Научная статья на тему 'О реализации функции планирования в управлении профессиональной подготовкой сотрудников МВД России на этапе активной служебной деятельности'

О реализации функции планирования в управлении профессиональной подготовкой сотрудников МВД России на этапе активной служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ / EMPLOYEES OF THE MIA OF RUSSIA / SYSTEM OF TRAINING / MANAGEMENT TRAINING / MANAGEMENT FUNCTIONS / PLANNING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES OF THE MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич, Мальченков Евгений Викторович, Архипов Евгений Владимирович, Пестерев Николай Николаевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов организации профессиональной подготовки сотрудников МВД России на этапе их активной профессиональной деятельности. Раскрываются отдельные аспекты планирования в системе профессиональной подготовки, при этом отражаются проблемные вопросы в нормативном регулировании исследуемого явления, раскрываются требования по осуществлению планирования, предлагаются пути совершенствования профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич, Мальченков Евгений Викторович, Архипов Евгений Владимирович, Пестерев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About implementation of function of planning in professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the stage of professional activity

The article is devoted to the issues of organization of professional training of employees of the MIA of Russia at the stage of professional activity. Some aspects of planning in the system of professional training are revealed, while the problematic issues in the normative regulation of the phenomenon under study are reflected, the requirements for the implementation of planning in the organization of professional training are revealed, the ways of improving the professional training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia are proposed

Текст научной работы на тему «О реализации функции планирования в управлении профессиональной подготовкой сотрудников МВД России на этапе активной служебной деятельности»

УДК 377.018.48

О РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ НА ЭТАПЕ АКТИВНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия управления Министерства внутренних дел России, г. Москва; Евгений Викторович Мальченков, кандидат педагогических наук, доцент, Евгений Владимирович Архипов, Николай Николаевич Пестерев, Барнаульский юридический институт Министерства

внутренних дел России

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов организации профессиональной подготовки сотрудников МВД России на этапе их активной профессиональной деятельности. Раскрываются отдельные аспекты планирования в системе профессиональной подготовки, при этом отражаются проблемные вопросы в нормативном регулировании исследуемого явления, раскрываются требования по осуществлению планирования, предлагаются пути совершенствования профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Ключевые слова: сотрудники МВД России, система профессиональной служебной и физической подготовки, управление профессиональной подготовкой, функции управления, планирование, профессиональное развитие сотрудников МВД России.

ABOUT IMPLEMENTATION OF FUNCTION OF PLANNING IN PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE STAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Management Academy of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, Moscow; Evgeniy Viktorovich Malchenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniy Vla-dimirovich Arhipov, Nikolay Nikolaevich Pesterev, Barnaul Law Institute of the Ministry of

Internal Affairs of Russia

Annotation

The article is devoted to the issues of organization of professional training of employees of the MIA of Russia at the stage of professional activity. Some aspects of planning in the system of professional training are revealed, while the problematic issues in the normative regulation of the phenomenon under study are reflected, the requirements for the implementation of planning in the organization of professional training are revealed, the ways of improving the professional training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia are proposed.

Keywords: employees of the MIA of Russia, system of training, management training, management functions, planning, professional development of employees of the MIA of Russia.

Современные условия осуществления правоохранительных функций сотрудниками МВД России требуют от них не только высокого уровня готовности к профессиональной деятельности, но и постоянного развития профессиональных знаний, умений и навыков с целью актуализации имеющихся компетенций для решения оперативно-служебных задач на уровне предъявляемых требований. Представляется, что такая «опережающая» или «компенсаторная» подготовка может и должна осуществляться самими сотрудниками посредством деятельности саморазвивающего характера, которая, по существу, пронизывает все направления и виды деятельности и не только связанные с профессией [3].

В настоящее время с учетом современных мировых тенденций в работе с персоналом в России внедрена и функционирует многоуровневая система подготовки кадров: профессиональное обучение ^ среднее профессиональное образование ^ высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) ^ подготовка кадров высшей квалификации ^ подготовка кадров по дополнительным профессиональным программам.

Сотрудники, которые не проходят обучение в данный конкретный момент времени, остаются неохваченными системой непрерывной профессиональной подготовки и с течением времени их квалификация может утрачиваться если человек не занимается самообразованием (самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием).

В системе МВД России для решения задач непрерывной профессиональной подготовки сотрудников создана и функционирует система профессиональной служебной и физической подготовки (далее - ПСиФП), которая направлена на совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в т.ч. в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [5]. Причем направленность образовательного процесса в системе ПСиФП должна быть обусловлена особенностями оперативно-служебной деятельности, спецификой профессиональных функций и другими важными факторами, оказывающими влияние на содержание профессиональной подготовки и профессиональной деятельности [4]. Понятно, что данные факторы должны учитываться при планировании учебного процесса, от качества которого зависит содержательное соответствие профессии, строгая логическая последовательность и четкая согласованность всех его звеньев.

В настоящее время нормативными правовыми актами МВД России не предусматривается планирование в системе ПСиФП как самостоятельному направлению деятельности. Планирование работы по данному направлению осуществляется в рамках разработки Планов работы территориальных органов МВД России различного уровня, в Планах работы подразделений по работе с личным составом. Регламентирование отдельных аспектов организации ПСиФП (например, развитие служебно-прикладных видов спорта) осуществляется посредством значительного числа законодательных и иных нормативных правовых актов, которые не всегда и не всеми субъектами управления могут быть учтены при планировании работы.

Целью планирования ПСиФП является объединение всех видов учебных занятий и видов деятельности в единую систему обеспечивая организационную последовательность и содержательную преемственность профессиональной подготовки. Для достижения этой цели важно руководствоваться основными требованиями и принципами планирования, к которым относятся: а) прикладная направленность профессиональной подготовки; б) единство обучения, воспитания и осуществления профессиональных функций; в) сочетание перспективного и текущего планирования процесса профессиональной подготовки сотрудников; г) оптимальное соотношение теоретического и практического обучения; д) систематичность практических занятий по огневой и физической подготовке; е) учет конкретных условий функционирования подразделения; ж) непрерывное повышение уровня профессиональной подготовленности руководителей учебных групп и инструкторского состава; з) соответствие учебно-материальной базы содержанию и задачам профессиональной подготовки.

Планирование занятий в системе ПСиФП призвано обеспечить: а) правильные целевые установки как у руководителей учебных групп, так и у сотрудников подразделения; б) постепенность, последовательность и систематичность формирования у сотрудников теоретических знаний, развития у них специфических компетенций оперативно-служебной деятельности; в) целесообразное обоснованное распределение изучаемого материала в течение учебного периода; г) оптимальное распределение учебного времени по часам, дням и неделям в учебном периоде; д) эффективное использование учебно-материальной базы для решения задач повышения профессионализма сотрудников; е) взаимосвязь содержания теоретических и практических занятий различных видов подготовки с оперативно-служебной деятельностью.

Планирование ПСиФП в подразделениях МВД России включает в себя совокупность: а) документов планирования (расписания учебных занятий; планы конспекты проведения учебных занятий, тренажей и учебных сборов; журналы учебных групп; приказы

по организации учебных и контрольных стрельб; служебная переписка по вопросам взаимодействия с иными подразделениями; положения о проведении спортивных соревнований по служебно-прикладным видам спорта; положения о проведении конкурсов профессионального мастерства различного уровня на звание «Лучший по профессии»; программы учебно-методических сборов; программы проведения спортивных судейских семинаров по служебно-прикладным видам спорта; приказы по организации и проведению итоговых занятий и т.д.); б) всех видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, тренажи и инструктажи, учения, учебные сборы, инструктивно-методические занятия, в т.ч. с применением дистанционных образовательных технологий); в) индивидуальных и коллективных форм и методов профессиональной деятельности, которые способствуют формированию и развитию личностных качеств, навыков коллективного взаимодействия в служебном коллективе, психологической устойчивости к неблагоприятным факторам служебной деятельности; г) способов саморазвития сотрудников в непосредственной оперативно-служебной деятельности посредством опережающей и компенсаторной подготовки к решению профессиональных задач, а также средств выработки и совершенствования алгоритмов деятельности при осуществлении профессиональных функций; д) учебно-тренировочных занятий в группах спортивного совершенствования для подготовки к спортивным соревнованиям по служебно-прикладным видам спорта; е) физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня по служебно-прикладным видам спорта; ж) мероприятий по подготовке инструкторского состава по огневой и физической подготовке; з) конкурсов профессионального мастерства различного уровня на звание «Лучший по профессии»; и) всех видов контроля уровня профессиональной подготовки сотрудников, в т.ч. профессиональной пригодности к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (в процессе проведения учебных занятий, в процессе тестирования при проведении тренажей и инструктажей перед заступлением на службу, в рамках итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников, в процессе организации и проведении испытаний на присвоение (подтверждение) классных званий, в процессе инспектирований, целевых и контрольных проверок); к) мероприятий по развитию материальной базы для организации занятий.

Все элементы организации ПСиФП органически взаимосвязаны и призваны обеспечить формирование и развитие у сотрудников теоретических знаний, практических умений, служебно-прикладных навыков, профессиональных компетенций с учетом оперативно-служебной деятельности, поддержание профессиональной квалификации на уровне, позволяющем эффективно действовать в ситуациях оперативно-служебной деятельности в соответствии со складывающейся обстановкой [6].

Реализация задач повышения профессионализма сотрудников МВД России и обеспечение эффективности занятий в системе ПСиФП преимущественно осуществляется через расписание учебных занятий и через планы конспекты проведения занятий по видам подготовки. Расписание учебных занятий определяет организацию учебного процесса, оно систематизирует все элементы профессиональной подготовки. Расписание учебных занятий должно: а) соответствовать по объему, содержанию и видам занятий требованиям нормативных правовых актов МВД России по организации отдельных видов ПСиФП; б) структурой и содержанием отражать основные принципы планирования; в) учитывать емкость и пропускную способность учебно-материальной базы, обеспечивать ее полное и рациональное использование; г) создавать оптимальные условия для решения вопросов воспитания личного состава (формирования и развития профессионально-важных личностных качеств) в процессе обучения; д) предусматривать в процессе занятий оптимальный уровень физических и психических нагрузок на сотрудников с учетом их возраста, индивидуальной подготовленности, особенностей оперативно-служебной деятельности; е) учитывать особенности индивидуальной служебной загруженности отдельных сотрудников.

Изучение практики организации занятий в системе ПСиФП в территориальных органах МВД России показывает, что целевые ориентиры мероприятий планирования по данному направлению должны быть конкретны, детализированы и включать в себя достаточно обширный спектр задач, в которых должна прослеживаться их связь с факторами внешней и внутренней среды функционирования управляемого объекта [1; 2], например: а) организация и проведение занятий по физической подготовке с сотрудниками полиции по отработке технико-тактических приемов при досмотре объектов, проверке документов, задержании и доставлении правонарушителей, блокировании участков местности, осуществлении действий в экстремальных условиях, с последующим принятием зачета; б) организация подбора и организация подготовки внештатных инструкторов по огневой и физической подготовке для организации и проведения занятий; в) оказание методической помощи в разработке индивидуальных программ сотрудников, включенных в кадровый резерв; г) привлечение сотрудников образовательных организаций МВД России для оказания методической и практической помощи в организации и проведении занятий по огневой и физической подготовке; д) организация и контроль проведения инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп, с инструкторским составом по огневой и физической подготовке; е) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии»; ж) организация взаимодействия с региональным подразделением общества «Динамо» по вопросу использования спортивных сооружений для организации занятий по огневой и физической подготовке; з) подготовка документов в региональное подразделение Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта для подачи включения проводимых спортивных соревнований в Единый календарный план спортивных мероприятий, а также подготовка документов для присвоения спортивных судейских категорий и спортивных разрядов и званий по служебно-прикладным видам спорта; и) разработка предложений по научной проработке актуальных вопросов организации занятий в системе ПСиФП.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что планирование, как управленческая функция в организации ПСиФП, выполняет важную задачу по постановке целевых, содержательных и организационных ориентиров развития профессионализма сотрудников на определенный конкретный период времени с учетом требований нормативных правовых актов и с учетом особенностей оперативно-служебной деятельности. Планирование в системе ПСиФП позволяет обеспечить целостность профессиональной подготовки, установить связь изучаемого материала с условиями функционирования конкретного подразделения с учетом множества факторов внешней среды, материальных и кадровых возможностей, и, в конечном счете - профессиональное и личностное развитие специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев, Н.В. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел по занимаемой должности при обучении в процессе оперативно-служебной деятельности / Н.В. Астафьев,

B.В. Дубинецкий // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 70-76.

2. Иванова, С.И. К вопросу о компетентностном подходе в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел / С.И. Иванова, К.С. Боуш // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2016. - № 1 (6). - С. 174-180.

3. Купавцев, Т.С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России / Т.С. Купавцев // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 1. -

C. 55-59.

4. Моисеенко, А.А. О некоторых особенностях подготовки к применению оружия сотрудниками полиции / А.А. Моисеенко, Е.В. Архипов, Н.Н. Пестерев // Материалы конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями». - Барнаул, 2017. - С. 166167.

5. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации". - Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877330/ (дата обращения: 01.07.2019).

6. Организация и проведение занятий, связанных с моделированием ситуаций повседневной деятельности подразделений органов внутренних дел с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия : учебное пособие / под ред. Т.С. Купавцева, В. А. Морозова, Б.А. Федулова. - М. : Департамент гос. службы и кадров МВД РФ, 2018. - 200 с.

REFERENCES

1. Astafyev, N.V. and Dubinetsky, V.V. (2016), "Further training of police officers at the post in the training process operational activity", Pravo i obrazovanie, No. 7, pp. 70-76.

2. Ivanova, S.I. and Boush, KS. (2016), "To a question of competence-based approach in the system of professional education of staff of bodies of internal affairs", Bulletin of the Tyumen institute of professional development of police officers of Russia, No. 1 (6), pp. 174-180.

3. Kupavtsev, T.S. (2015), "Characteristics of the subject of self-improvement in the system of professional education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Higher education today, No 1, pp. 55-59.

4. Moiseenko, А.А., Arhipov, E.V. and Pesterev, N.N. (2017), "About some features of preparation for use of weapons by police officers", Materials of the "Current Problems of Fight against Crimes and Other Offences " conference, Barnaul, pp. 166-167.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of May 5, 2018 No. 275 About the statement of the Order of the organization of training for replacement ofpositions in law-enforcement bodies of the Russian Federation" available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71877330/.

6. Ed. Kupavtsev, T.S., Morozov, V.A. and Fedulov, B.A. (2018), The organization and training, the situations of daily activity of divisions of law-enforcement bodies with use ofphysical force connected with modeling, special means and firearms: manual, Moscow.

Контактная информация: kupavzev22@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2019

УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК НА ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник. Научно-исследовательский центр Военного института физической культуры

Аннотация

Статья содержит результаты изучения различных видов мотивов (административного, деятельно-двигательного, коммуникативного, оздоровительного и эстетического) выбора занятий аэробикой студентами технического вуза по дисциплине «Физическая культура и спорт», представлена динамика приоритетных ожиданий студенток 2 курса от практических занятий физической культурой на специализации «Аэробика». В материалах сформулированы рекомендации по модификации содержания учебных занятий с учетом физиологических особенностей девушек и личностных ожиданий результатов от занятий аэробикой на основе представленных мотивов. Знание мотивов позволяет эффективно варьировать содержание учебных программ, реализуя личностные приоритеты студенток второго курса в двигательной активности, способствуя тем самым улучшения всех показателей физического развития, функционального состояния и работоспособности студенток второго курса. В статье представлены особенности выбора специализации.

Ключевые слова: личностные потребности, физическая культура, специализация аэробика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.