Обратив внимание на результаты теста «Тип мышления» можно сделать вывод о том, что 50% старшеклассников, занимающихся единоборствами, имеют предметно-действенный тип мышления. Таким образом, учитывая особенности типа мышления, интересов, а также профессиональных предпочтений старшеклассников, занимающихся единоборствами, можно правильно ориентировать их на выбор профессии по окончании спортивной карьеры согласно способностям и желаниям.
ВЫВОДЫ
1. Разработан алгоритм определения направлений будущей профессии для старшеклассников.
2. Выделена группа профессий в спорте, которые может освоить атлет после окончания спортивной карьеры.
3. Показано, что 50% старшеклассников, занимающихся единоборствами, имеют предметно-действенный тип мышления и хотят применить свои физические навыки в жизни.
4. Установлено, что 50% единоборцев хотели бы освоить профессии, связанные с направлениями деятельности: спорт + сельское хозяйство, сфера услуг, техника, военно-прикладные виды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Живлюк А.П., Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб / А.П. Живлюк // Молодой ученый. - 2015. - № 6 (86). - С. 599-601.
2. Соломенцев Н.Б. Профессиональная ориентация - важный этап формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности / Н.Б. Соломенцев, Е.Б. Ерофеева, Е.Н. Соломен-цева // Альманах мировой науки. 2016. - № 6-1 (9). - С. 34-35.
REFERENCES
1. Zhivluk, A.P. (2015), "Professional orientation of schoolchildren in the context of professional tests", Young scientist, No 6, Vol. 86, pp. 599-601.
2. Solomenev, N.B., Eropheeva, E.B. and Solomencheva, E.N. (2016), "Professional orientation is an important stage in the formation of motivation for future professional activity", Almanac of World Science, No 6-1, Vol. 9, pp. 34-35.
Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.07.2021
УДК 796.011
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Алексеевич Барченко, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
Цель исследования - изучить возможности формирования начальных технических навыков плавания на основе интегрального освоения двигательных функций плавательных движений студентами педагогических специальностей. Доказана репрезентативность структурно-функционального обучения технике плавания на основе структуризации двигательных функций плавательных движений. Разработаны комбинации структурирующих упражнений, обеспечивающих повышение функциональности гребковых движений для удержания тела на плаву, обеспечения условий для дыхания, продвижения в скольжении. Разработаны методические приемы структурно-функционального обучения технике плавания студентов педагогических специальностей.
Ключевые слова: функции плавательных движений, студенты педагогических специальностей, кроле-вые способы плавания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p134-137
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL APPROACH TO TRAINING TO THE SWIMMING OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES
Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Mikhail Vladimi-rovich Gabov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Alekseevich Bar-chenko, the candidate ofpedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the
Russian, St. Petersburg
Abstract
The aim of the research is to study the possibilities of formation of initial technical swimming skills based on integral mastering of motor functions of swimming movements by students of pedagogical specialties. The representativeness of structural and functional teaching of swimming technique on the basis of structuration of motor functions of swimming movements has been proved. Combinations of structuring exercises have been developed that provide an increase in the functionality of rowing movements to keep the body afloat, provide conditions for breathing, and advance in sliding. Methodological techniques of structural and functional teaching of swimming technique for students of pedagogical specialties have been developed.
Keywords: functions of swimming movements, students of pedagogical specialties, crawl stroke swimming.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность обучения плаванию студентов достигается освоением частных двигательных функций обучаемыми в динамических условиях водной среды [4, 6]. Под двигательными функциями плавания понимается целевая направленность плавательных движений на решение определенной двигательной задачи в водосредовых условиях. Успешно сформированные навыки плавания выступают двигательными носителями систематизированной и упорядоченной реализации двигательного потенциала в водной среде [1].
Регуляторами двигательного функционала выступают физические особенности водной среды, обусловливающие структурную сегментацию частных функций - создания предпосылок для оптимального дыхания, перемещения в избранном направлении, поддержания пловца не плаву.
Возможности реализации функционала движений гарантируются структурно разнообразными техническими элементами плавания [2]. Наблюдаемые технические комбинации элементов являются частным проявлением интегрального множества координационных типов [3].
Внутри отдельной технической комбинации, составляющие технические элементы объединены в систему и не могут преобразовываться избирательно без учета закономерностей интегрированного функционирования [5].
Теоретико-методологические предпосылки изучения проблемы позволили сформировать гипотезу, что целесообразно упорядоченная координация движений на основе целевой функциональности технических элементов позволит повысить эффективность обучения студентов педагогических специальностей начальным навыкам плавания.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - изучить возможности формирования начальных технических навыков плавания на основе интегрального освоения двигательных функций плавательных движений студентами педагогических специальностей.
Эмпирическую базу исследования составили параметрические данные технических показателей плавания 55 студентов 1-го курса педагогического вуза в возрасте 18,6±0,4 лет.
Сосредоточение целей структурно-функционального обучения на задачах синтетической структуризации двигательных функций плавательных движений достигалось применением упражнений на бинарное согласование элементов техники плавания. В программу обучения заложены комбинации структурирующих упражнений, обеспечивающих повышение функциональности гребковых движений для удержания тела на плаву, обеспечения условий для дыхания, продвижения в скольжении.
Студенты контрольной группы осваивали технику кролевых способов плавания целостно-конструктивным методом.
Репрезентативность структурно-функционального обучения технике плавания оценивались по индикаторам протяженности скольжения (в различных вариациях), времени удержания на поверхности воды с помощью водоопорных гребков, а также на основе коэффициента согласованности технических элементов, вычисляемого отношением динамометрии при плавании целостным способом к суммарному показателю динамической тяги, производимой отдельно руками и ногами [1].
Моделирование технических вариаций дополнено качественными описательными характеристиками - амплитудой и соразмерностью движений, рациональностью дыхания. Основными методическими приемами обучения студентов являлись:
- предварительное обучение студентов водоопорному гребку бинарного назначения: для создания гидродинамической опоры и выполнения локомоторной функции;
- освоение функции рационального дыхания интегрально с гребковыми движениями;
- освоение обтекаемого положения в сочетании с дыхательной функцией;
- встраивание типовых движений в целостную конфигурацию способа плавания.
Данные эмпирического массива классифицированы алгоритмами факторного анализа данных пакета SPSS.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Встраивание технических элементов с направленностью на достижение функциональности в общий контур способа плавания повысило эффективность управления отдельными техническими параметрами (таблица 1).
Таблица 1 - Изменение структурно-с )ункциональных характеристик плавания
Показатель Периоды тестирования групп
ЭГ КГ
до после до после
Проплываемая дистанция, м 33,1±0,7 175,4±1,3 38,3±0,4 102,5±1,0*
Коэффициент согласованности, % 66,8±1,4 79,2±0,7* 67,1±0,3 68,6±1,8*
Скорость передвижения, м/с 0,43±0,02 0,52±0,04 0,45±0,07 0,50±0,08
Примечание: * - p<0,05.
Предварительное обучение студентов водоопорному гребку бинарного назначения для создания гидродинамической опоры и выполнения локомоторной функции устанавливают развертывание адаптивных реакций на основе синергии структуры и функций движений, что приводит к функциональному решению дидактических двигательных задач. Освоение функции рационального дыхания интегрально с гребковыми движениями сопряжено с увеличением длины дистанции и скорости плавания на 35,6%.
Целенаправленное освоение обтекаемого положения в сочетании с дыхательной функцией приводит к значимому повышению индикатора согласованности технических элементов у студентов ЭГ, что указывает на стабильную координацию освоенных движений. Встраивание типовых движений в целостную конфигурацию способа плавания обеспечивает реализацию педагогических задач структурно-функционального обучения -расширение двигательного функционала студентов в водной среде, возрастание уровня плавательной подготовленности.
ВЫВОДЫ
Целевая функциональность технических элементов, достигаемая за счет ресурсов структурно-функционального обучения, обеспечивает достижение дидактических эффектов, превышающих возможности стандартизированных программ обучения начальным навыкам плавания. Средства освоения функций плавательных движений выступают регуляторами адаптационных реакций, обеспечивающих наибольший рост плавательной подготовленности занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барченко С.А. Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки / С.А. Барченко, О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 25-28.
2. Ольховская О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С. . Барченко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257260.
3. Ольховская О. Г. Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов А.В. Антонов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 325-328.
4. Понимасов О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
5. Понимасов О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.
6. Понимасов О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.
REFERENCES
1. Barchenko, S.A., Olkhovskaya, O.G. and Ponimasov, O.E. (2019), "Control of time parameters of the structural swimming cycle at the basic stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 25-28.
2. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization" Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.
3. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A.V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.
4. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
5. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.
6. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification of an alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 106-110.
Контактная информация: av_zyukin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2021