Н., Апухтин М. П., Ильин С. Ю. Вопросы интерактивного обучения в высшей школе // Государственная служба и кадры. 2020. № 5. С.258-260.

3. Ульянова И. В., Чуманов Ю. В. Проблема социальной нормы в педагогике постиндустриального общества // Инновации в образовании. 2021. № 5. С. 25-33.

4. Эрдниев А. С. Формирование профессиональных ценностных ориентиров курсантов образовательных организаций МВД России в цифровой среде : практическое пособие. Рязань : Изд-во ИП Колупаева Е.В. 2021. 58 с.

Bibliographic list

1. http://kremlin.ru/events/president/news/65090.

2. Russkova Yu. N., Apukhtin M. P., Ilyin S. Yu. Questions of interactive learning in higher school // Public service and personnel. 2020. No. 5. pp. 258-260.

3. Ulyanova I. V., Chumanov Yu. V. The problem of social norms in the pedagogy of post-industrial society // Innovations in education. 2021. No. 5. pp. 25-33.

4. Erdniev A. S. Formation of professional value orientations of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the digital environment: a practical guide. Ryazan : Publishing house of IP Kolupaeva E.V. 2021. 58 p.

Информация об авторах

С. Н. Тихомиров - профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. И. Третьяченко - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

S. N. Tikhomirov - Professor of the Department of Pedagogy, UNK PSD, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot', candidate of pedagogical sciences, associate professor;

E. I. Tretyachenko - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot'.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 07.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Дается характеристика служебному совещанию, показываются задачи, стоящие перед ним, обосновываются структура, формы и виды. Рассматриваются теоретические основы методов подготовки и способов проведения служебного совещания в системе управления правоохранительными органами с максимально возможной эффективностью использования служебного времени для достижения конкретных результатов профессиональной деятельности.

Служебное совещание в системе управления правоохранительными органами : учебник для студентов вузов / [И.В. Грошев и др.]. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 183 с. ISBN 978-5-238-02886-6

Для слушателей, магистров, аспирантов юридических специальностей, руководителей правоохранительных органов и всех тех, кто связан с процессами управления правоохранительными органами.

172

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.