Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусов Артур Сергеевич

Методической моделью принято считать определенный набор связанных между собой элементов, образующих целостную систему, целью которой является достижение поставленной задачи в виде формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся гуманитарного класса старшей школы. Данная модель может быть успешно реализована посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Существует ряд подходов, на основе которых строится сама система обучения иностранным языкам: личностно-деятельностного, компетентностного, системного, коммуникативно-когнитивного, профориентационного и интегрированного предметно-языкового обучения. Дидактические и методические принципы данных подходов дают возможность реализовать данную модель на практике. Описаны методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения: принцип 4 «C», принцип когнитивности, принцип единства мыслительной и речевой деятельности, принцип интеграции иностранного языка и предметного содержания, принцип последовательного увеличения уровня сложности, принцип языковой адаптации, принцип оптимальности, принцип опоры на родной и иностранный языки, мотивационный принцип, принцип интерактивности и принцип профориентационного обучения. Частными принципами предметно-языкового интегрированного обучения можно назвать: принцип интегративности, принцип профессиональной направленности обучения, принцип преемственности, принцип преобладания проблемных заданий профессиональной направленности, принцип учета специфики внутрипрофильной специализации. Основой интегрированных предметно-языковых занятий являются следующие методы обучения: интегративные, коммуникативные, информационно-репродуктивные, продуктивные, тандем-метод, профориентационный, метод профессионального обучения и методы контроля. Комплексом инструментов педагога для осуществления своей деятельности являются средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусов Артур Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING AS A MEAN OF CAREER GUIDANCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS OF THE HUMANITIES CLASSES

The methodic model is considered to be a certain set of interconnected elements that form an integral system, the purpose of which is to achieve the task in the form of the development of foreign-language communicative competence among students of the secondary school humanities classes. This model can be successfully implemented through content and language integrated learning. There are a number of approaches on the basis of which the system of teaching foreign languages itself is built: personal-activity, competence-based, systemic, communicative-cognitive, career guidance and content and content and language integrated learning. Didactic and methodic principles of these approaches make it possible to implement this model in practice. We describe the methodic principles of content and language integrated learning: principle 4 “C”, the principle of cognition, the principle of unity of thought and speech activity, the principle of integration of a foreign language and subject content, the principle of consistent increase in the level of complexity, the principle of language adaptation, the principle of optimality, the principle of reliance on native and foreign languages, motivational principle, the principle of interactivity and the principle of career guidance training. Particular principles of content and language integrated learning can be called the principle of integrativity, the principle of career guidance of training, the principle of continuity, the principle of the predominance of problematic tasks of professional orientation, the principle of taking into account the specifics of intra-profile specialization. The basis of integrated content and language classes are the following teaching methods: integrative, communicative, informational-reproductive, productive, tandem method, career guidance, method of professional training and control methods. The complex of the teacher's tools for the implementation of their activities is teaching tools.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ THEORY AND METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

IN SECONDARY SCHOOL

Научная статья

УДК 372.881.111.1

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-2-420-431

Модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения

Артур Сергеевич БЕЛОУСОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 arthurbelousov96i@yandex.ru

Аннотация. Методической моделью принято считать определенный набор связанных между собой элементов, образующих целостную систему, целью которой является достижение поставленной задачи в виде формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся гуманитарного класса старшей школы. Данная модель может быть успешно реализована посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Существует ряд подходов, на основе которых строится сама система обучения иностранным языкам: личностно-деятельностного, компетентностного, системного, коммуникативно-когнитивного, профориентационного и интегрированного предметно-языкового обучения. Дидактические и методические принципы данных подходов дают возможность реализовать данную модель на практике. Описаны методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения: принцип 4 «С», принцип когнитивности, принцип единства мыслительной и речевой деятельности, принцип интеграции иностранного языка и предметного содержания, принцип последовательного увеличения уровня сложности, принцип языковой адаптации, принцип оптимальности, принцип опоры на родной и иностранный языки, моти-вационный принцип, принцип интерактивности и принцип профориентационного обучения. Частными принципами предметно-языкового интегрированного обучения можно назвать: принцип интегративности, принцип профессиональной направленности обучения, принцип преемственности, принцип преобладания проблемных заданий профессиональной направленности, принцип учета специфики внутрипрофильной специализации. Основой интегрированных предметно-языковых занятий являются следующие методы обучения: интегра-тивные, коммуникативные, информационно-репродуктивные, продуктивные, тандем-метод, профориентационный, метод профессионального обучения и методы контроля. Комплексом инструментов педагога для осуществления своей деятельности являются средства обучения.

Ключевые слова: среднее общее образование, методическая модель, методические принципы, методы обучения, предметно-языковое интегрированное обучение Для цитирования: Белоусов A.C. Модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 2. С. 420-431. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-420-431

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-2-420-431

The model of content and language integrated learning as a mean of career guidance of secondary school students of the humanities classes

Arthur S. BELOUSOV

Derzhavin Tambov State University Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation arthurbelousov96i@yandex.ru

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Белоусов А.С.. 2022

Abstract. The methodic model is considered to be a certain set of interconnected elements that form an integral system the purpose of which is to achieve the task in the form of the development of foreign-language communicative competence among students of the secondary school humanities classes. This model can be successfully implemented through content and language integrated learning. There are a number of approaches on the basis of which the system of teaching foreign languages itself is built: personal-activity, competence-based, systemic, communicative-cognitive, career guidance and content and content and language integrated learning. Didactic and methodic principles of these approaches make it possible to implement this model in practice. We describe the methodic principles of content and language integrated learning: principle 4 'C', the principle of cognition, the principle of unity of thought and speech activity, the principle of integration of a foreign language and subject content, the principle of consistent increase in the level of complexity, the principle of language adaptation, the principle of optimality, the principle of reliance on native and foreign languages, motivational principle, the principle of interactivity and the principle of career guidance training. Particular principles of content and language integrated learning can be called the principle of integrativity, the principle of career guidance of training, the principle of continuity, the principle of the predominance of problematic tasks of professional orientation, the principle of taking into account the specifics of intra-profile specialization. The basis of integrated content and language classes are the following teaching methods: integrative, communicative, informational-reproductive, productive, tandem method, career guidance, method of professional training and control methods. The complex of the teacher's tools for the implementation of their activities is teaching tools. Keywords: secondary education, methodic model, methodic principles, teaching methods, content and language integrated learning

For citation: Belousov A.S. Model' predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya kak sredstva professional'noy oriyentatsii uchashchikhsya starshikh klassov gumanitarnogo profilya

obucheniya [The model of content and language integrated learning as a mean of career guidance of secondary school students of the humanities classes]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 420-431. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-420-431 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Одним из современных направлений развития среднего общего образования является профориентационная направляющая обучения. Целью всего обучения становится не только формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В2 согласно Европейской шкале уровней владения иностранным языком (для учащихся гуманитарного класса), но и, ссылаясь на требования к личностным результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), формирование целостного и ответственного отношения к выбору своей дальнейшей профессии1. Достичь данную цель возможно при помощи формирования у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции посредством изучения материала профориентационной направленности. В связи с чем одним из немногих способов реализации данной профориентационной модели мы видим в применении методики предметно-языкового интегрированного обучения (Content and language integrated learning - CLIL), которая заключается в изучении предметных областей различных наук (в нашем случае гуманитарные отрасли) на иностранном языке, где сам язык выступает средством обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основой для разработки данного курса не случайно была выбрана методика предметно-языкового интегрированного обучения. Данная методика уже давно и активно используется в ряде стран Европы (Италия, Испания, Польша, Венгрия, Финляндия и др.)

1 Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (в ред. от 17.05.2012) // Российская газета. 2012. 21 июня.

и показала свою эффективность, а масштабные исследования, проведенные в Германии, в очередной раз продемонстрировали целесообразность внедрения интегрированных предметно-языковых занятий в учебный процесс [1]. Успех применения такого рода занятий вызвал интерес к созданию методической модели профориентационного обучения на основе предметно-языкового обучения иностранным языкам. Для реализации данного подхода в российской школе необходимо разработать модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля.

Существует определенная необходимость развития профориентационного обучения, что обусловлено не только новым ФГОС СОО, но и тенденцией нашего времени. Применяя предметно-языковое интегрированное обучение, учитель должен построить учебный процесс так, чтобы учащиеся старших классов стали субъектом профессионального самоопределения. В результате пройденного курса страшеклассники должны не только сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию посредством изучения тем из различных гуманитарных наук (лингвистика, педагогика, юриспруденция и т. д.), но и ознакомиться с миром профессий для дальнейшего профессионального самоопределения. Благодаря таким урокам старшеклассники осваивают и профессиональные компетенции на иностранном языке. Разрабатываемая модель должна учитывать те возможные сферы профессиональной деятельности, которые соответствуют гуманитарным направлениям подготовки по программам бакалавриата или специалитета в вузе. Опыт показывает, что профориентационная составляющая, несмотря на свою актуальность, достаточно слабо развита в старших классах. Все профориентационное направление в основном связано с посещением

школьниками различных мероприятий, проводимыми структурными подразделениями какого-либо института или университета. Здесь следует указать, что модель целостного и структурированного профориентационного обучения отсутствует напрочь. В связи с чем встает вопрос о разработке модели профориентационного обучения старшеклассников. Можно выявить ряд противоречий, которыми и обусловлена актуальность данной работы:

1) требования к уровню владению иностранным языком при выпуске из 11 гуманитарного класса для учащихся на постпороговом уровне;

2) требования ФГОС СОО, который задает профориентационный характер обучения;

3) противоречия между системой российского школьного образования и потенциалом реализации предметно-языкового интегрированного обучения в средней школе.

Данные противоречия и являются теми самыми предпосылками, которые обусловили развитие модели предметно-языкового интегрированного обучения учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения.

ПОНЯТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Существует несколько различных подходов к понятию метода моделирования. Согласно П.Я. Гальперину, метод моделирования предполагает отображение уникальных характеристик изучаемого объекта [2]. Именно метод моделирования позволяет нам разработать необходимую модель обучения. Под методической моделью Т.В. Байдикова предлагает понимать совокупность связанных между собой элементов, которые образуют одну систему для достижения конкретной цели [3]. В работе Ю.В. Токмаковой методической моделью является система, где связь между элементами задает направленность и конечную цель участников образовательного процесса на каждой ступени обучения [4]. Элементами этой системы выступают цели и подходы обучения, этапы, формы и содержание самого обучения. По нашему мнению, методической моделью можно счи-

тать систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, целью существования которой является формирование иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся гуманитарного профиля обучения на основе предметно-языкового интегрированного обучения.

Т.В. Байдикова отмечает следующие особенности методической модели [4]: а) полнота (модель должна отображать описываемый предмет); б) информативность (модель должна содержать определенное количество информации для изучения какого-либо объекта); в) адекватность (модель должна быть актуальной); г) изменчивость и открытость (модель меняется и развивается); д) предсказуемость (при изучении модели исследователи должны иметь возможность прогнозирования); е) конечность (модель обладает ограниченным ресурсом).

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Система методической модели предметно-языкового интегрированного обучения старшеклассников гуманитарного профиля обучения основывается на некоторых методических категориях [5]. Основной методической категорией принято считать подход к обучению. Под таким понятием как «подход» можно подразумевать основные идеи, концепции и точки зрения, которые определяют направленность обучения. Основными подходами являются:

- системный;

- личностно-деятельностный;

- компетентностный;

- коммуникативно-когнитивный;

- профориентационный подход;

- интегрированное предметно-языковое обучение.

Для раскрытия темы нашего исследования следует более подробно рассмотреть каждый из подходов.

Системный подход позволяет представить процесс обучения как целостную систему, части которой взаимодействуют между собой. Следует отметить, что данный подход

обладает более качественными характеристиками, нежели чем традиционный предметный. Системный подход основывается на принципах целостности, структуризации, иерархичности, системности, множественности. Принцип целостности подразумевает подчинение элементов системы единым механизмам, что создает единство самой системы. Принцип структуризации подразумевает разделение частей системы на подуровни и позволяет определить их уровень по отношению друг к другу. Принцип иерархичности позволяет структурировать компоненты системы, рассмотреть уровни их взаимосвязи. Согласно принципу системности все части системы обладают ее общими свойствами. Принцип множественности позволяет изучить отдельные элементы системы благодаря существованию множества моделей.

Определенная роль отведена личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в том, что деятельность человека является ключевым фактором в формировании психики человека [6].

Личностно-деятельностный подход состоит из двух компонентов - личностного и деятельностного. Центром личностного компонента является личность ребенка с его физическими и интеллектуальными особенностями, куда можно отнести возраст и пол ребенка, вероисповедание и национальность, мотивацию к обучению и уровень как нравственного развития, так и интеллектуального (включая уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции). Такое разнообразие обязывает преподавателя опираться на индивидуальные особенности обучающихся при подготовке к занятию. Главной целью уроков является формирование творческой личности. Значительное место занимает рефлексия. Наличие рефлексии подразумевает обратную связь, когда каждый ученик после урока размышляет о проделанной работе, определяет перспективу своего развития. Обучающиеся также сами могут оценивать свою успеваемость для повышения мотивации.

В последнее время все чаще и чаще говорят о компетентностом подходе. Здесь сра-

зу следует отметить, что необходимо проводить различие между «компетенцией» и «компетентностью». М.Н. Евстигнеев отмечает, что компетенция является неким конструктом теоретических знаний, который основывается на сформированных умениях и навыках в процессе изучения иностранного языка [7]. Наличие определенной компетенции подразумевает овладение знаниями, умениями и навыками. Компетентность позволяет говорить о наличии у человека определенных сформированных умений и навыков в конкретной области знаний.

Целью коммуникативно-когнитивного подхода является подготовка ученика к межкультурному общению, для чего учащиеся старших классов изучают аспекты языка (лексика, фонетика, грамматика) и формируют языковые навыки. Коммуникативная составляющая основывается на принципах коммуникативности (общение как деятельность) [8], одновременного изучения языка и культуры [9], ситуативности, аутентичности, принципа формирования поликультурной личности [9; 10].

Отличительной чертой процесса обучения в старших классах является профориен-тационная направленность всего процесса обучения (в отличие от других этапов школьного образования). Именно поэтому профориентационное направление в обучении иностранным языкам является одним из ключевых компонентов образовательного процесса. Профориентационное обучение позволяет в полной мере раскрыть весь потенциал изучения иностранного языка, и данное многообразие позволяет обучающимся старших классов найти себя в этом многообразии [11]. Формирование у обучающихся представления о коммуникативном поведении в рамках профессиональной сферы возможно посредством создания профессионально-ориентированных ситуаций в процессе обучения.

Моделирование профессионально-ориентированных ситуаций должно происходить в рамках личностно-ориентированного подхода. При имитировании профессиональной

ситуации иа уроках иностранного языка должны активизироваться составляющие коммуникативной личности ученика. Такими компонентами являются когнитивный, коммуникативный и деятельностный аспекты. Педагог должен брать во внимание стремления учащихся, их цели и потребности, учитывать уровень подготовки и характерные возрастные черты, что особенно важно при организации занятий со старшеклассниками. Вышеописанные компоненты должны корре-лироваться с целями, задачи, принципами и содержанием профориентационного обучения иностранным языкам. Полнота изучения определенной профессиональной сферы будет в прямой зависимости от уровня владения учащимися иностранным языком.

Основой для создания элективных курсов профессионально-ориентированной направленности является предметно-языковое интегрированное обучение. Данный подход был введен Д. Маршем и заключается в одновременном изучении иностранного языка и предметной области знаний на самом иностранном языке [12]. Иноязычная коммуникативная компетенция формируется посредством работы с профессионально-ориентированным материалом. Следует отметить, что данный подход подразумевает построение межпредметных связей между изучаемыми отраслями гуманитарных наук, на уроках создается целостное представление о видах профессиональной деятельности, за счет чего повышается уровень мотивации, и выбор будущей профессии становится более осознанным.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Все вышеупомянутые нами подходы могут быть реализованы посредством выделения такой составляющей, как принципы обучения. Под принципами обучения Т.В. Бай-дикова определяет «основные положения, определяющие характер и направленность учебного процесса» [3, с. 61].

В рамках нашего исследования значимыми являются следующие общедидактические принципы: активности, сознательности, индивидуализации и дифференциации. К

общеметодическим принципам можно отнести принцип аутентичности, интенсивности, коммуникативной направленности обучения, ситуативно-тематической организации обучения; аппроксимации учебной деятельности. Ко всем вышеперечисленным принципам добавляются принципы предметно-языкового интегрированного обучения.

Существуют 4 принципа предметно-языкового интегрированного обучения - 4 «С»:

- content - содержание. В процессе изучения материала обучающиеся знакомятся с новой информацией;

- culture - культура. Знакомство с культурой является неотъемлемой частью изучения иностранного языка и профессионально-ориентированной ситуации;

- communication - общение. Объяснение материала преподавателем, общение учеников с учителем и сверстниками происходит на иностранном языке. Также значительное влияние имеет погружение в языковую среду;

- cognition - познание. При реализации предметно-языкового интегрированного обучения значительное место занимают различные виды деятельности (проектная деятельность, ролевые игры, работа в паре или группе), которые направлены на развитие мышления обучающихся [13].

Отечественными учеными П.В. Сысоевым и В.В. Завьяловым были определены следующие частные принципы предметно-языкового интегрированного обучения [14]:

- принцип ннтегратненостн - целью освоения образовательной программы является овладение обучающимися ряда компетенций (общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций), что стало предпосылкой к дальнейшему развитию принципа опоры на межпредметные связи. В своих работах Э.Г. Крылов достаточно подробно описывает принцип интегративности [15; 16]. Сама же интеграция является двухуровневой. Внутрилично-стная интеграция личностного уровня находит свое выражение в способности ученика реализовать свои профессиональные умения

и навыки посредством родного и иностранного языков и стремлении дальнейшего профессионального и языкового развития. Также имеет место быть и межличностная интеграция, которая заключается в умении выпускника школы использовать иностранный как иностранный, так и родной язык для профессионального общения. Предметный уровень интеграции внутри учебной дисциплины предусматривает наличие определенной системы обучения, где содержание предмета взаимосвязано с видами речевой деятельности и обучением аспектам языка. Межпредметная интеграция проявляется в том, что при освоении изучаемого курса на иностранном языке учащиеся пользуются знаниями и компетенциями, полученными в процессе изучения других дисциплин на родном для себя языке:

- принцип профессионального направленности обучения обнаруживается при отборе предметно-тематического содержания обучения и составлении учебных материалов и упражнений;

- принцип преемственности предполагает построение предметного содержания обучения на основе уже освоенного материала. Интегрированные предметно-языковые занятия должны опираться на уже ранее изученный материал на родном языке;

- принцип преобладания проблемных заданий профессионального направленности. В.В. Сафонова разработала виды проблемных заданий, суть которых заключается в том, что их выполнение стимулирует мыслительную деятельность обучающихся и позволяет им получить новые знания [17];

- принцип учета специфики внутри-профильной специализации направлен на изучение различных сфер будущей профессиональной деятельности. Для учащихся гуманитарного класса О.Г. Поляковым и A.C. Белоусовым был разработан языковой элективный курс на основе предметно-языкового интегрированного обучения, который включает изучение на иностранном языке старшеклассниками гуманитарного профиля обучения таких тем, как юриспруденция,

психология и педагогика, литература и современные СМИ и т. д. [18].

Следует отметить роль принципа когни-тивности, который основывается на таксономии когнитивных умений Б. Блума [19]. Когнитивные процессы располагаются в определенной последовательности. К ним можно отнести запоминание, понимание, использование материала, анализ, синтез и оценивание. Данная теория, невзирая на недостатки, пользуется популярностью у учителей при составлении заданий. Развитие когнитивных процессов предусматривает совершенствование мыслительных процессов обучающихся посредством выполнения различных заданий (проектная деятельность, работа в паре и в группе, ролевые игры, создание на занятиях профессионально-ориентированных ситуаций). Наличие именно этого принципа определяет существенное различие интегрированного предметно-языкового обучения от методики изучения английского языка для специальных целей (ESP).

Отличительным преимуществом интегрированного обучения по сравнению с методикой английского для специальных целей является активизация мыслительной деятельности посредством погружения в профессиональную деятельность на иностранном языке. Методика ESP (English for specific purposes) не дает возможности учащимся изучить материал вне полученных знаний. Данное утверждение соответствует принципу единства мыслительного и речевой деятельности.

Одним из основных компонентов предметно-языкового интегрированного обучения является интеграгщя иностранного языка и предметного содержания. Данный принцип подразумевает развитие профессиональной иноязычной компетенции в различных областях знаний [20]. Принцип последовательного увеличения уровня сложности полностью соответствует главной цели обучения иностранным языкам в гуманитарном классе старшей школы - формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне, превышающем пороговый. За период обуче-

ния учащиеся 10-11 классов должны освоить все виды речевой деятельности с уровня А2 при выпуске из 9 класса - до В2 при окончании 11 класса [21]. Принцип языковой адаптации предполагает от преподавателя наличие новых умений и навыков для проведения занятий на основе интегрированного предметно-языкового обучения. Принцип оптимальности нацелен на использование таких условий педагогического процесса, которые обеспечивают достижение полноценного результата. Принцип опоры на родной н иностранный языки предполагает использование более простого языка при появлении трудностей в процессе обучения. Мотнвацнонный принцип способствует формированию не только позитивного отношения к изучению иностранного языка, но позволяет стать старшекласснику субъектом профессионального самоопределения. Принцип интерактивности предусматривает активное участие обучающихся на занятиях (при традиционном обучении учитель имеет главенствующую роль, а обучающиеся обычно слушают материал). Принцип профориентационного обучения рассматривает процесс обучения не просто с точки зрения формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но позволяет на уроке сформировать профори-ентационную среду посредством моделирования профессионально-ориентированной ситуации.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Система методов позволяет реализовать вышеописанные принципы обучения на уроках. Методом обучения принято называть процесс взаимодействия субъектов обучения, где целью взаимодействия является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, формирование тех или иных навыков согласно содержанию обучения. В методической литературе можно встретить различную классификацию методов обучения. Следует рассмотреть наиболее распространенные методы обучения учащихся гуманитарного класса старшей школы посредством интегри-

рованного предметно-языкового обучения более подробно (табл. 1).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения гуманитарного класса старшей школы посредством интегрированного предметно-языкового моделирования показывает особенности подготовки обучающихся именно гуманитарного профиля обучения. Дисциплинами с углубленным уровнем подготовки являются: русский язык, иностранный язык, история, литература, об-ществознание. Также дополнительно могут изучаться области знаний, связанные с гуманитарными науками (юриспруденция, психология и педагогика, лингвистика и т. д.).

Отбор содержания обучения должен отображать специфику подготовки. Моделирование профессионально-ориентированной ситуации должно находить свое выражение в предметном содержании обучения, которое, в свою очередь, должно совпадать с проф-ориентационными потребностями обучающихся гуманитарного профиля.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Реализовать интегрированное предметно-языковое обучение позволяют средства обучения. Данные средства являются инструментарием педагога с целью реализации образовательного процесса. Основными средствами обучения являются:

- традиционные бумажные носители информации: учебники, УМК, рабочие тетради и т. д.;

- аудиовизуальные средства обучения: аудио- и видеоматериалы, презентации и т. д.;

- электронные средства обучения: актуальные информационные и коммуникационные технологии, лингвистические корпуса, средства мультимедиа, электронные словари ит. д.;

- демонстрационные и наглядные средства: картины, плакаты, стенды, макеты и т. д.;

- технические средства: персональный компьютер, микрофон, проектор, экран и т. д.

Таблица 1

Методы обучения иностранному языку учащихся гуманитарного профиля обучения старшей школы (10-11 классы) посредством предметно-языкового интегрированного обучения

Table 1

Methods of teaching a foreign language to students of a humanitarian profile in high school education (grades 10-11) content and language integrated learning

Группа методов Цель Область применения

Интегративные Процесс обучения строится на вовлечении обучающегося в процесс обучения, фронтальный метод работы не является доминирующим Построение учебных заданий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативные Развитие коммуникативной компетенции, знакомство с культурой страны изучаемого языка Отбор содержания обучения, организация процесса обучения, моделирование профессионально-ориентированной ситуации

Информационно -репродуктивные Выполнение заданий в соответствии с методическими рекомендациями Организация процесса обучения, отбор учебного материала, моделирование профессионально-ориентированной ситуации

Продуктивные Организация исследовательской работы Организация процесса обучения, отбор учебного материала, моделирование профессионально-ориентированной ситуации

Тандем-метод Учебный материал преподается преподавателем и иностранного языка, и профильной специальности Организация учебного процесса

Про фориентационный метод Обучающиеся становятся субъектом профессионального самоопределения Организация процесса обучения, отбор учебного материала, моделирование профессионально-ориентированной ситуации

Метод профессионального обучения Формирование профессиональных компетенций из различных областей знаний гуманитарных наук Организация процесса обучения, отбор учебного материала, моделирование профессионально-ориентированной ситуации

Методы контроля Контроль сформированной иноязычной компетенции на уровне не ниже чем В2, контроль за сформированными профессиональными компетенциям. Обратная связь Оценивание результатов обучения. Обратная связь

Также существуют различные формы обучения, которые определены целью и направленностью самого образовательного процесса. К таким относят индивидуальные (репетиторство, самообразование, тьюторст-во и др.) и групповые формы (семинары, лабораторные и практические занятия, лекции), аудиторные и внеаудиторные. Следует также упомянуть дистанционную форму обучения, которая нашла широкое распространение в последнее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ранее изученная методическая база дает возможность разработать собственную модель предметно-языкового

интегрированного обучения старшеклассников гуманитарного профиля обучения с целью их профессиональной ориентации. Интегрированное предметно-языковое обучение, основываясь на актуальных подходах к обучению (личностно-деятельностного, компе-тентностного, системного, коммуникативно-когнитивного, профориентационного, предметно-языкового интегрированного обучения), обладает всеми необходимыми общедидактическими, общеметодическими и частными принципами для разработки следующих методов обучения: интегративных, коммуникативных, информационно-репродуктивных, продуктивных, тандем-метода, профориентационного метода, метода профессионального обучения, методов контроля.

Реализовать разрабатываемую модель на носители, электронные, технические, демон-

практике позволяют традиционные бумажные страционные и наглядные средства обучения.

Список источников

1. . IpseI С. Coping with CLIL: Dropouts from CLIL Streams in Germany / University of Hamburg (Germany). URL: www.icij.eu/14/article5.htm (accessed: 16.06.2021).

2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психол., 2008. 479 с.

3. Байдикоеа Т.В. Методическая модель обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 181. С. 55-67. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-55-67

4. Токмакова Ю.В. Методическая модель обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 53-63. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-53-63

5. Щукин А.П. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. 470 с.

6. Зимняя IIA. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5 (97). С. 49-54.

7. Евстигнеев МП. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 3-9.

8. Пассов E.II. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

9. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.

10. Сысоев П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 4. С. 110-123.

11. Колесников A.A. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48.

12. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning. N. Y„ 2003.

13. Covle D. CLIL - a pedagogical approach // Van Deusen-Schöll N.. Hornberger N. Encyclopedia of Language and Education. N. Y„ 2008. P. 97-111.

14. Сысоев П.В., Завьялов B.B. Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 30-29.

15. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. 52 с.

16. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2018. 376 с.

17. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М.: Евро школа, 2001. 271 с.

18. Поляков О.Г., Белоусов A.C. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. №5. С. 64-71.

19. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals. N. Y.: Longmans; Green, 1956.

20. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

21. Белоусов A.C. Психолого-педагогические условия реализации предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как метода профессиональной ориентации старшеклассников гуманитарного профиля обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 26. № 195. С. 164-172. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-164-172 '

References

1. Apsel C. Coping with CLIL: Dropouts from CLIL Streams in Germany. Available at: www.icij.eu/14/ar-ticle5.htm (accessed 16.06.2021).

2. Galperin P.Y. Psikhologiva как ob "yektivnaya пайка: izbrannyve psikhologicheskive trudy [Psychology as an Objective Science: Selected Psychological Works]. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ., 2008, 479 p. (In Russian).

3. Baydikova T.V. Metodicheskaya model' obucheniya inoyazychnomu professional'nomu obshcheniyu stu-dentov napravleniya podgotovki «Agroinzheneriya» na osnove integrirovannogo predmetno-yazykovogo obucheniya [Methodical model for teaching foreign professional communication students of "Agricultural Engineering" programme based on content and language integrated learning], Vestnik Tambovskogo univer-siteta. Seriya: Gumanitarnve nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 181, pp. 55-67. https://doi.Org/10.20310/1810-0201-2019-24-181-55-67. (In Russian).

4. Tokmakova Y.V. Metodicheskaya model' obucheniya inoyazychnomu professional'nomu obshcheniyu stu-dentov napravleniya podgotovki «Tekhnologiya proizvodstva i pererabotki sel'skokhozyaystvennoy pro-duktsii» na osnove integrirovannogo predmetnoyazykovogo obucheniya [Methodic model of teaching professional foreign language communication students of "Technology of production and processing of agricultural products" programme based on the model of content and language integrated learning], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 53-63.'https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-53-63. (InRussian).

5. Shchukin A.N. Metodika prepodavaniya inostrannvkh vazvkov: teoriva i praktika [Methods of Foreign Languages Teaching: Theory and Practice]. Moscow, Filomatis Publ., 2007, 470 p. (In Russian).

6. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyy podkhod к obucheniyu russkomu yazyku как inostrannomu [Personal-activity approach to teaching Russian as a foreign language]. Russkiv vazvk za rubezhom [Russian Language Abroad], 1985, no. 5 (97), pp. 49-54. (In Russian).

7. Evstigneyev M.N. Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionno-koinmunikatsionnykh tekhnologiy [Competence of a foreign language teacher in the use of information and communication technologies]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2011, no. 9, pp. 3-9. (In Russian).

8. Passov E.I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govorenivu [Communicative Method of Teaching Foreign Language Speaking], Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991, 223 p. (In Russian).

9. Safonova V.V. Izucheniyeyazykov mezhdunarodnogo obshcheniya v kontekste dialoga kul'tur i tsivilizatsiv [The Study of Languages of International Communication in the Context of the Dialogue of Cultures and Civilizations]. Voronezh, IstokiPubl., 1996, 237 p. (InRussian).

10. Sysoyev P.V. Kognitivnyye aspekty ovladeniya kul'turoy [Cognitive aspects of mastering culture]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Ling\>istika i mezhkul'turnaya kommunikatsiva - Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIntercultural Communication, 2003, no. 4, pp. 110-123. (In Russian).

11. Kolesnikov A. A. Proforiyentatsionnoye obucheniye как osoboye napravleniye v integrirovannom yazyko-vom obrazovanii [Career guidance as a special direction in integrated language education]. Lnostrannvve yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2021, no. 5, pp. 40-48. (In Russian).

12. Marsh D. The Relevance and Potential of Content and Language Integrated Learning. New York, 2003. (In Russian).

13. Coyle D. CLIL - a pedagogical approach. In: Van Deusen-Scholl N„ Hornberger N. Encyclopedia of Language and Education. New York, 2008, pp. 97-111. (In Russian).

14. Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Metodicheskiye printsipy predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya [Methodical principles of content and language integrated learning], Lnostrannvve yazyki v shkole -Foreign Languages at School, 2021, no. 5, pp. 30-29. (In Russian).

15. Krylov E.G. Lntegrativnoye biling\'al'noye obucheniye inostrannomu yazyku i inzhenernym distsiplinam v tekhnicheskom vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Integrative Bilingual Teaching of a Foreign Language and Engineering Disciplines at Technical University. Dr. ped. sci. diss, abstr.]. Yekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2016, 52 p. (In Russian).

16. Krylov E.G. Integrativnove biling\>al 'nove obuchenive inostrannomu vazyku i inzhenernvm distsiplinam v tekhnicheskom vuze [Integrative Bilingual Teaching of a Foreign Language and Engineering Disciplines at a Technical University]. Izhevsk, Kalashnikov Izhevsk State Technical University Publ., 2018, 376 p. (In Russian).

17. Safonova V.V. Problemnyye zadaniya na urokakh anglivskogo yazyka v shkole [Problematic Assigmnents in English Lessons at School]. Moscow, Evroshkola Publ., 2001, 271 p. (In Russian).

18. Polyakov O.G., Belousov A.S. Elektivnyy kurs na inostrannom yazyke i professional'naya oriyentatsiya uchashchikhsya starshikh klassov (na primere gumanitarnogo profilya) [Elective course in a foreign language and career guidance of high school students (on the example of a humanitarian profile)]. Inostrannyve yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2021, no. 5, pp. 64-71. (In Russian).

19. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: the Classification of Educational Goals. New York, Longmans, Green Publ., 1956. (In Russian).

20. Ananyev B.G. Psikhologiva i problemy chelovekoznaniva [Psychology and Problems of Human Knowledge]. Moscow, Voronezh Institute of Practical Psychology, Research and Production Association "MODEK" Publ., 1996, 384 p. (In Russian).

21. Belousov A.S. Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya realizatsii predmetnoyazykovogo integrirovannogo obucheniya (CLIL) kak metoda professional'noy oriyentatsii starsheklassnikov gumanitarnogo profilya ob-ucheniya [Psychological and pedagogical conditions for the implementation of content and language integrated learning (CLIL) as a method of professional orientation of secondary school students of the humanities classes]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 195, pp. 164-172. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-164-172. (In Russian).

Информация об авторе

Белоусов Артур Сергеевич, ассистент кафедры профильной довузовской подготовки, Тамбовский государственный университет им. L.P. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-00026371-7688, агИшгЬектзоуЭбйуаМех.ги

Статья поступила в редакцию 22.11.2021 Одобрена после рецензирования 21.02.2022 Принята к публикации 18.03.2022

Information about the author

Arthur S. Belousov, Assistant of Specialized Pre-University Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 00000002-6371 -7688, artiiurbelousov96(S>yandex.ru

The article was submitted 22.11.2021 Approved after reviewing 21.02.2022 Accepted for publication 18.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.