УДК 796
К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ КОМБИНАЦИЯМ ИЗ БОЛЕВЫХ ПРИЕМОВ И БРОСКОВ
TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF TEACHING CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA COMBINATIONS OF PAINFUL TECHNIQUES AND THROWS
Костиков Константин Николаевич
преподаватель
кафедра физической подготовки учебно-научного комплекса
специальной подготовки
Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
имени В. Я. Кикотя г. Москва, Россия Kostikov Konstantin Nikolaevich
lecturer
department of physical training of the educational and scientific complex
of special training
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia
Гуликян Армен Арменович
преподаватель
кафедра физической подготовки учебно-научного комплекса
специальной подготовки
Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
имени В. Я. Кикотя г. Москва, Россия Gulikyan Armen Armenovich
lecturer
department of physical training of the educational and scientific complex
of special training
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы обучения курсантов образовательных организаций системы Министерства внутренних дел (МВД) России комбинациям из болевых приемов борьбы и бросков с точки зрения педаго-гического процесса. Боевые приемы борьбы являются важнейшей частью обучения сот -рудников органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку представляют собой практическую реализацию права на применение физической силы, установленную Федеральным Законом «О полиции». Освещаются вопросы принципов данной деятель-
ности, его основных элементов и проблемных аспектов. Анализируются двигательные аспекты выполнения простейших болевых и бросковых приемов, делаются выводы о необходимости соблюдения основных условий применения боевых приемов борьбы в ситуации реального противостояния с правонарушителем. Раскрывается содержа -ние таких условий как неожиданность, применение расслабляющего удара, сохранение собственного равновесия.
Abstract. This article discusses the theoretical foundations of teaching cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia combinations of painful fighting techniques and throws from the point of view of the pedagogical process. Combat fighting techniques are an essential part of the training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, since they represent the practical realization of the right to use physical force established by the Federal Law «On Police». The issues of the principles of this activity, its main elements and problematic aspects are highlighted. The motor aspects of performing the simplest painful and throwing techniques are analyzed, conclusions are drawn about the need to comply with the basic conditions for the use of combat fighting techniques in a situation of real confrontation with the offender. The content of such conditions as surprise, the use of a relaxing blow, the preservation of one's own balance is revealed.
Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы; броски; комбинации; обучение курсантов.
Keywords: physical training; combat techniques; throws; combinations; training of cadets.
Владение боевыми приемами борьбы - одна из ключевых компетенций, которой должны обладать все сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации. Они являются материальным выражением самого права, установленного Федеральным Законом «О полиции» на применение физической силы. При этом, механическая часть выполнения боевых приемов борьбы требует от сотрудника определенной доли автоматизма, которая позволит, в ситуации реального противоборства с правонарушителем, без раздумий подавить его сопротивление.
Ключевыми элементами всего теоретического и практического блока изучения боевых приемов борьбы в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (РФ) являются болевые и бросковые приемы. Именно им уделяется наибольшее количество учебного времени, поскольку они составляют фундамент компетенции полицейского по применению физической силы.
Под болевыми приемами понимается любое физическое воздействие человека на своего противника с целью причинения ему стойких болевых ощущений, подавляющих его волю к дальнейшему сопротивлению. При этом, если мы рассматриваем именно категорию «болевые приемы», в нее не следует включать любые ударные техники, в том числе, с применением специальных средств, поскольку они составляют отдельную категорию боевых приемов борьбы.
Болевые приемы могут использоваться как самостоятельно, в качестве простейших движений, направленных на подавление воли противника путем создания у него стойких болевых ощущений, либо в комбинации с иными боевыми приемами борьбы. В последних случаях болевые приемы будут выступать средством облегчения выполнения иных элементов, например, задержание правонарушителя. Рассмотрим простейшие болевые приемы, применению которых обучаются
сотрудники органов внутренних дел РФ [7, с. 392]:
- рычаги - их суть заключается в перемещении части тела противника в сторону, противоположную направлению естественного сгиба. Любая конечность человека имеет «направление естественного сгиба» - та часть пространства, в которую часть тела может перемещаться без возникновения каких-либо болевых ощущений или повреждений. Наиболее типичный пример - руки человека, которые сгибаются свободно в направлении внутренней части локтя. Рычаг, как болевой прием, предусматривает изменение положения конечности в сторону, противоположную направлению естественного сгиба. Такие действия моментально приводят к возникновению болевых ощущений, поскольку строением организма такие движения не предусматриваются;
- дожимы - перемещение конечности по направлению естественного сгиба, однако, за пределы максимально возможного предела такого сгиба. У каждой части тела имеется такой предел, выход за который создает также стойкие болевые ощущения;
- скручивания - воздействие на конечности человека, связанное с их выкручиванием, без изменения местоположения. Такое выкручивание может осуществляться как по часовой стрелке, так и против нее. Поскольку суставы конечностей человека предусматривает возможность выкручивание лишь до определенного предела, выход за который вызывает стойкие болевые ощущения.
Под бросками в современной литературе понимают выполнение таких движений, которые при контакте с противником позволяют вывести его из равновесия и привести в горизонтальное положение. Бросковая техника используется в деятельности сотрудников органов внутренних дел неслучайно. Эффективность применения данных приемов обуславливается несколькими факторами [3, с. 56]:
- броски позволяют выводить противника из состояния равновесия, что, во-первых, дезориентирует его и не позволяет оперативно осмысливать происходящее, а во-вторых, не дает возможности моментального оказания физического противодействия при задержании;
- броски позволяют приводить противника в горизонтальное положение, что также способствует дезориентированию и получению сотрудниками органов внутренних дел тактического преимущества;
- броски причиняют болевые ощущения противнику, что также сказывается на его способности к моментальному реагированию и оказанию открытого силового противодействия [6, с. 163].
Сегодня при подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел (МВД) России подлежат обязательному освоению следующие бросковые техники:
- «бросок через бедро»;
- «передняя подножка»;
- «задняя подножка»;
- «бросок с захватом двух ног сзади»;
- «бросок с захватом двух ног спереди».
Бросок состоит из различных элементов, движений и фаз, и является сложно-координационным действием, и поэтому без определенной целенаправленной и тщательной подготовки выполнить его сложно. Но умело и правильно выполненный бросок служит быстрым эффективным средством перевода партнера, правонару-шителя в положение лежа, которое является наиболее безопасным и рациональным для проведения дальнейших действий, таких как наружный осмотр, надевание наручников и так далее.
Применение любых комбинаций боевых приемов борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ должно сопровождаться соблюдением трех тактических принципов, которые позволят такие комбинации проводить наиболее эффективно:
1) неожиданность - действия сотрудника по применению боевого приема борьбы должны всегда носить упреждающий характер. В ситуации реального противостояния, правонарушитель не должен ожидать или предугадать конкретный момент начала применения боевого приема борьбы, чтобы у него не появилось возможности продумать свои действия или оказать какое-либо действенное сопротивление;
2) сохранение собственного равновесия при его разбалансировании у противника - в процессе применения боевого приема борьбы, основной задачей сотрудника органов внутренних дел будет выведение противника из равновесия. Если такая задача будет достигнута, с большой долей вероятности, прием будет доведен до конца, а воля к сопротивлению правонарушителя подавлена. В свою очередь, полицейскому важно, при всем этом, сохранить собственное равновесие, иначе он рискует потерять техническое и тактическое преимущество;
3) нанесение расслабляющего удара. Является обязательным элементом выполнения любого боевого приема борьбы. Он применяется для обеспечения элемента внезапности с одновременным обеспечением расслабления его мышц, чтобы в момент задержания он не смог резким движением свести на нет усилия сотрудника [1, с. 119].
Выбор места нанесения расслабляющего удара также следует производить с учетом определенной тактики. Основными для этой деятельности являются два правила:
- необходимо выбирать направление удара с учетом минимизации ущерба, то есть, например, паховую область, в качестве точки нанесения расслабляющего удара, следует выбирать в исключительных случаях, поскольку это одна из наиболее травмоопасных зон, где можно причинить существенный вред здоровью противника, чего сотрудник полиции при всех возможностях должен избегать до последнего;
- следует наносить дозированный по силе удар - он должен причинять боль, но не наносить травму.
В качестве точек нанесения расслабляющего удара выбираются наиболее уязвимые к болевому воздействию места (лицо, паховая область), либо более рефлексозависимые части тела (голеностоп). Расслабляющий удар наносится, как правило, при использовании боевых приемов борьбы спереди, то есть при прямом
лицевом подходи к сопернику. Использование расслабляющих ударов при подходе сзади, по нашему мнению, в большинстве случаев является нецелесообразным, так как цели этих самых расслабляющих ударов достигаются за счет использования элемента неожиданности [4, с. 170].
Комбинациями бросковых и болевых приемов будет считаться их последовательное использование для более эффективного достижения целей применения физической силы сотрудником полиции. Проведенный анализ случаев применения бросковых и болевых приемов в ситуациях открытого противостояния с преступником показывает, что в большинстве случаев используется комбинация, начинающаяся именно с броскового приема с дальнейшим переходом на болевой прием и непосредственное задержание противника. Как правило, комбинации из одного броскового и одного болевого приема оказывается достаточно для выведения соперника из равновесия и последующего задержания. Однако, для большей эффективности у сотрудника полиции всегда имеется возможность использования комбинации из одного броскового и 2 болевых приемов (воздействие на икроножную мышцу и загиб руки за спину, выкручивание и тому подобное).
Исследование методики обучения курсантов образовательных организаций системы МВД России комбинациям невозможно без изучения основных принципов организации деятельности по организации обучения.
Принцип систематичности тренировочных занятий. Выработка двигательных навыков применения боевых приемов борьбы, а, в особенности, комбинаций из нескольких приемов, требует постоянного повторения и совершенствования. Повторение необходимых бросков и болевых приемов необходимо регулярно осуществлять не только во время занятий, но и во время самостоятельной подготовки. Естественно, данная деятельность требует крайней степени дисциплинированности для планирования подобных занятий, в купе с подготовкой к теоретическим дисциплинам и развитием общефизических качеств. Помимо перечисленного, данный принцип предполагает постепенное возрастание нагрузки, то есть, в нашем случае, увеличения количества, скорости и качества повторений отрабатываемых приемов [4, с. 169].
Обеспечению данного принципа должно соответствовать методического сопровождение со стороны преподавательского состава, прежде всего в части, касающейся:
- регулярной организации отработки навыков применения боевых приемов;
- правильной постановке задач на самостоятельную подготовку;
- доступного разъяснения всех элементов отрабатываемых приемов;
- внешнего контроля правильности выполнения;
- возможности расчленения отдельных элементов выполнения упражнений.
Принцип доступности материала. Информация о порядке выполнения упражнений и других аспектах данной деятельности является довольно специфической, ввиду чего, найти правильную литературу в открытых источниках не представляется возможным. Преподавателям необходимо оказывать личные консультации курсантам по вопросам выполнения, разрабатывать учебно-наглядные пособия, искать способы более доступного запоминания отдельных элементов. Также необходимо
обращать внимание на тревожные тенденции к совершению двигательных рефлекторных ошибок, который нарушают общие принципы выполнения отдельных приемов.
Принцип закрепления. При проведении занятий по изучению и отработке навыков курсантов нежелательно перегружать информацией, касающейся большого количества разнородных приемов, это негативно сказывается на процессе запоминания и выработке автоматизма. При демонстрации техники приемов необходимо давать время на обдумывание, первичную отработку отдельных движений, выбор тактики движения ног, рук и тела.
Принцип наглядности. Специфичность изучаемых аспектов предъявляет особые требования к процессу обучения: создается необходимость максимальной визуализации процесса обучения. Курсанты должны видеть, каким образом выполняется каждый элемент упражнения по отдельности и, в совокупности, оптимальную скорость проведения броска, оптимальный угол сгиба при использовании болевых приемов, правильную постановку ног, загибы и тому подобное. Недостаток наглядности может отрицательно сказываться на процессе обучения - будут создаваться негативные рефлекторные движения, которые будут обеспечивать неправильность выполнения элементов боевых приемов борьбы, чего естественно допускать не следует [5, с. 320].
Принцип самосохранения. Отработка практических навыков использования боевых приемов борьбы - крайне травмоопасная деятельность. Поэтому преподавателям необходимо обращать особое внимание на разминочные упражнения, знание и применение приемов самостраховки, размеренности в применении некоторых аспектов, например, расслабляющих ударов. Особое внимание следует обращать на технику выполнения бросков и на самочувствие ассистентов - далеко не каждый человек, даже с хорошей физической подготовленностью, может вынести на себе серию из 20-30 бросков. При получении травм необходимо немедленно прерывать занятия, принять меры по оказанию первой помощи и в кратчайшие сроки обеспечить прибытие сотрудников медицинских частей.
Таким образом, нами были рассмотрены теоретические основы обучения курсантов образовательных организаций системы Министерства внутренних дел России, комбинации из бросковых и болевых ударов в условиях открытого противоборства с преступником. Удалось изучить понятия и основные составляющие бросковых и болевых приемов. Было обращено особое внимание на методы нанесение расслабляющего удара. При организации занятий обязательно следует руководствоваться приведенными принципами, которые являются своеобразным фундаментом для эффективного и безопасного проведения занятий по физической подготовке.
Литература
1. Гуралев В. М., Горелик А. В. Выведение из равновесия как основа выполнения броскови болевых приемов в системе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Научный компонент. 2020. № 3 (7). С. 118-127.
2. Ефременко М. А. Содержание и последовательность обучения боевым приемам борьбы в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей : сборник статей (Орел, 28 февраля 2017 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 68-74.
3. Кузнецов М. Б., Смирнов В. Н., Ретинская Ю. А. Теоретические основы обучения курсантов МВД России боевым приемам борьбы // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. № 7. С. 55-61.
4. Панферов Р. Г. Проблемы обучения бросковой технике курсантов образовательных организаций системы МВД России // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 168-172.
5. Петров Д. М. Теоретические основы обучения курсантов образовательных организаций МВД России комбинациям из болевых приемов и бросков // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел : Материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 30 ноября 2020 г.). Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 319-323.
6. Подрезов И. Н. Некоторые особенности современных методик обучения курсантов образовательных организаций системы МВД России боевым приемам борьбы // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола (г. Орел, 24 июня 2021 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2021. С. 162-167.
7. Кукало Е. В., Стручков А. С., Арутюнян В. Н. Применение приемов борьбы самбо при совершенствовании обучения боевым приемам борьбы обучающихся в высших образовательных учреждениях МВД России // Энигма. 2019. № 8-1. С. 390-394.
References
1. Guralev V. M., Gorelik A. V. Vyvedenie iz ravnovesiya kak osnova vypolneniya broskovi bolevykh priemov v sisteme fizicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del [Disengage as the basis for performing throws and painful holds in the system of physical training of employees of internal affairs bodies]. Nauchnyy komponent - Scientific component, 2020, no. 3 (7), pp. 118-127.
2. Efremenko M. A. Soderzhanie i posledovatel'nost' obucheniya boevym priemam bor'by v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [The content and sequence of training in combat techniques of struggle in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov i slushateley: sbornik statey (Orel, 28 fevralya 2017 g.). [Actual problems of physical culture and sports of cadets and listeners: Collection of articles, Orel, February 28, 2017). Orel, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanova, 2017, pp. 68-74. (In Russia).
3. Kuznetsov M. B., Smirnov V. N., Retinskaya Y. A. Teoreticheskie osnovy obucheniya kursantov MVD Rossii boevym priemam bor'by [Theoretical foundations of training cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in combat fighting techniques]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport - Izvestia TulGU. Physical education. Sport, 2020, no. 7, pp. 55-61.
4. Panferov R. G. Problemy obucheniya broskovoy tekhnike kursantov obrazova-tel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii [Problems of teaching cadets in throwing technique of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 168-172.
5. Petrov D. M. Teoreticheskie osnovy obucheniya kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii kombinatsiyam iz bolevykh priemov i broskov [Theoretical foundations of training cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in combinations of painful holds and throws]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya taktiko-spetsial'noy, ognevoy i professional'no-prik-ladnoy fizicheskoy podgotovki v sovremennom kontekste prakticheskogo obucheniya sot-rudnikov organov vnutrennikh del : Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Sankt-Peterburg, 30 noyabrya 2020 g.). [Actual problems of improving tactical-special, fire and professional-applied physical training in the modern context of practical training of employees of internal affairs bodies : Proceedings of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, November 30, 2020). St. Petersburg : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2020, pp. 319-323. (In Russia).
6. Podrezov I. N. Nekotorye osobennosti sovremennykh metodik obucheniya kursan-tov obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii boevym priemam bor'by [Some features of modern methods of teaching cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia combat techniques]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov : sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola (g. Orel, 24 iyunya 2021 g.). [Improving the physical training of law enforcement officers: Collection of articles of the All-Russian round table, Oryol, June 24, 2021). Orel, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, 2021, pp. 162167. (In Russia).
7. Kukalo E. V., Struchkov A. S., Arutyunyan V. N. Primenenie priemov bor'by sambo pri sovershenstvovanii obucheniya boevym priemam bor'by obuchayushchikhsya v vysshikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii [Application of sambo wrestling techniques when improving training in combat wrestling techniques for students in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Enigma, 2019, no. 8-1. pp. 390-394.