Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ'

ИНТЕГРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING (CLIL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буравлева Анна Константиновна, Горшенева Ирина Аркадьевна

Интеграция - одно из самых перспективных направлений современного образования. В статье затрагиваются проблемы предметно-языковой интеграции в учебно-воспитательном процессе, раскрывается сущность интегративного подхода, его принципы и задачи, средства и формы реализации для формирования социальной, профессиональной и иноязычной компетенций будущих полицейских. Особое внимание уделяется задачам интегративного взаимодействия обучения, просвещения и воспитания в подготовке специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буравлева Анна Константиновна, Горшенева Ирина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE INTERACTION OF TEACHING AND EDUCATION IN THE FORMING OF SOCIAL, PROFESSIONAL AND FOREIGN LANGUAGE COMPETENCIES OF FUTURE POLICE OFFICERS

Integration is one of the most promising methodological directions of the contemporary education. The article deals with the problems of content and language integrated learning in the teaching and educational process, reveals the essence of the integrative approach, its concepts, tasks, implementation forms and means in the forming of social, professional and foreign language competences of future police officers. Special attention is paid to the integrative synergy of teaching and educational components.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ»

Научная статья УДК 37.02 ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-101-105 NIION: 2018-0077-2/22-143 MOSURED: 77/27-024-2022-02-342

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням

образования), 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Интегративное взаимодействие обучения, просвещения и воспитания в формировании социальной, профессиональной и иноязычной компетенций будущих полицейских

Анна Константиновна Буравлева1, Ирина Аркадьевна Горшенева2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 ak_man@mail.ru

2 professor.irina@gmail.com

Аннотация. Интеграция - одно из самых перспективных направлений современного образования. В статье затрагиваются проблемы предметно-языковой интеграции в учебно-воспитательном процессе, раскрывается сущность интегративного подхода, его принципы и задачи, средства и формы реализации для формирования социальной, профессиональной и иноязычной компетенций будущих полицейских. Особое внимание уделяется задачам интегративного взаимодействия обучения, просвещения и воспитания в подготовке специалистов.

Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, принципы, компетенции, Content and Language Integrated Learning (CLIL)

Для цитирования: Буравлева А. К., Горшенева И. А. Интегративное взаимодействие обучения, просвещения и воспитания в формировании социальной, профессиональной и иноязычной компетенций будущих полицейских // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 101-105. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-101-105.

Original article

Integrative interaction of teaching and education in the forming of social, professional and foreign language competencies

of future police officers

Anna К. Buravleva1, Irina А. Gorsheneva2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 ak_man@mail.ru

2 professor.irina@gmail.com

Abstract. Integration is one of the most promising methodological directions of the contemporary education. The article deals with the problems of content and language integrated learning in the teaching and educational process, reveals the essence of the integrative approach, its concepts, tasks, implementation forms and means in the forming of social, professional and foreign language competences of future police officers. Special attention is paid to the integrative synergy of teaching and educational components.

Keywords: integration, integrative approach, concepts, competences, Content and Language Integrated Learning (CLIL)

For citation: Buravleva A. K., Gorsheneva I. A. Integrative interaction of teaching and education in the forming of social, professional and foreign language competencies of future police officers // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):101-105. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-101-105.

© Буравлева А. К., Горшенева И. А., 2022

Стремительная трансформация современного мира и глобальная информатизация общества, повышенные требования к подготовке инновационных кадров, предполагающие, что современный специалист должен обладать определенными качествами, названных «компетенциями XXI века», а именно, умение решать как повседневные, так и нетипичные задачи, обладать личностными качествами для осуществления комплексного подхода к решению служебных проблем, владеть, по крайней мере, одним иностранным языком, обладать когнитивной гибкостью, социальной и гражданской грамотностью, бережно относиться к историческому наследию своей страны и мировой цивилизации в целом, предполагают новый взгляд и подход к образовательному процессу. Поэтому ведущей концептуальной идеей, определяющей направление современного образования, как общего, так и профессионального, стала направленность на интегративное взаимодействие обучения, воспитания и развития обучающихся как одного из основных инструментов формирования личности современного специалиста.

Интеграция (от лат. integratio - соединение, восстановление) является на сегодняшний день перспективной, инновационной составляющей нового образования, истоками которой выступает теория о мире и знание о природе как единого целого. Подобное единообразие должно присутствовать во всем, в том числе и в образовании. «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - писал основоположник дидактики Ян Амос Коменский [1, с. 143]. В дальнейшем данная идея получила свое развитие в работах Д. Локка, И. Г. Песталоцци, Д. Дьюи, К. Д. Ушинско-го, что привело к появлению понятия «межпредметные связи», а затем и концепции «межпредметная интеграция», которая, по мнению некоторых исследователей, является более широким проявлением «межпредметных связей». Проблеме интегративно-го подхода также посвящены работы О. Б. Акимовой, Н. К. Чапаева, И. А. Зимней, Е. В. Земцовой, Б. Ж. Мухаммадиева, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова. Данный подход трактуется исследователями по-разному, но все они сходятся во мнении, что интегративный подход содействует укреплению взаимодействия между различными учебными дисциплинами, а также объединению формируемых знаний, умений и навыков по разным предметам в целостную систему, способствующей созданию холистичной образовательной среды, раскрытию интеллектуального потенциала обучающихся, создает условия для саморазвития и качественного формирования как универсальных, так и профессиональных компетенций [2, с. 262]. Кроме того,

рассматривая принципы интегративного подхода, а именно, субъектность обучения, синергию, ориентацию на личностные ценности и идентичность, а также на гражданские и патриотические категории, диалог культур, можно увидеть, что в рамках исследуемого подхода явно прослеживается взаимосвязь образовательно-воспитательного процесса.

Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемым компонентом. Реализация образовательными организациями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», а также исполнение основных положений Федерального закона № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» подтверждают необходимость актуализации вопросов воспитательной работы с обучающимися, формирования духовно-нравственных и культурных ценностей. В контексте вышеизложенного полагаем важным подчеркнуть, что в современной образовательной парадигме обучающий, просветительский, воспитательный и развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык» занимает одну из лидирующих позиций.

В настоящий период осуществление оптимизации обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе путем развития основ профессиональной межкультурной коммуникации и универсальных компетенций, рассматривается как одна из важнейших задач учебно-воспитательной деятельности, целью которой выступает становление высококвалифицированного специалиста. В современных условиях эффективным способом выполнения поставленных задач представляется усиление предметно-языковых интегративных связей.

В неязыковом вузе обучение иностранному языку носит профессионально-ориентированный характер, что подразумевает максимальную наполненность содержания учебного процесса тематикой профессиональной деятельности. Обозначенный подход превращает иностранный язык в инструмент междисциплинарной интеграции, обозначающей взаимосвязь всего комплекса учебных дисциплин и объединяющей их в целостную систему на основе личностно-деятельностного подхода, способную формировать профессиональную и иноязычную компетенцию, а также способствовать социально-личностному становлению обучающихся [3, с. 2-3].

Важная роль межпредметной интеграции обусловлена целым рядом факторов:

- обучающиеся неязыковых факультетов не всегда воспринимают иностранный язык как предмет, способствующий формированию их профессиональных компетенций. Следовательно, они зача-

стую не заинтересованы в его изучении, и, соответственно, не ищут возможности иноязычного, в том числе, профессионального общения, забывая о том, что знание иностранного языка является одной из составляющих «карьероформирующего обучения» [4, с. 190-191]. Поэтому использование иностранного языка в ходе изучении профильных дисциплин приобретает особую актуальность;

- межпредметная интеграция активно способствует повышению мотивации обучающихся к познанию иноязычных реалий будущей профессии, стимулируя самостоятельную учебную и исследовательскую деятельность курсантов.

В зарубежном образовании проблема профессиональной предметно-языковой интеграции стала актуальной еще в 1980-1990 годы в рамках инновационной методики CLIL - Content and Language Integrated Learning (интегрированное предметно-языковое обучение), но ее принципы нашли свое отражение и в других методологических системах двуязычного обучения - BE (Bilingual Education). Среди них CBI (Content-based Instruction), CBLT (Content-based Language Teaching), EMI (English as a Medium of Instruction) и другие.

Термин CLIL был впервые использован Д. Маршем в 1994 году. По мнению данного исследователя интегрированное предметно-языковое обучении (CLIL) имеет место в тех случаях, когда дисциплина изучается на иностранном языке и при этом преследуются две цели: изучение конкретной учебной дисциплины и одновременное изучение иностранного языка [5, с. 135-136]. В современной Европейской научно-методической литературе существует более 40 определений CLIL. Определение Д. Марша, считается наиболее полным, так как ученый делает акцент на том, что использование CLIL направлено на достижение двух целей: изучение дисциплины и непосредственно иностранного языка одновременно, в тесной взаимосвязи. Д. Койл предложил более детальное трактование данного понятия: «образова-

Рис. 1. Индикаторы методологии CLIL.

тельный подход, при котором дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке».

Д. Койл разработал схему 4«С», на которой представлены основные положения CLIL (рис.1). Схема представлена в виде треугольной пирамиды, каждый элемент которой имеет индикаторы: content -содержание, communication - коммуникация, cognition - познавательная способность, culture - культурная составляющая. «Content» определяет цели и предполагаемый результат обучения, «Cognition» предопределяет навыки познания. «Culture» содержит социокультурный контент и фокусируется на индивидуальных качествах обучающихся. При этом основной частью пирамиды выступает «Communication», как инструмент, посредством которого происходит реализация вышеуказанных трех компонентов [6, c. 33].

В зарубежной методической литературе существуют понятия «hard CLIL» и «soft CLIL». При использовании в образовательном процессе «hard CLIL» подразумевается обучение как самому предмету, так и академическому иностранному языку. На наш взгляд, применение данной концепции предметно-языкового интегрированного подхода в неязыковом вузе возможно, однако, к преподавателю в таком случае предъявляются двойные требования: не только иметь лингвистическую подготовку, но на должном уровне владеть знаниями курса требуемой дисциплины, а, оптимально, получить второе образование по соответствующей специальности.

В процессе реализации «soft CLIL» обучение ориентировано на изучение иностранного языка через контекст профессиональной направленности. Владеть профессионально-ориентированным комплексом знаний преподавателю также необходимо, при этом в ходе обучения он вместе с обучающимися становится деятельным участником и наставником образовательного процесса. Когнитивная гибкость преподавателя и постоянное повышение уровня своей предметной подготовки позволяют специалисту лингвистического профиля эффективно внедрять предметно-языковой интегрированный подход необходимого уровня при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку.

Для иноязычной подготовки специалистов нелингвистических вузов, и в частности, будущих сотрудников полиции, считаем образовательную технологию «soft CLIL» наиболее эффективной для имплементации в образовательный процесс в ходе применения таких подходов, как контекстный, личностно-деятельностный, компетентностный. Реализация методологии раннего профессионального развития, внедряемая на кафедре иностранных язы-

ков Московского университета им. В.Я. Кикотя, основывается на следующих дидактических принципах, а именно:

- принцип системности и последовательности отбора методов обучения и его содержания, на основе его постепенного усложнения;

- научности и профессиональной направленности обучения на базе аутентичного учебного материала;

- субъектности образовательного процесса;

- инновационности используемых педагогических технологий;

- дуалистичности (язык + предметность содержания);

- обязательности гуманистической направленности процесса обучения;

- диверсификация методических приемов.

Вышеобозначенные принципы соотносятся со

шкалой индикаторов предметно-языкового интегрированного подхода СЫЬ, позволяя выработать четкий алгоритм учебных действий, определить точки пересечения с другими образовательными технологиями, что, в свою очередь, предоставляет возможность выстраивания холистичного учебного процесса.

Интегрированное предметно-языковое обучение СЬ1Ь - наряду с такими образовательными технологиями, как метод проектно-исследовательской деятельности, кейс-методика, ролевое моделирование, «перевернутый класс» и другие предполагает синергию самых различных форм обучения, от традиционных до инновационных: деловые игры, дискуссии, круглые столы, тимчинг-проекты, конференции, конкурсы, научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Важную роль играет, по нашему мнению, организация самостоятельной работы обучающихся. Самоподготовка по дисциплине «Иностранный язык» предполагает самостоятельную учебную деятельность учащегося по поиску и работе с дополнительным иноязычным материалом в рамках тематики конкретного блока учебной программы, подготовка различных видеосюжетов, коллажей, проектов с применением систем мультимедиа. Объединение аудиторной и внеаудиторной работы в единое образовательное пространство, являясь важной составляющей интегративного подхода, представляет собой определенную инновацию кафедры иностранных языков в осуществлении учебного процесса в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.

Считаем необходимым отметить, что все вышеперечисленные структурные компоненты образовательного процесса, как показатели интегративности целей, принципов, методов и содержания процесса

обучения, кроме своей прагматичности, должны носить четкую воспитательную направленность, формируя целостную систему обучения, просвещения и воспитания личности, как с точки зрения подготовки грамотного специалиста, так и с позиции гражданина и человека.

В этой связи представляется небезынтересным рассмотреть опыт нашей кафедры по формированию личности будущего сотрудника полиции средствами дисциплины «Иностранный язык». На протяжении целого ряда лет кафедра организует культурно-образовательно-воспитательно направленную внеаудиторную деятельность, нацеленную на приобщение обучающихся к национальным ценностям, знанию истории страны, российских реалий государственности и пониманию задач будущей службы в обеспечении безопасности и защиты граждан. Периодически, в соответствии с учебным планом и рабочей программой по иностранному языку ППС кафедры организует и проводит тематические, просветительские профессионально-ориентированные мероприятия. Среди прочих можно отметить экскурсии в Академию ФСБ России, Военный университет МО России, Московское суворовское военное училище МО России, музей Пограничной службы ФСБ России, музей Федеральной службы войск национальной гвардии, музей Обороны Москвы, музей Департамента военной контрразведки ФСБ России, Московскую городскую Думу, Государственную Думу и другие.

Следует особо подчеркнуть, что планирование данных экскурсий неразрывно связано с тематикой учебной программы. Такие экскурсии способствуют более глубокому пониманию значения выражения «человек в погонах», позволяют увидеть изнутри работу не только полицейских структур, но и других государственных и правоохранительных ведомств.

Важно отметить, что после каждого мероприятия преподаватели организуют тематические конференции, круглые столы, выставки-коллажи, дискуссии, в ходе которых курсанты выступают с докладами, делятся впечатлениями от увиденного.

Таким образом, применение интегративного подхода при изучении иностранного языка в полицейском вузе способствует формированию единого, взаимосвязанного учебно-воспитательного пространства, непосредственно связывая процесс обучения и формирования гражданской личности, способствующим развитию профессиональной самоидентификации курсантов, усвоению ими ин-тегративной иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции и повышению уровня их когнитивного потенциала.

Библиографический список

1. Коменский Я. А. Великая дидактика. М. : Просвещение. 1988. C. 416.

2. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодури-на Э. А., Банников М. И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. C. 262.

3. Казначеева С. Н., Репина Р. В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. 2016. Т. 4. №. 1. C. 1-5.

4. Соколова А. С. Карьероформирующее обучение как направление подготовки инновационных кадров // Вестник московского государственного лингвистического университета. 2019. № 1. C. 186-195.

5. Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge: CUP. 2010. P. 184.

6. Coyle D. CLIL: Learning Through a Foreign Language: Models, Methods and Outcomes. London: CLIT. 1 999. P. 64.

Bibliographic list

1. Komensky Ya. A. Great didactics. M. : Prosve-schenie. 1988. P. 416.

2. Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V., Boloduri-na E. A., Bannikov M. I. Integrative approach in the educational process of the university // Modern problems jf the science and education. 2017. No. 5. P. 262.

3. Kaznacheeva S. N., Repina R. V. Integration of a foreign language with other disciplines based on a personal-activity approach in order to develop students' cognitive activity // World of Science. 2016. V.4. No.1. pp.1-5.

4. Sokolova A. S. Career development education as a vector of educating innovative personel // Vestnik of Moscow State Linguistic University. 2019. No 1. pp.186-195.

5. Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge: CUP. 2010. P. 184.

6. Coyle D. CLIL: Learning Through a Foreign Language: Models, Methods and Outcomes. London: CLIT. 1999. P. 64.

Информация об авторах

И. А. Горшенева - заведующий кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;

А. К. Буравлева - заместитель заведующего кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

I. A. Gorsheneva - Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Foreign Languages Department, Chief. Honored worker of Higher school of Russia. Professor, Doctor of Law;

A. K. Buravleva - Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Foreign Languages Department, Deputy Chief.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 07.04.2023; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.