УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург; Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург; Дмитрий Владимирович Мальцев, соискатель, Санкт-
Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Аннотация
С целью повышения эффективности формирования начальных навыков плавания проведено исследование на основе применения игрового метода, как наиболее соответствующего возрастным особенностям младших школьников. Выявлены психофизические особенности развития детей 7-8 лет, влияющие на способы и формы обучения плаванию. Разработаны средства и методические приемы игры как средства обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Предложены критерии отбора содержания игр в воде. Выявлены психофизические особенности развития детей 7-8 лет. Представлены результаты педагогического исследования, доказывающие перспективность внедрения игровых средств в концепцию целостно-раздельного подхода к формированию начальных плавательных навыков.
Ключевые слова: навыки плавания, игровой метод, младшие школьники.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p218-218
FORMATION OF INITIAL SWIMMING SKILLS TAKING INTO ACCOUNT THE FEATURES OF YOUNG SCHOOL CHILDREN
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the doctor ofpedagogical sciences, North-West Institute of Management, St. Petersburg; Ekaterina Victorovna Saburova, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russia, St. Petersburg; Dmitry Vla-dimirovich Maltsev, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St.
Petersburg
Abstract
In order to increase the effectiveness of the formation of initial swimming skills, the study was carried out based on the use of the game method, as the most appropriate for the age characteristics of younger schoolchildren. The psychophysical features of the development of children 7-8 years old, which affect the methods and forms of teaching swimming, have been revealed. Means and methodological methods of playing as a means of teaching swimming for children of primary school age have been developed. Criteria for the selection of the content of games in water are proposed. The psychophysical features of the development of 7-8 years old children have been revealed. The results of pedagogical research are presented, proving the prospects of introducing play equipment into the concept of an integral-separate approach to the formation of initial swimming skills.
Keywords: swimming skills, play method, junior schoolchildren.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение начальным навыкам плавания как специализированный педагогический процесс должно основываться на специфических особенностях физического и психического развития ребенка. Наиболее предпочтительный период для начала занятий плаванием считается 7-8 лет. Психофизиологические особенности детей младшей школы как первоначальной ступени образования и развития нельзя считать окончательно сформированными, уместно вести речь о наиболее общих чертах данного возрастного периода. В семилетнем возрасте сглаживаются диспропорции антропометрических показателей, характерные для дошкольников, весоростовые характеристики гармонизируются.
Наряду с физическим ростом органов и тканей происходит совершенствование функциональных систем.
Психические особенности младших школьников связаны с началом дифференциации внутренней сферы личности и внешней среды. Ребенок начинает осознавать и выстраивать взаимоотношения с внешней средой, однако способность к самоконтролю и анализу двигательных действий находится на низком уровне. В процессе освоения движений преобладает не интеллектуальный, а подражательно двигательный компонент.
Важной чертой для реализации задач физического воспитания является высокая возбудимость нервных процессов и слабость внутреннего торможения, что приводит к неустойчивости внимания и быстрой утомляемости. В связи с этим актуален поиск средств физической культуры, обладающих высокой эмоциональностью и сменой ситуационных условий выполнения. Подобными характеристиками обладает состязательно -игровой метод [1, 3].
Целью исследования выдвинуто повышение эффективности формирования начальных навыков плавания, достигаемой применением игрового метода, как наиболее соответствующего возрастным особенностям младших школьников.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
За основу формирования начальных элементов техники плавания принят игровой метод, реализуемый на основе сюжета, содержания и правил игры.
Методическими приемами игрового метода, встроенными в основной перечень задач исследования, обозначены: комплексное либо избирательное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков; использование в игре элементов состязательности с целью повышения эмоциональности занятий и заинтересованности детей; применение оптимально высокой физической нагрузки в обстановке соперничества и стремления к выигрышу; создание условий для проявления волевых и интеллектуальных качеств занимающихся; предоставление играющим инициативы и вариативности действий; воспитание нравственных качеств при соблюдении правил игры в условиях соперничества.
При обучении начальным навыкам плавания средства игрового метода применялись в следующей последовательности: простейшие игровые задания; сюжетные игры в воде; упражнения состязательной направленности; эстафеты в плавании по элементам; комплексы состязательно-игровых упражнений.
Критериями отбора содержания игр являлись: уровень психофизического развития детей, дидактическая направленность и условия проведения игры, степень ее эмоционального воздействия на занимающихся, возможность индивидуального или группового участия в игре.
Процентное соотношение игр различной тематической направленности в объеме времени курса обучения составило: игры на освоение с водой - 15%; игровые задания на освоение навыка дыхания - 15%; игры на освоение горизонтального обтекаемого положения тела в скольжении - 20%; игры на овладение элементами техники плавания и их координацию - 25%; комплексные игровые упражнения на закрепление и совершенствование начальных навыков плавания - 25%.
Программа занятий игровым методом включала 72 занятия по 45 мин каждое.
В течение года наблюдались 36 детей (20 человек в ЭГ; 16 - в КГ) в возрасте 7,5±0,2 лет при обучении начальным элементам техники плавания. Исходные показатели психофизического развития детей диагностировались статистически однородными. Контрольная группа детей занималась по утвержденной программе начального обучения плаванию в объеме 72 часов.
Критериями оценки эффективности игрового метода обучения начальным элементам выступили показатели гидродинамических параметров техники плавания [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результатами тестирования по окончанию исследования диагностируется достоверный рост уровня освоения начальных элементов техники плавания детьми экспериментальной и контрольной групп (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика показателей испытуемых в плавании, х±т
Показатель ЭГ КГ г
Скорость плавания, м/с 0,60±0,03 0,60±0,04 2,3
Дистанция продвижения за цикл гребков, м 0,81±0,04 0,62±0,05 3,4
Темп плавания, цикл/мин 44,1±2,7 57,3±1,4 2,2
Тяговая сила, кг 7,45±0,6 5,90±0,5 2,7
Коэффициент силовых возможностей,% 0,68±0,04 0,56±0,03 1,5
Уровень координации младших школьников заметно повысился, что способствовало овладению техникой спортивных способов плавания. Высокая подвижность в суставах и общая гибкость обусловили освоение амплитуды гребковых движений, выразившееся в увеличении шаговых характеристик техники плавания и снижении темпа гребков испытуемых экспериментальной группы.
При освоении чрезмерно сложных для детей КГ координаций наблюдаются сопутствующие напряжения, иррадиация нервных импульсов, чему способствует непривычная водная среда, в которой ребенок на начальном этапе обучения безуспешно пытается найти твердую опору.
Новые возможности повышения компонентов силового потенциала раскрываются при переходе на более высокий режим мощности развиваемых усилий и реализации силовых качеств испытуемыми ЭГ. Полученный результат связан с процессами улучшения метаболического обмена, стимулирующего эффективность энергетического обеспечения игровых действий обучаемых.
Под влиянием игрового метода обучения волевая сфера обучаемых ЭГ развивалась как направленность на достижение определенной мотивированной цели по освоению элементов техники плавания. Сама целенаправленная деятельность протекала под влиянием ценностно-ориентировочной оценки поступков.
Таким образом, игровой метод является средством не только интенсивного освоения начальных элементов техники плавания, но и психологического и интеллектуального развития, которое обусловливает интеллектуализацию процесса обучения, его осознанность и мотивацию.
Поддержание высокого эмоционального фона занятий применением игровых упражнений и заданий позволило моделировать состязательные ситуации и способствовало поддержанию работоспособности и интереса детей к занятиям, эффективному усвоению начальных элементов техники плавания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ресурс возможностей игрового метода позволяет рассматривать его как проектную организационно-методическую основу обучения навыкам плавания младших школьников. Качественный скачок в психофизическом развитии детей 7-8 лет диктует необходимость ориентирования на менее алгоритмизированные, преимущественно игровые формы обучения.
Итоги применения игрового метода в обучении младших школьников техническим элементам плавания доказывает перспективность внедрения игровых средств в концепцию целостно-раздельного подхода к формированию начальных плавательных навыков. Ключевым элементом интеграции игрового метода в дидактические основы плавания является соответствие методических особенностей игровой методики обучения возрастным особенностям детей начальной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, Е.Г. Стадник, Н.А. Кушнер // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 130-134.
2. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.
3. Подвижные игры как средство решения задач плавательного всеобуча младших школьников / В.Ю. Карпов, А.В. Абросимова, А.В. Гусев, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 2 (168). - 2019. - С. 188-192.
REFERENCES
1. Loginov, O.N., Simina, T.E., Stadnik, E.G. and Kushner, N.A. (2018), "The use of a game approach in the formation of swimming skills among student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 130-134.
2. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.
3. Karpov, V.Yu., Abrosimova, A.V., Gusev, A.V., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2019), "Outdoor games as a means of solving the problems of swimming general education for younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 188-192.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.08.2021
УДК 796.011.3
ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В
ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва; Вера Сергеевна Бабина, преподаватель,
Правовой колледж Российского университета транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
Ученые мирового сообщества пришли к выводу, что пандемия COVID-19 существенно повлияла на психофизическое здоровье человечества. Двигательная активность, занятия физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой являются одними из наиболее доступных и действенных. В данной статье предлагается методика применения фитнес-йоги на занятиях по физическому воспитанию в Российском университете транспорта. В РУТ (МИИТ) на базе кафедры «Физическая культура и спорт» с сентября 2020 г. по май 2021 г. был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие студенты 1 курса, количество - 54 человек (n=54). В контрольной группе проводились занятия по физическому воспитанию в соответствии с учебной программой кафедры «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ), а в экспериментальной - по разработанной автором методике оздоровления студентов с использованием комплексов асан фитнес-йоги. У студентов РУТ (МИИТ), обучающихся по программе оздоровления с применением упражнений фит-нес-йоги на занятиях физической культурой, в мае 2021 года значительно улучшилось психическое состояние и функциональная подготовленность, наблюдалось повышение уровня здоровья, низкий порог стресса, что говорит о положительном психофизическом приспособлении к окружающей среде в период пандемии COVID-19.
Ключевые слова: здоровье, фитнес-йога, студенты, пандемия COVID-19, физическая культура.