Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фам Вьет Кхоа

В статье раскрыты актуальные проблемы профессиональной служебной деятельности и профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции Социалистической Республики Вьетнама. На основании теоретического анализа научных исследований и данных анкетирования были выделены две группы сотрудников, находящихся на различных этапах профессионального мастерства. Представлены результаты эмпирического и сравнительного исследования профессионально важных качеств сотрудников как представителей указанных групп. Сделаны выводы о соотнесении выявленных профессионально важных качеств участковых уполномоченных полиции с этнопсихологическими особенностями вьетнамского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фам Вьет Кхоа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PROFESSIONAL MASTERLINESS OF DISTRICT POLICE OFFICERS OF SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

The article reveals topical problems of professional service activity and professional masterliness of district police officers of Socialist Republic of Vietnam. Based on theoretical analysis of scientific research and survey data, two groups of officers at different stages of professional masterliness were identified. The results of an empirical and comparative study of the professionally important qualities of officers as representatives of these groups are presented. Conclusions are made on the correlation of the identified professionally important qualities of district police officers with the ethnopsychological characteristics of Vietnamese people.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ»

УДК 159.9; ББК 88.8 NIION: 2018-0077-3/21-016

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -3 -97-102 MOSURED: 77/27-024-2021-03-215

© Фам В.К., 2021

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика

Научный руководитель: Костина Любовь Николаевна - начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Вьет Кхоа Фам,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: khoapham2107@gmail.com

Аннотация. В статье раскрыты актуальные проблемы профессиональной служебной деятельности и профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции Социалистической Республики Вьетнама. На основании теоретического анализа научных исследований и данных анкетирования были выделены две группы сотрудников, находящихся на различных этапах профессионального мастерства. Представлены результаты эмпирического и сравнительного исследования профессионально важных качеств сотрудников как представителей указанных групп. Сделаны выводы о соотнесении выявленных профессионально важных качеств участковых уполномоченных полиции с этнопсихологическими особенностями вьетнамского народа.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профессиональное мастерство и этапы его развития, эмпирическое исследование, профессионально важные качества, эффективность деятельности.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PROFESSIONAL MASTERLINESS OF DISTRICT POLICE OFFICERS OF SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Viet K. Pham,

Postgraduate Student of the Faculty of Training of Scientific Pedagogical and Scientific Personnel of Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot'

E-mail: khoapham2107@gmail.com

Abstract. The article reveals topical problems of professional service activity and professional masterliness of district police officers of Socialist Republic of Vietnam. Based on theoretical analysis of scientific research and survey data, two groups of officers at different stages of professional masterliness were identified. The results of an empirical and comparative study of the professionally important qualities of officers as representatives of these groups are presented. Conclusions are made on the correlation of the identified professionally important qualities of district police officers with the ethnopsychological characteristics of Vietnamese people.

Keywords: district police officer, professional masterliness and stages of its development, empirical research, professionally important qualities, efficiency of activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фам В.К. Психологические особенности профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции социалистической Республики Вьетнам. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 97-102.

По результатам теоретического исследования было сформулировано понятие профессионального мастерства участкового уполномоченного полиции как высокого и постоянно совершенству-

емого уровня профессионализма, интеграции его мотивационной и операционной сторон, который обеспечивает высокую результативность профилактики правонарушений и преступлений в обыч-

ных и затрудненных ситуациях, удовлетворенность собственной и совместной деятельностью, чувством уважения к себе [3]. В рамках эмпирического исследования оценка профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции Социалистической Республики Вьетнам осуществлялась по следующим этапам: 1) изучение индивидуальных и профессионально важных качеств специалиста, соответствующих психограмме с использованием психодиагностических методик;

2) использование экспертной оценки профессионального мастерства участкового уполномоченного полиции и сопоставление этих оценок с профессионально важными качествами сотрудников;

3) математико-статистическая обработка, анализ и интерпретация полученных данных и их практической значимости.

В ходе эмпирического исследования экспертные оценки деятельности участковых уполномоченных полиции (100 чел.) осуществили руководители подразделений уполномоченных полиции города Ханоя (района Каузяй) по пятибалльной шкале. Полученные результаты показывают, что 73 % сотрудников имеет средний балл свыше среднего значения (свыше 2,5 балла). Это свидетельствует о положительной оценке руководителями их уровня профессионализма. Однако отмечены случаи (в 18 %), когда сотрудники, имеющие опыт работы от 5 до 10 лет, получили отрицательные оценки (средний балл меньше 2 баллов) в силу различных обстоятельств (объективных и субъективных), что не позволяет в целом считать их деятельность неэффективной.

Для исследования профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции МВД России и подготовки анкеты мы воспользовались результатами исследования Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова и других, которые представили многообразие мотивов выбора профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции в виде пяти групп [6, С. 68]. Метод анкетирования позволил собрать сведения от сотрудников и выявить некоторые особенности служебной деятельности участковых уполномоченных полиции Вьетнама (со стажем работы в должности больше трех лет), а также актуальные проблемы (табл. 1). При выборе профессии, связанной со службой в органах внутренних дел, участковые уполномоченные полиции называют комплекс причин и жизненных обстоятельств своего профессионального выбора. Структура мотивов выбора профессиональной деятельности участковыми уполномоченными полиции Вьетнама выглядит следующим образом (в порядке убы-

вания): 1) подражательный (семейная традиция) -31 % ответов; 2) социально-экономический - 26 % ответов; 3) содержательно-смысловой - 18 % ответов; 4) нравственный - 14 % ответов; 5) личностный (желание носить форму, иметь оружие; склонность к военизированной службе, сохранение семейной традиции при выборе профессии) - 11 % ответов. Полученные данные показывают престижность профессии полицейского во Вьетнаме на достаточном высоком уровне.

Таблица 1

Результаты анкетирования участковых

уполномоченных полиции Вьетнама

Вопросы Ответы участковых уполномоченных полиции Вьетнама (в %)

1. Мотивы профессиональной деятельности семейная традиция (31 %); стабильная зарплата (27 %); по совету или по примеру знакомых, работающих в полиции (18,5 %); сслучайно (15,7 %)

2. Недостаточный уровень профессиональной подготовленности Недостаточно сформированные профессиональные умения и навыки (54,7 %)

3. Объективные трудности Недостаточное материально-техническое обеспечение (27 %), сложная криминальная и оперативная обстановка на обслуживаемом участке (1 8 %)

4. Удовлетворенность служебной деятельностью Оказание помощи людям, общение с людьми (51 %); расширение социального окружения (36 %)

5. Желаемые изменения в работе В режиме и условиях работы (61 %)

6. Время, необходимое для становления профессионала Не менее 5 лет (47,8 %)

7. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Соперничество (32,2 %), компромисс (28,6 %)

8. Навыки и умения, необходимые для развития как профессионала Навыки общения, высокий уровень правовых знаний (44 %)

9. Необходимые личностные и профессиональные качества Решительность (33,7 %), находчивость (28 %), самообладание (1 7,4 %)

Результаты анкеты также показывают, что 30 % сотрудников от общего числа опрошенных довольны служебной деятельностью участкового уполномоченного полиции, в частности тем, что они оказывают помощь нуждающимся людям, а в общении с различными категориями граждан получают благодарность от них в виде слов одобрения их де-

ятельности. Четвертая часть респондентов (25 %) переживают о профессиональной карьере, т. е. они считают, что не смогут занять вышестоящие должности из-за высокого уровня квалификационных требований; 15 % сотрудников затрудняются оценить свое профессиональнее будущее. Третья часть опрошенных (30 %) избегают прямых ответов (ответ на другой вариант), дает представление о неудовлетворенности деятельности. Значительная часть сотрудников (75 %) высказали пожелания об изменении в организации их служебной деятельности. Результаты анкетирования также показали, что складывающаяся в Республике Вьетнам санитарно-эпидемиологическая обстановка оказывает негативное влияние на служебную деятельность участковых уполномоченных полиции (ограничение передвижения по участку, невозможность осуществления в полном объеме профилактических мероприятий, большой объем документов, перегрузка работой на каждого сотрудника и др.).

Исследования, проведенные в Научном центре Академии МВД России, показали, что можно выделить следующие этапы профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел:

1) подготовка в образовательном учреждении, адаптация к профессиональной деятельности;

2) приобретение в течение 1-2 года службы профессионального опыта решения задач средней тяжести; 3) в течение 5-6 лет работы в практических органах сотрудник реально приближается к уровню, определяющим профессиональное мастерство; 4) через 8-9 лет сотрудник становится профессионалом [8]. Ключевое значение для формирования профессионального мастерства имеет

устойчивая профессиональная направленность, объединяющая систему ценностей, мотивов, закрепленных в жизненных целях, установках, перспективах, стремлениях и активном труде по их достижению [2]. Другими словами, внутреннее (субъективное) условие будет оказывать влияние в том случае, когда сотрудник органов внутренних дел хочет и желает совершенствоваться, овладевать и обогащать свой профессиональный опыт. Это согласуется с результатами проведенного нами анкетирования, согласно которому необходимое время для формирования профессионального мастерства участковым уполномоченным требуется 7-10 лет. Поэтому для проведения эмпирического исследования мы выделили две группы участковых/старших участковых уполномоченных полиции Вьетнама, которые отличаются уровнем развития профессионального мастерства: 1) сотрудники, находящиеся на предваряющем этапе профессионального мастерства (стаж от 3 до 7 лет в должности участкового/старшего участкового уполномоченного полиции Вьетнама); 2) сотрудники, находящиеся на этапе достижения профессионального мастерства (стаж работы более 7 лет работы).

Данные группы сотрудников выделены с целью демонстрации непрерывности (динамичности) развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции. Для сбора информации об уровне развития личностных и профессионально важных качеств участковых уполномоченных полиции использовали методики, указанные в табл. 2. Кроме того, в таблице представлены показатели по каждому тесту, полученные в ходе исследования.

Таблица 2

Эмпирические данные исследования участковых уполномоченных полиции Вьетнама и результаты сравнительного анализа при помощи ^критерия Стъюдента

Методики Личностные и профессиональные качества Среднее значение Среднеквадратичное отклонение ^критерий Стъюдента (1 ) у эмп-'

Первая группа Вторая группа Первая группа Вторая группа

Пятифакторный опросник личности Интроверсия - экстраверсия 55,49 57,90 1,32 1,65 2,86*

Обособленность - привязанность 58,51 55,94 1,12 1,56 3,05*

Импульсивность - самоконтроль 60,23 60,55 1,37 2,08 4,84*

Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость 29,41 30,03 1,42 2,28 4,55*

Практичность - экспрессивность 53,31 55,32 2,01 1,85 1,03

Культурно-свободный тест интеллекта Коэффициент интеллекта (по Кеттел- лу) 106,82 104,87 1,65 2,17 3,17*

Методика «Определение стиля информационного усвоения» А. Р. Грегос Конкретно-последовательный стиль мышления 33,87 33,16 1,12 1,38 4,02*

Абстрактно-произвольный стиль мышления 30,82 29,26 1,97 1,44 0,6

Абстрактно-последовательный стиль мышления 19,74 19,48 1,47 1,54 5,4*

Конкретно-произвольный стиль мышления 18,26 19,16 1,98 1,45 1,04

Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов, Н.П.Фетискин) Психологическая избирательность 48,50 49,30 1,27 0,97 6,49*

Практически-психологический ум 50,60 49,50 1,26 1,8 1,2

Психологический такт 51,83 48,16 2,04 1,5 1,58

Социальная воздейственность 50,26 47,54 1,55 0,77 3,68*

Требовательность к другим людям 48,42 50,41 2,14 1,04 2,37

Критичность 49,78 47,88 1,96 1,44 4,58*

Склонность к организаторской деятельности 50,19 49,29 1,48 1,67 8,75*

Индивидуальные различия в организаторских способностях личности 52,26 51,01 1,54 1,43 6,52*

Тест на поведение в конфликтной ситуации (Томас-Килманн) Соперничество 8,69 9,71 1,63 1,67 3,84*

Сотрудничество 5,95 6,97 1,62 1,51 4,65*

Компромисс 9,49 9,35 1,2 0,91 6,4*

Избегание 4,41 4,48 1,31 1,14 6,85*

Приспособление 6,05 5,42 1,45 1,2 2,23

Методика оценки уровня общительности (Ряховский) Уровень коммуникабельности 23,12 21,87 1,17 0,84 3,4*

Примечание: * различия статистически значимы при уровне значимости р<0,01.

Обработка эмпирических результатов показала, что участковые уполномоченные полиции Вьетнама отличаются высокими средними показателями: экстраверсии, привязанности и самоконтроля, конкретно- и абстрактно-последовательного стиля мышления, практического психологического ума, психологического такта, индивидуальных различий в организаторских способностях, сотрудничества и компромисса как ведущих стратегий в разрешении конфликтов. Полученные результаты в определенной степени подтверждают установленные в этнопсихологии данные об отличительных чертах вьетнамцев: вежливости, уважении к межличностным отношениям, гибкости мышления и склонности к обобщениям.

Чтобы приступить к сравнительному анализу эмпирических данных двух групп сотрудников и определить выбор параметрического критерия, мы использовали правило превышения ошибок асимметрии и эксцесса по абсолютной величине.

Результаты показали, что распределение близко к теоретическому нормальному (Гаусса-Лапласа), т. е. распределение признаков в обеих выборках существенно не отличается от нормального. Поэтому мы применили параметрический метод ^критерия Стъюдента для независимых выборок. Были выдвинуты гипотезы исследования: Н0: средние значения признаков в обоих группах не различаются; Н1: средние значения признаков в обоих группах статистически значимо различаются. Результаты сравнительного анализа, проведенного при помощи ^критерия Стьюдента, представлены в таблице 2.

Критическое значение критерия ^Стьюдента находится в специальной таблице для числа степеней свободы п: df = п1+п2-2=98 и соответственно, критическое значения при df=98: ^ . =1,99 при р = 0,05 и г =2,62 при р = 0,01.

Сравнение эмпирически полученных критериев Стьюдента, приведенных в последнем столбце таблицы, с критическим значением при уровне зна-

чимости р<0,01 (^р=2,62), позволяет подтвердить гипотезу о том, что средние значения показателей у сотрудников двух групп статистически отличаются: 1) по особенностям темперамента и характера, связанных с профессиональной психологической устойчивостью и профессионально развитыми познавательными качествами; 2) по уровню развития интеллекта и профессионально развитым познавательными качествами мышления; 3) организаторские качествам и способностям: 4) коммуникативным качествам и стратегиям в разрешении конфликтов.

Участковые уполномоченные полиции со стажем от 3-7 лет значимо отличаются следующими профессионально важными качествами: менее выраженной экстраверсией и как следствие - более высокими показателями обособленности; большей выраженностью эмоциональной неустойчивости, что может отразиться на эффективности служебной деятельности; более высоким уровнем развития интеллекта, конкретно-последовательным и абстрактно-последовательным стилем мышления; меньшей выраженностью психологической избирательности, что не позволяет им в полном объеме отражать психологию служебного коллектива; большей выраженностью социальной воздейственности и критичности, что обеспечивает оказание воздействия на других (на коллег и граждан) за счет способности видеть психологические особенности в других людях; большей склонностью к организаторской деятельности и индивидуальной выраженностью организаторских способностей; меньшей выраженностью соперничества, сотрудничества, избегания и большей выраженностью компромисса в разрешении конфликта, большей выраженностью уровня коммуникабельности.

Участковые уполномоченные полиции со стажем больше 7 лет значимо отличаются следующими профессионально важными качествами: более высоким уровнем экстраверсии и менее выраженной привязанностью; более высокими показателем самоконтроля и эмоциональной устойчивости; меньшей выраженностью уровня интеллекта, конкретно-последовательного и абстрактно-последовательного стилей мышления; более выраженной психологической избирательностью; меньшей выраженностью социальной воздейственности и критичности, что свидетельствует о снижении способности оказывать воздействие на других (на коллег и граждан); меньшей склонностью к организаторской деятельности и индивидуальной выраженностью организаторских способностей; большей выраженностью со-

перничества, сотрудничества, избегания и меньшей выраженностью компромисса в разрешении конфликта, большей выраженностью уровня коммуникабельности.

Таким образом, теоретический анализ и использование метода анкетирования позволили разделить участковых уполномоченных полиции на две группы в зависимости от стажа работа уровня профессионально профессионального мастерства. Выявленный в эмпирическом исследовании уровень развития профессионально важных качеств сотрудников доказывают разделение сотрудников на группы. Обнаруженные вне зависимости от этапа профессионального мастерства общие профессионально важные качества участковых уполномоченных согласуются с некоторыми этнопсихологическими особенностями жителей Вьетнама (скромность, уважение к межличностным отношениям, душевная открытость, малоэмо-циональность, сдержанность, гибкость в мышлении и др.). Результаты полученного исследования актуализируют проведение психологической работы с участковыми уполномоченными полиции Социалистической Республики Вьетнам, направленной на развитие и совершенствование профессионального мастерства, достижению высоких показателей познавательно-прогностических, коммуникативных, организаторских способностей и способностей оказания психолого-педагогического воздействия на граждан. Значимость такой работы определяется не только тем, что значительная часть опрошенных сотрудников (54,7 %) считают недостаточным уровень собственной профессиональной подготовленности, но и влиянием профессионального мастерства на эффективность всех сторон профессиональной служебной деятельности участкового уполномоченного полиции и решения задач, направленных на профилактику правонарушений и преступлений в обычных и затрудненных ситуациях.

Библиографический список

1. Климов, Е. А. Психология труда, инженерная психология и эргономика : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. М. : Издательство Юрайт, 2015. 618 с.

2. Костина, Л. Н. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / Л. Н. Костина. Орел : Орловский юридический институт МВД России, 2011. Ч. 2. С. 304.

3. Костина, Л. Н. Теоретико-прикладные вопросы профессионального мастерства участкового уполномоченного полиции Российской Феде-

рации и Социалистической Республики Вьетнам / Л. Н. Костина, В. К. Фам // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 3 (53). С. 108-113.

4. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1984. С. 216.

5. Маклаков, А. Г. Мышление / А. Г. Маклаков // Общая психология. СПб. : Питер, 2001. 592 с.

6. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справочное пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997. 294 с.

7. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / под ред. А. Ф. Дунаева. М., 1992. Ч. 1. С. 12-18.

Bibliographic list

1. Klimov E.A., Noskova O.G. Labor psychology, engineering psychology and ergonomics: textbook for academic bachelor's degree / ed. Klimova E.A., Nos-

kovoy O.G., Solntsevoy G.N. M.: Yurayt Publishing House, 2015. 618 p.

2. Kostina L.N. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies: a tutorial / L.N. Kostina. Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. Part 2. P. 304.

3. Kostina L.N., Fam V.K. Theoretical and applied issues of professional skills of the district police officer of the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam // Bulletin of the Yaroslavl State University named after P. G. Demidov. Series Humanities. 2020. No. 3 (53). P. 108-113.

4. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F. Lomov. Moscow: Nau-ka, 1984. P. 216.

5. Maklakov A.G. Thinking // General psychology. St. Petersburg: Peter, 2001. 592 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Main activities and psychological suitability for service in the system of internal affairs bodies (reference manual) / Edited by Bovin B.G., Myagkikh N.I., Safronov A.D. Moscow, 1997. 294 p.

7. Psychology and pedagogy in the professional training of employees of internal affairs bodies / Ed. A.F. Dunaeva. M., 1992. Part 1. P. 12-18.

Эриашвили, Н.Д. Актуальные вопросы книгоиздания в рамках проблем экономической безопасности отрасли : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, О.В. Сараджева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 21 8 с.

Успешное развитие книгоиздательского предприятия в системе экономической безопасности предполагает эффективный менеджмент и маркетинг, позволяющие выпускать высококачественную продукцию, пользующуюся спросом у читательской аудитории. На основе книгоиздательской деятельности рассматриваются актуальные проблемы и экономические факторы успешного книгоиздания, такие как разработка бизнес-плана издания книги, оценка эффективности производства книг и учебников на основе их жизненного цикла, анализ и оценка рисков книгоиздания, формирование маркетинговой стратегии, ценообразование, стратегическое планирование и экономическую безопасность отрасли.

Для студентов вузов, работников книжных издательств, а также сферы книгораспространения.

Ui I м :|-чч| hHirecH книгогаышя и м мп V iiKifi.ii м нгнйыичн ил

И ЛИМОНИЛИ OTHJCHI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.