Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ И МОБ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ И МОБ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПСИХОЛОГ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГРАЖДАНСКИЙ ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фам Вьет Кхоа

В статье представлена модель развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам. Описаны структурные компоненты и прогнозируемый результат в рамках реализации данной модели. Раскрыта роль руководителей управлений территориальных органов МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам, руководителей/начальников подразделений и наставников, служебного коллектива, психологов органов внутренних дел или гражданских психологов в развития профессионального мастерства сотрудников обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Фам Вьет Кхоа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MASTERLINESS OF DISTRICT POLICE OFFICERS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND THE MINISTRY OF PUBLIC SECURITY OF SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

The article presents a model for the development of professional masterliness of district police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Public Security of Socialist Republic of Vietnam. The author describes the structural components and the predicted result in the implementation of this model. The role of the heads of departments of the territorial region of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Public Security of Socialist Republic of Vietnam, heads/heads of departments and mentors, staff, psychologists of internal affairs or civil psychologists in the development of professional masterliness of employees of both countries is revealed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ И МОБ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ»

Научная статья

УДК 159.9; ББК 88.8 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-74-77

NIION: 2018-0077-2/22-137 MOSURED: 77/27-024-2022-02-336

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Модель развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам

Фам Вьет Кхоа

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, khoapham2107@gmail.com

Аннотация. В статье представлена модель развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам. Описаны структурные компоненты и прогнозируемый результат в рамках реализации данной модели. Раскрыта роль руководителей управлений территориальных органов МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам, руководителей/начальников подразделений и наставников, служебного коллектива, психологов органов внутренних дел или гражданских психологов в развития профессионального мастерства сотрудников обеих стран.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профессиональное мастерство, психолог органов внутренних дел, гражданский психолог, профессионально важные качества

Для цитирования: Фам Вьет Кхоа. Модель развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 74-77. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-74-77.

Original article

Model for the development of professional masterliness of district police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Public Security of Socialist Republic of Vietnam

Pham Viet Khoa

Moscow University of the Ministry of Interior of Russia named after V. Ya.Kikot', Moscow, Russia, khoapham2107@gmail.com

Abstract. The article presents a model for the development of professional masterliness of district police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Public Security of Socialist Republic of Vietnam. The author describes the structural components and the predicted result in the implementation of this model. The role of the heads of departments of the territorial region of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Public Security of Socialist Republic of Vietnam, heads/heads of departments and mentors, staff, psychologists of internal affairs or civil psychologists in the development of professional masterliness of employees of both countries is revealed.

Keywords: professional masterliness, district police officer, psychologist of internal affairs, civil psychologist, professionally important qualities

For citation: Pham Viet Khoa. Model for the development of professional masterliness of district police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Public Security of Socialist Republic of Vietnam // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):74-77. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2022-2-74-77.

Несмотря на то, что существует достаточно большое количество исследований по проблемам развития профессионализма и профессионального мастерства

© Фам Вьет Кхоа, 2022

сотрудников органов внутренних дел, в том числе участковых уполномоченных полиции, в научной литературе отсутствует научно обоснованный подход

к проблеме развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам в виде модели.

Разработанная по итогам научного исследования модель основывается на методологических принципах единства теории, эксперимента и практики; развития и рефлексии. Теоретическими подходами к созданию модели выступили: рефлексивно-акме-ологический подход (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, С. А. Минюрова и др.); профессиографическое описание и требований к личности участковых уполномоченного полиции в рамках компетентностного подхода (Б. Г. Бовин, В. Л. Васильев, И. В. Васильева, А. С. Душкин, Н. В. Мартиро-сова, Н. И. Мягких, М. В. Пряхина, А. Д. Сафронов, А. М. Столяренко, В. Л. Цветков и др.); концептуальные подходы в организации психологической службы в органах внутренних дел (М. И. Марьин, В. Е. Петров, В. М. Поздняков, А. М. Столяренко, В. И. Чер-ненилов и др.); системный подход к этнопсихологическим особенностям как сложной многоуровневой системе, проявляющейся в профессиональной деятельности и достижении профессионального мастерства (А. О. Бороноев, П. И. Гнатенко, Н. Б. Карабущен-ко, С. Е. Кораблев, Л. О. Кострикова, В. Г. Крысько, Э. А. Саракуев, Т. Г. Стефаненко, В. А. Юренкова и др.).

Раскроем более модель через следующие структурные компоненты: 1) цели и задачи модели; 2) субъекты развивающего воздействия и их функции; 3) объект развивающего воздействия; 4) особенности психологической работы; 5) результат реализации модели развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции.

1. Цель модели: обеспечение целенаправленного, непрерывного и систематизированного развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам с целью повышения эффективности профилактики правонарушений.

Задачи модели развития профессионального мастерства:

- развитие профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам на этапе приближения к профессиональному мастерству с учетом их этнопсихологических особенностей;

- объединение ролей и функций субъектов воздействия, направленных на поддержание процесса развитие профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции;

- создание и поддержание необходимых условий в межличностных отношениях, благоприятной ат-

мосферы в служебном коллективе на основе этнопсихологических особенностей русских и вьетнамцев, рефлексии профессионального опыта, перехода сотрудников на этап профессионального саморазвития.

2. Субъекты развивающего воздействия. В модель включены субъекты развивающего воздействия, которые непосредственно организуют, обеспечивают и поддерживают процесс развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции через свои функции - это руководители управлений территориальных органов МВД России и МОБ Вьетнама, руководители (начальники) подразделений участковых уполномоченных полиции и наставники, служебный коллектив, психолог органов внутренних дел или гражданский психолог.

В функции руководителей управлений территориальных органов МВД России и МОБ Вьетнама входят: 1) мониторинг, оценка эффективности служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в соотношении с показателями эффективности профилактики правонарушений на административных участках; 2) организация и проведение Всероссийского конкурса «Народный участковый», проводимый МВД России с 2013 год; 3) обмен двух стран национальным опытом профилактики правонарушений в деятельности участковых уполномоченных полиции. Например «Консультационно-образовательный портал участкового уполномоченного полиции», в содержательной части которого реализована система объединения информации, представленной в различных формах [1, с. 45-46]. Особо отметить важную роль руководителей в разработке соответствующих нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию специальных курсов по непрерывному целенаправленному развитию профессионального мастерства, и в перспективе - создание психологической службы в системе Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам.

Непосредственные руководители/начальники подразделений и наставники, которые осуществляют мониторинг и оценки эффективности служебной деятельности и уровня профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции. Подчеркнем, что без наставников сотрудникам невозможно освоить новые знания, обрести профессиональную компетентность, ценностную определенность по отношению к профессии. Поэтому феномен наставничества стал закономерностью в служебной деятельности; он несет в своей сущности не только значимые карьерные преимущества, но и саморазвитие наставников [2, с. 141]. Для наставников характерным является «... потребность в общении, способность к эффективному взаимодействию в новой обстановке, умения поиска

общих позиций во взглядах, понимание состояния другого в целях оказания психологической поддержки» [2, с. 144].

Главными функциями руководителей/начальников подразделений и наставников являются: 1) мониторинг уровня развития профессионального мастерства сотрудников в связи с показателями эффективности профилактики правонарушений на административном участке; 2) проведение постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности участковых уполномоченных полиции, а также мониторинга взаимодействия службы с институтами гражданского общества, результаты которого размещаются через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и СМИ [3, с. 19]; 3) индивидуальная работа наставников с сотрудниками для определения перспектив развития профессионального мастерства в период подведении итогов индивидуальной и коллективной работы; 4) создание благоприятных условий для службы, повышения квалификации сотрудников, развития профессионального мастерства, самоуправления профессионально-личностным развитием; 5) оказание своевременной помощи сотрудникам, применение мер поддержки и поощрений сотрудников, эффективная профилактика правонарушений которыми осуществляется за счет гибкого использования комплекса профессиональны методов, приемов и средств; 6) гибкое распределение задач и обязанностей, создание комфортного профессионального пространства и традиции, направленных на обмен мнениями в решении сложных ситуаций, обогащение профессиональным опытом в служебном коллективе.

Служебный коллектив сотрудников осуществляет следующие функции: 1) поддержание благоприятного социально-психологического климата и традиций, направленность на постоянное развитие профессионального мастерства сотрудников и коллектива; 2) обмен и обогащение профессиональным опытом. Согласно мнению Е. И. Мещеряковой «... обобщение опыта практической профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции на основе изучения и анализа информации, получаемой от участковых уполномоченных [5, с. 602].

Функции психолога органов внутренних дел или гражданского психолога, которого привлекают при необходимости к психологической работе в МОБ Социалистической республике Вьетнам для оценки и развития профессионального мастерства сотрудников: 1) оценка уровня профессионально важных качеств сотрудников, грамотности и гибкости использования ими психологических методов, приемов и средств в профилактике правонарушений; 2) по запросу и необходимости индивидуальное консультирование и коррекция сотрудников и руководителей;

3 ) развивающее обучение навыкам гибкого применения психологических методов, приемов и средств профессионального общения и ведения переговоров, оказания правомерного психологического воздействия, разрешения конфликтов; подготовка сотрудника к переходу на этап самоуправления профессионально-личностным развитием; 4) использование тренинговых технологий, в частности Программы психологического тренинга, где процесс развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции с учетом индивидуально-психологических и этнопсихологических особенностей сотрудников; 5) проведение занятий на психологические темы с руководителями подразделений.

3. Объект развивающего воздействия - участковые уполномоченные полиции, профессиональное мастерство которых включает мотивационную сторону и технологическую (профессионально важные качества; профессиональные методы, приемы и средства).

4. Особенности психологической работы, обеспечивающейся успешность реализации содержательно-функциональной модели:

- поддержание постоянных взаимосвязей психологов с участковыми уполномоченными полиции в рамках проведении тренинговых занятий, консультации, оказание помощи и пр.;

- по запросу руководителей проведение дополнительных занятий, консультаций, направленных на совершенствование и развитие профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции;

- проведение мониторинга уровня сформирован-ности профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции, сравнение результатов с оценкой их эффективности профессиональной служебной деятельности, осуществляемой руководителями, экспертами;

- своевременное оказание психологической помощи сотрудникам по вопросам самообучения и профессионально-личностного развития.

5 . Результат реализации модели развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции: участковый уполномоченный полиции, обладающий устойчивой профессиональной мотивацией и высоким уровнем развития профессионально важных качеств и. Его отличает эффективность решения задач в повседневных и особых условиях оперативно-служебной деятельности, умение анализировать и оценивать собственные профессиональные действия и используемые методы, приемы и средства (юридические, тактические, педагогические, психологические), а также осознавать личный вклад в результаты коллективной работы, управлять собственным профессионально-личностным развитием.

Таким образом, модель развития профессиональ-

ного мастерства участковых уполномоченных полиции отражает алгоритм развития профессионального мастерства, структурные компоненты и их взаимосвязи, прогнозируемые результаты. Она представляет собой системные и комплексные мероприятия, которые обеспечивают целенаправленное и непрерывное развитие профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и МОБ Социалистической Республики Вьетнам с целью повышения эффективности профилактики правонарушений в повседневных и особых условиях. Это становится возможным за счет создания руководителями и психологами условий для перехода сотрудников на этап самоуправления профессионально-личностным развитием.

Библиографический список

1. Анохина С. Ю., Федяев Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий «Портала участкового уполномоченного полиции» в профессиональной деятельности сотрудников полиции // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2013. № 22. С. 45-46.

2. Душкин А. С., Гончарова Н. А., Пряхина М. В., Стрельникова Ю. Ю., Качнова А. Э. Коммуникативные факторы взаимодействия субъектов диады «наставник-стажер» в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика . 2022. № 2. С. 136-149.

3. Гришаков А. Г., Прибытко Ю. А. Основные принципы деятельности участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 2 (29). С. 17-19.

4. Закон от 1 июля 2019 г. № 37/2018^Н14 «О народной полиции» (принят Национальным Собранием Социалистической Республики Вьетнам 20.11.2018)

5 . Мещерякова Е. И. О психолого-педагогической подготовке участковых уполномоченных полиции к профилактике семейно-бытового насилия // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сборник материалов Всероссийского симпозиума пси-

хологов с международным участием, Рязань, 09-10 апреля 2020 года. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 596-603.

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 9. Ст. 1469.

Bibliographic list

1. Anokhina S. Yu., Fedyaev E. A. The use of information and communication technologies of the «Portal of the district police officer» in the professional activities of police officers // Bulletin of the educational department of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 22. рр. 45-46.

2. Dushkin A. S., Goncharova N. A., Pryakhina M. V., Strelnikova Yu. Yu., Kachnova A. E. Communicative factors of interaction between the subjects of the mentor-trainee dyad in the internal affairs bodies // Applied Psychology and pedagogy. 2022. No. 2. рр. 136-149.

3. Grishakov A. G., Pribytko Yu. A. Basic principles of activity of district police officers of the territorial region of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2 (29). рр. 17-19.

4. Law No. 37/2018/QH14 of July 1, 2019 on the People's Police (adopted by the National Assembly of the Socialist Republic of Vietnam on November 20, 2018)

5. Meshcheryakova E. I. On the psychological and pedagogical training of district police officers for the prevention of domestic violence // Psychology of the XXI century: challenges, searches, development vectors: collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists with International Participation, Ryazan, 09-10 April 2020. Ryazan : Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, 2020. рр. 596-603.

6. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on April 5, 2021) «On the Police» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 9. Art. 1469.

Информация об авторе

Фам Вьет Кхоа - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, лейтенант полиции Социалистической Республики Вьетнам.

Information about the author Pham Viet Khoa - postgraduate student of the faculty of training of scientific-pedagogical and scientific personnel of Moscow University of the Ministry of Interior of Russia named after V. Ya. Kikot', lieutenant of police of Socialist Republic of Vietnam.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 07.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.