Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Мякенький Григорий Сергеевич, Ушаков Михаил Андреевич

Предметом исследования является физическая подготовка курсантов и слушателей учебных организаций МВД России, способы выведения из равновесия и значение расслабляющих ударов при изучении и совершенствовании боевых приемов, а так же способы исправления ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Мякенький Григорий Сергеевич, Ушаков Михаил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE SUCCESSFUL PERFORMANCE OF COMBAT TECHNIQUES OF WRESTLING IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The subject of the study is the physical training of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, methods of disbalancing and the importance of relaxing strokes in the study and improvement of combat techniques, as well as ways to correct mistakes.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 377; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-152-155 NIION: 2018-0077-2/22-155 MOSURED: 77/27-024-2022-02-354

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Факторы, влияющие на успешное выполнение боевых приемов борьбы в системе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Владимир Александрович Синянский1, Григорий Сергеевич Мякенький2, Михаил Андреевич Ушаков3

1 Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России, Владивосток, Россия, rahmetv@mail.ru

2 Московское высшее общевойсковое командное орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище» Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия, evc90@mail.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, russkii-boxer@gmail.com

Аннотация. Предметом исследования является физическая подготовка курсантов и слушателей учебных организаций МВД России, способы выведения из равновесия и значение расслабляющих ударов при изучении и совершенствовании боевых приемов, а так же способы исправления ошибок.

Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приемы борьбы, обучение курсантов, высшее образование, профессиональная подготовка

Для цитирования: Синянский В. А., Мякенький Г. С., Ушаков М. А. Факторы, влияющие на успешное выполнения боевых приемов борьбы в системе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 152-155. https:// doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-152-155.

Original article

Factors influencing the successful performance of combat techniques of wrestling in the system ofphysical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry oflnternal Affairs of Russia

Vladimir A. Sinyansky1, Grigory S. Myakenky2, Mikhail A. Ushakov3

1 Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vladivostok, Russia, rahmetv@mail.ru

2 Moscow Higher Combined Arms Command of the Orders of Lenin and the October Revolution Red Banner School of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, evc90@mail.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot', Moscow Russia, russkii-boxer@gmail.com

Abstract. The subject of the study is the physical training of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, methods of disbalancing and the importance of relaxing strokes in the study and improvement of combat techniques, as well as ways to correct mistakes.

Keywords: physical training, fighting techniques of wrestling, training of cadets, higher education, professional training

© Синянский В. А., Мякенький Г. С., Ушаков М. А., 2022

For citation: Sinyansky V. A., Myakenky G. S., Ushakov M. A. Factors influencing the successful performance of combat techniques of wrestling in the system of physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):152-155. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-152-155.

Выполняя служебные обязанности, каждый сотрудник полиции в любое время должен быть готов к защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, к противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Значит в его повседневной рутине могут произойти служебно-боевые ситуации, связанные с активным сопротивлением правонарушителя или нападением на сотрудника а значит ему придется применять физическую силу, а возможно и специальные средства или огнестрельное оружие в рамках правового поля Российской федерации.

Зачастую, от правильного выполнения боевых приемов борьбы зависит здоровье и жизнь граждан, и самих сотрудников органов внутренних дел. Непосредственное пресечение правонарушений и преступлений характеризуется полным контролем над действиями задерживаемого и обеспечением личной безопасности сотрудника.

Выведения противника из равновесия - один из важных элементов боевых приемов борьбы. Это обусловлено тем, что сотрудник ОВД может столкнуться с более сильным и физически развитым, агрессивным правонарушителем, который может применить грубую силу в отношении сотрудника, в таком случае - блюститель правопорядка оказывается в ситуации, когда он будет уступать в физическом плане оппоненту,а значит сотрудник обязан быть не только физически развит на достаточном уровне, но быть и технически подкован и проявить решительность в сложной служебно-боевой обстановке. Обучение грамотному применению расслабляющего удара, который способствует успешному применению приема и нередко позволяет нивелировать некоторые преимущества, оказывающего активное сопротивление правонарушителя.

Следует отметить, что в период освоения курсантами и слушателями сложно-координационных двигательных навыках изучая боевые приемы борьбы, подавляющее большинство из них не уделяют должного внимания двум важнейшим компонентам — это своевременно выполненные расслабляющие удары и выведение ассистента из равновесия.

Проводящему занятия по физической подготовке необходимо уделять внимание умению кратковременно вынудить противника утратить устой-

чивое положение, то есть вывести из равновесия, причем самому сохранить контроль своего положения и «в момент» выполнить решающие действия ведущие к задержанию правонарушителя. Во время выведения ассистента из равновесия, курсант и слушатель должен осознавать практическое значение этого элемента и стараться довести его до автоматизма. Для более осознанного изучения способов выведения из равновесия необходимо оценить этот элемент, находясь в роли ассистента на котором проводится прием.

Обучаемый должен понимать и осознавать связь изучаемых действий, а также усваивать закономерность проводимых приемов и воздействие этих самых приемов на двигательную устойчивость ассистента. Курсанты и слушатели должны продолжать совершенствовать навыки выведения противников из равновесия в группах спортивного совершенствования. Базовым условием реализации такой формы как самоподготовка (саморазвитие) является высокий уровень внутренней мотивации профессионального развития1.

Если с совершенствованием навыка обучаемого выведения из равновесия на занятиях сложностей не возникает, то нанесение расслабляющих ударов сильно ограничивается мерами безопасности В рамках занятий от курсанта и слушателя требуется обозначение значения расслабляющего удара, который применяется в качестве фактора, сбивающего сопротивление правонарушителя и способствует качественному проведению приема задержания ассистента (правонарушителя).

Существует один нюанс в обучении боевым приемам борьбы заключается он в том, что ситуации, моделируемые на занятиях, не всегда приближены к реальным: в условном спарринге у обучающегося есть время на принятие правильного решения, которого в реальной ситуации обычно нет. Кроме того, на учебных занятиях «факторы неожиданности» не являются таковыми: у курсанта и слушателя отсутствует страх и напряжение, так как он ожидает действий от партнера.

1 Каленик Р. С. Педагогические условия обеспечения физической подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт : сборник статей. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 52—55.

В стремлении создать обстановку, приближенную к реальной служебно-боевой, считаем необходимым совершенствуя приобретенные навыки, ставить задачи ассистенту по имитации нападения на сотрудника, исключая возможность знать сотруднику какие действия собирается предпринять ассистент. И здесь встречаются сложности связанные с безопасностью обучающихся сотрудников, необходимо тщательно доводить меры безопасности и подробно ставить задачи, согласно роли каждого.

Вывод. Для проведения занятий по физической подготовке раздела «Боевые приемы борьбы» необходимо привлекать преподавателей имеющих спортивный опыт в единоборствах и опыт службы в практических органах. Такой преподаватель или инструктор знаком с психологией правонарушителя и основами биомеханики боевых приемов борьбы, следуя ведомственным приказам и инструкциям сможет обучить воспитанников правильному выполнению приемов, нанесению ударов, и грамотной тактике действий сотрудника в случае активного сопротивления правонарушителя в реальном противоборстве на улице, в помещении, в транспорте и т.д.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 24.02.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021).

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 27.07.2020).

3. Акопов А. А., Вашурин К. М. Боевые приемы самбо : учебно-методическое пособие. М., 1970.

4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М. : Физкультура и спорт, 1985.

5. Каленик Р. С. Педагогические условия обеспечения физической подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт : сборник статей. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова, 2015. С.52-55.

6. Кравчук А. И. Проблемы интерпретации отдельных пунктов «Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской федерации» по вопросам необходимости нанесения расслабляющего удара // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 18-2.

7. Лигута В. Ф., Серебрянников В. А., Кше-вин В. С. Практика применения болевых приемов в стойке сотрудниками ДПС в процессе выполнения оперативно-служебных задач // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169).

Bibliographic list

1. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» (as amended on 02/24/2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2021).

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450 dated July 1, 2017 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» (ed. dated 27.07.2020).

3. Akopov A. A., Vashurin K. M. Combat techniques of Sambo : an educational and methodical manual. M., 1970.

4. Bogen M. M. Training in motor actions. M. : Physical culture and sport, 1985.

5. Kalenik R. S. Pedagogical conditions for ensuring physical training of the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Improvement of physical, fire and tactical-special training of law enforcement officers. Physical training and sports : a collection of articles. Orel : Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2015. pp. 52-55.

6. Kravchuk A. I. Problems of interpretation of individual paragraphs of the «Instructions on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation» on the need for a relaxing blow // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2018. No. 18-2.

7. Liguta V. F., Serebryannikov V. A., Kshevin V. S. The practice of using painful techniques in a stand by traffic police officers in the process of performing operational and service tasks // Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. 2019. № 3 (169).

Информация об авторах

В. А. Синянский - старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат педагогических наук;

Г. С. Мякенький - преподаватель кафедры физической подготовки ФГКВОУ ВО «Московское высшее общевойсковое командное орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище» Министерства обороны Российской Федерации;

М. А. Ушаков - заместитель начальника кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

V. A. Sinyansky - Senior Lecturer of the Department of Tactical, Special, Fire and Physical Training of the Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences;

G. S. Myakenky - Teacher of the Department of Physical Training of the Moscow Higher Combined Arms Command of the Orders of Lenin and the October Revolution Red Banner School of the Ministry of Defense of the Russian Federation;

M. A. Ushakov - Deputy Head of the Department of Physical Training of the UNK JV of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot'.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 21.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. :

ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".

Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессионалфьных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).

ШН№

АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДДЛОГННИ ИЖИЮЛйГЫП

Ь tMfllÉP* ВЫСШЕГО овгавДйл

ЪА Giu=-An-=i

fill!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.