Научная статья на тему 'Методические особенности обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам освобождения от захватов, обхватов и удержаний лежа в аспекте решения проблемы физической безопасности личности полицейского'

Методические особенности обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам освобождения от захватов, обхватов и удержаний лежа в аспекте решения проблемы физической безопасности личности полицейского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ОСВОБОЖДЕНИЯ / ЗАХВАТ / ОБХВАТ / УДЕРЖАНИЯ ЛЕЖА / БЕЗОПАСНОСТЬ / FIGHTING TECHNIQUES OF STRUGGLE / LIBERATION / CAPTURE / GRASP / HOLD / LYING DOWN / SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

В статье рассматриваются основные методы изучения и совершенствования боевых приемов борьбы в образовательных организациях МВД России для эффективного выполнения оперативно служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN METHODS OF RELEASE FROM THE GRIPS, girths' AND DEDUCTIONS LYING IN THE ASPECT OF SOLVING THE PROBLEM OF PHYSICAL SECURITY OF THE POLICE OFFICER'S PERSONALITY

The article discusses the main methods of studying and improving fighting techniques in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for effective performance of operational and service tasks.

Текст научной работы на тему «Методические особенности обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам освобождения от захватов, обхватов и удержаний лежа в аспекте решения проблемы физической безопасности личности полицейского»

УДК 796.011.3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРИЕМАМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАХВАТОВ, ОБХВАТОВ И УДЕРЖАНИЙ ЛЕЖА В АСПЕКТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО

METHODICAL FEATURES OF TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF

THE MIA OF RUSSIA IN METHODS OF RELEASE FROM THE GRIPS, girths' AND DEDUCTIONS LYING IN THE ASPECT OF SOLVING THE PROBLEM OF PHYSICAL SECURITY

OF THE POLICE OFFICER'S PERSONALITY

Алдошин Андрей Витальевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Aldoshin Andrey Vitalievich candidate of pedagogics, assistant professor department of" Physical training and sports» Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы изучения и совершенствования боевых приемов борьбы в образовательных организациях МВД России для эффективного выполнения оперативно-служебных задач.

Abstract. The article discusses the main methods of studying and improving fighting techniques in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for effective performance of operational and service tasks.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, освобождения, захват, обхват, удержания лежа, безопасность.

Keywords: fighting techniques of struggle, liberation, capture, grasp, hold, lying down, security.

Часто в ситуациях оказания сопротивления правонарушитель захватывает сотрудника за одежду, туловище, конечности или волосы, пытается изъять оружие из его кобуры, или в случае падения удерживает сотрудника прижатым к земле, получая, таким образом, тактическое преимущество. В связи с этим необходимо уметь быстро, с минимальной затратой сил и времени освободиться от захватов, обхватов, удержаний и задержать нападающего. Захваты и обхваты могут осуществляться кистями рук, плечом и предплечьем, между туловищем и плечом или, обхватывая туловище двумя руками, кисти которых соединены в замок. Наиболее типичными захватами и обхватами стоя, встречающимися в практике силового противодействия, освобождения от которых должны знать сотрудники органов

внутренних дел, являются захваты одной и обеих рук за запястья, рукава, одежду на груди, за горло, ноги, волосы на голове при подходе спереди или сзади, удушающие захваты плечом и предплечьем за шею сзади и сбоку, обхваты туловища с руками и без рук при подходе спереди и сзади [1, с. 6]. Кроме того, возможны попытки правонарушителя изъять оружие из кобуры сотрудника при подходе сзади, сбоку или спереди, а в положении лежа противник может блокировать действия сотрудника приемами удержания сбоку, поперек или верхом. Освобождение от захватов и обхватов может осуществлять путем срыва захвата и проведением, в зависимости от ситуации и решаемой задачи, ответных приемов: нанесение удара рукой или ногой или серии ударов в уязвимые места; проведение болевого приема на руку; проведение броска с последующим проведением приемов в положении противника лежа; отбегание (разрыв дистанции) с извлечением палки резиновой или взятием подручного средства, нанесение удара или серии ударов; отбегание (разрыв дистанции) с извлечением пистолета и задержанием с угрозой его применения. Освобождение от некоторых захватов и обхватов может осуществляться без предварительного срыва захвата, а непосредственно в процессе проведения загиба руки за спину скручиванием руки внутрь. Многообразие видов захватов и обхватов влияет на выбор способов освобождения. Выбор способа освобождения исключительно индивидуален, так как здесь требуется учитывать вес, рост, активность нападающего, свои возможности, окружающую обстановку и т.п. [2, с. 107]. Защищающийся должен мгновенно оценить ситуацию и неожиданно, быстро и решительно провести самый простой, но наиболее эффективный прием. Приемы освобождения от захватов, обхватов, удержаний лежа, попыток обезоружить (изъять оружие из кобуры) основываются на болевых воздействиях на уязвимые места тела нападающего. Прежде всего, это нанесение противнику расслабляющего удара рукой, ногой, головой или выполнение болевого захвата, надавливания или другого болевого воздействия с целью расслабить захват и рассредоточить внимание нападающего, с последующим воздействием на него болевыми приемами, бросками или другими приемами провести задержание. При этом пресекая попытку изъять оружие из кобуры, сотруднику сначала надо зафиксировать (захватить) атакующую руку, не давая возможности добраться до оружия. Если противник пытается провести удержание лежа, надо упереться голенью и руками в атакующего и не дать ему прижаться к своему туловищу, в противном случае (произведено удержание) надо перекатом (перетаскиванием) атакующего через себя, отжиманием, захватом ногами его головы или другими приемами уйти с удержания, после чего провести задержание противника [3, с. 179]. Таким образом, схематично порядок освобождения от захватов и обхватов стоя можно представить следующим образом: нанесение расслабляющего удара - освобождение от захвата или обхвата - ограничение свободы передвижения (задержание) противника, а пресечение попытки обезоружить (изъять оружие из кобуры) выполняется по схеме: фиксация (захват) атакующей руки (рук) противника - обозначение расслабляющего удара -ограничение свободы его передвижения (задержание). Освобождение от захватов, обхватов, удержаний лежа, пресечение попыток изъять оружие из кобуры, как правило, осуществляется болевыми приемами на руку, фактически эти действия

являются ситуациями применения болевых приемов. Разучивание приемов проводится в зале со специальным покрытием (борцовский ковер, татами), их совершенствование может осуществляться на полу (без матов), на спортивной площадке или на местности. Во избежание травматизма особое внимание уделяется подготовке мест занятий и организма обучающихся к выполнению упражнений, приемов и действий, требующих высокой координации и быстроты их исполнения. Для этого перед выполнением болевых приемов даются дополнительные упражнения на растягивание мышц и связок суставов, на которые оказывается болевое воздействие, преподавателем также проводится дополнительный инструктаж по мерам безопасности. Обучение приемам проводится в разомкнутом строю применением разнообразных упражнений и тренировочных заданий, выполняемых методами расчлененно-конструктивного и целостно-конструктивного упражнения, а в процессе совершенствования - повторным методом. При этом применяются фронтальный (двухсторонний) и поточный способы организации занимающихся в парах (один ассистент выполняет роль сотрудника, другой - правонарушителя, с последующей сменой ролей между ассистентами). Приемы разучиваются в обе стороны, правой и левой конечностями по частям, разделениям (сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе), слитно в медленном, а затем в быстром темпе, причем необходимо особое внимание обратить на меры безопасности.

Проводя отработку приемов преподавателю необходимо:

- правильно показывать прием, в нужном темпе и удобном для наблюдения ракурсе;

- объяснять прием в соответствии с принятой терминологией, четко формулировать и доводить смысл каждого двигательного задания для обучающихся, следить за дисциплиной и соблюдением ими мер безопасности;

- помогать занимающимся дополнительным показом, подсчетом и указаниями, исправлять ошибки по ходу выполнения приемов или при необхо-димости делать перерыв для внесения поправок;

- подавать команды и распоряжения своевременно и достаточно громко, при этом используются следующие команды: для подготовки к выполнению приема -«ПРИГОТОВИТЬСЯ»; для выполнения приема - «ПРИЕМ»; для фиксации приема на определенной фазе - «СТОП»; для завершения приема - «ОТПУСТИТЬ ЗАХВАТ»; для выполнения комбинаций из приемов и действий даются задания, а затем исполнительная команда «ВПЕРЕД».

Дальнейшее совершенствование приемов освобождения от захватов, обхватов стоя, удержаний лежа, пресечения попыток изъять оружие из кобуры и их комбинаций проводится в усложненных условиях с элементами моделирования ситуаций служебной деятельности, в том числе с учетом междисцип-линарных связей, повышенной эмоциональной напряженностью и примене-нием служебно-прикладных комплексных заданий, что предполагает формирование профессионально важных психофизических качеств и способности их реализовать в рамках решения задач, связанных с силовым противодействием, а также овладение необходимым диапазоном тактико-технических взаимодействий с «правонару-

шителем», в ходе которых у обучающихся вырабаты-вается способность самостоятельно и творчески действовать при решении учебно-служебных заданий, моделирующих условия максимально приближен-ные к реальным ситуациям оперативно-служебной деятельности, где необходимо применение боевых приемов борьбы. В процессе решения таких задач право выбора конкретных технико-тактических действий предоставляется самому сотруднику. При этом приемы выполняются с элементами моделирования условий служебной деятельности, которые включают в себя два взаимосвязанных пути: первый - приближение внешних условий занятияк реальным условиям оперативно-служебной деятельности (воспроизведение внешней картины); второй - приближение внутренних (психофизических) условий занятия к реальности, возможно более точное воспроизведение занимающимися психофизической деятельности, которая максимально близкак той, что бывает на практике. Для этого занятие насыщается элементами быстрого изменения обстановки, риска и внезапности, противодействия и борьбы, упражнения выполняются с высокой скоростью и темпом.

Например:

- отработка приемов поточным методом, смысл которого заключается в том, что несколько технических действий выполняются в подряд без паузы для отдыха, причем каждый прием применяется против нового ассистента;

- выполнение заданий в форменной одежде, в том числе с элементами бронезащиты, в ограниченном пространстве, в условиях активного сопротивления ассистента и ограничения времени, отводимого на решение поставленной задачи и т.п. [4, с. 10];

- задания, связанные с элементами внезапности, когда обучающийся, выполняющий прием, не знает какие действия предпримет ассистент, который предварительно проинструктирован преподавателем;

- отработка приемов после выполнения физической нагрузки различного объема и характера, которая может даваться в виде упражнений с преодолением веса собственного тела, упражнений с тяжестями, гимнастических упражнений на снарядах, акробатических упражнений, упражнений в виде различного рода лазаний, переползаний и преодоления препятствий и т.д.; другие комплексные задания, моделирующие поиск, преследование и задержание «правонарушителя»;

- варьирование и комплексирование указанных факторов с добавлением (при необходимости) нарастания сопротивления ассистента и элементов соревнования [5, с. 111].

Особое внимание необходимо обратить на соблюдение мер безопасности, т. к. в подобных условиях может возникнуть ситуация, когда у обучающихся снижается самоконтроль, что может послужить причиной травмы. Учебно-служебная задача (ситуация) может быть сформулирована следующим образом:

- задержать правонарушителя, неожиданно выбегающего из толпы прохожих и атакующего сотрудника в захвате или обхвате (группа построена по кругу, в середине находиться сотрудник - по команде идет нападение из группы, освободиться от захвата или обхвата до подхода следующего);

- задержать правонарушителя, внезапно атакующего сотрудника в захвате (обхвате) за столом при допросе;

- задержать правонарушителя, внезапно атакующего сотрудника в захвате (обхвате), выходя из транспортного средства;

- задержать пытающегося скрыться правонарушителя, который оказывает активное сопротивление и пытается неожиданно заблокировать действия сотрудника обхватами и захватами или отобрать табельное оружие.

Во время преследования ассистента (или перед его нападением) обучающемуся могут даваться дополнительные вводные, усиливающие воздействие сбивающих факторов (преодолеть определенное препятствие, выполнить элементы прикладной гимнастики или другую физическую нагрузку, выполнить определенное действие по определенному сигналу, запомнить какую-либо информацию и т. п.). После решения поставленной задачи обучающийся совместно с преподавателем (или в случае необходимости совместно с другими обучающимися) анализируют смоделированную ситуацию с точки зрения технико-тактической эффективности и правомерности предпринятых мер.

Литература

1. Баркалов С. Н., Флусов Е. В., Струганов С. М. Актуальные аспекты обучения боевым приемам борьбы в системе физической подготовки сотрудников полиции // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 2. С. 3-10.

2. Подрезов И. Н. Самозащита как наиболее важная часть в обучении сотрудников подразделений ОВД и курсантов вузов МВД // Наука-2020. 2019. № 3 (28). С. 105-109.

3. Махов С. Ю. Модель формирования стратегии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2019. № 7 (32). С. 175-182.

4. Алдошин А. В. Основные задачи физической и психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 9-14.

5. Моськин С. А. Использование боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 210-212.

References

1. Barkalov S. N., Flusov E. V., Struganov S. M. Aktual'nye aspekty obucheniya boevym priemam bor'by v sisteme fizicheskoy podgotovki sotrudnikov politsii [Actual aspects of teaching combat techniques of fighting in the system of physical training of police officers]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta.Fizicheskaya kul'tura.Sport. - Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport, 2019, no. 2, pp. 3-10.

ABTOHOMMA ^MHHOCTM. 2020. № 1(21)

2. Podrezov I. N. Samozashchita kak naibolee vazhnaya chast' v obuchenii sotrudnikov podrazdeleniy OVD i kursantov vuzov MVD [Self-Defense as the most important part in the training of employees of police departments and cadets of universities of the Ministry of internal Affairs]. Nauka-2020, 2019, no. 3(28), pp. 105-109.

3. Makhov S. Yu. Model' formirovaniya strategii lichnoy bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del [Model of formation of personal security strategy for employees of internal Affairs bodies]. Nauka-2020, 2019, no. 7(32), pp. 175-182.

4. Aldoshin A. V. Osnovnye zadachi fizicheskoy i psikhologicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del k deystviyam v usloviyakh kontrterroristicheskikh operatsiy na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossiyskoy Federatsii [The Main tasks of physical and psychological training of law enforcement officers to act in counter-terrorist operations on the territory of the North Caucasus region of the Russian Federation]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, Orui of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2019, pp. 9-14. (In Russian).

5. Moskin S. A. Ispol'zovanie boevykh priemov bor'by sotrudnikami organov vnutrennikh del [The use of combat techniques of fighting by employees of internal Affairs agencies]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, Orui of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2019, pp. 210-212. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.