Научная статья на тему 'КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОТРУДНИКА'

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОТРУДНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СОТРУДНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Виктор Владимирович, Виноградов Андрей Александрович, Купавцев Тимофей Сергеевич, Тяпков Александр Дмитриевич

В условиях постоянно возрастающих требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России своевременное выявление положительного опыта в обучении и воспитании личного состава, оценка уровня развития профессионализма является актуальной задачей органов управления в системе МВД России. В данном исследовании конкурс профессионального мастерства рассматривается в качестве средства, позволяющего многогранно оценивать уровень квалификации сотрудников во всей полноте профессиональных и личностных качеств, а также определять стратегии профессиональной подготовки сотрудников, что является важным в целом для системы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Виктор Владимирович, Виноградов Андрей Александрович, Купавцев Тимофей Сергеевич, Тяпков Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILLS AS A MEANS OF EVALUATING THE PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS OF AN EMPLOYEE

In the conditions of constantly increasing requirements to the professional and personal qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, timely identification of the positive experience in training and education of personnel, assessment of the level of professionalism development is urgent task of the management bodies in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In this study, the competition of professional skills is considered as a means to comprehensively assess the level of qualification of the employees in the fullness of professional and personal qualities, as well as to determine the strategies of professional training of the employees, which is important in general for the system of professional training.

Текст научной работы на тему «КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОТРУДНИКА»

P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 25-28.

2. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.

3. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A.V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.

4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.

5. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

6. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification of an alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 106-110.

Контактная информация: miron1964@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2021

УДК 37.032

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОТРУДНИКА

Виктор Владимирович Морозов, Андрей Александрович Виноградов, кандидат юридических наук, Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия управления МВД России, г. Москва; Александр Дмитриевич Тяпков, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград

Аннотация

В условиях постоянно возрастающих требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России своевременное выявление положительного опыта в обучении и воспитании личного состава, оценка уровня развития профессионализма является актуальной задачей органов управления в системе МВД России. В данном исследовании конкурс профессионального мастерства рассматривается в качестве средства, позволяющего многогранно оценивать уровень квалификации сотрудников во всей полноте профессиональных и личностных качеств, а также определять стратегии профессиональной подготовки сотрудников, что является важным в целом для системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: оценка профессиональных достижений, принципы оценки, развитие профессионализма, личностное саморазвитие сотрудника.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p225-229

COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILLS AS A MEANS OF EVALUATING THE PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS OF EMPLOYEE

Viktor Vladimir ovich Morozov, Andrei Aleksandrovich Vinogradov, the candidate of law sciences, Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow; Aleksandr Dmitrievich Tyapkov, Volgograd Academy Ministry of Internal affairs of Russia, Volgograd

Abstract

In the conditions of constantly increasing requirements to the professional and personal qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, timely identification of the positive experience in training and education of personnel, assessment of the level of professionalism development is urgent task

of the management bodies in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In this study, the competition of professional skills is considered as a means to comprehensively assess the level of qualification of the employees in the fullness of professional and personal qualities, as well as to determine the strategies of professional training of the employees, which is important in general for the system of professional training.

Keywords: assessment of professional achievements, evaluation principles, professional development, personal self-development of an employee.

ВВЕДЕНИЕ

Условия современной жизни и деятельности не могут не накладывать отпечаток на профессиональную деятельность сотрудника МВД России. Важность имеет уровень развития их профессиональных и личностных качеств, соответствие высоким требованиям, задаваемым условиями профессии, что актуализирует значение подготовки сотрудников как в период получения образования в вузах МВД России, так и в процессе повышения квалификации. Не менее важным является оценка профессиональных достижений сотрудников, в особенности на этапе активной профессиональной деятельности, что не только демонстрирует уровень подготовленности сотрудника, но и дает возможность проявлять сотруднику свой потенциал, продемонстрировать общественности достижения подразделения, что в целом способствует формированию позитивного имиджа службы в системе МВД России [6; 8].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методологической базы исследования определены системный, деятель-ностный, компетентностный и средовой подходы, позволяющие выявлять и оценивать не только требования к профессиональной подготовленности сотрудника, но и его личностные характеристики, позволяющие в полной мере реализовать сотруднику его личностный и предметно-практический потенциал в профессиональной среде. Источником информации для проведения исследования явились результаты проведения конкурсов профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней, проводимых на базе образовательных организаций МВД России в период с 2015 по 2019 годы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В системе МВД России конкурсы профессионального мастерства направлены на совершенствование профессиональных компетенций сотрудников, способствующих эффективному выполнению служебных обязанностей; стимулирование их заинтересованности в непрерывном повышении профессионализма; развитие у сотрудников морально-нравственных и деловых качеств, привитие им чувства ответственности за выполнение своих служебных обязанностей; выявление высококвалифицированных сотрудников; демонстрация знаний, умений и навыков в решении оперативно-служебных задач; повышение престижа службы в системе МВД России (приказ МВД России от 26.12.2019 № 974).

Оценка профессиональных достижений сотрудника, безусловно связана с диагностикой и организацией этого процесса. Изначально термин «диагностика» (греч. - «познание, определение») использовался только в медицине, позднее данное понятие стали использовать и в других отраслях науки, техники и технологии. Педагогическая диагностика в целом направлена на выявление сформированности тех или иных знаний, умений, навыков, компетенций и т.д. Выделяют три этапа диагностики в оценке профессиональных достижений:

1. Предварительная диагностика. На данном этапе выявляется уровень имеющихся знаний, умений, навыков, а также их дефициты.

2. Текущая диагностика. Представляет собой систематическую оценку усвоения необходимых знаний, умений, навыков, компетенций, а также личностных качеств.

3. Итоговая диагностика, т.е. заключительная оценка сформированности тех или иных знаний, умений, навыков, полученных в определенных условиях, на конкретных ступенях образования и этапах профессионального становления личности [1].

Цель оценки профессиональных достижений состоит не только в установлении результатов, но и в содействии участникам процесса профессиональной подготовки, направленном на улучшение качества образования и профессиональной деятельности, применения современных методик обучения и воспитания, новых подходов к осуществлению профессиональной деятельности.

Конкурсно-оценочные мероприятия позволяют одномоментно и массово осуществить оценку профессиональных достижений многих сотрудников, при предоставлении возможности сотрудникам проявлять свои лучшие качества и свой уровень квалификации. Конкурс профессионального мастерства уже на этапе отбора конкурсантов для участия, позволяет руководителям выявить наиболее подготовленных кандидатов, и тех, кто «отстает» по определенным показателям. Для руководителя подразделения это дает возможность с одной стороны предоставить возможность наиболее подготовленным сотрудникам представлять подразделение перед профессиональным сообществом, с другой стороны всем остальным сотрудникам подразделения продемонстрировать опыт «лучших» сотрудников как ориентир для личностного и профессионального роста, «выровнять» показатели всего подразделения до достаточно высокого уровня, организовать обучение, повышение квалификации.

Поскольку сотрудник системы МВД России должен выполнять свои функциональные обязанности на самом высоком профессиональном уровне, а сделать это могут только те, кто обладает прочными знаниями, умениями и навыками, то конкурсы профессионального мастерства универсальный способ стимулирования сотрудников к совершенствованию и поддержке на достаточном уровне своих профессиональных качеств. Причем побуждение к саморазвитию в профессиональной деятельности является одним из важнейших аспектов работы с личным составом [4].

При отборе кандидатов для участия в конкурсе руководителями подразделений анализируются достижения сотрудников по различным показателям тактико-специальной и тактико-технической подготовленности. Сюда можно отнести физическую подготовку, меткость стрельбы, умение действовать в экстремальных ситуациях, владение топографическими знаниями, умение использовать различное оружие, боевую и специальную технику и средства и т.д. Немаловажными являются теоретические и научные знания, владение правильными формулировками, способность пользоваться практическими алгоритмами и последовательностями для выявления причинно-следственных связей правонарушений, с которыми сталкивается сотрудник МВД России в своей повседневной работе.

Конкурсы профессионального мастерства среди различных категорий сотрудников МВД России организуются и проводятся с целью повышения их профессиональной подготовки и эффективности оперативно-служебной деятельности [2; 3; 7].

Оценка профессиональных достижений в рамках конкурсов профессионального мастерства предполагает реализацию ряда обязательных принципов таких как:

- системность - оценка проводится с учетом всех взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в контексте цели, содержания, средств, функций;

- целенаправленность (профессиональная направленность) - оценка с целью проверки достижения необходимого уровня личностного развития, обучения и воспитания, повышения эффективности профессиональной подготовки;

- систематичность - оценка проводится регулярно, планомерно и системно;

- всесторонность - оценка затрагивает все вопросы, касающиеся анализа степени обученности, личностного развития, психологической и профессиональной подготовки субъектов;

- объективность - выводы оценочных процедур должны быть максимально беспристрастными и вытекать из полученных результатов, полученных с помощью проверенных методик, не зависеть от субъективного и предвзятого мнения арбитров [5].

В условиях проведения конкурса не все эти принципы могут быть соблюдены в полном объеме, однако оценочная картина в целом при стремлении соблюсти данные принципы будет достаточно объективной. Руководители и эксперты, оценивающие демонстрируемые в условиях конкурса качества, как профессиональные, так и личностные получают наглядный результат деятельности по организации профессиональной подготовки, оценку развития личностных качеств сотрудников, перспективы профессионального и личностного роста сотрудников.

Таким образом, конкурсы профессионального мастерства, изначально направленные на выявление наиболее подготовленного сотрудника, можно считать и достаточно объективным методом комплексной оценки среды профессиональной деятельности в системе МВД России как среды развития личности в профессии.

ВЫВОДЫ

Обобщая изложенное необходимо отметить, что в условиях повышающихся требований к профессиональной компетентности специалистов в системе МВД России имеется потребность в разработке средств оценки профессиональных достижений сотрудников с целью максимального использования потенциала сотрудников в оперативно-служебной деятельности, а также с целью выявления, изучения и распространения положительного опыта деятельности. Как показало проведенное исследование, богатым потенциалом в данном вопросе обладают конкурсно-оценочные мероприятия, в частности конкурсы профессионального мастерства, которые позволяют выявлять наиболее подготовленных сотрудников, демонстрировать их потенциал широкому профессиональному сообществу, использовать информацию, получаемую в рамках конкурсов для оценки профессиональных достижений сотрудников, а также для осуществления прогноза профессионально-личностного роста сотрудников. Кроме этого, конкурсы профессионального мастерства являются средством фиксирования карьерного роста сотрудников, и могут выступать в качестве «социального лифта» для высококлассных специалистов в любой из сфер оперативно-служебной деятельности для сотрудников МВД России. Кроме этого, результаты конкурсов профессионального мастерства являются индикатором положительного опыта, требующего своего распространения в системе подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации, что может быть использовано в образовательных организациях МВД России для совершенствования образовательного процесса, а также для формирования положительного имиджа службы в системе МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова Л.Н. Сущность и содержание педагогической диагностики компетенций / Л.Н. Бережнова, Л.Н. Воронов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. -№ 4 (28). - С. 23-28.

2. Остробородов, В.В., Беседина, Е.Б., Яценко, С.В., Хмыз, А.И. Анализ результатов заключительного этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства среди участковых уполномоченных полиции на звание «Лучший по профессии» по направлению подготовки «Первая помощь» / В.В. Остробородов, Е.Б. Беседина, С.В. Яценко, А.И. Хмыз // Юридическое образование и наука. - 2017. - № 9. - С. 43-46.

3. Кригер А.Е. Организация и проведение конкурса профессионального мастерства среди участковых уполномоченных полиции на звание «Лучший по профессии» / А.Е. Кригер, Е.А. Федя-ев // «Служба участковых уполномоченных полиции: вчера, сегодня, завтра... (к 95-летию образования)» : материалы научно-практической конференции. - Барнаул, 2018. - С. 44-46.

4. Купавцев Т.С. Методологические основы проектирования среды личностного саморазвития сотрудника МВД России в непрерывном образовании / Т.С. Купавцев // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2020. - № 4 (90). - С. 195-203.

5. Купавцев Т.С. О перспективах применения дистанционных образовательных технологий в подготовке спортивных судей по служебно-прикладным видам спорта / Т.С. Купавцев // «Актуальные вопросы совершенствования огневой и физической подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России» : материалы научно-практической конференции. - Уфа, 2021. - C. 11-15.

6. Купавцев Т.С. Патриотическое воспитание в вузе МВД России / Т.С. Купавцев, В.Н. Рыбаков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - С. 93-101.

7. Рыжов С.Н. Вопросы организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» / С.Н. Рыжов // Вестник ВИПК МВД России. - 2017. - № 1 (41). - С. 57-61.

8. Тингаева Н.В. Проведение на базе образовательных организаций системы МВД России конкурсов «Лучший по профессии» и семинаров-совещаний как способ решения задач, стоящих перед учебно-научными центрами по реализации приоритетных профилей подготовки / Н.В. Тинга-ева // «Передовой опыт и проблемы профилизации учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России» : материалы научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 163-168.

REFERENCES

1. Berezhnova, L.N. and Voronov, S.A. (2017), "Essence and content of pedagogical diagnostics of competencies", Professional education in Russia and abroad, No. 4 (17), pp. 23-28.

2. Ostroborodov, V.V., Besedina, E.B., Yatsenko, S.V. and Khmyz, A.I. (2017), "Analysis of results of final stage of the all-russian professional skill competition among local police officers for title of best in the occupation in first aid field of study", Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, No. 9. pp. 43-46.

3. Kriger, A.E. and Fedyaev, E.A. (2018), "Organization and holding of a competition of professional skills among district police officers for the title of "The best in the profession", Materials of the "The service of district police commissioners: yesterday, today, tomorrow... (to the 95th anniversary of its creation) " conference, Barnaul, pp. 44-46.

4. Kupavtsev, T.S. (2020), "The methodological basis of the design environment of personal self-employee of the Ministry of the Interior of Russia in continuing education", Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. № 4 (90), pp. 195-203.

5. Kupavtsev, T.S. (2021), "About the possibilities of using distance educational technologies in the training of sports judges in professionally applied sports", "Topical issues of improving the shooting and physical training of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", materials of the conference, Ufa, pp. 11-15.

6. Kupavtsev, T.S. and Rybakov, V.N. (2009), "Patriotic Education at High School", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university, No. 2, pp. 93-101.

7. Ryzhov, S.N. (2017), "Questions of organization and conducting of competitions of professional skill among employees of Internal affairs agencies of the Russian Federation for the title 'Best in the profession", Bulletin of the Advanced Training Institute of the MIA of Russia, No. 1 (41), pp. 57-61.

8. Tingaeva, N.V. (2019), "Conducting competitions "The best in the profession" and seminarsmeetings on the basis of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a way to solve the tasks facing educational and scientific centers for the implementation of priority training profiles", "Best practices and problems of profiling educational, methodological and research activities in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", materials of the conference, Nizhny Novgorod, pp. 163-168.

Контактная информация: kupavzev22@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2021

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ

Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область; Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.