Научная статья
УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-173-177 NIION: NIION: 2018-0077-2/22-159 MOSURED: 77/27-024-2022-02-358
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7 Методология и технология профессионального образования
Влияние спортивной тренировки на состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц студентов-курсантов
Анатолий Васильевич Малиновский1, Алексей Иванович Ткаченко2, Елена Дмитриевна Кузнецова3
1 Барнаульский юридический институт МВД России, Алтайский край, Барнаул, Россия
2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected], +7(903)884-44-25
3 Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский край, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический практический аспект влияния спортивной тренировки на состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц спортсменов студентов-курсантов. В статье раскрывается адаптация скелетных мышц к физическим нагрузкам различной мощности и продолжительности как одна из актуальнейших проблем современной медико-биологической спортивной науки. Основным вопросом, интересующим данных исследователей в границах указанной проблемы, является вопрос о влиянии спортивной тренировки на состав скелетно-мышечных волокон (СМВ) разных типов в смешанных скелетных мышцах. Работа выполнена на спортсменах студентов-курсантов Барнаульского юридического института и Алтайского государственного педагогического университета, занимающихся академической греблей, конькобежным спортом (спринт) и греблей на байдарке (дистанция 500 м). Приведенные авторами данные исследования свидетельствуют о том, что процентное содержание СМВ типа I в смешанных скелетных мышцах под влиянием тренировки не меняется и этот показатель может стать важным критерием для отбора перспективных спортсменов в те или иные виды спорта.
Ключевые слова: спортивная тренировка, состав мышечных волокон (СМВ) смешанных скелетных мышц, метод пункционной биопсии, скоростно-силовая тренировка
Для цитирования: Малиновский А. В., Ткаченко А. И., Кузнецова Е. Д. Влияние спортивной тренировки на состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц студентов-курсантов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 173-177. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-173-177.
Original article
The effect of sports training on the composition of muscle fibers of mixed
skeletal muscles of cadet students
Anatoly V. Malinovsky1, Alexey I. Tkachenko2, Elena D. Kuznetsova3
1 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Altai Krai, Barnaul, Russia
2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
3 Altai State Pedagogical University Russia, Altai Krai, Barnaul, Russia , [email protected]
Abstract. The material presented in the article is a theoretical and practical aspect of the influence of sports training on the composition of muscle fibers of mixed skeletal muscles of athletes of cadet students. The article reveals the adaptation of skeletal muscles to physical exertion of various capacities and duration as one of the most urgent problems
© Малиновский А. В., Ткаченко А. И., Кузнецова Е. Д., 2022
of modern medical and biological sports science. The main issue of interest to these researchers within the boundaries of this problem is the question of the effect of sports training on the composition of musculoskeletal fibers (CMBS) of different types in mixed skeletal muscles. The work was performed on athletes of students-cadets of the Barnaul Law Institute and the Altai State Pedagogical University, engaged in rowing, speed skating (sprint) and kayaking (distance 500 m). The research data presented by the authors indicate that the percentage of type I CMV in mixed skeletal muscles does not change under the influence of training and this indicator can become an important criterion for the selection of promising athletes in certain sports.
Keywords: sports training, composition of muscle fibers (CMV) of mixed skeletal muscles, puncture biopsy method, speed-strength training
For citation: Malinovsky A. V., Tkachenko A. I., Kuznetsova E. D. The effect of sports training on the composition of muscle fibers of mixed skeletal muscles of cadet students // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):173-177. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-173-177.
Адаптация скелетных мышц к физическим нагрузкам различной мощности и продолжительности - одна из актуальнейших проблемсовременной медико-биологической спортивной науки [10]. Основным вопросом, интересующим исследователей в границах указанной проблемы, является вопрос о влиянии спортивной тренировки на состав скелет-но-мышечных волокон (СМВ) разных типов в смешанных скелетных мышцах.
В литературе на этот счет существуют различные мнения. В частности, некоторые авторы [11] процентное содержание СМВ в скелетных мышцах расценивают как лабильный показатель, на который тренировочный процесс может оказать определенное воздействие. Большинство же авторов считают, что физические нагрузки любой продолжительности и мощности не влияют на процентное содержание в мышцах медленных, красных, окислительных СМВ (СМВ типа I) [5]. Более того, в настоящее время в мировой литературе сложилось мнение, что содержание СМВ типа I во всех смешанных мышцах одного индивида одинаково и генетически детерминировано [9].
Для формулировки этого положения большое значение имели исследования, выполненные на моно-и дизиготных близнецах [3]. В ходе этих работ было показано, что у пар гомозиготных близнецов состав СМВ в смешанных скелетных мышцах практически одинаков, тогда как у пар дизиготных близнецов он может существенно отличаться. Установление факта генетической детерминированности состава СМВоткрывает большие возможности для отбора перспективных спортсменов, так как именно различное содержание СМВ типа I в смешанных скелетных мышцах, по мнению абсолютного большинства исследователей, и обусловливает способность индивида достигать определенных спортивных результатов в том или ином виде спорта, в той или иной спортивной специализации [2].
Важность рассматриваемого вопроса и имеющиеся противоречия во мнениях поставили нас
перед необходимостью произвести тщательное исследование влияния тренировочного процесса на состав СМВ различных типов в смешанных скелетных мышцах спортсменов, тренирующихся на выносливость и на развитие скоростно-силовых качеств [8].
Работа выполнена на спортсменахстудентов-курсантов, занимающихся академической греблей, конькобежным спортом (спринт) и греблей на байдарке (дистанция 500 м). Методом пункци-онной биопсии после проведения местной анестезии у спортсменов получали фрагменты наружной широкой мышцы бедра на уровне границы нижней и средней трети бедра. Биопсии проводили через 24-48 ч после последней тренировки дважды: в начале подготовительного и в середине основного периода (средний интервал - 6 месяцев). Всего были получены биопсии от 61 спортсмена, занимающегося академической греблей (тренировка на выносливость), 5 конькобежцев-спринтеров и 5 гребцов на байдарке (скоростно-силовая тренировка). Некоторые характеристики испытуемых приведены в табл. 1.
Таблица 1
Некоторые характеристики контингента
испытуемых
Вид спорта Число испытуемых Возраст, лет Спортивная квалификация
м ж
Академическая гребля 36 25 19-25 кмс-змс
Коньки 5 - 20-25 мсмк
Гребля на байдарке - 5 18-19 кмс
В биоптатах мышц после выявления активности АТФазы миозина с преинкубацией срезов при рН 4,6 и 10,4 [1] определяли процентное содержание СМВ типа I; промежуточных, красных, быстрых, окислительно-гликолитических СМВ - СМВ типа
11А и белых, быстрых, гликолитических СМВ - СМВ типа II В. Общее количество СМВ в каждом биопта-те было не ниже 150.
Полученные данные обработаны общепринятыми методами вариационной статистики [4].
Данные собственных исследований приведены в табл. 2, из которой следует, что тренировка вне зависимости от ее направленности не влияет на процентное содержание СМВ типа I в смешанных скелетных мышцах спортсменов.
Таблица 2
Влияние тренировки различной направленности на процентное содержание мышечных волокон различных типов в наружной широкой мышце бедра спортсменов
Вид тренировки Тренировка на выносливость (п=61) Скоростно-силовая тренировка (п=10)
Время обследования до после до после
Тип мышечного волокна I II А II В I II А II В I II А II В I II А II В
Процентное содержание мышечных волокон в Х ± ± Бх 60,0± ±1,4 18,0± ±1,8 22,0± ±1,6 61,0± ±1,3 33,0± ± 1,85 6,0± ±1,1 40,3± ±6,5 39,9± ±6,3 20,8± ±6,9 41,2± ±6.7 34,0± ±7,7 24,8± ±3,4
Р до - после >0,05 <0,001 <0,001 >0,05 >0,05 >0,05
Тренировка на выносливость приводила к уменьшению процентного содержания СМВ типа 11Вв составе смешанных скелетных мышц при одновременном увеличении в них СМВ типа II А. Скорост-но-силовая тренировка не оказывала воздействия на соотношение СМВ типов НА и ПВ в составе скелетных мышц.
Полученные данные соответствуют результатам наблюдений других авторов [6]. Полученные данные можно объяснить тем, что в процессе тренировки на выносливость в СМВ типа ПВ индуцируется синтез медленного миозина, что и приводит к изменению активности АТФазы миозина, на основании которой определяется тип СМВ. Учитывая задачи, стоящие перед тренировкой на выносливость, такую адаптационную реакцию следует признать адекватной, так как повышение содержания медленного миозина в СМВ способствует их большей выносливости при выполнении физической работы. Следует отметить, что адаптационные реакции, выражающиеся в активации синтеза белков в СМВ, достаточно хорошо отражены в литературе и рассматриваются в качестве проявления универсальной адаптационной реакции организма на длительное внешнее воздействие [7].
Скоростно-силовая тренировка не приводит к активации синтеза медленного миозина в СМВ типа ПВ, что и проявляется в отсутствии трансформации СМВ типа ПВ в СМВ типа ПА. Это явление также
следует рассматривать как адекватную адаптационную реакцию на тренировку данного вида. Очевидно, что накопление медленного миозина будет приводить к снижению скоростно-силовых качеств мышцы.
Что же касается работ, авторы которых пришли к выводу о том, что тренировка влияет на процентное содержание СМВ типа I в смешанных скелетных мышцах, то здесь следует указать на то, что типиро-вание СМВ в этих работах проводилось не по АТФа-зе миозина, а по окислительно-восстановительным ферментам. Активность же этих ферментов в СМВ разного типа под влиянием тренировки нивелируется [12], что и создает впечатление увеличения числа СМВ типа I в скелетных мышцах.
Приведенные нами данные свидетельствуют о том, что процентное содержание СМВ типа I в смешанных скелетных мышцах под влиянием тренировки не меняется и этот показатель может стать важным критерием для отбора перспективных спортсменов в те или иные виды спорта.
Библиографический список
1. Баянкин О. В., Супрунов С. И. Развитие спортивно-оздоровительной работы с различными группами населения в условиях физкультурной-деятель-ности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 267-271.
2. Botagariyev T., Kubiyeva S., Kolokoltsev M., Romanova E., Tissen P., Stepanova L., Ustselemova N., Tonoyan K., Bayankin O., Mambetov N., Tretyakova N. National and regional component of physical education curricula for schoolchildren in Kazakhstan and Russia // Journal of Physical Education and Sport. 2021. Т. 21. № 2. С. 860-867.
3. Gryaznykh А., Butakova M., Grebenyuk L., Kiseleva M., Nasyrov T., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Romanova E., Bayankin O., Kowalski W., Tyupa P. Effect of carbohydrate intake on endogenous hormones: anabolic and catabolic orientation content of highly qualified sportsmen-combat athletes // Journal of Physical Education and Sport. 2021. Т. 21. № 3. С. 1421-1428.
4. Князев С. А., Корнаушенко А. В. Применение здоровье сохраняющих технологий в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 90-92.
5. Князева Ю. А., Князев С. А., Ломоносов М. В. Развитие выносливости у студентов в системе образования // В сб. : Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревякина. Томск, 2021. С. 81-84.
6. Ломоносов М. В. Современные подходы к развитию выносливости у бакалавров // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 114-117.
7. Малиновский А. В., Юркин Д. В. Самостоятельная деятельность спортсменов в процессе обучения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 179-182.
8. Мананников С. В. Развитие и формирование профессиональных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел на занятиях по лыжной подготовке. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 44 - 48.
9. Платонов В. Н. Практическая подготовка будущих специалистов в области спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. С. 44-49.
10. Платонов В. Н., Прохорова Е. А. Адаптация к условиям Сибири тренировочного процесса триатлонистов // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 124-126.
11. Попова Н. В. К разработке должных норм физической подготовленности студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 1 2. С. 50-55.
12. Попова Н. В. Влияние микроэлементного обмена на эффективность тренировочного процесса по программе фитнеса // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 50-52.
Bibliographic list
1. Bayankin O. V., Suprunov S. I. Development of sports and health-improving work with various groups of the population in the conditions of physical activity // World of science, culture, education. 2021. No. 3 (88). P. 267-271.
2. Botagariyev T., Kubiyeva S., Kolokoltsev M., Romanova E., Tissen P., Stepanova L., Ustselemova N., Tonoyan K., Bayankin O., Mambetov N., Tretyakova N. National and regional component of physical education curricula for schoolchildren in Kazakhstan and Russia // Journal of Physical Education and Sport. 2021. T. 21. No. 2. P. 860-867.
3. Gryaznykh A., Butakova M., Grebenyuk L., Kiseleva M., Nasyrov T., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Romanova E., Bayankin O., Kowalski W., Tyupa P. Effect of carbohydrate intake on endogenous hormones: anabolic and catabolic orientation content of highly qualified sportsmen-combat athletes // Journal of Physical Education and Sport. 2021. T. 21. No. 3. pp. 1421-1428.
4. Knyazev S. A., Kornaushenko A. V. Application of health-preserving technologies in the educational process // World of science, culture, education. 2019. No. 5 (78). pp. 90-92.
5. Knyazeva Yu. A., Knyazev S. A., Lomono-sov M. V. Development of endurance in students in the education system // In the collection:Ttopical issues of physical culture and sport. Materials of the XXIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the memory of Professor Yu. T. Revyakin. Tomsk, 2021, pp. 81-84.
6. Lomonosov M. V. Modern approaches to the development of endurance in bachelors // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. pp. 114-117.
7. Malinovsky A. V., Yurkin D. V. Independent activity of athletes in the learning process // Psychology and Pedagogy of Service Activity. 2021. No. 3. pp. 179-182.
8. Manannikov S. V. Development and formation of professional qualities of future employees of the internal affairs bodies in the classroom for ski training. Human health, theory and methodology of physical culture and sports. 2015. No. 1. pp. 44-48.
9. Platonov V. N. Practical training of future specialists in the field of sports // Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 12. pp. 44-49.
10. Platonov V. N., Prokhorova E. A. Adaptation to the conditions of Siberia of the training process of triath-letes // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. pp. 124-126.
11. Popova N. V. Towards the development of due standards of student youth physical fitness. Izvestiya of the Tula State University. Physical Culture. Sports. 2020. No. 12. pp. 50-55.
12. Popova N. V. Influence of microelement metabo- ing to the fitness program // Trends in the development of lism on the effectiveness of the training process accord- science and education. 2019. No. 50-7. P. 50-52.
Информация об авторах
А. В. Малиновский - доцент кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;
А. И. Ткаченко - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
Е. Д. Кузнецова - доцент кафедры спортивных игр Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the authors
A. V. Malinovsky - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
A. I Tkachenko - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot';
E. D. Kuznetsova - Associate Professor of the Department of Sports Games of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Сведения о вкладе каждого автора
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторызаявляютобот-сутствииконфликтаинтересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 30.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.
Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.
Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.
Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.
Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.
Социальная психология организованной преступности