Научная статья на тему 'СТРУКТУРИЗАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ'

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ ПЛАВАНИЯ / СПОРТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПЛАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Андрей Олегович, Николаев Илья Валерьевич, Ананьин Макар Сергеевич, Сабурова Екатерина Викторовна

Цель исследования - повысить эффективность специально-технической подготовки по дисциплине «Плавание» на основе учета типологии проявляемых движений студентами вузов физкультурно-педагогического профиля. Доказана репрезентативность типологически опосредованной методики обучения, обеспечивающей совершенствование координационной структуры техники в соответствии с избранным способом плавания, увеличение продолжительности фазы скольжения и эффективную реализацию коэффициента плотности гребкового усилия. Разработаны методические приемы обучения плаванию студентов, проявляющих определенный тип плавательных движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Андрей Олегович, Николаев Илья Валерьевич, Ананьин Макар Сергеевич, Сабурова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURING OF TYPOLOGY OF PADDLE MOVEMENTS IN TRAINING SPORT SWIMMING SKILLS

The purpose of the study is to increase the effectiveness of special-technical training in the discipline "Swimming", based on taking into account the typology of movements, shown by students of higher educational institutions of physical culture and pedagogical profile. The representativeness of the typologically mediated teaching method has been proved, which ensures the improvement of the coordination structure of the technique in accordance with the chosen swimming method, an increase in the duration of the sliding phase and the effective implementation of the density coefficient of the rowing effort. Methodological techniques of teaching swimming for students showing a certain type of swimming movements have been developed.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРИЗАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ»

УДК 797.21

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ

Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва; Илья Валерьевич Николаев, кандидат педагогических наук, Макар Сергеевич Ананьин, кандидат культурологических наук, Московский педагогический государственный университет, Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

Цель исследования - повысить эффективность специально-технической подготовки по дисциплине «Плавание» на основе учета типологии проявляемых движений студентами вузов физкуль-турно-педагогического профиля. Доказана репрезентативность типологически опосредованной методики обучения, обеспечивающей совершенствование координационной структуры техники в соответствии с избранным способом плавания, увеличение продолжительности фазы скольжения и эффективную реализацию коэффициента плотности гребкового усилия. Разработаны методические приемы обучения плаванию студентов, проявляющих определенный тип плавательных движений.

Ключевые слова: типологический подход, технические комбинации плавания, спортивные способы плавания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p222-225

STRUCTURING OF TYPOLOGY OF PADDLE MOVEMENTS IN TRAINING SPORT

SWIMMING SKILLS

Andrey Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Moscow; Ilya Valerievich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, Makar Sergeevich Ananin,

the candidate of cultural sciences, Moscow State Pedagogical University; Ekaterina Victo-rovna Saburova, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russia, St. Petersburg

Abstract

The purpose of the study is to increase the effectiveness of special-technical training in the discipline "Swimming", based on taking into account the typology of movements, shown by students of higher educational institutions of physical culture and pedagogical profile. The representativeness of the typolog-ically mediated teaching method has been proved, which ensures the improvement of the coordination structure of the technique in accordance with the chosen swimming method, an increase in the duration of the sliding phase and the effective implementation of the density coefficient of the rowing effort. Methodological techniques of teaching swimming for students showing a certain type of swimming movements have been developed.

Keywords: typological approach, technical combinations of swimming, sports swimming stroke.

ВВЕДЕНИЕ

Освоение спортивных способов плавания студентами вузов физкультурно-педагогического профиля относится к задачам формирования профессиональных компетенций, востребованных в практической работе преподавателя физического воспитания. Устойчивая предрасположенность обучаемых к освоению определенных технических элементов в воде позволяет утверждать о некоторой групповой систематике и типовых свойствах выполняемых движений [3, 5]. Оценка возможностей типологического подхода при обучении способам спортивного плавания студентов физкультурно-педагогических специальностей выдвигает на первый план изучение сущностных признаков проявляе-

мых движений, как устойчиво сложившихся двигательных структур. Управление конфигурацией множества технических элементов наращивает базовую функциональность техники плавания за счет внутреннего координационного подобия технических элементов в общей схеме проявления значимых признаков [1, 4].

Операционным функционалом типологически опосредованного обучения выступает подобие проявляемых плавательных движений рациональной структуре техники плавания на основе принципа типового подхода в условиях массового обучения. Компромис -сное решение проблемы лежит в плоскости синергии задач учета типовых двигательных проявлений и достижения эталонных технических характеристик движений [2, 6].

Теоретико-методологические предпосылки изучения проблемы позволили сформировать гипотезу, что классификация проявляемых гидрогенных движений, а также учет устойчивых сочетаний технических элементов позволит повысить эффективность обучения студентов вузов физкультурно-педагогического профиля спортивным способам плавания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - повысить эффективность специально-технической подготовки на основе учета типологии проявляемых движений студентами вузов физкультурно-педагогического профиля. Эмпирическую базу исследования составили параметрические данные техники плавания 145 студентов 1-го курса физкультурно-педагогического вуза в возрасте 18,6±0,4 лет.

Структура типологии элементов техники выстраивалась методами типологического анализа, начиная с систематизации эмпирических данных и интерпретации их в качестве признаков движений. Инструментальная область работы основывалась на понятии типологических синдромов как характерного сочетания признаков, отождествляемых с повторяющимися характеристиками движений.

Техника плавания тестируемых описывалась 10-ю признаками движений, кодированными бинарным (тернарным) отношением. Выявленные сочетания признаков движений классифицированы на три устойчивые комбинации, характеризующие типичные варианты двигательной предрасположенности студентов: одновременно-симметричный, попеременно-симметричный, асимметричный [1].

Данные эмпирического массива классифицированы алгоритмами факторного анализа данных пакета SPSS. Для обучения студентов, проявляющих определенный тип движений, разработана типологически опосредованная методика, основными методическими приемами являлись:

- учет двигательной предрасположенности студентов к проявлению характерной структуры движений;

- преобразование отдельных наименее эффективных технических элементов, составляющих типологическую комбинацию техники спортивного способа плавания;

- интегрирование вновь освоенных элементов в целостную техническую комбинацию способа плавания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сегментация типов двигательных проявлений студентов в процессе обучения определила направленность тренда на освоение рациональной структуры спортивных способов плавания (таблица 1). Типологически опосредованная методика обучения показала свою эффективность в формировании навыков спортивных способов плавания. Учет двигательной предрасположенности студентов к проявлению характерной структуры движений обеспечил увеличение продолжительности плавательного цикла, что свидетельствуют о совершенствовании координационной структуры техники в соответствии с избранным способом плавания.

Таблица 1 - Динамика типоформирующих показателей техники плавания

Показатель Экспериментальные группы, периоды тестирования в процессе эксперимента

ЭГ КГ

До После До После

Коэффициент плотности гребкового усилия 50,0±3,7 56,9±0,3* 55,1±3,3 56,2±2,8

Отрезок скольжения, м 0,20±0,01 0,26±0,02 0,11±0,01 0,19±0,01

Длительность цикла, с 1,36±0,10 1,51±0,18 1,34±0,09 1,50±0,08*

Длительность скольжения, с 0,27±0,03 0,36±0,5 0,18±0,01 0,25±0,02

Протягивание гребка, м 0,65±0,04* 0,69±0,04 0,66±0,03 0,69±0,05

Примечание: * - P<0,05.

В пользу увеличения продвигающей силы свидетельствует повышение динамических характеристик гребка. Избирательное преобразование отдельных наименее эффективных технических элементов, составляющих типологическую комбинацию техники спортивного способа плавания, генерировало увеличение продолжительности фазы скольжения как элемента типологически-устойчивого структурного образования.

Интегрирование вновь освоенных движений в целостную техническую комбинацию способа плавания за счет внутреннего координационного подобия технических элементов обеспечило эффективную реализацию коэффициента плотности гребкового усилия.

ВЫВОДЫ

Апробация модели типологически опосредованного обучения показала ее репрезентативность на основе подобия двигательных представлений и технической подготовленности педагога физического воспитания по плаванию. Классификация проявляемых плавательных движений, а также учет устойчивых сочетаний технических элементов является проектным посылом в обучении студентов вузов физкультурно-педагогического профиля спортивным способам плавания. Типологический каркас проявляемых движений, встроенный в структуру техники спортивных способов плавания, обеспечивает проектный уровень подготовленности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барченко С.А. Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки / С.А. Барченко, О.Г. Ольховская, ОЕ. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 25-28.

2. Ольховская О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.

3. Ольховская О.Г. Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов / О. . Ольховская, О.Е. Понимасов, А.В. Антонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 325-328.

4. Понимасов О. Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.

5. Понимасов О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.

6. Понимасов О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.

REFERENCES

1. Barchenko, S.A., Olkhovskaya, O.G. and Ponimasov, O.E. (2019), "Control of time parameters of the structural swimming cycle at the basic stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 25-28.

2. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.

3. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A.V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.

4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.

5. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

6. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification of an alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 106-110.

Контактная информация: miron1964@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2021

УДК 37.032

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СОТРУДНИКА

Виктор Владимирович Морозов, Андрей Александрович Виноградов, кандидат юридических наук, Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия управления МВД России, г. Москва; Александр Дмитриевич Тяпков, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград

Аннотация

В условиях постоянно возрастающих требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России своевременное выявление положительного опыта в обучении и воспитании личного состава, оценка уровня развития профессионализма является актуальной задачей органов управления в системе МВД России. В данном исследовании конкурс профессионального мастерства рассматривается в качестве средства, позволяющего многогранно оценивать уровень квалификации сотрудников во всей полноте профессиональных и личностных качеств, а также определять стратегии профессиональной подготовки сотрудников, что является важным в целом для системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: оценка профессиональных достижений, принципы оценки, развитие профессионализма, личностное саморазвитие сотрудника.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p225-229

COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILLS AS A MEANS OF EVALUATING THE PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS OF EMPLOYEE

Viktor Vladimir ovich Morozov, Andrei Aleksandrovich Vinogradov, the candidate of law sciences, Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow; Aleksandr Dmitrievich Tyapkov, Volgograd Academy Ministry of Internal affairs of Russia, Volgograd

Abstract

In the conditions of constantly increasing requirements to the professional and personal qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, timely identification of the positive experience in training and education of personnel, assessment of the level of professionalism development is urgent task

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.