sity", Actual problems ofphysical culture and sports in modern socio-economic conditions. A collection of articles based on the materials of the international scientific conference of the teaching staff dedicated to the 125th anniversary of the birth of V. S. Nemchinov, Moscow, pp. 50-54.
8. Dubatovkin, V.I., Nikitchenko, S.Y., Fedyaev, N.A., Musaev, I.S.-H. and Solodukhin, I.A. (2020), "Improvement of physical qualities-strength, students of the economic profile of training in the agro-industrial complex", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9, Vоl. 187, pp. 84-90.
Контактная информация: vladislav180570@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 03.10.2021
УДК 797.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ГРУППАХ ЗДОРОВЬЯ
Дмитрий Владимирович Мальцев, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
С целью улучшения состояния функциональных показателей детей 10-12 лет под влиянием занятий плаванием в группах здоровья разработана программа оздоровительного плавания, рассчитанная на 36 занятий. Апробированы общеразвивающие, подготовительные и специальные средства и методические приемы укрепления здоровья, формирования гигиенических навыков детей, овладения умением держаться на воде и навыками самостоятельного плавания в бассейне дистанции не менее 15 м кролем на груди и на спине. Выявлена возможность совмещенного улучшения функционального состояния и эффективного усвоения плавательных движений.
Ключевые слова: оздоровительное плавание, группы здоровья, школьники 10-12 лет.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p228-231
IMPROVING THE SWIMMING SKILLS OF CHILDREN UNDER THE INFLUENCE OF SWIMMING IN HEALTH GROUPS
Dmitry Vladimirovich Maltsev, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Ekaterina Victorovna Saburova, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg
Abstract
In order to improve the state of functional indicators of 10-12 years old children under the influence of swimming in health groups, the program of recreational swimming has been developed, designed for 36 lessons. General developmental, preparatory and special means and methodological methods of health promotion, the formation of hygienic skills of children, mastering the ability to stay on the water and the skills of independent swimming in the pool at a distance of at least 15 m with a crawl on the chest and on the back have been tested. The possibility of combined improvement of the functional state and effective assimilation of swimming movements was revealed.
Keywords: recreational swimming, health groups, schoolchildren 10-12 years old.
ВВЕДЕНИЕ
Плавание, как один из видов физической активности аэробной направленности, имеет большое оздоровительное значение. Воздействие водной среды способствует улучшению кровоснабжения мозга, укрепляет кожный покров и нервную систему занимающегося. При нахождении в воде увеличивается теплоотдача. Воздействие гидромассажа на тело занимающегося положительно влияет на организм, укрепляется кожный по-
кров, стимулирует работу нервных рецепторов и кровеносных сосудов [3, 5].
При систематических занятиях в бассейне организм закаляется, активизируются механизмы адаптации, что в последствие укрепляет иммунитет и способствует закаливанию организма. При систематическом нахождении в бассейне в течение одного часа циркуляция крови достигает оптимального уровня. Окислительные процессы организма возрастают, в результате чего повышается уровень потребления кислорода [1].
При занятиях плаванием у детей увеличивается жизненная емкость легких. Важен тот факт, что при выдохе в воду, внутренние органы брюшной полости занимают анатомически правильное положение за счет гидростатического давления воды. Горизонтальное положение в воде способствует росту детей за счет растягивания межпозвоночных дисков и снижения гравитационных сил тяжести [2].
При нахождении в воде, создаются облегченные условия для организма, гравитация снижается, масса тела уменьшается, кровь легче оттекает к центру, предотвращается развитие сколиоза, плоскостопия, а также укрепляется мышечный скелет занимающихся. Показатели частоты пульса в воде меньше, в сравнении с показателями на суше. Систематические занятия в бассейне развивают сердечную мышцу, улучшают сосудистый тонус, укрепляют центральную нервную систему детей. С помощью воздействия воды можно снизить нагрузку на позвоночник, разгрузить суставной аппарат. При соблюдении температурного режима воды около +27°С организм закаляется, вследствие разницы температуры тела и воды. Под воздействием регулирования дыхания развивается дыхательная система, растет жизненная емкость легких [4].
Целью исследования является - улучшить состояние функциональных показателей детей 10-12 лет под влиянием занятий плаванием в группах здоровья.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе исходных показателей функционального состояния школьников разработана программа оздоровительного плавания для детей 10-12 лет, рассчитанная на 36 занятий.
Целью программы «Оздоровительное плавание» является создание для каждого учащегося условий для развития и совершенствования двигательной активности, закаливания детского организма, воспитания у школьников потребности в здоровом образе жизни, формирования устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом.
Общие задачи обучения:
- сохранение и укрепление здоровья детей в ходе регулярных занятий оздоровительным плаванием;
- применение широкого комплекса упражнений, способствующих формированию правильной осанки, гигиенических навыков, закаливанию организма, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям;
- воспитание дисциплинированности, преодоление чувства водобоязни;
- обучение удерживанию на воде и плаванию на дистанцию 15-20 м.
Основной формой проведения занятий по плаванию в группе здоровья является
урок.
Подготовительная часть урока включала объяснение задач, техники безопасности и проведение общеразвивающих и специальных упражнений.
В содержании основной части урока решались основные задачи занятия: изучение дыхательных упражнений, техники плавания, стартов и поворотов, плавание коротких отрезков в полной координации.
В содержание заключительной части включалось: постепенное снижение физической нагрузки и эмоциональности занятий; проверка детей, подведение итогов урока.
Основными средствами для обучения плаванию являются общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
Общеразвивающие упражнения используются для развития основных физических качеств, повышения функциональных возможностей, подготовки учеников для наиболее эффективного усвоения плавательных движений. В дальнейшем они помогают изучить технику работы ног, рук, дыхания и совместить элементы в целостный способ плавания. Подготовительные упражнения используются для улучшения физических качеств, применяемых в плавании, освоения техники выбранных элементов. Они используются на суше, что помогает предотвратить ошибки. Специальные упражнения применяют для совершенствования плавательной техники, закрепления полученных навыков и для устранения ошибок.
Ожидаемый результат по программе: укрепление здоровья и формирование гигиенических навыков детей; овладение умением держаться на воде; овладение навыками самостоятельного плавания в бассейне дистанции не менее 15 м кролем на груди и на спине; совершенствование техники различных способов плавания; формирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тестирование по окончанию эксперимента позволило выявить динамику показателей уровня подготовленности в плавании и оценить эффективность использования занятий плаванием в группах здоровья (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика показателей испытуемых в плавании, х±т
Показатель ЭГ КГ
до после г до после г
Плавание доступным способом, м - 23,1±3,2 - - 18,7±1,4 1,5
Задержка дыхания на суше, с 13,3±0,4 29,7±0,4* 3,7 14,2±0,2 25,5±0,5 4,2
Доставание предмета со дна бассейна, попытки 1,8±0,4 4,3±0,4* 3,7 1,5±0,5 3,2±0,6 4,2
Задержка дыхания в воде, с 7,4±13,2 16,5±1,2 9,1 7,6±3,5 13,8±3,2* 7,3
Скольжение в положении «стрелка», м 2,4±6,1 10,3±5,1 7,2 2,2±4,6 8,5±4,2* 6,4
Примечание: * - уровень достоверности различий при р<0,05.
При анализе данных, полученных в ходе проведенного эксперимента, установлено, что занимающиеся по составленной оздоровительной программе повысили уровень дыхания, развили физические качества и улучшили показатели произвольной регуляции дыхательной системы. Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность рекомендовать данную программу (частично или комплексно) для занятий ЛФК и на уроках в рамках школьной программы.
К причинам улучшения результатов, полученных в ходе занятий плаванием в группах здоровья, можно отнести:
- оптимальное распределение нагрузки, выделяемое время на отдых, проводимый на основе игровых упражнений статического характера или упражнений на внимание;
- оздоровительная направленность занятий и строгий режим контроля физической нагрузки;
- компактная наполняемость группы не более 12 человек;
- индивидуальный учет двигательных способностей школьников;
- широкое применение игровых упражнений, скольжений, свободного плавания, упражнений с поддерживающими предметами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность занятий плаванием в группах здоровья школьников достигается целенаправленным использованием в содержании занятий оптимальной физической нагрузки, упражнений на координацию, состязательных упражнений и игр в воде.
Занятия плаванием в группах здоровья способствуют закаливанию организма, улучшают терморегуляцию, укрепляют иммунитет, адаптируют ребенка к непривычным
условиям водной среды. Применение средств оздоровительного плавания развивает дыхательную систему, увеличивает функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, улучшает кровообращение, содействует укреплению связочного аппарата, снижению нагрузки на позвоночник, ровной осанке, предотвращает плоскостопие; повышает жизненную емкость легких, нормализует дыхательный ритм, развивает подвижность грудной клетки, способствует увеличению силы мышц, их работоспособности и развитию мышечной системы в целом. Освоение навыков плавания помогает развить силу, быстроту, ловкость и гибкость, учит координировать движения, формирует здоровый организм, улучшает эмоциональное состояние.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барченко, С. А. Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки / С.А. Барченко, О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 25-28.
2. Мальцев, Д.В. Воздействие состязательно-игрового метода обучения начальным навыкам плавания младших школьников / Д.В. Мальцев, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 164-167.
3. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.
4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
5. Понимасов, О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.
REFERENCES
1. Barchenko, S.A., Olkhovskaya, O.G. and Ponimasov, O.E. (2019), "Control of time parameters of the structural swimming cycle at the basic stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 25-28.
2. Maltsev, D.V. and Ponimasov, O.E. (2021), "Impact of the competitive play method of teaching primary swimming skills for junior schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 164-167.
3. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.
4. Ponimasov, O.E. and Layshev, R. . (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.
5. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification of an alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, № 3, pp. 106-110.
Контактная информация: maltsev268886@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.10.2021
УДК 796.325, 796.012.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Юрий Валерьевич Могильников, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург